United Launch Alliance объявляет о начале работ над новым ракетным двигателем

United Launch Alliance объявляет о начале работ над новым ракетным двигателем


Ситуация с поставками российских ракетных двигателей предприятиям США получила дальнейшее продолжение. Компания United Launch Alliance (ULA), понимая риски, связанные с последним решением суда о поставках российской продукции, инициирует работы по созданию новых ракетных двигателей. Несколько дней назад компания ULA сообщила о заключении контрактов на проведение предварительных работ по программе разработки нового ракетного двигателя. К работам привлечены несколько американских компаний и организаций.

Пока речь идет только о предварительных работах в рамках создания новых двигателей. От занятых в программе компаний требуется в течение ближайшего времени представить пакет технической документации, а также проработать экономические аспекты проекта, разработать график работ и обозначить возможные риски. Проанализировав представленные документы, компания ULA выберет наиболее удачное предложение и заключит контракт на разработку и строительство новых ракетных двигателей. Все работы в рамках новой программы займут несколько лет. Утверждается, что первые запуски ракет-носителей, оснащенных перспективными двигателями, состоятся не ранее 2019 года.


В течение нескольких следующих месяцев компании-участницы программы должны будут разработать предварительный проект и представить его ULA. Согласно нынешним планам, разработка и сравнение предварительных проектов завершатся в четвертом квартале текущего года. Далее ULA выберет подрядчика, который займется созданием проекта, а в дальнейшем будет строить новые двигатели. Эксплуатация новейшего ракетного двигателя начнется не ранее конца текущего десятилетия.

Президент ULA Майкл Гасс напомнил о том, что его организация является единственной компанией, имеющей все разрешения и лицензии для осуществления наиболее важных миссий, а также отметил, что создание нового ракетного двигателя позволит компании сохранить лидирующее положение в американской космической отрасли. Более того, компания должна сохранить его и продолжить выполнять запуски в интересах государства. Вице-президент компании Джордж Сауэрс, отвечающий за создание перспективных проектов, заявил, что у ULA есть ряд альтернатив используемой сейчас технике. Множество имеющихся передовых технологий может быть использовано для повышения конкурентоспособности компании.

Несмотря на намерение получить новый двигатель для своих ракет-носителей, компания United Launch Alliance не намерена прекращать связи с российско-американским совместным предприятием RD AMROSS, поставляющим ему двигатели РД-180. При этом специалисты ULA изучат перспективы существующего партнерства и оценят долгосрочную целесообразность использования двигателей российского производства. В будущем они сравнят двигатель РД-180 и новую разработку одной из американских компаний, созданную в рамках недавно начатой программы.

М. Гасс признал успешность сотрудничества ULA и RD AMROSS, но при этом отметил, что сейчас самое подходящее время для начала новых американских проектов. Таким образом, компания United Launch Alliance пытается воспользоваться шансом и начать создание нового американского ракетного двигателя для современных и перспективных ракет-носителей.

В настоящее время компания ULA устанавливает российские жидкостные двигатели РД-180 на ракетах-носителях Atlas V. Двигатели производятся российским НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко (г. Химки). Для выполнения требований американского законодательства поставки двигателей осуществляются через компанию RD AMROSS, являющуюся совместным предприятием российского НПО «Энергомаш» и американского Pratt & Whitney Rocketdyne (ныне Aerojet Rocketdyne). Существующий контракт между российскими и американскими аэрокосмическими предприятиями подразумевает поставку ракетных двигателей РД-180 до 2018 года.

Весной этого года на фоне ухудшения российско-американских отношений произошел ряд событий, прямо связанных с поставками ракетных двигателей. Так, в конце апреля американский Суд по федеральным искам запретил компании ULA заключать новые контракты на поставку двигателей РД-180. Причиной судебного разбирательства стал иск компании SpaceX, по мнению которой поставки российских двигателей осуществляются с нарушением существующего законодательства США о проведении закупок и тендеров. Несколько дней спустя ULA опротестовала это решение, а также получила поддержку руководства Соединенных Штатов. Несколько государственных ведомств представили документы, говорящие об отсутствии каких-либо нарушений при закупке двигателей РД-180. Кроме того, отмечалась важность подобных закупок для американской космической отрасли.

Следует отметить, многие специалисты считают, что причиной появления иска стала банальная конкуренция. Компания ULA давно и прочно занимает место основного подрядчика по контрактам ВВС США и других государственных структур. Фирма SpaceX, в свою очередь, тоже хочет получать выгодные контракты и именно ради этого обратилась в суд. При этом вся ситуация с судебным разбирательством разворачивалась на фоне многочисленных обсуждений санкций в отношении России.

Пока действует существующий контракт, подписанный в середине девяностых годов, американская космонавтика сможет продолжать использовать российские ракетные двигатели. Однако последние события показали, что в дальнейшем ряд ведущих предприятий отрасли может лишиться критически важных поставок. В связи с этим с новой силой возобновился поток предложений разработать собственный ракетный двигатель, пригодный для замены российского РД-180.

В середине мая несколько сенаторов США предложили внести в бюджет на следующий год финансирование разработки перспективного ракетного двигателя. В соответствии с этим предложением в бюджете на 2015 финансовый год должны быть предусмотрены 100 миллионов долларов для осуществления нового проекта. В дальнейшем, по-видимому, государство будет выделять дополнительное финансирование для осуществления этого проекта.

Примерно через месяц после появления законопроекта за авторством сенаторов о своих планах по развитию отрасли рассказала компания ULA, объявившая о начале программы создания перспективного ракетного двигателя. Скорее всего, программа компании ULA окажется более успешным, поскольку работы по ней стартуют в самое ближайшее время, а предложению сенаторов предстоит пройти несколько инстанций, прежде чем оно приведет к соответствующим правкам в бюджете страны.

До появления законопроекта о финансировании нового проекта в США высказывалось предложение о начале лицензионного производства российских двигателей на американских предприятиях. По-видимому, это предложение так и осталось на уровне разговоров и обсуждений, поскольку производство двигателей РД-180 ведется с использованием российских материалов, технологий и стандартов. Попытка развернуть производство этих двигателей в Соединенных Штатах привела бы к необходимости освоить ряд технологий, а также перестроить множество производственных процессов для соответствия российским стандартам.

Основной темой обсуждений теперь является разработка собственного ракетного двигателя с необходимыми характеристиками. Уже сейчас ясно, что такой проект приведет к большим тратам денег и времени. К примеру, один из авторов законопроекта о начале финансировании перспективного проекта, сенатор Билл Нельсон, полагает, что на разработку нового двигателя уйдет не менее пяти лет. Другие специалисты менее оптимистичны в своих прогнозах и говорят о больших сроках: от семи до десяти лет. Несколько недель назад информационное агентство Bloomberg приводило слова аналитиков, сотрудничающих с Пентагоном. По мнению этих специалистов, программа разработки нового двигателя для замены российского РД-180 потребует не менее пяти лет и может обойтись бюджету в полтора миллиарда долларов.

Пока сенаторы, аналитики и интересующаяся общественность обсуждают сроки, стоимость и даже саму возможность создания нового американского двигателя, компания United Launch Alliance предпринимает первые реальные шаги в этом направлении. Недавно были подписаны контракты с компаниями, которые должны заняться определением облика перспективного двигателя. Первые результаты новой программы появятся уже этой осенью.


По материалам сайтов:
http://ulalaunch.com/
http://vz.ru/
http://bloomberg.com/
http://ria.ru/
http://itar-tass.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. pravednik 23 июня 2014 10:21
    Американцы держат Россию за идиотку.Они,америкосы,Что хотят то и делают.Это показательно в введении санкций.На то,что их экономики не выгодно,они никогда е введут тот или иной запрет.А руководство России получается им потыкает в этом в ущерб нацыонального достоинства.
  2. шизофреник 23 июня 2014 11:37
    Статье+. Хорошо по полочкам разложено.
  3. Nayhas 23 июня 2014 11:42
    United Launch Alliance (ULA) пытается остаться на рынке коммерческих и не только запусков, но для этого у них мало времени и практически нет средств, надежда на карман налогоплательщика. Создавать двигатель аналогичный РД-180 нельзя, это шаг назад за большие деньги. Нужен двигатель превосходящий РД-180, поэтому потребуется больше времени. Компании основавшие ULA несомненно на это способны, но вот за короткое время не получится. Элон Маск форы давать не будет, если у него всё будет идти по плану, то перспектив у ULA нет, ЛМ и Рейтон уж слишком большие корпорации в связи с чем довольно инертные...
    1. Папакико 23 июня 2014 12:26
      Цитата: Nayhas
      Элон Маск форы давать не будет

      Цитата: Nayhas
      Нужен двигатель превосходящий РД-180

      Недавно были подписаны контракты с компаниями, которые должны заняться определением облика перспективного двигателя.
      Из этого следует, что сделают квадратные сопла,треугольные трубы и расказать сказки про мега возможности(это матрасники умеют лучше всех)-На этом новшества и прогрессивка от Элона Маска законьчится.
      Будут тупо копировать РД-180.
      Для чего напрягать зад ежели в нём пусто и основное это БАБЛО и ни чего личного.
      1. abrakadabre 23 июня 2014 15:08
        Если перефразировать общий смысл статьи на понятный всем язык, то получится: "Компания начинает попытки все таки осилить ксерокопирование РД-180 по давно уже предоставленным российской стороной чертежам и технической документации"
  4. Аскет 23 июня 2014 14:11
    Компания ULA давно и прочно занимает место основного подрядчика по контрактам ВВС США и других государственных структур. Фирма SpaceX, в свою очередь, тоже хочет получать выгодные контракты и именно ради этого обратилась в суд.


    Спейс Элона Маска продвигает технологию "возвращаемых пусков" при которой цена пуска снизиться на два порядка даже при использовании керосинок их производства типа Мерлина на Соколе 9.
    Именно такая модифицированная Falcon 9 и совершила свой первый полёт 19 апреля 2014г.: капсула Dragon была благополучно отправлена к МКС (и уже пристыкована), вторая ступень сгорела в атмосфере, зато первая ступень ракеты-носителя, отброшенная на высоте 80 км и скорости в 10 звуковых, снова включила часть двигателей, совершила необходимые манёвры для коррекции траектории и, выдвинув лапы и ещё раз полыхнув дюзами перед самой посадкой, мягко плюхнулась в заданном районе Атлантического океана.

    Планируют.что первая ступень будет возвращаться на стартовый стол уже через несколько минут после запуска. Вторая (формирующая орбиту Dragon и отбрасываемая после этого) вернётся туда же примерно сутки спустя. И всего через несколько часов, потратив время только на заливку топлива, собранная из вернувшихся ступеней Falcon 9 будет готова к новому старту. Получиться что стоимость запуска такой ракеты обойдется стоимостью керосина и жидкого водорода, это сотни тысяч долларов вместо примерно 50млн. в которые пуски обходяться сейчас.
    Если говорить про двигатели, то современный конкурент Мерлина — РД-191 (Ангара), или, в каком-то роде, РД-193 (Союз). А по ТТХ прямой конкурент Мерлина древний РД-107. Поэтому УЛА будет разрабатывать конкурентноспособный двигатель самостоятельно. а маска с его Мерлинами отодвинули в сторону.будут пилить бабло без участия частника,как всегда request
    С общечеловеческой и коммерческой точки зрения Маску стоило бы тоже закупать двигатели у России,а не подавать в суд, как это делает Локхид, Боинг, ЕС и ЮК. Увеличения спроса позволило бы, дополнительно, увеличить производство и уменьшить цены, а свои исследовательские ресурсы бросить на более полезные паралельные технологии,вроде полета на Марс или "Кузнечика"....
    1. ivanovbg 23 июня 2014 22:14
      Получиться что стоимость запуска такой ракеты обойдется стоимостью керосина и жидкого водорода, это сотни тысяч долларов вместо примерно 50млн. в которые пуски обходяться сейчас.


      Ето вряд ли. Я не ракетчик, но учитывая експлуатационные нагрузки и требования к надежности техники, запускать ети многоразовые ступени больше 50 раз не получится. А ето по-любому составить несколько миллионов на запуск.

      Кстати, кто-нибудь в курсе сколько раз летали совалки туда и обратно? Мне кажется, что не больше полтора десятков раз.
    2. шизофреник 23 июня 2014 22:24
      Цитата: Аскет
      Увеличения спроса позволило бы, дополнительно, увеличить производство и уменьшить цены, а свои исследовательские ресурсы бросить на более полезные паралельные технологии

      Кокгда Маска отработает технологию возвращения ступеней,можно ожидать что и конкуренты через несколько лет будут делать также, а пока они следят за его успехами. Конечно с точки зрения денег увеличения обьёма продаж двигателей выгоден всем участникам рынка, но раз Маска решил использовать Мерлин, то переделать на другой двигатель ракету будет трудновато, снова возникает вопрос денег, а значит проще воспользоваться судом.
  5. studentmati 23 июня 2014 22:44
    United Launch Alliance объявляет о начале работ над новым ракетным двигателем

    Работы по импортозамещению - нормальная реакция, чем надеюсь Россия тоже занялась вплотную по Украинскому импортозамещению?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня