Новые виды коммуникативных стратегий в обществе

Новые виды коммуникативных стратегий в обществе


Новые возможности для построения принципиально других коммуникативных систем управления массовым поведением, что позволяет уменьшить применение силы и принуждения. Новые модели поведения могут быть размещены прямо в контенте медиа, опыт использования для этих целей кино и сериалов - достаточно большой.

Мы преувеличиваем результаты наших (и не наших) нововведений. Это можно понять: именно они находятся в поле нашего внимания, именно о них все говорят. Чарльз Лидбитер справедливо спросил, а помогает ли интернет в решении сегодняшних проблем. Если подумать, ответ будет «нет». Сюда можно добавить, что интернет даже сохранил соотношение тех, кто пишет, с теми, кто только читает. То есть в нашей голове интернет записан как ситуация, когда авторами становятся все, и это на самом деле оказывается мифом.


Интернет - это доступ к информационному разнообразию. Но это очень поверхностное разнообразие, которое кажется таким из-за обилия источников. Можем говорить, что перед нами поверхностное понимание в отличие от глубинного, принадлежащего книжным формам. Интернет можно сравнить с работой с аннотациями, а не с самим текстам.

Николас Карр и другие продемонстрировали следующие особенности интернет-восприятия информации и возможные последствия этого:
- Читается не более первых двух страниц текста,
- Быстрый переход на другие сайты (несколько десятков в час),
- Как следствие, современный интернет-читатель не умеет выделить из текста главного.


Еще одним мифом, на который мы перестали обращать внимание, является то, что все всемогущие генераторы контента (причем во все времена) на самом деле работают на отворачивании нас от реалий нашей собственной жизни. Развлекательное телевидение или просмотр спорта в любом случае исключает человека из физического мира, в котором она живет, оставляя на долгие ежедневные часы в мире информационном или виртуальной. Мы живем в мире настоящих дождей, но виртуальных зонтиков, которые не всегда могут помочь в нашей жизни.

Американские военные говорят, что у них есть возможность восстанавливать интернет, когда какие-диктаторы будут пытаться оключить собственные страны от сети. Это следствие революций в арабских странах, когда происходили отключения интернета и мобильной связи, чтобы прекратить распространение опасной информации. То есть этот новый тип цензуры выглядит как закрытие всей библиотеки, чтобы не дать воспользоваться одним журналом с революционными призывами. А военные в ответ говорят, что работу библиотеки все равно будет восстановлено.

Российский публицист Сергей Переслегин считает, что интернет пришел раньше своего эволюционного срока: «Рабфак по имени Интелфак, который возник в интернете сам собой, предоставил людям какие методы без содержания. Если бы солдаты революции 17-го года овладевали бы текстами Пушкина и участвовали вечерами в литературных судах над Белинским, чтобы обогатиться культурой, которой они были классово лишены, и стать элитой нового мира, то сегодня сеть - это не доступный банк данных, выработанных человечеством, а помойка размышлений некомпетентных постмодернистов над этими знаниями. Робфаковцы хотели учиться. Учиться было модно, получать действенные специальности для преобразования мира на царство свободы, равенства, братства. Сегодня сеть - это путешествие, квест, эмоциональный шум и паразитное существование рыцарей воображения с мышкой в руках ».

Как видим, выше мы говорили о неглубоком характере знаний интернета, хотя бы потому, что законы копирайта не дают права на размещение там книг. А Переслегин добавляет к этому и низменные интересы самих пользователей интернета. В системе «знания - развлечение» они пошли в сторону развлечений, а не знаний.

Джон Аркилла является самым известным теоретиком информационных операций. Он подчеркивает, что сейчас нет четкого понимания этих процессов, поэтому обращает внимание на исторические примеры. В XIX веке при захвате Францией Испании. Он рассматривает в этом контексте опыт генерала Суше, который сумел остановить партизанскую борьбу. Одним из его первых шагов было восстановление местного управления испанцев. Он также начал строить больницы, детские дома, школы. К людям обращался с французскими идеями свободы, братства и равенства. В результате французские солдаты могли ходить невооруженными среди местного населения.

Все это коммуникации, но другого типа. Построение больницы или школы играет роль текста, который имеет четкое прочтение. Возможно также, что он обладает способностью блокировать негативные интерпретации, переводя их хотя бы на нейтральные.

Один из советников французского правительства, Оливье Уллье, назвал некоторые особенности нашего мышления. Хотя биологически наш мозг не функционирует по дихотомической схеме, бинарно мыслить легче, поэтому мы стараемся все категоризировать именно так: успех - провал, сотрудничество - соревнование, рациональный - иррациональный. Даже в случае сложной реальности мы пытаемся мыслить полярными единицами. Другая особенность нашего мышления - мы пытаемся опереться на интуицию. Когда мы получаем подтверждение своей точки зрения, она усиливается, а другая информация отбрасывается.

Уллье смотрит под этим углом зрения на греческие демонстрации. Он считает, в противоположность другим, что 50 тысяч демонстрантов - это, наоборот, не так много для 11-миллионного населения.

Уллье также анализирует возможности нейронауки по распознаванию лжи в рамках войны с террором. Кстати, британское правительство выплачивает полтора миллиона долларов мобильному оператору, чтобы тот хранил информацию о звонках в течение года. Применение таких методов не только в войне с террором, но и в юридических процедурах или при приеме на работу, вызовет серьезные этические опасения.

Нейроимиджирование продемонстрировало, что рациональная и эмоциональная части мозга постоянно обмениваются информацией. Поэтому Уллье использует для описания этой ситуации собственный термин еморациональнисть. Ибо чисто биологически невозможно провести четкое разделение. Наконец он приходит к такому выводу: «Основная идея - перестать верить, что мы можем вести публичную политику и особенно здравоохранение на базе того, что мы имеем дело с рациональными экономическими лицами. Мы имеем дело с людьми, у которых есть эмоции, есть психологические предубеждения, и мы должны понимать их лучше. Чтобы так делать, мы пытаемся реализовать этот довольно мультидисциплинарный подход к принятию решений, используя результаты по психологии, социологии, социальной психологии и маркетинга, которые мы пытаемся объединить, если так можно сказать, в свете нового знания наук о мозге ».

Уллье говорит, что дело не в информации, например, когда речь идет о курении. Если бы это было так, врачи бы не курили, ведь они имеют полную информацию. Поэтому и невозможно работать в области публичной политики на базе представлений, что мы имеем дело с рациональными лицами.
Американский профессор Ричард Талер в своем интервью журналу New Yorker говорит, что только следующее поколение экономистов будет открытым до альтернативных моделей человеческого поведения и будет менее уверенным, что рынки работают прекрасно. Кстати, это именно то, к чему нас толкают экономически, тогда как лучшие экономисты уже покидают эту.

Реально Талер предлагает использовать подталкивания, создавая соответствующую архитектуру выбора. Она может быть в физическом пространстве, например, изменение расположения блюд в школьном кафетерии расходуется полезной пищи на 25%. Она может быть в информационной среде, как это происходит с борьбой с курением. Она может быть в виртуальной среде, когда на потребителя влияет ознакомления со средним показателем употребления алкоголя в его районе.

Еще одним общим принципом становится перевод решения с рефлекторной к автоматической системе.

В одном из своих интервью Талер подчеркнул, что он не видит увеличение роли правительства. Правительство принимает решение, он должен подталкивать население. И должно делать это эффективно и транспарентно. Если оно этого не делает, его следует заменить.

Британское правительственное подразделение по поведенческому инсайта, которое неофициально называют «подразделением подталкивание», выпустило в апреле 2011-го исследования «Лучший выбор, лучшая сделка». Они хотят использовать интернет, чтобы дать потребителям возможность получить больше информации. Это важно, потому что расходы потребителей (а это 910 000 000 000 фунтов в 2010 г.) составляют половину валового национального продукта Великобритании. Одновременно, по данным Европейской комиссии, хотя две трети граждан Британии чувствуют уверенность и имеют знания, принимая решение о покупке, реальное поведение покупателя демонстрирует значительно меньший уровень этой уверенности. Реально люди имеют мало времени, желания или когнитивных ресурсов, чтобы сделать правильный выбор.

Как видим, государство на базе подталкивания хочет выстроить новые отношения со своими гражданами, как это делают правительства Британии, Франции и США. Бизнес делает то же с потребителями. Политика тоже взяла на вооружение новую коммуникативную стратегию, которая называется «микротаргетинг», которую впервые использовался в полном объеме на выборах Джорджа Буша в 2004 г. Мэттью Дауд, работавший в этой кампании главным стратегическим консультантом и привнес ее в работу, называет этот подход в своей книге жизненным таргетингом, имея в виду, что основным компонентом, определяющим выбор человека, является стиль его жизни. Об этом говорилось как о противовесе сбору информации о предыдущих голосованиях человека. То есть и здесь мы имеем новые коммуникативные принципы профессии.

Другой британский правительственный документ называется «Коммуникации и изменение поведения». Нам трудно представить, что и такие подразделения, и такие документы могут вообще появляться. Ибо наши правительства никогда этим не занимались. В документе выделены четыре возможные задачи, связанные с различными вариантами модификации поведения:

- Начать новое поведение,
- Остановить то, что несет разрушительную силу,
- Допустить принятия негативного поведения,
- Изменить или модифицировать нынешнее поведение.


Это то, с чем повседневно имеет дело правительство, когда он занят не только макроэкономическими показателями, как это происходит у нас.

Точкой отсчета для создания эффективных коммуникаций провозглашено глубинное понимание человеческого поведения и того, как ее можно изменить. Интересно, что все это - одна группа академических ученых, которая сотрудничает с правительствами разных стран. В результате и Британия, и Франция, и США создали соответствующие правительственные подразделения, которые начали свою невидимую работу.

Система подталкивания или иные новые коммуникативные стратегии открывают новые возможности для построения принципиально других коммуникативных систем управления массовым поведением, что позволяет уменьшить применение силы и принуждения. Новые модели поведения может быть размещена прямо в контенте медиа, опыт использования для этих целей кино и сериалов - достаточно большой. Это все вариант фонового содержания, которого мы даже не замечаем. А то, что вводится незаметно, по определению не может вызывать сопротивления.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Stavr 22 июня 2011 10:16
    Любопытное мнение. Эти методы управление вовсе не новость! Вероятно, перевод с английского. Но написано столь завуалированно, что понять можно лишь тем, кто научился воспринимать информацию, читая "между строк". Эту статью можно было написать куда проще и яснее, и к чему такая "тень на плетень"? Очевидно у автора при подаче информации мысли бегают из стороны в сторону, словно неуправляемые ничем тараканы! Простому обывателю "связь между тараканами" уловить сложно, а поймут ли ее спящие за компами на мягких диванчиках ребятки после победного выхода из очередной компьютерной игрушки - сомневаюсь?! Меж тем затронут невероятно сложный вопрос коммутационного восприятия действительности и массового управления общественным сознанием.
    Stavr
  2. Gonoriy 18 ноября 2012 13:11
    Похоже на он-лайн перевод.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня