Красные партизаны причерноморья: коммунистическое движение доставляет немало хлопот турецкому правительству
Возможно, одной из главных ошибок Советского Союза стал отказ от реальной поддержки турецкого революционного движения. В начале 1920-х гг. советское государство имело определенные шансы на утверждение своего влияния в формирующемся турецком государстве, пришедшем на смену полинациональной Османской империи. И даже во второй половине ХХ века сохранялись надежды на революционный поворот в стране, отделенной от Союза Черным морем и километрами сухопутной границы в Закавказье. Однако Союз предпочел помогать далеким африканским друзьям, тогда как под боком наращивал военную мощь ближайший союзник Соединенных Штатов, в которого превратилась Турция после вступления страны в блок НАТО.
Поражение Османской империи в Первой мировой войне стало для этой азиатской империи, несколько столетий управлявшей Восточным и Южным Средиземноморьем, Месопотамией, Аравийским полуостровом, фатальным. Как и Австро-Венгрия, Османская империя приказала долго жить, развалившись на целый ряд независимых государств и территорий, практически сразу попавших в колониальную зависимость от европейских государств. Важную роль в распаде империи сыграли турецкие националисты, к этому времени получившие определенное влияние в обществе, прежде всего – в вооруженных силах. «Продвинутые», как сказали бы сейчас, османские офицеры, находившиеся под влиянием европейских политических концепций, выступали за создание развитого национального государства вместо многонациональной Османской империи.
«Отец турок»
Национально-революционное движение, приведшее к формированию на малоазийской части бывшей Османской империи современного турецкого государства, возглавил удивительный человек – Мустафа Кемаль-паша, прозванный соплеменниками «Ататюрком», то есть «отцом турок». Во многом это прозвище было не лестью, а констатацией факта – действительно, именно Мустафа Кемаль стоял у основ современной турецкой нации. Европейская концепция национального государства нашла в этом турецком офицере преданного сторонника, который сделал все возможное, чтобы она претворилась в жизнь на малоазийском берегу, завершившись созданием турецкой политической нации.

Мустафа Кемаль-паша, прозванный соплеменниками «Ататюрком»
Мустафа Кемаль родился в греческом городе Салоники, тогда входившем в состав Османской империи, в семье бывшего служащего султанской таможни, после выхода в отставку занимавшегося торговлей лесом. Некоторые приписывают Кемалю еврейское происхождение, что выглядит попыткой объяснить приход к власти человека, которому при султане светила, максимум, неплохая военная карьера, еврейским или масонским заговором. В 1905 году, в возрасте двадцати четырех лет, Кемаль окончил военную академию в Стамбуле. Еще в курсантские годы он заинтересовался революционными идеями и к моменту окончания учебы возглавлял собственную группу, носившую название «Ватан» - «Отечество».
Выпускник академии даже успел побывать под стражей, однако к молодому офицеру режим оказался более-менее благосклонен – Кемаль продолжил военную службу, правда в отдаленных гарнизонах, дислоцированных на территории Сирии. Революция 1908 года, проведенная националистически и революционно настроенными офицерами – младотурками, способствовала улучшению военной карьеры Кемаля. К началу Первой мировой мы видим его уже в звании подполковника, на должности военного атташе Османской империи в Болгарии. А ведь прошло лишь девять лет после окончания Кемалем военной академии…
Впрочем, и полевым командиром Кемаль оказался талантливым. Ему удавалось неоднократно одерживать победы над британскими войсками, а в 1916 году тридцатипятилетний Кемаль, уже в погонах генерал-лейтенанта, занял пост командующего 2-й армией. Капитуляция Османской империи встретила его в Стамбуле, в аппарате министерства обороны. Именно с поражения Османской империи в Первой мировой войне и началась действительная карьера Кемаля.
Уволившийся из вооруженных сил и заочно приговоренный султанским судом к смертной казни, Кемаль возглавил турецкое революционное движение и 23 апреля 1920 года был избран председателем Великого национального собрания Турции и главой правительства. Потом были греко-турецкая и турецко-армянская войны, сопротивление войскам Антанты, сотрудничество с Советской Россией и, наконец, провозглашение Турции республикой, а Кемаля – ее президентом.
Стараниями Ататюрка Турция превратилась в современную страну, выгодно отличающуюся от других государств мусульманского мира. Список проведенных Ататюрком реформ заслуживает особого внимания. Именно Мустафа Кемаль перевел турецкий язык на латинский алфавит, что ликвидировало коммуникационные барьеры с европейскими странами в письменной речи. Мужчины и женщины были уравнены в правах, а религия отделена от государства. В то же время, турки были провозглашены единственной политической нацией государства, что предполагало насильственную туркизацию всех остальных национальных меньшинств страны – курдов, арабов, немногочисленных ассирийцев, армян и греков, остававшихся на территории Турции после окончания греко-турецкой и турецко-армянской войн и вытеснения из страны большей части жителей, исповедовавших христианство.
Политические реформы Ататюрка способствовали его восприятию в соседнем Советском Союзе в качестве революционера. Руководители Советской России возлагали надежды, что от прогрессивных идей Ататюрк или, в крайнем случае, его окружение, перейдут к коммунистической идеологии и Советы получат союзника в лице бывшего исторического противника России. Однако, как показывает дальнейшее развитие событий в постреволюционной Турции, московские коммунисты ошибались. Не возражавший против получения помощи из Советской России, националист Ататюрк не собирался терпеть в Турции сильное коммунистическое движение, в котором, по понятным причинам, видел потенциального и очень опасного конкурента.
«Убийство пятнадцати»

10 сентября 1920 года было заявлено о создании Коммунистической партии Турции, авторитетный революционер Субхи стал ее председателем. Однако развернуть на родине массовое коммунистическое движение у Субхи не получилось. Спасаясь от преследований, он с группой единомышленников пытался покинуть Турцию на корабле. 29 января 1921 года Субхи и его товарищи были зарезаны капитаном и командой судна, а их тела выброшены в море. «Убийство пятнадцати» вошло в историю как пример жестокости сторонников Ататюрка по отношению к коммунистам.
После убийства Субхи и его соратников коммунисты Турции были вынуждены действовать в подполье. Многие революционеры покинули страну, спасаясь от преследований в Советском Союзе. Наиболее известным турецким эмигрантом стал поэт Назым Хикмет. Он неоднократно пытался вернуться на родину, получая там лишь тюремные срока и освобождаясь благодаря кампаниям мировой общественности, и в конце концов окончательно обосновался в Советском Союзе. Могила Хикмета находится на Новодевичьем кладбище, а его произведения в массовом порядке печатались на русском языке и даже изучались в школьной программе.
Если Хикмету – всемирно известному поэту, поддерживаемому Советским Союзом – повезло, и он смог спокойно прожить в Москве и умереть своей смертью, то число турецких коммунистов, убитых полицией, безвестно сгинувших в тюрьмах не поддается учету. И, тем не менее, спустя более сорока лет после «убийства пятнадцати», коммунистическое движение в Турции получило «второе дыхание».
Турецкие последователи Че Гевары
Бурные шестидесятые стали эпохой революционного подъема во всем мире. Европу всколыхнули студенческие беспорядки, в Соединенных Штатах движение хиппи протестовало против Вьетнамской войны, одно за одним освобождались от колониального господства государства Африканского континента. В этом общем политическом контексте возрождение коммунистического движения в Турции смотрелось вполне естественно. Тем более, что его наиболее радикальное крыло было порождено уже не советской поддержкой, как партия Мустафы Субхи, а влиянием радикальной европейской молодежи, Кубинской революции и маоистского Китая.
Распространению коммунистических идей в Турции шестидесятых способствовала и относительная либерализация политического курса страны. В частности, в 1961 году появилась первая легальная левая партия – Рабочая партия Турции. Хотя слово «коммунистический» в Турции по-прежнему оставалось под запретом, как и вся «красная» атрибутика, включая серп и молот и праздник Первое мая, появление Рабочей партии стало прекрасной возможностью для сторонников левых идей коммуницировать друг с другом и пытаться влиять на политическую ситуацию в стране.
Более молодая и радикально настроенная часть турецких коммунистов – студенты высших и средних учебных заведений и примыкающие к ним молодые рабочие – создали Федерацию революционной молодежи Турции – знаменитую «Девгенч». Участники этой организации, как и их сверстники в Западной Европе, проводили демонстрации против агрессивной политики США и НАТО, выступали за освобождение политических заключенных, ряды которых пополняли, разумеется, и сами. Впрочем, в Турции за подобную деятельность, в отличие от Франции или Италии, можно было поплатиться очень серьезно – не только попасть в тюрьму, но и лишиться здоровья и даже жизни.
Тем не менее, «Девгенч» стала тем инкубатором, где вызревали и радикализовывались молодые турецкие коммунисты. Многие из них, вслед за европейскими единомышленниками, вдохновлялись примером революционной партизанской войны в Латинской Америке. Фидель Кастро, Эрнесто Че Гевара стали настоящими кумирами турецкой радикальной молодежи. Учитывая же специфику политического режима Турции – жесткий авторитарный режим, отсутствие реальных политических свобод для сторонников левых идеологий, - молодые турецкие радикалы все чаще поговаривали о возможности переноса «передового латиноамериканского опыта» на малоазийскую землю.
Общность истории турецкого и общеевропейского левацких движений в конце шестидесятых годов ХХ века очевидна. И в Германии, и в Италии, и в Турции некоторые молодые люди, прежде участвовавшие в деятельности легальных радикальных движений, постепенно переходили к экстремистским методам борьбы. Из итальянского студенческого движения выросли «Красные бригады» и «Рабочая автономия», из немецкого – «Фракция Красной Армии» (группировка знаменитых Ульрики Майнхоф и Андреаса Баадера), а из турецкого – целый ряд вооруженных организаций, некоторые из которых продолжают свою деятельность и в настоящее время.

Однако вскоре уличные демонстрации и пикеты перестали устраивать Гезмиша. Он съездил в Иорданию, где прошел «курс молодого бойца» в тренировочных лагерях палестинского национально-освободительного движения и, по возвращению в Турцию, решил создать вооруженную организацию. Она получила название Народно-освободительной армии Турции и вдохновлялась идеями албанского коммунистического лидера Энвера Ходжи, который считался приверженцем «чистого сталинизма» и находился в оппозиции как Советскому Союзу, так и маоистскому Китаю.
11 января 1971 года Гезмиш сотоварищи ограбили банк в Анкаре, а спустя два месяца, 4 марта, захватили в заложники четырех военнослужащих американской армии. Турецкой полиции удалось выйти на след Гезмиша и его единомышленников и после долговременной перестрелки они были захвачены. 9 октября 1971 года двадцатичетырехлетний Дениз Гезмиш и его соратники Хюсейн Инан и Юсуф Аслан были приговорены к смертной казни.
Даже сегодня, спустя более сорока лет после казни Гезмиша, редко какой коммунистический митинг в Турции обходится без флагов с его портретом. Гезмишу повезло – в отличие от многих других его единомышленников, погибших в турецких тюрьмах или перестрелках с полицией, он превратился в символ коммунистического движения Турции и вошел в историю.
Примерно в тот же период, что и гезмишевцы, появилась другая леворадикальная организация – Народно-освободительная партия – Фронт. Она ориентировалась на опыт латиноамериканской «герильи» и боготворила Че Гевару и Кастро. Во главе «партии-фронта» встал Махир Чаян, прежде изучавший политические науки в университете Анкары и возглавлявший Федерацию революционной молодежи Турции. 1 июня 1971 года Чаян был арестован полицией, но ему удалось бежать и перейти на нелегальное положение.
Когда правительственным войскам удалось захватить Дениза Гезмиша и его соратников, Махир Чаян во главе девяти боевиков «партии – фронта» напал на радиостанцию и похитил двух английских специалистов и одного канадца. Их предполагалось обменять на гезмишевцев. Однако турецкие силовики сработали профессионально. Через четыре дня Чаян и его соратники были настигнуты в деревне Кызыл-дере и погибли в перестрелке с полицейскими. Как и Гезмиш, Чаян стал символом турецких левых радикалов – о событиях в Кызыл-дере был снят фильм, записано несколько песен.
Пример Дениза Гезмиша и Махира Чаяна вдохновил более молодое поколение турецкой радикальной молодежи. Появилась организация «Революционные Левые» (“Devrimci Sol”), лидером которой стал Дурсун Караташ. Бывший студент Технического университета, Дурсун входил в состав Федерации революционной молодежи, многократно задерживался полицией, пока в 1980 году не был посажен в тюрьму, где провел девять лет, пока не умудрился совершить побег и скрыться на территории Западной Европы.
В эмиграции Дурсун Караташ создал новую вооруженную организацию – Революционную народно-освободительную партию – Фронт. Боевики Караташа действовали не только на территории Турции, но и в странах с многочисленной турецкой диаспорой. Сам Дурсун скрывался от преследования, поскольку и в Европе ему удавалось «натворить дел». 11 августа 2008 года он скончался от рака в возрасте пятидесяти шести лет – весьма почтенном для революционера, проведшего всю жизнь в тюрьмах и подполье.
Идеи «Великого Кормчего» на турецкой земле
Помимо геваристских идей, в Турции получил значительное распространение и маоизм. Идеи Мао Цзэдуна рассматривались молодыми турецкими коммунистами как альтернатива советской версии коммунизма, которую они обвиняли в предательстве революционных интересов. Возможно, в этом была толика правды, поскольку Советский Союз усиленно игнорировал борьбу революционной молодежи в соседней Турции, уделяя внимание лишь положению просоветской компартии. Несмотря на то, что Турция оставалась основным военным противником СССР в Причерноморье, Союз так и не оказал помощь революционным группировкам, хотя мог бы их превосходно использовать в деле ослабления турецкой государственности и даже, в перспективе, рассчитывать на установление в Стамбуле дружественного или нейтрального политического режима.
С середины 1960-х годов в Турции появляются сторонники маоизма, которые на рубеже 1960-х – 1970-х гг. оформляются в группы и, в конце концов, формируют Коммунистическую партию Турции (марксистско-ленинскую). У ее истоков также стоял бывший деятель студенческого движения – Ибрагим Кайпаккая, учившийся на факультете физики Стамбульского университета. Кайпаккая, получивший известность под «революционным прозвищем» Ибо, вышел из Рабочей партии Турции, не согласившись с ее чрезмерной умеренностью и, после создания маоистской партии, возглавил также и ее вооруженное крыло – Турецкую рабоче-крестьянскую освободительную армию. Как и Гезмиш, и Чаян, Ибрагим Кайпаккая был настигнут полицейскими при попытке скрыться в сельской местности и брошен в тюрьму. Через три с половиной месяца заключения двадцатичетырехлетнего маоистского лидера убили без суда и следствия.
Тем не менее, турецкие маоисты продолжили вооруженное сопротивление и фактически вплоть до настоящего времени периодически совершают вылазки против правительственных структур и полицейских формирований. В организационном плане они разобщены, что объясняется многократностью расколов в маоистском движении. Так, еще в 1976 г. появилась Компартия Турции (марксистско-ленинская-Хакерети), в 1981 году из Компартии Турции (марксистско-ленинской) выделилась Партия большевиков Северного Курдистана, несколько позже – Коммунистическая партия Турции (марксистско-ленинская революционно-пролетарская), Коммунистическая партия Турции (марксистско-ленинская маоистская) и Маоистская коммунистическая партия и Марксистско-ленинская коммунистическая партия Турции и Северного Курдистана. Объединяет турецких маоистов преимущественная направленность на вооруженный путь борьбы. Впрочем, в настоящее время это – наиболее страдающая от политических репрессий часть турецкого левацкого движения.
Турецким правительством Компартия Турции (марксистско-ленинская) внесена в список террористических организаций. Известно, что в настоящее время боевики организации ведут вооруженную борьбу в слабо контролируемом правительственными войсками Турецком Курдистане, а также в гористом Причерноморье. Вместе с тем, в городах маоисты пытаются вести и легальную работу, привлекая в свое движение женщин, представителей студенческой и рабочей молодежи. Наиболее убежденные затем становятся боевиками и попадают в тюрьму или под пули полицейских спецназовцев.
Идею нельзя победить?
Несмотря на то, что Советский Союз давно распался, а Китай отказался от маоистской идеологии и перестал поддерживать ультралевые группировки, по крайней мере, вне сферы своих геополитических интересов, накал леворадикального движения в Турции не спадает. Об этом свидетельствует, в частности, история с борьбой на площади Таксим в первой половине 2013 года. Активизация социальных протестов в Турции, связанных, в том числе, и с недовольством светски ориентированной части турецких граждан растущим влиянием исламистов, способствовала восстановлению позиций коммунистического движения в обществе. В частности, Революционная народно-освободительная партия – фронт, созданная Дурсуном Караташем на базе «Революционных Левых» еще в 1994 году, в 2013 году отметилась нападением на посольство США в Анкаре. Весной 2014 года Турцию охватила новая волна беспорядков, в которых последователи покойного Караташа также сыграли ключевую роль.
Здесь следует отметить, что при всех своих усилиях и даже с учетом поддержки США, турецкому правительству так и не удается справиться с революционным коммунистическим движением. Это объясняется широким распространением леворадикальных идей в турецком обществе, имеющим гораздо более глубокие социокультурные корни, нежели простое заимствование марксистско-ленинской концепции из Советского Союза или Китая. По разным оценкам левых идей в Турции придерживается не менее 20 % населения.
В отличие от современной России, турецкие левые – это не пенсионеры и маргиналы, а часто – вполне успешные и современные люди, многие из которых имеют достаточный вес в обществе хотя бы в силу своей профессиональной деятельности – это и преподаватели вузов, и журналисты, и адвокаты, и врачи. Многие из представителей турецкой интеллигенции и бизнеса сами имеют «революционное прошлое», что побуждает их с симпатией и сочувствием относиться к молодому поколению леваков и оказывать последним финансовую и организационную поддержку.
Левые практически полностью контролируют профсоюз учителей Турции. Нельзя забывать и о том, что среди определенной части турецкой молодежи существует своеобразный «культ левизны», мода на революцию. Действует множество книжных издательств, кафе, клубов, являющихся местом сбора левой молодежи, симпатизирующих левым идеям рок-групп (самая известная – Grup Yorum).
Причина распространения левых идей в Турции и их укорененности среди определенной части населения имеет под собой историко-культурные основания. Речь идет о специфике утверждения ислама в Турции, исламизации и тюркизации коренного населения страны. Известно, что на территории Малой Азии в период османского владычества проживало внушительное по численности армянское, греческое, ассирийское население.
Значительная его часть предпочла формально принять ислам и турецкую культуру, в глубине сознания сохраняя ненависть к османским завоевателям и транслируя ее последующим поколениям. Среди этой части турецкого населения, а также среди курдов и близкого к ним по языку народа заза, проживающего в горах Восточной Турции, получил особое распространение алевизм – специфическое направление в исламе, близкое к шиизму, но испытавшее серьезное влияние как христианства, так и зороастризма и племенных верований курдских и тюркских племен, кочевавших в горах на востоке Малой Азии.
Алевиты, как и шииты, веруют в имама Али, однако отличаются большой либеральностью в вопросах соблюдения религиозных догматов. В частности, они могут молиться дома, среди них не считается обязательным соблюдение традиционных намазов и даже отказ от алкоголя. Но самое главное – алевиты придерживаются принципов веротерпимости и уважения к трудящейся части населения. Поэтому левые идеи в Турции нашли распространение, прежде всего, в среде алевитов, большая часть которых и сегодня поддерживает левый спектр политических партий страны – начиная от умеренных социалистов и заканчивая самыми радикальными маоистскими группировками.
Таким образом, мы видим, что в основе противостояния турецкого государства и радикальных коммунистических групп находится не только идеология последних, предписывающая им продолжать вооруженную борьбу до победы революции, но и давний социокультурный конфликт. Последний существенно отягощается недовольством горожан, прежде всего светски ориентированных, политикой премьера Эрдогана и опасностью исламизации турецкого общества.
Сильное влияние на рост леворадикальных настроений в последнее время оказывают и события в соседней Месопотамии – Сирии и Ираке. Наблюдая за тем, как вчера еще процветавшие страны опустились в пучину гражданских войн, инспирированных США, и, понимая, что в этих войнах религиозные экстремисты играют роль ключевого проамериканского инструмента, светские турки могут увидеть естественного союзника в радикальных коммунистах. Конечно, путь Непала, где маоисты сумели свергнуть короля, для Турции практически исключен, но, как видим, хлопот турецкому правительству леваки доставляют немало и самое главное – правительство оказывается не в силах свести их влияние на турецкий социум к минимуму. Тем более, что есть еще и курды, которые, пока не будет решен вопрос с их государственностью или, хотя бы, полноценной автономией, будут оставаться основной этносоциальной опорой левой оппозиции (о курдском национальном движении мы расскажем как-нибудь позже).
Информация