Передел в небе

Индия, Китай, Россия наращивают авиационные группировки. Военно-воздушным силам Европы и Северной Америки не хватает средств

Сокращение оборонного бюджета Соединенных Штатов Америки и нестабильная ситуация на Ближнем Востоке замедляют общий рост военно-воздушных сил стран мира. Вместе с тем Россия, страны Азии и Латинской Америки в настоящее время осуществляют программы закупок новой авиатехники. В самих США, несмотря на секвестрирование военных расходов, продолжается развитие программы истребителя 5-го поколения F-35 – одной из самых дорогих в истории мирового авиастроения.

Возможности быстрого реагирования ВВС стран мира на сложившуюся обстановку в 2013 году подтвердились при выполнении различных боевых задач – от участия в вооруженном конфликте в Мали до переброски гуманитарной помощи пострадавшим от наводнения на Филиппинах.


В ходе операции в Мали, которая началась в январе 2013-го, поддержку военно-воздушным силам Франции оказывали самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У), заправщики, военно-транспортные самолеты (ВТС) различных европейских государств и США. Это сотрудничество в определенной мере является показательным и наглядно демонстрирует высокий уровень слаженности, которого можно достичь за относительно небольшой промежуток времени. Вероятно, подобного взаимодействия предстоит добиваться и ВВС государств – участников международных сил содействия безопасности ISAF (International Security Assistance Force) в Афганистане для оказания действенной поддержки правительству страны после вывода основного воинского контингента в конце этого года. Одновременно ВВС Афганистана оснащаются новой техникой, в частности в феврале 2013-го принято решение передать им 20 турбовинтовых учебно-боевых самолетов (УБС) EMB-314 «Супер Тукано» (Super Tucano) производства американской компании «Сьерра-Невада» (Sierra Nevada) и бразильской «Эмбраер» (Embraer). Наращиваются возможности военно-транспортной авиации (ВТА) Афганистана, в состав которой были введены ВТС С-27A производства «Аления Норт-Америка» (Alenia North America) и C-130H компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin).

Несмотря на секвестр

В Соединенных Штатах секвестрирование оборонного бюджета, одобренное конгрессом, может оказать на ВВС страны крайне негативное влияние в долгосрочной перспективе. С целью экономии денежных средств рассматривается возможность вывода из состава военно-воздушных сил целых типов техники. Как в прошлом, так и в текущем году американскими законодателями неоднократно обсуждалась возможность сокращения всех штурмовиков A-10 производства «Фэйрчайлд Репаблик» (Fairchild-Republic) в связи с тем, что их эффективность при выполнении боевых задач в Афганистане была относительно невысокой. Однако, несмотря на постоянно возникающие предложения о секвестре, американские ВВС по-прежнему численно превосходят аналогичные силы любого потенциального противника.

Передел в небеВместе с тем отрыв постоянно сокращается. В частности, общее количество самолетов в военно-воздушных силах стран Азиатско-Тихоокеанского региона на данный момент примерно на 800 единиц меньше, чем в строю ВВС США.

В текущем году американские военные получили последние заказанные ВТС C-17 производства «Боинга» (Boeing). Пять таких самолетов переданы военно-воздушным силам Индии. Ожидается, что завод компании «Боинг» в Лонг-Бич (Калифорния) прекратит сборку С-17 в 2015 году.

Несмотря на значительное сокращение оборонных расходов многих стран мира, из состава всех национальных ВВС было выведено относительно небольшое количество авиатехники – всего около 75 единиц. По данным справочника «Уорлд эйр форсез-2014» (World Air Forces 2014) компании «ФлайтГлоубал» (FlightGlobal), всего на данный момент в строю находится более 63 тысяч машин различного назначения. Из них 50,7 тысячи составляют боевые и специальные самолеты, заправщики и транспортники, боевые вертолеты и учебно-тренировочные самолеты (УТС). Около 5300 единиц включены в состав оплаченных контрактов и будут переданы в ВВС в ближайшее время. Ожидается приобретение еще примерно 6800 машин.

Передел в небеНа Северную Америку из общего мирового парка военных самолетов приходится около 14,1 тысячи. В то же время в каждой из отдельных категорий летательных аппаратов этот регион располагает относительно небольшим количеством авиатехники.

Рост количества авиатехники по сравнению с 2013 годом наблюдался, таким образом, в Северной Америке, АТР, Латинской Америке, России и странах Содружества Независимых Государств. Напротив, сокращение парка произошло в Европе, Африке, странах Ближнего Востока. Например, ВВС Германии вывели из своего состава самолеты F-4 «Фантом» производства «Макдоннелл Дуглас» (McDonnell Douglas). Франция распрощалась с истребителями «Мираж-F1» (Mirage F1), выпускавшимися авиакомпанией «Дассо» (Dassault). Великобритания сократила парк ВТС за счет C-130K компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) и VC10 производства «Виккерс» (Vickers).

Потери и приобретения

Внутренние конфликты в странах Ближнего Востока привели к потерям в военно-воздушных силах региона и соответственно к существенному их сокращению. Согласно оценочным данным парк ВВС охваченной гражданской войной Сирии сократился с 715 до 473 машин. Уменьшение количества авиатехники в строю произошло и в нестабильном Египте, в частности из строя было выведено 105 устаревших истребителей F-6 и F-7 производства КНР. В определенной мере Израиль, который проводит активные воздушные операции с участием боевых самолетов и беспилотных летательных аппаратов в районе Синая и границы с Сирией, может сократить столь существенный спад. В настоящее время страна ведет переговоры с США по вопросу приобретения новейших малозаметных истребителей 5-го поколения F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II). Израиль может также в недалеком будущем приобрести значительное количество авиатехники с целью противостояния Ирану. В настоящее время в США проходят обучение израильские экипажи ВТС С-130J. Именно Израиль намерен стать первым международным оператором конвертоплана V-22 «Оспри» (Osprey) производства компаний «Белл» (Bell) и «Боинг». Согласно заявлению министра обороны США Чака Хейгела в эту ближневосточную страну будет поставлено шесть конвертопланов V-22.

Передел в небе


Что касается региона АТР, то здесь рост количества авиатехники, вероятно, вызван программой модернизации ВВС Индии. Военно-воздушные силы страны ввели в строй ВТС С-17, 20 УТС PC-7 Mk II производства компании «Пилатус» (Pilatus) и три морских патрульных и противолодочных самолета P-8I «Посейдон» (Poseidon).

В состав ВВС Индонезии были включены УТС G120TP, а также Т-50 производства «Кориа аэроспейс индастриз» (Korea Aerospace Industries – KAI).

ВВС Китая также усиливаются. Были проведены летные испытания ВТС Y-20 «Сянь» (Xian), увеличилось количество испытательных полетов с палубы авианосца «Ляонин» морских истребителей «Цзянь-15» (J-15).

Старый Свет сокращает закупки

Крупнейшая в мире программа по созданию малозаметного истребителя пятого поколения F-35 «Лайтнинг-2» развивается достаточно успешно. После года стендовых испытаний самолет F-35C (версия с коротким взлетом и посадкой) успешно взлетел с палубы универсального десантного корабля «Уосп» LHD-1 (USS Wasp). С истребителей семейства F-35 были также проведены стрельбы ракетными боеприпасами. Относительно недавно компания «Локхид Мартин» получила от Пентагона новые заказы на производство этих самолетов. Республика Корея, в частности, приняла решение закупить от 40 до 60 F-35. Вместе с тем ряд стран отказывается от приобретения этих самолетов. Например, Нидерланды приняли решение сократить число планируемых к закупке F-35 с 85 до 37 машин, а Италия – с 90 до 45.

Европейский истребитель «Тайфун», в создании которого принимает участие ряд государств Западной Европы, испытывает определенные сложности на международном рынке вооружений. Вместе с тем разработчик самолета – компания «БАЕ Системз» (BAE Systems) возобновила поставки самолетов в Саудовскую Аравию, в составе ВВС которой находятся 32 из 72 заказанных истребителей. Были проведены летные испытания третьей производственной серии (Tranche 3) «Тайфуна».

Начались поставки ВТС A400M производства компании «Эрбас» (Airbus). В настоящее время два самолета переданы ВВС Франции, до конца года ожидается начало поставок военно-воздушным силам Турции. Однако Испания сократила заказы на A400M с 27 до 14 машин.

Определенные проблемы проявляются и в секторе боевых вертолетов. Франция и Германия подписали соглашение с «NH индастриз» (NH Industries) и компанией «Эрбас хеликоптерс» (Airbus Helicopters) о сокращении объема заказов на боевой вертолет «Тайгер» (Tiger) и NH90.

Передел в небе
Автор: Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/20631


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. voyaka uh 12 июня 2014 09:55
    Интересна последняя таблица.
    Видно, насколько скакнула доля т.н. специальных
    самолетов, особенно в ВВС США.
  2. svp67 12 июня 2014 10:21
    Индия, Китай, Россия наращивают авиационные группировки. Военно-воздушным силам Европы и Северной Америки не хватает средств
    Как то странно, согласно таблиц в регионе Индии и Китая прирост 5%, в регионе "России" прирост 1%, а в "не хватающем средств" региона "Северная Америка" прирост 2%...что то не совсем с логикой...
    1. Комментарий был удален.
    2. Saburov 12 июня 2014 21:37
      Да это таблица от бабушки со скамейки,там весь хлам с отстойников в США посчитали.
      Стоит отметить, что по количеству летательных аппаратов ВВС России уступают только ВВС США,хотя это нивелируется хорошими ЗРК,но в советские времена общее количество самолетов и вертолетов, стоящих на вооружении у СССР было большим, чем у США. В постсоветское время ВВС страны пережили ряд серьезных сокращений. С вооружения сняли все машины старых типов. В настоящее время практически весь парк представлен аппаратами как минимум четвертого поколения. Количество авиационных полков за постсоветский период сократилось с 281 до 102. Уже в 1995 г. было прекращено серийное производство самолетов, поставляемых в ВВС и авиацию ПВО. Если в 1992 г. в строй встали 67 самолетов, то в 1994 – 17, а в 1995 – ни одного. Однако, за последние годы в ВВС страны было поставлено 153 истребителя, из них 42 новой постройки, а остальные – модернизация строевых. Также на вооружение было поставлено 24 истребителя и штурмовика новой постройки. За 2010 год в войска ушел 21 самолет, в 2011 – 35. В 2015-2017 гг. на вооружение ВВС России должен поступить самолет-истребитель 5-го поколения (Хотя сроки уже сдвинули).
      1. Saburov 12 июня 2014 21:38
        Итак, если сравнивать организационные структуры и вооружение военно-воздушных сил Советского Союза и Российской Федерации, то вырисовывается следующая картина: объединений: Авиация дальнего действия Одним из элементов стратегической триады страны является АДД (авиация дальнего действия), которая в СССР включала в себя 3 воздушных армии со штабами в Иркутске, Москве и Смоленске). На ее вооружении к 1990 году стояло 435 стратегических и дальних бомбардировщиков, из них 15 ракетоносцев Ту-160, 160 – Ту-95, 30 – М-4, 150 бомбардировщиков Ту-22 и Ту22М и 80 Ту-16. Ни армий, ни дивизий в структуре российских ВВС на сегодняшнее время нет. По имеющимся сведениям в стратегической и дальней авиации России на вооружении состоит 294 самолета, из которых 90 Ту-22М3 находится в резерве. В регулярном строю находится 16 ракетоносцев Ту-160, 64 бомбардировщика Ту-95МС6\МС16 и 124 бомбардировщика Ту-22М3.
        1. Saburov 12 июня 2014 21:39
          Истребители и средние бомбардировщики в Советском Союзе входили в состав фронтовой авиации, которая насчитывала в общей сложности 14 воздушных армий, три из которых (плюс одна объединенная воздушная дивизия) были дислоцированы на европейском ТВД в группах советских войск. Кроме того отдельным объединением являлись ВВС Московского военного округа. Всего на вооружении у СССР состояло 1755 истребителей (из которых часть входило в войска ПВО). Основой истребительного парка на момент развала СССР являлся самолет МиГ-23 в количестве 700 единиц. Вторыми по распространенности были истребители МиГ-29, которых насчитывалось 540 экземпляров. Кроме того на вооружении находились 200 перехватчиков МиГ-31 и 40 единиц МиГ-25, 90 истребителей Су-27 и 185 почтенных МиГ-21. Всего истребительный парк современной России насчитывает 1382 самолета. На вооружении ВВС России находится 570 истребителей МиГ-29, из них 34 – модернизированные МиГ-29СМТ. Триста машин данной марки находится в резерве. Перехватчиков МиГ-31 и МиГ-31БН имеется 328 штук, из которых 150 находится в резерве и 188 – в действующих частях. Истребителей Су-27 различных модификаций имеется 406 единиц (100 на хранении и 353 в строю). Более современных Су-30, Су-30М2, Су-35С насчитывается всего 11. Ударная авиация Сравнивать с землей противника на поле боя и в ближнем тылу была призвана ударная авиация. Самолетов, попадающих под данную категорию в СССР насчитывалось 2135 штук. По маркам они распределялись следующим образом: наибольшее количество составляли Су-24, которых имелось 630 штук, за ними шли Су-17, которых было 535, потом – 500 МиГ-27 и 130 Су-7 и 340 штурмовиков Су-25. В российской военной авиации насчитывается 956 самолетов. Основу парка по-прежнему составляют Су-24 различных модификаций, которых имеется на вооружении 566 штук, из них 201 – в резерве. Современных фронтовых бомбардировщиков Су-34 насчитывается только 15, а штурмовиков Су-25 и модернизированных Су-25СМ, соответственно 241 и 40 экземпляров и 100 штук в резерве, то есть всего – 381 штука, что даже больше, чем в СССР.
          1. Saburov 12 июня 2014 21:41
            В советских ВВС имелось 84 самолета-топливозаправщика, из которых Ил-78 насчитывалось 34 штуки, М-4 имелось 30 штук и заправщиков Ту-16 – 20 штук. В РФ на вооружении имеется 20 заправщиков Ил-78 Самолеты ДРЛОиУ Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и указания в СССР были представлены 40 экземплярами А-50. В России таковых имеется только 20, из которых 8 находятся в резерве. Разведывательная авиация Самолетов-разведчиков и самолетов РЭБ в Советском Союзе имелось 1015 единиц. Наиболее распространенным был Су-24 в разведывательном варианте, которых насчитывалось 235 штук. Также на вооружении состояло 200 единиц Як-28, 190 штук Су-7, 170 – Миг-25, 50 – Миг-21, 130 Ту-16, 30 – Ту-22МР, и 10 Ил-38. В ВВС России осталось 100 разведчиков Су-24 и 30 – МиГ-25 РБ. Транспортная авиация Для переброски техники и войск была предназначена транспортная авиация. В числе «воздушных извозчиков» Советского Союза имелось 615 транспортных самолетов. Основной рабочей лошадкой были 310 Ил-76. Также в число транспортников входили 210 Ан-12, 55 – Ан-22 «Антей» и 45 тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». В ВВС России на вооружении имеется 210 Ил-76, 20 единиц Ан-72, 12 – «Антеев» Ан-22 и 22 тяжелых Ан-124. Планы поставки На настоящее время к поставкам в военно-воздушные силы России планируется такая современная техника, как МиГ-29К, Су-27СМ3, Су-30М2 и Су-35С, к 2014 году планируется выйти на уровень производства 15-17 Су-34 в год. Как видно, российской боевой авиации еще далеко до окончательной смерти, но и до уровня Советского Союза тоже не так близко.
      2. Djein9 13 июня 2014 23:00
        Цитата: Saburov
        Если в 1992 г. в строй встали 67 самолетов, то в 1994 – 17, а в 1995 – ни одного. Однако, за последние годы в ВВС страны было поставлено 153 истребителя, из них 42 новой постройки, а остальные – модернизация строевых. Также на вооружение было поставлено 24 истребителя и штурмовика новой постройки. За 2010 год в войска ушел 21 самолет, в 2011 – 35. В 2015-2017 гг. на вооружение ВВС России должен поступить самолет-истребитель 5-го поколения (Хотя сроки уже сдвинули)....

        ...Западным разведкам скоро зарплату срежут.... Всю информацию им наши ребята предоставляют, соревнуясь друг перед другом своей осведомлённостью и сообразительностью..., и фото и остальное, только скачивай... и сколько таких "помошников" в интернете на всяких разных сайтах.. кто считал...???...
        А этим всё пофиг ... не мешайте им обсуждать вопрос, почему столько ракет падает и прочих аварий...
        Djein9
      3. Комментарий был удален.
  3. lexx2038 12 июня 2014 16:10
    У нас большая территория, нужно много мелких аэродромов буквально по 10-15 самолетов с центральным командованием, с небольшой ПВО на каждом аэродроме.....
    1. Шур 13 июня 2014 01:15
      Размазать все по территории и в чем соль?
      Шур
  4. lexx2038 12 июня 2014 16:17
    Где я живу, у нас есть только КАНСКая авиационная группировка, ракетные базы убрали, а раньше, гордился!... за грибами пошел"-Стой кто идет!??"
  5. лёшка 12 июня 2014 17:28
    нам нужно наращивать ВВС И ВМФ И силы специального назночения
    лёшка
  6. Lyton 12 июня 2014 17:28
    Ну слава богу хоть в минус не ушли в процентном отношении и новые самолеты в войска начали поступать, так держать.
  7. Матроскин 18 13 июня 2014 00:53
    Как бы там ни было с авиацией на восточных границах, а ПВО поплотней держать нужно на западе!
    Западный сосед нынче пошёл нервный, злой и мелочный! И с адекватностью пробелы....
    Матроскин 18
  8. Palladium900 13 июня 2014 20:20
    Сокращение оборонного бюджета Соединенных Штатов Америки
    С каких пор военный бюджет США стал "оборонным"?
  9. waggish 7 июля 2014 17:21
    Похоже на сказку!
    waggish

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня