Правительство режет "пятилетки"?
Собеседник «Известий»:
Фактически речь в материале шла о возрождении практики планирования в виде пятилеток, первая из которых в Советском Союзе была запущена в 1928 году.
Главный документ, на который опирался тот самый (неназванный «Известиями») источник в российском правительстве, это закон «О стратегическом планировании», который был принят Государственной Думой 20 июня текущего года, и одобрен в Совете Федерации 25 июня. Президент Владимир Путин подписал этот закон 1 июля.
С сайта президента Российской Федерации:
Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, а также полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Федеральным законом определяются система стратегического планирования, принципы и задачи стратегического планирования, участники и документы стратегического планирования.
На появление в «Известиях» статьи о возрождении системы стратегического планирования в виде пятилеток кабинет министров отреагировал незамедлительно. Официальный комментарий по этому поводу дала пресс-секретарь председателя правительства РФ Наталья Тимакова. Госпожа Тимакова заявила, что информация о возрождении пятилеток – слухи, которые ничего общего с реальностью не имеют.
Наталью Тимакову цитирует «Российская газета»:
Судя по реакции, слово «пятилетка» явно напугало ту либеральную часть кабинета министров, которая пока верховодит в правительстве. И если собеседник «Известий» - реальное лицо из российского правительства, то его слова и слова пресс-секретаря премьера Дмитрия Медведева говорят о том, что в кабмине, по меньшей мере, есть некоторые разночтения в понимании подписанного президентом закона «О стратегическом планировании». Опять же – это по меньшей мере… Если разночтений в формулировках нет, тогда имеют место реальные противоречия в плане того, как переориентировать экономику России на полноценное развитие, а не оставлять топтаться на одном месте - на точке почти нулевого роста.
Итак, Госдума закон приняла, Совфед одобрил, президент подписал, в правительстве (если верить «Известиям») заговорили о реальном возрождении как системы планирования, так и возможности реально спросить с тех, кто, имея все возможности для работы, планы никак не выполняет. Да, в законе, с полной версией которого можно ознакомиться на странице информационно-правового портала «Гарант» нет фразы «пятилетний план» или «пятилетка», есть такие понятия: «среднесрочный период» - 3-6 лет, «долгосрочный период» - свыше шести лет. Но разве именно временной период определяет важность самого закона, его цели и задачи?
При этом официальная реакция правительства выглядит таким образом, будто бы и сам закон – тоже вымысел (а не только публикация в прессе по поводу пятилеток): мол, если депутаты и сенаторы приняли, а президент подписал, то это ещё не значит, что кабмин возьмёт этот закон на вооружение…
Если так, то позиция российского правительства выглядит более чем странной. Все и так прекрасно знают, что есть госпрограммы, есть трёхлетний бюджет, есть указы президента (которые, кстати, правительством нередко спускаются на тормозах), но ведь речь идёт о стратегическом планировании – таком, которое систематизирует и госпрограммы, и указы, и экономические чаяния, и социалку, и всё остальное. Без системного подхода всё то, о чём упомянула Наталья Тимакова, часто просто распыляется с точки зрения объективного контроля.
Порой одна программа идёт вразрез с другой, один документ призывает искать финансирование там, где средств уже нет, так они пошли на удовлетворение целей и задач, поставленных в другом документе, что в итоге приводит к тому, что недофинансирование проходит по обеим программам. В отчётах же такие сведения либо отсутствуют, дабы не гневить кое-кого, либо сведения представляются таким образом, что виноватыми остаются все (по должности не выше старшего водопроводчика или какого-нибудь помощника советника мэра), но только не правительственные чиновники.
Так что же такое, в понимании верхушки правительства, стратегическое планирование. Если они вообще ничего общего не имеет с системой советского пятилетнего планирования, тогда можно ли его называть стратегическим? Или всё-таки упор на то, что само правительство постарается сделать так, чтобы никакая государственная стратегия «завязаться» не успела?..
Информация