Ослепительная маскировка

27
Не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но без малого 100 лет назад суда маскировали именно таким образом.

Ослепительная маскировка


Цветных фотографий нет, но сохранились эскизы. Представляете, как судно «War Clover» выглядело в действительности?

Во время Первой Мировой англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом топили корабли союзников.

Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.

И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон(Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего — кубизме.



Автор идеи «ослепляющей раскраски» Норман Вилкинсон

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно — «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки «ослепляющей раскраской» («Dazzle Painting»), а американцы — «суматохой» или «кутерьмой» (Razzle Dazzle). И это сработало.



Американское торговое судно USS Mahomet.

Дело в том, что немецкие подводники были вынуждены находить противника визуально и целились не в само судно — оно ведь двигалось — а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск естественно означали промах.



Моряки пытаются разглядеть, что это там такое. Где у виднеющегося вдали судна нос, действительно непонятно.

Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое.

Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, «соединялось» с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что.



Тип стандартной раскраски корабля за номером 24. Причем это одно и то же судно, только с разных сторон.

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный «кубический» окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались.

В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.



К величайшему сожалению, нет цветных фотографий тогдашних кораблей, а ведь они не были «зебрами» — их маскировали в разные, и порой очень яркие цвета. Говорят, в море конвой из этих «судов-попугаев» выглядел просто ошеломительно.

С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование «ослепляющей живописи» на флоте. На то было несколько причин.

Так, появилась эффективная авиация — с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким «невоенным способом».



Корабль SS Melita — хоть сейчас в музей Маяковского.


ВМС США, как и англичане, пытались вернуться к«суматохе» вконце Второй Мировой— после того, как уничтожили японскую авиацию. Идействительно защищали «живописью» свои суда от вражеских субмарин (кстати, проводились опыты с танками и джипами)

Однако третьего пришествия не случилось — усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей.



Пассажирское судно Mauretania. Судя по изображению на рекламном плакате тех лет — яркий был кораблик.

Таким образом, военные корабли быстро перекрасились в свой нынешний, «туманно-серый» цвет, а кубизм вернулся туда, откуда его взял Вилкинсон.



Сейчас в Портсмуте стоит образец подобной маскировки: корабль HMS Monitor M33. Он был построен в 1915 году, хоть и выглядит относительно скромно, повоевал в Первую Мировую и даже в Гражданскую войну (вместе с шестью другими мониторами несколько месяцев поддерживал белые войска в районе Архангельска).

Хотя камуфляж Вилкинсона активно использовался в Первой мировой войне и в меньшей степени — во Второй, его эффективность не была научно доказана. Проверить его действенность недавно решила группа исследователей из Бристольского университета (Великобритания) под руководством специалиста по экспериментальной психологии Ника Скотт-Сэмюэля.



Ключевым пунктом проверки стала именно скорость: если для кораблей этот камуфляж не актуален, то высокомобильные боевые машины, несущие на себе «абстракционистские полотна», и сейчас могут ввести в заблуждение солдат противника.
Дело в том, что наше восприятие скорости зависит от множества разнородных факторов. К примеру, нам кажется, что более крупные объекты движутся медленнее. В экспериментах г-на Скотт-Сэмюэля и коллег добровольцам демонстрировали на экране пары геометрических образов, которые имели различную контрастность и двигались с разной скоростью. Одним из двух элементов всегда являлся типичный представитель текстуры «слепящего» камуфляжа.



Выяснилось, что скорость двух быстродвижущихся контрастных фигур из камуфляжного набора визуально кажется меньше на 7%. Таким образом, вооружённый ручным противотанковым гранатомётом боец может не рассчитать расстояние и промахнуться по бронемашине, раскрашенной по методу Вилкинсона, считают исследователи.

    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    27 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +14
      19 августа 2013
      Представляю себе - всплываешь на перископную глубину, поднимаешь перископ, осматриваешься и тут видишь это!
      Разрыв мозга же! wassat
      Задумка интересная.
      1. +4
        19 августа 2013
        Цитата: Iraclius
        Разрыв мозга же! wassat
        Задумка интересная.


        А существовал и розовый камуфляж: так называемый “Маунтбеттеновский розовый”.
        Благодаря эффекту Пуркинье, розовый цвет хорошо камуфлирует объект в сумерках и в условиях повышенной освещённости.
        Как-то адмирал Маунтбеттен обратил внимание, что один из кораблей необычного цвета менее заметен в сумерках
        и приказал перекрасить все эсминцы своей эскадры в такой же оттенок, но британские моряки отказались
        выходить в море на судах розового цвета.

        Зато британский спецназ не побрезговал им, и на свет появились
        “Розовые пантеры”, они же “Пинки”.
        Официальное название - LR 109 Rover-11 (FV-18064)

        1. +3
          19 августа 2013
          А вот британский истребитель времён Второй мировой
          Supermarine Spitfire в исполнении "Invisible pink"

          1. алекс 241
            +2
            19 августа 2013
            Истребитель P–51 «Mustang».
            1. +3
              19 августа 2013
              _________________
            2. +2
              19 августа 2013
              Вспоминаю фильм "Полосатый рейс" и реплику:
              - Красиво плывут! Вон та группа в полосатых купальниках...
              1. алекс 241
                +2
                19 августа 2013
                laughing good ............................
    2. Kovrovsky
      +10
      19 августа 2013
      Так часто и бывает: нестандартный подход к решению проблемы даёт хороший результат.
    3. +1
      19 августа 2013
      Вот это жесть.)
    4. +6
      19 августа 2013
      Выяснилось, что скорость двух быстродвижущихся контрастных фигур из камуфляжного набора визуально кажется меньше на 7%. Таким образом, вооружённый ручным противотанковым гранатомётом боец может не рассчитать расстояние и промахнуться по бронемашине, раскрашенной по методу Вилкинсона, считают исследователи.

      Для справки погрешность инженерного расчета 5%. При опытах с людьми я думаю нормальная погрешность составит 10%... Так что доверять цифре 7% не стоит. Однако следует оценить еще влияние камуфляжа на определение пространственного положения объекта или определение полного вектора скорости (величина и направление). Также будут интересны опыты по идентификации (определение типа корабля).
      1. +2
        19 августа 2013
        Одно скажу точно и без всяких расчётов - малевать на бронетехнике красные фигуры в пол-корпуса - это не маскировка. Это - 100% демаскировка. yes
    5. -3
      19 августа 2013
      Интересно, но не практично. Прямо как российские футболисты-миллионеры. Деньги тратятся. платятся, а сборная играет как может.
      1. nbw
        nbw
        +8
        19 августа 2013
        Футболисты тут при чём? "Кто о чём, а вшивый о бане" wassat
        1. 0
          21 августа 2013
          Потому как непрактично. Практичней было бы срезать им доход. Не нравится, пусть ищут деньги в других странах. Если им там будут платить за такую игру такие деньги. И здесь тоже решили, что подобная раскраска непрактична. Вернулись к старой. А про футболистов, да ,после игры с ирландцами, кроме как нецензурно...
    6. +4
      19 августа 2013
      Жить захочешь - и не так раскорячишься...А вообще камуфляж великая вещь, только в разное время разные подходы. Ну и от ТВД сильно зависит. Я так понимаю, все что усложняет жизнь противнику имеет право быть.
    7. +3
      19 августа 2013
      Очень познавательно, автору (+) спасибо за статью. hi
    8. +1
      19 августа 2013
      Мне кажется, что защиту транспортов от подводных лодок нужно было организовывать таким способом-Красить надстройки торговых судов разными цветами (характерными для разного времени дня) черным, синим, темно-синим, белым и тд... Суть такова... Подводная лодка не сможет определить расстояние до цели т. к силуэт корабля будет плохо определяться, на фоне дня, ночи, сумерков и т. д. ведь часть надстройки всегда будет скрыта, и не получится определить силуэт корабля, соответственно его высоту, тип и расстояние до него.
    9. +4
      19 августа 2013
      Это раскраска "Альбатроса", если смотреть дальше и в реальности, в море, то кормы вообще не видно.
      А от этих линий даже на фото, в статье глаза раком встают. Я представляю каково это в боевых условиях, когда необходимо быстро принимать решение и делать расчеты для атаки.
      1. +1
        19 августа 2013
        Цитата: МЧПВ
        Я представляю каково это в боевых условиях, когда необходимо быстро принимать решение и делать расчеты для атаки.

        Пример судов германских.
        "Гойя" и "В.Густлов"

        Крейсер «Глуар» (Gloire)

        1. +2
          19 августа 2013
          Цитата: Папакико
          Крейсер «Глуар» (Gloire)

          А он белый в черную полоску, или черный- в белую?"
    10. +1
      19 августа 2013
      Насколько я помню, основное назначение камуфляжной раскраски заключается не в том, чтобы спрятать объект, а в том, чтобы затруднить его распознавание. Ломка силуэта в этом случае очень хорошо помогает. Здесь можно также вспомнить раскраску некоторых самолетов Второй мировой по такому же принципу. Например, белые кили на морских разведчиках США, изменение очернаний вертикального оперения на 88-х юнкерсах.
      Собственно, и современный "цифровой" камуфляж оттуда же идет, только рисунок помельче.
      1. +1
        19 августа 2013
        Цитата: В.Тарасян
        Насколько я помню, основное назначение камуфляжной раскраски заключается не в том, чтобы спрятать объект, а в том, чтобы затруднить его распознавание
        Вернее "или" так как камуфляж бывает - маскирующий,обычно применяется на стационарных объектах, и деформирующуй - вот тут он и показ,для подвижных объектов
        1. 0
          20 августа 2013
          Так в статье речь шла о подвижных объектах, я их-то и имел в виду.
    11. +2
      19 августа 2013
      Два десятка лет первый раз "Технике-молодёжи" прочитал статью с иллюстрациями на эту тему. За эту статью автору спасибо - хороший материал текстовой и фото интересные
    12. Комментарий был удален.
    13. valiant
      +2
      19 августа 2013
      английский авианосец HMS Argus в камуфляже Razzle Dazzle
      1. алекс 241
        +2
        19 августа 2013
        ...........................
        1. алекс 241
          +2
          19 августа 2013
          Во время Дарданельской операции, корабли союзников были закамуфлированы всевозможными способами. Mariotte несла роскошный, любовно нанесённый экипажем камуфляж со множеством оттенков, на носу виден тщательно отрисованный бурун.
    14. makarov
      0
      23 октября 2013
      автору РЕСПЕКТ за интересный и поучительный материал
    15. rokanon
      0
      27 января 2014
      Как ни крути , *шаровый* -это удачный цвет для кораблей. Автору спасибо за интересную тему!
    16. +1
      1 октября 2014
      В природе проверенный метод.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»