Французские ВВС попрощались с Mirage F.1

17
13 июня французские ВВС провели церемонию прощания с тактическим истребителем Mirage F.1 на базе 118 в Мон-де-Марсан, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой air-cosmos.com.



Закончились 40 лет эксплуатации «храброго одномоторного истребителя», который вывели из состава французской военной авиации. Последними самолетами данного типа были тактические самолеты-разведчики Mirage F.1CR, стоявшие на вооружении эскадрильи 2/33 «Савойя». Первые истребители Mirage F.1 вошли в состав ВВС Франции в 1983 году. 14 июля 2014 года пять самолетов, окрашенных в цвета французских ВВС, проведут прощальный полет над Елисейскими полями в Париже.

Есть информация, что в настоящий момент ведутся переговоры о передаче истребителей Mirage F.1B в ВВС других стран, в частности, Марокко или Ливии. Разведывательная версия CR может заинтересовать страны Африки и Латинской Америки, в частности, Ботсвану.

В эскадрильи 2/33 служат 22 пилота самолетов данного типа, треть из которых перейдет на Mirage 2000D, Rafale и Mirage 2000C.

Место разведчика Mirage F.1CR займет Rafale.

«В моей памяти Mirage F.1 останется как красивые пейзажи, например, каньоны Африки и горы Афганистана, над которыми я летал на этом самолете», - отмечает командир эскадрильи 2/33 подполковник Бенджамин Субербель.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    23 июня 2014 12:47
    Кто то еще обвиняет Российскую армию в отсталости...
    1. +1
      23 июня 2014 12:55
      Кому нас обвинять, когда янки до сих пор летают на б-52 а годов ему уже порядочно, а мы гоняем на Ту-160 bully
      1. +12
        23 июня 2014 13:00
        а Россия не летает на старых Ту-95МС? Да и Ту-160 всего 16 шт., "спасибо" перестройщикам-реформаторам
        1. +3
          23 июня 2014 14:19
          Цитата: 0255
          а Россия не летает на старых Ту-95МС?

          А с чего это они старые? Ту-95МС начал поступать на вооружение с 1979 года. Лично я принимал их в 1987-88г.г. Последние экземпляры забирали в 1991 году.
          1. Комментарий был удален.
      2. +5
        23 июня 2014 13:02
        Цитата: sssss018
        Кому нас обвинять, когда янки до сих пор летают на б-52 а годов ему уже порядочно, а мы гоняем на Ту-160
        Так же как они на Б52, наши "летают" на Ту95, как наши "гоняют" на Ту160, так же и они на Б1, но вот они "подкрадываются" на Б2, а у нас до сих пор аналогов нет
        1. +1
          23 июня 2014 14:11
          у нас есть аналог: ту-95. такой же незаметный )))
        2. +1
          23 июня 2014 14:13
          Цитата: svp67
          Цитата: sssss018
          Кому нас обвинять, когда янки до сих пор летают на б-52 а годов ему уже порядочно, а мы гоняем на Ту-160
          Так же как они на Б52, наши "летают" на Ту95, как наши "гоняют" на Ту160, так же и они на Б1, но вот они "подкрадываются" на Б2, а у нас до сих пор аналогов нет

          ждем ПАК ДА.
    2. +10
      23 июня 2014 12:58
      Причем тут снятие с вооружения Mirage F.1 и отсталость российской армии, т.е. у нас наступит время когда полностью уберут Су-27 и заменят на Су-35С и т.д. что это тоже будет считаться "отсталостью"
  2. +2
    23 июня 2014 12:47
    13 июня французские ВВС провели церемонию прощания с тактическим истребителем Mirage F.1 на базе 118 в Мон-де-Марсан,
    вот интересно кому их сейчас "продавать" начнут? Думаю, что в Африку...хотя не исключено, что и "трезубец" на их бортах появится..так в качестве "гуманитарки"...
    1. +1
      23 июня 2014 13:01
      писали что их продадут в Ливию, хотя могут пойти и в укроВВС belay
      1. 0
        23 июня 2014 15:53
        Цитата: 0255
        писали что их продадут в Ливию, хотя могут пойти и в укроВВС belay


        Уж лучше в Ливию,чем кровожадным укропам smile !
  3. 0
    23 июня 2014 12:50
    Пусть этот хлам порошенко покупает
    1. 0
      23 июня 2014 18:01
      Цитата: nikrandel
      Пусть этот хлам порошенко покупает

      Не такой уж это и хлам!
      Практический потолок: 20 000 м
      Максимальная скорость: 2335 км/ч (2,2М)
      Боевая нагрузка: 4000 кг - не плохо для самолёта у которого нормальная взлётная масса: 10 900 кг.
  4. +3
    23 июня 2014 12:51
    Я думал что только в России не совсем всё хорошо с перевооружением армии, а тут вот оно что, Михалыч! Истребитель разработки 60-х годов, основной истребитель 70-х и дожил до наших дней. У нас его соратники давно уже канули в лету.
    1. +1
      23 июня 2014 12:55
      Точно. В российских ВВС такой раритет днем с огнем не сыщешь... разве что только на постаментах да в музеях.
    2. 0
      23 июня 2014 13:03
      Видимо: НЕ ВСЕ так ХОРОШО у старушки Европы...!!!
      1. +1
        23 июня 2014 13:16
        Кризис не кончился, он слегка отступил. А Миражи уже выработали своё, как говорится, ничто не вечно под луной.
      2. 0
        23 июня 2014 13:16
        Кризис не кончился, он слегка отступил. А Миражи уже выработали своё, как говорится, ничто не вечно под луной.
  5. 0
    23 июня 2014 12:59
    Есть информация, что в настоящий момент ведутся переговоры о передаче истребителей Mirage F.1B в ВВС других стран, в частности, Марокко или Ливии.


    На смену боевых воздушных шаров? laughing
  6. +7
    23 июня 2014 13:01
    Жаль хороший самолет был повоевавший:
    Боевой дебют «Миража» F.1 состоялся в 1978 году в Марокко. Их привлекали к борьбе с бойцами фронта ПОЛИСАРИО, которые действовали в Западной Сахаре и приграничных с Алжиром районах. Марокканские летчики наносили ощутимый урон формированиям ПОЛИСАРИО, однако и сами несли серьезные потери. К 1987 году было сбито уже 7 самолетов, и еще 6 разбились в авариях и катастрофах. При этом 3 летчика погибли вместе со своими машинами, одного подстрелили партизаны во время спуска на парашюте, а еще 3 угодили в плен. Много самолетов получили различные повреждения. Воздушных боев с алжирскими истребителями зафиксировано не было, хотя в один из дней 1986 года, такое столкновение едва не произошло. Тогда пара F1 преследовала отступавшую в Алжир колонну, и один самолет вторгся в воздушное пространство соседа. Тотчас же на его перехват была направлена дежурная пара МиГ-21. Затем Mirage F.1 вошел в зону обстрела одного из алжирских зенитно-ракетных дивизионов. Едва на борту сработала система предупреждения об облучении РЛС, марокканец прекратил преследование, развернулся и ушел к себе. 8 декабря 1988 года мароканский «Мираж» F.1 сбил самолёт DC-7 повстанцев.

    Mirage F.1 ВВС Марокко

    сбитый марокканский Mirage F.1
    В Анголе истребители F.1 ВВС ЮАР неоднократно вступали в воздушные бои с ангольскими и кубинскими истребителями, сбив в 1981 году один МиГ-21 при помощи пушек. В 1982 году, по заявлениям южноафриканцев «Мираж» ракетой R.550 «Мажик» сбил МиГ-21, в действительности же ангольский МиГ был повреждён, но смог долететь до базы. 5 декабря 1985 года южноафриканские «Миражи» сбили ангольский истребитель МиГ-21 и транспортный самолёт Ан-26. «Мираж» F.1 обладали господством в воздухе в 1981—1985 годы, всё изменилось когда из Кубы прибыли истребители МиГ-23МЛ. Всего кубинцы заявляли о сбитии четырёх «Миражей» F.1 в боях с МиГ-23МЛ, потерю одного южноафриканцы подтвердили. «Миражи» как минимум шесть раз атаковали МиГ-23 ракетами и пушками, во всех случаях кубинские пилоты смогли увернуться. По данным российского исследователя В. Ильина, в воздушных боях с МиГ-23 один F.1 был сбит и ещё один самолет получил повреждения от взрыва БЧ УР Р-60.
    Ильин В. Е. Зарубежные боевые самолёта (краткий справочник) // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра.. — Москва: Издательский отдел ЦАГИ, 1997. — В. 27. — № 5-6. — С. 70-71.


    Mirage F.1CZ ВВС ЮАР
    1. +4
      23 июня 2014 13:18
      20 февраля 1988 г. в районе Квито-Кванавале ракета ЗРК "Стрела-1" сбила самолет м-ра Э. Эвери. Летчик погиб. Обломки его машины стали подспорьем для кубинских специалистов по психологической войне, изображая остатки множества уничтоженных "Миражей". В списке боевых потерь оказался и к-н В, ван Коппенгаген, который 19 марта того же года врезался на своем "Мираже" в скалу во время ночного вылета над Анголой. Кроме того, над территорией ЮАР в период "пограничной войны" в авариях и катастрофах разбились еще 8 машин.

      Mirage F.1АZ ВВС ЮАР капитана А. Пирси поврежденный кубинским МиГ-23МЛ 27 сентября 1987 г. над северными районами Намибии (самолет был списан)
      "Миражи" F1 французских ВВС прошли боевое крещение в Чаде во время операции "Манта", проводимой для поддержки местного режима президента Хабре в гражданской войне с проливийскими повстанцами. Первые 4 самолета Париж направил в регион в августе 1983 г. Позже французы держали там 8-10 "Миражей" на авиабазах Банги (Центрально-Африканская Республика), Либревиль (Габон), Нджамена (Чад). Разведчики F1CR представляли раз-ведэскадру ER33, а истребители F1C-200 - в основном, эскадру ЕС5. Летчики "Миражей" вели воздушное патрулирование и разведку. Потерь они не понесли, хотя 25 января 1984 г. один самолет из 33-й эскадры был подбит наземным огнем и с трудом вернулся на свой аэродром. Известны 3 операции против наземных целей, в которых оказались задействованы "Миражи". 24 января 1984 г. противники Хабре захватили в заложники двух французов. 25 января против отходившей колоны были брошены 2 "Ягуара" в сопровождении 2 "Миражей". Они дозаправились от танкера C-135FR и были наведены на цель флотским разведчиком Breguet Atlantic. Колонну атаковали "Ягуары", один из которых тут же был сбит оказавшейся у противника "Шилкой". После этого пара прикрытия присоединилась к оставшемуся "Ягуару", уничтожив пушечным огнем несколько неприятельских машин, 16 февраля 1986 г. два звена F1С-200 приняли участие в операции "Ястреб", прикрывая "Ягуары", которые разбомбили ВПП ливийской авиабазы Уади-Думм. 7 января 1987 г. французы провели против этой базы еще один рейд, стремясь вывести из строя прикрывавший ее дивизион ЗРК "Квадрат", На задание отправились четыре "Ягуара", сопровождавшие их восемь F1C-200 и пара F1CR, которой предстояло провести доразведку цели и контроль за результатами удара. Все самолеты шли на малой высоте. Затем, чтобы заставить расчет дивизиона включить РЛС и тем самым демаскировать себя, летчики "Миражей" увеличили высоту полета. Их визуально обнаружили ливийские наблюдатели, которые незамедлительно оповестили локаторщиков, те тут же приступили к поиску целей, за что и поплатились. Выпущенная ведущим звена "Ягуаров" противорадиолокационная ракета AS.37 Martel уничтожила радар, парализовав работу всего ЗРК.

      разведчик Mirage F1CR разведывательной эскадры ER33 ВВС Франции в Чаде
      1. +3
        23 июня 2014 13:26
        В интересах противоборствующей стороны в Чаде действовали "Миражи" ВВС полковника Каддафи. С 1981 г. они работали с южноливийской базы Маатен-эс-Сара, а с 1983 г. - чадского аэродрома Фая-Ларжо. Как правило, на ТВД направлялись отдельные звенья из 1011-й и 1012-й эскадрилий. Боевые вылеты совершали не только граждане Джамахерии, но и стажировавшиеся в ливийских ВВС палестинцы, а также пакистанцы, летавшие в это время у Каддафи по найму. В основном, самолеты применялись для ударов по наземным целям. Помимо традиционных 250- и 400-кг бомб, использовались и современные французские бомбовые кассеты Beluga. В этом случае навнутренние подкрыльевые пилоны подвешивались два 1300-л ПТБ, а на внешние - две "Белуги". Особенно отмечается роль "Миражей" в успешном наступлении сил Каддафи и их местных союзников в первый период кампании - в 1981-83 гг. Не обошлось без их участия и воздушное наступление в Северном Чаде 17-24 августа 1987 г., в результате которого противник покинул позиции и отступил в глубь пустыни. В этих боях ливийцы потеряли 9 самолетов, в т.ч. два или три F1, Еще 4 "Миража" были уничтожены на авиабазе Маатен-эс-Сарра в результате нападения на нее войск Хабре в ночь на 6 сентября того же года.

        Mirage F.1AD ВВС Ливии
        18 июня 1985 года Mirage F.1 ВВС Эквадора сбил двухдвигательный самолёт Beechcraft, на котором перевозили наркотики. Во время войны Альто-Сенепа эквадорские «Миражи» приняли участие в боевых действиях против Перу. 10 февраля 1995 года пара эквадорских «Миражей» и пара «Кфиров» совершили боевой вылет против нескольких целей в районе спорной территории. Радар одного из «Миражей» засек два перуанских Су-22. Эквадорцы запустили три ракеты R550 «Мажик» и сбили перуанцев.В это время «Кфиры» атаковали формацию A-37 «Дрэгонфлай» и сбили одного из них. По офицальным данным Перу, один Су-22 был сбит зенитной артиллерией, другой разбился по техническим причинам, потерю «Дрэгонфлая» в воздушном бою Перу подтвердило.
        В конце 1997 года эквадорский Mirage F1 обстрелял из 30 мм пушки P-3 Orion ВМС США, нарушивший воздушное пространство. В результате чего тяжело повреждённый американский самолёт был вынужден совершить посадку.

        Mirage F.1JA ВВС Эквадора
        1. +2
          23 июня 2014 13:35
          Но подлинной "звездой" Mirage F1 стал в ВВС Ирака
          В ходе ирако-иранской войны 1980—1988 годов самолеты «Мираж» F.1EQ ВВС Ирака с 1984 года использовались для ведения борьбы за завоевание господства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным и морским целям.

          По одним данным Mirage F1 одержали 35 воздушных побед над самолетами ВВС Ирана F-4, F-5E и F-14A, выпустив в общей сложности около 100 УР «Супер» R.530. Собственные потери в этих боях составили 14 или по меньшей мере 15 самолётов.
          По другим данным иракские Mirage F1 одержали 19 воздушных побед (9 F-4, 3 F-14, 3 F-5, 3 CH-47, и 1 EC-130), при потере 39 самолётов (35 сбили F-14 и 4 F-4).
          На Mirage F.1 летал иракский ас Али Сабах, сбивший 6 иранских самолетов
          (3 победы подтверждены, в том числе 1 F-14A).
          14 сентября 1983 года два турецких F-100 «Супер Сейбр» вторглись в воздушное пространство Ирака. На перехват были подняты истребители Mirage F1, которые ракетами «Супер» R.530 сбили 1 нарушителя. По другим данным иракские «Мираж» F.1 сбили два «Супер Сейбра» в январе 1983 года.
          17 мая 1987 года иракский «Мираж» атаковал американский фрегат «Старк», патрулирующий у побережья Саудовской Аравии. Фрегат был тяжело повреждён, 37 членов экипажа погибли.

          Во время захвата Кувейта Ираком обе стороны обладали истребителями «Мираж» F.1. Иракские «Миражи» использовались для достижения господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Большинство кувейтских «Миражей» совершили взлёт, чтобы перелететь в Саудовскую Аравию. 2 августа иракцы осуществили артиллерийские и авиа-удары по воздушной базе Али аль-Салим Сабах, уничтожив на земле 2 «Миража» F.1. Также иракцы осуществили авиа-удары по воздушной базе Ахмед аль-Джабер и кувейтскому национальному аэропорту, уничтожив британский Boeing 747 «G-AWND». По заявлениям кувейтцев их «Миражи» сбили над Кувейт-Сити 13 иракских вертолётов, в действительности же контроль за воздушной обстановкой вёл иракский самолёт ДРЛО, который только один раз зафиксировал опасный подлёт кувейтского «Миража». Кувейтская армия была разгромлена. Иракцы захватили целыми как минимум 26 самолётов, в том числе 14 «Мираж» F.1.

          Mirage F.1 ВВС Кувейта
          1. denis_redis
            +2
            23 июня 2014 13:52
            Спасибо за дополнение!
          2. +1
            23 июня 2014 13:59
            В ходе операции "Буря в пустыне" американцы заявили о сбитии 13 иракских «Мираж» F.1 в воздушных боях, из них только 6 были подтверждены (все сбиты F-15C). Также, 24 января два «Миража» были сбиты саудовскими F-15C, во время попытки атаковать саудовские нефтеперерабатывающие заводы. 17 января 1991, в первый день войны, по заявлениям американской стороны, самолёт EF-111 был перехвачен иракским «Миражом» и во время маневрирования «Мираж» разбился.
            Согласно российским источникам, в воздушных боях было уничтожено 9 «Миражей» F.1EQ (семь — американскими и два — саудовскими истребителями F-15); таким образом, «Мираж» F.1 оказался иракским самолетом, понесшим наибольшие потери). Однако согласно западному исследованию, написанному по заказу ВВС США, было уничтожено лишь восемь «Миражей» (аналогичные потери понесли самолеты МиГ-23).
            Всего за 1991 год Ирак потерял 23 «Мираж» F.1 уничтоженными и 6 повреждёнными.
            24 иракских Mirage F1 перелетели в Иран, где были приняты на вооружение иранских ВВС в настоящее время в составе ВВС Ирана осталось 10 Mirage F.1.

            Во время обострения отношений с Турцией в 1987—1995 годах греческие «Миражи» F.1 над Эгейским морем имели боевые столкновения с турецкими истребителями F-4E и F-16. Так, 18 июня 1992 года во время перехвата двух турецких F-16 разбился греческий Mirage F1.
            4 сентября 1993 года турецкий F-16 сбил греческий «Мираж» F.1.
            8 февраля 1995 года турецкий F-16, залетевший в греческое воздушное пространство, был перехвачен 2 греческими «Мираж» F.1, во время маневрирования F-16 разбился.

            Mirage F.1 ВВС Греции
            Участвовали Mirage F.1 и в войне в бывшей Югославии. В соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН от 13 марта 1993 г., международные силы проводили операцию Deny Flight (буквально - запрещенный полет), направленную против действий сербской авиации в Боснии, Для участия в ней Франция направила на итальянскую авиабазу Истрана до 6 разведчиков из 33-й эскадры. На задания они оправлялись в одиночку и совершали по два вылета в день. Разведчики проделали большой объем работы, в частности, с их помощью прошла подготовка к нанесению ударов по сербской авиабазе Удбина 30 ноября 1994 г. В дальнейшем они использовались в других операциях, в т.ч. Crecerelle (пустельга), которую французы проводили в рамках контроля за применением сторонами (опять-таки, в первую очередь сербами) тяжелого вооружения. В апреле 1994 г. в Истрану прибыли три F1CT из эскадры ЕС 1 /30 и ЕС 2/30, летчики которой были подготовлены для действий по наземным целям. Они приняли участие в ряде налетов на сербские объекты. В качестве боевой нагрузки самолеты несли два блока НАР SNEB-68 или две обычные 227-кг ОФАБ, или две корректируемые бомбы GBU-12, для применения которых, под фюзеляж подвешивали дальномер-целеуказатель ATUS, но иногда подсветка целей осуществлялась со специально выделенного "Ягуара", либо с наземного поста авианаведения. Французы регулярно практиковали дозаправки в воздухе.
            В мае 1999 г., во время воздушной кампании НАТО против Югославии, французы провели операцию Trident (трезубец). В ней приняли участие 10 F1CT из эскадрона ЕС 1/30 "Эльзас" и шесть F1CR из нескольких эскадрилий. С 16 мая по 25 июня 18 летчиков совершили против наземных объектов сербов 91 боевой выпет, сбросив 77 управляемых бомб GBU-12. Эффективность поражения целей составила 77%. Разведчики летали с корсиканской базы Солензара. В их активе - 154 вылета.
  7. Lexx58
    +4
    23 июня 2014 13:03
    А в Китае Миг 21 модернизируют и говорят -хорошо летает!
  8. -1
    23 июня 2014 13:04
    наши самолёты намного красивее сделаны..
  9. +4
    23 июня 2014 13:10
    1983 + 40 = 2023....Толи я ,то ли лыжи не едут?
    Или может,все таки 1973?
  10. -3
    23 июня 2014 13:40
    Цитата: svp67
    но вот они "подкрадываются" на Б2

    Куда на этих "чемоданах" можно "подкрадываться"? К папуасам ?
  11. +5
    23 июня 2014 13:43
    Просто молодцы французы. Провожают самолёт, как ветерана. Так и прявляется патриотизм. У нас же просто сразу в утиль....
  12. Vtel
    +1
    23 июня 2014 13:44
    Пусть попутно для экономии торжеств попрощаются и с F-22, все равно у них не хватит.
  13. +3
    23 июня 2014 14:04
    Надо брать пример. Хорошая традиция - помнить своих "бойцов".
  14. zvo
    +1
    23 июня 2014 14:10
    Как сообщает иностранная печать, в 1964 году министерство обороны Франции дало заказ фирме «Марсель Дассо» на разработку нового истребителя для замены состоящего на вооружении французских ВВС самолёта «Мираж» 3. Были построены опытные образцы: двухместного самолёта «Мираж» 3-F2 и одноместного «Мираж» F1. В последующем работы над самолётом «Мираж» 3-F2 были прекращены, а разработка самолёта «Мираж» F1 продолжалась. Первый полёт его состоялся в декабре 1966 года. К 1973 году лётные испытания были в основном закончены, и в том же году началось серийное производство самолёта.


    История и ТТХ Миража здесь: http://www.zvo.su/VVS/francuzskiy-istrebitel-mirazh-f1.html
  15. лёшка
    +3
    23 июня 2014 14:10
    40 лет это срок
  16. +3
    23 июня 2014 15:22
    Хороший самолет, и красивый. Достойный послужной список, не хуже нашего МиГ-21.
  17. +1
    23 июня 2014 16:03
    Красивый истребитель good !Достойный боец и аналог нашего МиГ-23 и американского F-4.
  18. +2
    23 июня 2014 16:48
    Красивый самолёт.Сколько на него не смотрю всё любуюсь-красив зараза.Такой весь из себя,элегантный,ухоженный воробей.Особенно с выпущенными основными стойками-один в один воробей садящийся на кормушку.Да и для своего времени был довольно не плох,и по лётно-пилотажным качествам,и по авионике,и по средствам поражения...Интересна и его история создания,и вся его лётная биография,а если учесть что на самолётах данного типа летала в своё время эскадра "Нормандия-Неман"...