Корабль-бомба: история «морских камикадзе»

Корабль-бомба: история «морских камикадзе»


Японские торпеды-кайтэн, управляемые пилотами-смертниками, получили широкую известность в военной истории, несмотря на низкую эффективность и крайне ограниченное применение. Мало кто задумывается о том, что корабли-бомбы существовали задолго до XX века — их знали еще древние греки, а пик использования подобного оружия пришелся на XVI—XVIII вв.ека, когда ни один морской бой не обходился без брандеров.

Брандер — это любое плавсредство, начиненное взрывчатыми или легковоспламеняющимися веществами и предназначенное для уничтожения кораблей противника. В отличие от японских кайтэнов, это «беспилотник»: для атаки корабль направляли в сторону вражеского флота, намертво заклинив штурвал в нужном положении.


Пожалуй, самый известный прецедент, в котором брандеры серьезно повлияли на исход боя, произошел 8 августа 1588 года — это было легендарное Гравелинское сражение, в котором британский флот наголову разгромил считавшуюся непобедимой Великую армаду. Армада была собрана Испанией для вторжения в Британию, но британцы нашли слабое место массивного флота — его неповоротливость и пробелы в организации. В итоге к финальному сражению при Гравелине английские пираты и легкие флотилии порядком «понадкусывали» плавучее чудовище. А в ночь перед битвой Чарльз Говард, герцог Ноттингем, главнокомандующий британского флота, приказал начинить восемь потрепанных в боях кораблей смолой, порохом, соломой и хворостом, поджечь и вслепую отправить в сторону сгрудившихся в кучу испанцев. Физического ущерба брандеры принесли немного, но вызвали страшную панику: чтобы избежать столкновения с пылающими кораблями, испанцы рубили якоря (их просто не успевали поднять) — и на следующий день уже толком не могли сохранять строй из-за невозможности причалить. Кроме того, многие корабли пострадали от столкновений.

В принципе, именно такую цель — посеять панику, поджечь пару кораблей, сломать строй — брандеры несли примерно с V века до н. э. В морских сражениях их активно использовали и в России: в Чесменском сражении против турок (1770) и даже раньше, при Гангуте — еще Петр I, создавая основу русского флота, обратил внимание на опыт применения брандеров в бою.

Был лишь один фактор, который позволил брандерам «прожить» в качестве оружия почти 2000 лет. Это материал кораблей — дерево. Как только в XIX веке военные корабли начали делать из железа, брандеры, казалось бы, потеряли актуальность раз и навсегда.

Технологии прошлого

С XIV и до начала XIX века брандеры существовали как выделенный класс кораблей, построенных специально для «суицидального» использования. Устройство брандера диктовалось его назначением: максимальная дешевизна и простота конструкции, скорость постройки, простота в управлении, продуманные места для расположения горючих и взрывчатых веществ. Брандеры строились одно- или двухпалубными и нередко имели минимальное вооружение — если путь до цели предстоял долгий и требовалось отстреливаться от других судов противника.

От обычного корабля брандер отличали некоторые детали. Например, ближе к корме в борту предусматривалась дверь, у которой швартовалась лодка для эвакуации, причем швартовка для надежности производилась не канатом, а цепью. Дверь позволяла команде покинуть корабль под прикрытием борта. У места швартовки в борту было еще одно отверстие с выведенным наружу концом бикфордова шнура — моряки поджигали его, уже сидя в эвакуационной лодке, и его длина позволяла команде отойти на безопасное расстояние.

В зависимости от ситуации брандером можно было сделать практически любой корабль — в XIX веке, когда брандеры как класс уже не строились, в качестве бомб использовались ненужные корабли других типов. Обычно брали небольшой корабль, отслуживший свое — дряхлый, иногда с кое-как заделанными пробоинами, — либо просто корабль, эффективность которого в качестве брандера превышала его эффективность в качестве пушечного судна. Все ценное, в том числе вооружение, снимали, после чего трюм и другие внутренние помещения набивали горючими веществами. Чаще всего использовали не военные корабли, а торговые, идущие с флотом в качестве плавучих складов продовольствия.

По методике доставки плавучей бомбы к цели брандеры можно условно поделить на несколько типов. Первый тип предназначался для поджога корабля противника. Обычно такой брандер управлялся командой до самого конца — задачей моряков было пришвартовать горящий корабль к вражескому, после чего эвакуироваться с противоположного борта на заранее подготовленной шлюпке. Другая разновидность представляла собой именно бомбу — команда просто направляла корабль на противника и покидала брандер, не дожидаясь столкновения, за которым следовал взрыв. Как уже упоминалось, при попутном ветре или течении брандеры могли просто направить на вражеский флот без команды, с зафиксированным штурвалом.

Естественно, существовали и методы борьбы. Самым простым способом был расстрел огненного судна из пушек в надежде повредить закрепленный штурвал, сбить мачту или — в лучшем случае — взорвать пороховой запас на приличном расстоянии от цели. Поэтому эффективность брандера в открытом море равнялась практически нулю: маневренный боевой корабль успевал уничтожить «бомбу» на подходе. Все успешные применения брандеров имели место в «узких местах», в гаванях и проливах, где скапливалось много кораблей, мешавших друг другу. Была и еще одна методика: бомбардиры атакуемых судов пытались попасть по шлюпке, на которой должна была эвакуироваться команда. В случае потери шлюпки команда могла развернуть брандер — стремлением к самопожертвованию европейские моряки не отличались.

Новая жизнь

Но XIX век продиктовал свои правила. Новое, более дальнобойное оружие позволяло расстрелять и потопить брандер на безопасной дистанции, да и огонь не мог причинить железным кораблям такого вреда, как деревянным. Тем не менее технология не умерла, но видоизменилась.

Столкновение с последующим поджогом или взрывом стало совершенно неэффективно, зато во время русско-японской войны судам-смертникам нашлось другое применение. Во время легендарной осады Порт-Артура японцы попытались заблокировать вход в гавань для русских кораблей, затопив в узком месте несколько торговых пароходов. Попытка провалилась (из девяти транспортов в «правильном» месте затонул только один, прочие были торпедированы или подбиты береговой артиллерией на подходах), но термин «брандер» получил новое значение. Впрочем, затопление кораблей для блокировки некой замкнутой водной зоны практиковалось еще в XVI веке, просто в то время брандерами называли другие суда. Блокировка подобного типа была распространена и в поздних морских боях — например, в районе Оркнейских островов до сих пор из-под воды торчат трубы и мачты затопленных во время двух мировых войн судов.

Как ни странно, во время Второй мировой войны новую жизнь получили и брандеры в классическом понимании термина. Интереснейшим инцидентом с их применением стала операция «Люсид», спланированная британским командованием в конце 1940 года. К июлю 1940-го Франция пала, и немецкие войска начали готовиться к вторжению в Великобританию. Транспортные и военные суда рассредоточились по северному побережью Франции. Великобритания пыталась предупредить высадку, Королевские ВВС отправлялись превентивно бомбить немецкие транспорты. Но для уничтожения двух серьезных групп транспортов британцы решили использовать брандеры.

В роли кораблей-смертников выступили несколько доисторических танкеров, уже давно не использовавшихся по назначению: War Nizam (1918), War Nawab (1919), Oakfield (1918). Корабли подлатали и начинили примерно тремя тоннами адского коктейля (50% флотского мазута, 25% моторного масла и 25% бензина), получившего название «специальная смесь Эгера» в честь Огастуса Эгера, руководителя операции. К смеси добавили немного кордита и нитроцеллюлозы для увеличения взрывного эффекта. Провели предварительные испытания на паре малых брандеров — эффект был хорош: по всем расчетам брандер, взорванный в окружении близстоящих судов, мог оказать разрушительный эффект на расстоянии до 800 м.

26 сентября 1940 года все три брандера отправились в свое последнее плавание под конвоем ряда малых военных судов — два корабля в Кале и один в Булонь. Но сказалось изначально плохое техническое состояние старых кораблей: сперва начал практически разваливаться Oakfield, а затем отказала силовая установка War Nizam. С одним кораблем операция не имела смысла, и от нее пришлось отказаться. Впоследствии провели еще несколько попыток — 3 и 8 октября, но они сорвались из-за плохой погоды.

Последние всплески

Было и еще несколько примеров использования брандеров — причем более успешных. Наиболее известна в этом плане операция «Колесница», благодаря которой британцы полностью уничтожили на побережье Франции, в городе Сен-Назер, крупнейший немецкий сухой док, способный принимать флагман кригсмарине линкор «Тирлиц». Основной ударной силой операции был переоборудованный эсминец «Кэмпбелтаун». Его максимально облегчили, чтобы он мог проходить мелкими фарватерами, срезали часть палуб, чтобы его силуэт издалека напоминал немецкий корабль, и главное — начинили 4,5 т взрывчатки, причем спрятали ее за бетонными фальшстенами внутри судна.

Ранним утром 28 марта 1942 года «Кэмпбелтаун» под шквальным огнем добрался до ворот дока и протаранил их — без взрыва. Параллельно британцы вели обстрел и бомбардировку Сен-Назера, а также высадку коммандос. В ходе атаки немцам нанесли ряд повреждений: диверсионные отряды уничтожили несколько орудий, были повреждены суда и шлюзы, но в итоге англичане были вынуждены отступить; за время атаки команда «Кэмпбелтауна» эвакуировалась. Отбив атаку, немцы расслабились. Изучать застрявший в доке «Кэмпбелтаун» отправилась большая группа офицеров и солдат. Спустя почти девять часов, в 10:30, брандер планово взорвался, полностью уничтожив док, а заодно более 250 немецких солдат и офицеров, — несмотря на серьезные потери коммандос во время отвлекающей высадки, операция удалась.

Попыткой использования брандеров во Второй мировой отметилась также Италия. Еще в 1938 году была изготовлена серия из 18 компактных катеров MT (Motoscafo da Turismo) — легких, оснащенных 95-сильным двигателем Alfa Romeo, способных разгоняться до 60 км/ч и штатно начиненных 330 кг взрывчатки. Пилот находился на корме; заклинив руль, он должен был спрыгнуть на специальный спасательный плотик до столкновения с целью.

MT принимали участие в нескольких операциях, самой успешной из которых было выведение из строя британского тяжелого крейсера «Йорк» 26 марта 1941 года, — рейд получил название «Атака в бухте Суда».

Корабль-бомба: история «морских камикадзе»

Схема итальянской лодки-брандера типа MT (Motoscafo da Turismo).


Лодки успешно применялись как итальянцами во Второй мировой, так и израильтянами в арабо-израильской войне 1947−1949 годов. В операции принимали участие шесть лодок — они были спущены с более крупных транспортов, подобрались к бухте ночью и в 5:30 провели атаку. Помимо «Йорка» был уничтожен норвежский танкер «Перикл», мимо еще двух транспортов лодки проскочили. Всех шестерых итальянских пилотов взяли в плен, но операция была признана успешной.

Впоследствии итальянцы разработали еще два поколения лодок-брандеров — MTM и MTR. Первые применялись, а вторым не повезло: перевозившая их к месту операции субмарина «Амбра» была потоплена с воздуха. Интересно, что четыре переживших войну MTM достались позже вооруженным силам Израиля, и израильтяне успешно применили три из них во время арабо-израильской войны 1947−1949 годов. В октябре 1948 года с помощью брандеров были потоплены сторожевой корабль «Эмир Фарук» и минный тральщик.

Взрывающиеся брандеры могут быть использованы и в наше время — именно в формате компактных лодок, начиненных взрывчаткой. Подобную тактику иногда применяют террористы (например, атака Аль-Каиды на эскадренный миноносец USS Cole в бухте Адена в октябре 2000 года), в военных же действиях в последнее время брандеров не встречалось. Впрочем, войн с каждым годом все меньше, и пусть брандеры останутся частью истории.

Как устроен брандер

Корабль-бомба: история «морских камикадзе»


Характерные особенности брандера: дверь в борту между крайними пушками, позволяющая команде спуститься в шлюпку; дверка для запального шнура, чтобы поджигать корабль-бомбу в последний момент; цепь (а не бечева), удерживающая шлюпку в пришвартованном состоянии.

Корабль-бомба: история «морских камикадзе»
Разрез типового брандера XVII века
Разрез типового брандера XVII века
А Песок для утяжеления днища. Б Пороховые бомбы и футеровка на бортах, предотвращающая преждевременное разрушение корабля. Г Зажигательные материалы.


Рейд на Сен-Назер

Сухой док города Сен-Назер — единственный док на побережье Антлантического океана, способный принимать крупные линкоры, в частности «Тирлиц». Выделено место атаки брандера — эсминца «Кэмпбелтаун».

Корабль-бомба: история «морских камикадзе»


Взрывоопасные катера

Немецкая лодка-брандер Ladungsschnellboot Linse (Lentil) на радио­управлении. Лодки работали тройками — два брандера и контрольный катер. Оператор брандера эвакуировался незадолго до взрыва и перебирался на лодку управления. В реальных боях брандер оказался неэффективным.

Корабль-бомба: история «морских камикадзе»


Ядерный брандер

Вершины брандерная техника достигла в самом конце своей истории, после Второй мировой. Летом 1946 года близ атолла Бикини в Тихом океане американцы провели серию испытаний атомной бомбы под названием «Операция Crossroads». Но если первый взрыв (Able) был произведен с бомбардировщика, то вторая бомба (Baker) крепилась на канате (на глубине 27 м) ко дну десантного корабля USS LSM-60. Спущенный на воду 29 июля 1944 года корабль повоевал совсем немного, приняв участие в битве за Иводзиму. Целью ядерного испытания было исследование подводного взрыва и его влияния на расположенные вокруг корабли. В результате взрыва затонуло восемь кораблей (не считая самого LSM-60), расположенных на расстоянии от 155 до 1050 м от эпицентра. Через пять месяцев при транспортировке затонул и девятый — трофейный немецкий тяжелый крейсер «Принц Ойген», радиоактивное заражение которого не позволяло провести ремонт, чтобы удержать корабль на плаву. Все прочие корабли получили серьезные повреждения и в первую очередь — значительное радиоактивное заражение, причем операции по обеззараживанию не дали результатов, корабли-мишени пришлось затопить. В целом операция показала: эффективность подобной войны не подвергается сомнениям, но вот опасность она несет для обеих воюющих сторон. USS LSM-60 считается последним кораблем-брандером в истории.

Корабль-бомба: история «морских камикадзе»
Автор: Тим Скоренко
Первоисточник: http://www.popmech.ru/weapon/16848-bomb-ship-history/#full


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Vladimir73 28 июня 2014 08:43
    Спасибо автору, прочитал с удовольствием. До этого особо не интересовался данным видом оружия и считал анахронизмом, но про "ядерный брандер" узнал впервые! Большое спасибо.
  2. тюменец 28 июня 2014 09:48
    Отличная статья.С детства о брандерах читал, но устройство
    и инструкцию по применению) нигде не встречал. Не говоря
    уж о ядерном брандере.
    тюменец
  3. parusnik 28 июня 2014 10:35
    Спасибо, узнал много нового..
  4. Комментарий был удален.
  5. Sharky 28 июня 2014 13:18
    Stat'ya horoshaya, Da tol'ko 9 uge 4ital takuu paru dney nazad v svegem gurnale "populyarnoy mehaniki". pri vsem uvageniy k avtoru, o4en' pohoge na plagiat!!! Dage kartinki v stat'e takie ge kak v gurnale request
    Proverte sami, kto ne verit!
    Populyarnaya mehanika s "Zubrom" (maliy desantniy korabl') na obloshke!
  6. Cristall 28 июня 2014 14:26
    Тирлиц(Тирпиц на самом деле)
    Брандеры-оружие древнее. Неповоротливость парусного флота(зависимость от ветра, сложность эволюции при разном направлении) как раз и повлияло на создание "судна торпеды" Учитывая низкую дальнобольность и точность оружия того времени(огнестрельное, а до этого были тоже зажигательные стрелы и камни и ядры и "греческий огонь") не позволяли быстро нанести урон. А брандеры позволяли.
    Сражение Великой Армады много описано. Атака брандеров-чиста психологический урон. Главный ущерб, десантным кораблям, слабо управлявшимися во время непогоды. Да и к тому же основная гибель судов Армады от штормов.
    Брандер нужен когда срочно нужно вывсти из строя вражеский корабль. В морском океанском бою это сложно. А вот атака на порт(порой брандерами вызывали пожар портов, складов и даже городов) на пришвартованный суда на рейде(военные корабли или торговые суда)-это как раз самое то. Как только артиллерия улучшилась-то и без брандеров корабли превращались в горящие остовы вместе с батареями(Синоп)
    Ну а Чесма демонстрирует атаку на неподвижный флот брандерами.
    Использование брандеров-это специфический способ, как и таран(то главное оружие то выходит из моды то снова входит и снова гаснет)
    В Артуре узкий канал--поэтому блокада флота даже на сутки позволяла японцам расстрелять его перекидным огнем Ляотешаня(где не было батарей) Но Утес и Золотая гора с Ретвизаном отлично справлялись.
    1. Комментарий был удален.
    2. КИРОН 30 июня 2014 16:11
      Тирлиц(Тирпиц на самом деле)Кристалл!Моё потчтение! love Про Тирпиц малость есть.Всем советую.
      КИРОН
  7. kirpich 28 июня 2014 15:22
    Хорошая статья.Только хотелось бы и о применении кайтенов прочитать.Ведь статья называется ...-история морских камикадзе. А,брандеры до кайтен немного не дотягивают.
  8. Вялик 28 июня 2014 16:03
    Ильин Дмитрий Сергеевич,лейтенант.Его именем названы корабли в Русском флоте.Он командовал брандером который поджёг турецкий корабль в Чесменском сражении,этот пожар в конечном итоге уничтожил турецкий флот.Екатериной Великой был выпущен орден в честь победы при Чесме с надписью "Был" на фоне горящих кораблей.
    1. тюменец 29 июня 2014 10:48
      Только не БЫЛ, а БЫЛЬ.
      тюменец
  9. Штык 28 июня 2014 22:13
    Интересная статья. Благодарю.
  10. нольэмоций 29 июня 2014 11:12
    как редко сейчас такие статьи на сайте появляются, а жаль
    нольэмоций
  11. KIBL 29 июня 2014 15:52
    Только по поводу,что войн становится всё меньше-не уверен
  12. Atol 29 июня 2014 17:18
    Странно, что но Кайтен за всю войну потопили только несколько кораблей п.и.н.досов, из которых по тоннажу самый большой - танкер. Может дело не в бобине- просто недоучки сидели в кабине? Ведь задумка (с технической точки зрения) хороша? И чем был потоплен "Индианаполис" - янки утверждают, что человеко-торпедой, а Хасимото - что обычными Тип 93.
    Atol
  13. domiemon 30 июня 2014 13:30
    "Индианаполис" потопили обычной торпедой, как пишут японские источники. На I-58 были сами аппараты "кайтэн" и подводники, подготовленные для управления "кайтэн", но поскольку, когда "Индианаполис" оказался прямо по курсу субмарины, было уже темно, то капитан 2-го ранга Хасимото решил не рисковать, а использовать обычные торпеды вместо "кайтэн"
    Вообще во время испытаний "кайтэн" были выдвинуты следующие претензии:
    - нет заднего хода (что естественно, т.к. делался "кайтэн" на базе торпеды серии 93-3)
    - очень большой радиус поворота
    - максимальная глубина погружения 80 метров, что ограничивает действие подлодки, которой предназначено использовать "кайтэн"
    К тому же лейтенанту Хироси Куроки и капитан-лейтенанту Сэкио Нисина - рапорт, которых об использовании управляемых человеком торпед - лег в основу проекта по созданию "кайтэн", было указано Генеральным штабом Императорского флота Японии, что "кайтэн" не может быть принят на вооружение, не будучи оснащен выходом, позволяющим подводнику его покинуть. К тому же техобслуживание занимало довольно много времени. Подготовка одного пуска занимала до 3 дней. В общем, все эти вопросы так и не были решены, т.к. "кайтэн" принимали на вооружение в жуткой спешке.
  14. Алекс 16 июля 2014 16:15
    Спасибо автору, отличная статья!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня