Military Review

Japanese military threat in the east of the USSR

6

Studying history World War II and World War II, one should not forget such an important factor for Moscow as the threat from the East. The USSR could not concentrate all its forces to fight the armed forces of the Reich, since the Japanese Empire hung from the East.


Formally, between the two countries was neutrality, according to the agreement concluded on April 13 of 1941 of the year. But, the main reasons why Japan did not strike the USSR were not the goodwill of Tokyo, or the strength of the signed documents. The Japanese chose the southern territories for a strategic offensive; moreover, they could wait until the Wehrmacht defeated the Red Army and then seized the Russian Far East and Siberia. Another important reason was the Far Eastern group of the Red Army, the Japanese have already experienced its power in 1938-1939 years and did not want to suffer defeat again.

When Germany attacked the USSR on June 22, 1941, there was a discussion in Japan about the prospects of its invasion of the Far East. Japanese politicians, generals, command fleet They argued about the possibilities of implementing the Kantokuen plan (“Special Maneuvers of the Kwantung Army”), an analogue of the German “Barbarossa”, it began to be developed in the mid-30s.

According to this plan we planned:

- The Japanese Air Force was due to a sudden blow for several hours to destroy, or at least disable most aviation Far Eastern Air Force Red Army Group.

- Japanese forces, by forces of three formed fronts - east, north and west, were to defeat the Soviet troops in Primorye, Amur region and Transbaikalia with successive strikes, force the remaining units to capitulate.

- The Imperial fleet was to support the operation to seize Northern Sakhalin, destroy the Soviet Pacific Navy, support the seizure of Vladivostok by land forces and organize a landing operation to invade Kamchatka.

- The operation was planned to be completed in 6 months, coming to Baikal.

But although the operation was planned to begin in August 1941 of the year, but the Japanese Foreign Ministry and intelligence expressed doubts, which only grew stronger as they realized that the German blitzkrieg had failed. As a result, at a meeting of the government’s coordinating council and the imperial stakes, 3 of September, the meeting concluded that "since Japan cannot deploy large-scale operations in the north until February, it is necessary to quickly carry out operations in the south during this time." In fact, with its fierce resistance, the Red Army frustrated not only Berlin’s plans, but Japan’s plans for a “blitzkrieg” in the North. On October 1941, it was decided to postpone the possible operation to the spring of the year 3.

But then Japan simply could not hit the USSR - its main forces were occupied on the southern fronts. The Kwantung army gradually transferred its best units to other fronts, losing its power. In addition, the USSR did not even think of falling; in the east of the state, Moscow still held significant combat forces. General Joseph Apanasenko made great efforts to strengthen our forces in this direction and develop infrastructural capabilities. Apanasenko was able to organize the construction of a highway along the Trans-Siberian Railway as soon as possible. By September 1, 1941, a road was built from Khabarovsk to Belogorsk. Under him, the Far East actually turned into a large fortress. The USSR was forced to keep a powerful force grouping in the East: from 32 to 59 divisions of ground troops, with a total number of more than 1 million people, from 8 to 16 thousand guns and mortars, over 2 thousand tanks and self-propelled artillery installations, from 3 to 4 thousand combat aircraft. These were huge forces that could seriously change the balance of power in the west of the country, in a different political situation.

Japanese military threat in the east of the USSR

Joseph Apanasenko, Commander of the Far Eastern Front, from January 1941 to June 1943.
In addition, the Japanese actively harmed the USSR in the field of shipping, and made various provocations at the border. There were acts of aggression, which at other times could be used as a pretext for war. The Japanese Navy hampered navigation in the Sangar and La Peruza straits. They put drifting mines, which limited the Soviet fishing zone in the Sea of ​​Japan. Threatened by weapons stopped and inspected the Soviet merchant ships. The Japanese attacked our ships: 14 December 1941, the cargo and passenger steamer "Krechet" was sunk in Hong Kong by Japanese army artillery; 18 December 1941, the cargo ship "Perekop" was sunk in the South China Sea in the area of ​​the islands of Natuna by Japanese naval aviation, 8, of the dead team members. 26 December 1941 of the year, the crew scuttled the tanker "Maikop", in Sarangli Bay of Davao Bay (Minda-nao, Philippine Islands) after the ship was heavily damaged by Japanese aircraft. There were other acts of aggression, for example: the ship “Whalen” on the Australian coast was fired upon by the Japanese.

All diplomatic protests of the USSR Tokyo ignored. By the end of the Great Patriotic War, when it became finally clear that Berlin would be defeated, there were fewer Japanese provocations.

But, August 8 1945 of the USSR was avenged, the head of the NKID Vyacheslav Molotov told the Ambassador of Japan Naotake Sato in Moscow about the beginning of the war. Neutrality Pact with Japan was also terminated on 5 on April 1945 of the year. 2 September 1945, Stalin congratulating the Soviet people on their victory over Japan, said the main reason that prompted Moscow to enter this war. “We still have our own special account for Japan. Japan began its aggression against our country back in the 1904 year, during the Russian-Japanese war ... As you know, Russia suffered a defeat in the war with Japan. Japan also took advantage of the defeat of Tsarist Russia in order to grab South Sakhalin from Russia, establish itself on the Kuril Islands and, thus, lock all exits to the ocean for our country’s castle ”. The Soviet Union fully paid for it.

Unfortunately, historical lessons do not benefit Japan, after the collapse of the USSR, Tokyo, taking advantage of the weakening of the will of the leadership of the Russian Federation, continues to assert its rights to "its Northern Territories". A number of statements by Japanese officials are frankly boorish in nature. Let us hope that the “Japanese Chernobyl” will make them more meaningful.

Sources of:
The history of diplomacy. T. 4. M., 1975.
http://topwar.ru/3541-plan-molnienosnoj-vojny-yaponii-protiv-sssr.html
http://topwar.ru/4738-general-matershinnik-bez-kotorogo-vozmozhno-ne-bylo-by-pobedy.html
http://militera.lib.ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/index.html
http://www.navylib.su/ships/august-1945/11.htm
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. mitrich
    mitrich 25 June 2011 13: 08 New
    -2
    Do you know how it was and why Japan did not attack the USSR?
    The Japanese General Staff and the political leadership of the country could not decide which way to expand: either west of the Japanese Empire, that is, to fight with Russia, or south, to the Pacific.
    And in May 1941, the Japanese Foreign Minister (I don’t remember his last name) arrived in Moscow with unclear powers. They chatted for several days until Joseph Vissarionovich with Vyacheslav Mikhailovich (Molotov) used the ancient Russian means of persuasion - VODKA. A day later, they came to an agreement, after which they signed the Nonaggression Treaty with Japan. For the sake of such a thing, Stalin arrived at the railway station to escort the Japanese minister, which had never happened. In parting, even the Internationale sang. I didn’t come up with this; Molotov spoke about this in his “140 conversations”.
    The Japanese turned out to be more decent than Hitler, so they did not dare to break the signed agreement, and therefore decided to wage war not with the USSR, but with the USA. Then the Japanese minister did it sideways.
    That's how the BIG policy is done.
  2. penal battalion
    penal battalion 25 June 2011 14: 01 New
    +3
    The history of Japan is almost 150 years old.
    In 1860, the Entente (England, France, Turkey) tortured victory in the Crimea. After that, the defeated Russian Empire annexed Central Asia, the Far East and threatened to wipe out small-brit from India. The exhausted insolents could not oppose anything to this except how to train and arm the samurai. Until 1860, there weren’t even guns at the iphos, but only silicon shotguns, bows and spears like those of the North American Indians. However, the British began to fill the holds of ships with Japanese boys and send to England for training - for free. Then the equipment was imported - for free.
    Just recently, Americans handed atomic reactors to the Ibizan Abyzans ... Just the other day, two Ipadian robots opened the Pandora's box - they opened the door to the station, took pictures of each other, and they were petrified by the radiation from the view of the Gargona
    Now we have Forty Chernobyls in Japan, only with the difference that FOUR nuclear reactors have turned into FOUR nuclear outstanding volcanoes that heat water and merge into the ocean with radiation.
    WELCOME JOPANIA smile
    1. svvaulsh
      svvaulsh 26 July 2011 17: 06 New
      0
      Entente you are a friend here dragged off topic. And Turkey has never been a member of it, unlike the Russian Empire.
  3. datur
    datur 25 June 2011 17: 38 New
    0
    mitrich, funny version.
  4. mitrich
    mitrich 26 June 2011 08: 57 New
    +1
    Datur
    I am not inclined to consider conversations with the former People's Commissar of Foreign Affairs of the USSR Vyacheslav Mikhailovich Molotov (Scriabin) VERSION, and even more so FUN.
    VERSIONS are put forward by modern pseudo-and simply historians, without being witnesses and eyewitnesses of the events about which they write. At best, they rely on documents, and often just engage in fabrications and fitting facts to their theories are ridiculous. At the same time, we must not forget that not all important historical events leave their mark on paper, which is why, recalling the participants of those great events, I consider it more important and interesting material for reading and subsequent thoughts.
    Vyacheslav Mikhailovich until the end of his days remained a serious man, to jokes and jokes, they did not have a penchant. What he said is TRUTH and tremendous value for posterity. Most likely, you were amused by vodka as a means of achieving political consensus. Then I will add to this series of political portraits the British Prime Minister Winston Churchill, not a single negotiation with which could not do without alcohol. The fact is that Churchill was a great lover of Caucasian cognac (I don’t remember exactly which one: Armenian, Dagestan or Georgian), I.V. Stalin knew about this and always put it on the table and sent the appropriate packages to the fat man with a cigar at the place of registration.
    Generally I.V. Stalin was a GREAT diplomat and strategist. He himself believed that "Russia knows how to achieve victories on the battlefields, but does not know how to use their fruits," giving way to the West through diplomacy.
    This person - I.V. Stalin - do not deify nor litter. He made big mistakes in the field of domestic economic policy, especially in agriculture, but in the field of EXTERNAL politics it was a GENIUS!
    So, as M.A. used to say Sholokhov, when asked about the personality cult of I.V. Stalin: "The cult was, but there was a PERSONALITY!". I agree with that.
  5. Pinocchio
    Pinocchio 26 July 2011 17: 51 New
    +1
    Stalin for a short period of rule was able to assemble fragmented Russia into a single state-forming Soviet empire i.e. revived the territory of the former tsarist Russia, we will not take into account Poland, Finland. He managed to pacify the born proud warriors of the high mountains of the Caucasus. The resettlement operations that met the fascists with open arms, bread and salt were carried out brilliantly in the shortest possible time. But we put a lot of guys in Chechnya, and we still disentangle Caucasian problems. And Islam is gaining strength. Peaceful imams are covert propaganda of radical movements.

Японская военная угроза на востоке СССР

Японская военная угроза на востоке СССР
Изучая историю Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, нельзя забывать такой важнейший фактор для Москвы, как угроза с Востока. СССР не мог все свои силы сосредоточить для борьбы с вооруженными силами Рейха, так как с Востока нависала Японская империя.

Формально между двумя странами был нейтралитет, по договору заключённому 13 апреля 1941 года. Но, главными причинами, почему Япония не ударила по СССР, были не добрая воля Токио, или сила подписанных документов. Японцы выбрали для стратегического наступления южные территории, к тому же они могли подождать пока вермахт победит Красную Армию и уже тогда захватить русский Дальний Восток и Сибирь. Ещё одной важной причиной стала Дальневосточная группировка РККА, японцы уже испытали её мощь в 1938-1939 годах и не хотели ещё раз понести поражение.

Когда 22 июня 1941 года Германия напала на СССР, в Японии произошла дискуссия о перспективах своего вторжения на Дальний Восток. Японские политики, генералитет, командование флота спорили о возможностях реализации плана «Кантокуэн» ("Особые маневры Квантунской армии"), аналога германской «Барбароссы», его начали разрабатывать ещё в середине 30-х годов.


По этому плану планировали:

- Японские ВВС должными были внезапным ударом в течении нескольких часов уничтожить, или по крайней мере вывести из строя большую часть авиации Дальневосточной группировки ВВС РККА.

- Японские войска, силами трех сформированных фронтов – восточного, северного и западного, последовательными ударами были должны разгромить советские войска в Приморье, Приамурье и Забайкалье, оставшиеся части заставить капитулировать.

- Императорский флот должен был поддержать операцию по захвату Северного Сахалина, уничтожить советские тихоокеанские ВМС, поддержать захват сухопутными силами Владивостока и организовать десантную операцию для вторжения на Камчатку.

- Операцию планировали завершить за 6 месяцев, выйдя к Байкалу.

Но хотя операцию планировали начать в августе 1941 года, но МИД Японии и разведка выражали сомнения, которые только крепли по мере понимания того, что немецкий блицкриг провалился. В итоге, 3 сентября 1941 года на заседании координационного совета правительства и императорской ставки участники совещания сделали вывод, что "поскольку Япония не сможет развернуть крупномасштабные операции на севере до февраля, необходимо за это время быстро осуществить операции на юге". Фактически Красная Армия своим ожесточённым сопротивлением сорвала не только планы Берлина, но и планы Японии о «молниеносной войне» на Севере. 3 октября было принято решение о переносе возможной операции на весну 1942 года.

Но потом уже Япония просто не могла ударить по СССР – её главные силы были заняты на южных фронтах. Квантунская армия постепенно передавала свои лучшие части на другие фронты, теряя свою мощь. К тому же СССР и не думал падать, на востоке государства Москва по-прежнему держала значительные боеспособные силы. Генерал Иосиф Апанасенко приложил большие усилия, чтобы укрепить наши силы на этом направлении, развить инфраструктурные возможности. Апанасенко смог в кратчайшие сроки организовать строительство автомобильной трассы вдоль Транссибирской железной дороги. К 1 сентября 1941 года была построена дорога от Хабаровска до Белогорска. При нём Дальний Восток фактически превратился в большую крепость. СССР был вынужден держать на Востоке мощнейшую группировку войск: от 32-х до 59-и расчетных дивизий сухопутных войск, с общей численностью более 1 млн. человек, от 8 до 16 тыс. орудий и минометов, свыше 2 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, от 3 до 4 тыс. боевых самолетов. Это были огромные силы, которые могли бы серьёзно изменить расклад сил на западе страны, при другой политической ситуации.

Японская военная угроза на востоке СССР

Иосиф Апанасенко, командующий Дальневосточным фронтом с января 1941 года по июнь 1943 года.
Кроме того, японцы активно вредили СССР в области судоходства, совершали на границе различные провокации. Совершались акты агрессии, которые в другое время можно было бы использовать, как повод к войне. Японские ВМС затрудняли судоходство в области проливов Сангарский и Лаперуза. Ставили дрейфующие мины, которые ограничили советскую рыбопромысловую зону в Японском море. Под угрозой применения оружия останавливали и досматривали советские торговые суда. Японцы атаковали наши суда: 14 декабря 1941 года грузопассажирский пароход "Кречет" был потоплен в Гонконге японской армейской артиллерией; 18 декабря 1941 года грузовой пароход "Перекоп" был потоплен в Южно-Китайском море в районе островов Натуна морской авиацией японцев, 8-мь погибших членов команды. 26 декабря 1941 года команда затопила танкер "Майкоп", в бухте Сарангли залива Давао (Минда-нао, Филиппинские острова) после того, как кораблю нанесли тяжёлые повреждения японские самолёты. Были и другие акты агрессии, например: пароход «Уэлен» у австралийских берегов был обстрелян японцами.

Все дипломатические протесты СССР Токио игнорировал. К концу Великой Отечественной войны, когда стало окончательно ясно, что Берлин потерпит поражение, японских провокаций стало меньше.

Но, 8 августа 1945 года СССР был отомщён, глава НКИД Вячеслав Молотов сообщил в Москве послу Японии Наотакэ Сато о начале войны. Пакт о нейтралитете с Японией был расторгнут ещё 5 апреля 1945 года. 2 сентября 1945 года Сталин поздравляя советский народ с победой над Японией, сообщил главную причину, побудившую Москву вступить в эту войну. «У нас есть еще свой особый счет к Японии. Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году, во время русско-японской войны... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Япония же воспользовалась поражением царской России для того, чтобы отхватить от России Южный Сахалин, утвердиться на Курильских островах и, таким образом, закрыть на замок для нашей страны на Востоке все выходы в океан». Советский Союз сполна «заплатил» за тот счёт.

К сожалению, исторические уроки не идут на пользу Японии, после развала СССР, Токио пользуясь ослаблением воли руководства РФ, продолжает заявлять свои права на «свои Северные территории». Ряд заявлений японских официальных лиц носят откровенно хамский характер. Будем надеяться, что «японский Чернобыль» несколько их вразумит.

Источники:
История дипломатии. Т. 4. М., 1975.
http://topwar.ru/3541-plan-molnienosnoj-vojny-yaponii-protiv-sssr.html
http://topwar.ru/4738-general-matershinnik-bez-kotorogo-vozmozhno-ne-bylo-by-pobedy.html
http://militera.lib.ru/h/istoriya_voyny_na_tihom_okeane/index.html
http://www.navylib.su/ships/august-1945/11.htm
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. mitrich 25 июня 2011 13:08
    А Вы знаете как было дело и почему Япония не напала на СССР?
    Японский Генеральный штаб и политическое руководство страны никак не могли решить, в какую сторону расширяться: то ли на запад от Японской империи, то есть с Россией воевать, то ли на юг, в Тихоокеанский регион.
    И вот в мае 1941 в Москву прибыл министр иностранных дел Японии(фамилию не помню) с неясными полномочиями. Несколько дней без толку болтали, пока Иосиф Виссарионович с Вячеславом Михайловичем(Молотовым) не применили старинное русское средство убеждения - ВОДКУ. Спустя сутки пришли к соглашению, после чего подписали Договор о ненападении с Японией. Ради такого дела Сталин прибыл на железнодорожный вокзал провожать японского министра, чего сроду не бывало. На прощание даже "Интернационал" попели. Это не я придумал, Молотов об этом рассказал в своих "140 беседах".
    Японцы оказались порядочнее Гитлера, поэтому подписанный договор нарушить не посмели, отчего и решили вести войну не с СССР, а с США. Потом японскому министру это боком обошлось.
    Вот так делается БОЛЬШАЯ политика.
    mitrich
  2. штрафбат 25 июня 2011 14:01
    Истории Японии уже почти 150 лет.
    В 1860 году антанта (Англия, Франция, Турция) вымучила победу в Крыму. После чего побеждёная Российская Империя присоеденила Среднию Азию, Дальний Восток и угрожала вытурить мелкобритов из Индии. Измученые наглосаки немогли этому ничего противопоставить кроме как обучить и вооружить самурая. До 1860 года у ипошек небыло даже пушек, а только кремниевые ружья, луки и копья как у североамериканских индейцев. Однако британцы стали набивать трюмы кораблей японскими мальчишками и отправлять в Англию на обучение - бесплатно. Потом завозили оборудование - бесплатно.
    Вот совсем недавно американцы всучили ипонским абизьянкам атомные реакторы... Совсем на днях два ипонских робота приоткрыли ящик Пандоры - открыли дверь на станции, сфотографировали друг друга, да так и окаменели сражёные радиацией как от взгляда Гаргоны
    Теперь имеем СОРОК чернобылей в Японии, только с разницей что ЧЕТЫРЕ ядерных реактора превратились в ЧЕТЫРЕ ядерных непогашеных вулкана которые греют воду и с радиацией сливают в океан.
    ВЕЛКАМ ЖОПАния smile
    штрафбат
    1. svvaulsh 26 июля 2011 17:06
      Антанту ты дружок сюда приплел не в тему. И Турция в ней никогда не состояла, в отличии от Российской империи.
      svvaulsh
  3. datur 25 июня 2011 17:38
    mitrich,веселая версия.
  4. mitrich 26 июня 2011 08:57
    DATUR,
    я не склонен считать беседы с бывшим наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Михайловичем Молотовым (Скрябиным) ВЕРСИЕЙ, и уж тем более ВЕСЕЛОЙ.
    ВЕРСИИ выдвигают современные псевдо- и просто историки, не будучи свидетелями и очевидцами событий, о которых пишут. В лучшем случае опираются на документы, а зачастую просто занимаются измышлениями и подгонкой фактов под свои теории нелепые. При этом нельзя забывать, что далеко не все важные исторические события оставляют свой след на бумаге, отчего воспоминая участников тех великих событий считаю более важным и интересным материалом для чтения и последующих размышлений.
    Вячеслав Михайлович до конца своих дней оставался мужчиной СЕРЬЕЗНЫМ, к шуткам и анекдотам склонности не имевшим. То, что он говорил - ПРАВДА и огромная ценность для потомков. Вас, скорее всего, развеселила водка как средство достижения политического консенсуса. Тогда прибавлю в этот ряд политических портретов еще и премьера Великобритании Уинстона Черчилля, ни одни переговоры с которым не обходились без спиртного. Дело в том, что Черчилль был большим любителем кавказского коньяка(я не помню точно, какого: армянского, дагестанского или грузинского), И.В. Сталин об этом знал и всегда выставлял его на стол и посылал соответствующие посылочки толстяку с сигарой по месту прописки.
    Вообще И.В. Сталин был ВЕЛИКИМ дипломатом и стратегом. Сам он считал, что "Россия умеет добиваться побед на полях сражений, но не умеет пользоваться их плодами", уступая Западу по линии дипломатии.
    Этого человека - И.В. Сталина - не надо ни обожествлять, ни засирать. Он допустил большие ошибки в области внутренней экономической политики, особенно в части сельского хозяйства, но в области политики ВНЕШНЕЙ это был ГЕНИЙ!
    Так что, как говаривал М.А. Шолохов, когда его спрашивали о культе личности И.В. Сталина: "Культ БЫЛ, но и ЛИЧНОСТЬ была!". Я с этим согласен.
    mitrich
  5. Буратино 26 июля 2011 17:51
    Сталин за короткий период правления смог собрать роздробленную Россию в единую государственнообразующую советскую империю т.е. возродил территорию бывшей царской России, не будем брать во внимание Польшу, Финляндию. Сумел усмирить прирождённых гордых воинов высоких гор Кавказа.Операции по переселению народов, которые встретили фашистов с распростёртыми объятиями, хлебом и солью, были проведены блестяще в кротчайшие сроки. Мы же положили много пацанов в Чечне, и до сих пор расхлёбываем кавказкие проблемы. А ислам набирает силы. Мирные имамы ведут скрытую пропаганду радикальных течений.
    Буратино

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня