Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?

История колонизации европейскими державами азиатских и африканских стран полна примерами героического сопротивления туземного населения, национально-освободительных движений. Но в то же время, история знает и не менее ярко проявлявшуюся отвагу тех жителей далеких южных земель, которые приняли в конечном итоге сторону колонизаторов и в силу национальных традиций, ориентировавших на безупречную верность «хозяину», совершали подвиги во славу английского, французского и других европейских государств.

В конечном итоге, именно из представителей туземного населения покоренных европейцами территорий формировались многочисленные колониальные войска и полицейские подразделения. Многие из них использовались колониальными державами и на европейских фронтах – в Крымской войне, Первой и Второй мировых войнах. Примечательно, что некоторые из военных формирований, зародившихся и получивших известность в эпоху колониальных империй, существуют и до сих пор. Прежние хозяева не спешат отказываться от воинов, зарекомендовавших себя бесстрашием и верностью, как в многочисленных военных конфликтах, так и в мирное время. Более того - в условиях современного общества, переходящего в большей степени на локальные конфликты, актуальность использования подобных формирований заметно повышается.

Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?



Классическим наследием колониальной эпохи являются, в частности, знаменитые британские гуркхи. История гуркхских подразделений в британской армии началась в первой половине XIX века. Именно в этот период Великобритания, постепенно покоряя многочисленные феодальные владения Индостана, столкнулась с воинственными непальскими горцами. Ко времени британского завоевания Индии расположенным в гималайских горах королевством Непал правила династия Шахов, происходившая из царства Горкха, территория которого ныне входит в состав непальского государства. В Средние века земля Горкха была заселена одноименным народом, появившимся в Гималаях после переселения из Раджпутаны – засушливого края в Западной Индии (ныне – штат Раджастхан), считавшегося колыбелью раджпутов – воинского сословия, известного своей отвагой и доблестью.

В 1769 году Притхви Нараян Шах, правивший царством Горкха, завоевал Непал. В период расцвета династии Горкха ее влияние распространилось на окрестные земли, включая Сикким и часть Западной Бенгалии. Когда британские войска попытались завоевать Непал, подчинив его колониальной администрации, они столкнулись с ожесточенным сопротивлением армии династии Горкха. С 1814 по 1816 гг. длилась англо-непальская война, в которой против колониальных войск Британской Индии сражались отважные непальские кшатрии и воины из горных племен царства Горкха.
Первоначально воинам Горкха удалось разгромить английские войска, однако к 1815 г. численный перевес британцев (30 тысяч солдат и офицеров) над 12-тысячным непальским войском и, в особенности, явное военно-техническое превосходство, сделали свое дело и перелом в войне наступил не в пользу гималайской монархии. Мирный договор означал для царства Горкха не только потерю ряда важных территорий, включая Кумаон и Сикким, но и размещение британского резидента в столице царства городе Катманду. С этого времени Непал превратился в фактического вассала британской короны, хотя формально так и не стал колонией. Надо отметить, что вплоть до ХХ века Непал продолжал носить название Горкха.

Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?


Обратив еще в годы англо-непальской войны внимание на превосходные воинские качества солдат армии Горкха, британские военные руководители озадачились целью привлечь уроженцев Непала на службу интересам империи. Одним из первых эту идею предложил Уильям Фрейзер, по инициативе которого в 1815 году в состав войск Британской Ост-Индской компании было принято 5000 человек – представители как собственно этнической группы гуркхов, так и других народов горного Непала. Так появились первые подразделения непальских солдат в составе колониальной армии. В честь царства Горкха его уроженцы, привлеченные на британскую службу, получили наименование «гуркхи». Под этим названием они продолжают служить в британской армии и в настоящее время.

На протяжении всего XIX века гуркхи неоднократно применялись в колониальных войнах, которые вела Британская империя на территории полуострова Индостан и в близлежащих районах Центральной Азии и Индокитая. Первоначально гуркхи числились в составе войск Ост-Индской компании, на службе которой отличились в первой и второй англо-сикхских войнах. После того, как в 1857 году гуркхи поддержали британцев, приняв активное участие в подавлении восстания сипаев – солдат и унтер-офицеров колониальной армии, подразделения гуркхов официально были включены в состав армии Британской Индии.

Подразделения гуркхов в этот период набирались вербовщиками из жителей горных районов Непала. Считалось, что закаленные суровыми условиями жизни в горах непальцы, к тому же отличающиеся высокой дисциплинированностью и способностью подчиняться командованию без ослушаний и недовольства приказами, представляют собой идеальных солдат для службы в британских колониях. Гуркхские солдаты входят в состав армейских контингентов на границах Британской Индии с Афганистаном, в Бирме, на Малакке, в Китае. Несколько позже подразделения гуркхов начинают размещать не только в Восточной и Южной Азии, но и в Европе и на Ближнем Востоке.

Постепенно растет потребность и в увеличении численности гуркхских войск. Так, к 1905 году из непальских гуркхов формируется 10 стрелковых полков. Как оказалось – весьма предусмотрительно. Когда в 1914 году началась Первая мировая война, на стороне британской короны воевало 200 тысяч гуркхов. На фронтах Первой мировой, в далеких от Гималайских гор Европе и Месопотамии, полегло более двадцати тысяч непальских солдат. Две тысячи военнослужащих – гуркхов получили воинские награды британской короны. Англичане старались использовать непальские подразделения прежде всего в Азии и Африке. Так, в Первую мировую гуркхи «пригодились» в Ираке, Палестине, Египте, на Кипре, практически тогда же – в Афганистане, где в 1919 году вспыхнула третья англо-афганская война. В межвоенный период подразделения гуркхов несли караульную службу на неспокойной индийско-афганской границе, регулярно вступая в вооруженные столкновения с воинственными пуштунскими племенами.

Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?


Во Второй мировой войне Британия принимала участие, имея в составе своей армии 55 батальонов, укомплектованных 250 тысячами гурхков. Это были 40 батальонов гуркхов в составе английской армии, 8 батальонов гуркхов в составе непальской армии, а также пять учебных батальонов и вспомогательные части инженерных войск, военной полиции и охраны тыла. Боевые потери гуркхов на фронтах Второй мировой составили более 32 тысяч человек. 2734 военнослужащих были награждены за воинскую доблесть боевыми наградами.

Гималайские солдаты отличились в боях в Бирме, Сингапуре, на Ближнем Востоке, в Южной Европе. Смелость гуркхов приводила в ужас даже видавших виды солдат и офицеров вермахта. Так, немцы поражались бесстрашию непальцев, идущих в полный рост на пулеметы. Несмотря на то, что потери в такой атаке гуркхи несли колоссальные, им удавалось добраться до вражеских окопов и пустить в ход «кхукри»…

Кхукри – это традиционный непальский кинжал. В Непале этот нож с обратным изгибом почитается как священный и считается оружием, дарованным богом Шивой – покровителем воинов. Также считается, что нож воплощает Солнце и Луну. Для гуркхов кхукри – обязательное оружие, с которым они не расстаются даже в современных условиях, будучи вооружены новейшими образцами огнестрельного оружия. Кхукри носят в деревянных ножнах, которые сверху обтянуты буйволиной кожей и отделаны металлическими компонентами. Кстати, покровительницей гуркхов считается зловещая Кали – богиня разрушения. В шиваитской традиции она считается темной ипостасью Парвати – супруги Шивы. Боевой клич гуркхских частей, бросающий в трепет противника, на протяжении двух столетий звучит как «Джайя Махакали» - «Слава Великой Кали».

В воинских подразделениях гуркхов в колониальный период существовала собственная система воинских званий, не тождественная британской. Более того, гуркх-офицер мог командовать только подразделениями соплеменников и не рассматривался в качестве равного офицеру британской армии в том же воинском звании. В гуркхских частях были установлены следующие звания, носящие традиционные индийские названия: субедар майор (майор), субедар (капитан), джемадар (лейтенант), полковой хавилдар майор (главный старшина), хавилдар майор (старшина), квартирмейстер хавилдар (старший сержант), хавилдар (сержант), наик (капрал), лэнс наик (младший капрал), стрелок. То есть, военнослужащий из числа гуркхов мог дослужиться в британской колониальной армии лишь до звания майора. Все офицеры в более высоких воинских званиях, служившие в гуркхских подразделениях, были британцами.

Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?


После Второй мировой войны, в 1947 году, Британской Индии удалось добиться независимости. На территории бывшей «житницы» колониальной империи образовалось сразу два государства – Индия и Пакистан. В первом основную массу населения составляли индуисты, во втором – мусульмане-сунниты. Между Индией и Великобританией встал вопрос о том, как делить наследство колониальной эпохи, к которому, безусловно, относились и вооруженные подразделения бывшей колониальной армии, в том числе и гуркхи. Известно, что большая часть военнослужащих – гуркхов, когда им предложили выбор между службой в британской армии и переходом в формирующиеся вооруженные силы Индии, выбрали последнее.

Скорее всего, гуркхи руководствовались не столько соображениями материальной выгоды, так как в британской армии платили лучше, сколько территориальной близостью к родным местам и возможностью продолжения службы в тех местах, где они прежде и были расквартированы. В результате, было решено, что из 10 гуркхских стрелковых полков шесть перейдут в состав формируемой индийской армии, а четыре останутся в составе британских вооруженных сил, сформировав особую Гуркхскую бригаду.

Поскольку Великобритания постепенно отказывалась от статуса колониальной державы и уходила из колоний, воинские формирования гуркхов, оставшиеся в составе британской армии, были переведены на двухбатальонный состав. В свою очередь, Индия, постоянно готовая к войне с Пакистаном, находящаяся в состоянии затяжного конфликта с Китаем и воюющая практически во всех штатах с сепаратистскими и маоистскими повстанческими группировками, контингент гуркхов увеличила, сформировав 39 батальонов. В настоящее время на индийской службе состоит более 100 тысяч военнослужащих – гуркхов.

В современной британской армии гуркхи образовывают отдельную Гуркхскую бригаду, насчитывающую 3,5 тысячи военнослужащих. Прежде всего, это два легкопехотных батальона. Отличие легкой пехоты заключается в отсутствии у подразделений бронетанковой техники. Гуркхи пехотных батальонов также в обязательном порядке проходят курс парашютной подготовки, то есть могут быть задействованы в качестве воздушного десанта. Помимо легкопехотных батальонов, образующих костяк Гуркхской бригады, в ее состав входят вспомогательные подразделения – два инженерных эскадрона, три эскадрона связи, транспортный полк, а также два парадных полувзвода, выполняющих роль роты почетного караула, и военный оркестр. На территории Великобритании гуркхи дислоцируются в Черч Крукхэм, что в графстве Хэмпшир.

Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?


Гуркхи принимали участие практически во всех военных конфликтах, в которых после Второй мировой войны участвовала и Великобритания. Так, непальские стрелки отличились во время кратковременной англо-аргентинской войны за Фолклендские острова, присутствовали на острове Калимантан во время конфликта с Индонезией. Также гуркхи принимали участие в миротворческих миссиях в Восточном Тиморе и на территории Африканского континента, в Боснии и Герцеговине. С 2001 года гуркхи дислоцируются в Афганистане – в составе британского контингента. В составе индийской армии гуркхи участвовали во всех индо-пакистанских войнах, войне с Китаем 1962 года, полицейских операциях против сепаратистов, включая помощь правительственным войскам Шри Ланки в борьбе против «тамильских тигров».

Помимо Индии и Великобритании подразделения, укомплектованные гуркхами, активно используются и в ряде других государств, прежде всего – в бывших британских колониях. В Сингапуре с 1949 года размещен Контингент гуркхов в составе сингапурской полиции, перед которым англичане, дислоцировав его в этом государстве, тогда еще бывшем колонией Великобритании, ставили задачу антипартизанской борьбы. Джунгли Малакки начиная с 1940-х гг. стали пристанищем партизан, руководимых маоистской Коммунистической партией Малайзии. Поскольку партия находилась под влиянием Китая и ее руководство в значительной степени было укомплектовано китайцами, англичане опасались роста китайского влияния в Малайзии и соседнем Сингапуре и прихода к власти на Малаккском полуострове коммунистов. Гуркхи, прежде служившие в британской колониальной армии, были переброшены в Сингапур и зачислены в местную полицию с целью заменить сикхов – другую воинственную народность Индостана, также служившую британской короне во многих колониальных владениях.

История сингапурских гуркхов началась с цифры в 142 солдата, а в настоящее время в городе-государстве проходит службу две тысячи гуркхов. На подразделения Контингента гуркхов возложены обязанности по личной охране премьер-министра Сингапура и членов его семьи, важнейших государственных учреждений страны – министерств и ведомств, банков, крупнейших компаний. Также на гуркхов возложены задачи по борьбе с уличными беспорядками, патрулирование города, то есть – полицейские функции, с которыми профессиональные солдаты также успешно справляются. Примечательно, что командование гуркхами осуществляют британские офицеры.

Помимо Сингапура гуркхи выполняют военные, полицейские и охранные функции в Брунее. Пятьсот гуркхов, прежде проходивших службу в британской армии или полиции Сингапура, служат султану Брунея после выхода на пенсию, рассматривая свое пребывание в этом маленьком государстве на острове Калимантан как продолжение военной карьеры. Кроме того, контингент гуркхов численностью 1600 человек традиционно размещался в Гонконге, вплоть до его присоединения к Китайской Народной Республике. В настоящее время многие бывшие гуркхи продолжают службу в частных охранных структурах Гонконга. В Малайзии, после провозглашения независимости, гуркхи и их потомки продолжали службу в Королевском полку рейнджеров, а также в частных охранных фирмах. Наконец, гуркхов используют и американцы – в качестве наемной охраны военно-морской базы США в маленьком государстве Бахрейн в Персидском заливе.

Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?


В вооруженных силах Непала два легкопехотных батальона продолжают носить наименования гуркхских. Это Шри Пурано гуркхский батальон и Шри Ная гуркхский батальон. До свержения непальской монархии маоистскими повстанцами они выполняли роль дворцовой гвардии, а также несли службу в непальском контингенте миротворческих сил Организации Объединенных Наций.

Следует отметить, что система комплектования гуркхских подразделений практически не изменилась за полтора столетия. Гуркхов по-прежнему набирают на территории Непала. На военную службу записываются, в основном, выходцы из отсталых горных районов этого гималайского государства – крестьянские дети, для которых служба в армии становится едва ли не единственным шансом «выбиться в люди», а точнее – получать очень приличные по непальским меркам деньги, а по окончанию службы рассчитывать не только на большую пенсию, но и на перспективу получения гражданства Великобритании.

Этнический состав гуркхов весьма разнообразен. Не будем забывать, что Непал – государство многонациональное. В то же время, есть две этнические группы, которым традиционно отдается преимущество при наборе солдат – гуркхов – это гурунги и магары. Гурунги проживают в центральном Непале – в горных районах, прежде входивших в состав царства Горкха. Этот народ говорит на языке гурунг тибето-бирманской языковой семьи и исповедует буддизм (более 69%) и индуизм (28%), подвергшиеся сильному влиянию традиционных шаманских верований «Гурунг дхарма», близких к тибетской религии Бон.

С давних пор гурунгов вербовали на воинскую службу – сначала в войска царства Горкха, а затем и в британскую колониальную армию. Поэтому военная служба у гурунгов всегда считалась престижной и попасть на нее стремятся и в настоящее время многие молодые люди. Конкурс на 200 мест в учебном центре Покхара, что находится там же, в центральном Непале, в непосредственной близости от районов компактного проживания гурунгов, насчитывает 28 тысяч человек. Подавляющее большинство претендентов не выдерживает вступительных испытаний. Однако, в случае провала на экзамене, у них остается шанс вместо службы в британских подразделениях гуркхов отправиться в индийские пограничные войска.

Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?


Двухмиллионный народ магаров, составляющий более 7 % населения современного Непала, играет в комплектовании гуркхов еще большую роль. В отличие от гурунгов, более 74% магаров – индуисты, остальные – буддисты. Но, как и другие горные непальские народы, магары сохраняют сильное влияние как тибетской религии Бон, так и более архаичных шаманских верований, которые, по мнению некоторых специалистов, были принесены ими в период миграции из Южной Сибири.

Магары считаются превосходными воинами, и даже завоеватель Непала из династии Горкха Притхви Нараян Шах с гордостью принял титул царя Магара. Выходцы из провинции Магар с XIX века записывались в гуркхские подразделения британской армии. В настоящее время они составляют основную массу военнослужащих – гуркхов за пределами Непала. Многие магары отличились на военной службе в годы Первой и Второй мировых войн. Пять магаров получили Крест Виктории за службу в Европе, Северной Африке и Бирме (в Первую мировую - один крест – за службу во Франции, один – за Египет, во Вторую мировую – один крест за Тунис и два – за Бирму). Для современного магара карьера военного представляется в наибольшей степени желаемой, однако тем, кто не прошел строгий отбор в британские подразделения, приходится ограничиваться службой в непальской армии или полиции.
Наконец, помимо магаров и гурунгов, среди военнослужащих гуркхских подразделений значительный процент составляют представители и других горных непальских народов – раи, лимбу, таманги, также известные своей неприхотливостью и хорошими воинскими качествами. Вместе с тем, в гуркхских частях, помимо горцев-монголоидов, традиционно несут службу и представители воинской касты чхетри – непальских кшатриев.

В настоящее время одной из главных задач гуркхов, служащих в британской армии, является либерализация положений о службе. В частности, гуркхи добиваются, чтобы на них распространялись все льготы, относящиеся к другим военнослужащим британской армии. Ведь, чтобы рассчитывать на пенсию и другие социальные льготы, гуркх должен прослужить по контракту не менее 15 лет. При этом, после окончания службы он возвращается на родину в Непал, где получает военную пенсию в 450 фунтов – для непальцев это очень большие деньги, тем более при условии их регулярной выплаты, но для английского военного, как мы понимаем, это весьма скромная сумма. Лишь в 2007 году, после многочисленных выступлений ветеранов-гуркхов в защиту своих прав, английское правительство согласилось обеспечить непальских солдат теми же льготами и выплатами, что и граждан Великобритании, проходивших службу в вооруженных силах в течение аналогичного времени и на аналогичных должностях.

Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?


Свержение монархии в Непале не могло не отразиться на наборе гуркхских военнослужащих. Маоистская компартия, среди активистов которой значительную часть также составляют представители горных народов – в частности, те самые магары, из которых традиционно рекрутировали гуркхов, - утверждает, что набор наемников из числа граждан Непала с целью их использования в военных конфликтах на стороне иностранных держав, позорит страну и унижает ее население. Поэтому маоисты выступают за скорейшее прекращение набора гуркхов в британскую и индийскую армии.

Таким образом, завершая повествование о гуркхах, можно сделать следующие выводы. Безусловно, отважные и умелые воины из горных районов Непала заслуживают всестороннего уважения за свою воинскую доблесть и специфические представления о долге и чести, которые, в частности, не позволяют им убить или ранить сдавшегося в плен противника. Однако следует помнить, что гуркхи – лишь наемники, используемые британцами в качестве дешевого и надежного «пушечного мяса». Туда, куда ни за какие деньги не заманишь английского контрактника, всегда можно послать исполнительного, доверчивого, но бесстрашного азиата.

Еще относительно недавно, в период массового провозглашения бывших британских колоний суверенными государствами, можно было предполагать, что гуркхи – отмирающее воинское соединение, реликт колониальной эпохи, окончательный конец которого наступит параллельно с окончательным распадом Британской империи. Но специфика развития современного западного общества, культивирующего ценности потребительства и индивидуального комфорта, свидетельствует, что время гуркхов и других подобных соединений только начинается. Загребать жар в локальных военных конфликтах лучше чужими руками, тем более, если это руки представителей совершенно другой расовой и этнокультурной общности. По крайней мере, погибшие гуркхи не вызовут значительного возмущения европейской общественности, предпочитающей, чтобы войны «за демократию» шли где-то далеко, «по телевизору», и не желающей видеть своих молодых сограждан погибающими на фронтах очередного Ирака или Афганистана.

Гуркхи: есть ли будущее у колониальных войск в постколониальном мире?


Снижение рождаемости в странах Западной Европы, в том числе и в той же самой Великобритании, уже сегодня ставит вопрос о том, кто будет защищать интересы европейских государств в военных конфликтах. Если в качестве работников низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда на строительстве, в сфере транспорта и торговли, жилищно-коммунальном хозяйстве, все чаще можно видеть мигрантов из азиатских и африканских государств, то рано или поздно подобная перспектива будет ожидать и вооруженные силы. В этом можно даже не сомневаться. Пока что английское общество еще сохраняет определенный мобилизационный потенциал, и даже принцы короны показывают пример другим молодым англо-саксам, отправляясь для прохождения службы в подразделения действующей армии.

Однако, легко можно предсказать, что в обозримом будущем численность потенциальных военнослужащих среди представителей коренного населения Великобритании будет только снижаться. Перед страной встанет неизбежная перспектива – либо принимать на военную службу представителей люмпенизированной городской среды, в большинстве своем – второе и третье поколения мигрантов из Вест-Индии, Индии, Пакистана, Бангладеш и африканских стран, либо продолжать старые колониальные традиции использования заранее подготовленных воинских частей, укомплектованных туземцами. Безусловно, что второй вариант предстает более выгодным, хотя бы потому, что он неоднократно испытан в прошлом. Сложно отрицать, что укомплектованные по принципу этнической общности подразделения окажутся более боеспособными, нежели сомнительный конгломерат городских маргиналов – вчерашних мигрантов. Давняя практика использования туземных воинских частей может превратиться в насущную необходимость. Тем более, если учитывать, что вести боевые действия приходится, в большинстве своем, именно в странах «третьего мира», что само по себе толкает европейские страны к историческому опыту использования колониальных войск, «иностранных легионов» и прочих подобных формирований, слабо соприкасающихся с обществом «метрополий» Европы.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Lindon 27 июня 2014 10:41
    горцы-монголоиды из касты войнов - адская смесь.
    Только дураки откажутся от недорогих услуг таких вояк.
    1. mirag2 27 июня 2014 16:09
      Они провели манифестацию в Лондоне,ибо их военная пенсия была равна одной трети военной пенсии англичан.
      http://www.bbc.com/news/uk-england-hampshire-18787407
    2. cdrt 28 июня 2014 00:46
      Автору - спасибо огромное. Очень интересно.
  2. Nikonor 27 июня 2014 11:04
    Всё идет к тому, что и в России скоро придется создавать "интернациональные" подразделения.
    1. CIANIT 27 июня 2014 12:03
      подразделения солдат-гастербайтеров
    2. Nikonor 29 июня 2014 13:18
      Дело в том, что наша армия только на бумаге миллионная, а по факту некомплект более чем 300 тысяч. Уже сейчас в некоторых бригадах вернулись к практике кадрированных подразделений (батальон на бумаге 630, а на деле 40).

      И время от времени возникает вопрос, где эти толпы будущих контрактников за воротами части, где они?
  3. predator.3 27 июня 2014 11:44
    Однако традиции, гуркхские стрелки - это своего рода британский иностранный легион, ну кто-то же должен служить в армии, у самих британцев рождаемость низкая, да и разгул гомосеков дает о себе знать.
    predator.3
    1. Alex_Popovson 27 июня 2014 11:55
      Вы забыли, что мигранты из Средней Азии тоже будут служить войсках России. А с рождаемостью у нас вроде наладилось, да и гомосексуалистов немного.
      Alex_Popovson
      1. Воложанин 27 июня 2014 20:00
        Солдат-таджик,солдат-киргиз?Нах-нах.Общеизвестно,что боевые качества у этих наций не очень,вот туркмены -другое дело.Да и 3,14доров у нас не так мало,как Вы думаете.К сожалению.А статье +
  4. piter-tank 27 июня 2014 12:31
    Я не против службы выходцев из Средней Азии, но не всех. Служить должны только граждане РФ, соответственно получение гражданства должно быть некоррупционным. Причем получение гражданства должно в обязательном порядке предусматривать службу в ВС РФ, по контракту или по призыву, независимо служил мигрант до этого на своей исторической родине или нет. Опять же, как показывает опыт службы в бронетанковых войсках Советской Армии, не все выходцы из Средней Азии одинаково хороши в ратном деле. Неплохо зарекомендовали себя узбеки и туркмены. Довольно невысокое мнение осталось от солдат казахов и киргизов. Опять же нужно внимательно разбираться с убеждениями человека, дабы отсечь всяких ваххабитов и прочих религиозных маргиналов, что можно проверять при получении гражданства.
    1. Alibekulu 28 июня 2014 14:26
      Цитата: piter-tank
      е все выходцы из Средней Азии одинаково хороши в ратном деле. Неплохо зарекомендовали себя узбеки и туркмены. Довольно невысокое мнение осталось от солдат казахов и киргизов.
      Ты бы погуглил для самообразования, количество Героев Советского Союза в ВОВ и просто сравнил, число "героев" узбеков, туркмен с количеством казахов.. fool
      Узбеков - 67, туркмен - 16, казахов - 96, кыргызов -12..
      По количеству душ на одного героя (в тыс.чел): узбеков - 1 к 98, туркмен -1 к 68, казахов - 1 к 39, кыргызов -1 к 83..

      Ссылка http://topwar.ru/4553-geroi-sovetskogo-soyuza-chechency-i-tatary.html
  5. Робертъ Невский 27 июня 2014 12:58
    Крутая статья !
    good
  6. Карабанов 27 июня 2014 15:03
    Очень интересно и познавательно. Статье безусловный +
  7. DAYMAN 27 июня 2014 22:27
    Рассматривать применение представителей Средней Азии в качестве контрактников или "иностранного легиона" думаю не имеет смысла. У нас есть Кавказ...главное правильно мотивировать, работать они всё равно не умеют, не хотят, и не будут. Пусть приносят пользу России тем, что умеют делать, т.е. воевать.
    1. StolzSS 28 июня 2014 08:29
      В чём то вы правы, но думаю разумным использовать ещё и Памирцев это стук границы Таджикистана, Китая и Афганистана Впрочем по мне так больше батальона набрать не выйдет, а по этому их в горную бригаду распределять что бы с русскими в перемешку памирцы служили тогда эффект будет положительный...
      StolzSS
      1. ilyaros 29 июня 2014 21:53
        многие памирцы эмигрировали в Россию, потому что будущего для себя в условиях вхождения Бадахшана в Таджикистан на родине не видят... Знаком с несколькими - работают по строительству, давно женаты на русских, возвращаться не собираются и более того - не шибко хотят, чтобы дети наследовали их идентичность, ориентированы скорее на ассимиляцию (может это конкретно эти ребята, конечно, такие "пророссийские", не знаю...)
  8. Megatron 28 июня 2014 03:29
    Кавказ - да. "Дикая Дивизия". А из азиатов - вояки не ахти.
    1. нольэмоций 28 июня 2014 07:10
      знаток. в той же российской империи калмыки с бурятами в казачество зачислены были. вряд ли для того, чтобы в казачьем хоре петь и в шароварах плясать.
      а дикую дивизию в гражданскую на украине покоцали.
      если рассматривать исторический опыт хваленая воинственность и боеспособность северокавказцев ограничивалась северным кавказом, за пределами которого от них особого толку не было. а всякие татаро-монгольские азиаты по всей евразии отметились так, что мало не показалось. да и гуркхи те же неспроста статейку эту заслужили.
      нольэмоций
    2. Комментарий был удален.
  9. voyaka uh 29 июня 2014 00:39
    Про гурхов очень любопытно.
    Но в британской армии служили и сикхи, и другие из колоний, зулу...
    Может, автор найдет и про них материалы. Было бы интересно почитать.
    1. ilyaros 29 июня 2014 21:58
      http://topwar.ru/51592-halistan-vekovaya-mechta-sikhov-i-sikhsko-indiyskoe-proti
      vostoyanie.html - про сикхов уже было, правда в несколько иной плоскости...
  10. andy.v.lee 30 июня 2014 21:01
    Довелось в свое время пообщаться с некоторыми представителями Непала и Бирмы. Они реально не боятся никого, не важно кто перед ними, хоть "шкаф" 2 на 2.
    Относятся также как и ты к ним, общаешься "на равных", - и они к тебе с достоинством "на равных". Неплохие ребята.
    Единственный "грешок" - как и все восточные народы немного падки к деньгам, но не до умопомрачения.
    Из народов близких к Индии помимо сикхов выделил бы еще раджпутов. Часть из них также осела в Непале. С ними не общался, но видел со стороны, часто - это люди высшего сословия.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня