Ослепительная маскировка

Не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но без малого 100 лет назад суда маскировали именно таким образом.

Ослепительная маскировка


Цветных фотографий нет, но сохранились эскизы. Представляете, как судно «War Clover» выглядело в действительности?


Во время Первой Мировой англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом топили корабли союзников.

Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.

И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон(Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего — кубизме.

Ослепительная маскировка


Автор идеи «ослепляющей раскраски» Норман Вилкинсон

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно — «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки «ослепляющей раскраской» («Dazzle Painting»), а американцы — «суматохой» или «кутерьмой» (Razzle Dazzle). И это сработало.

Ослепительная маскировка


Американское торговое судно USS Mahomet.

Дело в том, что немецкие подводники были вынуждены находить противника визуально и целились не в само судно — оно ведь двигалось — а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск естественно означали промах.

Ослепительная маскировка


Моряки пытаются разглядеть, что это там такое. Где у виднеющегося вдали судна нос, действительно непонятно.

Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое.

Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, «соединялось» с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что.

Ослепительная маскировка


Тип стандартной раскраски корабля за номером 24. Причем это одно и то же судно, только с разных сторон.

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный «кубический» окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались.

В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.

Ослепительная маскировка


К величайшему сожалению, нет цветных фотографий тогдашних кораблей, а ведь они не были «зебрами» — их маскировали в разные, и порой очень яркие цвета. Говорят, в море конвой из этих «судов-попугаев» выглядел просто ошеломительно.

С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование «ослепляющей живописи» на флоте. На то было несколько причин.

Так, появилась эффективная авиация — с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким «невоенным способом».

Ослепительная маскировка


Корабль SS Melita — хоть сейчас в музей Маяковского.


ВМС США, как и англичане, пытались вернуться к«суматохе» вконце Второй Мировой— после того, как уничтожили японскую авиацию. Идействительно защищали «живописью» свои суда от вражеских субмарин (кстати, проводились опыты с танками и джипами)

Однако третьего пришествия не случилось — усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей.

Ослепительная маскировка


Пассажирское судно Mauretania. Судя по изображению на рекламном плакате тех лет — яркий был кораблик.

Таким образом, военные корабли быстро перекрасились в свой нынешний, «туманно-серый» цвет, а кубизм вернулся туда, откуда его взял Вилкинсон.

Ослепительная маскировка


Сейчас в Портсмуте стоит образец подобной маскировки: корабль HMS Monitor M33. Он был построен в 1915 году, хоть и выглядит относительно скромно, повоевал в Первую Мировую и даже в Гражданскую войну (вместе с шестью другими мониторами несколько месяцев поддерживал белые войска в районе Архангельска).

Хотя камуфляж Вилкинсона активно использовался в Первой мировой войне и в меньшей степени — во Второй, его эффективность не была научно доказана. Проверить его действенность недавно решила группа исследователей из Бристольского университета (Великобритания) под руководством специалиста по экспериментальной психологии Ника Скотт-Сэмюэля.

Ослепительная маскировка


Ключевым пунктом проверки стала именно скорость: если для кораблей этот камуфляж не актуален, то высокомобильные боевые машины, несущие на себе «абстракционистские полотна», и сейчас могут ввести в заблуждение солдат противника.
Дело в том, что наше восприятие скорости зависит от множества разнородных факторов. К примеру, нам кажется, что более крупные объекты движутся медленнее. В экспериментах г-на Скотт-Сэмюэля и коллег добровольцам демонстрировали на экране пары геометрических образов, которые имели различную контрастность и двигались с разной скоростью. Одним из двух элементов всегда являлся типичный представитель текстуры «слепящего» камуфляжа.

Ослепительная маскировка


Выяснилось, что скорость двух быстродвижущихся контрастных фигур из камуфляжного набора визуально кажется меньше на 7%. Таким образом, вооружённый ручным противотанковым гранатомётом боец может не рассчитать расстояние и промахнуться по бронемашине, раскрашенной по методу Вилкинсона, считают исследователи.

Ослепительная маскировка


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. Iraclius 19 августа 2013 08:10
    Представляю себе - всплываешь на перископную глубину, поднимаешь перископ, осматриваешься и тут видишь это!
    Разрыв мозга же! wassat
    Задумка интересная.
    1. Mister X 19 августа 2013 17:07
      Цитата: Iraclius
      Разрыв мозга же! wassat
      Задумка интересная.


      А существовал и розовый камуфляж: так называемый “Маунтбеттеновский розовый”.
      Благодаря эффекту Пуркинье, розовый цвет хорошо камуфлирует объект в сумерках и в условиях повышенной освещённости.
      Как-то адмирал Маунтбеттен обратил внимание, что один из кораблей необычного цвета менее заметен в сумерках
      и приказал перекрасить все эсминцы своей эскадры в такой же оттенок, но британские моряки отказались
      выходить в море на судах розового цвета.

      Зато британский спецназ не побрезговал им, и на свет появились
      “Розовые пантеры”, они же “Пинки”.
      Официальное название - LR 109 Rover-11 (FV-18064)

      1. Mister X 19 августа 2013 17:14
        А вот британский истребитель времён Второй мировой
        Supermarine Spitfire в исполнении "Invisible pink"

        1. алекс 241 19 августа 2013 21:59
          Истребитель P–51 «Mustang».
          алекс 241
          1. Kars 19 августа 2013 22:06
            _________________
          2. Mister X 19 августа 2013 22:16
            Вспоминаю фильм "Полосатый рейс" и реплику:
            - Красиво плывут! Вон та группа в полосатых купальниках...
            1. алекс 241 19 августа 2013 22:21
              laughing good ............................
              алекс 241
  2. Kovrovsky 19 августа 2013 09:10
    Так часто и бывает: нестандартный подход к решению проблемы даёт хороший результат.
    Kovrovsky
  3. chunga-changa 19 августа 2013 09:32
    Вот это жесть.)
  4. Zerstorer 19 августа 2013 10:18
    Выяснилось, что скорость двух быстродвижущихся контрастных фигур из камуфляжного набора визуально кажется меньше на 7%. Таким образом, вооружённый ручным противотанковым гранатомётом боец может не рассчитать расстояние и промахнуться по бронемашине, раскрашенной по методу Вилкинсона, считают исследователи.

    Для справки погрешность инженерного расчета 5%. При опытах с людьми я думаю нормальная погрешность составит 10%... Так что доверять цифре 7% не стоит. Однако следует оценить еще влияние камуфляжа на определение пространственного положения объекта или определение полного вектора скорости (величина и направление). Также будут интересны опыты по идентификации (определение типа корабля).
    1. Iraclius 19 августа 2013 13:32
      Одно скажу точно и без всяких расчётов - малевать на бронетехнике красные фигуры в пол-корпуса - это не маскировка. Это - 100% демаскировка. yes
  5. ИмПерц 19 августа 2013 10:43
    Интересно, но не практично. Прямо как российские футболисты-миллионеры. Деньги тратятся. платятся, а сборная играет как может.
    1. nbw 19 августа 2013 12:48
      Футболисты тут при чём? "Кто о чём, а вшивый о бане" wassat
      nbw
      1. ИмПерц 21 августа 2013 11:56
        Потому как непрактично. Практичней было бы срезать им доход. Не нравится, пусть ищут деньги в других странах. Если им там будут платить за такую игру такие деньги. И здесь тоже решили, что подобная раскраска непрактична. Вернулись к старой. А про футболистов, да ,после игры с ирландцами, кроме как нецензурно...
  6. Сочи 19 августа 2013 10:57
    Жить захочешь - и не так раскорячишься...А вообще камуфляж великая вещь, только в разное время разные подходы. Ну и от ТВД сильно зависит. Я так понимаю, все что усложняет жизнь противнику имеет право быть.
  7. Gomunkul 19 августа 2013 11:19
    Очень познавательно, автору (+) спасибо за статью. hi
  8. Умник 19 августа 2013 14:21
    Мне кажется, что защиту транспортов от подводных лодок нужно было организовывать таким способом-Красить надстройки торговых судов разными цветами (характерными для разного времени дня) черным, синим, темно-синим, белым и тд... Суть такова... Подводная лодка не сможет определить расстояние до цели т. к силуэт корабля будет плохо определяться, на фоне дня, ночи, сумерков и т. д. ведь часть надстройки всегда будет скрыта, и не получится определить силуэт корабля, соответственно его высоту, тип и расстояние до него.
  9. МЧПВ 19 августа 2013 14:38
    Это раскраска "Альбатроса", если смотреть дальше и в реальности, в море, то кормы вообще не видно.
    А от этих линий даже на фото, в статье глаза раком встают. Я представляю каково это в боевых условиях, когда необходимо быстро принимать решение и делать расчеты для атаки.
    1. Папакико 19 августа 2013 19:49
      Цитата: МЧПВ
      Я представляю каково это в боевых условиях, когда необходимо быстро принимать решение и делать расчеты для атаки.

      Пример судов германских.
      "Гойя" и "В.Густлов"

      Крейсер «Глуар» (Gloire)

      1. svp67 19 августа 2013 22:25
        Цитата: Папакико
        Крейсер «Глуар» (Gloire)

        А он белый в черную полоску, или черный- в белую?"
  10. В.Тарасян 19 августа 2013 19:15
    Насколько я помню, основное назначение камуфляжной раскраски заключается не в том, чтобы спрятать объект, а в том, чтобы затруднить его распознавание. Ломка силуэта в этом случае очень хорошо помогает. Здесь можно также вспомнить раскраску некоторых самолетов Второй мировой по такому же принципу. Например, белые кили на морских разведчиках США, изменение очернаний вертикального оперения на 88-х юнкерсах.
    Собственно, и современный "цифровой" камуфляж оттуда же идет, только рисунок помельче.
    1. svp67 19 августа 2013 22:28
      Цитата: В.Тарасян
      Насколько я помню, основное назначение камуфляжной раскраски заключается не в том, чтобы спрятать объект, а в том, чтобы затруднить его распознавание
      Вернее "или" так как камуфляж бывает - маскирующий,обычно применяется на стационарных объектах, и деформирующуй - вот тут он и показ,для подвижных объектов
      1. В.Тарасян 20 августа 2013 17:28
        Так в статье речь шла о подвижных объектах, я их-то и имел в виду.
  11. xomaNN 19 августа 2013 20:34
    Два десятка лет первый раз "Технике-молодёжи" прочитал статью с иллюстрациями на эту тему. За эту статью автору спасибо - хороший материал текстовой и фото интересные
  12. Комментарий был удален.
  13. valiant 19 августа 2013 21:50
    английский авианосец HMS Argus в камуфляже Razzle Dazzle
    valiant
    1. алекс 241 19 августа 2013 22:00
      ...........................
      алекс 241
      1. алекс 241 19 августа 2013 22:03
        Во время Дарданельской операции, корабли союзников были закамуфлированы всевозможными способами. Mariotte несла роскошный, любовно нанесённый экипажем камуфляж со множеством оттенков, на носу виден тщательно отрисованный бурун.
        алекс 241
  14. makarov 23 октября 2013 04:18
    автору РЕСПЕКТ за интересный и поучительный материал
    makarov
  15. rokanon 27 января 2014 01:54
    Как ни крути , *шаровый* -это удачный цвет для кораблей. Автору спасибо за интересную тему!
    rokanon
  16. ed24 1 октября 2014 22:20
    В природе проверенный метод.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня