Лёгкий французский танк Char Peugeot

Легкий французский танк Char Peugeot был построен компанией Peugeot (Пежо) в 1918-1919 годах. Танк во многом был похож на FT-17 и представлял собой некую альтернативу этому танку компании Renault (Рено). Вес танка составлял 8 тонн, экипаж состоял из 2-х человек. По сравнению с Renault FT-17, танк компании Peugeot отличался лучшим бронированием, более мощным вооружением (в неподвижной башне было установлено 75-мм орудие), а также более простой и сильной ходовой. Несмотря на эти плюсы, серийно данный танк не производился.

Лёгкий французский танк Char Peugeot


На начальном этапе развития танковой техники французским конструкторам удалось создать очень успешную машину, которая была востребована не только во французской армии, но и во многих странах мира. Речь идет о знаменитом легком танке Renault FT-17, который выгодно отличался от первых огромных танков-дредноутов, появившихся в годы Первой мировой войны. Именно с танка Renault FT-17 во многом и началось все современное танкостроение. Неудивительно, что у этой достаточно успешной машины очень быстро нашлись подражатели.


Ближайшим конкурентом компании Renault была не менее известная французская компания Peugeot, специалисты которой были потрясены огромным размером военного заказа на танк FT-17. Только в 1917-1918 годах французской армии было поставлено не менее 3177 танков FT-17, при этом еще 514 таких танков были поставлены армии США. Для тех лет такой военный заказ считался просто огромным. Именно поэтому компания Peugeot решила не оставаться в стороне от такого золотого ручейка, который, казалось бы, тек к ним прямо в руки. В итоге компания представила свой вариант танка Char Peugeot 1918, который во многом был основан именно на успешной модели своих прямых конкурентов. Главным инженером танка был капитан Омишен.

Лёгкий французский танк Char Peugeot

Танк Char Peugeot начали проектировать в 1918 году, в том же году уже был готов первый прототип боевой машины. Всего было собрано 2 небронированных прототипа танка, которые успели приступить к испытаниям лишь в конце 1918 года, когда исход войны не оставлял уже никаких сомнений. После капитуляции Германии армия отказалась от данного проекта, имея на руках полностью устраивающий военных танк Renault FT-17. Данная машина смогла буквально захватить мировой рынок и распространилась по всему миру. Эти танки и их модификации можно было встретить от Парагвая и Бразилии до Ирана и Японии. Всего было выпущено 7820 танков Renault FT-17 различных вариантов. Конкурировать с ним разработка компании Peugeot оказалась не в состоянии.

Компания Peugeot начала разрабатывать свой собственный легкий танк параллельно с танком Renault FT-17, который уже имел несомненный успех на полях сражений Первой мировой войны. Разработка Peugeot обладала целым рядом как положительных, так и отрицательных качеств. К положительным качествам машины можно было отнести более мощное вооружение, рассматривалась возможность установки на танк 75-мм короткоствольного орудия, лучшее бронирование, более простую ходовую часть. При этом танк имел и явные недостатки. К таковым можно было отнести отсутствие вращающейся башни. Орудие в Char Peugeot 1918 устанавливалось в бронированной рубке. В то же время вращающаяся башня, которая использовалась в Renault FT-17, стала стандартом в танкостроении на долгие годы вперед.

Инициатором разработки танка Char Peugeot, а также одним из его главных конструкторов был капитан Омишен, который предложил конструкцию, внешне схожую с танком Renault, но без башни и с упрощенной ходовой. К примеру, применительно к одному борту машины, ходовая состояла из 4-х опорных катков, которые были попарно блокированы в две тележки с амортизацией, выполненной на пружинных рессорах, заднего ведущего колеса, переднего направляющего колеса и 5-ти поддерживающих роликов.

Лёгкий французский танк Char Peugeot

При этом открытие элементы подвески танка были прикрыты бронированными щитами — экранами. Корпус танка Char Peugeot имел клепанную конструкцию. От своего конкурента в лучшую сторону танк отличался достаточно просторной рубкой, в которой устанавливалось орудие. По бортам корпуса, а также в установленном под наклоном кормовом бронелисте были размещены двери, которые служили для посадки-высадки экипажа танка, а также загрузки в машину боекомплекта. Основное вооружение танка было пушечным. При этом в различных источниках можно встретить различные варианты предполагаемого вооружения. От 37-мм полуавтоматической пушки SA18, которая устанавливалась на танки Renault FT-17, до 75-мм короткоствольной гаубицы Блокхаус Шнейдер. На дошедших до нас фотографиях танк предстает именно с 75-мм стволом. Орудие монтировалось в лобовом листе корпуса в шаровой установке и было смещено к левому борту машины. С правой стороны от орудия располагалось место механика-водителя, которое было оснащено смотровым прибором. В качестве альтернативного варианта танк мог оснащаться лишь пулеметным вооружением с использованием 8-мм пулемета Hotchkiss.

Танк Char Peugeot смог подойти к испытаниям лишь в конце 1918 года, когда исход Первой мировой войны уже не вызывал ни у кого сомнений. Поражение Германии было делом ближайших месяцев. По этой причине, несмотря на ряд положительных особенностей, танк Char Peugeot 1918 расположился на одном уровне с Renault FT-17, не имея перед последним каких-то исключительных преимуществ. В этой ситуации армия отказалась от новинки в пользу уже освоенной в производстве версии, и проект фирмы Peugeot был отменен. К тому же танк FT-17 обладал некоторым потенциалом для дальнейшего развития. В дальнейшем на базе FT-17 была создана версия с 75-мм орудием. По сути это была одна из первых САУ, которая получила обозначение Renault FT-17 BS.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/char_peugeot.htm
http://gunter-spb.livejournal.com/1355608.html
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/1904275.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Bongo 16 июня 2014 09:20
    ...полностью устраивающий военных танк Renault FT-17. Данная машина смогла буквально захватить мировой рынок и распространилась по всему миру. Эти танки и их модификации можно было встретить от Парагвая и Бразилии до Ирана и Японии. Всего было выпущено 7820 танков Renault FT-17 различных вариантов.

    Советский МС-1 (Т-18) тоже ведёт свою родословную от Renault FT-17.
    1. Oleg67 17 июня 2014 01:57
      В принципе - да, но не совсем напрямую. В качестве прототипа Т-16 (опытный танк, в свою очередь ставший прототипом серийного Т-18) послужил итальянский "Фиат-3000", созданный на основе "Рено", но все же отличавшийся от него.
      Oleg67
    2. Алекс 14 июля 2014 16:45
      Цитата: Bongo
      Советский МС-1 (Т-18) тоже ведёт свою родословную от Renault FT-17.
      Скорее, КС - Красный Сормово.
  2. the47th 16 июня 2014 10:10
    У Пежо нет башни, что сильно ограничивает его применение на поле боя. Это скорее САУ, а не танк.
    1. Алекс 14 июля 2014 16:46
      Цитата: the47th
      У Пежо нет башни, что сильно ограничивает его применение на поле боя. Это скорее САУ, а не танк.
      Для французов периода ПМВ это было характерно. Рено FT-17 скорее удачное исключение.
  3. abrakadabre 16 июня 2014 10:46
    У Пежо нет башни, что сильно ограничивает его применение на поле боя. Это скорее САУ, а не танк.
    В современной классификации да. Но тогда еще не было подобного деления
  4. parusnik 16 июня 2014 10:55
    Довольно удачная машина для того времени...И даже временной период не назовешь,т.к.танкостроение бурно развивалось..
  5. Korsak 16 июня 2014 12:22
    2 человека в экипаже. Интересно какая там была скорострельность у 75мм. Командир обнаружил цель. Механик совершил грубую наводку. Командир зарядил пушку, навёл, выстрелил, недолёт. А чего хотели, ствол коротенький дистанция неизвестна. Перезарядил, выстрелил, перелёт. А там стемнело и поехали французы баиньки. А если у этого агрегата ещё и пулемёта нет, то вообще беда.
    Korsak
    1. vietnam7 16 июня 2014 12:34
      Практически тоже самое было на т-34-76, но ведь справлялись, тем более этот образец в серию не пошел. В Пышме видел МС-1, аналог рено 17, маленькая жестянка - особенно на фоне кв2
      vietnam7
      1. justas-914 16 июня 2014 15:59
        МС-1 (Т-18) - это не совсем Рено, Рено-Путиловец "Борец за свободу. Товарищ Ленин" - и внешне и по вооружению - копия Рено.
        1. Oleg67 17 июня 2014 01:55
          Не совсем копия. У Рено FT вооружение было либо пушечное, либо пулеметное. А у "Рено русского" (а назывался танк именно так, еще встречаются обозначения "М" или "КС", никакого "Рено-Путиловца" никогда не было) вооружение было смешанным - 37-мм пушка и пулемет, только 2 танка были без пулеметов.
          Oleg67
          1. Алекс 14 июля 2014 16:51
            Цитата: Oleg67
            никакого "Рено-Путиловца" никогда не было

            Как марки танка - да. Но первые КС в Сормово собрали из деталей, перевезенных из Питера.
      2. Korsak 16 июня 2014 19:53
        Ну да 2 члена экипажа и 4 это почти одно и тоже а вращающаяся башня вообще мелочь.
        Korsak
    2. Алекс 14 июля 2014 16:50
      Ну зачем же так утрировать, первые танки того времени часто имели орудия ограниченной наводки, наверное, традиции артиллерии сказывались. Непонятно, почему только на Рено додумались продолжить дальше флотскую аналогию и установить вращающуюся башню. Может, простота конструкции привлекала.
  6. Альф 16 июня 2014 13:58
    Интересно, но танки мира можно различать даже не видя ОЗ-по артитектуре.
    Наши-небольшого размера, стремительные.
    Бритты-нагромождение коробок друг на друге.
    Немцы-пара прямоугольников.
    американцы-чем больше, тем лучше.
    Французы-зализанные обмылки.
    1. samoletil18 16 июня 2014 19:29
      У амеров, чем выше, тем лучше.
    2. Oleg67 17 июня 2014 02:03
      "Нагромождение коробок" и у нас было. Вспомните Т-24, Т-28, Т-35, экспериментальные Т-100 и СМК. Да и американские М-3 "генерал Ли" и "генерал Грант" - не меньшее нагромождение. А французский B-1, не говоря уже про 2C?
      Oleg67
    3. Алекс 14 июля 2014 16:52
      Остроумно подмечено good

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня