Основные этапы развития морских стратегических комплексов СССР и США

Основные этапы развития морских стратегических комплексов СССР и США
Пуск UGM-27C Polaris A-3 с атомного подводного ракетоносца USS Robert E. Lee (SSBN-601) 20 ноября 1978 года


С 1954 по 1990 год в СССР было разработано и поставлено на вооружение десять комплексов БРПЛ, которые размещались на восьми основных типах подводных лодок, шести атомных и двух дизельных. Представляет интерес рассмотреть вопрос о развитии основных военно-технических характеристик этого вида стратегических вооружений. В таблице 3.5 приведены основные характеристики БРПЛ, а в таблице 3.6 основные характеристики подводных лодок – носителей.

Следует отметить, что все подводные лодки – носители БРПЛ были разработаны в Ленинграде. Дизельные подводные лодки были разработаны в ЦКБ-16 (КБ «Малахит») под руководством главного конструктора Н.Н. Исанина, а атомные подводные лодки – в ЦКБ-18 (ЦКБ «Рубин») под руководством главных конструкторов С.Н. Ковалева и И.Д. Спасского. Разработка всех БРПЛ, кроме ракеты Р-31 (комплекс Д-11) проводилась в Златоусте в СКБ-385 (КБ Машиностроения) под руководством главного конструктора В.П. Макеева, а разработка ракеты Р-31 производилась в КБ «Арсенал» под руководством главного конструктора П.А. Тюрина. Таким образом, подавляющая часть всех комплексов БРПЛ и подводных лодок – носителей, включая все современные типы, были спроектированы в ЦКБ «Рубин» и в КБ Машиностроения.


Основные этапы развития морских стратегических комплексов СССР и США

Основные этапы развития морских стратегических комплексов СССР и США


Основные тенденции развития комплексов БРПЛ были связаны:
• с увеличением дальности БРПЛ. Решающий переход к увеличению дальности до уровня 8 000 км был совершен в середине 70-х годов;
• с организацией подводного старта. Эта задача была решена в 1963 году и многие типы БРПЛ могли запускаться как в подводном, так и в надводном положении АПЛ;
• с переходом на оснащение РГЧ. Эта задача была решена в 1974 году для РГЧ кассетного типа, и в 1979 году для РГЧ с индивидуальным наведением на цель;
• с увеличением количества БРПЛ на АПЛ. Уровень в 16 БРПЛ был достигнут в 1968 году;
• с увеличением точности боеголовок. Уровень КВО около 1 км был достигнут в 1978 году, уровень КВО около 0,5 км был достигнут в 1983 году;
• с увеличением забрасываемого веса. Уровень 2,5 тонны был достигнут в 1983 году;
• с переходом на твердое топливо. Впервые такой переход реализован в 1980 году, и он получил достаточно широкое внедрение в 1983 году.

Представляет интерес сравнить характеристики комплексов БРПЛ СССР с характеристиками комплексов БРПЛ США. Первой БРПЛ, развернутой в США, была БРПЛ Polaris. Ее первое успешное испытание было проведено в сентябре 1959 года, и 21 января 1960 года первая АПЛ George Washington, оснащенная этим видом БРПЛ, вышла на боевое дежурство. В ВМФ США были развернуты три варианта БРПЛ Polaris (А-1, А-2 и А-3). Наиболее совершенная версия Polaris А-3 поступила на вооружение в сентябре 1964 года в составе АПЛ Daniel Webster. Этот вариант вытеснил другие версии Polaris в 1974 году и оставался на вооружении до октября 1981 года, когда он в свою очередь был вытеснен комплексом Poseidon.

Аналогом комплекса Polaris в СССР может рассматриваться комплекс Д-5 для варианта А-1 и комплекс Д-5У для варианта А-3. К основным отличиям этих комплексов можно отнести то, что советские БРПЛ использовали жидкое топливо и имели меньшую точность. Различие в сроках постановки на вооружение этих комплексов в США и СССР составляет 8–10 лет.

В марте 1971 года на вооружение ВМФ США поступили первые БРПЛ комплекса Poseidon. Их носителем была АПЛ класса Lafayette, конвертированная для этих целей из предыдущего комплекса Polaris. Характеристики этого комплекса приведены в таблице 3.7. Здесь же приведены и характеристики следующих комплексов БРПЛ США: Trident I, поставленного на вооружение в октябре 1979 года, и Trident II, поставленного на вооружение в мае 1990 года.

Из результатов сравнения видно, что характеристики комплекса Poseidon были достигнуты в СССР по существу только в 1983 году с введением в строй комплекса Д-19, то есть через 12 лет. Этот же комплекс был близок по своим параметрам и к комплексу США Trident I. Все эти системы использовали твердотопливные ракеты и были оснащены РГЧ индивидуального наведения. Уровень точности боеголовок (КВО) также был примерно одинаков. Вместе с тем масса БРПЛ Р-39 значительно (в 3 раза) превосходила массу БРПЛ Poseidon и Trident I. При этом полезная нагрузка (забрасываемый вес) БРПЛ СССР была существенно выше. Существенно выше было и водоизмещение АПЛ СССР по сравнению с АПЛ США, использующих эти комплексы. Это превышение для АПЛ проекта 941 составляло 4,1 раза по сравнению с АПЛ Lafayette и 1,8 раза по сравнению с АПЛ Ohio.

Характеристики комплекса БРПЛ Trident II в СССР не были достигнуты, в первую очередь, по точности. Если сравнить комплекс Trident II с комплексом Д-9РМ, то при близких параметрах забрасываемого веса и дальности, точность комплекса США в четыре раза превышала точность комплекса СССР.

Комплексы БРПЛ Trident I и Trident II находятся на вооружении США и в данное время.

К целям комплекса Poseidon относились объекты с невысокой прочностью. К целям системы Trident I относились цели средней прочности, включая военные и промышленные цели широкого спектра. К целям системы Trident II относились все высокопрочные цели, включая ШПУ, командные пункты и т.д.

Характеристики целей определяются уровнем избыточного давления, создаваемого ударной волной при наземном взрыве боеголовки. В таблице 3.9 приведены значения избыточного давления (атм) для систем БРПЛ США, которые достигаются на расстояниях, равных КВО (вероятность попадания 50%) и на расстояниях, равных 1,82 КВО (вероятность попадания 90%). Приведенные значения избыточного давления хорошо подтверждают приведенные выше цели систем БРПЛ США.

Основные этапы развития морских стратегических комплексов СССР и США


Если принять в качестве модельного критерия поражения прочной цели уровень избыточного давления на поверхности земли в 100 атм, то последовательный удар по такому объекту всех восьми боеголовок одной БРПЛ Trident I приведет к поражению этого объекта с вероятностью в 50% при уровне КВО в 550 м, и с вероятностью в 73% при уровне КВО в 370 м.

Поскольку параметры последних советских систем БРПЛ в известной степени аналогичны параметрам системы Trident I, то эти данные показывают, что эти системы не предназначались для поражения высокопрочных целей.
Автор: Андрюшин И.А., Чернышев А.К., Юдин Ю.А.
Первоисточник: http://window.edu.ru/resource/592/62592/files/ukrosch_ydra.pdf


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. alekc73 19 июня 2014 09:48
    Отставали в морских вооружениях,но быстро догоняли и добились паритета.
    1. Per se. 19 июня 2014 10:52
      Цитата: alekc73
      но быстро догоняли и добились паритета.
      К сожалению, нет Советского Союза, говорить о паритете всё сложнее. Впору вспомнить решения первых ракетных дизель-электрических лодок, вернувшись к теме дизельных лодок, оснащённых одной-двумя баллистическими ракетами за рубкой. С внедрением ВНЭУ, такие микро "стратеги" у берегов США могут стать хорошим подспорьем для нас и головной болью для янки.
      1. alex86 20 июня 2014 22:04
        Цитата: Per se.
        микро "стратеги"

        Я здесь подобное высказывал, получил от подводников полный "отлуп", смысл сводился к тому, что это вредительство и неверный путь, а верный - АПЛ. Но мне тоже кажется, что подобный вариант - даже и на ДЭПЛ без ВНЭУ - имеет право на существование. Мои аргументы: обнаружить крайне сложно, особенно у своих берегов; даже одна ракета с РГЧ нанесет неприемлемый ущерб; стоимость невысокая в связи с отсутствием ЯЭУ; дальность современных ракет позволяет осуществлять пуски из любых районов. Габариты ракет, конечно, не позволят разместить их в пределах корпуса, но прибавив высоту рубки или разместив с наклоном можно получить приемлемую конструкцию. Вот бы кто из подводников разумно отреагировал.
        1. Per se. 22 июня 2014 00:05
          Цитата: alex86
          Габариты ракет, конечно, не позволят разместить их в пределах корпуса, но прибавив высоту рубки или разместив с наклоном можно получить приемлемую конструкцию.
          Так это и было использовано на наших дизель-электрических лодках, в рубке проект 629, а с наклоном в проекте 651. Правда, при наклонном варианте применялись не баллистические, а крылатые ракеты. Я с Вами здесь солидарен, тем более, что ракетное оружие уже пришло на дизельные лодки, как в варианте пуска ракет через торпедные аппараты, так и при вертикальном размещении. Конечно, крылатые ракеты не МБР, но повторить идею с одной-двумя шахтами в рубке, наверное, не так сложно на базе готовых проектов. Лодки типа "Амур 950" и с одними крылатыми ракетами, при "спецзаряде", могли бы понапрягать как США, так и Европу. Однако, наши мнения, не мнения политиков и адмиралов. Спецам виднее.
  2. cerbuk6155 19 июня 2014 10:48
    Наш подводный атомный флот надо и дальше развивать. good soldier drinks Нашим подводникам СЛАВА.
  3. saturn.mmm 19 июня 2014 11:44
    Как я понял эта статья состоит из надерганых фраз из книги "Укрощение ядра. Страницы истории ядерного оружия и ядерной инфраструктуры СССР: Научно-информационное издание" Автор Андрюшин И.А., Чернышев А.К., Юдин Ю.А
    1. Незнайка 20 июня 2014 07:18
      Это глава целиком.
  4. Magic Archer 19 июня 2014 22:12
    Единственное чему можно позавидовать амер косам так это их умение сохранить свой потенциал!До сих пор состоят на вооружении одки Огайо ,которым почти 30 лет,Нимицы,Лос Анджелесы!А мы списываем лодки и корабли которым иногда и 20 лет нет....Обидно до скрипа зубов((((
  5. sbm 20 июня 2014 10:31
    Ошибка... Дедвейт 941 пр. - 48000 тонн
    sbm
  6. штурман 20 июня 2014 13:42
    Много ошибок в ТТХ ракет и ПЛ. Точность попадания советских ракет никогда не оценивалась в КВО. Уровень статьи-детский журнал.
    штурман

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня