Печальная история чешского авиапрома: урок для Украины

44
Печальная история чешского авиапрома: урок для Украины
L-610 - лебединая песня чешского авиапрома...


Пытаться переубеждать фанатов евроинтеграции на Украине, мы видим, бесполезно. На них логические, основанные на научном анализе аргументы не действуют. Ибо для них Европа – это некий фетиш: там всё хорошо, всё идеально и все проблемы Украины будут чудесным образом решены, как только мы тоже окажемся там. А Петр Порошенко в день своей инаугурации вообще заявил, что «европейский выбор Украины – это сердце нашего национального идеала».

У нас многие любят разглагольствовать про высокие технологии, которые якобы хлынут к нам из Европы вместе с гольфстримом вожделенных инвестиций. Вспоминают про нашу гордость – авиастроение и ракетно-космическую отрасль.

Но вот незадача. Перед нами стоит пример бывших соцстран Восточной Европы – Чехии, Польши, Румынии, в которых после крушения социализма и приобщения к «семье европейских народов» некогда развитая авиастроительная индустрия пришла в заметный упадок. Ибо процветала она обильными заказами из СССР, а Европе её крупносерийная высокотехнологичная продукция оказалась попросту ненужной – ну, если не считать лёгкие спортивные самолётики и планёры, что выпускаются небольшими фирмами; да, кроме того, ещё комплектующие для западных фирм.

Так что у нас имеются все основания предполагать, что и наш славный авиапром, и без того еле сводящий концы с концами, после навязанного разрыва с Россией и возможного вступления в Европу совсем прикажет долго жить. И в качестве конкретного примера нам в назидание мы приведём Чехию – страну с давними и знатными промышленными традициями.

Альбатросы» остались без крыльев

В Чехословакии авиационная промышленность зародилась, можно сказать, ещё на самой заре авиации. Так, известная в период между мировыми войнами фирма Avia была основана в 1919 году. Её предвоенный истребитель Avia B.534, между прочим, некоторые специалисты считают вершиной развития истребителей-бипланов. Столь же старой (1919) является и компания Aero Vodochody, дислоцированная в пражском районе Водоходы.

В годы войны немцы сосредоточили на территории Чехословакии крупные мощности, поставлявшие авиатехнику для Люфтваффе. После разгрома фашизма чехи некоторое время продолжали выпускать германские машины, затем перешли к лицензионному производству таких выдающихся советских самолётов, как Ил-10, МиГ-15, МиГ-21.

L-39 Albatros

А позже чехи начали создавать и свои очень приличные крылатые машины. Самой известной из них является двухместный учебно-тренировочный самолёт (УТС) Aero L-39 Albatros – простой, дешёвый и надёжный, который пользовался и продолжает пользоваться заслуженной любовью авиаторов во многих странах мира. Таких машин было собрано около 3 тыс. штук – примерно столько же, сколько было построено таких популярных западных УТС, как Dassault / Dornier Alpha Jet, BAe Systems Hawk, Aermacchi MB-339, Pilatus PC-7 и PC-9 и EMBRAER EMB-312 Tucano, вместе взятых!

L-29 Delfin

Впрочем, предшественник L-39 – L-29 Delfin, который нёс службу почти полвека, был выпущен в ещё большем количестве – 3,5 тыс. штук!

«Альбатрос» в 1970-е годы стал стандартным учебным самолётом во всех государствах Организации Варшавского договора, за исключением Польши. Поляки, гордившиеся своим авиапромом, предпочли собственный УТС PZL TS-11 Iskra. Однако главным покупателем L-39, естественно, выступал Советский Союз – ВВС и ДОСААФ приобрели таких аппаратов 2 тыс. единиц! Множество этих машин, доставшихся от СССР, ныне эксплуатируются и в ВВС Украины.

После падения железного занавеса, в 1990 году, один L-39 прибыл в Англию на юбилейное шоу «Битва за Британию», где произвёл настоящий фурор. В принципе, этот самолёт технологически уступает современным западным УТС, в частности модернизированным британским «Хокам», но он весьма привлекателен для небогатых стран третьего мира своей невысокой ценой и простотой. В 90-е годы чехи пытались совершенствовать свою знаменитую машину, предложив новый вариант, оснащённый западным двигателем и авионикой, – L-139 Albatros 2000. Однако дальше постройки единственного прототипа, поднявшегося в воздух в 1993 году, дело так и не пошло. На конкурсе JPATS, объявленном совместно ВВС и ВМС США, он проиграл американскому турбовинтовому УТС Beech T-6 Texan II.

Пожалуй, единственным крупным экспортным успехом компании Aero в постсоциалистический период можно считать поставку в 1993–1997 годах 40 модернизированных L-39ZA/ART Королевским ВВС Таиланда. Помимо этого, чехи ещё реализовали старые заказы на L-39 со стороны Алжира и Египта.

В Российской Федерации самолёты L-39 всё ещё остаются в эксплуатации, но их парк неуклонно сокращается, в т.ч. и потому, что с начала 90-х чехи создавали проблемы с поставкой запчастей. Заменой L-39 станет недавно начавший поступать на вооружение российский УТС Як-130. Это – отличный учебно-боевой самолёт нового поколения, сверхзвуковой, оснащённый по последнему слову техники. И при этом он относительно дёшев в сравнении с аналогичными западными УТС (в 2011 году Як-130 стоил 15 млн. долл. против 21 млн. долл. за южнокорейский KAI T-50 Golden Eagle и более 25 млн. долл. за Hawk или итальянский AleniaAermacchi M-346 Master).

Однако самым большим фиаско для компании Aero стал проект лёгкого многоцелевого ударного самолёта Aero L-159 ALCA. Этот одноместный аппарат (существует и его двухместная версия) создавался начиная с 1993 года на базе проверенного L-39/L-59. В работах участвовали и специалисты Boeing (компания изначально имела 35% участия в проекте). Новый самолёт получился, по отзывам специалистов, превосходным. Он получил современное бортовое оборудование натовских стандартов (включая РЛС и навигационную систему GPS), изготовленное ведущими западными фирмами.

Построены были, однако, лишь 72 машины – по заказу ВВС Чешской Республики. Поставки их начались в 1999 году, а уже в 2003-м, когда выполнение заказа было завершено, произошло крупное сокращение вооружённых сил Чехии. К настоящему моменту порядка половины самолётов L-159 выведено из строевых частей и поставлено на хранение. Производитель безуспешно пытался продвинуть свой продукт на внешние рынки. Самолёты L-159 предлагались, в частности, Венесуэле и Греции. Насколько известно, пока не получается сбыть даже машины, ставшие ненужными чешским ВВС.

Причина неудачи очевидна. Потребности ВВС небольшой Чехии слишком малы для организации полноценного серийного производства, союзникам по НАТО чешские самолёты не нужны (у них свои есть!), а рынок России страна для себя закрыла. С другой стороны, и сама Чехия закрыла себя для изделий ВПК России, перейдя на приобретение западной военной техники взамен техники советского производства.

Что же касается продвижения на рынки стран третьего мира, то былой успех там L-29 и L-39 во многом был обусловлен опять же поддержкой СССР. И дело не только в том, что Советский Союз мог «настоятельно порекомендовать» тот или иной комплекс вооружения своим африканским и азиатским союзникам. Важно другое: для того чтобы самолётом (танком, БТР, ракетой и проч.) заинтересовались в мире, данный образец военной техники должен пройти успешную эксплуатацию и боевое применение в вооружённых силах крупных и пользующихся авторитетом государств (Россия, США, Франция, Британия и т.п.). Приобретение военной техники таким государством – наилучшая реклама для неё. Поэтому и для ВПК Украины важно поставлять свои изделия России, а уже на этой основе можно было бы выходить на рынки Азии, Африки и Латинской Америки.

Фирма же Aero ныне выживает преимущественно тем, что производит комплектующие для самолётов других стран: для авиалайнеров Boeing, Airbus и бразильской фирмы EMBRAER; пушечные порты для истребителей F/A-18 Super Hornet и проч. Такая деятельность, разумеется, тоже имеет право на существование, и фирма может обрести такую рыночную нишу. Вот только прекращение создания своих самолётов означает утрату национальной конструкторской школы…

Без «Аэрофлота» – никуда!

Ещё один эпохальный чехословацкий самолёт был некогда хорошо знаком советским гражданам. Речь идёт о двухдвигательном турбовинтовом пассажирском самолёте для местных авиалиний Let L-410 Turbolet фирмы Let Kunovice (Куновице – городок в окрестностях Угерске-Градиште на границе со Словакией). К 1997 году лайнеров данного типа было выпущено около 1000 штук, из которых до половины приобрёл «Аэрофлот». В 1997-м производство их прекратили.

L-410 Turbolet

Именно для советского заказчика, под его специфические требования, чехи спроектировали самые массовые модификации L-410 – L-410UVP и UVP-E. Одним из главных требований к ним была возможность эксплуатации в экстремальных климатических условиях – в диапазоне температур от -50 до +45 градусов. Реально, отметим, чешский авиационный шедевр выдерживал и минус 60!

Эти надёжные машины летают и поныне, перейдя в авиационные парки мелких авиакомпаний, украинских в том числе. Кроме того, порядка 50 L-410 в своё время поступили в армии разных стран – использовались в качестве лёгких транспортных, связных, учебных и даже разведывательных машин. Одним из крупнейших военных операторов L-410 опять же были советские ВВС.

В 90-е годы спрос на продукцию резко упал, и темпы сборки L-410 снизились с 50 машин в год до 2–5. В 2005 году компания Let была переименована в LET Aircraft Industries и попробовала возобновить выпуск L-410, предлагая варианты L-410UVP-E20 и L-420. Заказчиками их выступил ряд «старых» операторов и южно-американские авиакомпании, но о былых объёмах продаж чехи и мечтать не могли!

Положение немного улучшилось после того, как в 2008-м 51% акций фирмы выкупили россияне – ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК). Причём в 2013 году УГМК приобрела оставшийся пакет акций, став единоличным собственником фирмы Let. В 2010–2012 годах темпы выпуска слегка подросли – до 8–10, а ныне в планах довести их до 16–18 самолётов в год. Тоже, однако, не ахти…

В 1980-е годы компания Let спроектировала на базе L-410 (его обычная вместимость – 15 пассажиров) гораздо более крупный и мощный L-610 – 40-местный, с герметизированной пассажирской кабиной (первый полёт – 1988 год). Он мог бы заменить старые региональные авиалайнеры типа Ан-24, но наступавшая эпоха распада СССР и военно-политических и экономических объединений (Организация Варшавского договора, Совет экономической взаимопомощи) поставила точку на карьере перспективной машины. Продажи получились вялыми, единичными; так, чешские ВВС приобрели всего лишь один L-610, и то списанный в 2007 году.

На востоке Чехии, в Моравии, в городе Злин (в своё время он назывался Готвальдов) ещё имеется фирма Zlin Aircraft (известна также как «Мораван»). Она специализируется на постройке лёгких самолётов, коих с 1934 года выпустила более 5000 штук. Интересно, что её Zlin Z-326 и Z-526 изображали «мессершмитты» в киноэпопее «Освобождение» и фильме «В бой идут одни старики». И у неё объемы производства резко упали с начала 90-х, когда государственное предприятие было преобразовано в АО. За всё это время выпущено не более 200 машин.

В общем, для авиастроения Чехии приобщение страны к Европе нового рынка не создало – зато старый утрачен насовсем…

Потому что мы «там» – чужие и конкуренты

Поборники евроинтеграции рассуждают в следующем духе: мол, после интеграции в Европу наши промышленные производители перестроятся, перейдут на европейские стандарты, поднимут качество продукции и тогда она станет конкурентоспособной на Западе.

Нужно быть невероятно наивным человеком, чтобы верить в сказки о свободном рынке, конкурентоспособность на котором якобы определяется только лишь качеством продукции при приемлемой цене.

Ведь в ряде высокотехнологичных отраслей Украина и сегодня, после более 20 лет развала и деградации, всё ещё способна производить достойные продукты, не уступающие западным аналогам, и при этом более дешёвые. Беда в том, что доступ их на западные рынки всеми правдами и неправдами перекроют тамошние монополии, использующие лобби в парламентах и министерствах и многие другие, отнюдь не рыночные рычаги конкуренции. Особенно это касается сферы ВПК, с которой связаны практически все высокотехнологичные производства.

Мы помним, как провалились попытки Украины заинтересовать европейские страны НАТО многострадальным Ан-70. Европейцы, однако, предпочли развернуть программу создания своего Airbus Military A400M и намерены довести её до конца, несмотря на возникшие немалые проблемы, отодвинувшие принятие на вооружение этого военно-транспортного самолёта на долгие годы. А ведь наш Ан-70 ничем не хуже. И в случае налаживания серийного производства стоил бы вдвое дешевле!

Стало быть, как тут ни крути, но спасти Ан-70 можно было бы только в том случае, если бы этот самолёт всё-таки начал крупными партиями поставляться в Россию. Однако после всего произошедшего и ныне происходящего на Украине изменений в её взаимоотношениях с Москвой такая возможность представляется теперь близкой к нулю, так что на украинском Ан-70 будет-таки, по-видимому, поставлен крест.

А вот вам ещё свежий и яркий пример из взаимоотношений самих западных государств-союзников. В 2000-х годах ВВС США объявили конкурс KC-X на новый самолёт-заправщик для замены изрядно послужившего (ещё с 50-х годов) Boeing KC-135 Stratotanker. В борьбу за контракт вступили две машины. Первая: транспортник-заправщик Airbus A330 MRTT (Multi-Role Tanker Transport), получивший в Штатах военное обозначение KC-30, представленный совместно европейским концерном EADS и американской компанией Northrop Grumman. Его соперником стал KC-46, созданный на базе авиалайнера Boeing 767-200.

Конкурс вышел скандальным. В 2008 году ВВС США выбрали «европейца», однако результат оспорили фирма Boeing и ряд высокопоставленных политиков США. В итоге всё переиграли в пользу KC-46, и теперь он должен поступить на вооружение. Хотя на сравнительных испытаниях KC-30 продемонстрировал превосходство над конкурентом. Например, в конфигурации «грузовика» он способен перевезти 32 стандартных поддона 463L против 19 в случае соперника.

Так как вы думаете: сможет ли Ан-70 потеснить в той же Европе изделие концерна Aurbus или в Соединённых Штатах новый турбовинтовой транспортник Lockheed Marnin C-130J Super Hercules? Вопрос, как принято говорить в таких случаях, риторический.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    26 июня 2014 07:14
    США и ЕС делать нечего будто, как поддерживать чужие заводы размещая там заказы. Своих кормить надо. Укропия в ЕС войдет и моментально станет абсолютно нищей, еще хуже чем сейчас.
    1. +2
      26 июня 2014 07:53
      Цитата: Pavellio
      Укропия в ЕС войдет и моментально станет абсолютно нищей, еще хуже чем сейчас.

      Ну так это из серии "за что боролись, на то и напоролись".
      1. +4
        26 июня 2014 07:56
        Ничей пример их ничему не научит. Это лечится голодом, холодом, бедностью.
        1. +5
          26 июня 2014 11:38
          У населения Украины мышление сейчас такое же как у нас лет 20ть назад.
          Не стоит удивляться их слепой вере в западный демократический рай с молочными реками и кисельными берегами.Кто по старше,должен помнить с каким вожделением и детской непосредственностью мы относились к Западу в конце 80х и начале 90х.
        2. S.V.
          0
          26 июня 2014 18:42
          Это лечится голодом, холодом, бедностью.



          Шизофрения не лечится, в лучшем случае слегка купируется...........
  2. +3
    26 июня 2014 07:24
    Авиационная промышленность в Чехии возвращается на позиции, с которых она была вынуждена отступить в начале 90-х гг. Производители самолетов и деталей дли них поставляют свою продукцию в Россию и на новые рынки вне ЕС. За счет этого продажи в прошлом году увеличились на 15%. В этом году также ожидается прирост.

    Сегодня у чешских авиапромышленников есть заказы от бразильского Embraer и канадского Bombardier, а также заявка на капитальный ремонт 23 самолетов L-59 и L-39 для североафриканских стран. Компании Aerо Vodochody постепенно удается вернуть уровень продаж, существовавший до наступления экономического кризиса. Остальные чешские авиапроизводители также отмечают значительное увеличение товарооборота. Как сообщает www.svetprumyslu.cz, завод «Првни брненска строирна» в Велка-Битеш в связи с возросшим количеством заказов на изготовление техники для самолетов и вертолетов расширила свой цех. Пассажировместимость самолетов L-410 составляет 19 человек, один час полета обходится в 40 тысяч рублей. Это идеальный воздушный транспорт для авиаперевозок на Дальнем Востоке.

    Авиасообщение в России стремительно развивается. Только в Хабаровске за последние два года количество перевезенных пассажиров увеличилось на 40%. Кстати, в нынешнем году стопроцентным акционером завода Aicraft Industries, который изначально назывался LET Kunovice, стала уральская металлургическая компания УГМК. Так что , рано хоронить чешскую авиапромышленность.
    1. +1
      26 июня 2014 07:51
      рано хоронить, потому что, Российский собственник, который лоббирует продвижение л-410 в том числе и в М.О., а уйдёт и "давай до свиданья"
      1. 0
        26 июня 2014 10:58
        Цитата: ленивый
        а уйдёт и "давай до свиданья"

        тут будет по другому - заводы-бренды могут переехать в Россию. Как переезжает производство двигателей "Вальтер" с ЛОМ-Праги...
    2. Иван Петрович
      +3
      26 июня 2014 08:00
      да чего там Украина...сами на бэушных иномарках летаем давно
      1. 0
        26 июня 2014 10:59
        Цитата: Иван Петрович
        сами на бэушных иномарках

        Почему это б/у? Многие россияне давно покупают новые "иномарки"-собранные в России...
        1. +2
          26 июня 2014 11:29
          Цитата: Rus2012
          Почему это б/у?

          Имелись в виду гражданские самолеты.
          1. 0
            26 июня 2014 11:33
            Цитата: Штык
            Имелись в виду гражданские самолеты.

            ну это беда наша горькая...
            Но, "нету худа без добра"(с) - даже эти санкции запада прослужат действенным пинком, чтобы разуть глаза и начать делать как должно быть - только отечественные самолеты! Или совместные с Китаем (дальнемагистральник например)...
        2. +1
          26 июня 2014 11:44
          Человек имел ввиду самолеты. Свое то гражданское авиастроение у нас угробили. Кстати все те же лоббисты-либералы в правительстве.
    3. 0
      26 июня 2014 10:55
      Цитата: Штык
      Так что , рано хоронить чешскую авиапромышленность.

      ...только 2примера:
      1. Лом-Прага, производитель авиадвигателей - фактически не существует. Другие владельцы. Производство своих новых двигателей - не будет.
      2. Немного не авиапром, но тем не менее - Шкода, национальный автопроизводидель - находится в составе ВАГ. Тоже производить только дублеров фольксвагена на техбазе ВАГ.

      Украине, даже такое не светит...
  3. +4
    26 июня 2014 07:24
    В сказки про честную западную конкуренцию,к сожалению верят только наши люди.
  4. evilrussian
    +2
    26 июня 2014 07:25
    Цель европы-добить остатки побед социалистического труда. Им не нужна конкуренция. Им нужны только безмозглые рабы-потребители в странах третьего мира.
  5. +3
    26 июня 2014 07:25
    После вступления в ЕС Антонову конечно не дадут загнуться,но самолетов с такой маркой производиться больше не будет.Конкуренция,не предусматривает благотворительности.Антонов переведут не ремонт,обслуживание Airbus и т д
    1. 0
      26 июня 2014 11:04
      Цитата: APASUS
      Антонову конечно не дадут загнуться

      кто это вам сказал?;)
      Кстати, кто знает, чем там закончилась история с Кивой?
      В среду, девятого апреля, Кабинет Министров уволил председателя правления Государственного авиастроительного концерна Антонов, Дмитрия Киву.

      http://biz.liga.net/all/transport/stati/2729830-antonov-bez-kivy-za-chto-uvolili
      -glavu-aviakontserna.htm
      1. 0
        26 июня 2014 18:32
        [quote=Rus2012][quote=APASUS]Антонову конечно не дадут загнуться[/quote]
        кто это вам сказал?;)
        Если Антонов загнется сразу ,то будет видна вся возня с разрекламированным вступлением,результат то отрицательный,а европейцы хотят выглядеть спасителями!!!.То есть загнется он под офигительные речи о новом будущем Антонова,с местами для рабочих,новых технологиях и громадных зарплатах и открытии на его базе сервисного центра .
      2. 0
        26 июня 2014 18:32
        [quote=Rus2012][quote=APASUS]Антонову конечно не дадут загнуться[/quote]
        кто это вам сказал?;)
        Если Антонов загнется сразу ,то будет видна вся возня с разрекламированным вступлением,результат то отрицательный,а европейцы хотят выглядеть спасителями!!!.То есть загнется он под офигительные речи о новом будущем Антонова,с местами для рабочих,новых технологиях и громадных зарплатах и открытии на его базе сервисного центра .
  6. +1
    26 июня 2014 07:32
    Эти примеры - "в пользу" бедных.
    Укропы настолько ЗОМБИРОВАНЫ, что мозгОй шевельнуть у них не получается.
    Пусть бы запад украины отделился, и ЛОЖКОЙ ХЛЕБАЛ "СЧАСТЬЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ"!
    Как они уже НАДОЕЛИ, эти фашисты-недоумки!
    1. avt
      +2
      26 июня 2014 08:30
      Цитата: ia-ai00
      Эти примеры - "в пользу" бедных.
      Укропы настолько ЗОМБИРОВАНЫ, что мозгОй шевельнуть у них не получается.

      Совершенно верно . Вот давеча на соседних ресурсах проскочила статья о радужных перспективах авиаукрской отрасли . И ,,ниша" для 148 вдруг обнаружилась и 70й оказывается очень нужен евриопцам ,это не смотря на то что они из принципа автобус №400 сделали, ну а уж 124 ykрам кажется все их в задницу целовать будут fool Больные люди .Говорили уже на тему таких статей , результат один - сперва будут обвинять нас в том что мы виноваты в том что отговариваем их от ,,сладкой доли у эуропе" , ну а потом мы будем виноваты в том что знали как все будет , но специально им говорили чтобы они назло нам сделали наоборот .Это клинический случай танца гопака на граблях , исцеляется только в стационаре института им.,,Сербского".
  7. +5
    26 июня 2014 07:35
    Какие, нафиг, самолёты?
    Уже сало закупают за границей, скоро и горилку там же закупать будут.
    1. +1
      26 июня 2014 09:29
      чтобы закупать за границей надо валюту иметь, а для этого что-то продать надо, а хохлы скоро ничего уже производить вообще не будут - что продавать-то? на одни кредиты не напокупаешься
  8. +1
    26 июня 2014 07:35
    Какие уроки? Зачем учиться? Учиться надо со взглядом на долгосрочную перспективу. А зачем это? Хапнуть, урвать по быстрому и все. Взять и распродать предприятие по кусочкам тому кто больше даст.
  9. +3
    26 июня 2014 07:37
    "...Нужно быть невероятно наивным человеком, чтобы верить в сказки о свободном рынке, конкурентоспособность на котором якобы определяется только лишь качеством продукции при приемлемой цене.
    ...Советский Союз мог «настоятельно порекомендовать» тот или иной комплекс вооружения своим африканским и азиатским союзникам".

    Отлично сказано!
    Запад многократно окупил затраты на развал Советского Союза и стран соцсодружества.
    России, нам с Вами придется еще долго выходить на былой уровень экономической интеграции.

    Но Сказка о невидимой руке рынка и эффективных собственниках заканчивается - ЭТО РАДУЕТ!
  10. 0
    26 июня 2014 07:37
    вот пародокс головного мозга у укроинцев-многие знают что вступив в ес окажутся безработными но ведь упорно прыгают за вступление!жизнь-то их думаю научит,но что толку-ничего уже они не исправят и во всём как всегда виновными окажемся мы-Россия
  11. +3
    26 июня 2014 07:38
    На уркаине летать не хотят... хотят скакать. laughing
  12. 0
    26 июня 2014 07:39
    Л-39 три штуки еще под Севастополем.На приколе 3 месяца. Сгниют же..А ВВП не отдает украм из принципа. smile
  13. 0
    26 июня 2014 07:40
    Пока свидомi сами не почувствуют на своей шкуре всех прелестей европы боюсь их не переубедить!
  14. Khalmamed
    -4
    26 июня 2014 07:41
    .....сатанистам не нужны умные созедательные Люди-им нужны рабы!
    .....все их "тЯпляптехРенологии" полный БРЕД, либо разработки СССР 1980-91 годов, либо антитехнологии (Мексиканский залив, мобильные установки микроволнового воздействия и т.д.).
    .....чего стоят суперпупер "капитан америка" "абромсался и фу-666".
    .....что в прошлом и в этом веке Человечество живёт и существуе НА ТЕХНОЛОГИЯХ фашист рейха только доведённых до ума.

    .....сатанист технологичные заводы и "мУчённые" НЕ В СОСТОЯНИИ даже СКОПИРОВАТЬ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ЛЮЛЬКИ!
  15. +4
    26 июня 2014 07:45
    С чешской авиапромышленностью был связан с 1966 года. Мы тогда создавали автоматизированные системы посадки. Первыми самолетами для этого были Л-39 и МиГ-21. С каким удовольствие чешские специалисты размещали нашу аппаратуру, правда, в Ахтубинске отрабатывать нам приходилось без них. На заводе "Тесла" размещали и осваивали наши локаторы. Но все это в прошлом. Эта промышленность, как и украинская погибнет. Хохлы не смогут конкурировать с Германией, Францией и Англией. Мне много приходилось бывать в этих странах, их потенциал известен. Нарушен рынок, нарушено финансирование и заинтересованность, поэтому в будущем для Украины только второстепенная роль и жалкое существование. Для примера приведу состояние сегодня создаваемых при моем участии и руководстве предприятий на Украине: завод "Радиоизмеритель", " Приборный завод", НПО им. "В.И.Ленина" и ряд других. Их нет, а где специалисты, где смена. Честь имею.
  16. +1
    26 июня 2014 07:49
    УТС Як-130. Это – отличный учебно-боевой самолёт нового поколения, сверхзвуковой,

    Чего автор употребил, когда писал эти строки? Сверзвуковым является китайская версия, а Як-130 всю жизнь был дозвуковым и таковым пребудет в дальнейшем.
  17. SASSpy
    -2
    26 июня 2014 07:52
    Всё эт херня ...Представьте Рублёвку (ЕС ) и бомжа (Украину ) - где будет жить бомж ?? На ПОМОЙКЕ
  18. 0
    26 июня 2014 08:01
    Отличные новости. Пусть загибаются! России следует избегать и даже запрещать любые проекты иностранных государств в нашем потреблении. Свое нужно делать! Они нам санкции; разрушение экономики; "на ножи", а мы должны им платить и своими деньгами поддерживать развитие их обществ? Советский авиа-космопром жил и без них, кроме навязанной кооперации с соцстранами. Жду санкций, чтобы начали сами строить отечественные самолеты и вертолеты. На интересах выгод в космос не выйдешь! Западные рынки созданы без нас и не для нас. Это аксиома. Чтобы переломить такое положение понадобятся десятки или сотни лет, поэтому нужно создавать для себя, чтобы летать, а не сидеть "у разбитого корыта".
  19. +1
    26 июня 2014 08:08
    Да не легкие времена идут для Ан и Моторсич
  20. 0
    26 июня 2014 08:19
    Причина неудачи очевидна. Потребности ВВС небольшой Чехии слишком малы для организации полноценного серийного производства, союзникам по НАТО чешские самолёты не нужны (у них свои есть!), а рынок России страна для себя закрыла.

    Автор мягко говоря "редиска-нехороший человек". Мол Чехи от нас ушли в Европу и у них всё накрылось "медным тазом". По логике автора Россия хотела бы покупать чешскую авиацию, но те гордо нос в Европу повернули, а к нам свой зад...
    На самом деле всё наоборот и крах чешской авиапромышленности последствия ОТКАЗА РОССИИ от её продукции. Чехи пытались заключить договор с Россией о поставке L-139 в замен устаревающим L-39, но мы гордо заявили, что сможем сами, это в начале 90-х годов было. Тогда реально считали, что Як-130 вот-вот поступит в летные училища, даже с итальянцами сошлись дабы ускорить процесс... Так что не надо "ля-ля" господин Дымов. А Чехия страна богатая, и без авиастроения нормально живёт. На пример нам до их уровня машиностроения как до "Пекина раком", ещё в советское время шкодовские дизеля ценились и речном/морском флоте и на железной дороге. И сейчас Škoda Holding один из лидеров машиностроения. Ну а Чехия популярное место для туризма. Дай бог Украине и половине того чего добилась Чехия...
    1. 0
      26 июня 2014 13:02
      Я так понимаю речь идет про 90-е гг. Понятно, что чехи с радостью продали бы нам свои самолеты, но у нас тогда были заботы поважнее. Мы тогда гробили свою промышленность и не только авиационную. А тут "отвернулись от чешского авиапрома", да мы от своего вскорости отвернулись! По статье согласен - Чехия в данном случае довольно неудачный пример. Понятно. что были у чехов и кризис и провалы, но промышленность у них вполне на уровне и нынешней Украине до Чехии очень далеко.
  21. 0
    26 июня 2014 08:45
    Цитата: Штык
    Авиационная промышленность в Чехии возвращается на позиции, с которых она была вынуждена отступить в начале 90-х гг. Производители самолетов и деталей дли них поставляют свою продукцию в Россию и на новые рынки вне ЕС. За счет этого продажи в прошлом году увеличились на 15%. В этом году также ожидается прирост.

    Сегодня у чешских авиапромышленников есть заказы от бразильского Embraer и канадского Bombardier, а также заявка на капитальный ремонт 23 самолетов L-59 и L-39 для североафриканских стран. Компании Aerо Vodochody постепенно удается вернуть уровень продаж, существовавший до наступления экономического кризиса. Остальные чешские авиапроизводители также отмечают значительное увеличение товарооборота. Как сообщает www.svetprumyslu.cz, завод «Првни брненска строирна» в Велка-Битеш в связи с возросшим количеством заказов на изготовление техники для самолетов и вертолетов расширила свой цех. Пассажировместимость самолетов L-410 составляет 19 человек, один час полета обходится в 40 тысяч рублей. Это идеальный воздушный транспорт для авиаперевозок на Дальнем Востоке.

    Авиасообщение в России стремительно развивается. Только в Хабаровске за последние два года количество перевезенных пассажиров увеличилось на 40%. Кстати, в нынешнем году стопроцентным акционером завода Aicraft Industries, который изначально назывался LET Kunovice, стала уральская металлургическая компания УГМК. Так что , рано хоронить чешскую авиапромышленность.

    Ну да, рано хоронить на 100% русскую чешскую авиапромышленность! wink
  22. 0
    26 июня 2014 10:33
    За что боролись ... на то и напоролись ...
    Зато свободы и демократии полная страна ... а чехи и словаки свободны от взаимного угнетения и распрей.
  23. +3
    26 июня 2014 11:09
    Чехия - наиболее экономически развитая страна
    Восточной европы.
    В этом "урок для Украины"? winked
  24. 0
    26 июня 2014 11:12
    Цитата: Pavellio
    США и ЕС делать нечего будто, как поддерживать чужие заводы размещая там заказы. Своих кормить надо. Укропия в ЕС войдет и моментально станет абсолютно нищей, еще хуже чем сейчас.

    Не только нищей но и отстойной банановой страной. Но они за это голосуют обеими руками и при этом скачут. И пускай получают то чего они так хотят. Так им и надо. soldier good laughing good laughing laughing
  25. XYZ
    +1
    26 июня 2014 11:15
    У нас многие любят разглагольствовать про высокие технологии, которые якобы хлынут к нам из Европы вместе с гольфстримом вожделенных инвестиций. Вспоминают про нашу гордость – авиастроение и ракетно-космическую отрасль.


    Это не ваша гордость! Это то, что построено и развито на Украине русскими во времена СССР. И, как показывает опыт истории, после того как в бывших республиках с русскими прощаются, там наступает коллапс высокотехнологических отраслей промышленности. Пример - Прибалтика. И никакой европеец не будет вкладывать деньги в индустриализацию бывших республик СССР. Отверточное производство своих изделий - пожалуйста, но не более того. Конкурентов себе за свои деньги никто создавать не намерен. Удел Украины - растить свеклу и картошку, да и то в пределах установленных еврочиновниками. Про ракеты и самолеты забудьте. Все!
  26. 0
    26 июня 2014 11:39
    Ощущение от полета на ЛТ-410 на уровне Ан-2 ,летающий автобус на сельском маршруте.
  27. 0
    26 июня 2014 12:15
    теперь украинцы уже отлетались и похоже навсегда...
  28. Maikle
    0
    26 июня 2014 13:44
    К сожалению, жизнь в тепличных условиях, созданными Россией для Украины, привела к печальной нынешней ситуации обе стороны. Хохлы так и не повзрослели и повелись на обещания "доброго" дяди Сэма и его подружки- ЕС. Собственная неполноценность и нежелание признавать это сыграли с украинцами злую шутку. Америкосы на этом сыграли. Желание значимости, величия и халявы никого до хорошего конца не приводили. Опыт России им ничего не дал (они же особенные). Осознание придет позже, жаль только будет слишком поздно что-либо исправлять...
  29. 0
    26 июня 2014 14:13
    Ну что тут скажешь, убеждать бессмысленно, пусть попробуют, а потом назад дороги не будет. За то будет что рассказать своим внукам и правнукам.
  30. 0
    26 июня 2014 15:56
    а тут недавно писали в картине дня что Ан будет процветать и наращивать выпуск транспортников
  31. 0
    26 июня 2014 19:33
    К чешскому можно добавить узбекский(ташкентский, ил-76..)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»