Спецкомиссия определилась с причиной аварии "Протон-М"

46
Завершила свою работу специальная комиссия, расследовавшая аварию ракеты-носителя «Протон-М», не сумевшей вывести на орбиту спутник «Экспресс-АМ4Р» стоимостью около 7 млрд. рублей. Комиссия пришла к окончательной версии причин катастрофы. Эту версию и представил глава Роскосмоса Олег Остапенко.

Олега Остапенко цитирует ИТАР-ТАСС:

Окончательная версия, которую мы на сегодняшний день имеем, соответствует тому предварительному заключению, которое было на первом этапе работы межведомственной комиссии. Та телеметрия и аналитическая информация, которая у нас есть, показывает, что, по всей видимости, произошло разрушение подшипника в турбонасосном агрегате.


Спецкомиссия определилась с причиной аварии "Протон-М"


В то же время использованный Олегом Остапенко термин «по всей видимости» даёт повод задуматься над тем, что выводы вполне могут оказаться и неокончательными.

Напомним, что ранее специальная комиссия в качестве одной из причин аварии ракеты-носителя упоминала саботаж. Однако эта версия была отметена. В то же время в распоряжении следственных органов имеются материалы, которые позволили возбудить уголовное дело по ст.167 Уголовного кодекса РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества». Об этом сообщает издание «Взгляд». Уголовное дело распространяется на все ЧП с ракетой-носителем подобного типа, которые проявили себя за последнее время.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    12 июня 2014 18:00
    Темнят, курилки... Боятся. как бы чего не вышло при смелых выводах
    1. +5
      12 июня 2014 18:04
      Так там многие повязаны на темных делах вот и молчат.
    2. +7
      12 июня 2014 18:31
      Всё бы выглядело правдоподобно, если бы не целая серия аварий предшествующих этому случаю!
      =============================================================
      Цитата статьи:
      "В то же время в распоряжении следственных органов имеются материалы, которые позволили возбудить уголовное дело по ст.167 Уголовного кодекса РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества». Об этом сообщает издание «Взгляд». Уголовное дело распространяется на все ЧП с ракетой-носителем подобного типа, которые проявили себя за последнее время."
      Отметать версию саботажа и диверсии можно только в том случае, если будет 100% доказана другая версия!
    3. +3
      12 июня 2014 18:40
      Стоит ли удивляться, в обществе где всё покупается и продаётся, в том числе и "версии", возможно чего угодно. "Подковёрную борьбу" тоже никто не отменял пока.
      У нас, в России, в новейшей истории состоялся ли хоть один крупный (по финансам тоже) проект не связанный так или иначе с каким-нибудь "скандалом"?
    4. Комментарий был удален.
    5. +6
      12 июня 2014 20:25
      Как спец в области ЖРД сразу дам свой вывод - такого просто не может быть!!! Это или ошибка персонала при сборке движка, либо "проплаченная диверсия". Насколько я знаю в этой теме в 80-х и 90-х в этой сфере было очень много ступеней контроля. Не верю что все потеряно вмиг и сразу. Очень обидно.
      1. +7
        12 июня 2014 23:39
        Цитата: staryivoin
        Не верю что все потеряно вмиг и сразу. Очень обидно.

        Тут совсем недавно поведали СКОЛЬКО неожиданных косяков было обнаружено в уже готовых "Протонах", от стружки и свинцовых пломб, там где этого ни как быть не должно, до нарушения правил сборки...Уровень квалификации рабочих упал очень сильно. А чего еще можно ожидать, если средняя зарплата у "Хруничева" 30 тыс.руб... и это в Москве. Кто туда пойдет за такую зарплату работать? Тем более,что зарплата средняя, значить работяги получают еще меньше...Пора вспомнить что за ответственный труд надо и платить СООТВЕТСТВЕННО и не только "эффективным менеджерам" и их любовницам...
        1. 0
          13 июня 2014 07:40
          В СССР с соответствующей зарплатой не заморачивались )
    6. +1
      13 июня 2014 01:11
      Да скорее всего опять детали закупили в Китае, блин дожились, что для космической программы детали у Китая заказываем, позорище.
      Либо ОТК опять прохолтурило,
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. +2
        13 июня 2014 02:52
        7 млрд. рублей
        это сколько веков труда простого пахаря кобыле в трещину
      4. Комментарий был удален.
      5. 0
        13 июня 2014 14:08
        ОТК уже нет давным-давно! Сейчас действует система качества содранная с западных документов, так называемая ISO-2000, -2008 по годам введения в действие. И если у немцев и японцев рабочие несут персональную ответственность, то у нас вся эта система существует только в документах. Качество - понятие относительное. Оно или есть, или его нет. И на наших предприятиях все зависит от человека. Захочет сделает так, что любо-дорого смотреть. Не захочет - так лучше бы не делал. Да и проконтролировать продукцию сейчас проблема - контроллер должен быть как минимум со средне-техническим специальным образованием, а лучше с высшим - инженерно-технологическим. Но у нас настрогали буратин - юристов-экономистов-манагеров, которых девать некуда. Результат в смысле факт - на лицо!
    7. +1
      13 июня 2014 07:58
      Мне всегда удивительно, что не падают протоны когда несут западные спутники, а наши спутники регулярно гробят, похоже , что все таки саботаж.
  2. +11
    12 июня 2014 18:00
    Вот оно отсутствие элементарного входного контроля качества материалов. Из-за копеечной детали прос-срали целую ракету.
    1. +1
      12 июня 2014 18:37
      Цитата: ЕКТ
      Из-за копеечной детали прос-срали целую ракету.

      Думаю, в этой ракете "копеечных" деталей не может быть в принципе! В противном случае получаем серьёзные аварии с серьёзными финансовыми и имиджевыми последствиями! Попытка сэкономить на "космосе" в подавляющем количестве случаев будет заканчиваться аварией.
      1. +3
        12 июня 2014 21:30
        Не надо понимать все так буквально. Согласен, такой подшибник не дешев, но на фоне стоимости ракеты это копейки.
    2. +2
      12 июня 2014 18:42
      Цитата: ЕКТ
      Вот оно отсутствие элементарного входного контроля качества материалов. Из-за копеечной детали прос-срали целую ракету.

      Не все так просто, как нам говорят.
    3. 0
      12 июня 2014 18:57
      Цитата: ЕКТ
      Вот оно отсутствие элементарного входного контроля качества материалов. Из-за копеечной детали прос-срали целую ракету.

      Даже поломка подшипника не может так повлиять на работу турбонасоса ибо крутиться всё равно детали будут, но в разнос конструкции и учитывая, что после запуска всё это потом сгорит в плотных слоях атмосферы оно не может так сильно повлиять на сам спутник ибо всё что могло поломаться находится в разгонном блоке и отработав даже в сломанном состоянии должно выдавать номинальные параметры насоса в таком малом времени его работы.
      Подшипник если даже рассыпался всё равно будет крутиться вал, но с перегревом и дисбалансом. Нужно смотреть конструкцию так трудно определить, что именно из-за подшипника всё сломалось.
      1. +3
        12 июня 2014 19:12
        ирокез-не всё так просто как вы написали.1-какой подшипник-игольчатый,роликовый,шариковый?2-что именно разволилось-обойма или сепоратор?3-подшипник развалился просто полностью или внутренняя обойма лопнув стала на распорку и заклинила или сместила вал из-за чего и произошла вибрация с разрущением уже насоса?вопросов могу задать тысячу но твёрдо скажу одно что как не странно но офицеальная версия вполне правдоподобна
      2. +4
        12 июня 2014 19:59
        Цитата: Irokez
        Даже поломка подшипника не может так повлиять на работу турбонасоса ибо крутиться всё равно детали будут

        Турбонасосы ракетных двигателе работают в таком напряженном режиме, что разрушение подшипника ведет к разрушению всего насоса.Вот здесь выдержка из описания турбонасоса двигателя РД-170.
        1. 0
          13 июня 2014 06:56
          При таких параметрах разрушение подшипника - смерть всей конструкции.
    4. почтальон
      +5
      12 июня 2014 19:02
      Цитата: ЕКТ
      . Из-за копеечной детали прос-срали целую ракету.

      1.Подшипники, как и ТНА- это не копеечная деталь,это основа жрд,без вытеснительной подачи КТ.
      ТНА РД-107


      2.Хотя подшипника (в бытовом понимании), как такового там нет (если не считать опорного осевого у ротора):
      -подшипники скольжения (гидростатические или гидростатодинамические подшипники, и которые смазываются компонентами топлива)
      -комбинированные уплотнения, состоящие из фторопластовых (в насосе окислителя) и резиновых (в насосе горючего), манжет чугунных разрезных колец, отражателя и лабиринтов.

      2. ТНА-ОБЯЗАТЕЛЬНО контролируют ( крутят на стенде) на оборотах около 70-80% от макимума.
      Контроль-100%
      1. Комментарий был удален.
      2. +2
        12 июня 2014 19:26
        Значит кто -то заткнул дырку, подводящую смазку к местам сопряжения. КТО ТО ИЛИ ЧТО ТО.. Ведь уже писали как то-нашли несколько пломб в трубопроводе при просветке. Саботаж-было сказано прямым текстом.. Конечно не надо искать врагов, но они есть. Некомпетентность, незнание. неумение. и пофигизм -одолевающей все население России.
        1. почтальон
          +5
          12 июня 2014 19:57
          Цитата: Связист
          Значит кто -то заткнул дырку, подводящую смазку к местам сопряжения.

          мб.
          но там стоят датчики давления, на отсечку.

          к стати, пардон ошибся на ТНА РД-253 =подшипники (у насосов топлива и окислителя)



          судя по видеозаписи пуска:
          - Нарушена герметичность полостей насосов и турбины( обеспечивается применением уплотнении манжетного и сильфонного типа и гидрозатворов).
          -"закупорка " дренажных трубопроводов" =В случае просачивания компонентов через уплотнения, они отводятся из специально предусмотренных дренажных полостей через соответствующие дренажные трубопроводы.
          === Как следствие возгорание САМОВОЗГОРАЮЩИХСЯ КОМПОНЕНТОВ топлива (видео)

          Цитата: Связист
          Некомпетентность, незнание. неумение. и пофигизм -одолевающей все население России.


          Да. статистика не в нашу пользу:

          ============================
          Но возможна и другая версия:
          -при аварии РН(любой вариант) ПН (спутник,станция глонас и тд)не выводится и не функционирует,проверить БЫЛА ли та ПН =не возможно,можно деньги списать,а пн не выводить на орбиту.
          -страховка,получаешь кушь.
          Конечно эти версии с оттенком шизы, но после сердюкова ничему не удивлюсь
      3. +2
        12 июня 2014 20:46
        ну да... 100%... их в печатках стерильных в спец боксах устанавливают...проверяют 150 раз и вот тут он "бац" и "полетел"...чето-то тут не то....
  3. +2
    12 июня 2014 18:00
    чем больше комиссий,тем меньше толку.
  4. -3
    12 июня 2014 18:01
    Подшипник смазать забыли?
  5. +14
    12 июня 2014 18:03
    А все таки Сталин был прав!
    1. Матроскин 18
      +4
      12 июня 2014 18:10
      И ещё важно знать, кто его взял на работу и кто его кум, сват и брат!
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  6. +5
    12 июня 2014 18:08
    В то же время в распоряжении следственных органов имеются материалы, которые позволили возбудить уголовное дело по ст.167 Уголовного кодекса РФ

    Избирательностью аварий просто резало глаза.
  7. MSA
    MSA
    +2
    12 июня 2014 18:12
    Что то ребята не договаривают.
    1. 0
      12 июня 2014 19:22
      Цитата: MSA
      Что то ребята не договаривают.

      Если страховка запуска была большая, то могла быть прямая выгода аварии и чтоб ещё выгодней было, то могли запустить муляж спутника съэкономив при этом начинку. Кроме того работа для ракетчиков сохраняется ибо спутники всё равно надо запускать.
      1. +2
        12 июня 2014 21:07
        Цитата: Irokez
        запустить муляж спутника
        Ну вы совсем фигню уж не пишите.. какой муляж??! спутники проходят массу тестов и испытаний перед отправкой на космодром, их транспортируют , трясясь над ними,как над детьми, потом на космодроме тестовые процедуры.. не в спутниках дело , а в носителе. Нас просто убирают из космоса...
  8. 0
    12 июня 2014 18:12
    Интересно, что в следующий раз придумают.
  9. 0
    12 июня 2014 18:14
    Цитата: ЕКТ
    Вот оно отсутствие элементарного входного контроля качества материалов. Из-за копеечной детали прос-срали целую ракету.

    И не только ракету, но и дорогущий спутник. Лаврентий Берия давно бы разобрался. soldier
  10. Кузнецов
    -1
    12 июня 2014 18:18
    На майл.ру один чел предсказывал именно на 16.05.14 "..неадекватные действия, поступки, приведшие к катастрофе" - проще говоря головотябство, халатность.
  11. 0
    12 июня 2014 18:18
    В саботаж я скорее поверю.
  12. 0
    12 июня 2014 18:20
    За эти миллиарды денег, что выкинули в никуда при запуске Протонов что-то не слышно было, чтоб кого-то наказали. Просто нужно ВЗЫСКИВАТЬ с виновных лиц материальный ущерб. Ссылки на расхлябанность, бесконтрольность, люди уже не верят, что же происходит? ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖЕН БЕРИЯ.
    1. rereture
      0
      13 июня 2014 00:19
      И что вы взыщете с человека, который получает максимум 20к в месяц? Какая зарплата - такая работа.
  13. Леприкон
    0
    12 июня 2014 18:23
    Нам многое ещё не расскажут еще как минимум пару десяток лет, государственные тайны они такие...у наших противников за океаном тоже самое происходит.
  14. Олег Сотников
    +1
    12 июня 2014 18:26
    Тенденция, однако! Имена? Явки? Фамилия?
    Кого стрелочником сделают?
  15. 0
    12 июня 2014 18:28
    "по всей видимости, произошло разрушение подшипника в турбонасосном агрегате."

    Теперь осталось выяснить ПОЧЕМУ разрушился подшипник и объявить об этом во всеуслышание.
    1. +1
      12 июня 2014 19:14
      mamont5-очень простая причина-маде ин чина
  16. 0
    12 июня 2014 18:31
    Мутят что то наши товарищи с этим подшипником, недоговаривают.
  17. Иван 63
    0
    12 июня 2014 18:38
    ДИСЦИПЛИНА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СТРАХ.
  18. 0
    12 июня 2014 18:40
    Давно засела крыса в Роскосмосе!
    Найдите её и все станет спокойно!
    А они подшибники бла ,бла ,бла!
    И.М.Х.О.
  19. 0
    12 июня 2014 18:42
    Чёт как-то мутно, расплывчато всё, ни какой конкретики!!!!!
  20. pentarhist
    0
    12 июня 2014 19:15
    http://gloriaputina.livejournal.com/352709.html Установлен новый рекорд российского космоса, 25 удачных запусков подряд. 11 безаварийных месяцев

    Рухнул очередной спутник, возрадовалась Украина. Опять у Рашки падают ракеты. Украина вообще бы промолчать

    Аварии они у всех. с 1991 по 2011. В среднем на 20 запусков одна авария. Выбивается только Украина 1 авария на 10 запусков, но это вообще тяжелый случай.
    У РФ при количестве запусков в 513, неудач 25 или 4,87%
    У США при количестве запусков в 450 , неудач 28 или 6,22%
    У ЕС при количестве запусков в 149, неудач 5 или 3,36%
    У Китая при количестве запусков в 123 , неудач 8 или 6,5%
    1. почтальон
      0
      12 июня 2014 20:12
      Цитата: pentarhist
      Аварии они у всех.

      Точнее и информативнее так:
  21. Леприкон
    -2
    12 июня 2014 19:20
    Цитата: dr.Bo
    Давно засела крыса в Роскосмосе!
    Найдите её и все станет спокойно!
    А они подшибники бла ,бла ,бла!
    И.М.Х.О.


    Не всё так просто, вспомним спутник Фобос-грунт, запуск 2011 года упал в океан и сгорел. Официальные версии отказ электроники и бла.бла.бла.

    Вот высказывание представителя Роскосмоса

    ""-глава Роскосмоса подчеркнул, что аварии с российскими аппаратами по непонятным причинам часто происходят "в тот период, когда они летят над теневой для России стороной Земли" – там, где Роскосмос не может принимать с них телеметрию. "Не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать", – заметил он.""
    Но есть ещё одна версия которая почти не озвучивается ни где, но инфа всё равно всплывает якобы спутник попал в большую Геомагнитную аномалию над Южной Америкой. которая связана с магнитными полюсами земли...ЗЫ и эта инфа тоже из недр Роскосмоса.

    так что не всё так однозначно...
  22. EvgenH
    0
    12 июня 2014 19:20
    Если это саботаж - тогда методам воспитания нужно учиться у И.В.Стрелкова. А если брак, то к нему же на пару месяцев в командировку на рытье окопов. Но мы не можем (что очень жаль) себе такого позволить. Расследование, вердикт, суд, бла-бла-бла, а воз и ныне там...Проходили, знаем.
  23. Леприкон
    0
    12 июня 2014 19:32
    Цитата: horoh
    Чёт как-то мутно, расплывчато всё, ни какой конкретики!!!!!
    Всё что касается космоса, у всех расплывчато и без конкретики, вспомнился проект Аполлон у Амеров, там тоже мутно закрыли проект полётов на луну, два последних запуска отменили из за как бы больших расходов, но что интересно ракеты были уже построены и готовы к запуску и на фоне тех денег которые они к тому времени потратили, запуск двух последних аппаратов копейки...может быть когда нибудь и узнаем правду...Космос покрыт тайной и мраком...кхекхе
  24. 0
    12 июня 2014 19:32
    А стрелочником сегодня будет подшипник, встречайте, уважаемые гости портала.
  25. 0
    12 июня 2014 20:48
    Всего то. Раньше бы вставили двигатели и родственникам!
  26. +2
    12 июня 2014 20:50
    Какого ? Если у нас ОМик пятьдесят мохнатого года выпуска, на сигнальной точке накроется, то поднимаются все документы, кто эту точку ревизировал последний раз, и пох, что есть запись, что он старый и еле-еле по сопротивлению изоляции вписался. Всё, сеанс коллективной любви, вдумчиво и с извращениями. У них, блин, ракета, не, у мну слов даже таких нет, одни матюги!
  27. 0
    12 июня 2014 21:20
    "по всей видимости, произошло разрушение подшипника в турбонасосном агрегате."...подшипник это причина или следствие... что реально стало причиной не штатной работы ТНА ???
    Что конкретно... подшипник бяка, посадочные места... по корпусу или валу, установка косорукая... пережали, смазку забыли набить... или он оказался слабым звеном при возникшей не штатной работе ТНА... что именно... озвучите.
    Короче пальцем... эЭэ... в космос.
    Не зная диагноза, как лечить болезнь.
  28. +2
    12 июня 2014 22:43
    Я тут человек новый, хоть и читаю вас давно... что хочу сказать... В свое время, защищаясь в Бауманке по дефектоскопии, имел разговор с профессором как раз на тему "падения". Так вот, у нас на производстве этих движков, даже нет методики по сборке... Знакомый ушел с "Хруничева" в виду низкой зарплаты, и работают там сейчас работяги со всей России-матушки за 30-40 000 целковых... при том что сами движки морально устарели, и все модернизации производятся на базе того, что было разработано 20-30-40 лет назад...
    При всей совокупности информации, не удивляюсь что у нас раз в год что то падает и взрывается...
    1. 0
      13 июня 2014 09:24
      при том что сами движки морально устарели
      Понятие морального устаревания - весьма субъективное. Что именно устарело? Форма лопаток турбонасоса? Диаметр подводящего трубопровода? Можно ли вообще говорить о моральном устаревании для такого класса изделий? Я понимаю, если бы новые модели, с радикально лучшими характеристиками, появлялись каждые 3-5 даже 10 лет. Тогда можно было бы говорить: "чего это мы летаем на морально устаревших аппаратах, вместо того чтобы летать на в 2-3-5 раз более экономичных или в 2-5-10 раз более дешевых по себестоимости 1 кг". Но этого нет.
      Считаю, в данном случае, о моральном устаревании не может идти речи.
  29. +4
    12 июня 2014 22:58
    по всей видимости, произошло разрушение подшипника в турбонасосном агрегате.
    Несерьезно как-то. В авиации все системы продублированы, а некоторые трижды и четырежды. А тут космонавтика - значит дублирование должно обеспечивать вероятность безаварийной работы близкую к 100%. А судя по выводам комиссии турбонасосный агрегат, являясь ответственным изделием, ничем не подстраховывался в случае отказа. Где-то тут подвох
  30. 0
    12 июня 2014 23:38
    Ляяя... как все просто- виноват какой-то там "рублевый" подшипник! А кто его делал? Из какого материала? Кто контролировал весь технологический процесс? И почему этого раньше не происходило? Где гарантия, что подобный подшипник вновь ни откажется от "исполнения служебных обязанностей"?

    Лес валить и перчатки шить! Это в лучшем случае... может тогда появиться персональная ответственность и... страх за результаты собственного труда. Подчеркиваю- персональная ответственность на всех участках и во всех сферах!
  31. 0
    12 июня 2014 23:59
    опять упёрлись в деньги
  32. Polarfox
    0
    13 июня 2014 03:41
    Как-то всё у нас не по фэншую,
    Мимоходом, наспех, кое-как.
    Словно строим башню мы большую,
    А прораб - бездельник и .

    Что ж, бывало, сохранили в книгах
    Опыт стройки этакой фигни.
    Вот сидим мы, нищий и барыга,
    И как семечки, расщёлкиваем дни.
  33. 0
    13 июня 2014 05:24
    Китайский наверное поставили! Он же дешевле!
    Следователям просто надо поднять бух., где чего и когда покупалось и тех. документацию (определить тип подшипника и требования к нему)
    И все дела smile
  34. 0
    13 июня 2014 06:22
    эх эта комиссия
  35. 0
    13 июня 2014 07:42
    Контроль на каждом этапе производства и сборки каждого элемента.