Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

"Пираньи" плывут на запах нефти

"Пираньи" плывут на запах нефти


В России есть два крупных бюро, которые проектируют атомные подводные лодки (АПЛ). Оба хорошо себя зарекомендовали, разработав сотню проектов различных АПЛ. Однако проекты ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (ОАО «СПМБМ «Малахит») выделяются своим новаторским стилем, особой эстетикой, высоким уровнем автоматизации. О том, чем живет и над чем будет работать «Малахит», заместителю ответственного редактора «НВО» рассказал генеральный директор ОАО «СПМБМ «Малахит» Владимир ДОРОФЕЕВ.

– Владимир Юрьевич, чем гордится конструкторское бюро «Малахит»?


– «Малахит» – известная проектная организация. Она была организована в 1948 году для внедрения энергонезависимых двигательных установок (ДУ). Здесь создавали подводные лодки (ПЛ) с двумя типами таких ДУ: лодки с турбиной Вальтера, работавшей на перекиси водорода, и с дизелем замкнутого цикла, использующие запас кислорода. Эти разработки продолжаются и сейчас. У нас есть проектные наработки по созданию дизеля и газовой турбины, работающие по замкнутому циклу. Созданием воздухонезависимой ДУ мы занимаемся в инициативном порядке. Есть кооперация, которая участвует в ее создании. Но главной номенклатурой являются атомные подводные лодки.

В стенах нашего проектного бюро была создана первая АПЛ, другие многоцелевые и ракетные ПЛ, глубоководные технические средства и средства освоения Мирового океана.

Наше конструкторское бюро всегда крепко стояло на ногах, смотрело вперед и проектировало корабли, которые были инновационными для своего времени. Среди них – титановые АПЛ, самая скоростная АПЛ проекта 661 «Анчар», известная как «Золотая рыбка», которая на испытаниях поставила мировой рекорд скорости движения под водой – 44,7 узла (82,695 км/ч), научно-исследовательские ПЛ, глубоководный аппарат «Русь» с глубиной погружения 6 км, высокоавтоматизированные противолодочные АПЛ проекта 705 «Лира», в которых были реакторы с жидкометаллическим теплоносителем. Эти лодки немногим уступали в скорости «Золотой рыбке». Высокая скорость позволяла им отрываться даже от противолодочных торпед. На циркуляцию с разворотом на 180 градусов им требовалось всего 42 секунды, а на разгон до полного хода – около 1 минуты. За более чем 20 лет службы не погиб ни один подводник. Все эти ПЛ не канули в Лету, наиболее прогрессивные элементы их конструктивного облика были внедрены в АПЛ третьего и четвертого поколений. В конце прошлого года состоялась торжественная церемония подписания приемного акта АПЛ четвертого поколения «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». В этом году на ней будет поднят Андреевский флаг.

– «Северодвинск» строился более 20 лет, что в нем изменилось за это время?

– История этой АПЛ непростая. Естественно, что за время строительства те комплексы радиоэлектронного вооружения, которые изначально закладывались в проект, устарели морально и физически. Поэтому спущенная на воду АПЛ с точки зрения радиоэлектронного вооружения – не тот «Северодвинск», который был заложен на «Севмаше». Сегодня на АПЛ установлены новейшие комплексы, спроектированные и созданные в последние годы нашими предприятиями. Их ТТХ полностью соответствуют современным требованиям ВМФ. Необходимо отметить, что это универсальная АПЛ – носитель большой номенклатуры торпедного и ракетного оружия. Впервые в ВМФ она может осуществлять функцию стратегического неядерного сдерживания за счет использования крылатых ракет «Калибр» (по классификации НАТО, SS-N-27 Sizzler – в переводе с английского «Испепелитель»), которые обладают большой дальностью полета и относятся к классу высокоточного оружия. С этой же ПЛ могут применяться противокорабельные ракеты, дальноходные торпеды. Нами была решена серьезная инженерная задача универсализации ПЛ. Ее предназначение можно теперь менять в зависимости от погруженного боеприпаса.

