Страсти по «Протону»

39
Итак, что имеем: снова упал «Протон». Снова со спутником ГЛОНАСС. Снова гора вопросов на эту тему.

Да, некоторое удивление имеет место быть: почему аварии «зачастили» именно у «Протонов», которые выводят именно систему ГЛОНАСС, ценность и необходимость которой для нашей обороноспособности не оспаривается.

И, если с прошлогодним падением разобрались, то нынешнее вызвало еще большую волну слухов и сплетен.

Самая распространенная сплетня — это о якобы найденной алюминиевой стружке в неисправном двигателе. То есть о имевшем место саботаже с целью…

Естественно, начали искать виновных.

И начали с прошлогодних «виновников» торжества. То есть с воронежских предприятий ВМЗ и КБХА. «Причиной недавнего аварийного запуска ракеты-носителя "Протон-М" мог стать саботаж», — заявил председатель госкомиссии по расследованию катастрофы, первый заместитель гендиректора ЦНИИМАШа Александр Данилюк.

Господин Данилюк поспешил. В "Роскосмосе" заявили, что межведомственная комиссия не располагает данными о преднамеренном нарушении технологических норм. Но — слово было сказано, и две недели оба предприятия с прилежанием и тщанием шерстило ФСБ. На предмет выявления саботажников, пособников и прочих элементов.

Увы, поиски результатов не дали. Двигатели были собраны в соответствии с техническим регламентом.

С КБХА все предельно ясно: бюро разрабатывает и испытывает ЖРД. Причем не только для «Протона», но и для «Союза», «Прогресса» и «Ангары». Вообще, практически все, что улетает в космос на ЖРД, спроектировано в КБХА. Да и не только ЖРД, кстати.

Устроить саботаж после испытаний? До — как бы глупо. После огневого испытания, как мне объяснил инженер испытательного центра (персонаж пары моих материалов), проводится ПОЛНАЯ продувка двигателя. От сажи, гептила, от всего, что могло оторваться и отвинтиться. Все «сдутое» поступает на фильтры, где изучается именно на предмет посторонних частиц и предметов.

Плюс все это находится под прицелом двух десятков видеокамер, фиксирующих весь процесс испытания. Надо быть либо тупоголовым, либо смертником, чтобы решиться на такое.

Далее следует погрузка и транспортировка. Ну, тут как бы еще проще. Спецтранспорт, охрана. Плюс все это дело происходит в темное время суток. Засыпать опилки внутрь двигателя ночью, на движущейся платформе, под тентом, не привлекая внимания охраны… Мда… Так еще и надо знать, КУДА. И КАК. Это же не литровый движок от «Пежо», дуровина изрядно больше.

В общем, с КБХА подозрения сняли.

Воронежский механический завод. Это место, где собирают все придуманное в КБХА. Уникальное место. Причем не только по оборудованию или возможностям. По людям.

Начиная с самых жутких девяностых годов прошлого века, это предприятие выживало, выживало и выживало. Но — выжило. Сохранило и материальную базу, и кадры. Сейчас ВМЗ — часть госконцерна имени Хруничева. Переживает второе рождение.

Более всего радует то, что последнее время идет поток молодых работников. Люди идут. Какие — другой вопрос, и рассматривать его нет ни малейшего желания до тех пор, пока на заводе работают те, старые. А их еще очень много. Раньше мехзаводские работали до 70 лет, потому что надо было жить и заводу, и людям завода. По принципу «больше некому». Было такое. Теперь тоже отпускают со скрипом, потому как толковая замена только готовится.

Саботаж на предприятии, где половина сотрудников являются фанатиками этого самого предприятия? Не знаю. Поэтому могу озвучить только свое личное мнение — по Станиславскому. Ибо действительно не верю, потому что знаком со многими оттуда.

Официально озвучена сегодня версия дефекта в подшипнике турбонасосного агрегата. Турбонасосный агрегат — это очень сложная конструкция, один из важнейших элементов ракеты-носителя, который предназначен для подачи топлива из топливных баков непосредственно в камеры сгорания ракеты-носителя. Подшипников там может быть далеко не один. И, вполне вероятно, что один из подшипников был недостаточного качества. Прошел калибровки, прошел проверки, прошел испытания. И все. Не хватило на расчетные 3 минуты. А стружка от заклинившего подшипника — дело вполне понятное.

Кто, где и как сделал этот чертов подшипник — дело совсем другое. Важно то, что после прошлогоднего фиаско с запуском из-за неверно вкоряченного ДУСа (датчика угловой скорости), завалившего ракету на старте, на ВМЗ сделали соответствующие выводы. Надо бы чтобы еще и в Самаре призадумались над качеством. И тогда головной боли о ГЛОНАССе не станет как таковой.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    17 июня 2014 09:06
    Не падает только то, что в принципе не летает.
    И не стоит страдать шпиономанией, - эта одна крайность, и нельзя чрезмерно завинчивать гайки - "расстрелы, шарашки и т.п. лозунги) - с другой. Нужно совершенствовать технологии и особое внимание уделять кадрам, ибо кадры решают все. Научная элита страны должна жить и работать в элитных условиях. И все будет хорошо, обязательно будет.
    1. +13
      17 июня 2014 09:28
      Цитата: Stiletto
      Не падает только то, что в принципе не летает.
      И не стоит страдать шпиономанией, - эта одна крайность, и нельзя чрезмерно завинчивать гайки - "расстрелы, шарашки и т.п. лозунги) - с другой. Нужно совершенствовать технологии и особое внимание уделять кадрам, ибо кадры решают все. Научная элита страны должна жить и работать в элитных условиях. И все будет хорошо, обязательно будет.

      Оптимизм - это здорово, но нужно быть реалистом.
      1. 0
        17 июня 2014 10:30
        Цитата: ioann1
        Оптимизм - это здорово, но нужно быть реалистом.


        Реалист - это осторожный и рассчетливый оптимист. hi

        Если не верить в успех своего дела, не стоит его тогда и начинать. Я же просто верю в то, что под лежачего офицера коньяк не течет.
        1. +2
          17 июня 2014 22:52
          Пока не восстановят в полной мере то, что при СССР называлась "военная приемка", ничего не изменится.
    2. Kassandra
      0
      18 июня 2014 00:44
      почему не стоит - стоит, нашли уже.
      в шаражках зэков было только 10%. остальные 90% туда шли прятаться и работать сами потому что перед ВОВ иностранные разведки и местные враги народа убивали как инженеров так и членов их семей. в перестройку это началось по новой.
  2. +3
    17 июня 2014 09:08
    крайний то запуск спутника глонасс прошел штатно, запуск был осуществлен союз-фрегатом
  3. +6
    17 июня 2014 09:25
    Ракетостроение, как и другие отрасли обороны страны, всегда находились за семью печатями. Удивляет, что соответствующие службы не дорабатывают. Вполне очевидно, что США, наш "партнер" по глобальному соперничеству, встал на откровенный путь подрыва национальной обороны России. Какие объяснения еще нужны, чтобы принять соответствующие меры защиты оборонной отрасли от внешнего и внутреннего врага?!
    1. +4
      17 июня 2014 10:03
      Спасибо ЕБН который своими г... достаточно продуманными указами развалил всю систему защиты и противодействия. am
    2. +1
      17 июня 2014 10:03
      Спасибо ЕБН который своими г... достаточно продуманными указами развалил всю систему защиты и противодействия. am
      1. +6
        17 июня 2014 19:02
        Цитата: Vladimir73
        Спасибо ЕБН который своими г... достаточно продуманными указами развалил всю систему защиты и противодействия.

        Для тех кото забыл - дедушка ЕБН отошёл от дел 31 декабря 1999 года, а семь лет спустя (апрель 2007 г.) отправился в ад. За немалый срок отсутствия дедушки ЕБНа у руля государства, можно было несколько раз отменить его антинациональные указы и восстановить систему защиты и противодействия внешним и внутренним врагам, а также воздать дедушке и его приспешникам по заслугам, но почему-то этого не произошло и получается так: "Дедушка умер, а дело живёт, лучше бы было наоборот"
        1. 0
          18 июня 2014 13:46
          Боюсь Вы не в курсе этих дел. Система которая действовала при СССР была развалена ЕБН после реформирования КГБ (точнее сказать развала как единой системы), на предприятиях фактически были ликвидированы группы занимающиеся противодействием иностранным разведкам. А вот как раз с конца 90-х начала 2000-х были предприняты попытки по восстановлению общей системы защиты и противодействия. Полностью восстановить систему как при СССР не получится (да и не требуется) - слишком затратно и на современном этапе неэффективно. Так что создается новая - адаптированная к современным требованиям и реалиям.
          1. -1
            21 июня 2014 23:49
            Оно и видно как создается и какие результаты этой "системы" ... бардак нарастает ... Уже даже Беларусь запускает свои спутники КИТАЙСКИМИ ракетами, а не российскими ... это показатель уровня развития промышленности ... загубить легко ... а создать очень трудно ... одна только "отмена ГОСТА" в России отбросила эту страну если не в средневековье то уж точно в позапрошлый век ... и главное никто даже не пытается возродить систему стандартов ... и как могут летать ракеты вообще удивительно ...
            1. 0
              28 июня 2014 15:09
              Извините, но Вы не правы. Техпроцессы основаны на ГОСТах и их никто отменять не собирается. Некоторые требования стандартов устарели и идет замена на новые. Есть специальный сайт по системе стандартизации в России. Так что не надо хоронить... тем более, что после вступления в ВТО (на кой ляд это было нужно?!) идет работа о приведении в соответствие действующих стандартов России с стандартами европейскими.
            2. Комментарий был удален.
  4. +5
    17 июня 2014 09:41
    Поэтому могу озвучить только свое личное мнение — по Станиславскому

    По Станиславскому - это когда не первый Протон и именно с ГЛОНАСС падает по чистой случайности.
  5. +9
    17 июня 2014 10:08
    Саботаж - сомнительно. А диверсия - самое то. Причём изнутри нашей пятой колонны. Протоны с иностранными спутниками практически не падают.
    1. 0
      17 июня 2014 19:08
      Цитата: сибиралт
      Саботаж - сомнительно. А диверсия - самое то.

      Это то же самое, саботаж и диверсия. Целенаправленное вредительство.
  6. +8
    17 июня 2014 10:25
    "Подшипников там может быть далеко не один. И, вполне вероятно, что один из подшипников был недостаточного качества."
    Условно принято заключение... причина, разрушение подшипника... разрушение подшипника это причина или следствие???... что реально стало причиной не штатной работы ТНА ???
    Что конкретно... подшипник бяка, посадочные места... по корпусу или валу, установка косорукая... пережали, смазку забыли набить или набили, да не той... или он оказался слабым звеном при возникшей не штатной работе ТНА, уплотнение потекло, наложение частот вибрации узлов перешедшие в резонанс... что именно... озвучите.
    Короче пальцем... эЭэ... в космос.
    Не зная диагноза, как лечить болезнь???
    1. 0
      17 июня 2014 15:11
      подшипники ТНА смазываются компонентами топлива
      1. +1
        17 июня 2014 15:14
        жидким кислородом ???
    2. Kassandra
      0
      19 июня 2014 04:32
      да все гораздо проще - в Kennedy Space Center нельзя пользоваться стиплерами и документами скрепленными скрепками, чтобы потом никто не смог на это "попенять" как на случайность, но вот каким образом в Н-1 взялась целая большая гайка в двигателе? bully
  7. Комментарий был удален.
  8. +6
    17 июня 2014 12:15
    Да, выборочность падений намекает на преднамеренный саботаж. Все иностранные спутники запускаются протоном на 100%, наши важнейшие выводятся практически вопреки. И то что старые кадры, все как один "фанаты завода" в прошлый раз случайно забили молотком датчик к верх ногами тоже не укладывается в радужную картину статьи.
    1. 0
      17 июня 2014 19:18
      Почему случайно?Глупый рабочий получше некоторых инженеров знал,что балансировка модуля проводится в статическом режиме без наклона по осям,иначе противофазный сигнал датчиков легко можно бы было определить.
  9. +1
    17 июня 2014 12:18
    Я считаю, что данная статья "пустая" ((
  10. +3
    17 июня 2014 12:30
    Вопрос: Почему именно ГЛОНАС ? Важность этой системы такова, что без неё на сегодня, наши войска, наша авиация, ВМФ, Ракетные части способны что то делать только в региональном формате, грубо говоря, в пределах практически визуальной видимости. Без своей системы, альтернативной GPS, противостоять войскам НАТО в глобальном масштабе практически мы не сможем. Вот в чём основной вопрос, на мой взгляд.
    1. portoc65
      +1
      17 июня 2014 14:39
      может вы и правы-глубоко законспирированная группа диверсантов саботажников..вполне реально-купить сейчас можно любого.
    2. 0
      17 июня 2014 17:23
      Цитата: Tulip
      Без своей системы, альтернативной GPS, противостоять войскам НАТО в глобальном масштабе практически мы не сможем

      А что мы будем делать,когда их(спутники) собьют,сожгут,задавят помехами?
    3. +1
      17 июня 2014 21:18
      Tulip SU Сегодня, 12:30 Новый

      Вопрос: Почему именно ГЛОНАС ? Важность этой системы такова, что без неё на сегодня, наши войска, наша авиация, ВМФ, Ракетные части способны что то делать только в региональном формате, грубо говоря, в пределах практически визуальной видимости. Без своей системы, альтернативной GPS, противостоять войскам НАТО в глобальном масштабе практически мы не сможем. Вот в чём основной вопрос, на мой взгляд.
      последний аварийный Протон был не с ГЛОНАС а со спутником связи Экспресс-АМ4Р
  11. +7
    17 июня 2014 12:40
    Конечно, в крайности кидаться не следует, но и голову в песок засовывать тоже не надо. Нужно компетентное и объективное расследование.
    Вспоминаю 80-е. Тоже была череда неудач в космической программе. Помню на аппарате, отправленном к комете Галлея, один из приборов просто-напросто забыли включить. По официальному отчёту.
    Я почему-то в такое не верю. Допускаю диверсии.
    Например, американцы все свои силы направляли и направляют на исследования Марса, на котором в принципе уже сейчас человек может жить. А советская космическая программа была заточена на Венеру, где не все металлы могут оставаться в твёрдом состоянии. Десятилетиями силы и средства советского народа гробились на направление, которое в ближайшие миллионы лет не светит никакой практической отдачей.
    Интересный нюанс заключается в том, что руководитель этой советской космической программы академик Сагдеев , как только представилась возможность, слинял в США и женился там нимало-немного - на внучке американского президента Эйзенхауэра. Возможно исключительно в результате американского добросердечия и гостеприимства.
    Но и в это я тоже не верю.
    1. Kassandra
      0
      18 июня 2014 00:55
      верно мыслите дорогой товарищ
      но на самом деле на поверхности марса больше 3х лет человек не выживет ил-за низкой гравитации - будет расстройство иммуной и сердечно сосудистой систем.
  12. +2
    17 июня 2014 12:46
    Какой на фиг "тент на платформе"?..
    Части ракет перевозятся в спецвагонах, а не на платформах.
  13. +1
    17 июня 2014 12:50
    надо все более-менее важные узлы делать у себя!!!
  14. +1
    17 июня 2014 13:51
    Еще говорят их НЛО сбивает winked

    http://www.proza.ru/2013/07/03/964
  15. воронбит
    +3
    17 июня 2014 14:26
    при профессиональном подходе совершить диверсию реально везде...а разговоры о неправильно закрепленным .якобы случайно.угловом датчике-вообще смех для любого.кто мало мальски знаком с потрохами советской ракетной техники
  16. portoc65
    0
    17 июня 2014 14:36
    Уходят на пенсию ветераны ракетостроения-а молодежь не та-не тянет.Просто смена поколения.Падают Протоны.
    1. +2
      17 июня 2014 19:44
      Цитата: portoc65
      Уходят на пенсию ветераны ракетостроения-а молодежь не та-не тянет.

      Может и не тянет, а может просто не хочет работать за еду. Вот пример, Омскому Производственному Объединению "Полёт", входящему в состав ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева», производителя РН «Протон-М», судя по вывешенному на его сайте списку вакансий позарез нужны: инженеры и рабочие. Причём лишь с опытом работы на производстве. И платить таким профессионалам готовы более чем щедро – целых 15 тысяч рублей инженерам с опытом работы и аж до 30 тысяч высококвалифицированным (5 – 6 разряд) фрезеровщикам и токарям. Опытному инженеру радиологу за работу в обнимку с радиоактивной аппаратурой обещаны 12 тысяч рублей – и пусть он себе не в чём не отказывает… Впрочем, наличие производственного опыта не обязательно для тех, кто согласен наняться комплектовщиком за скромные 6 тысяч рублей. Следует ли на фоне таких зарплат считать сенсацией очередную новость о неудачном космическом пуске?
      Источник: http://www.polyot.su/main.php?id=211
  17. +2
    17 июня 2014 14:41
    Интересно, а много ли аварий с РД-180, которые Россия поставляет в США? Тоже ведь наша технология и на наших заводах и нашими специалистами производится. Пишут что " 50 безаварийных пусков из 50 проведенных " (см. http://vpk.name/news/108055_atlas_na_russkom_motore.html).
    Так что делайте выводы.
  18. 0
    17 июня 2014 14:58
    Протон упал со спутником "Экспресс АМ4P".
    Аварийность Протона с учетом последних падений менее 10%, что больше чем в советское время но не на много.
    Заговоры - это полный бред. Ну бывает разное стечение обстоятельств. Например, В 1978 году в результате серии из трёх аварий РН «Протон-К» были потеряны три спутника серии «Экран», предназначенные для замены уже существующих (хотя в промежутках между «Экранами» благополучно стартовали другие КА)
  19. 0
    17 июня 2014 17:54
    А что анализ материала стружки выполнить нельзя? и определить что за сталь и отсюда узнать из какой детали эта стружка. Какая-то инфа на уровне детского лепета.
  20. 0
    17 июня 2014 19:00
    вся ПРАВДА ! http://www.youtube.com/watch?v=1HfrEQzc1hE
  21. +4
    17 июня 2014 19:40
    Кто, где и как сделал этот чертов подшипник — дело совсем другое. Важно то, что после прошлогоднего фиаско с запуском из-за неверно вкоряченного ДУСа (датчика угловой скорости), завалившего ракету на старте, на ВМЗ сделали соответствующие выводы. Надо бы чтобы еще и в Самаре призадумались над качеством. И тогда головной боли о ГЛОНАССе не станет как таковой.

    Всё намного серьезнее,Роман, чем тупо вкоряченный датчик или "левый подшипник". Пожинаем плоды развала и предательства 90-х.Близкие мне люди, работавшие в то время спецами в различных ведомстовах и комииссиях прямым текстом говорят сегодня- ты не представляешь сколько в военно-промышленной комиссии при Ельцине было предателей! А ведь начиналось ещё с горбачевских времен.
    Взять те же работы по гиперзвуку,которые были прекращены ещё в середине 80-х по личному указанию Горбачева в угоду американцам. А многие наработки и технологии ушли в США,благодаря которым у них на выходе появились гиперзвуковые летальные аппараты, сейчас они разрабатывают самолет 6-го поколения, способный летать со скоростью 5-6 скоростей звука.А мы только сегодня,слава богу, провели натурные испытания гиперзвуковой ЗУР для Панциря,способную сбивать эти самые самолеты.
    Сейчас если что и изменгилось,то не сильно...тот же Медведев ещё будучи президентом добивался того, чтобы в обязательном порядке в любом вузе была профессура третьих стран, в первую очередь, США. Вот и добился,какие тут нужны комментарии,Поэтому, неудивительно, что очень многие научные школы находятся до сих пор под контролем США, а ответственные должности занимают специалисты так или иначе с ними связанные. Вот и имеем,что имеем, ГЛОНАСС,уже сегодня по потребительской точности навигации приблизившийся к ДжиПэС прямой конкурент их глобальной монополии, вот и идет борьба по всем фронтам,начиная от запретов на размещение наземных станций.заканчивая с прямым или косвенным саботажем.Если тот же Медведев добивался чтобы наших инженеров учили враги.переманивая лучших,чего можно ожидать, Слава богу остались советские разработки и которые сейчас в основном и реализуються, а так если снова эта когорта тихой сапой дорвется до полной реальной власти-нам конец.Хотя всегда в России будут люди-незаметные герои.которые не дадут им куражиться...Вот недавно из первых уст услышал рассказ человека. который в 1994г. не дал Козыреву убедить Ельцина в необходимости пойти навстречу американцам и ПОЛНОСТЬЮ сократить наши тяжелые МБР "Воевода", причем сделал это виртуозно будучи тогда начальником отдела в Минэкономики Ясина и Уринсона,грамотно и ТЩАТЕЛЬНО подсчитав в экономическом обосновании во что это выльется(получилась офигенная сумма сравнимая с бюджетом и самое главное "безоткатная" и не "распильная"...Козырев с Уринсоном как и их кураторы были в бешенстве,грозя ему всеми карами,если расчеты не подтвердяться,зато Ельцин,который совсем уж не хотел светить голым задом перед другом Биллом,опираясь на этот анализ так и не принял катастрофического для страны решения.Но это уже другая история,главное,что были и есть такие люди всю жизнь честно проработавшие на страну и не имеющие не то что счетов и недвижимости за бугром,но даже дорогих квартир и машин здесь,только пенсия и двушка в тихом подмосковном городке и более ничего,как у моего "источника"...Так что не всё так плохо...
    1. +1
      17 июня 2014 19:48
      Цитата: Аскет
      Пожинаем плоды развала и предательства 90-х

      Здравствуйте Станислав! hi Всё, о чём Вы пишете, конечно имеет место. Но почему же выводимые нашими ракетами зарубежные спутники падают реже? В процентном отношении? Другие люди работают? Извините конечно, но теория вероятности существует как отдельная наука, и если от неё отталкиваться, может стоит выводить спутники ГЛОНАСС под каким нибудь западным брендом? hi
    2. +2
      17 июня 2014 22:23
      Цитата: Аскет
      .Но это уже другая история,главное,что были и есть такие люди всю жизнь честно проработавшие на страну и не имеющие не то что счетов и недвижимости за бугром,но даже дорогих квартир и машин здесь,только пенсия и двушка в тихом подмосковном городке и более ничего,как у моего "источника"...Так что не всё так плохо...


      В разные времена баланс честных и нечестных плавает. Уверен, что в настоящее время поднимается волна честных.
    3. Kassandra
      +1
      18 июня 2014 00:58
      обычное системное вредительство, если за него не расстреливать, сжигать на кострах или сажать в дурдом, то стране - кирдык
  22. +1
    17 июня 2014 20:40
    А причем здесь Самара?! С больной головы - на здоровую. "Хруничев" и его "Протоны" -это Москва
    1. +1
      21 июня 2014 23:56
      Москву не трожь ... там все начальство и оно ближе к "телу" повернет все так, что потом не очухаешься ... вот и виновата ... Самара ... Москва ВСЕГДА ПРАВА! Пока не сожгут ...
  23. 0
    17 июня 2014 21:51
    да американцы его уронили ! так как при ельцине им дали коды управления протоном!союз балистическая ракета , протон ракета носитель! смотрите Пякина В В
  24. 0
    17 июня 2014 22:47
    А может кроме всех иных составляющих - проблема "Протона" в том, что колоссальные средства вливаются в новые ракеты? А дедушка "Протон" и так дотянет? Забрасывать в дальний угол "старое" можно лишь тогда, когда "новое" докажет на деле свою новизну.
  25. 0
    18 июня 2014 00:46
    вот вы все в этой ветке НЕВЕРУЮЩИЕ
    1. Kassandra
      0
      19 июня 2014 03:40
      здесь вроде про то как святая вода могла навредить пока никто не гнал
      смысл в том что ей окропляют снаружи, внутрь она не попадает. верующие же ее обычно пьют...
      там скорее всего было просто техническое вредительство, безо "всякого этого".
      на днях одного нашли уже, их тех кто это делал.
  26. 0
    18 июня 2014 21:04
    Вчера обсуждали "проблему" Протона, проблемы Российской Космонавтики в целом. Сегодня умер Владимир Поповкин, служивший в Космических войсках с 1975 года. О его вкладе в Русский Космос, думаю говорить ещё рано, ввиду понятной секретности, судить же по вершкам не есть правильно.

    Предлагаю помянуть офицера.
  27. kaspiy47
    0
    18 июня 2014 21:25
    по мне так это всё же преднамеренные катастрофы протонов, ы кому надо заплатили на заводе, есть такая поговорка, ищите кому это выгодно
    1. Kassandra
      0
      19 июня 2014 03:22
      такое бывает и без денег, некоторым просто нравится вредить и делать гадости. это "болезнь".
  28. +1
    20 июня 2014 12:52
    Скорее всего пин.досы купили-одного двух человек на заводе и творят пакости-ведь ГЛОНАСС альтернатива амерской GPS и плюс ко всему наша программа типа Гугл-планета Земля, а это наблюдение за территорией Америки.
  29. 0
    22 июня 2014 00:03
    А может причина в САМИХ СПУТНИКАХ? И их ВЫГОДНЕЕ СРАЗУ УГРОБИТЬ, чем в космосе чтоб болтались нерабочие? Несекрет, что аппараты ГЛОНАС выключаются из пи.ндос.ии. Так было совсем недавно, когда Россия начала кочевряжится на Украине ... Пи.ндосы отключили платежную систему в России и несколько спутников ГЛОНАС ... Все конечно выдали за "сбой электроники" и "ошибку оператора", но факт остается фактом ... Стратегические ракеты России не смогут долететь до цели если пин.досы МОГУТ выключать ГЛОНАС по своему усмотрению ... Так-то дают Вам россияне понять КТО В ВАШЕМ ДОМЕ ХОЗЯИН ...
    1. SashaN
      0
      13 июля 2014 18:40
      стратегическим ракетам не нужен глонасс а если и нужен то не сильно идут по астрокоррекции
      1. Kassandra
        0
        13 июля 2014 20:15
        не учи их "умным словам".