Культура 2.0. Часть первая. От Дворцов культуры к моллам, или Куда нас привело общество потребления

9
Итак, техзадание к новой России уже сформулировано и сейчас пребывает в состоянии окончательного оформления и согласования. Государство возвращается в культурную политику и впредь обязуется участвовать в воспитании и просвещении своих граждан. Однако оформление проекта «Основ государственной культурной политики» — лишь половина работы. Теперь его нужно начинать воплощать в жизнь, сокрушая при этом сопротивление старых квазикультурных систем.

Потребление и производство: схватка за людские души и разум

В зависимости от цели, которую ставят перед собой элиты, можно выделить два типа культурной политики по отношению к массам:

1. Потребительский — массы являются потребителями культурных ценностей вне зависимости от того, разделяют ли их.

2. Производственный — массы участвуют в оформлении запроса на культурные ценности и принимают непосредственное участие в их производстве.

Первый тип культурной политики является наиболее распространённым, легко усваиваемым массами и соответствует обществу потребления. Ключевым требованием к успешной интеграции локального общества в глобальное общество потребления является отказ элит от суверенитета и самостоятельной культурной политики.

Создание же общества, способного как участвовать в выработке культурного заказа, так и самостоятельно производить культурные ценности, требует не только желания элит, управляющих данным обществом, но и самой готовности масс отказаться от потребления как самоцели. Проще говоря, массы должны осознать всю пагубность воздействия на их сердца и души массовой культуры потребления и её «храмов» — торговых центров.

«Храмы» разных культурных политик: молл и Дворец культуры

«Храмом» квазикультуры общества потребления является торгово-развлекательный центр (молл) — место, куда ведут все дороги в городах, куда на «службы» стекаются людские массы. Стоит понимать, что в крупных моллах, как правило, находится кинотеатр, а потому в отдельное заведение я их выделять не стану. Пастырями же в данных заведениях являются продавцы, консультанты и прочие увеселители. Впрочем, вход в молл открыт, как правило, тем, у кого есть деньги для приобщения к ритуалу массового потребления и увеселения. Остальным же приходится довольствоваться гламуром с телевизионных экранов и лоском глянцевых журналов. Именно потому в моллах всё устроено так, чтобы их посетитель утрачивал чувство времени, полностью отдаваясь ритуалу потребления товаров и квазикультурных образов вечной красоты, молодости и роскоши.

Альтернативами моллу являются клубы и Дворцы культуры — места, где человек в состоянии реализовать свой внутренний потенциал не только в деле создания культурных ценностей, но и заниматься Человекостроением. Собственно Человекостроение есть процесс энергозатратный, предполагающий труд и наличие силы воли. Именно потому привлекательность Дворца культуры куда меньше, чем у молла, однако ценность его куда выше. И самое время обратить наш взор на состояние наших Дворцов культуры и торгово-развлекательных центров.

Культуре — бой!

Крах СССР и последовавшая за ним смена типа культурной политики необычайно сильно ударили по отрасли Человекостроения, практически срубив под корень все достижения прошлых поколений в деле построения культурно самодостаточного общества.

Особенно сильно пострадали именно клубы и Дворцы культуры. Их сеть непрерывно росла, начиная с 1922 года (12,2 тыс. на старте процесса) и к 1987 году составила 21 тыс. городских и 117,5 тыс. сельских. Многим роль клубов и Дворцов культуры в реализации культурной политики сейчас покажется незначительной, однако это мнение ошибочно. В сёлах, отрезанных от театров и кинематографа, именно клубы и Дворцы культуры являлись местом, где люди приобщались к кинополотнам, встречали Новый год, участвовали в разнообразных кружках и занимались различной самодеятельностью. К 1985 году в клубах по всему СССР насчитывалось 726 тыс. кружков, которые посещали 12,3 млн человек. Теперь же сеть данных заведений крайне сократилась. Любопытно, что лучше всего сеть клубов сохранилась в Белоруссии, Азербайджане и Таджикистане.

Кроме того, клубы играли роль просветительских учреждений. В 1975 году в них было прочитано 4 млн 776 тыс. лекций, а совокупная аудитория слушателей составила 375,2 млн чел.

Существенно сократилось количество посещений театров и снизился общий интерес к театральному искусству: в 1950 году театры посетило 68 млн человек. Теперь же театр — удел культурной элиты общества, массы же довольствуются постановками шоу-политики и сериалами.

Сократилось количество выпускаемых кинофильмов, а их качество упало в разы. Аудитория кинотеатров сократилась в 50 (!) раз. Тираж журналов упал и вовсе фантастически: в 1988 году в СССР издавалось 6 млрд экземпляров, теперь же их выходит в 17 раз меньше.

Практически полностью прекратила своё существование система пионерских лагерей. Скептики могут кивать на идеологическую компоненту их работы, но вместе с ней мы утратили также воспитательную и оздоровительную. В целом в санаториях, пионерских лагерях, домах отдыха в 1970 году отдохнули 18,9 млн чел., а в 1980-м — 22,5 млн чел. Теперь же детский отдых доступен далеко не всем.

***

Итак, мы определили два типа культурной политики и осознали, что получает общество по итогам работы заведений двух типов:

1. В случае ударного «труда» моллов на выходе получаем потребителя, легко управляемого и интегрируемого в общество потребления в качестве низового элемента, задача которого — потреблять то, что предлагают.

2. На выходе из модели производства культурных ценностей общество получало более-менее окультуренного человека, пусть и не без изъянов, но способного творить, учить и созидать. Примечательно, но этот человек был способен к активной мыслительной деятельности, пусть и зачастую ограниченной идеологическими рамками.

Теперь, когда мы знаем, что случилось с нашей моделью культурной политики и структурами, занимающимися её реализацией, самое время понять: есть ли будущее у моллов? Для этого обратимся к опыту их родины — США, а также рассмотрим, что делается у нас для восстановления разрушенной системы Человекостроения. Об этом — в следующем тексте.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 июня 2014 18:32
    Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

    И где все выше перечисленное у нас есть?
    1. +5
      26 июня 2014 18:38
      Цитата: herruvim
      Общество потребления возникает в результате развития капитализма,

      Капитализм бывает разный! Например дикий, как у нас, цивилизованный, как в Европе, и социально ориентированный, как в Беларуси и Китае. laughing
      1. +1
        26 июня 2014 19:30
        О ...Китай...А Вы уверены, что попадаете в 10 процентов тех, кто в Китае получает пенсию? Наверно -да? Какая ориентированность.А уж социально -социалистическая - аж жуть. laughing
    2. +1
      26 июня 2014 21:30
      Цитата: herruvim
      Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления

      Это все есть, поскольку продукт потребления не отечественный, поэтому и наблюдается бурный экономический рост и техническое развитие тех стран, которые этот продукт в РФ и поставляют
  2. +1
    26 июня 2014 18:34
    От дворцов культуры сначала -было к православной церкви, потом -к якобы христианским сектам.Потом -к якобы исламским сектам. В том, что теперь еще и про вполне адекватных мусульман, с "каноническим" исламом вспомнили - не уж то такая трагедия?! Да один молла может уничтожить будущего ваххабита в зародыше. Причем -не убивая.
    1. +3
      26 июня 2014 19:57
      Опыт развития массовой культуры в СССР ,конечно же, достоин дальнейшего развития в России.
  3. +2
    26 июня 2014 18:47
    Забыли про третью модель развития.
    Не взирая ни на что развиваться в собственных рамках ( культура, развитие собственной молодёжи и т.д). И кто бы мне чего не говорил про нашу молодёжь, могу сказать - парни вполне адекватные и вменяемые.
    Зять сейчас отдыхает в Турции и от него реально бегают по улицам со словами :" Русский Рэмбо, русский Шварц". Ну просто весьма хорошей комплектации, а так парень очень мирный.
    На вопрос:"Паша, а как тебе Россия?"
    Он отвечает:"Умру, но не сдам".
    Это человек, который в жизни никогда в руках не держал автомат. И почему то я ему верю.
  4. +2
    26 июня 2014 19:21
    Забыли сказать о том, что сам по себе тип мышления у людей изменился за 20 лет - построено информационное общество, интернет общедоступен. Сейчас он играет самую существенную роль в культуре общества. Так что абсолютно невозможно пытаться что-то менять в культурном коде населения, не использовав грамотно ресурсы интернета.
  5. +5
    26 июня 2014 19:38
    "...Крах СССР и последовавшая за ним смена типа культурной политики необычайно сильно ударили по отрасли Человекостроения, практически срубив под корень все достижения прошлых поколений...
    ...Теперь, когда мы знаем, что случилось с нашей моделью культурной политики и структурами, занимающимися её реализацией, самое время понять: есть ли будущее...?"

    Что Вы хотите, если слово Русский 20 лет было под запретом?
    Если министр культуры еврей Швидкой организовал цикл теледискуссий "Русский фашизм страшнее немецкого"!
    Если в школах 20 лет учили по перевёрнутым учебникам истории, а любой ученый сделавший попытку изложить иную точку зрения попадал под запрет (Барсенков, Вдовин).
    Если в Большом Театре ставят "Дети Розенталя", снимают и активно запускают в прокат "Сволочи", "4 дня в мае", а почти весь телеюмор крутится ниже пояса.

    Моё мнение, что пока у нас не будет организован цикл дискуссий "Швыдкой страшнее Геббельса" кардинальных изменений не предвидится.
  6. -1
    26 июня 2014 20:31
    Цитата: nils
    Что Вы хотите, если слово Русский 20 лет было под запретом?
    Если министр культуры еврей Швидкой организовал цикл теледискуссий "Русский фашизм страшнее немецкого"!
    Если в школах 20 лет учили по перевёрнутым учебникам истории, а любой ученый сделавший попытку изложить иную точку зрения попадал под запрет (Барсенков, Вдовин).
    Если в Большом Театре ставят "Дети Розенталя", снимают и активно запускают в прокат "Сволочи", "4 дня в мае", а почти весь телеюмор крутится ниже пояса.

    Вы где живёте? Что-то я не замечал особого изменения учебников истории и запрета слова "русский"...
    1. waisson
      0
      26 июня 2014 20:48
      ------------ am
      1. waisson
        +3
        26 июня 2014 20:48
        -------- ------------hi
      2. 0
        26 июня 2014 20:54
        Антисемитизм это уже прошлый век.
        Давай постеры про концлагеря для кавказцев. Вот им весело будет? Нет?
        И вообще кто эту ерунду пишет...
  7. +1
    26 июня 2014 20:35
    Был я однажды в П*ндостане и мы пошли в Mall.
    После этого моя девушка только с АК-12 сможет меня затащить в этот Адъ и Израиль.
    Думаю большинство мужиков хотят сходить--> купить что надо--> быстро свалить оттуда.
    Ну а сколько любят женщины ходить и смотреть себе шмотки и остальные фентифлюшечки, так это ещё с советских времён пошло и это не совсем "потребление"
    Проблема есть, но уже сейчас видно, что постепенно культ денег и обжираловки выбивается из людей. Медленно, но работа идёт.
  8. +4
    27 июня 2014 00:06
    Было испытание голодом, войнами.. вот теперь другая напасть - соблазны и разврат. А ведь трудно, очень трудно бороться с этим? Вот кто держит удар, тот достоин большого уважения.
  9. ledyvasilisa
    +3
    27 июня 2014 06:50
    Автор правильно обозначил проблему, вопрос в том, каким образом подавить сопротивление 5 колонны, которая целенаправленно уничтожает культуру и мировоззрение русского народа изнутри.
  10. +1
    27 июня 2014 16:07
    Статья насущная... В последние годы все чаще происходит такой анализ и призывы к пересмотру и частичному возврату к прошлым культурным ценностям. Что лично мною (в том числе и как отцу) одобряется и глубоко поддерживается. За два десятка лет выросло новое поколение, с совершенно иным (потребительским) мировоззрением и псевдо-культурой и на мой взгляд это процесс продолжается. А ведь кому-то это выгодно, растить (субов), а не думающих пассионариев. Так что все не так однозначно... Проблема обозначена, но к великому сожалению нет уверенности что она будет решена.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»