– На выставке вооружений в Астане в мае этого года я увидел макет малой подводной лодки нового проекта «Пиранья-Т». Чем она отличается от своей предшественницы проекта 865 «Пиранья»?

– На выставке мы представили две малые дизель-электрические ПЛ: «Пиранью» и «Пиранью-Т». «Пираньи» были построены на «Адмиралтейских верфях» и эксплуатировались в составе ВМФ. «Пиранья-Т» мало отличается по габаритам, но значительно улучшены ее ТТХ. При сохранении габаритов увеличены: водоизмещение – до 500 т, дальность плавания – до 2 тыс. миль, мощность гребного электродвигателя – до 250 кВт, соответственно в два раза увеличена полная скорость – до 12 узлов. Автономность составляет 20 суток.

Лодка предназначена для действий в прибрежных водах и в районах с малыми глубинами, как, например, в Каспийском море. Мы предлагаем потенциальным заказчикам семейство подводных лодок, в которых используются унифицированные оборудование и комплексы радиоэлектронного вооружения, начиная с «Пираньи» водоизмещением порядка 250–300 т, так и ПЛ большего водоизмещения – до 1 тыс. т.

Основные задачи «Пираньи-Т» – это охрана прибрежного района, вскрытие подводной обстановки, борьба с террористическими угрозами, постановка минных заграждений, а также высадка групп специального назначения (до шести боевых пловцов). «Пиранья-Т» вооружена четырьмя торпедными аппаратами. В составе боекомплекта могут быть две ракеты или торпеды калибра 533 мм, восемь торпед калибра 400 мм и четыре мины. Это вооружение позволяет эффективно действовать в районах, где большое значение придается скрытности ПЛ не только по акустическому, но и электромагнитным полям. Экипаж – от трех до пяти человек.

«Пиранья» оснащена специальной шлюзовой камерой. Скрытный выход боевых пловцов осуществляется при постановке лодки на подводный якорь методом шлюзования. Боевые пловцы забирают из внешних контейнеров оружие и специальную аппаратуру и приступают к выполнению поставленной задачи. Возвращение на лодку осуществляется также методом шлюзования.

– Кого вы видите в качестве потенциальных покупателей «Пираньи-Т»?

– «Пиранью-Т» можно позиционировать в первую очередь как относительно дешевую ПЛ. Ее потенциальными покупателями могут рассматриваться страны, обладающие месторождениями углеводородов на шельфе, которые нуждаются в охране и защите. Это разнообразная группа стран, в том числе и Казахстан. Мы выставляли свой проект и на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Он вызвал определенный интерес со стороны представителей ВМС ряда стран.

– Как вы оцениваете перспективы развития подводного судостроения?

– Объективно, наверное, следует рассматривать вариант развития подводных лодок не столько в таких традиционных понятиях, как скорость хода, глубина погружения, численность экипажа, а с точки зрения придания ей совершенно других боевых качеств, а именно: интеграция ПЛ в единое информационное пространство Министерства обороны и возможность скоординированного применения подводных лодок с надводными кораблями, летательными, космическими аппаратами. При этом ПЛ не должна потерять свое основное качество – скрытность. Внедрение ПЛ в единое информационное пространство при сохранении ее скрытности представляет сейчас существенную научно-техническую проблему.

– Что делается для повышения скрытности ваших лодок?

– Скрытность – понятие комплексное. Оно включает в себя скрытность по первичным и по вторичным полям. По первичным полям – акустическая скрытность. То есть речь идет о тех шумах, которые ПЛ сама излучает. Мы предъявляем повышенные требования к комплектующим, которые должны соответствовать более строгим нормам шумности. К этому же относится поиск новых типов движительного комплекса.

Большое значение приобретает скрытность и по вторичным полям, которые появляются после гидроакустического облучения ПЛ. Эта проблема решается путем персонального подбора архитектурно-конструктивного типа и применением специальных покрытий корпуса, которое существенно ослабляет величину отраженного сигнала. Чем частота облучения ниже, тем толщина покрытия должна быть больше. Это связано только с длиной волны, на которую это покрытие рассчитано.

– Какие электронные средства противодействия гидроакустическому облучению есть на ваших лодках?

– Никак не комментируя факт наличия или отсутствия у нас таких средств, обратимся к зарубежному опыту. По данным открытой печати можно четко проследить тенденцию в США и Великобритании в разработке таких средств, которые позволяют искажать акустическое поле корабля в целях его защиты от средств обнаружения. Я думаю, что у нас в стране работы идут в том же направлении.

– Несколько десятков лет назад такая аппаратура уже была испытана. Но в то время ее внедрению помешала отсталость в развитии микроэлектроники, поэтому подводники усомнились в ее надежности. За последние 20 лет удалось переубедить военных моряков?

– У вас не должно быть серьезных опасений, что все это время развитие нашей научно-технической мысли стояло на месте, в том числе и в области повышения скрытности ПЛ. Созданы средства пассивного и активного радиоэлектронного противодействия. Но у этой медали есть обратная сторона – радиоэлектронной совместимости этих средств. Это серьезная проблема, которая только нарастает по мере увеличения средств радиоэлектронного противодействия и воздействия.

– Какие проблемы в подводном судостроении необходимо решать в приоритетном порядке?

– Проблемы нашего конструкторского бюро связаны не только и не столько с уникальным положением, какое занимает бюро в области подводного судостроения, сколько с проблемами в сфере промышленности. Современная ПЛ – это плод труда сотен предприятий. Зачастую эффективность корабля, его технические характеристики зависят не только от проектного бюро, но и от качества изготовления комплектующего оборудования. Может быть, само по себе оно и не определяет основные ТТХ корабля, но оно играет важную роль, и корабль не может выйти без него в море. Это могут быть совершенно обыденные окружающие нас вещи, о которых мало кто задумывается, как, например, выключатели. Но даже без такой мелочи корабль становится мертвым.

Другая проблема – это подготовка инженеров-кораблестроителей для проектного бюро. Уровень их подготовки не позволяет им, сойдя со студенческой скамьи, сразу полноценно участвовать в процессе такого сложного изделия, как атомная многоцелевая подводная лодка. Но вместе с тем мы четко понимаем проблемы в системе образования, налаживаем взаимодействие с высшими учебными заведениями путем создания базовых кафедр. Часть наших сотрудников преподает в вузах. Это надо для того, чтобы облегчить молодым людям переход от студенческой скамьи на инженерное рабочее место, скорейшей их адаптации на производстве и обеспечении преемственности научно-технических кадров без ущерба для производственного цикла создания корабля.

– Какое место в жизненном цикле вооружение отводится конструкторам?

– Сегодня нет классического разделения труда между проектным бюро, заводом-изготовителем и ремонтным предприятием. Министерство обороны заинтересовано в том, чтобы проектантом осуществлялось сопровождение корабля на всех этапах его жизненного цикла. При этом промышленность должна участвовать в анализе эксплуатации корабля, в пополнении ЗИПа, сервисном обслуживании. В этом контексте роль проектного бюро, мне кажется, должна быть пересмотрена. Проектная организация должна отвечать за корабль на всем протяжении его эксплуатации до момента утилизации.

– Это удается сделать?

– Сейчас такая задача поставлена. Минобороны требует ее решения. Мы со своей стороны делаем конкретные шаги, в частности создаем систему логистической поддержки корабля, реализуя автоматизированную систему поддержки эксплуатации корабля в условиях морского похода и стоянки в базе. Эта задача не столь феерична и показательна, как пуски ракет, но с точки зрения эффективности эксплуатации, увеличения времени плавания она безусловно актуальна и будет выполнена.

– В последнее время прибавилось работы у конструкторов?

– Были подписаны контракты на создание двух группировок – многоцелевых АПЛ и стратегических АПЛ. Сейчас контракты в исполнении, корабли – на стапелях. В этом году будет заложена еще одна АПЛ проекта 885М. Будут, конечно, и новые проекты кораблей. Но у нас основная задача применительно к дизель-электрическим подводным лодкам малого водоизмещения – это доведение проектных и выставочных работ до стадии строительства и дальнейшей эксплуатации.

Что касается ПЛ с ядерными установками – это наша основная номенклатура, мы осуществляем перспективные работы по созданию кораблей, которые придут на замену «Ясеню». Пока еще рано говорить о конкретных технических характеристиках, но они безусловно будут сочетать в себе как эволюционный путь развития подводного судостроения, сохраняя в себе лучшие технические решения, заложенные в корабли четвертого поколения. Будут и некие революционные решения, которые позволят говорить о создании корабля пятого поколения, который будет интегрирован в единое информационно-боевое пространство Министерства обороны.

– Роботизированные лодки-автоматы, на которых не будет людей, вы уже проектируете или это проекты будущего?

– О существовании лодок-автоматов мне ничего не известно. На самом деле есть необитаемые подводные аппараты, их водоизмещение ограничено единицами тонн. По эффективности они не идут в сравнение с боевой подводной лодкой водоизмещением несколько тысяч тонн. Сегодня мы видим феерическое развитие беспилотных летательных аппаратов и при этом любим говорить о том, что мы отстали от Запада. Но как мы можем отстать, если первые беспилотные летательные аппараты, входившие в состав боевых разведывательных комплексов, были созданы в Советском Союзе. Это аппараты «Стриж», «Пчела» и др. Они не попали в массовое производство, но созданы-то были. То же относится и подводной технике. У нас существуют образцы подводных роботизированных технических средств. Они не запущены в массовое производство, но они были и есть. Концепция будущего подводного флота предусматривает сочетание обитаемых подводных средств и необитаемых, которые будут дополнять друг друга в целях повышения эффективности действий боевой системы в целом. В конце концов необитаемые средства – не самоцель, их главные задачи – это поиск и уничтожение подводных лодок, надводных кораблей, охрана своих морских районов. Функционально они будут дополнять обитаемые подводные лодки в выполнении этих задач.

– «Малахит» разрабатывает аппараты для охраны нефтедобывающих платформ на российском шельфе в Северном Ледовитом океане?

– В том числе занимаемся и такими средствами.
Автор: Владимир Гундаров
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2014-06-20/1_piraniy.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. Шалтай 22 июня 2014 07:08
    Лучше бы на Каспии тихо мирно восстанавливали популяцию осетровых , чем запускать туда пираний .Вроде ни кто ни с кем там воевать не собирается , но милитаризация акватории продолжается . Спрашивается зачем ? Неужели нельзя тихо, мирно , без понтов качать нефть и ловить рыбу .
    1. 11111mail.ru 22 июня 2014 08:08
      Цитата: Шалтай
      Лучше бы на Каспии тихо мирно

      "Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим" сказал А.К.Толстой словами Козьмы Пруткова. И на Черном море пригодится если дальность 2000 морских миль (Севастополь-Стамбул около 300 м.миль), три раза "сбегать" туда и обратно. А уж про Балтику и не упоминаю, понятно без слов. А раз автор упомянул Каспийское море, так пусть будет и "Каспий".
      11111mail.ru
      1. Удав КАА 22 июня 2014 20:31
        Цитата: 11111mail.ru
        А раз автор упомянул Каспийское море, так пусть будет и "Каспий".

        Иран по железной дороге может перебросить сюда свои сверхмалые Пл. А это огромный нефтеносный район, по которому нет до сих пор международной договоренности прикаспийских государств. Кончится континентальная нефть, придется решать вопросы в море. Так что дивизион "Пираний Т" лишним бы не был в составе Каспийской флотилии.
        1. mina 23 июня 2014 08:26
          Цитата: Удав КАА
          Так что дивизион "Пираний Т" лишним бы не был в составе Каспийской флотилии.

          Какой нахрен "дивизион Пираний"?!?!?
          Сколько можно курить эту "траву" от "Малахита"?!?!
          Сравните немецкий 205 проект (60х годов!!!) и "Пиранью" (80х, с титаном с серебрянными батареями), немец делает "пиранью" по всем ТТХ!
          Впрочем вся эта афера с "пираньями" не более чем удовлетворение любопытства г.Минеева и Ко за госсчет, ибо ничего реального под собой не имеет!
          Где акустика для "пираний"?!?!
          Где оружие?!?! Или таковым предлагают считать "Латуш" (с ТТХ на уровене немецкой Т-5 времен ВМВ)?!?!
  2. армагедон 22 июня 2014 07:13
    Хм...Охрана нефтедобывающих платформ походу станет АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ...И нужно быть к ней ГОТОВЫМИ...!!!
    1. mina 23 июня 2014 08:27
      чем? этим малахитовским бредом?
  3. saag 22 июня 2014 07:15
    Цитата: Шалтай
    и ловить рыбу

    и где она? что-то совсем мелочь уже стали вылавливать
  4. Из Твери 22 июня 2014 07:20
    И до Каспия дойдёт,американцы везде суют нос.Так что такие лодки нужны,без понтов!
    1. Гигант мысли 22 июня 2014 10:13
      Безусловно, такие подлодки нужны на всех флотах наших ВМС. На Каспии они тоже нужны, Восток дело тонкое, сейчас они друзья или нейтральны, а завтра уже могут стать недругами.
    2. Комментарий был удален.
  5. Nitarius 22 июня 2014 07:31
    конечно ПРОПОГАНДА НУЖНА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ!
    и ПРАВИЛЬНО -начали делать что МОЛОДЕЖЬ ПУСКАТЬ НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ чтобы ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
    1. timer 22 июня 2014 23:22
      Малахит делает правильно, что ведет работу по людским ресурсам в кооперации с высшей школой!Считаю, что и другим ОКБ и предприятиям ВПК необходимо это делать.
      timer
  6. Stypor23 22 июня 2014 07:33
    Маза была, 941 проект переделать в подводные танкеры. Сергей Никитич Ковалев ,спасибо Вам, за труды направленные на создание одних из самых совершенных машин на земле.
    Stypor23
  7. sv68 22 июня 2014 08:01
    вот самое гадкое что нужными для субмарин воздухонезависимыми ду занимаются только в инециативном порядке-пора-бы государству выдать им заказ на такую ду.а то другие строят а мы отстаём-негоже в хвасте плистись.
    1. Удав КАА 22 июня 2014 21:18
      Цитата: sv68
      воздухонезависимыми ду занимаются только в инециативном порядке-пора-бы государству выдать им заказ на такую ду

      Им не нужно, есть другие, профильные.
      Работы по ПЛ с анаэробными ДУ были начаты еще в 1987 г. в ЦКБ МТ "Рубин" (гл. к-р Ю.Н. Кормилицын). С 1998 г. к работам по созданию ЭУ с ЭХГ по техническому заданию ЦКБ МТ "Рубин" подключена РКК "Энергия" им. С.П.Королева, имеющая большой опыт создания установок с криогенными системами хранения реагентов для космических аппаратов. Была разработана автономная ЗУ с криогенным хранением реагентов "РЭУ-99", которая встраивается в отсек длиной 9,8м и обеспечивает длительность плавания около 20 суток. Установка имеет номинальную мощность 300 кВт, коэффициент полезного действия не менее 70%. Ввод установки из холодного состояния до полной номинальной мощности -- не более 4-х часов. Время заправки ЭУ с ЭХГ криогенными реагентами - 18,5 часов.
      Есть еще "Кристалл-27", которая проходит обкатку на Б-90 "Саров". Слухи различные, но работа идет в правильном направлении, появился свет в конце туннеля. Например, отработан элемент ЭХГ (на фото), единый ЭД.
      Так что -- не все просралиполимеры, однако.
  8. Evgeniy667b 22 июня 2014 08:15
    Советское, да и российское проектирование подводных лодок всегда имело тенденцию к увеличению водоизмещения, проще говоря страдало гигантоманией. Получается даже, что 636.3 для Черного моря весьма проблемно перегнать по внутренним водным путям. Только через проливы?! И Это "дизелюхи". А почему не строятся для российских ВЫФ модификации Амуров: 750, 950 и более малого водоизмещения, все они потомки Пираньи?
    У монстров нет будущего, будущее за стаями малых подлодок, как с атомными ЭУ, так и не атомными. Кригсмарине имели на черноморском ТВД только ПЛ типа 2, которые держали в напряжении весь ЧФ и практически не имели потерь во время войны. Исходные проекты можно рассматривать-705й, ПЛ спецназначения, Лошарик, в частности. Отличные боевые корабли можно создать на этой основе, с учетом современных технологий. Пиранья-Т, по своим возможностям нужна всем нашим флотам, а не только КФ. С помощью разных носителей их можно забрасывать в любые места Мирового Океана. И самое главное, в статье промелькнул вопрос о потенциальных покупателях. Может пора закончить с барышничеством и обратиться к своему флоту, российскому. А то передача оружия другим странам-есть не что иное, как прямое предательство своей Родины. Думаю, что затянувшаяся проблема ВНЭУС, как раз кроется в финансовой области. Первая мысль получить деньги и их попилить, а потом браться за создание. Хотя должно быть наоборот. Мысль прежде всего и желание созидать.
    1. S.V. 22 июня 2014 20:45
      + Укра тоже продавала достаточно много вооружения (пусть чаще бу) и с чем осталась сама?
      S.V.
    2. Удав КАА 22 июня 2014 22:09
      Цитата: Evgeniy667b
      будущее за стаями малых подлодок, как с атомными ЭУ, так и не атомными.

      О как! А я и не знал!(с)
      А о таких тактических характеристиках ПЛ как автономность и Д плавания вы не слыхали? Малое водоизмещение это еще и малый запас торпед, ракет,мин.
      ПЛА всем хороша, кроме ЖВЗ, которая тянет водоизмещение, как гусь воду.Вернуться к жидкометаллическому носителю? От него мы отказались по ряду причин, а остальные ВМС вообще не брались за него. А водо-водяные уже отработаны до моноблока.
      Цитата: Evgeniy667b
      можно рассматривать-705й, ПЛ спецназначения, Лошарик, в частности.

      Про 705-й я уже высказался. Лошарик? Ну зачем вам глубоководная сфера? Что плохого она вам сделала?
      Цитата: Evgeniy667b
      С помощью разных носителей их можно забрасывать в любые места Мирового Океана.

      И кто ж в военное время позволит это сделать? А малое водоизмещение -- это малый радиус действий. Значит битвы за Атлантику не будет, что в принципе ЮСерам и нужно.
      Цитата: Evgeniy667b
      будущее за стаями
      малошумных (лучше -- бесшумных!), глубоководных воздухонезависимых (ВНУ, ЯР, АБ большой мощности)ПЛ-полуавтоматов с большим запасом средств поражения НК, ПЛ, Береговых объектов, с подводными автоматическими аппаратами специального назначения. ИМХО.
    3. mina 23 июня 2014 08:30
      СМПЛ нашему флоту нужны
      но с учетом дорогостоящего бреда и ахинеи от "Малахита" (афера с "пираньями") - хоть в КНДР СМПЛ покупай ...
  9. kot28.ru 22 июня 2014 08:18
    Цитата: Шалтай
    Лучше бы на Каспии тихо мирно восстанавливали популяцию осетровых , чем запускать туда пираний .Вроде ни кто ни с кем там воевать не собирается , но милитаризация акватории продолжается . Спрашивается зачем ? Неужели нельзя тихо, мирно , без понтов качать нефть и ловить рыбу .

    На запах нефти являются демократизаторы из наглосаксов и псакистана,так что УКРЕПЛЕНИЕ АРМИИ И ФЛОТА,ЕДИНСТВЕННЫХ СОЮЗНИКОВ РОССИИ-ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА!!! good
    1. Удав КАА 22 июня 2014 22:21
      Цитата: kot28.ru
      На запах нефти являются демократизаторы из наглосаксов

      Думаю на Каспии им подготовят достойную встречу и скоренько отправят домой...
  10. Наган 22 июня 2014 08:27
    крылатых ракет «Калибр» (по классификации НАТО, SS-N-27 Sizzler – в переводе с английского «Испепелитель»)

    Вообще-то глагол to sizzle, от которого происходит Sizzler, значит то действие, которое производит котлета, лежа на горячей сковородке. Так что Sizzler ни в коем случае не испепелитель. Может инженеры в "Малахите" классные, но переводчики, прямо скажем, не дотягивают. request lol
    1. ВадимЛ 22 июня 2014 09:38
      Не придирайся к словам. Просто "Испепелитель" в русском переводе звучит красивее чем "Поджариватель". laughing
  11. лёшка 22 июня 2014 11:01
    нам пригодились бы
    лёшка
    1. Shveps 22 июня 2014 12:21
      Нам в перспективе, а у Абрамовича говорят уже есть.
  12. portoc65 22 июня 2014 12:20
    а у нас остались на вооружении сверхмалые подлотки?
    portoc65
  13. kafa 22 июня 2014 13:20
    лодки нужны сомнений быть не может! разные флота разные условия. балтика каспий и чёрное море требуют не больших . северный и тихоокеанский крейсера и малых. главное чтоб наука трудилась а верфи не делали шлюпку десятилетиями по цене авианосца hi
  14. saag 22 июня 2014 13:26
    Цитата: portoc65
    а у нас остались на вооружении сверхмалые подлотки?

    ну надо же на чем то за водкой в Финляндию плавать:-)
  15. rudolff 22 июня 2014 13:41
    Под базирование малых (Амур-950) и сверхмалых (Пиранья-Т) подводных лодок как раз и пригодилась бы заброшенная база в БабаКлаве. Для Пираний вообще идеальное место. При необходимости можно и в средиземку перебросить в плавдоках, а в угрожаемый период и на Каспий внутренними водными путями. Для мелководных районов это очень грозное оружие.
  16. rudolff 22 июня 2014 14:12
    Если не считать лодки специального назначения на СФ, у нас было две сверхмалых проекта 865 Пиранья на Балтике. Обе были порезаны "на иголки" в 99 году прослужив чуть менее 10 лет.
  17. Magic Archer 22 июня 2014 15:21
    впервые эту лодку увидал в Особенностях национальной рыбалки.Думал это выдумка режиссёра,ан нет!Оказалось что были такие малютки у нас на вооружении.Жаль что не сохранили....
    1. Удав КАА 22 июня 2014 22:28
      Цитата: Magic Archer
      Оказалось что были такие малютки у нас на вооружении
  18. rudolff 22 июня 2014 15:50
    То, что эти Пираньи показали в Особенностях национальной рыбалки, для меня шоком было, не мог поверить своим глазам. В конце 80-х в военно-морском училище меня вызвали в особый отдел для "профилактической" беседы лишь за то, что я проявил излишнее любопытство и поинтересовался у преподавателей наличием в нашем ВМФ сверхмалых пл. Вопрос возник сам собой после прочтения ряда статей в Зарубежном военном обозрении о действиях итальянских подводных диверсантов в годы второй мировой. Тема оказалась абсолютно закрытой, не преподавалась, не рассказывалась. Потом уже довелось их рассмотреть в Кронштадте, но увидеть их в кино никак не ожидал!
  19. portoc65 22 июня 2014 16:08
    ВОТ НАШЕЛ ВИДИО..МОЖЕТ ИНТЕРЕССНО
    portoc65
  20. coolvoldik 22 июня 2014 17:12

    Оглушительное молчание Путина.
    1. portoc65 22 июня 2014 20:33
      озвучили мои мысли..подаем в пропасть господа..
      portoc65
  21. Skifo 22 июня 2014 22:31
    Все подлодки к лудшему! пусть полнится наш флот!
    Skifo
  22. Удав КАА 22 июня 2014 22:57
    ОАО "Малахит" славное машиностроительное предприятие. Конечно, гордостью является "Ясень". Их будет построено 8 корпусов, которые, в отличии от "Северодвинска", видимо будут свободны от детских болезней проекта.
    У меня только один вопрос: почему водомет не поставили, неужто 7-лопастной винт лучше, чем реактивная струя водомета, экранированная насадкой? Полагаю, на пр. 885М этот косяк устранят: Борей же с водометом ходит.
  23. elena.utyupina 23 июня 2014 09:39
    http://warfiles.ru/show-62122-neuzheli-prishlo-pohmele.html
    elena.utyupina

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня