Что представляли собой вооруженные силы Третьего рейха к началу войны с СССР?

73
Что представляли собой вооруженные силы Третьего рейха к началу войны с СССР?

Третий рейх готовился к удару по СССР очень основательно, к моменту начала войны на границах Советского Союза была сосредоточена группировка вооруженных сил рейха и вооруженных сил стран-сателлитов Германии, которая не имела до того времени аналогов. Для разгрома Польши Рейх использовал 59 дивизий, в войне с Францией и её союзниками - Голландией, Бельгией, Англией - выставил 141 дивизию, для удара по СССР была сосредоточена 181 дивизия, это вместе с союзниками. Берлин провёл серьёзную подготовку к войне, буквально за несколько лет превратив свои вооружённые силы из одной из слабейших армий Европы, ведь по Версальским соглашениям Германии разрешали иметь только 100-тыс. армию, без боевой авиации, тяжёлой артиллерии, танков, мощных ВМС, всеобщей воинской повинности, в лучшую армию мира. Это было небывалое преображение, конечно, сказался тот факт, что в период, предшествующий приходу к власти нацистов, с помощью «финансового интернационала» удалось сохранить военный потенциал промышленности и затем быстро милитаризировать экономику. Был сохранён и офицерский корпус, передавший свой опыт новым поколениям.

Миф о том, что «разведка вовремя доложила». Одним из самых устойчивых и опасных мифов, который был создан ещё при Хрущёве, а в годы РФ ещё более усилен, является легенда о том, что разведка не раз докладывала о дате начала войны, но «тупой», или в другой версии «враг народа», Сталин отмахнулся от этих сообщений, веря больше «другу» Гитлеру. Почему этот миф опасен? Он создаёт мнение, что если бы армию привели в полную боевую готовность, то удалось бы избежать ситуации, когда вермахт дошёл до Ленинграда, Москвы, Сталинграда, мол, удалось бы остановить врага на границе. К тому же не учитывает геополитических реалий того времени – СССР могли обвинить в вооруженной провокации, как в 1914 году, когда Российская империя начала мобилизацию и её обвинили в «развязывании войны», Берлин получил повод начать войну. Была вероятность того, что пришлось бы забыть о создании «Антигитлеровской коалиции».

Сообщения разведки-то были, но есть очень большое «Но» - весной 1941 года разведка наркоматов госбезопасности и обороны буквально засыпала Кремль докладами об «окончательной и твердо установленной» дате начала вторжений войск Рейха. Таких дат было сообщено по меньшей мере 5-6. Были сообщены апрельские, майские, июньские даты о вторжении вермахта и начале войны, но все они оказались дезинформацией. Так, вопреки мифам про Войну, никто и никогда не сообщал дату 22 июня. Про час и день вторжения войска Рейха должны были узнать только за три дня до войны, поэтому директива, говорившая о дате вторжения в СССР, пришла в войска только 19 июня 1941 года. Естественно, ни один разведчик сообщить об этом не успел.

Та же знаменитая «телеграмма» Р.Зорге о том, что «нападение ожидается рано утром 22 июня по широкому фронту», - фальшивка. Её текст резко отличается от реальных подобных шифрограмм; кроме того, ни один ответственный руководитель государства не станет предпринимать какие-либо серьёзные действия на основе таких сообщений, даже если оно приходит от надежного информатора. Как уже говорилось, подобные сообщения Москва получала регулярно. Уже в наши годы, 16 июня 2001 года, орган Министерства обороны РФ «Красная звезда» опубликовала материалы круглого стола, посвященного 60-летию начала Великой Отечественной войны, где были признания полковника СВР Карпова: «К сожалению, это фальшивка, появившаяся в хрущевские времена. Такие «дурочки» запускаются просто...». То есть ложь о том, что советская разведка всё знала и сообщала день и час начала вторжения, был запущен Н.Хрущёвым, когда тот «развенчивал» культ личности.

Только после получения вермахтом директивы от 19 июня границу стали пересекать различные «перебежчики» и сигналы через пограничную службу пошли в Москву.



Ошиблась разведка и в численности группировки войск вермахта, якобы досконально вскрытой советскими разведчиками. Общая численность вооруженных сил Рейха советской разведкой определялась в 320 дивизий, в реальности на тот период у вермахта было 214 дивизий. Считалось, что силы Рейха разделены поровну на западном и восточном стратегических направлениях: по 130 дивизий, плюс 60 в резерве, остальные на других направлениях. То есть не было ясности, куда Берлин направит свой удар – логично было предположить, что против Англии. Совсем бы другая картина сложилась, если бы разведка сообщила, что из 214 дивизий Рейха 148 сосредоточены на Востоке. Советская разведка не смогла отследить и процесс наращивания мощи вермахта на востоке. По данным разведки СССР, группировка вермахта на востоке с февраля по май 1941 года возросла с 80 до 130 дивизий, наращивание сил значительное, но при этом считали, что против Англии группировка вермахта удвоилась. Какие из этого можно было сделать выводы? Можно было предположить, что Берлин готовится к операции против Англии, что он уже давно планировал сделать и активно распространял об этом дезинформацию. А на востоке усилили группировку для более надёжного прикрытия «тыла». Не войну же на два фронта планировал Гитлер? Это же однозначное самоубийство Германии. И совсем другая картина бы сложилась, если бы в Кремле знали, что в феврале из всех 214 германских дивизий на востоке были только 23, а к июню 1941 года стало уже 148.

Правда, не надо создавать и другой миф, что во всём виновата разведка, она работала, собирала сведения. Но надо учитывать тот факт, что она ещё была молодая, по сравнению с западными спецслужбами, опыта не хватало.

Ещё один миф, мол, Сталин виноват в том, что неправильно определили главное направление удара вооруженных сил Германии – самую мощную группировку РККА сосредоточили в Киевском особом военном округе (КОВО), считая, что именно там будет главный удар. Но, во-первых, это решение Генштаба, во-вторых, согласно донесениям разведки, против КОВО и Одесского военного округа (ОВО) командование вермахта выставило не менее 70 дивизий, включая 15 танковых, а против Западного особого военного округа (ЗОВО) немецкое командование сосредоточило 45 дивизий, из них всего 5 танковых. Да и по первоначальным разработкам плана «Барбаросса», Берлин планировал главный удар именно на юго-западном стратегическом направлении. Москва исходила из имеющихся данных, это мы в настоящее время можем сложить все кусочки мозаики. Кроме того, в южной Польше, южнее Люблина, в начале июня 1941 года в действительности находилось 10 танковых и 6 моторизованных дивизий вермахта и войск СС. И поэтому противопоставление им 20 танковых и 10 моторизованных дивизий КОВО и ОВО было вполне правильным шагом нашего командования. Правда, проблема в том, что наша разведка проморгала момент, как 5 танковых и 3 моторизованных дивизии 2-й танковой группы Гейнса Гудериана в середине июня были переброшены в район Бреста. В итоге против Западного особого военного округа оказались сосредоточены 9 танковых и 6 моторизованных дивизий Германии, а против КОВО остались 5 танковых дивизий и 3 моторизованных дивизии.



Т-2

Что представляли собой вооруженные силы Третьего рейха к началу войны с СССР?

Группировка вермахта на востоке насчитывала 153 дивизии и 2 бригады, плюс части усиления, они были распределены в основном по театрам военных действий: от Норвегии до Румынии. Помимо немецких войск, на границах с Советским Союзом были сосредоточены крупные силы вооруженных сил стран-союзников Германии – финские, румынские и венгерские дивизии, всего 29 дивизий (15 финских и 14 румынских) и 16 бригад (финских – 3, венгерских – 4, румынских - 9).


Т-3

Главную ударную мощь вермахта представляли танковые и моторизированные дивизии. Что они из себя представляли? В июне 1941 года существовали танковые дивизии двух типов: танковые дивизии с танковым полком из двух батальонов, они имели по штату 147 танков - 51 легкий танк Pz.Kpfw. II (по советской классификации Т-2), 71 средний танк Pz.Kpfw. III (Т-3), 20 средних танков Pz.Kpfw. IV (Т-4) и 5 командирских танков без вооружения. Танковая дивизия с танковым полком из трёх батальонов могла иметь на вооружении немецкие или чехословацкие танки. В танковой дивизии, оснащённой немецкими танками, по штату имели: 65 легких танков Т-2, 106 средних танков Т-3 и 30 Т-4, а также 8 командирских танков, всего - 209 единиц. В танковой дивизии, оснащенной в основном чехословацкими танками, по штату было: 55 легких танков Т-2, 110 легких чехословацких танков Pz.Kpfw. 35(t) или Pz.Kpfw. 38(t), 30 средних танков Т-4 и 14 командирских танков Pz.Kpfw. 35(t) или Pz.Kpfw. 38(t), всего – 209 единиц. Надо ещё учитывать тот факт, что большую часть танков Т-2 и Pz.Kpfw. 38(t) успели модернизировать, их лобовая броня 30 и 50 мм теперь не уступала по бронезащите средним танкам Т-3 и Т-4. Плюс лучшее, чем в советских танках, качество прицельных приборов. По разным оценкам, всего у вермахта было примерно 4000 танков и штурмовых орудий, с союзниками - более 4300.


Pz.Kpfw. 38(t).

Но надо учитывать, что танковая дивизия вермахта – это не только танки. Танковые дивизии усиливали: 6 тыс. человек мотопехоты; 150 стволов артиллерии, вместе с миномётами и противотанковыми пушками; моторизованный саперный батальон, который мог оборудовать позиции, выставить минные заграждения или разминировать минные поля, организовать переправу; моторизованный батальон связи – это подвижные узлы связи на базе автомобилей, броневиков или бронетранспортеров, которые могли обеспечивать устойчивое управление частями дивизии на марше и в бою. По штату танковая дивизия имела 1963 единицы автотранспорта, тягачей (грузовых автомобилей и тягачей – 1402 и легковых автомобилей – 561), в некоторых дивизиях их число достигало до 2300 единиц. Плюс 1289 мотоциклов (711 единиц с колясками) по штату, хотя их число также могло доходить до 1570 единиц. Поэтому танковые дивизии были в организационном плане отлично сбалансированной боевой единицей, именно поэтому организационные структуры этого соединения образца 1941 года, с небольшими совершенствованиями, сохранялись до конца войны.



Усиливались танковые дивизии и моторизованными дивизиями. Моторизованные дивизии отличались от обычных пехотных дивизий вермахта полной моторизацией всех частей и подразделений дивизии. Они имели два полка моторизованной пехоты вместо 3-х пехотных в пехотной дивизии, два легких гаубичных дивизиона и один тяжелый артдивизион в артполку вместо 3-х легких и 1-го тяжелого в пехотной дивизии, плюс имели мотоциклетно-стрелковый батальон, которого не было в стандартной пехотной дивизии. Моторизованные дивизии имели 1900–2000 автомобилей и 1300–1400 мотоциклов. То есть танковые дивизии усиливались дополнительной мотопехотой.

В вооруженных силах Германии первыми среди других армий мира не только поняли необходимость иметь для поддержки своей пехоты самоходную артиллерию, но и первыми на практике воплотили эту идею в жизнь. В составе вермахта имелось 11 дивизионов и 5 отдельных батарей штурмовых орудий, 7 дивизионов самоходных истребителей танков, еще 4 батареи 150-мм самоходных тяжелых пехотных орудий были переданы танковым дивизиям вермахта. Подразделения штурмовых орудий осуществляли поддержку пехоты на поле боя, это позволяло не отвлекать для этих целей танковые подразделения из состава танковых дивизий. Дивизионы самоходных истребителей танков стали высокомобильным противотанковым резервом командования вермахта.

Пехотные дивизии вермахта насчитывали 16 500–16 800 человек, но надо знать, что вопреки военным мифам вся артиллерия этих дивизий была на гужевой тяге. В пехотной дивизии вермахта по штату насчитывалось 5375 лошадей: 1743 верховые лошади и 3632 тягловые, из них 2249 тягловых лошадей относились к артиллерийскому полку части. Плюс высокий уровень моторизации - 911 автомобилей (из них 565 – грузовых и 346 – легковых), 527 мотоциклов ( 201 единица с коляской). Всего в вооруженных силах Германии, сосредоточенных на границах Советского Союза, было более чем 600 000 автомобилей различных типов и более чем 1 млн. лошадей.




Артиллерия

Традиционно сильной была артиллерия ВС Германии: до четверти стволов немецких дивизий составляли орудия калибром 105–150 мм. Организационная структура войсковой артиллерии вермахта позволяла обеспечить существенное усиление пехотных подразделений в бою. Так, в пехотных полках были 150-мм тяжелые полевые орудия. Это обеспечивало немецкой пехоте значительное преимущество в бою. При стрельбе прямой наводкой снарядами весом 38 кг 150-мм орудия быстро могли подавить огневые точки врага, расчищая дорогу наступающим частям. Дивизионная артиллерия могла поддержать пехотные, моторизованные полки, дивизионом легких 105-мм гаубиц, при этом в распоряжении командиров пехотных и моторизованных дивизий вермахта оставался тяжелый гаубичный дивизион 150-мм гаубиц, а в распоряжении командиров танковых дивизий – смешанный тяжелый дивизион 105-мм пушек и 150-мм гаубиц.



У танковых и моторизованных дивизий были ещё пушки ПВО: по штату в дивизии был рота ЗСУ (18 единиц), это были зенитные самоходные установки на базе полугусеничных тягачей, вооруженные одноствольными или счетверенными 20-мм зенитными автоматами. Рота входила в состав истребительно-противотанкового дивизиона. ЗСУ могли вести огонь как стационарно, так и на ходу в марше. Плюс зенитные дивизионы с 8–12-тью 88-мм зенитными пушками Flak18/36/37, которые, кроме борьбы с ВВС противника, могли бороться с танками врага, выполняя противотанковые функции.

Для удара по Красной Армии командование вермахта сосредоточило и значительные силы Резерва главного командования Сухопутных войск(РГК): 28 артдивизионов (по 12-ть 105-мм тяжелых пушек в каждом); 37 дивизионов тяжелых полевых гаубиц (по 12-ть 150-мм единиц в каждом); 2 смешанных дивизиона (по 6-ть 211-мм мортир и три 173-мм орудия в каждом); 29 тяжелых мортирных дивизионов (по 9-ть 211-мм мортир в каждом дивизионе); 7 моторизованных тяжелых артдивизионов (по 9-ть 149,1-мм тяжелых пушек в каждом дивизионе); 2 тяжелых гаубичных дивизиона (по четыре 240-мм тяжелые чехословацкие гаубицы в каждом дивизионе); 6 истребительно-противотанковых дивизионов (по 36-ть 37-мм противотанковых пушек Pak35/36 в каждом); 9 отдельных железнодорожных батарей с 280-мм морскими пушками (по 2 орудия в батарее). Практически вся артиллерия РГК была сосредоточена на направлении главных ударов, и вся она была моторизованной.



Для обеспечения всесторонней подготовки к боевым действиям в состав ударных групп вермахта было включено: 34 дивизиона артиллерийской инструментальной разведки, 52 отдельных саперных батальона, 25 отдельных мостостроительных батальонов, 91 строительный батальон и 35 дорожно-строительных батальонов.

Авиация: для удара по СССР были сосредоточены 4 воздушных флота люфтваффе, плюс авиация союзников. Помимо 3217 бомбардировщиков и истребителей, в составе ВВС Рейха насчитывалось 1058 самолетов-разведчиков, которые играли важнейшую роль в обеспечении действий наземных сил и ВМС Германии. Плюс 639 транспортных самолетов и самолетов связи. Из 965 германских одномоторных истребителей Bf.109 «мессершмитт» почти 60% составляли самолёты новой модификации Bf.109F, они превосходили в скорости и скороподъемности не только старые советские истребители «И-16» и «И-153», но и новые, только поступавшие в ВВС РККА «Як-1» и «ЛаГГ-3».



ВВС Рейха располагали большим количеством частей и подразделений связи и управления, что позволяло поддерживать их высокую управляемость и боеспособность. В Военно-воздушные силы Германии входили зенитные дивизии, которые обеспечивали противовоздушную оборону сухопутных войск и тыловых объектов. Каждая зенитная дивизия имела в своем составе подразделения воздушного наблюдения, оповещения и связи, подразделения тылового и технического обеспечения. На их вооружении стояло 8-15 зенитных дивизионов с 88-мм зенитками Flak18/36/37, 37-мм и 20-мм зенитными автоматическими пушками Flak30и Flak38, в том числе и счетверенные установки 20-мм автоматов Flakvierling38/1. При этом зенитные дивизионы ВВС хорошо взаимодействовали с наземными силами, зачастую продвигаясь непосредственно вместе с ними.

Помимо собственно вооруженных сил, ударную мощь усиливали многочисленные вспомогательные военизированные формирования, такие как Транспортный корпус Шпеера, Организация Тодта, Национал-социалистский автомобильный корпус и Имперская трудовая служба. Они выполняли задачи по тыловому, техническому и инженерному обеспечению вермахта. Много там было добровольцев из стран Западной и Восточной Европы, формально не находившихся в состоянии войны с СССР.

Подводя итог, надо сказать, что эта военная машина на тот период не знала равных. Не зря в Берлине, Лондоне и Вашингтоне считали, что СССР не выдержит удара и падёт в течении 2-3 месяцев. Но просчитались, в очередной раз…




Источники:
Исаев А. В. Неизвестный 1941. Остановленный блицкриг. М., 2010.
Пыхалов И. Великая Оболганная война. М., 2005.
Пыхалов И. Великий оболганный вождь. Ложь и правда о Сталине. М., 2010.
http://nvo.ng.ru/history/2011-06-10/1_2ww.html
http://militera.lib.ru/h/tippelskirch/index.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Операция_«Барбаросса»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Отечественная_война
http://vspomniv.ru/nemetskie.htm
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=588260
http://waralbum.ru/
http://ww2history.ru/artvermaht
http://www.airpages.ru/lw_main.shtml
http://putnikost.gorod.tomsk.ru/index-1271220706.php
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. mitrich
    +12
    22 июня 2011 10:51
    В 1950-1960-е г.г. между Первым секретарем ЦК КПСС Н.С.Хрущевым и высшим генералитетом состоялась сделка, в виде документа не оформленная.
    Суть ее в том, что первый не напоминал вторым о провалах в оборонительной стратегии РККА накануне и летом 1941, а вторые не поминали Хрущеву Н.С. его роль в репрессиях на Украине в конце 1930-х г.г.
    Вот тогда-то и родились все эти стереотипы про Сталина: "не поддаваться на провокации", "верил Гитлеру до последнего", "Зорге сообщал, а им подтерлись" и т.д. А то, что сами обсрались не по-детски, о том молчок, конечно. Кто до последнего настаивал на том, что главный удар немцы нанесут по Украине, а не в Белоруссии? Прославленный полководец, бывший тогда начальником ГШ РККА. Официально, так Верховный "прозрел" чуть ли не 3 часа до войны. А о директиве И.В. Сталина от 18.06.1941 о приведении войск западных округов в состояние боевой готовности почему молчат? Потому что правда НЕУДОБНАЯ. Если И.В. Сталин "разобрался" бы с генералами тогда, летом 1941, по-взрослому, то расстреляли бы не только Павлова и Рычагова, а кое-кого и повыше. Ну а после войны уже вступил в силу принцип: "победителей не судят". Так было.
    Могли мы тогда немцев не допустить до Москвы, чего уж там. На фотографии их танков стоит только взглянуть, чтобы это понять. Управление войсками подвело. Но история сослагательного наклонения не знает, так что будем поминать погибших и радоваться победе над сильным противником.
    1. SerGL
      +3
      22 февраля 2012 12:24
      Вообще-то не только и не столько связь.
      Насколько я в курсе, причины поражения в летне-осенней компании 1941 года у РККА следующие:
      -низкая подготовка командиров всех уровней, особенно среднего и низшего комсоставов;
      -недоукомплектованность частей материальной частью и личным составом;
      -отсутствие культуры связи и в достаточном количестве средств связи;
      -отсутствие должного взаимодействия между родами войск;
      Это и многое другое частично было исправлено в ходе войны, а кое-что так и не было исправлено.
      1. 0
        31 января 2018 11:13
        Цитата: SerGL
        Вообще-то не только и не столько связь.
        Насколько я в курсе, причины поражения в летне-осенней компании 1941 года у РККА следующие:
        -низкая подготовка командиров всех уровней, особенно среднего и низшего комсоставов;
        -недоукомплектованность частей материальной частью и личным составом;
        -отсутствие культуры связи и в достаточном количестве средств связи;
        -отсутствие должного взаимодействия между родами войск;
        Это и многое другое частично было исправлено в ходе войны, а кое-что так и не было исправлено.

        Добавлю;
        - шапкозакидательские настроения
        -полное отсутствие обученности войск в звене отделение-дивизия.
        -отсутствие тылового обеспечения
        -отсутствие войсковой разведки( считалось, что брать языков не придется, достаточно сказать немцам, что перед ними армия представителей рабочего класса и они начнут переходить к нам , это не шутка)
        -отсутствие единоначалия( в начале войны без подписи комиссара ни один приказ командира не был действительным, после всех ляпов со стороны ребят комиссаров, Сталин в конце 1942г отменил институт комиссарства.) Военные советы в управлении войск были коллегиальным органом. Принцип был следующий; военный совет решил, а за все ответил командир и начальник штаба.
        - и другие моменты, которые не устранены до настоящего времени в нашей армии. Например; огромное количество замов, помощников всех мастей. Ни в одной армии мира нет такого количество замов в частях и соединениях как у нас.
  2. prokopovich111
    -19
    22 июня 2011 13:54
    Статья полная ахинея..... наши тупые вояки так обосрались, что нацистов до Волги допустили... наверно что б там их загубить.... вся немецкая армия куча хлама кроме 88 и 109-го..!!!!!
    1. AlexArrow
      -2
      12 июля 2011 16:06
      Так ведь так и получилось - обосрались советы и до Волги немцев пустили. С такими то запасами оружия - и танков у советов всех больше было и самолётов (больше, чем во всем мире!).
      Вот что значит хорошая подготовка бойца, слаженность всех родов войск, передовая военная теория и качественная надёжная техника.
      1. SerGL
        0
        22 февраля 2012 12:38
        "Любой танк крут настолько, насколько крут его экипаж".

        Численность танков в РККА на лето 1941 года только кажется офигенно внушительной. Все зависит от того, как считать и что считать. К тому же у нас обычно считают численность всех танков, а у вермахта только то, что было задействовано в "Барбароссе". Да, в итоге у нас было двухкратное превосходство в танках по численности, но танки одни не воюют!
        В итоге получается, что немецкой военной машине мы смогли вначале войны предоставить только массу. Но это не умаляет наших побед в 1943-1944годах.
        1. 0
          31 января 2018 11:19
          Цитата: SerGL
          "Любой танк крут настолько, насколько крут его экипаж".

          Численность танков в РККА на лето 1941 года только кажется офигенно внушительной. Все зависит от того, как считать и что считать. К тому же у нас обычно считают численность всех танков, а у вермахта только то, что было задействовано в "Барбароссе". Да, в итоге у нас было двухкратное превосходство в танках по численности, но танки одни не воюют!
          В итоге получается, что немецкой военной машине мы смогли вначале войны предоставить только массу. Но это не умаляет наших побед в 1943-1944годах.

          Считать можно как угодно. Наши механизированные корпуса в 41г имели по штату 1031 танк( Советская военная энциклопедия). Корпуса находившиеся в приграничных округах были укомплектованы начиная от 70 и выше процентов. Мы имели 4-х кратное превосходство. Другое дело, что выдвижение на должности было по принципу преданности партии и личной преданности. А такой принцип выдвижения очень уязвим в военном деле.
    2. borkovn
      0
      26 августа 2011 23:29
      Слово ORGANISATION не русское.
    3. +6
      16 ноября 2011 06:55
      эта "куча хлама" доехала до Москвы и Волги, перед этим проехав по всей Европе и наваляв англам по самое не могу. так може это - не куча хлама, а серъезнейший противник? Такого противника можно уважать и нужно гордиться нашими дедами, которые его все-таки заломали
      1. 0
        31 января 2018 11:23
        Цитата: wasjasibirjac
        эта "куча хлама" доехала до Москвы и Волги, перед этим проехав по всей Европе и наваляв англам по самое не могу. так може это - не куча хлама, а серъезнейший противник? Такого противника можно уважать и нужно гордиться нашими дедами, которые его все-таки заломали

        Солдатами гордиться надо и необходимо прививать эту гордость нашим детям. А вот гордиться нашим военным руководством в 1941-42гг , да и в 43г( разгром наших по Харьковом)не стоит. Победили мы кровью наших солдат и младших офицеров. Но победили.
    4. SerGL
      +1
      22 февраля 2012 12:33
      Давайте подумаем, что есть управление войсками? В идеале - командир полка отдает приказ: назначает время начала атаки, рубежи, сроки и т.д., а идеальные командиры батальонов с блеском его исполняют. В жизни любой командир среднего звена будет исполнять приказ по внедренным в него с училища шаблонам. Провалы в тактической подготовке командиров всех уровней не компенсировать численностью танков и самолетов.
  3. +2
    22 июня 2011 15:36
    prokopovich111,
    вся немецкая армия куча хлама кроме 88 и 109-го..!!!!!-- всю европу под себя подмяла??? не надо принижать противника.
    1. 0
      29 декабря 2017 10:35
      а что европа ?предки нынешних геев они оптом ложились под немца для приличия пару дней сопротивляясь
  4. Marat
    +6
    22 июня 2011 22:39
    Немецкая армия 1941го опередила время. Это было похоже на НАТО того времени. Вся мощь объединенной Европы, передовая техника, тактика и стратегия. Интересно у Максима Калашникова почитать его версии. Победа над таким врагом это подвиг нашей страны и повод для размышлении потенциальным противникам
    1. Winchester
      +1
      23 июня 2011 13:40
      Опередила свое время???
      Новейшие в то время Пц 3 и 4 были лучше Т-34 и КВ ???
      Передовая тактика того времени - а ничего, что большинство висших офицеров Рейха учились в СССР?
      1. AlexArrow
        +1
        12 июля 2011 16:02
        Училось не большинство и учились в советах только по причине условий версальского мирного договора 1919 года - немцам было запрещено иметь бронетанковые войска и ВВС. Поэтому открыли 2 школы в союзе и там немцы под прикрытием коммуняк оттачивали своё военное мастерство.
  5. Winchester
    +1
    23 июня 2011 13:50
    Статья бред. Почему-то нету ни 1 слова про советское вооружение. Вообще-то понятно почему. Как можно сравнивать Т-34 и КВ с их 76 мм пушками и нормальным бронированием, дизельными двигателями с Pz 3, 4?
    Почему-то нету ни слова про количество вооружения СССР. Возможно, советская авиация несколько уступала фашистской. Только вот по минимальным оценкам у СССР в 41 было 19 000 самолетов против 3-4 тис нацистких.
    В СССР одних только новых Т-34 и КВ было около 3 000 - почти столько же, сколько у фашистов танков было вообще. А как же еще 20 000 танков более старых моделей, которые по характеристикам были близки в Пц 3?
    1. +4
      23 июня 2011 14:08
      Тут все в организации дело. Если техника стоит на видном месте и без топлива, а солдаты спят где-нибудь, плюс нет никаких приказов, полная неразбериха со связью. Своеобразный прообраз современных сцентрических воен. Как говорится кто успел тот и съел
      1. Winchester
        -7
        23 июня 2011 14:21
        Так возникает вопрос - как можно было с таким огромным преимуществом отступать весь 41-й и вообще воевать 4 года. Было бы нормальное командование и достаточная мотивация Берлин взяли бы не позже начала 42.
    2. AlexArrow
      +3
      12 июля 2011 15:59
      Цитата: Winchester
      Как можно сравнивать Т-34 и КВ с их 76 мм пушками и нормальным бронированием, дизельными двигателями с Pz 3, 4?

      Ну так почитайте что нить по теме.
      И Т-34 и КВ на 41 год были танки абсолютно "сырые".
      К примеру, список дефектов на начало 41 года для Т-34 составлял 80 пунктов. И пункты серьёзнейшие. К примеру:
      1) Низкий моторесурс и надёжность дизеля В-2.
      2) Отстутсвие нормальных современных средств наблюдения из танка (нет команд. башенки, низкокачественная оптика)
      3) Отвратительная коробка передач
      4) Отстутсвие радиостанций (ехали в атаку за командиром по флажкам)
      И т.д. и т.п. Вобщем, танк был к войне готов.
      Решили даже выпускать новый танк взамен Т-34 (новый Т-43), но война изменила все планы.

      А если прибавить не подготовленные экипажи, тупые генералы, то вот и прчина таких кошмарных поражений.
      1. macmurdo
        -1
        28 октября 2011 21:13
        Браво! "Сырые" то же самое,что - очень плохие!А "абсолютно сырые" - это тоже самое что дерьмо. И главное почитать надо по теме глупым невеждам.
        1. SerGL
          +1
          22 февраля 2012 12:59
          Если говорить про танки, то простое сравнение лошадиных сил, миллиметров брони и калибра орудия - это ошибка.

          Представьте острейший меч с неудобной и скользкой рукоятью, который будет выскальзывать из руки после каждого удара - много вы таким оружием навоюете? Вот и Т-34 в 1941 году был только в начале пути, в конце которого он будет признан лучшим танком в мире того времени.

          Как можно полноценно воевать на машине, у которой плохая и неустойчивая связь, недостаточный обзор, тесная башня, командир вынужден выполнять функцию наводчика, КПП переключается двумя руками и то с помощью радиста, двигатель и 100 часов не нарабатывает, и самое главное - у танка нет бронебойных снарядов!!! От слова совсем. Ну не освоила промышленность выпуск бронебойных снарядов. И стрелять по немецким танкам приходится всем чем угодно, даже шрапнельными снарядами.

          А ведь воевали и побеждали. Есть повод задуматься.
    3. macmurdo
      -1
      28 октября 2011 21:08
      Что-то по моему тут работает антироссийская пропаганда все ответы подобные вашим - глушат.А статья чушь нереальная.
    4. +1
      26 декабря 2011 14:24
      Внимательно читаем заголовок. Статья о оружии германии перед войной, а не сравнительные характеристики вооружений!!!!!
    5. +1
      14 февраля 2012 22:44
      Новых танков КВ-1 и Т-34 в войсках было 1861 шт. Дело в том , что война застала наши танковые войска на реорганизации. Бригады были расформированы , а формировались танковые и механизированные корпуса. В связи с началом выпуска новых танков, выпуск старых и запчастей к ним был прекращен. Был большой дефицит двигателей к танкам старых типов. Новые танки были ошибочно распылены по многим частям и не были еще освоены личным составом.
  6. david
    +1
    24 июня 2011 00:41
    Все дело в командовании . Помните - армия баранов, которой командует лев... А в начале войны КА была армией, которой командовали бараны, начиная от начальника генштаба Жукова , наркома Тимошенко и первого маршала Ворошилова... А ставить знак равенства между КВ, Т-34 и немецкими Т-3 и Т-4 вообще абсурд. Это все равно, что сравнить "мессершмитт" и И-15. У КА было все для того , чтобы закончить войну в Берлине в 42 -43 гг. Не было только одного - командования.... Уничтожив цвет командного состава , ВКПб поставило страну на грань уничтожения.... Именно не Сталин, а все ВКПб , потому что партия боялась ответственности за уничтожение завоеваний Октября. А спросить партию могла только армия и спросить сурово. А в войну пришлось , как всегда, отдуваться народу, чтобы верхушка партии продолжала жиреть.
    1. Джокер
      +8
      24 июня 2011 08:28
      И для всех остальных спецов, командование брать не буду,но могу сказать вопрос сложный, и так засирать наше руководство я бы не стал.

      По танкам нашим:
      - банально по средствам наблюдения, примерно до 42-43 года средство наблюдения командира танка (он же кстати наводчик орудия) служил перископ у которого в качестве зеркальных элементов применялся отполированный метал, можете себе представить качество наблюдения?
      - к этому можно прибавить низкую надежность дизельного двигателя в начале войны;
      - систему отчистки поступающего в двигатель воздуха которая в принципе пыль не удерживала;
      - 4-х скоростная коробка передач, у которой усилие переключения составляло порядка 70-ти килограммов (!!!)а это между прочим вынуждало мех. водов идти в атаку на второй передаче на повышенных оборотах, что дополнительно гробило движок, заменена на нормальную 5-ти скоростную в районе 43-го года;
      - к этому можно еще добавить "единый" люк для заряжающего и командира танка у Т-34 выпуска с 40 по примерно 42-43 года (в зависимости от завода), который было нереально поднять одному, да к тому же если ты ранен;

      Согласен у нас лучшие танки, несмотря на некоторые преимущества проблем у Т-3 и Т-4 тоже хватало (расписывать не буду), просто надо отдавать отчет в том что немецкие войска на начало войны действительно представляли из себя грозную силу, и к тому же на Германию в тот момент работала вся промышленность развитой европы.
      1. 0
        31 января 2018 11:30
        Я с вами согласен; виноват Гитлер во всех недостатках нашей армии. Ребята коммунисты пишут, что в первую мировую виноват Николай, а Великую Отечественную -Гитлер.Все по коммунистически- виноваты все, кроме руководителей.
  7. КВ-2
    КВ-2
    +4
    24 июня 2011 11:33
    Winchester, ты откуда эти цифры берешь? уж не у Резуна ли? Тогда смело можешь ими подтереться. А вообще за такое тиражирование "исторической" лжи полагается приз - бюстик геббельса на письменный стол.
  8. vagon
    +3
    24 июня 2011 16:23
    Я тоже удивляюсь: как можно было имея такое превосходство в технике отступать на сотни км??!! Но это все лирика.
    Зрим в корень. Что видим.
    1. В немецкой армии широко использовалась трофейная техника. В начале войны было захвачено много советских легких танков (БТ и Т-26). Но почему-то немцы не спешили их использовать (странно). Хотя части оснащенные Т-34 и КВ были.
    2. Кто мне скажет, сколько было взято в плен советских солдат в первые 3 месяца войны? Что-то очень уж много, как мне кажется.
    3. Обвинять Сталина, Жукова, или еще кого-то считаю бессмысленным. Нам-то с нашей колокольни видней: как можно было прошляпить нападение, ведь все всё знали... Что бы разобраться в той ситуации нужно перелопатить кучу архивов (не только отечественных) многие из которых до сих пор носят гриф секретности. Не нам выносить вердикты.
    А вообще дискуссия интересная: одни с пеной у рта кричат, что наши танки лучше, другие наоборот. Прежде чем делать выводы необходимо изучить не только ТТХ, но так же способы боевого предназначения и применения танка, организационную структуру частей и прочее. Причем не по статейкам, переписанным из художественно-популярных журналов, а по серьезным источникам.
    Вот тогда можно будет с умным видом говорить что они... а мы ... тогда они ...
    1. SerGL
      +2
      22 февраля 2012 13:12
      Мои пять копеек за трофейные танки в вермахте.

      Трофейную технику надо не только использовать, но и обслуживать.
      Использование французских и чешских танков оправдано наличием заводов по выпуску запчастей, моторов и наличия ремонтной базы.
      Где немцам брать запчасти на Т-26 и на БТ, если их в войсках и без того не хватало? Да, и принимая во внимание то, что только танки поздних серий имели боевую ценность, можно сказать, что по легким танкам овчинка выделки не стоила.

      По массовому применению Т-34 и КВ. Всё таки это средний и тяжелый танки, и их потенциальная боевая ценность могли перевесить трудности в снабжении. Но...
      А Вы задумались о том, откуда немцы брали бы столько соляры для танковых дизелей? Весь вермахт жрал бензин, а вся соляра шла во флот (и то его не хватало). Официально в вермахте использовалось единомоментно на протяжении войны лишь несколько десятков трофейных советских танков.

      По моему, так.
  9. Tiger
    0
    24 июня 2011 21:22
    Вся стратегия в геополитической обстановке тог времени.– СССР могли обвинить в вооруженной провокации, как в 1914 году, когда Российская империя начала мобилизацию и её обвинили в «развязывании войны», Берлин получил повод начать войну. Была вероятность того, что пришлось бы забыть о создании «Антигитлеровской коалиции».
    А у кого какие самолеты ,винтовки и танки это вопросы тактики.e
  10. Тимер
    +6
    25 июня 2011 23:26
    Что за чушь тут написали про нашу разведку до войны!
    "она ещё была молодая, по сравнению с западными спецслужбами, опыта не хватало".
    Большевиков можно обвинять во многих грехах и ошибках, но одно отрицать глупо: в разведке и контразведке товарищи комунисты знали толк. По сути, советские спецслужбы (ВЧК-ОГПУ,разведупр ГШ, Коминтерн) уже тогда не знали равных по эфективности работы, даже хваленная и распиаренная Британская разведка уступала большевикам в расторопности, реакции и хватке. Не могли в области разведки и контразведки соперничать с СССР ни службы бывшей Российской Империи, ни Третий Рейх. У немцев была сильнее армия, но в разведке и контразведке мы были заметно впереди.
    Это вообще аксиома, лучшие спетслужбы создают бывшие революционеры, террористы и заговорщики. У большевиков уже был почти полувековой опыт интенсивной, тяжелой тайной, конспиративной политической борьбы, сначала с царским режимом, потом с белыми, антантой, различными социалистами других мастей, всевозможными самостийниками и пр. Война эта отличалась от полудипломатических пируэтов западных держав большей ожесточенностью, интенсивностью и изощренностью. В разведке вообще молодые игроки более агресивны, находчивы, изощренны, а старые игроки со временем теряют хватку. Тот же Мосад очень быстро показал себя в свое время.
    1. AlexArrow
      0
      12 июля 2011 15:47
      Внешняя разведка у советов была не плоха (всё сплошь евреи, а эти хитры и умны), но вот проблема в том, что однозначной информации по началу войны Cталину она предоставить не смогла.
      А армейская разведка сильно "хромала" и в переломном 43 (читайте Замулина с его великолепной серией книг о Курской битве).
      1. SerGL
        0
        22 февраля 2012 13:48
        Давайте примем за аксиому, что ни одна разведка того времени не могла дать _исчерпывающей_ информации о состоянии дел у противника.
  11. Марат
    -3
    28 июня 2011 20:47
    Дело не в количестве и качестве вооружения. Немецкие офицеры умели воевать, а под бездарным командование Ворошилова, Буденного и им подобных советские солдаты и командиры не были готовы к войне.
    Тогда говорили? Красноармееец все умеет - и спеть, и сплясать, и прочитать доклад о международном положении, только одного не умеет - воевать.
    К тому же Сталин убаюкивал всех байками о том, что Гитлер не нападет на СССР, пока не покончит с Англией. Ведь за неделю до войны он сам написал Заявление ТАСС (его безапеляционный стиль), где утверждалось, что Гитлер миролюбив. Команда начать войну была дана, когда 1200 самолетов было уничтожено и большие потери понесли пехота и танки.
    Отсюда и результат!
    1. AlexArrow
      -1
      12 июля 2011 15:41
      Поцреоты уже наставили этому весьма адекватному комментарию "-3".
  12. Георгий
    +4
    2 июля 2011 22:18
    Радует интерес к военному делу, столь редкий в наше время - время всеобщего потребления. Вторая мировая ещё ждёт своего А.Тойнби. А пока рекомендую Гейнц Гудериан "ВОСПОМИНАНИЯ СОЛДАТА 1939-1945" <www.militera.lib.ru>.
    Первый акт войны проходил по сценарию "шустрого Ганса" - гения блицкрига, который он отработал ещё во Франции. Россия оказалась не Францией, возникли разногласия с фюрером и 26.12 1941 г. - он переведен в резерв главного командования сухопутных войск, а фактически отстранён от влияния на дальнейший ход боевых действий. Существенно ещё то, что немецкий народ ко времени нападения на СССР был "накормлен войной", советский же - изнурён подготовкой к ней. Отчасти в силу этого мобилизационный ресурс в неразберихе первых месяцев войны массово дезертировал, имея более низкую мотивацию к бою.
  13. Юрий Канзберг
    +3
    2 июля 2011 22:43
    Про всё про это уже тошно читать! Знали про нападение - не знали, больше танков - меньше танков... Жуков далеко не мой герой, но в коротком диалоге с одним фашистским генералом он высказал в концентрированном виде всю правду войны с фашистской Германией: немцы научили воевать русских, а русские отучили воевать немцев. Правда, как мне кажется, немцы с того времени так и не приобрели вкуса воевать по новой, а вот русские, как мне кажется подрастеряли своё умение и боевой дух.
    1. AlexArrow
      +2
      12 июля 2011 15:37
      Боевой дух наши не растеряли, а вот умения никогда не было. Всегда учились воевать на крови рядовых и младших офицеров, а не на полигонах.
  14. Торрес
    +2
    6 июля 2011 01:22
    Ах, мощь шла против нас! А какя была у нас? Ни словечка. Позор! И ни при чем здесь предатель Резун. Цифры нужны с обеих сторон.
    А воевать нас отучили свои же генералы. Еще в Афгане и кое-где еще мы умели воевать и воевали хорошо. Только вот на хрена нам был Афган? И мы не потерпели там поражения! Это политики предали нас тогда. Слава Богу, что по здоровью я уже не попал в чечню. Там нас, простых офицеров и солдат, продали наши генералы. Они зажрались и предпочли торговать с чехами нашей кровью. А сейчас вообще добивают армию. Смех один: ах, за год аж пять сушек поставилви в войска! Позор.
    И не дай бог снова что-нибудь вроде 1941!
    1. AlexArrow
      +1
      12 июля 2011 15:35
      Да, ещё один 41 не переживём.
  15. Nord
    0
    6 июля 2011 18:53
    Сам факт нанесения удара первым дает нападающему значительные преимущества. И не важно известна точная дата нападения или нет. Как упрощенная модель шахматы. Внезапности никакой нет силы в начале партии равные но тот кто делает первый ход имеет ощутимое преимущество. На этом в основном и построена теория блицкрига. В войне на Тихом океане было то же самое японцы не имели ни технического ни численного превосходства но дошли до Австралии и Индии а американские войска на Филиппинах и английские в Сингапуре сдались. Так что Сталин тут не причем.
    1. AlexArrow
      +1
      12 июля 2011 15:33
      При том количественном преимуществе, а местами и качественном, каким обладала КА, допускать врага до Волги, отдав 50 млн населения, громадные промышленные и сельхоз территории, ярко просматривается не проффесионализм Сталина и Ко. Так что Сталин тут непосредственно "причем".
  16. rpg
    rpg
    -5
    9 июля 2011 17:29
    *Мы на зависть всем буржуям мировой пожар раздеум!*- Это кто пел, Гитлер? 1)Почему до сих пор засекречены районы дислокаций 400!!! наших армий перед войной?
    2)1млн. парашутистов- это для обороны?
    3)Катюша, Т-34, 76мм неуправляемые ракеты на истребителях- это было у немцев?
    4) наши танки могли без кап ремонта дойти до Лондона, немецкие-только 700км. максимум.
    Можно многое еще говорить, суть одна- комунисты=фашисты....
    1. немец
      +3
      9 ноября 2011 14:46
      мон шер !даже современные танки в условиях войны не в состоянии дойти "без капремонта" до Лондона!
    2. 0
      16 ноября 2011 07:06
      особливо по дну Ла-Манша
    3. 0
      26 декабря 2011 14:33
      Молодой человек учите мат.часть. И только после этого выкладывайте свои мысли!!!!!
    4. +2
      14 февраля 2012 23:16
      О чем Вы говорите мой дорогой ! К примеру ресурс бортовых фрикционов Т-34 составлял всего 500 км. Немецкие войска на момент нападения были полностью отмобилизованы и сосредоточены на исходных позициях, имели 2-х летний боевой опыт, командный состав очень опытен, к примеру все командиры полков имели опыт первой мировой войны. Подтянуты тыловые части , создан необходимый запас боеприпасов, ГСМ и продовольствия. Кроме того они превосходили наши войска и по количеству , 190 дивизий, причем немецкая дивизия примерно в 1,5 раза сильнее нашей. Красная армия вблизи границ имела только войска прикрытия , много войск только выдвигалось, т. е находилось в пути, не обеспечены артиллерией, тягой, транспортом. Командный состав в основном не имел никакого боевого ,да и жизненного опыта, в связи с репрессиями были случаи назначения на должность командиров полков капитанов и ст .лейтенантов. Кроме того директива о выводе войск в полевые районы была дана с опозданием , т.е. война застала многие части в казармах , в парках и на штатных аэродромах , когда в первий день войны было уничтожено огромное количество самолетов и техники. Кроме того наши войска по своему составу были слабее , около 170 дивизий, как я уже сказал- в тот период немецкая дивизия превосходила нашу примерно в 1,5 раза. Даже.если бы все наши войска были на тот момент сосредоточены и заняли оборону, немцы все равно бы прорвали фронт и наступали. Слишком не равны были силы!
    5. SerGL
      +1
      22 февраля 2012 13:39
      *Мы на зависть всем буржуям мировой пожар раздеум!*- Это кто пел, Гитлер?

      Ну, Гитлер о другом пел, о превосходстве арийской расы и о необходимости уничтожения унтерменшей.

      1)Почему до сих пор засекречены районы дислокаций 400!!! наших армий перед войной?


      Не знаю, но ровная цифра вызывает законное сомнение.

      2)1млн. парашутистов- это для обороны?

      У нас не было к 1941 году оборонной стратегии. РККА предполагала наступать в ответ на нападение агрессора. При такой стратегии десантники лишними не были бы. Но давайте посчитаем, сколько было у красного воздушного флота средств доставки парашютистов (транспортных самолетов и переделанных ТБ-3)? А было их катастрофически недостаточно.

      3)Катюша, Т-34, 76мм неуправляемые ракеты на истребителях- это было у немцев?

      За Т-34 в комментах уже было много объективного сказано, коснусь реактивного оружия.
      На самолеты устанавливались 82-мм (а не 76-мм) РСы. Их боевое применение против авиации Японии в ходе конфликта на Халкин-Голе показало их низкую эффективность. Случаи поражения самолетов противника были больше исключением, чем правилом. Низкая точность.
      У немцев в 1941 году была своя реактивная артиллерия - «Nebelwerfer». Это не копия БМ-13, а совсем другое оружие. Другое дело, что он не был массовым и был рассчитан на более высокую культуру производства, и находился в ведении химических войск.

      4) наши танки могли без кап ремонта дойти до Лондона, немецкие-только 700км. максимум.


      Уважаемый, не надо путать 1941 год и 1944 год.

      Можно многое еще говорить, суть одна- комунисты=фашисты....

      Сомнительное, весьма сомнительное утверждение.
  17. Сергей
    +1
    14 июля 2011 07:28
    А в 1940 году французы и британцы, имея численное преимущество над немцами были позорно раэбиты и уступили им почти всю Европу.Кстати одни французы имели больше самолетов чем немцы, а вместе с британцами - в 2 раза больше танков.Немецкая армия в те годы была самой лучшей в мире. В 1941 году наши истребители атаковали" тройками", а немецкие-" двойками" и долбали наших неуклюжих авиаторов.У немцев была и ночная авиаразведка. Их танки маневривали и ночью, а наши-нет, отсыпались. Поэтому провалилась в итоге операция РККА в пограничном танковом сражение под Бродами и Луцком. Там у наших было большое преимущества в числе танков.Сумели задержать враги всего на 7 дней и потеряли почти 1000 танков.
  18. svvaulsh
    +1
    20 июля 2011 16:53
    Да, знатоков тут и стратегов немеренно! Жаль что вас тогда в 41-м не было, а то вы бы дали......! Сходили бы на могилу Неизвестного Солдата, цветы положили за то, что сейчас демагогией перед мониторами занимаетесь.

    - Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.
  19. kutuzov
    0
    27 июля 2011 15:26
    Генерал-фельдмаршал Кутузов: сколько много здесь на сайте "генералисимусов" собралось и каждый со своим идинственно правильным мнением, и каждый мнит себя стратегом -видя бой со стороны!!!!
    1. ЛЕХА блин
      -2
      17 августа 2011 20:04
      уряяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  20. erik777
    +2
    31 августа 2011 13:22
    За Родину! За Сталина! Знаете, вот уже 6 десталинизация идёт, но вопреки этому, происходит парадокс и народ наоборот поворачивается к Сталину как к герою и великому человеку, трудившемуся на благо Родины. Лично для меня, образ Сталина в голове укладывается так, что в сравнении с нынешней властью, он как полу-бог. Можно бесконечно обвинять его в репрессиях, но ведь не он ходил с пистолетом и расстреливал всех. этим занимались Берии, Хрущёвы и т.д. И более того, большая часть репрессированных были репрессированы за дело. + репрессии не значит тупой расстрел, а это ссылка на работу в отдаленные места на срок от 3х до 10лет. Сталин для страны сделал больше, чем кто либо другой, и никто не переубедит меня в обратном. Он пришел в разоренную нищую, аграрную страну, где 80% были безграмотными. А ушёл - у нас была победа в ВОВ за спиной, ядерное оружие, поголовная грамотность, ВУЗов и учеников было больше чем во всей европе, была хорошо развита наука во всех областях, медицина, и были задатки на космос. Вот и сравнивайте, а что сейчас делается? за 20 лет, закрылось более 80 тысяч заводов, фабрик, население с каждым годом по 1 миллиону уменьшается, средняя продолжительность жизни ужасающая, такая же как в Папуа Новой Гвинеи, поизводство тракторов и комбайнов как в 20х годах. каждую неделю почти в новостях сообщается о падении какого нибудь самолёта/вертолёта, все вооружение с Советских времен лежит. Ужас. За КПРФ в выборах 2012 и точка. Наше дело правое, победа будет за нами!
  21. macmurdo
    -1
    28 октября 2011 22:28
    Какое же фуфло эта статья.
  22. 0
    22 декабря 2011 16:42
    То ,что СССР и его руководство не знало о готовящейся войне ,это абсолютная брехня. Невозможно утаить 190 дивизий ,которые изготовились к нападению на границе и тупо сидеть ,засунув голову в песок и даже не вывести войска в полевые районы,что привело к уничтожению практически всей авиации и танковых войск. За это нужно было сразу расстрелять весь высший командный состав и армии и руководство государства. А ведь Красная армия имела к началу войны громадное превосходство в танках и в количественном и в качественном отношении ,в количественном в авиации,одиночная подготовка солдатского,сержантского и младшего и среднего офицерского состава была не хуже ,а гораздо лучше немецкой,конечно высший командный состав обладал очень плохой подготовкой, также очень слабой была боевая слаженность частей и соединений. И даже ,если бы было сделано все необходимое , и войска были -бы выведены в полевые позиции,им пришлось -бы все равно отступать, у старшего и высшего командного состава не было опыта войны,в то время как немецкие войска и командование обладали двухлетним боевым опытом. Конечно такого" обвального" поражения бы не было , возможно удалось -бы избежать многих "котлов",успели-бы вывезти многие материальные ценности и может быть немцы не подошли -бы так близко к Москве. Вообще конечно с точки зрения международной стратегии нападение Германии на СССР было авантюрой. Гитлер не учел многих факторов,за что и поплатился

    Вопреки бытующему мнению,что немецкая армия была до предела насыщена автоматическим оружием и чуть ли не каждый немецкий солдат шел в атаку с пистолетом-пулеметом МР-38 или МР-40 является кинематографическим вымыслом. За годы войны все заводы Германии выпустили около 900 тысяч"автоматов", в то время как СССР выпустил их почти 7!!! миллионов, и советские пистолеты-пулеметы были лучше немецких по своим ТТХ. Так ,что немецкий солдат всю войну воевал с винтовкой или карабином Маузер 1898 года калибра 7,98 мм.
  23. +1
    22 декабря 2011 17:39
    Русская винтовка Мосина ,калибра 7,62 примерно была равна немецкой по своим ТТХ, но СССР произвел их за годы войны более 12 млн,один только Ижевский завод выпустил их более шести миллионов ,больше,чеМ все оружейные заводы Германии и его союзников вместе взятые и больше,чем все оружейные заводы США. На вооружении Красной Армии перед войной уже стояло около1,2 млн автоматических и самозарядных винтовок СВТ-40 И АВС-38,которые были очень хороши,но требовали тщательного обслуживания., поэтому выпуск их в 1943 году был прекращен в связи с принятием на вооружение промежуточного патрона образца 1943 года и под который в 1945 году был принят карабин СКС-45,который успел даже "повоевать". Немцы за всю войну так и не смогли создать массовый образец самозарядной винтовки, выпустили пробное количество винтовок Вальтера,но так и не приняли ее на вооружение. Немецкая армия также очущала постоянный недостаток пулеметов, моделей которых стояло на вооружении множество. Лучшая из них МГ 34 был капризным и чувствительным к загрязнению, да и МГ-42 имел свои недостатки. В СССР с пулеметами тоже не все ладилось, перед войной был принят на вооружение ДС-38 , но в процессе боевых действий вынуждены были снять его с производства из-за частых отказов и вернуться к выпускустарого 70 кг. Максиму,который давно не отвечал требованием времени. И только в 1943 году был принят на вооружение СГ-43 Горюнова, который заканчивал войну и долгое время стоял на вооружении Советской армии, и даже сейчас его танковый вариант СГМТ еще можно увидеть на танках Т-55 и даже Т-64. Так я многое мог бы рассказать вам про оружие ,но нет времени .
  24. 0
    22 декабря 2011 18:40
    В момент нападения на СССР Германия имела 3178 танков всех типов и 547 САУ, в то время как вооруженные силы СССР насчитывали 23140 танков всех типов из них КВ-1 -636 и 1125 Т-34. Конечно и КВ ,и Т-34 имели то-же недостатки,как например очень плохой обзор, прицельные приспособления хуже не придумашь, малый ресурс некоторых агрегатов, например бортовых фрикционов всего 500км, люк водителя в передней броне на Т-34 и другое, но по сравнению нс немецкими танками на тот момент ,они были вверхом совершенства.
    1. пионер
      0
      18 февраля 2012 22:04
      3178 своих танков и 547 САУ своих родных германских. Но что-то молчат о французских танках, английских, голландских, бельгийских, ну ни один не приводит сколько-же их было. В 1942 году кинохроника показывала атаку немцев в Ростовской операции, так там почему то одни французские танки. Может это участок фронта такой оказался?
  25. 0
    22 декабря 2011 19:11
    Немцы практически не имели на тот момент средств борьбы с новыми советскими танками. Но вся беда в том , что немецкие танки были в едином бронированном кулаке, сведены в танковые дивизии и корпуса, а советские распотрошены на мелкие подразделения,дивизии и корпуса находились в стадии формирования. Теперь давайте представим себе,что эти 1750 новых танков были-бы в составе одного соединения и ломанули-бы от границы на запад! Туго -бы пришлось немцам. Конечно до Берлина они бы не дошли,но немцам крови бы попортили достаточно,и неизвестно,как сложились -бы остоятельства.
  26. blind
    +1
    14 февраля 2012 14:54
    Ребята я что-то не понял коментариев в целом.
    А теперь по теме
    Германия имела 3178 танков Т-1, Т-2, Т-3, Т-4.
    Т-1 - противопульная броня, бензиновый двигатель, 2 пулемета MG-34/
    Самый продвинутый Т-4, 75-мм короткоствольная пушка пушка, 2 пулемета MG-34, бензиновый двиготель.
    Танки были расчитаны для действий только по дорогам ЕВРОПЫ.
    Про оптику могу сказать чть ЦЕЙС - ЕСТЬ ЦЕЙС.

    А про готовность СССР к войне - то те кто служил пусть вспомнит армейские занятия по тактике - в 90 случаях из 100 отрабатываются вводные - отделение, взвод, рота в наступлении. Про оборону както забывают. Ну не хотим мы обороняться.
    И еще вспомните Ленинград, Киев, Москву, Сталинград, Севастополь, Одессу ,,,
    Перечеслять нехватит места.
    Там где был приказ "Зарыться в землю" - немцы стопорились и впадали в панику.
    Полевые укрепления на КУРСКОЙ ДУГЕ в 43 году немцы так и не взломали, а ЛИНИЮ МАНЕРГЕЙМА в зимней войне 38-39 годов КРАСНАЯ АРМИЯ - ВЗЛОМАЛА.
    ТАК КТО БЫЛ ГОТОВ К ВОЙНЕ?
    А про обезглавленную армию - так среди тех кого убрали 1/3 была БАЛАСТОМ а 2/3 -НКВДистами. Кстати тогда еще и выпускали - пример - РОКОСОВСКИЙ.
    1. пионер
      0
      18 февраля 2012 22:09
      Ну в советское время проводились учения - полковые ежегодно. А ещё в 70-е проводили и с привлечением союзников. Сам участвовал в Закарпатском ВО. Зима была, но в памяти на всю оставшуюся жизнь.
  27. lackylu
    0
    18 февраля 2012 22:51
    В начале войны у ссср находилось значительное количество техники но половина отказала.Вооружение тоже было неочень в основном против танков были бутылки с бензином которые кидали в двигатель в основном свт.Из пулеметов на вооружении стоял пулемет максим.Но щас до правды трудно докапаться историю пишут победители.И шяс мало кто может расказать о правалах и что на самом деле было в великой отечественной войне.Германия неиспользовала трофейную технику она значительно уступала своей.В танках у германии была оптика и советская техника создавалась по образцу немецкой яркий тому пример танк ис и королевский тигр
  28. iAZAAR
    0
    19 февраля 2012 18:14
    Просто немцы были организованны и подготовлены к наступлению.
    Сам факт наличия большого количества оружия не особо помогает когда нарушена связь и утрачена стратегическая инициатива.
    В 1943 году у немцев и их союзников оружия тоже было немерено но они отступали. Инициативу утратили. Поле боя выбирали наши.