What were the forces of the Third Reich at the beginning of the war with the USSR?

What were the forces of the Third Reich at the beginning of the war with the USSR?

The Third Reich was preparing for a strike on the USSR very thoroughly, by the time the war began, the grouping of the armed forces of the Reich and the armed forces of the satellite countries of Germany, which had no analogues before that time, was concentrated on the borders of the Soviet Union. For the defeat of Poland, the Reich used 59 divisions, in the war with France and its allies - Holland, Belgium, England - put up an 141 division, for an attack on the USSR the 181 division was concentrated, this together with the allies. Berlin spent a lot of preparation for the war, literally in a few years turning its armed forces from one of the weakest armies of Europe, because according to the Versailles agreements, Germany allowed only 100-thousand. army, without combat aircraft, heavy artillery, tanks, powerful naval forces, universal military service, to the best army in the world. This was an unprecedented transformation, of course, was affected by the fact that in the period before the Nazis came to power, with the help of "financial international" they managed to preserve the military potential of the industry and then quickly militarize the economy. The officer corps was also preserved, having transferred its experience to new generations.

The myth that "intelligence reported in time." One of the most stable and dangerous myths, which was created under Khrushchev, and even more strengthened in the years of the Russian Federation, is the legend that intelligence has repeatedly reported the date of the outbreak of war, but “stupid” or in another version “the enemy of the people ", Stalin dismissed these messages, believing more" friend "Hitler. Why is this myth dangerous? He creates the opinion that if the army had been brought to full combat readiness, it would have been possible to avoid a situation where the Wehrmacht had reached Leningrad, Moscow, and Stalingrad, it would be possible to stop the enemy on the border. Moreover, it does not take into account the geopolitical realities of that time - the USSR could be accused of armed provocation, as in 1914, when the Russian Empire began mobilization and was accused of “initiating war”, Berlin received a reason to start a war. There was a chance that I would have forgotten about the creation of the “Anti-Hitler Coalition”.


Intelligence reports were something, but there is a very big “But” - in the spring of 1941, the intelligence of the people's security and defense commissariats literally bombarded the Kremlin with reports on the “final and firmly established” date for the start of the invasions of Reich troops. At least 5-6 has been reported on such dates. The April, May, and June dates were announced about the invasion of the Wehrmacht and the beginning of the war, but all of them turned out to be misinformation. So, contrary to the myths about the War, no one ever reported the date of June 22. The Reich troops were to find out about the hour and day of the invasion only three days before the war, therefore the directive, which spoke about the date of the invasion of the USSR, came to the troops only on June 19 of the year 1941. Naturally, not a single scout reported this.

The same famous “telegram” of R. Zorge that “an attack is expected early in the morning of June 22 on a broad front” is a fake. Its text is very different from real similar cipher strings; in addition, no responsible state leader will take any serious action based on such messages, even if it comes from a reliable informant. As already mentioned, Moscow received such reports regularly. Already in our years, 16 June 2001, the organ of the Ministry of Defense of the Russian Federation "Krasnaya Zvezda" published materials of a round table devoted to the 60 anniversary of the start of World War II, where there were confessions of Colonel SVR Karpov: "Unfortunately, this is a fake that appeared in Khrushchev times . Such "fools" are launched simply ... ". That is, the lie that Soviet intelligence knew everything and reported the day and hour of the invasion, was launched by N. Khrushchev, when he “debunked” the personality cult.

Only after the Wehrmacht received directives from 19 on June, various “defectors” began to cross the border and sent signals through the border service to Moscow.



Intelligence was also mistaken in the strength of the Wehrmacht grouping, ostensibly thoroughly dissected by Soviet intelligence officers. The total strength of the Reich armed forces was determined by Soviet intelligence in the 320 divisions, in reality, at that time, the Wehrmacht had 214 divisions. It was believed that the Reich forces were divided equally in the western and eastern strategic directions: for 130 divisions, plus 60 in reserve, the rest in other directions. That is, it was not clear where Berlin would send a blow - it was logical to assume that it was against England. A completely different picture would have happened if intelligence had reported that from the 214 divisions of the Reich 148 were concentrated in the East. Soviet intelligence could not track the process of increasing the power of the Wehrmacht in the east. According to intelligence from the USSR, the Wehrmacht grouping in the east from February to May 1941 increased from 80 to 130 divisions, the build-up of forces was significant, but it was believed that the Wehrmacht grouping doubled against England. What conclusions could be drawn from this? It was possible to assume that Berlin was preparing for an operation against England, which he had long planned to do and actively spread misinformation about it. And in the east they strengthened the grouping for a more reliable cover of the “rear”. Didn't Hitler plan a war on two fronts? Same unequivocal suicide of Germany. And a completely different picture would have happened if the Kremlin knew that in February from all the 214 German divisions in the east were only 23, and by June 1941 had already become 148.

True, there is no need to create another myth that intelligence is to blame, she worked, collected information. But we must take into account the fact that she was still young, in comparison with Western intelligence agencies, there was not enough experience.

Another myth, they say, Stalin is to blame for the fact that the main direction of the strike of the German armed forces was incorrectly identified - the most powerful grouping of the Red Army was concentrated in the Kiev Special Military District (KOVO), believing that it would be the main attack there. But, firstly, this decision of the General Staff, and secondly, according to intelligence reports, the command of the Wehrmacht dispatched at least 70 divisions, including 15 tank divisions, and the German Special Command against the Western Special District (OOBO) against the KOVO and Odessa Military District (OVO) concentrated 45 divisions, of which the entire 5 tank. Yes, and the initial development of the plan "Barbarossa", Berlin was planning the main attack in the south-western strategic direction. Moscow proceeded from the available data; we can now put all the pieces of the mosaic together. In addition, in southern Poland, south of Lublin, in early June 1941, in reality, there were 10 armored and 6 motorized divisions of the Wehrmacht and the SS troops. And therefore, opposing them to the 20 tank and 10 motorized KOVO and PSB divisions was quite the right step of our command. True, the problem is that our intelligence missed the moment, as the 5 tank and 3 motorized divisions of the 2-th tank group of Gaines Guderian in mid-June were redeployed to the Brest region. As a result, 9 tank and 6 motorized divisions of Germany were concentrated against the Western Special Military District, while 5 tank divisions and 3 motorized divisions remained against KOVO.



T-2

What were the forces of the Third Reich at the beginning of the war with the USSR?

The Wehrmacht grouping in the east consisted of 153 divisions and 2 brigades, plus reinforcement units, they were distributed mainly to theaters of operations: from Norway to Romania. In addition to German troops, large forces of the armed forces of Germany’s allies — the Finnish, Romanian and Hungarian divisions, the entire 29 divisions (15 of the Finnish and 14 of the Romanian) and 16 brigades (of the Finnish — 3, Hungarian — 4, 9, Hungarian — XNUMX, XNUMX, Hungarian — XNUMX, Hungarian — XNUMX, Hungarian — XNUMX, Hungarian — XNUMX brigade forces) - XNUMX).



T-3

The main shock power of the Wehrmacht was tank and motorized divisions. What are they like? In June 1941, there were two types of tank divisions: tank divisions with a tank regiment of two battalions, they had 147 tanks - 51 light tank Pz.Kpfw. II (according to Soviet classification T-2), 71 medium tank Pz.Kpfw. III (T-3), 20 medium tanks Pz.Kpfw. IV (T-4) and 5 commander tanks without weapons. A tank division with a tank regiment of three battalions could have been armed with German or Czechoslovak tanks. In a tank division equipped with German tanks, the state had: 65 light tanks T-2, 106 medium tanks T-3 and 30 T-4, as well as 8 command tanks, total 209 units. In the tank division, equipped mainly with Czechoslovak tanks, the state was: 55 light tanks T-2, 110 light Czechoslovak tanks Pz.Kpfw. 35 (t) or Pz.Kpfw. 38 (t), 30 medium tanks T-4 and 14 commander tanks Pz.Kpfw. 35 (t) or Pz.Kpfw. 38 (t), total - 209 units. We must also take into account the fact that most of the T-2 and Pz.Kpfw tanks. 38 (t) had time to upgrade, their frontal armor 30 and 50 mm are now not inferior in armor to medium tanks T-3 and T-4. Plus, better than in Soviet tanks, the quality of sighting devices. According to various estimates, the Wehrmacht had just about 4000 tanks and assault guns, with allies more than 4300.


Pz.Kpfw. 38 (t).

But we must bear in mind that the Wehrmacht tank division is not only tanks. Tank divisions strengthened: 6 thousand people motorized infantry; 150 artillery barrels, along with mortars and anti-tank guns; a motorized sapper battalion that could equip positions, set up minefields or clear mines, organize a ferry; A motorized communications battalion is mobile communications based on vehicles, armored vehicles or armored personnel carriers that could ensure the sustainable management of units of the division on the march and in combat. According to the state, the tank division had 1963 units of vehicles, tractors (trucks and tractors - 1402 and cars - 561), in some divisions their number reached 2300 units. Plus 1289 motorcycles (711 units with wheelchairs) by state, although their number could also reach 1570 units. Therefore, tank divisions were organizationally well-balanced combat unit, which is why the organizational structure of this compound of the model 1941 of the year, with minor improvements, remained until the end of the war.



Tank divisions and motorized divisions strengthened. Motorized divisions differed from conventional Wehrmacht infantry divisions by the full motorization of all units of the division. They had two regiments of motorized infantry instead of 3-x infantry in the infantry division, two light howitzer battalions and one heavy artillery division in the artillery regiment instead of 3-x light and 1-th heavy in the infantry division, plus had a motorcycle rifle battalion, which was not standard infantry division. Motorized divisions had 1900 – 2000 cars and 1300 – 1400 motorcycles. That is, tank divisions were amplified by additional motorized infantry.

In the armed forces of Germany, the first among the other armies of the world not only understood the need to have self-propelled artillery to support their infantry, but also were the first to put this idea into practice. The Wehrmacht had 11 battalions and 5 separate assault gun batteries, 7 battalions of self-propelled tank destroyers, 4 150 batteries of mm self-propelled heavy infantry guns were transferred to the Wehrmacht tank divisions. Assault gun units supported infantry on the battlefield, which made it possible not to divert tank units from the tank divisions for these purposes. The divisions of self-propelled tank destroyers became highly mobile anti-tank reserve command of the Wehrmacht.

Wehrmacht infantry divisions numbered 16 500 – 16 800 people, but you need to know that, contrary to military myths, all the artillery of these divisions was on a horse-drawn carriage. In the Wehrmacht infantry division, there were 5375 horses in the state: 1743 riding horses and 3632 piggyback horses, of which 2249 horses were related to the artillery regiment of the unit. Plus a high level of motorization - 911 cars (of which 565 - trucks and 346 - cars), 527 motorcycles (201 unit with a sidecar). In total, the German armed forces, concentrated on the borders of the Soviet Union, had more than 600 000 vehicles of various types and more than 1 million horses.




Artillery

The artillery of the Armed Forces of Germany was traditionally strong: up to a quarter of the barrels of the German divisions were 105 – 150 mm guns. The organizational structure of the military artillery of the Wehrmacht made it possible to ensure a significant strengthening of infantry units in battle. So, in the infantry regiments were 150-mm heavy field guns. This provided the German infantry with a significant advantage in combat. When firing direct fire with projectiles weighing 38 kg, 150-mm guns could quickly suppress enemy firing points, clearing the way for the advancing units. Divisional artillery could support infantry, motorized regiments, division of pulmonary 105-mm howitzers, with the disposal of commanders of infantry and motorized divisions Wehrmacht remained heavy howitzer battalion 150-mm howitzers, and the disposal of commanders of armored divisions - the mixed heavy division 105-mm guns and 150-mm howitzers.



The tank and motorized divisions still had air defense cannons: according to the state, the division had a company of ZSUs (18 units), these were anti-aircraft self-propelled units based on semi-tracked tractor, armed with single or quad 20 anti-aircraft guns. The company was part of the anti-tank division. ZSU could fire both stationary and on the move in the march. Plus, anti-aircraft divisions with 8 – 12-88-mm anti-aircraft guns Flak18 / 36 / 37, which, in addition to fighting the enemy's air force, could fight the enemy’s tanks, performing anti-tank functions.

For the strike on the Red Army, the command of the Wehrmacht concentrated and significant forces of the Reserve of the Main Command of the Ground Forces (RGK): 28 artillery divisions (12 and 105-mm heavy cannons in each); 37 divisions of heavy field howitzers (12-x 150-mm units in each); 2 mixed divisions (6-x 211-mm mortars and three 173-mm guns in each); 29 Heavy Mortar Divisions (9-211-mm mortars in each division); 7 motorized heavy artillery divisions (by 9-149,1-mm heavy guns in each division); 2 heavy howitzer battalions (four 240-mm heavy Czechoslovak howitzers in each division); 6 anti-tank divisions (36-37-mm anti-tank guns Pak35 / 36 in each); 9 separate railroad batteries with 280-mm naval guns (for 2 guns in the battery). Almost all of the artillery of the RGC was focused on the direction of the main strikes, and it was all motorized.



To ensure comprehensive preparation for combat operations, the Wehrmacht strike groups included: 34 division of artillery instrumental reconnaissance, 52 individual sapper battalion, 25 separate bridge-building battalions, 91 construction battalion and 35 road-building battalions.

Aviation: 4 airborne fleets of the Luftwaffe, plus Allied aviation, were concentrated on striking the USSR. In addition to 3217 bombers and fighters, the Reich Air Force had 1058 reconnaissance aircraft that played a crucial role in supporting the actions of the ground forces and the German Navy. Plus 639 transport aircraft and communication aircraft. From 965 German single-engine fighters Bf.109 "Messerschmitt" almost 60% were planes of the new modification Bf.109F, they were superior in speed and climb not only the old Soviet fighters "I-16" and "I-153", but also new, only received by the Red Army Air Force "Yak-1" and "LaGG-3".



The Reich Air Force had a large number of units and units of communications and control, which made it possible to maintain their high controllability and combat capability. The Air Force of Germany included anti-aircraft divisions, which provided air defense for ground forces and rear facilities. Each anti-aircraft division had air observation, warning and communication units, logistic and technical support units. They were armed with 8-15 anti-aircraft battalions with 88-mm anti-aircraft guns Flak18 / 36 / 37, 37-mm and 20-mm anti-aircraft automatic guns Flak30 and Flak38, including the 20 anti-fire guns, I also use the same options as I-38 and X-NUMX and Flak1. At the same time, the air force anti-aircraft divisions interacted well with ground forces, often moving directly with them.

In addition to the armed forces themselves, numerous auxiliary paramilitary forces, such as the Speer Transport Corps, the Todt Organization, the National Socialist Automobile Corps and the Imperial Labor Service, reinforced the strike power. They performed the tasks of the rear, technical and engineering support of the Wehrmacht. There were a lot of volunteers from Western and Eastern Europe who were not formally at war with the USSR.

Summing up, I must say that at that time this military machine had no equal. It was not for nothing that in Berlin, London and Washington they believed that the USSR would not withstand the blow and would fall in the course of the 2-3 months. But miscalculated, once again ...




Sources of:
Isaev A.V. Unknown 1941. Stopped blitzkrieg. M., 2010.
Pykhalov I. The Great Obolgannaya war. M., 2005.
Pykhalov I. The Great Slandered Leader. Lies and truth about Stalin. M., 2010.
http://nvo.ng.ru/history/2011-06-10/1_2ww.html
http://militera.lib.ru/h/tippelskirch/index.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Операция_«Барбаросса»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Отечественная_война
http://vspomniv.ru/nemetskie.htm
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=588260
http://waralbum.ru/
http://ww2history.ru/artvermaht
http://www.airpages.ru/lw_main.shtml
http://putnikost.gorod.tomsk.ru/index-1271220706.php
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

73 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Что представляли собой вооруженные силы Третьего рейха к началу войны с СССР?

Что представляли собой вооруженные силы Третьего рейха к началу войны с СССР?

Третий рейх готовился к удару по СССР очень основательно, к моменту начала войны на границах Советского Союза была сосредоточена группировка вооруженных сил рейха и вооруженных сил стран-сателлитов Германии, которая не имела до того времени аналогов. Для разгрома Польши Рейх использовал 59 дивизий, в войне с Францией и её союзниками - Голландией, Бельгией, Англией - выставил 141 дивизию, для удара по СССР была сосредоточена 181 дивизия, это вместе с союзниками. Берлин провёл серьёзную подготовку к войне, буквально за несколько лет превратив свои вооружённые силы из одной из слабейших армий Европы, ведь по Версальским соглашениям Германии разрешали иметь только 100-тыс. армию, без боевой авиации, тяжёлой артиллерии, танков, мощных ВМС, всеобщей воинской повинности, в лучшую армию мира. Это было небывалое преображение, конечно, сказался тот факт, что в период, предшествующий приходу к власти нацистов, с помощью «финансового интернационала» удалось сохранить военный потенциал промышленности и затем быстро милитаризировать экономику. Был сохранён и офицерский корпус, передавший свой опыт новым поколениям.

Миф о том, что «разведка вовремя доложила». Одним из самых устойчивых и опасных мифов, который был создан ещё при Хрущёве, а в годы РФ ещё более усилен, является легенда о том, что разведка не раз докладывала о дате начала войны, но «тупой», или в другой версии «враг народа», Сталин отмахнулся от этих сообщений, веря больше «другу» Гитлеру. Почему этот миф опасен? Он создаёт мнение, что если бы армию привели в полную боевую готовность, то удалось бы избежать ситуации, когда вермахт дошёл до Ленинграда, Москвы, Сталинграда, мол, удалось бы остановить врага на границе. К тому же не учитывает геополитических реалий того времени – СССР могли обвинить в вооруженной провокации, как в 1914 году, когда Российская империя начала мобилизацию и её обвинили в «развязывании войны», Берлин получил повод начать войну. Была вероятность того, что пришлось бы забыть о создании «Антигитлеровской коалиции».


Сообщения разведки-то были, но есть очень большое «Но» - весной 1941 года разведка наркоматов госбезопасности и обороны буквально засыпала Кремль докладами об «окончательной и твердо установленной» дате начала вторжений войск Рейха. Таких дат было сообщено по меньшей мере 5-6. Были сообщены апрельские, майские, июньские даты о вторжении вермахта и начале войны, но все они оказались дезинформацией. Так, вопреки мифам про Войну, никто и никогда не сообщал дату 22 июня. Про час и день вторжения войска Рейха должны были узнать только за три дня до войны, поэтому директива, говорившая о дате вторжения в СССР, пришла в войска только 19 июня 1941 года. Естественно, ни один разведчик сообщить об этом не успел.

Та же знаменитая «телеграмма» Р.Зорге о том, что «нападение ожидается рано утром 22 июня по широкому фронту», - фальшивка. Её текст резко отличается от реальных подобных шифрограмм; кроме того, ни один ответственный руководитель государства не станет предпринимать какие-либо серьёзные действия на основе таких сообщений, даже если оно приходит от надежного информатора. Как уже говорилось, подобные сообщения Москва получала регулярно. Уже в наши годы, 16 июня 2001 года, орган Министерства обороны РФ «Красная звезда» опубликовала материалы круглого стола, посвященного 60-летию начала Великой Отечественной войны, где были признания полковника СВР Карпова: «К сожалению, это фальшивка, появившаяся в хрущевские времена. Такие «дурочки» запускаются просто...». То есть ложь о том, что советская разведка всё знала и сообщала день и час начала вторжения, был запущен Н.Хрущёвым, когда тот «развенчивал» культ личности.

Только после получения вермахтом директивы от 19 июня границу стали пересекать различные «перебежчики» и сигналы через пограничную службу пошли в Москву.



Ошиблась разведка и в численности группировки войск вермахта, якобы досконально вскрытой советскими разведчиками. Общая численность вооруженных сил Рейха советской разведкой определялась в 320 дивизий, в реальности на тот период у вермахта было 214 дивизий. Считалось, что силы Рейха разделены поровну на западном и восточном стратегических направлениях: по 130 дивизий, плюс 60 в резерве, остальные на других направлениях. То есть не было ясности, куда Берлин направит свой удар – логично было предположить, что против Англии. Совсем бы другая картина сложилась, если бы разведка сообщила, что из 214 дивизий Рейха 148 сосредоточены на Востоке. Советская разведка не смогла отследить и процесс наращивания мощи вермахта на востоке. По данным разведки СССР, группировка вермахта на востоке с февраля по май 1941 года возросла с 80 до 130 дивизий, наращивание сил значительное, но при этом считали, что против Англии группировка вермахта удвоилась. Какие из этого можно было сделать выводы? Можно было предположить, что Берлин готовится к операции против Англии, что он уже давно планировал сделать и активно распространял об этом дезинформацию. А на востоке усилили группировку для более надёжного прикрытия «тыла». Не войну же на два фронта планировал Гитлер? Это же однозначное самоубийство Германии. И совсем другая картина бы сложилась, если бы в Кремле знали, что в феврале из всех 214 германских дивизий на востоке были только 23, а к июню 1941 года стало уже 148.

Правда, не надо создавать и другой миф, что во всём виновата разведка, она работала, собирала сведения. Но надо учитывать тот факт, что она ещё была молодая, по сравнению с западными спецслужбами, опыта не хватало.

Ещё один миф, мол, Сталин виноват в том, что неправильно определили главное направление удара вооруженных сил Германии – самую мощную группировку РККА сосредоточили в Киевском особом военном округе (КОВО), считая, что именно там будет главный удар. Но, во-первых, это решение Генштаба, во-вторых, согласно донесениям разведки, против КОВО и Одесского военного округа (ОВО) командование вермахта выставило не менее 70 дивизий, включая 15 танковых, а против Западного особого военного округа (ЗОВО) немецкое командование сосредоточило 45 дивизий, из них всего 5 танковых. Да и по первоначальным разработкам плана «Барбаросса», Берлин планировал главный удар именно на юго-западном стратегическом направлении. Москва исходила из имеющихся данных, это мы в настоящее время можем сложить все кусочки мозаики. Кроме того, в южной Польше, южнее Люблина, в начале июня 1941 года в действительности находилось 10 танковых и 6 моторизованных дивизий вермахта и войск СС. И поэтому противопоставление им 20 танковых и 10 моторизованных дивизий КОВО и ОВО было вполне правильным шагом нашего командования. Правда, проблема в том, что наша разведка проморгала момент, как 5 танковых и 3 моторизованных дивизии 2-й танковой группы Гейнса Гудериана в середине июня были переброшены в район Бреста. В итоге против Западного особого военного округа оказались сосредоточены 9 танковых и 6 моторизованных дивизий Германии, а против КОВО остались 5 танковых дивизий и 3 моторизованных дивизии.



Т-2

Что представляли собой вооруженные силы Третьего рейха к началу войны с СССР?

Группировка вермахта на востоке насчитывала 153 дивизии и 2 бригады, плюс части усиления, они были распределены в основном по театрам военных действий: от Норвегии до Румынии. Помимо немецких войск, на границах с Советским Союзом были сосредоточены крупные силы вооруженных сил стран-союзников Германии – финские, румынские и венгерские дивизии, всего 29 дивизий (15 финских и 14 румынских) и 16 бригад (финских – 3, венгерских – 4, румынских - 9).



Т-3

Главную ударную мощь вермахта представляли танковые и моторизированные дивизии. Что они из себя представляли? В июне 1941 года существовали танковые дивизии двух типов: танковые дивизии с танковым полком из двух батальонов, они имели по штату 147 танков - 51 легкий танк Pz.Kpfw. II (по советской классификации Т-2), 71 средний танк Pz.Kpfw. III (Т-3), 20 средних танков Pz.Kpfw. IV (Т-4) и 5 командирских танков без вооружения. Танковая дивизия с танковым полком из трёх батальонов могла иметь на вооружении немецкие или чехословацкие танки. В танковой дивизии, оснащённой немецкими танками, по штату имели: 65 легких танков Т-2, 106 средних танков Т-3 и 30 Т-4, а также 8 командирских танков, всего - 209 единиц. В танковой дивизии, оснащенной в основном чехословацкими танками, по штату было: 55 легких танков Т-2, 110 легких чехословацких танков Pz.Kpfw. 35(t) или Pz.Kpfw. 38(t), 30 средних танков Т-4 и 14 командирских танков Pz.Kpfw. 35(t) или Pz.Kpfw. 38(t), всего – 209 единиц. Надо ещё учитывать тот факт, что большую часть танков Т-2 и Pz.Kpfw. 38(t) успели модернизировать, их лобовая броня 30 и 50 мм теперь не уступала по бронезащите средним танкам Т-3 и Т-4. Плюс лучшее, чем в советских танках, качество прицельных приборов. По разным оценкам, всего у вермахта было примерно 4000 танков и штурмовых орудий, с союзниками - более 4300.


Pz.Kpfw. 38(t).

Но надо учитывать, что танковая дивизия вермахта – это не только танки. Танковые дивизии усиливали: 6 тыс. человек мотопехоты; 150 стволов артиллерии, вместе с миномётами и противотанковыми пушками; моторизованный саперный батальон, который мог оборудовать позиции, выставить минные заграждения или разминировать минные поля, организовать переправу; моторизованный батальон связи – это подвижные узлы связи на базе автомобилей, броневиков или бронетранспортеров, которые могли обеспечивать устойчивое управление частями дивизии на марше и в бою. По штату танковая дивизия имела 1963 единицы автотранспорта, тягачей (грузовых автомобилей и тягачей – 1402 и легковых автомобилей – 561), в некоторых дивизиях их число достигало до 2300 единиц. Плюс 1289 мотоциклов (711 единиц с колясками) по штату, хотя их число также могло доходить до 1570 единиц. Поэтому танковые дивизии были в организационном плане отлично сбалансированной боевой единицей, именно поэтому организационные структуры этого соединения образца 1941 года, с небольшими совершенствованиями, сохранялись до конца войны.



Усиливались танковые дивизии и моторизованными дивизиями. Моторизованные дивизии отличались от обычных пехотных дивизий вермахта полной моторизацией всех частей и подразделений дивизии. Они имели два полка моторизованной пехоты вместо 3-х пехотных в пехотной дивизии, два легких гаубичных дивизиона и один тяжелый артдивизион в артполку вместо 3-х легких и 1-го тяжелого в пехотной дивизии, плюс имели мотоциклетно-стрелковый батальон, которого не было в стандартной пехотной дивизии. Моторизованные дивизии имели 1900–2000 автомобилей и 1300–1400 мотоциклов. То есть танковые дивизии усиливались дополнительной мотопехотой.

В вооруженных силах Германии первыми среди других армий мира не только поняли необходимость иметь для поддержки своей пехоты самоходную артиллерию, но и первыми на практике воплотили эту идею в жизнь. В составе вермахта имелось 11 дивизионов и 5 отдельных батарей штурмовых орудий, 7 дивизионов самоходных истребителей танков, еще 4 батареи 150-мм самоходных тяжелых пехотных орудий были переданы танковым дивизиям вермахта. Подразделения штурмовых орудий осуществляли поддержку пехоты на поле боя, это позволяло не отвлекать для этих целей танковые подразделения из состава танковых дивизий. Дивизионы самоходных истребителей танков стали высокомобильным противотанковым резервом командования вермахта.

Пехотные дивизии вермахта насчитывали 16 500–16 800 человек, но надо знать, что вопреки военным мифам вся артиллерия этих дивизий была на гужевой тяге. В пехотной дивизии вермахта по штату насчитывалось 5375 лошадей: 1743 верховые лошади и 3632 тягловые, из них 2249 тягловых лошадей относились к артиллерийскому полку части. Плюс высокий уровень моторизации - 911 автомобилей (из них 565 – грузовых и 346 – легковых), 527 мотоциклов ( 201 единица с коляской). Всего в вооруженных силах Германии, сосредоточенных на границах Советского Союза, было более чем 600 000 автомобилей различных типов и более чем 1 млн. лошадей.




Артиллерия

Традиционно сильной была артиллерия ВС Германии: до четверти стволов немецких дивизий составляли орудия калибром 105–150 мм. Организационная структура войсковой артиллерии вермахта позволяла обеспечить существенное усиление пехотных подразделений в бою. Так, в пехотных полках были 150-мм тяжелые полевые орудия. Это обеспечивало немецкой пехоте значительное преимущество в бою. При стрельбе прямой наводкой снарядами весом 38 кг 150-мм орудия быстро могли подавить огневые точки врага, расчищая дорогу наступающим частям. Дивизионная артиллерия могла поддержать пехотные, моторизованные полки, дивизионом легких 105-мм гаубиц, при этом в распоряжении командиров пехотных и моторизованных дивизий вермахта оставался тяжелый гаубичный дивизион 150-мм гаубиц, а в распоряжении командиров танковых дивизий – смешанный тяжелый дивизион 105-мм пушек и 150-мм гаубиц.



У танковых и моторизованных дивизий были ещё пушки ПВО: по штату в дивизии был рота ЗСУ (18 единиц), это были зенитные самоходные установки на базе полугусеничных тягачей, вооруженные одноствольными или счетверенными 20-мм зенитными автоматами. Рота входила в состав истребительно-противотанкового дивизиона. ЗСУ могли вести огонь как стационарно, так и на ходу в марше. Плюс зенитные дивизионы с 8–12-тью 88-мм зенитными пушками Flak18/36/37, которые, кроме борьбы с ВВС противника, могли бороться с танками врага, выполняя противотанковые функции.

Для удара по Красной Армии командование вермахта сосредоточило и значительные силы Резерва главного командования Сухопутных войск(РГК): 28 артдивизионов (по 12-ть 105-мм тяжелых пушек в каждом); 37 дивизионов тяжелых полевых гаубиц (по 12-ть 150-мм единиц в каждом); 2 смешанных дивизиона (по 6-ть 211-мм мортир и три 173-мм орудия в каждом); 29 тяжелых мортирных дивизионов (по 9-ть 211-мм мортир в каждом дивизионе); 7 моторизованных тяжелых артдивизионов (по 9-ть 149,1-мм тяжелых пушек в каждом дивизионе); 2 тяжелых гаубичных дивизиона (по четыре 240-мм тяжелые чехословацкие гаубицы в каждом дивизионе); 6 истребительно-противотанковых дивизионов (по 36-ть 37-мм противотанковых пушек Pak35/36 в каждом); 9 отдельных железнодорожных батарей с 280-мм морскими пушками (по 2 орудия в батарее). Практически вся артиллерия РГК была сосредоточена на направлении главных ударов, и вся она была моторизованной.



Для обеспечения всесторонней подготовки к боевым действиям в состав ударных групп вермахта было включено: 34 дивизиона артиллерийской инструментальной разведки, 52 отдельных саперных батальона, 25 отдельных мостостроительных батальонов, 91 строительный батальон и 35 дорожно-строительных батальонов.

Авиация: для удара по СССР были сосредоточены 4 воздушных флота люфтваффе, плюс авиация союзников. Помимо 3217 бомбардировщиков и истребителей, в составе ВВС Рейха насчитывалось 1058 самолетов-разведчиков, которые играли важнейшую роль в обеспечении действий наземных сил и ВМС Германии. Плюс 639 транспортных самолетов и самолетов связи. Из 965 германских одномоторных истребителей Bf.109 «мессершмитт» почти 60% составляли самолёты новой модификации Bf.109F, они превосходили в скорости и скороподъемности не только старые советские истребители «И-16» и «И-153», но и новые, только поступавшие в ВВС РККА «Як-1» и «ЛаГГ-3».



ВВС Рейха располагали большим количеством частей и подразделений связи и управления, что позволяло поддерживать их высокую управляемость и боеспособность. В Военно-воздушные силы Германии входили зенитные дивизии, которые обеспечивали противовоздушную оборону сухопутных войск и тыловых объектов. Каждая зенитная дивизия имела в своем составе подразделения воздушного наблюдения, оповещения и связи, подразделения тылового и технического обеспечения. На их вооружении стояло 8-15 зенитных дивизионов с 88-мм зенитками Flak18/36/37, 37-мм и 20-мм зенитными автоматическими пушками Flak30и Flak38, в том числе и счетверенные установки 20-мм автоматов Flakvierling38/1. При этом зенитные дивизионы ВВС хорошо взаимодействовали с наземными силами, зачастую продвигаясь непосредственно вместе с ними.

Помимо собственно вооруженных сил, ударную мощь усиливали многочисленные вспомогательные военизированные формирования, такие как Транспортный корпус Шпеера, Организация Тодта, Национал-социалистский автомобильный корпус и Имперская трудовая служба. Они выполняли задачи по тыловому, техническому и инженерному обеспечению вермахта. Много там было добровольцев из стран Западной и Восточной Европы, формально не находившихся в состоянии войны с СССР.

Подводя итог, надо сказать, что эта военная машина на тот период не знала равных. Не зря в Берлине, Лондоне и Вашингтоне считали, что СССР не выдержит удара и падёт в течении 2-3 месяцев. Но просчитались, в очередной раз…




Источники:
Исаев А. В. Неизвестный 1941. Остановленный блицкриг. М., 2010.
Пыхалов И. Великая Оболганная война. М., 2005.
Пыхалов И. Великий оболганный вождь. Ложь и правда о Сталине. М., 2010.
http://nvo.ng.ru/history/2011-06-10/1_2ww.html
http://militera.lib.ru/h/tippelskirch/index.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Операция_«Барбаросса»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Отечественная_война
http://vspomniv.ru/nemetskie.htm
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=588260
http://waralbum.ru/
http://ww2history.ru/artvermaht
http://www.airpages.ru/lw_main.shtml
http://putnikost.gorod.tomsk.ru/index-1271220706.php
Автор:
Самсонов Александр
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти