Правительство режет "пятилетки"?

31
Накануне газета «Известия» вышла с материалом, в котором говорится о том, что российское правительство уже в ближайшие дни должно перейти на использование пятилетней системы стратегического планирования в экономическом и социальном секторах. Издание ссылалось на некого высокопоставленного правительственного чиновника, не называя его имени.

Собеседник «Известий»:

Уже давно поднят вопрос, что экономика нашей страны и её бюджет привязаны к ценам на нефть и газ. Необходимо развивать индустриальную отрасль, машиностроение, рынок труда, наукоёмкие технологии, всё то, чем мы гордились при Советском Союзе. Для этого и необходимо ставит задачи на определенный период, как в данном случае, — 5 лет.


Фактически речь в материале шла о возрождении практики планирования в виде пятилеток, первая из которых в Советском Союзе была запущена в 1928 году.

Главный документ, на который опирался тот самый (неназванный «Известиями») источник в российском правительстве, это закон «О стратегическом планировании», который был принят Государственной Думой 20 июня текущего года, и одобрен в Совете Федерации 25 июня. Президент Владимир Путин подписал этот закон 1 июля.

С сайта президента Российской Федерации:

Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, а также полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Федеральным законом определяются система стратегического планирования, принципы и задачи стратегического планирования, участники и документы стратегического планирования.


На появление в «Известиях» статьи о возрождении системы стратегического планирования в виде пятилеток кабинет министров отреагировал незамедлительно. Официальный комментарий по этому поводу дала пресс-секретарь председателя правительства РФ Наталья Тимакова. Госпожа Тимакова заявила, что информация о возрождении пятилеток – слухи, которые ничего общего с реальностью не имеют.

Наталью Тимакову цитирует «Российская газета»:

Никаких планов о переходе на "пятилетки" в правительстве нет, это – вымысел. В своей ежедневной деятельности правительство руководствуется несколькими документами: указы президента России, в которых установлены конкретные сроки исполнения поручений, основные направления деятельности правительства РФ на период до 2018 года, государственные программы, каждая из которых имеет свой срок исполнения. И, наконец, есть главный финансовый документ - Бюджет РФ, который рассчитывается в последние несколько лет, исходя из трехлетнего плана.


Правительство режет "пятилетки"?


Судя по реакции, слово «пятилетка» явно напугало ту либеральную часть кабинета министров, которая пока верховодит в правительстве. И если собеседник «Известий» - реальное лицо из российского правительства, то его слова и слова пресс-секретаря премьера Дмитрия Медведева говорят о том, что в кабмине, по меньшей мере, есть некоторые разночтения в понимании подписанного президентом закона «О стратегическом планировании». Опять же – это по меньшей мере… Если разночтений в формулировках нет, тогда имеют место реальные противоречия в плане того, как переориентировать экономику России на полноценное развитие, а не оставлять топтаться на одном месте - на точке почти нулевого роста.

Итак, Госдума закон приняла, Совфед одобрил, президент подписал, в правительстве (если верить «Известиям») заговорили о реальном возрождении как системы планирования, так и возможности реально спросить с тех, кто, имея все возможности для работы, планы никак не выполняет. Да, в законе, с полной версией которого можно ознакомиться на странице информационно-правового портала «Гарант» нет фразы «пятилетний план» или «пятилетка», есть такие понятия: «среднесрочный период» - 3-6 лет, «долгосрочный период» - свыше шести лет. Но разве именно временной период определяет важность самого закона, его цели и задачи?

При этом официальная реакция правительства выглядит таким образом, будто бы и сам закон – тоже вымысел (а не только публикация в прессе по поводу пятилеток): мол, если депутаты и сенаторы приняли, а президент подписал, то это ещё не значит, что кабмин возьмёт этот закон на вооружение…
Если так, то позиция российского правительства выглядит более чем странной. Все и так прекрасно знают, что есть госпрограммы, есть трёхлетний бюджет, есть указы президента (которые, кстати, правительством нередко спускаются на тормозах), но ведь речь идёт о стратегическом планировании – таком, которое систематизирует и госпрограммы, и указы, и экономические чаяния, и социалку, и всё остальное. Без системного подхода всё то, о чём упомянула Наталья Тимакова, часто просто распыляется с точки зрения объективного контроля.

Порой одна программа идёт вразрез с другой, один документ призывает искать финансирование там, где средств уже нет, так они пошли на удовлетворение целей и задач, поставленных в другом документе, что в итоге приводит к тому, что недофинансирование проходит по обеим программам. В отчётах же такие сведения либо отсутствуют, дабы не гневить кое-кого, либо сведения представляются таким образом, что виноватыми остаются все (по должности не выше старшего водопроводчика или какого-нибудь помощника советника мэра), но только не правительственные чиновники.

Так что же такое, в понимании верхушки правительства, стратегическое планирование. Если они вообще ничего общего не имеет с системой советского пятилетнего планирования, тогда можно ли его называть стратегическим? Или всё-таки упор на то, что само правительство постарается сделать так, чтобы никакая государственная стратегия «завязаться» не успела?..
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    3 июля 2014 09:12
    Правильно, все новое - это хорошо забытое старое! Судя по тому, что столько лет усиленно просирали созданное в СССР, а так и не просрали до конца, говорит о том, что пятилетки это очень эффективная штука!
    1. +11
      3 июля 2014 09:39
      Пока Медведев в правительстве хоть как называй планы (5-10 летки)все равно медленно сползаем в пропасть...Кадры где новые ? Газ нефть не вечны..
      1. +2
        3 июля 2014 20:04
        Цитата: МИХАН
        Пока Медведев в правительстве

        Тоже не понимаю эту ситуацию.Ну не получается у человека,уволь,к примеру можно поставить губернатора Калужской области,там рост пром.производства больше 5процентов.Да только Путин своих не бросает.
      2. Вольга
        0
        4 июля 2014 07:53
        Имидж Медведева сильно изменился с тех пор как он перестал быть президентом, даже и не понятно зачем была нужна эта клоунада, многие высказывания его сейчас говорят о том, что он не плохой экономист ижёстко придерживается выбранной линии
    2. +6
      3 июля 2014 10:34
      Цитата: Lyubimov
      Правильно, все новое - это хорошо забытое старое! Судя по тому, что столько лет усиленно просирали созданное в СССР, а так и не просрали до конца, говорит о том, что пятилетки это очень эффективная штука!

      Безусловно! Именно планирование должно быть стратегической основой роста экономики! Другое дело - совершенно разумно вносить коррективы обусловленные научным прогрессом, конъюнктурой рынка,геополитическими потрясениями, изменениями демографии тех или иных регионов и страны в целом...
      1. +5
        3 июля 2014 12:13
        Цитата: 1812 1945
        Именно планирование должно быть стратегической основой роста экономики! Другое дело - совершенно разумно вносить коррективы обусловленные научным прогрессом, конъюнктурой рынка,геополитическими потрясениями, изменениями демографии тех или иных регионов и страны в целом...


        Планирование - это необходимо. Вот только обойтись бы без лозунгов и призывов "перевыполнить" "пятилетку в 4 года". Если план нормально сверстан, то убытками и проблемами грозит не только выполнение, но и перевыполнение плана.
        1. 0
          3 июля 2014 19:40
          Никаких планов о переходе на "пятилетки" в правительстве нет, это – вымысел. В своей ежедневной деятельности правительство руководствуется несколькими документами:...
          (из статьи)


          Да гнать нужно такое либеральное правительство Медведева, саботирующее законы и главное - плановое движение российской экономики, России вперёд.
      2. Вольга
        0
        4 июля 2014 07:54
        Возможно планирование на пять лет недостаточно, нужны более долгосрочные планы
    3. itr
      0
      3 июля 2014 13:46
      Паравоз ,каменный топор, лук
      А КАк планировать экономику если она теоретически в часных руках ????? говорить сколько строить и пахать ???????? Думаю это попахивает говнецом
    4. 0
      3 июля 2014 21:53
      Лучше поздно, чем никогда! А с другой стороны: Страна дай порулить!
    5. 0
      3 июля 2014 22:33
      Только зачем нужно было ломать советский экономический строй, хаять его 20 лет подряд, если теперь все хотят вернуть назад?
      Но только большевиками народ пугают до сих пор.
  2. +7
    3 июля 2014 09:14
    Надо верстать план и жестко требовать за исполнение...А все эти "президентские" программы-это ни о чем, как коммунизм к 1980 году или "всемжильё" к 2000...Деньги освоят, а про низкие результаты составят целый перечень "отбрехаловок", причем за премиями в кассу придут все и ещё будут возмущаться, кому меньше достанется за "рабский труд на галерах"...Проходили уже всё это много раз...Китай до сих пор пятилетками пользуется, и где мы, а где Китай...
    1. djtyysq
      +2
      3 июля 2014 10:46
      Цитата: Altona
      Надо верстать план и жестко требовать за исполнение.

      Вот в чём и вся соль! планов у нас как у дурака махорки , а ответственных,,,,,Ребята, вы где, АУ ,,,
    2. +2
      3 июля 2014 12:08
      Жёстко требовать. Надо не требовать, а заставить. Начинать надо с правительства. А то обнаглели и указ президента им не указ. Диму давно надо гнать, но... но ВВП как танцору всегда что-то мешает.
  3. +15
    3 июля 2014 09:16
    Интересно, у меня одного что ли, даже вид нашего премьера, одновременно зубную боль, тошноту, и уныние вызывает????
    А речи его просто в ступор вгоняют?
    1. mazhnikof.Niko
      +3
      3 июля 2014 11:01
      Цитата: Balamyt
      Интересно, у меня одного что ли, даже вид нашего премьера, одновременно зубную боль, тошноту, и уныние вызывает????А речи его просто в ступор вгоняют?


      Нет, не только у Вас. Как бы ОН не морщил лобик, умнее не станет. Ограничен - до икоты!
    2. Комментарий был удален.
  4. +6
    3 июля 2014 09:23
    Если правительство САБОТИРУЕТ наказы президента, - ГНАТЬ ЕГО, ВМЕСТЕ с дАмом, возомнившим себя за годы "царствования" - этаким "боЖком", "самым-самым"...
    Наверное, съездив в те годы в США, ему госдЕп наобещал и в дальнейшем "царствие...", а тут "откуда ни возьмись, появился "ОБЛОМИСЬ...", вот он и пытается палки в колёса вставлять. Саботаж, не иначе.
  5. +10
    3 июля 2014 09:36
    Судя по реакции, слово «пятилетка» явно напугало ту либеральную часть кабинета министров, которая пока верховодит в правительстве.

    Как же они боятся всего, что связано с Советским Союзом! Даже слово "пятилетка" вызывает у них немотивированный приступ диареи. laughing
  6. +4
    3 июля 2014 09:49
    Вот и "незаметный" ответ Путина всем радетелям за внутреннюю политику.
    Всегда, когда видел "План развития ... на период ....-ого года" вспоминал Великого Хаджу с говорящим ишаком.
    Теперь еще научиться выдавать чиновникам "волчий" билет и пять-десять лет под надзор участкового после увольнения на предмет соответствия доходов расходам.
    А там и отзыв с неприкосновенностью депутатов созреет.
    1. +2
      3 июля 2014 12:14
      100% согласен. Слишком много неприкосновенных.
  7. +6
    3 июля 2014 10:03
    Медведев и его правительство постоянно ударяется в прожектерство: милиция-полиция, зимнее время. Без плана ведь удобно работать, нет ни какой ответственности. А будет план, тек за его не выполнение с работы могут снять. Мое мнение Правительство Медведева не способно работать на благо России.
  8. +5
    3 июля 2014 10:12
    Поздно пить боржоми. И почки отвалились и все остальное. А в первую очередь мозг.
  9. Рощин
    +1
    3 июля 2014 10:36
    В руководстве Правительством как и в любом практической ежедневной деятельности решающая роль принадлежит руководителю. Выполнение даже плохого плана с постоянным вмешательством сверху умелый руководитель может хорошо организовать и достигнуть результатов. Примером служим многолетняя деятельность советского премьера Косыгина.
    Нынешний наш премьер на эту работу никак не тянет. Ничего не знает ничего не умеет, несмотря, что и "гарантом" поработал и как-то в премьеры выбился. Он даже не хочет как лучше, а делает как всегда. И пусть будут самые лучшие планы при таком управлении результат всегда плачевный. Так что дело будет не в бобине ...
  10. 0
    3 июля 2014 10:37
    НАДО ЗАВОДЫ СВОИ ЗАНОВО ПОДНИМАТЬ А НЕ Х....Й ЗАНИМАТЬСЯ. А ИМ ТОЛЬКО ПОВОД ПО ЛЕГКОМУ СРУБИТЬ И НА ПРОСТЫХ ГРАЖДАН НАЖИТЬСЯ У МЕНЯ СЕГОДНЯ В ОБЛАСТИ ОПЯТЬ цены РАСТУТ А З\П СТОИТ.
  11. +1
    3 июля 2014 10:53
    Иногда начинается проявляться: КТО ЕСТЬ КТО.Не всё из народа.Больше быдла у либералов. Поэтому так хреново и живёт Россия,за исключением этого быдла-либералов.
  12. 0
    3 июля 2014 11:04
    Для начало Медведева с его бандой в отставку а потом уже планировать пятилетки, а с ним одна болтовня и нерешительность........
  13. 0
    3 июля 2014 11:50
    Цитата: kostik1301
    Для начало Медведева с его бандой в отставку

    И в Артек его , массовиком - затейником !
  14. +2
    3 июля 2014 12:41
    Всё профанация, создание видимости работы вместо самой работы. В Европу и на Украину газ продавали в два раза дешевле чем на внутреннем рынке! Налоги новые вводят для юр.лиц, тарифы повышают а воз и ныне там, потому как народ не собственник своей земли, недр, средств производств и т.д. Либерасты 90х последователи Чубайса и Гайдара все еще у власти в Кремле и в правительстве, Газпром, Роснефть и прочие паразиты частные компании торгующие народными недрами. Помнится мне в 2002 году партия ЕдРо в своей предвыборной программе обещала к 2010 году бесплатное жилье и природную ренту для граждан от продажи ресурсов, и где? Так же и стратегическое планирование! Необходимо реально национализировать, по принципу социального пая землю, недра, средства производства, инфраструктуру, финансовую систему и СМИ, и уж только потом вводить стратегическое планирование и пятилетки. При этом отменить все налоги кроме десятины старой доброй Русской. Запретить отчуждение земли. Запретить частным компаниям заниматься разработкой, добычей и продажей природных ресурсов.
  15. +4
    3 июля 2014 13:33
    Вот и интересно . Одни говорят о 5-ти годах, другие о 3-х, а бюджет???
    И, наконец, есть главный финансовый документ - Бюджет РФ, который рассчитывается в последние несколько лет, исходя из трехлетнего плана.
    Вот с этого места и поподробнее надо писать и думать. А потом еще и президент на 6 лет выбирается, придет другой-другие программы и указы писаться будут. Тут только остается одно-создать КПСС и проводить съезды на которых утверждать планы и программы. Да и президента выбирать из членов КПСС. Другого не дано, если "старые" времена вспоминать.
  16. +4
    3 июля 2014 17:00
    Пока в правительстве Медведев, Шувалов, Дворкович, Мантуров, Набиулина, Голикова, Улюкаев - ни о каких планах не может быть и речи. Для этих людей - это смерти подобно. Вот анекдот есть: "Как поднять экономику России? Надо вместо премьера Медведева, назначить премьером Быкова." Шутка шуткой, но пока премьером будет Медведев, будет только движение вниз. Да что Путин, что Медведев - одного поля ягода.
    1. +1
      3 июля 2014 18:44
      Глазьева главой центробанка, Медведева с кабинетом нах! Про Путина, не согласен, пока есть доля веры.
  17. +1
    3 июля 2014 19:15
    Цитата: Lyubimov
    Правильно, все новое - это хорошо забытое старое! Судя по тому, что столько лет усиленно просирали созданное в СССР, а так и не просрали до конца, говорит о том, что пятилетки это очень эффективная штука!


    Я не просирал. Я создавал в СССР. И создавал в РОССИИ. Может быть вы просирали.
  18. лёшка
    0
    3 июля 2014 19:20
    за 5 лет можно много чего сделать
  19. +3
    3 июля 2014 19:37
    Вот мой дед всё наше правительство называет П.....ами!!! Деду 84, из всех политических фигур стоящих у руля в разные годы он отдал предпочтение лишь Никите Сергеевичу Хрущёву! При этом отметил высокий социально-экономический рост и резкий подьём сельского хозяйства вместе с промышленностью его рассказ был ярким и увлекательным. Учитывая то что он глубоко и всецело питал ненависть к коммунистической партии СССР. Мной была принята попытка отстоять свою точку зрения в пользу В.В.Путина , но мои аргументы оказались ничтожны. Ничтожны ровно на столько, на сколько ничтожна эффективность работы текущего правительства. Я искренне верю нашему Президенту и считаю что это лучшее что могло произойти с Россией за последние 5 лет. Вот только следующие 5 лет нужно планировать как пятилетку тотальной чистки гниющей "рыбы" .
    P.S. Те веб камеры что при менялись на выборах я бы поставил в каждом кабинете госдумы и в зале заседаний при этом трансляцию вел на выделенном специально канале с программой передач на неделю!!! Возможно тогда бы мой дед смог разглядеть кто из них кто...
    1. ANB
      ANB
      0
      4 июля 2014 06:20
      транслировали, было время, потом когда поняли что это просто позорище- срочно обрубили. Правильно говорят предыдущие- вся эта Дума, всё правительство это просто сборище бездельников, гнать их надо, пока они у руля Россия будет разваливаться, но как и кто это сделает, слишком уж мы ленивые.
  20. 0
    3 июля 2014 21:52
    Может и плановую экономику вспомнят? Неплохо было бы.