"Стопятисотая" конституционная реформа на Украине

Как известно, президент Украины в конце минувшей недели предложил новый проект Конституции Украины. Конституционная реформа по заявлениям украинской политической верхушки – то, что должно привести к деэскалации конфликта на Украине, снизить градус политического накала и поставить Украину на путь благоденствия и демократического процветания. Цели благие, кто спорит… Но вот насколько такие цели (если названное – не блеф) могут реально быть воплощены в жизнь, учитывая как предлагаемые Порошенко изменения, так и ситуацию в стране?

Рассмотрим, что же именно Пётр Порошенко собирается изменить в конституционном пространстве Украины.


Первое, что бросается в глаза при изучении порошенковских конституционных правок (предложений о правках), так это попытка легитимизировать задним числом такой вариант прихода к власти президента, какой реализовал собственно сам Пётр Порошенко. Вот эти предлагаемые правки:

1. Чтобы начать процедуру импичмента в отношении президента, необходимо определить в действиях президента признаки состава преступления.
2. Для запуска процедуры импичмента президента в парламенте своё «за» должны высказать лишь 150 депутатов (треть нынешнего состава).
3. Подтверждение Верховного суда для объявления импичмента не требуется.

То есть эти правки как бы подтверждают «импичмент» Виктора Януковича, хотя при Януковиче ничего подобного в Конституции Украины не было. В украинском варианте идёт некая «обратная логика»: сначала делаем, а затем под сделанное уже пытаемся подогнать основной закон государства… Как-то так.

"Стопятисотая" конституционная реформа на Украине


Да и правки замечательны уже по одной только смысловой нагрузке. Правка первая: «определить состав преступления» в действиях президента. Ну, разве на Украине это вообще проблема? В тех реалиях, которые являют себя сегодня, на Украине вообще любое лицо, находящееся при власти –преступник, так как оно (лицо) фактически нарушило действующую Конституцию.

На Порошенко сегодня очень внимательно смотрит майдан, изучая шаги нового президента, а уже завтра этот самый майдан при наличии политической воли с противоположной от Порошенко стороны (Коломойского, например) может заявить, что действия президента преступны. Что дальше? Известно, что… Опять костры революции, майданирование и прочие украинские народные забавы XXI века.

Пункт 2 (в этом разделе): количество голосов депутатов для запуска процедуры импичмента сокращается с 50% до 30%. Этот пункт (опять же при учёте украинских реалий последних двух с лишним десятилетий) говорит о том, что в условиях украинского подростково-политического мышления, инициативы импичментов будут явлением нередким. Нередким в том случае, если политические короткие штанишки, наконец, не сменятся на более подходящий «наряд» - когда для смены курса достаточно использовать выборы (если Украина позиционирует себя демократическим государством), а не жечь покрышки, опираться на неонацистов, принимая американские булки.

Ну и третья правка. Та самая, которая говорит, что для импичмента Верховный суд не нужен вовсе. Всё правильно… Ведь когда сбрасывали Януковича, то и суд оказался лишней ветвью власти. Мало того, в отношении ряда судей были возбуждены уголовные дела – явление беспрецедентное.
Если такие правки будут приняты, то Украина превращается в государство, в лучшем случае, с двумя ветвями власти – от судебной власти остаётся обрубок, который символизирует, что такая «сложная ветвистая» система государству под названием Украина ни к чему – народ, мол, только путается…
Помимо правок, посвящённых тому, как в стране станет просто (ещё проще, чем раньше) избавляться от президентов, в новой Конституции могут появиться изменения, касающиеся увеличения объёмов полномочий депутатов Верховной рады. Эти изменения также инициирует Пётр Порошенко.

Главная в этом разделе правка: Верховная рада получает возможность вводить чрезвычайное положение в стране, решать вопрос использования вооружённых сил, закрытия или реорганизации судов, административно-территориальных изменений.

Эту правку нельзя рассматривать без предложения от того же Порошенко, нацеленного на возможности кандидатов избираться от одной партии, а уже в Раде (став депутатами) не входить в парламентские фракции этих партий. В ряде государств мира такой вариант с многочисленными оговорками тоже возможен, но не будем забывать, что речь идёт о современной Украине, где сами парламентские выборы окончательно могут превратиться в фарс.


Если поправки будут приняты, то любой кандидат на время предвыборной кампании будет держаться поближе к партии, у которой больше шансов на получения преимущества, а, попав в Раду и став депутатом, такой человек может спокойно менять «политические пристрастия». То есть результаты укровыборов, на которых побеждает, к примеру, некая партия «фиолетовых» ещё ничего не значат, так как после выборов половина «фиолетовых» может спокойно примкнуть к парламентской фракции, например, «голубых», воспользовавшись конституционными изменениями. Это же позволит уже внутри Верховной рады устраивать торги депутатами, и чтобы чрезвычайное положение вводить, и чтобы об импичменте подумать… Если до этого в украинском парламенте чехарда тоже наблюдалась, то теперь Рада может окончательно превратиться в хамелеона, который будет менять цвет в угоду смене настроений узкой группы олигархов и западных спонсоров «демократии».

Говорит Порошенко и о таких конституционных переменах, как расширение региональных полномочий. Ну, как известно, об этом ещё Янукович говорил. Януковича – нет, полномочий – тоже… Появятся ли они у украинских регионов теперь? Большой вопрос, особенно если учитывать тот факт, что Порошенко «желает» ввести возможность выборов губернаторов, при этом собирается ликвидировать ОГА, а вместо них (ОГА) ввести некие госпредставительства. «Что значит «ликвидировать ОГА»?» - уже, должно быть, задумался Коломойский… «А как же я?..» И правда… Ведь при наличии политической воли у Порошенко Коломойский вполне может и не оказаться всенародно избранным губернатором Днепропетровской области… Что тогда? Тогда подконтрольный Коломойскому депутатский сектор может инициировать импичмент со всеми вытекающими. А это снова, как минимум, майдан…

Говорит Порошенко и о том, что статус языка будут определять регионы при наличии одного государственного языка – украинского. То есть полномочий у регионов будет «так много», что в регионах даже «разрешают» использовать иной язык кроме украинского в устной, например, речи. Так и сейчас на Украине говорить на русском или болгарском, слава богу, не запрещено (если, конечно, не появляться в кругах правосеков и прочих майданных упырей) – в чём же расширение полномочий? Скорее, это лишний повод для неонацистов заговорить о том, что русскому языку собираются дать некий более весомый статус, и повод для русскоязычных заявить, что у них опять крадут юридическое право использовать родной язык во всех сферах: от устной речи до ведения документооборота. И снова повод для конфронтации.

Есть мнение, что все конституционные поправки, инициированные Петром Порошенко, в любом случае приведут к новым распрям внутри того, что к моменту их принятия останется от Украины. Да и вообще, когда речь заходит о таком сочетании слов как «украинская Конституция», то невольно возникает мысль: украинская что?.. Ведь за время незалежности Украина делала всё (сбрасывались президенты, устраивались третьи туры выборов), чтобы о Конституцию вытирали ноги все, кому не лень… Любая конституционная реформа превращалась в событие для галочки. А эта точно не превратится?
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти