Mystery of Königsberg Castle



Treasures of the Third Reich in the dungeons of Kaliningrad. What hides the former City of Kings Königsberg?


The German historian Dr. Gunnar Strunz recently visited Kaliningrad, the former capital of East Prussia, Koenigsberg. He visited this city with a series of lectures about the ancient order of the castle of Königsberg, destroyed by British bombings during the Second World War. This castle is rich and interesting. историяthat started back in 1257. During his visit, he made a proposal to restore the most beautiful premises of this building, which the locals call the Castle of the Three Kings - the church, the “Muscovite Hall” and others. In his opinion, this will contribute to attracting tourists to Kaliningrad and increase their interest in the historical heritage of this city.

Some historical data. The castle of the three kings, or Royal Konigsberg, was built in the 13th century. In 1944, the building was severely damaged during the bombings conducted by British aviation, and at the beginning of the 60-ies of the twentieth century by order of the Kaliningrad Regional Committee of the CPSU, the ruins of this castle were finally demolished. In 2010, the Kaliningrad authorities announced preparations for a referendum on the restoration of Königsberg Castle. It was planned to hold it in March 2011, in order to combine its holding with elections to the local regional duma. However, the referendum was never held. This is not the first unsuccessful enterprise to research and restore this architectural monument, as will be seen later.

However, the idea of ​​the restoration and reconstruction of the castle was not rejected and forgotten. She did begin to get practical implementation, although in a different way than originally planned. The government of Kaliningrad agreed to the proposal, which came from the German side, to perpetuate in bronze the architectural appearance of the old Koenigsberg. Funds for the implementation of this project - the layout of the historic center of Königsberg as it was before the massive bombardment of the British aviation in 1944, completely changed his face - were collected by former residents of the capital of East Prussia. The project is a bronze copy of the architectural ensemble of the old city with a diameter of 3 meters, where the Castle of the Three Kings will be made. Install the layout is planned on the island of Kant near the restored Cathedral.

But this is data only about the outer part of the castle. There are also numerous dungeons and passages under the Castle of the Three Kings. They are fully walled up and well preserved. And, in the opinion of the Moscow archaeologist Ivan Koltsov, they will not require much effort and money when recovering. In addition, they can bring tremendous profits to the treasury of Kaliningrad. What is the basis of this statement?

Reporting to the CPSU Central Committee


Russian journalist Sergei Turchenko, studying archival documents in the Central State Archive of the Russian Federation, which contained information about cultural property stolen by the Germans in the former USSR, found a memorandum from a biolocation engineer Ivan Koltsov sent to the Central Committee of the CPSU and dated 8 May 1982. This note indicated that his research allowed him to chart the main underground passages and structures of Koenigsberg. There is reason to assume that they contain tremendous values, stolen by the Nazis during the Great Patriotic War. By assumption, this is a large amount, amounting to tens of tons of gold, silver, amber, and precious jewelery. Perhaps there are fragments of the Amber Room, paintings, books and much more. The network of underground passages and structures, in which valuables are hidden, was built at different times, beginning from the 13th century, located at different depths from 16 to 68 meters. It has several main directions, diverging from the city center, that is, the former Royal Castle. Also in the memorandum it is mentioned about a certain special room where plans-schemes of all Konigsberg dungeons are stored. The same note contains information that the central entrance to the Konigsberg dungeons, which was located on the territory of the Three Kings Castle, was blown up and littered with debris to a depth of at least 16 meters. But the author of the note believes that at greater depth the corridors are in a condition suitable for research, and are not flooded. He also believes that there were other entrances to the dungeons.

Sergey Turchenko was able to find the author of this note - Ivan Evseevich Koltsov, who in the 80 of the last century was an employee of the "closed" biolocation bureau under the USSR Council of Ministers. In the 1982 year, Ivan Evseevich Koltsov as part of the expedition examined the ruins of the former Koenigsberg, at the same time he drew up detailed schemes of the dungeons under this city and sent his report with the above-mentioned memo to the CPSU Central Committee.

But the reaction that followed his report was, in Ivan Yevseyevich’s opinion, at least strange. He was excluded from participation in the State Historical and Archeological Expedition, which after some time completely ceased to exist. As far as he knows, the schemes he compiled were not used in any search operations in the area.

Eyewitness accounts


The conversation with Koltsov left more questions than answers. Can you trust his data on the dungeon system near Kaliningrad? If so, how much? Do these data confirm other sources? Sergey Turchenko decided to look for answers in Kaliningrad itself.

At the beginning of his journey, while still in the train compartment, he heard the story in which the dungeons of this city appeared. A fellow traveler told him that the son of her friend once brought home a large section of synthetic fabric. He said that he had found her in the basements of one of the flooded forts, where he climbed with friends. From the fabric, her friend sewed a shirt to her son, surprised that the fabric, despite the fact that she was lying in water for a long time, looks like a new one. When the mother began to iron this shirt, the fabric flared under the iron, like gunpowder. Frightened woman turned to the police. Divers were sent to the indicated fort and they found such rolls in it. In this form, the Nazis produced gunpowder. The history of further searches in this direction remains unknown. As will be seen from further eyewitness accounts, the authorities continue to show surprising indifference to such facts. What caused such a lack of interest? Perhaps, in the internal affairs bodies simply did not believe the frightened city woman?

The researcher decided to turn to other sources.


Some references to the Konigsberg dungeons include post-war literature. In particular, Stanislav Garanin, in his book “The Three Faces of Janus,” wrote about eighty-sixty-two blocks in the city, each of which was connected to the other with a single defensive system. Transitions connected the basements of houses. Under the ground were power plants, ammunition depots, hospitals.

Also in the same literary work described the situation in which some heroes, descending into the dungeon through the sewer, saw the underground hall, along the wall of which was a pier. This pier was a small, four meters long, submarine.

But it is a literary work that cannot claim to documentary accuracy. The data presented in it amazes the reader, but raises questions about their authenticity. It was necessary to find evidence of real eyewitnesses.

The former head of the underwater technical works department, Mikhail Matveevich Lif, said that even though he does not know the underground communications of Kaliningrad completely, but only in the part that concerned his works, he can say that in the area of ​​the former palaces and under fortifications there are two and three-story dungeons. Most of them are flooded or littered with stones. Some of them are used for warehouses and at the present time. So these dungeons do exist? But are they available for visiting tourists? Perhaps this is just warehouse space partially destroyed during the bombing and nothing more. But Mikhail Matveyevich mentioned a kind of underground aviation plant. But this plant is also flooded and littered with stones. He also told the story of some homegrown "treasure hunters", which once had circulation in the circle of his friends. As if these people had found a grotto of artificial origin in one of the lakes, the entrance to which was closed by a German anchor mine.

One of the treasure hunters soon died under unexplained circumstances - he fell from the fifth floor. Another asked for help from a familiar warrant officer, a sapper, who did not give much attention to this request. But after the “treasure hunter” went missing, having gone on one of his travels, the sapper got worried and filed a petition with the police. Unfortunately, the search for the police did not give any result. Leaf also spoke about one of his colleagues and comrades, Grigori Ivanovich Matsuev, who was in Konigsberg from the year 1945. After retiring from military service, Matsuev remained in the underwater-technical detachment. On his account dozens of dives in the river Pregol and in the lake. He just said that at that time the upper floors of the cellars of the Royal Castle had not yet been flooded. This is very interesting and echoes what Koltsov said. Could these floors have been flooded later, after a study conducted by a historical and archaeological expedition that included Koltsov?

But let us return to the story of Mikhail Matveyevich Lif about his comrade. Particular attention is one story. Grigory Ivanovich once told that one day a large manhole was found near the old city gate in the floor of a fortification. When it was opened, they saw that the tunnel, the entrance to which he was closing, was completely flooded with water. Matsuev dived in there and saw a large room with a large number of shelves, on which lay many rolls of unknown material. Several of them were raised to the surface. Further analysis showed that it was gunpowder. Perhaps Germany, bound by the Versailles Peace Treaty, did not have the right to issue weapon and explosives more than the allowable amount. Therefore, gunpowder, which was made in Königsberg, and camouflaged under the fabric. But again, not a single mention of the treasure. And that these moves may be available for visits. The researcher found it necessary to continue his search. What were Koltsov's statements based on?

Archived data

This information was not enough for Sergey Turchenko, and he decided to return to the archives and continue his search there. The many-month and painstaking work in the Central Archive of the Russian Federation was not slow to bear fruit. He found several documents there that caught his attention and confirmed the presence of extensive dungeons near Kaliningrad.

They discovered the historical information of the authorship of the German researcher F.Lars about the Royal Castle. It said that the construction of the castle began in the 1257 year and lasted until the 1810 year. During this long six-century construction, the castle was rebuilt several times. There were also extensive underground work. Professor Geidekk, who carried out geological excavations under the Royal Castle in 1889, mentioned the 7-8-meter strata of “cultural” sediments. He also mentioned the ancient dungeons, which stretch under the Castle Church, the former home of the Convention and the restaurant Blütgericht (The Last Judgment). But all these researchers mentioned only the dungeons of the first tier. For some unknown reason, no deeper excavations were carried out. Perhaps prevented by the limited technical capabilities of the period.

But such work was not carried out in the 1945 year. Although to search for cultural property that may have been hidden in Koenigsberg, a special commission was created under the leadership of General Bryusov. His diary was kept, in which he kept a detailed account of the activities of this expedition. From this diary we managed to find out the following interesting detail. A certain Dr. Alfred Rode, who was the keeper of the Koenigsberg museums and did not have time to leave the city when he was liberated by Soviet troops, actively dissuaded the expedition from the excavations in the south wing of the castle.

Rode argued that during the war there was a hospital there, which suffered from bombing and was littered with stones. And nothing in these rubble, except for the corpses, is not found.

After the mysterious disappearance of Rode, his deception was revealed. Military experts who investigated the characteristics of the blockage of the southern wing of the castle proved that the explosion did not occur from above, as it should have gone, get into this wing of the castle aerial bomb, but from below, which makes us think about its artificial origin. Dr. Strauss, who arrived in Königsberg at the call of the commission and was a former assistant to Rode, categorically denied the presence of a hospital in the south wing of the castle. He stated with confidence that museum values ​​were always concentrated there. Why did Rode have to arrange such a hoax? To hide valuables? So that they do not fall into the hands of the Soviet expedition? For whom did he save them, and where did he disappear?

Such a contradiction alone should have attracted increased attention to the excavations in the castle area. But, surprisingly, they were carried out superficially. Having conducted a study of only parts of the first-tier dungeons, the Bryusov commission found more 1000 museum exhibits stolen by the Nazis from the museums of Leningrad and Moscow. These were priceless works of silver, bronze, porcelain, paintings and furniture. Perhaps, if the excavations were continued and made more carefully, would it be possible to return more values?

Also in the archive, the researcher managed to find records of the testimony of the former Soviet and foreign military, which were related to Koenigsberg, the competent authorities about the fascists' burial of cultural values.

Prisoner of the Warsaw prison A. Vitek told the following: during the war he was sent to forced labor in Königsberg. From the working camp where Vitek was placed, the Germans took people to work every day. The interrogated person got into a group that removed equipment from houses and institutions and brought him to Wilhelm Castle (Kaiser’s - author’s note) on Kaiser-Wilhelm-Straße. There things were sorted for subsequent shipment to Germany. The prisoner helped to pack requisitioned equipment in boxes. He showed that he saw a large number of boxes marked with the same numbering. These boxes were in the right wing of the castle. The boxes were strictly guarded. Their safety checked himself Gauleiter Erich Koch. After that, the prisoner saw how a brick was brought into the castle palace and the masons were summoned. The prisoner testified that the boxes had disappeared, but Vitek does not recall that the boxes had been removed from the castle grounds. He suspects the drawers were hidden in the cellars of the castle.

Professor G.Klumbis, a colleague and former associate of Dr. Rode, recalled that there was an old mine not far from the wine cellar of the palace. It is closed and has not been used for several centuries. There were no signs of her existence, but Dr. Rode knew about her being in that place. In his opinion, the mine is the best place to shelter various values ​​in wartime. If necessary, their transportation could be quickly carried out by small forces and unnoticed. It was precisely on this that his assumption was based that cultural values ​​exported from the USSR were kept in the cellars of the castle.

This point of view is also shared by the former chief architect of the city of Kaliningrad, D. Navalihin. He believes that deeper mines are possible.

He himself descended into the dungeons of the castle and saw a shaft tilted at an angle of approximately 45 degrees. This event occurred in the 1948 year.

In 1973, researchers came across yet another confirmation of the existence of dungeons under the Royal Castle. It consists in the fact that during the construction work, which consisted in the construction of the pile foundations of the House of Soviets, four piles were made under the ground to the full depth of 11 meters. Above the surface, no more than 4 centimeters of pile were visible. Based on this, construction participants considered that there might be a bunker or an underground passage under this building. They admitted the possibility that the Amber Room or other valuables stolen by the Nazis could be stored in this bunker.

But the memorandum of S. Kuleshov, who noted this fact, was followed by a strange reaction. The piles were ordered to be removed, the holes from them were poured with concrete, and the construction work was carried out elsewhere.

These facts seemed to the researcher enough to treat the words of Ivan Koltsov with confidence. The existence of dungeons can be considered proven. But do they contain the same values ​​that the Nazis exported from the occupied territories? The results of the expedition of Bryusov give sufficient grounds to consider this to be true. But the presence in these basements of the main Nazi warehouse of stolen valuables and finding the Amber Room there still remains a mystery.

Ivan Koltsov gives a fairly clear answer to this question. According to him, special equipment can establish what is underground - water, oil, ore or metals. And in this case, he believes, the equipment was not mistaken. He is now ready to show several entrances to the dungeons of the Royal Castle and the places in which, according to him, there are warehouses with mothballed equipment, cars, quartermaster property. Then the stubborn inaction of the authorities to this information and the cessation of any work related to research of the royal dungeons of the Königsberg castle is surprising. Perhaps the legendary treasures of the Third Reich are still hiding there and waiting in the wings.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Тайна замка Кенигсберг

Тайна замка Кенигсберг


Сокровища Третьего Рейха в подземельях Калининграда. Что скрывает бывший Город Королей Кенигсберг?

Немецкий историк доктор Гуннар Штрунц недавно побывал с визитом в Калининграде – бывшей столице Восточной Пруссии Кенигсберге. Он посетил этот город с серией лекций о старинном орденском замке Кенигсберга, разрушенном английскими бомбежками в ходе Второй Мировой Войны. У этого замка богатая и интересная история, которая началась еще в 1257году. В ходе своего визита он высказал предложение восстановить наиболее красивые помещения этого строения, который местные жители называют Замком трех королей – кирху, «зал московитов» и прочие. По его мнению, это поспособствует привлечению туристов в Калининград и увеличит их интерес к историческому наследию этого города.


Немного исторических данных. Замок трех королей, или Королевский Кенигсберг, был построен в ХІІІ веке. В 1944 году здание было сильно повреждено в ходе бомбардировок, проводимых английской авиацией, и в начале 60-х годов ХХ века распоряжением калининградского обкома КПСС руины этого замка были окончательно снесены. В 2010 году калининградские власти заявили о подготовке к проведению референдума по вопросу о восстановлении Кенигсбергского замка. Провести его планировалось в марте 2011 года, чтобы совместить его проведение с выборами в местную областную думу. Однако референдум так и не был проведен. Это далеко не первое неудачное предприятие по исследованию и восстановлению этого памятника архитектуры, как будет видно далее.

Тем не менее, идея о восстановлении и реконструкции замка не была отвергнута и забыта. Она таки начала получать практическую реализацию, хотя и иным образом, нежели планировалось изначально. Правительство Калининграда согласилось на предложение, которое исходило от немецкой стороны, по увековечиванию в бронзе архитектурного облика старого Кенигсберга. Средства на выполнение этого проекта – выполнение макета исторического центра Кенигсберга в том виде, в каком он был до того, как массированные бомбардировки английской авиации в 1944 году полностью изменили его лицо, - были собраны бывшими жителями столицы Восточной Пруссии. Проект представляет собой бронзовую копию архитектурного ансамбля старого города диаметром 3 метра, где будет выполнен и Замок трех королей. Установить макет планируется на острове Канта у восстановленного Кафедрального собора.

Но это - данные только о внешней части замка. Существуют так же многочисленные подземелья и ходы, находящиеся под Замком трех королей. Они полностью замурованы и хорошо сохранились. И, по мнению московского археолога Ивана Кольцова, не потребуют при восстановлении больших усилий и денежных затрат. К тому же они способны принести казне Калининграда огромную прибыль. На чем же основывается данное утверждение?

Докладная в ЦК КПСС


Российский журналист Сергей Турченко, изучая в Центральном государственном архиве Российской Федерации архивные документы, в которых содержались сведения о культурных ценностях, похищенных немцами в бывшем СССР, обнаружил докладную записку инженера биолокации Ивана Кольцова, направленную в ЦК КПСС и датированную 8 мая 1982 года. В данной записке было указано, что проведенные им исследования позволили ему составить схему основных подземных ходов и сооружений Кенигсберга. Есть основания предполагать, что в них находятся огромные ценности, похищенные гитлеровцами во время Великой Отечественной Войны. По предположениям, это - большое количество, исчисляемое десятками тонн золота, серебра, янтаря, драгоценных украшений. Возможно, именно там находятся и фрагменты Янтарной комнаты, картины, книги и многое другое. Сеть подземных ходов и сооружений, в которых спрятаны ценности, построена в разное время, начиная с ХІІІ века, размещается на различных глубинах от 16 до 68 метров. Она имеет несколько главных направлений, расходящихся от центра города, то есть бывшего Королевского замка. Также в докладной записке упоминается о некоем особом помещении, где хранятся планы-схемы всех подземелий Кенигсберга. Эта же записка содержит информацию о том, что центральный вход в подземелья Кенигсберга, который находился на территории Замка трех королей, был взорван и завален обломками на глубину не менее 16 метров. Но автор записки полагает, что на большей глубине коридоры находятся в состоянии, пригодном для исследования, и не затоплены. Также он полагает, что имелись и другие входы в подземелья.

Сергей Турченко сумел отыскать автора этой записки – Ивана Евсеевича Кольцова, который в 80-х годах прошлого столетия был сотрудником «закрытого» бюро по биолокации при Совете Министров СССР. В 1982 году Иван Евсеевич Кольцов в составе экспедиции обследовал руины бывшего Кенигсберга, тогда же он составил детальные схемы подземелий под этим городом и отправил свой отчет упомянутой выше докладной запиской в ЦК КПСС.

Но реакция, последовавшая на его доклад, была, по мнению Ивана Евсеевича, по меньшей мере, странной. Он был отстранен от участия в Государственной историко-археологической экспедиции, которая через некоторое время вовсе прекратила свое существование. Насколько ему известно, составленные им схемы не использовались при ведении каких-либо поисковых работ в данном районе.

Свидетельства очевидцев


Беседа с Кольцовым оставила больше вопросов, чем ответов. Можно ли доверять его данным о системе подземелий под Калининградом? Если можно, то насколько? Подтверждают ли эти данные другие источники? Сергей Турченко решил поискать ответы в самом Калининграде.

В начале своего путешествия, еще в купе поезда, он услыхал историю, в которой фигурировали подземелья этого города. Попутчица рассказала ему, что сын ее знакомой однажды принес домой большой отрез синтетической ткани. Сказал, что нашел ее в подвалах одного из затопленных фортов, куда лазил с друзьями. Из той ткани ее знакомая пошила своему сыну рубашку, удивившись тому, что ткань, несмотря на то, что долго лежала в воде, выглядит, как новая. Когда мать стала гладить эту рубашку, ткань вспыхнула под утюгом, как порох. Напуганная женщина обратилась в милицию. В указанный форт отправили водолазов, которые и обнаружили в нем слад таких рулонов. В таком виде фашисты выпускали порох. История дальнейших поисков в этом направлении осталась неизвестной. Как будет видно из дальнейших свидетельств очевидцев, власти продолжают проявлять удивительное равнодушие к подобным фактам. Чем же вызвано такое отсутствие интереса? Возможно, в органах внутренних дел просто не поверили испуганной горожанке?

Исследователь решил обратиться и к другим источникам.

Некоторые упоминания о подземельях Кенигсберга содержит и послевоенная литература. В особенности, Станислав Гаранин в своей книге «Три лица Януса» писал о восьмистах шестидесяти двух кварталах в городе, каждый из которых был связан с другими единой оборонительной системой. Переходы соединяли подвалы домов. Под землей находились электростанции, склады боеприпасов, лазареты.

Также в этом же литературном произведении описана ситуация, в которой некоторые герои, спустившиеся в подземелья через канализационный люк, увидели подземный зал, вдоль стены которого находился причал. У этого причала стояла небольшая, в четыре метра длинною, подводная лодка.

Но это - литературное произведение, которое не может претендовать на документальную точность. Изложенные в нем данные поражают воображение читателя, но вызывают вопросы в их достоверности. Необходимо было найти свидетельства настоящих очевидцев.

Бывший начальник отдела подводно-технических работ Михаил Матвеевич Лиф рассказал, что хоть он и знает подземные коммуникации Калининграда не полностью, а только в той части, которая касалась его работ, но может сказать, что в районе бывших дворцов и под фортификационными сооружениями имеются двух- и трехэтажные подземелья. В большинстве своем они затоплены или завалены камнями. Части из них используется под склады и в нынешнее время. Значит, эти подземелья все же существуют? Но так ли они доступны для посещений туристов? Возможно, это просто складские помещения, частично разрушенные во время бомбардировок и ничего более. Но Михаил Матвеевич упоминал и о некоем подземном авиационном заводе. Но этот завод также затоплен и завален камнями. Также он поведал историю о неких доморощенных «кладоискателях», которая когда-то имела хождение в кругу его знакомых. Будто бы эти люди нашли в одном из озер грот искусственного происхождения, вход в который закрывала немецкая якорная мина.

Один из кладоискателей вскоре при невыясненных обстоятельствах погиб – упал с пятого этажа. Другой обратился за помощью к знакомому мичману–саперу, который большого внимания этой просьбе не придал. Но после того как «кладоискатель» пропал без вести, уйдя в одно из своих путешествий, сапер забеспокоился и подал заявление в милицию. К сожалению, поиски милиции результата не дали. Также Лиф рассказал об одном своем коллеге и товарище, Григории Ивановиче Мацуеве, который находился в Кенигсберге с 1945 года. Уволившись с военной службы, Мацуев остался в отряде подводно-технических работ. На его счету десятки погружений в реку Преголь и в озера. Он как раз и сообщил, что в то время верхние этажи подвалов Королевского замка еще не были затоплены. Это весьма интересно и перекликается с тем, что рассказал Кольцов. Не могли ли эти этажи быть затоплены позднее, после исследования, которое проводила историко-археологическая экспедиция, в составе которой и находился Кольцов?

Но возвратимся к рассказу Михаила Матвеевича Лифа о его товарище. Особое внимание вызывает одна история. Григорий Иванович однажды рассказал о том, что однажды недалеко от старинных городских ворот в полу одного фортификационного сооружения был обнаружен большой люк. Когда его открыли, увидели, что тоннель, вход в который он закрывал, полностью затоплен водой. Мацуев нырнул туда и увидел большую комнату с большим количеством стеллажей, на которых лежало множество рулонов неизвестного материала. Несколько из них было поднято на поверхность. Дальнейший анализ показал, что это был порох. Возможно, Германия, связанная Версальским мирным договором, не имела права выпускать оружие и взрывчатые вещества более допустимого количества. Поэтому порох, который делали в Кенигсберге, и камуфлировали под ткань. Но опять ни одного упоминания о сокровищах. И о том, что данные ходы могут быть доступны для посещений. Исследователь счел необходимым продолжить свои поиски. На чем же основывались утверждения Кольцова?

Архивные данные

Сергею Турченко показалось мало этой информации, и он решил возвратиться в архивы и продолжить свои поиски там. Многомесячная и кропотливая работа в Центральном архиве Российской Федерации не замедлила принести свои плоды. Он обнаружил там несколько документов, которые привлекли его внимание и подтвердили наличие под Калининградом обширных подземелий.

Им была обнаружена историческая справка авторства немецкого исследователя Ф.Ларса о Королевском замке. В ней говорилось о том, что строительство замка было начато в 1257 году и продолжалось вплоть до 1810 года. В течение этого долгого шестивекового строительства замок неоднократно перестраивался. Велись также и обширные подземные работы. Профессор Гейдекк, проводивший в 1889 году геологические раскопки под Королевским замком, упоминал о 7-8-метровых толщах «культурных» отложений. Он также упоминал и о древних подземельях, которые тянутся под Замковой церковью, бывшим домом Конвента и рестораном «Блютгерихт» («Страшный суд»). Но все эти исследователи упоминали только о подземельях первого яруса. По неизвестной причине, более глубокие раскопки не проводились. Возможно, помешали ограниченные технические возможности того периода.

Но подобные работы не были проведены и в 1945 году. Хотя для поиска культурных ценностей, которые, возможно, были скрыты в Кенигсберге, была создана специальная комиссия под руководством генерала Брюсова. Сохранился его дневник, в котором он вел подробный отчет деятельности этой экспедиции. Из этого дневника удалось выяснить следующую интересную деталь. Некий доктор Альфред Роде, который был хранителем кенигсбергских музеев и не успел покинуть город, когда тот был освобожден советскими войсками, деятельно отговаривал экспедицию от раскопок в южном крыле замка.

Роде аргументировал это тем, что во время войны там находился госпиталь, который пострадал от бомбежек и завален камнями. И ничего в этих завалах, кроме трупов, не найти.

После загадочного исчезновения Роде был раскрыт его обман. Военными специалистами, которые исследовали характеристики завала южного крыла замка, было доказано, что взрыв происходил не сверху, как он должен был бы идти, попади в это крыло замка авиабомба, а снизу, что заставляет задуматься об его искусственном происхождении. Доктор Штраус, который прибыл в Кенигсберг по вызову комиссии и являлся бывшим помощником Роде, категорически отрицал наличие в южном крыле замка какого-либо госпиталя. Он с уверенностью заявлял, что там всегда сосредотачивались музейное ценности. Зачем же Роде было устраивать такой обман? Чтобы скрыть ценности? Чтобы они не попали в руки советской экспедиции? Для кого же он берег их и куда исчез?

Уже одно такое противоречие должно было привлечь повышенное внимание к раскопкам в районе замка. Но, к удивлению, они были проведены поверхностно. Проведя исследование только части подземелий первого яруса, комиссия Брюсова отыскала больше 1000 музейных экспонатов, похищенных фашистами из музеев Ленинграда и Москвы. Это были бесценные произведения из серебра, бронзы, фарфора, картины и мебель. Возможно, если бы раскопки были продолжены и произведены более тщательно, удалось бы вернуть больше ценностей?

Также в архиве исследователю удалось обнаружить записи показаний бывших советских и иностранных военных, которые имели отношение к Кенигсбергу, компетентным органам по поводу захоронения фашистами культурных ценностей.

Заключенный Варшавской тюрьмы А.Витек рассказал следующее: во время войны он был отправлен на принудительные работы в Кенигсберг. Из рабочего лагеря, в котором был размещен Витек, немцы ежедневно брали людей на работы. Допрашиваемый попал в группу, вывозившую оборудование из домов и учреждений и свозившую его в Вильгельмовский замок (Королевский – прим. автора) на Кайзер-Вильгельм-штрассе. Там вещи сортировались для последующей отправки в Германию. Заключенный помогал упаковывать реквизированное оборудование в ящики. Он показал, что видел большое количество ящиков, обозначенных одинаковой нумерацией. Указанные ящики находились в правом крыле замка. Ящики строго охранялись. Их сохранность проверял сам гаулейтер Эрих Кох. После этого заключенный видел, как во дворец замка был ввезен кирпич и вызваны каменщики. Заключенный показал, что ящики исчезли, но Витек не припоминает, что ящики были вывезены с территории замка. Он подозревает, что ящики были спрятаны в подвалах замка.

Профессор Г.Клумбис, коллега и бывший соратник доктора Роде, вспоминал, что недалеко от винного погреба дворца находилась старая шахта. Она закрыта и не использовалась в течение нескольких веков. Не сохранилось никаких признаков ее существования, но доктор Роде знал о ее нахождении в указанном месте. По его мнению, шахта – лучшее место для укрытия различных ценностей в военное время. В случае необходимости их транспортировку можно было быстро осуществить малыми силами и незаметно. Именно на этом основывалось его предположение о том, что в подвалах замка содержались вывезенные из СССР культурные ценности.

Этой точки зрения придерживается и бывший главный архитектор города Калининграда Д.Навалихин. Он считает, что возможны более глубокие шахты.

Сам он спускался в подземелья замка и видел наклоненную приблизительно под углом в 45 градусов шахту. Это событие произошло в 1948 году.

В 1973 году исследователи натолкнулись на еще одно подтверждение существования подземелий под Королевским замком. Оно состоит в том, что при проведении строительных работ, которые заключались в устройстве свайных оснований Дома Советов, четыре сваи длинной до 11 метров ушили под землю на всю глубину. Над поверхностью было видно не более 4 сантиметров сваи. На основании этого участники строительных работ сочли, что под этим зданием может находиться бункер или подземный ход. Они допускали возможность, что в этом бункере может храниться Янтарная комната или другие ценности, похищенные нацистами.

Но на докладную записку С.Кулешова, который отметил этот факт, последовала странная реакция. Сваи было приказано извлечь, дыры от них залить бетоном, а строительные работы проводить в другом месте.

Этих фактов исследователю показалось достаточно для того, что бы отнестись с доверием к словам Ивана Кольцова. Существование подземелий можно считать доказанным. Но есть ли в них те самые ценности, которые нацисты вывозили с оккупированных территорий? Результаты экспедиции Брюсова дают достаточно оснований для того, чтобы считать это правдой. Но вот наличие в этих подвалах главного нацистского склада похищенных ценностей и нахождение там Янтарной комнаты до сих пор остается загадкой.

Иван Кольцов дает на этот вопрос достаточно четкий ответ. По его словам, специальное оборудование может установить, что находится под землей – вода, нефть, руда или металлы. И в этом случае, считает он, аппаратура не ошиблась. Он и сейчас готов показать несколько входов в подземелья Королевского замка и места, в которых, по его словам, находятся склады с законсервированной техникой, автомашинами, интендантским имуществом. Тогда вызывает удивление упорное бездействие органов власти к этой информации и прекращение каких-либо работ, связанных с исследованиями подземелий Королевского замка в Кенигсберге. Возможно, легендарные сокровища третьего Рейха все еще скрываются там и ждут своего часа.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. datur 24 июня 2011 16:20
    да было бы интересно что там есть???
  2. krumkah.igor 27 июня 2011 15:25
    Я думаю не менее интерересно узнать о том, что находится в комплексе бункера группы арммий "Центр" в г. Минске. Ведь не зря в 1993 году немцы предлагали разминировать и выкупить его площади по 10 марок за м.кв. с последующим размещением там завода по производству телевизоров известной марки!!!! А об этом бункере знают и молчат!!!
    krumkah.igor

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня