Успехи проекта Ил-76МД-90А на фоне трудностей производства

17 июня в Ульяновске состоялось событие, имеющее большую важность для отечественной авиастроительной промышленности. Из сборочного цеха завода «Авиастар-СП» был выкачен первый серийный военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (серийный номер 01-03). Воздушное судно уже оснащено всеми необходимыми системами и оборудованием. Не так давно были проведены испытания топливом кессона центроплана и крыла на герметичность. Построенный самолет передан предприятию «Спектр Авиа», которое проведет все необходимые покрасочные работы. После этого первый серийный самолет новой модели передадут на испытания.

Успехи проекта Ил-76МД-90А на фоне трудностей производства


Новый самолет Ил-76МД-90А был построен по контракту от 5 октября 2012 года. В соответствии с этим документом до 2020 года министерство обороны должно получить 39 самолетов этого типа, причем передача первых двух серийных машин запланирована на 2014 год. Общая стоимость контракта – 140 млрд рублей. Военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А в будущем должны будут постепенно заменить устаревшую технику семейства Ил-76. В ходе модернизации самолет получил новые двигатели ПС-90А-76, новое радиоэлектронное оборудование и доработанные элементы конструкции. Результатом этого стало заметное повышение характеристик.


Ульяновский авиазавод «Авиастар-СП» уже подготовился к полномасштабному строительству новых самолетов. Однако следует признать, что работы по контракту Минобороны сталкиваются с рядом серьезных проблем. Более того, новый проект постоянно преследовали различные проблемы, и даже разрабатывался он как ответ на возникшие сложности производственного и экономического характера.

Развертывание строительства военно-транспортных самолетов нового типа на ульяновском авиазаводе было в некотором смысле вынужденной мерой. Самолеты Ил-76 с момента начала серийного производство строились только на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ). Подавляющее большинство этих машин (более восьми сотен) было построено до распада Советского Союза. После образования независимого Узбекистана темпы работ на ТАПОиЧ резко упали. Взаимодействие различных предприятий, занятых в строительстве самолетов, оказалось затруднено, а количество заказов резко сократилось. В результате этого в начале двухтысячных годов ташкентское предприятие прекратило строительство новых Ил-76. Чтобы сохранить часть рабочих мест, авиазавод был вынужден перейти на производство различной гражданской продукции.

Россия и Узбекистан в середине двухтысячных предприняли попытку сохранить ТАПОиЧ и производство на нем. В 2007 году Москва предложила включить этот авиазавод в состав российской Объединенной авиастроительной корпорации при сохранении контроля с узбекской стороны. Руководство двух стран нашло общий язык в этом вопросе, после чего началась подготовка к проведению всех необходимых процедур. Тем не менее, вскоре произошли специфические события экономического характера, из-за которых Россия отказалась от включения ТАПОиЧ в состав ОАК. Из-за сложного положения предприятия в 2010 году стартовала процедура его банкротства. В середине 2011 года официальная Москва огласила свое окончательное решение: ТАПОиЧ не войдет в состав ОАК. Вскоре ташкентский завод прекратил свое существование.

Видя сложное положение Ташкентского авиационного производственного объединения, руководство российского авиастроения еще в 2006 году приняло решение не просто создать новую модификацию самолета Ил-76, но и развернуть ее производство на отечественном предприятии. Площадкой для строительства нового самолета был выбран завод «Авиастар-СП» в Ульяновске. Ранее это предприятие строило тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 «Руслан» и имело определенный опыт в производстве техники такого класса. Тем не менее, с середины девяностых годов состояние завода оставляло желать лучшего. Как и многие другие авиазаводы страны, «Авиастар-СП» фактически простаивал без заказов.

В ходе подготовки к началу строительства нового транспортного самолета ульяновское предприятие получило возможность обновить свои производственные мощности. По имеющимся данным, к настоящему времени существенно обновлены заготовительное и механокаркасное производства. Кроме того, выведено из эксплуатации около полутора тысяч различных устаревших станков и закуплено новое оборудование. Имеются проработанные планы, касающиеся развития агрегатно-сборочного производства. В ближайшее время планируется передать на экспертизу проектную документацию по новой сборочной линии самолетов Ил-76МД-90А. Как ожидается, такая модернизация производства серьезно упростит процесс строительства самолетов. Предполагается, что трудоемкость строительства машин сократится примерно в четыре раза в сравнении с первыми серийными самолетами.

На военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А, серийное строительство которых стартовало в Ульяновске, возлагаются большие надежды. Транспортные машины этого типа должны будут заменить в ВВС устаревшую технику семейства Ил-76. Кроме того, планируется создать на базе Ил-76МД-90А новый самолет-заправщик и самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. До конца 2014 года предполагается передать заказчику в лице министерства обороны два новых самолета, в 2015-м – три, в 2016-м – шесть, а с 2017-го темпы строительства должны превысить 15 изделий в год.

Тем не менее, не все так хорошо и есть определенные проблемы. Проект модернизации самолета Ил-76 постоянно сталкивался с различными трудностями, которые пока не изжиты полностью. Одна из главных проблем на данный момент – недостаток квалифицированных рабочих на производстве. В восьмидесятых годах на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе, позже преобразованном в завод «Авиастар-СП», трудилось до 40 тысяч человек. По состоянию на 2012 год количество сотрудников предприятия было вчетверо меньше. Подобное сокращение числа рабочих рук не могло не сказаться на состоянии завода.

Для восполнения потерь в 2010 году «Авиастар-СП» и руководство Ульяновской области создали ресурсный центр по подготовке кадров. В 2012-м году Центр получил лицензию и занялся повышением квалификации сотрудников авиазавода. С целью привлечения в отрасль новых людей в школах Ульяновска и области создаются авиационные кружки, которые должны заинтересовать подрастающее поколение и привлечь его к работе в авиастроении.

Пока все принимаемые меры не позволяют полностью восполнить кадровый дефицит. Предприятие «Авиастар-СП» было вынуждено запустить программу привлечения специалистов из других регионов страны. Кроме того, квалифицированных рабочих ищут в зарубежных государствах. Прежде всего это Украина и Узбекистан, где раньше работали крупные авиазаводы, занимавшиеся строительством военно-транспортных самолетов. Потенциальным сотрудникам завода предлагается различная помощь, в том числе оплата переезда специалиста и его семьи, а также компенсация расходов на новое жилье.

Меры по привлечению зарубежных специалистов уже привели к первым результатам. Издание «Эксперт Online» приводит слова директора по персоналу «Авиастар-СП» Вадима Овейчука, согласно которым в ближайшее время в Ульяновске должны поселиться и приступить к работе около сотни новых сотрудников из ближнего зарубежья. К настоящему времени на работу устроилась примерно четверть этих людей. В дальнейшем количество зарубежных работников, переехавших в Россию, по-видимому, значительно увеличится, чему может поспособствовать сложное положение авиастроительных предприятий некоторых стран СНГ.

Принимаемые меры по восстановлению и модернизации производственных мощностей ульяновского предприятия «Авиастар-СП» в будущем должны позволить ему выйти на требуемые темпы строительства новых военно-транспортных самолетов. Для полного восстановления потенциала завода потребуются новые затраты времени, сил и денег. Тем не менее, цели текущих программ полностью оправдывают все затраты. Одновременно с этим следует вспомнить печальную судьбу Ташкентского авиационного производственного объединения. Это предприятие, оставшись без заказов, из-за отсутствия какой-либо государственной политики, направленной на его сохранение, прекратило свое существование. Что касается ульяновского завода, то последние события позволяют делать положительные прогнозы о его будущем.


По материалам сайтов:
http://aviastar-sp.ru/
http://ria.ru/
http://expert.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://fergananews.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. alex80 30 июня 2014 10:18
    Пока все сами не сделаем, никто за нас не сделает. Квалифицированных рабочих обязательно надо
    приглашать/переманивать, ну и свои молодые кадры естественно готовить. Путь выбран правильный!
  2. bmv04636 30 июня 2014 10:28
    следующий шаг на базе АН-124 Руслан путем глубокой модернизации произвести свой самолет и послать укропов лесом
  3. Дмитрий 2246 30 июня 2014 10:51
    Три года - небольшой срок для восстановления авиапромышленности.
    И пускай всё получится, и выйдут так на самолётов 25 в год, почему то верю.
  4. The Art of War 30 июня 2014 10:51
    Ил-76МД-90А На МАКS 2013
    The Art of War
    1. КИРОН 30 июня 2014 18:17
      Вот и вторую жизнь Илюха получил!Удачи крылатому.
      КИРОН
  5. samoletil18 30 июня 2014 10:57
    Дай, Бог, всех благ Ульяновскому авиазаводу. Жаль, ТАПОИЧ... Но, надеюсь "кадры из ближнего зарубежья" будут с этого завода. Надо с украины подтянуть спецов.
  6. The Art of War 30 июня 2014 11:01
    Министерство Обороны планирует приобрести 39 Самолетов до 2020г!Дай Бог ! Нам надо менять старую технику на новую !А такие самолеты нам очень нужны!
    The Art of War
  7. Tommygun 30 июня 2014 12:09
    Хотелось бы увидеть сравнительную таблицу характеристик нового и старого образцов.
    1. The Art of War 30 июня 2014 17:01
      http://www.ilyushin.org/aircrafts/transport/309/
      The Art of War
  8. Nitarius 30 июня 2014 12:41
    удачи ребятам!
  9. Днестр 30 июня 2014 15:39
    Ну наконец то полетит Ил. А вообще надо на уровне Евразийского сообщества запретить самолёты БУ. Заставить авиаперевозчиков растаможивать авиасуда в своих странах. И помогать лизингу отечественных судов, что бы серия была не менее 100 штук, тогда и цена одного самолёта будет приемлемой ! И вообще у России много должников которых нужно принуждать к покупке наших бортов, к примеру так делают Ы !
    1. samoletil18 2 июля 2014 15:16
      Ага, только объемы советские как восстановить?
      1. кот бегемот 4 июля 2014 20:21
        Все мы потеряли те объемы, у нас то парк гр.авиации импортный секкенд-хенд. Парк ближнемагистральных утерян навечно, саратовский Як-40 в руинах. А ведь этот самолет был по международной классифкации самым надежным самолетом в этом классе. Американцы даже хотели на свои внутренние линии его закупить в колличестве 400 штук, да, я не оговорился. Просто выбор пал на эту машину , а у них таких небыло. Хотели обновить свой внутренний парк, самолет надежен и в условиях Аляски , т, е.северных широт хорошо себя показал. Так же в жарком климате, СССР был обширным полигоном.
  10. EvgenSuslov 30 июня 2014 15:41
    Просачивалась новость, что на данное предпреятия было вывезено несколько инженеров с семьями из Ташкента. Это канешно капля в море, но за отсутствием кадров хоть что-то.
  11. Серый 43 30 июня 2014 15:56
    Красивый самолёт!!! Побольше бы таких. Так и не смогли выработать механизм по переманиванию квалифицированных специалистов и не обязательно русских,кто сейчас будет передавать опыт по строительству таких сложных образцов техники?
    1. Nayhas 30 июня 2014 21:06
      Цитата: Серый 43
      Красивый самолёт!!! Побольше бы таких. Так и не смогли выработать механизм по переманиванию квалифицированных специалистов и не обязательно русских,кто сейчас будет передавать опыт по строительству таких сложных образцов техники?

      Толку то что красивый? Сколько он танков может перевезти? 0...
  12. xomaNN 30 июня 2014 16:13
    Удачи самолетостроителям! Сейчас предполагаю локализация этого проекта почти 100% - в РФ?
  13. Oprychnik 30 июня 2014 17:41
    Картинка супер!
  14. alex86 30 июня 2014 20:25
    А у нас в Казани Ту-22 с завода летает - с ремонта, конечно, но хоть так...
    1. Ala 30 июня 2014 23:20
      Да, данные самолеты взлетают и еще Ту-160)))) ремонтные конечно.
      Ala
    2. кот бегемот 4 июля 2014 20:07
      214 проект тушки у вас был это почти та же ульяновская 204 ка. Что тоже наши чиновники заморозили, так на уровне проекта и умерла?
      1. alex86 12 августа 2014 21:35
        Пока только ретранслятор спецсвязи на его базе делали, а для людей - лучше Боинг, там откаты сразу за кордоном остаются...
  15. ra4lhw 3 июля 2014 20:49
    ...Построенный самолет передан предприятию «Спектр Авиа», которое проведет все необходимые покрасочные работы. После этого первый серийный самолет новой модели передадут на испытания....А до этого надо хотя бы "по-человечески" собрать самолёт и отработать, и сдать ПЗ основные системы ( управление,механизацию крыла,гидросистему,шасси и т.д)А то какая-то прямо "тенденция"- сначала склепали, потом покрасили,а потом всё остальное...Ничего личного!!! Желаю проекту успеха!
    1. кот бегемот 4 июля 2014 20:11
      Да нет все правильно, сначала красят, после проверки основных узлов.Потом как бы , после покраски , ходовые испытания и доводки до "ума" всей машины. Там же куча вспомогательных узлов и автоматики. Если что то испытатели в ручную посадят.
  16. кот бегемот 4 июля 2014 20:04
    Наконец созрели и стали развивать свое авиостроение, я имею в виду транспортники. А ведь в свое время был ТУ-204, который делали на Авиастаре. И что, Шапошников будучи министром гр.авиации при ЕБН, на отрез отказался закупать эту машину. Зато купил б.ушные боинги, видно откаты сделали свое дело, при Ельцине это было нормой. Так тушка ничем не уступала боингу-320 но была дешевле. Бельгийская авиокомпания купила такой самолет в грузовом варианте, так Шапошников распорядился , что бы Шереметьево не принимало этот борт. Что бы никто не видел что иностранцы летают на наших самолетах. Несколько штук купил тогда в 90х Китай и все заглохло с проэктом тушки. Потому что начали пиарить "суперджет", мол совместное производтво с иностранцами и светит большое будущее. Авиостар в это время потихоньку "умирал"без заказов, а ведь это у нас самый новый завод в России. Рабочие разбегались терялись спецы. Ну чем закончился проэкт "суперджет" все знают, и тушку тоже загубили, в результате летаем сейчас на иномарках секкенд-хенд. А своего гражданского флота нет.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня