13-ая «крачка» увидит все…

7


Сегодня мы становимся свидетелями того, как беспилотные летательные аппараты все шире входят в нашу жизнь. Иметь БПЛА хотят лесники и пожарные, врачи «скорой помощи» и геологи, полицейские и экологи, а уж про военных можно и не говорить. Причем, в большинстве своем создаются не столько универсальные, сколько высокоспециализированные аппараты. Вот и новый БПЛА «Терн» (Крачка), который планируется использовать на кораблях ВМФ США, будет представлять собой высокоспециализированное летательное устройство именно для полетов над морем! Отсюда, кстати, и его название…
Крачки – это птицы с длинным прямым клювом, которые прекрасно летают, и живут по берегам морей и пресных вод. Они питаются рыбой и другими водяными животными, которых ловят, бросаясь на них сверху. Известно 12 видов, живущих преимущественно в теплых странах. Однако вскоре к ним добавится тринадцатый вид – американский беспилотник, разрабатываемый в рамках совместного проекта американского агентства DARPA и Управления военно-морских исследований, недавно подписавших меморандум о создании программы исследований и разработок под названием «Терн» (Крачка), направленной на создание нового беспилотного летательного аппарата для нужд военно-морского флота США. Необходимость такой разработки связана с желанием военных моряков иметь аппарат для разведки, обладающий способностью действовать на большом расстоянии от судна-носителя так, чтобы его возможности были бы сопоставимы с возможностями дальней авиации. При этом планируется, что он будет действовать с различных кораблей ВМФ, то есть «глаза» для высматривания «добычи», с принятием его на вооружение приобретут даже сравнительно небольшие корабли, что существенно повысит эффективность американских ВМС в целом. Ну, а любые совместные усилия принято рассматривать там как способ оптимизации расходов и генерации полезных идей, поскольку, мол, «много рук делают все лучше». То есть совместно будут разрабатываться новые технологии для создания этого аппарата и, соответственно, и одновременно с этим будет формироваться пакет требований к новому перспективному ЛА.

Специалисты отмечают, что современная война требует умения проводить в наблюдение с воздуха и разведку любых подвижных целей в любом месте и в любое время. Однако, современные технологии в этой области, однако, имеют определенные ограничения. Так, вертолеты относительно ограничены в расстоянии и времени полета, тогда как самолеты с большим радиусом действия, как пилотируемые, так и беспилотные достаточно велики по размерам и требуют для своего базирования либо авианосцев, либо больших, прибрежных аэродромов. То есть имеется значительная зависимость средств разведки от места базирования, что военным не очень-то нравится. Им хотелось бы иметь аппарат, способный базироваться практически на любом судне и при этом обладающий дальностью полета, сопоставимой с дальностью пилотируемых самолетов-разведчиков. Скорость полета при этом такой уж большой роли не играет. Более значение имеет время нахождения в воздухе, чтобы такой БПЛА мог барражировать в заданном районе продолжительное время и, обеспечивая корабль-носитель информацией в режиме реального времени. Имеет большое значение и то, каким образом этот разведчик будет возвращаться к нему на борт. Дело в том, что самолеты-разведчики устанавливались на линкорах и крейсерах в 20-ых годы прошлого века. Запускались они при помощи катапульт, а вот садились на воду, используя для этого поплавковое шасси. Поднимали их на борт краном, что требовало остановки корабля, и было делом весьма хлопотным.

Чтобы помочь преодолеть эти проблемы, программа «крачка» предусматривает, прежде всего, использование небольших кораблей, а не дорогостоящих авианосцев. А базирующиеся на них БПЛА должны будут действовать на средних высотах, но, обладать большой продолжительностью полета. Цель состоит в том, чтобы обеспечить дальнюю разведку, но самое главное – возможность запуска таких аппаратов с палубы малых судов, а затем и их быстрое их возвращение. Вот почему данная программа направлена на создание полномасштабной модели такого аппарата, способного совершать взлет с палубы корабля класса «эсминец» типа американских эсминцев «Арли Берк».

«Соглашение с военными моряками с самого начала программы является идеальным подходом для совместного достижения поставленной цели» – заявил Даниэль Патт, менеджер агентства по реализации программы «крачка». «В идеале, это сотрудничество может служить в качестве модели для аналогичных соглашений со всеми заказчиками для других программ DARPA, и помочь создать прорывные возможности для военных». В чем тут такая уж особая радость понять и сложно и легко одновременно. Нужно лишь знать специфику работы DARPA. Обычно это агентство заключает соглашения с небольшими фирмами и университетами, чтобы минимизировать расходы на «науку». А тут сотрудничать планируется с такой мега-структурой, как американский ВМФ. То есть денег будет много, а с другой стороны военные сразу же скажут обо всем, что им нужно, и более того – поделятся уже имеющимися у них наработками в этой области. То есть это будет не тот случай, когда был создан БПЛА в виде колибри, а затем военные начали думать, где именно лучше его использовать. Причем по ходу дела выяснилось, что было бы лучше, если бы ученые сделали БПЛА в виде воробья, только вот деньги-то были уже потрачены! Так что сегодня речь идет «о новом подходе к обеспечению дальней разведки на море, большой продолжительности полета аппаратов класса БПЛА, базирующихся на кораблях ВМФ» – сказал Гил Графф, заместитель руководителя программы из Управления военно-морских исследований.
В итоге, как это и принято в DARPA, вся программа разбита на фазы или этапы. Первые две фазы программы направлены на разработку эскизного проекта и… снижению рисков для программы «крачка» в целом. Пять исполнители настоящее время ведут по контракту для первой фазы. Один или несколько из этих исполнителей могут быть выбраны, чтобы продолжить в рамках второй фазы, то есть из предложенных разработок на конкурсной основе отберут наилучшие. В третьей фазе будет выбран один исполнитель, и он будет строить полномасштабную модель для наземного тестирования. Ну, в случае успеха испытаний на земле испытания будут продолжены на море.

Что касается технической стороны проекта, то тут нужно исходить из требований военных и специфики данного аппарата. Причем конструкторам предстоит в данном случае весьма сложная работа, так как им нужно будет преодолеть целый ряд серьезных противоречий. Небольшие размеры корабля-носителя требуют сделать его крылья складывающимися, а сам аппарат – как можно более легким, что также сочетается с требованиями к большой дальности полета. Но… легкий планер и фюзеляж – это углепластики, а большая дальность полета – это крылья большого размаха. Сделать такие крылья складывающимися не так-то и легко, а для небольшого аппарата еще и чревато потерей их прочности и увеличением веса. Запуск такого БПЛА должен осуществляться с рампы, это понятно. Понятно и то, что двигатель у него должен будет располагаться сзади, и иметь воздушный винт, поскольку турбовинтовые двигатели экономичнее реактивных и обеспечивают аппарату большую дальность полета. Но где в таком случае эта рампа будет располагаться? Идеальным было бы установить ее прямо на стволе стандартного 127-мм орудия американских эсминцев, но тут есть одно обстоятельство, которое столь элегантное решение сильно затрудняет.

Ведь аппарат будет летать над морем, где и так повсюду морская соль. То есть он должен быть защищен от воздействия морской воды, а это значит, что «купать» его в соленой морской воде нежелательно. А раз так, то куда он будет садиться на небольшой корабль и – главное – как? Будет ли для этого устроена специальная посадочная площадка на палубе или это будет «ловчая сеть», растянутая на телескопических опорах – неизвестно. В любом случае возникает вопрос, а как тогда эту самую выловленную «крачку» поставить на рампу для запуска? И сделать это будет особенно сложно как раз в том случае, если она будет на стволе орудия! Очень интересно, как американские инженеры решат все эти технические вопросы. Но, так или иначе, но работа на «тринадцатой крачкой» уже началась, и рано или поздно, но мы узнаем о ее результатах!
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    18 июня 2014 09:20
    Да уж, а когда-то в области робототехники мы шагали впереди планеты всей. Сколько говорим об инновациях, а воз поныне там.
    1. -3
      18 июня 2014 21:05
      Цитата: rugor
      Да уж, а когда-то в области робототехники мы шагали впереди планеты всей.

      Когда и где? Только про Луноход не надо, это из другой оперы.
      1. +3
        18 июня 2014 21:32
        Цитата: Штык
        Когда и где? Только про Луноход не надо, это из другой оперы.

        ну если Луноход - не робот, то как насчет Бурана? Янки-то так и не научились сажать свои Шаттлы в автоматическом режиме, правда не факт что и старались. Тем не менее, Буран - тот еще беспилотник, хотя мощность егойного бортового копьютера даже на фоне бюджетных смартфонов не смотрится. Но все летало как надо и садилось куда положено, и не будь дурного Горби с его дурной "конверсией" - кто его знает, какие вундервафли были бы на вооружении нашей армии...
  2. -1
    18 июня 2014 09:52
    Да уж хотелось бы всего и побольше...
  3. +4
    18 июня 2014 10:41
    Заниматься некому. Проще стать юристом или менеджером. Денег больше, работы меньше, учится легче.
    1. воронбит
      0
      20 июня 2014 15:40
      когда 5лет назад приехал на 20-летие встречи с выпускниками кафедры робототехники тульского политеха.оказалось .что там занимаются пылесосами и фенами
  4. +1
    18 июня 2014 11:30
    вот когда сей беспилотник не только взлетит с коробля но и нормально сядет-тогда другая песня.а сейчас у них проблем больше чем ответов
  5. 0
    18 июня 2014 22:59
    Ну ещё есть и беспилотники с вертолётной схемой. Уж они-то могут хотя бы в ближней зоне корабля следить за обстановкой.По крайней мере ,вроде бы ,такие разрабатываются.