Культура 2.0. Часть 2. От моллов к Дворцам культуры или о грядущем культурном облике России



В первой части мы ознакомились с двумя разными подходами к реализации культурной политики в государстве и осознали масштаб проблемы восстановления культурной инфраструктуры, стоящий перед нашим обществом. Данный же текст будет посвящён тому, какое будущее вырисовывается у моллоцентричной культурной модели и что делается в России для воспитания своего многонационального народа.


Окультуривание потребления

В России упрямо продолжают строительство ТРЦ, что вызвано как инерцией сознания инвесторов, так и их неспособностью увидеть иные способы использования денег, хотя отрасль уже поразил достаточно серьёзный кризис. Его причина, по всей видимости, в ограниченности рынка и недостаточном росте доходов граждан. Однако полагаю, что отчасти дело может быть в ином: загадочная русская душа начала разочаровываться в потреблении и требует чего-то большего.

Ну а пока владельцы ТРЦ предпочитают классику жанра: коль расширить ассортимент магазинчиков не получается, то покупателей нужно в них заманить другими способами. В первую очередь красивыми фасадами, на которые только в «Вегас Крокус Сити» планируют потратить 15 млн долл. Кроме того, как отмечают коллеги из журнала «Эксперт», эпоха простых торговых центров окончилась: теперь в них непременно должны быть парки развлечений, музеи.

Например, в том же «Вегасе» Эмин Агаларов планирует радовать публику выступлениями братьев Запашных и Cirque du Soleil. В «Авиа Парке» же запланированы гигантский аквариум, залы «Каро-Фильм», а также Национальный музей авиации и космонавтики, ледовый дворец, ландшафтный парк и прочее, на что хватит фантазии и денег.

С одной стороны это удобно, можно разнообразить шоппинг более полезным досугом. Однако со временем так прививается формат потребления культуры (в противовес культурному развитию).

Кроме того, парки, музеи и дворцы в моллах являются лишь камуфлирующим дополнением, цель подобных мест остаётся неизменной. Деньги, именно они правят бал, однако что делать тем, у кого денег нет или же недостаточно? Моллоцентричная культура остаётся достаточно нишевой и рассчитана на представителей среднего класса. А средний класс, как известно, ускоренно демонтируется.

Торговый «храм» закрыт

Примечательно, но в США в ближайшие 10–15 лет ТРЦ могут стать анахронизмом. Судьбе огромных умерших моллов в США посвящён целый сайт. Причины гибели данных гигантов просты: часть не выдержала конкуренции с более крупными центрами, серьёзную конкуренцию составляет интернет-торговля, которой торговая недвижимость не нужна в принципе. Однако это лишь часть причин.

Корень проблемы американских моллов — в обнищании населения, которому теперь не до траты денег. Американский средний класс умирает и вернуть его к жизни сможет разве что новая мировая война, которую наши бледнолицые «партнёры» усиленно пытаются разжечь, где только могут. Но даже начало огромного мирового конфликта не даёт гарантии спасения среднего класса и присущего ему типа потребления.

Жители Украины, например, вовсю чувствуют схлопывание сегмента розничной торговли и вместе с ним ТРЦ. Так, в Киеве переносят открытие новых ТРЦ из-за отсутствия достаточного количества арендаторов, которых, естественно, нет из-за низкой платёжеспособности населения.

Вместе со сворачиванием мировой моллизации в прошлое должно уйти и общество потребления, которое станет для подавляющего большинства жителей Европы и США недосягаемой мечтой. Следовательно, молл перестанет быть «храмом» культуры. Остаётся лишь телевизор и интернет, однако их будет недостаточно для удержания масс в покорном состоянии. Таким образом, нужна альтернатива квазикультуре потребления и её «храмам».

Бескультурью — бой!


Конечно, все торговые центры не разорятся, но их совокупное влияние на процесс «окультуривания» масс ослабнет, зато вырастет влияние традиционных культурных центров. И в России многое для этого уже делается в рамках Года культуры.

Во-первых, ведётся работа по воскрешению «Зарницы», созданию военно-патриотических лагерей для подростков.

Во-вторых, принято решение о создании телеканала российской и советской анимации «Союзмультфильм». Сама же анимационная студия получила нового директора и должна в скором времени переехать в новое здание, а при наличии государственной поддержки (которой не может не быть) планирует восстановиться в течение нескольких лет. Продолжается работа над оцифровкой золотой коллекции Госфильмофонда, на что уйдёт 5 лет.

Произошли изменения в государственной политике в области кино, реорганизованы экспертные советы при Министерстве культуры РФ, вдвое увеличены гранты молодым режиссёрам. Также ведётся работа над изменением системы предоставления государственной поддержки кинематографу.

Учитывая окончание эпохи бумажных изданий и переход на цифровые носители, осуществляются мероприятия по объединению библиотек. На декабрь этого года запланировано создание Национальной электронной библиотеки, доступ к которой будет иметь обладатель единого читательского билета.

В 2015 году планируется завершение работ по строительству 5 современных многофункциональных культурных центров, всего их построят около 50. В прошлом году было отреставрировано 140 объектов культуры, создано 10 новых театров. По всей России откроют 15 филиалов Московской филармонии.

По словам главы Минкульта Владимира Мединского, средняя зарплата в федеральных учреждениях культуры составляет 47 тыс. рублей.

Впрочем, 50 новых Домов культуры явно недостаточно и не лишним было бы провести работу по реанимации хотя бы части клубов и Домов культуры, заброшенных в 90-е. Идеальным представляется увязывание клубов и Дворцов культуры в единую сеть, что дало бы возможность сделать их ключевыми объектами культуры как в сёлах, так и небольших городах и на их базе проводить конкурсы культурной самодеятельности, вовлекая в них массы.

Нашло поддержку предложение депутата Госдумы В. Рашкина о создании альтернативы бородатому «Евровидению». К инициативе российских депутатов готовы присоединиться их белорусские коллеги.

В шестимесячный срок будет подготовлена программа развития детского центра «Артек», вероятно именно ему предстоит понести на себе основной груз обеспечения детского отдыха. Детский омбудсмен П. Астахов же и вовсе повёл детскую экспедицию на Северный полюс. И это отнюдь не всё.

***

Итак, несмотря на то, что минкультовское «техзадание» Человекостроения в России ещё не принято в окончательной редакции, становится очевидно, что государство вернулось в культурную сферу и решило взять процесс воспитания масс в свои руки. Культурной инфраструктуре России до уровня РСФСР всё ещё далеко, однако ведущаяся работа отнюдь не кажется поверхностной и интуитивной. Напротив, налицо продуманная государственная программа, цель которой — в создании образованного человека, способного не только к потреблению культурных благ посредством посещения торгово-развлекательных центров, но и к созиданию культурных ценностей. И за такими людьми — наше новое будущее.
Автор:
Иван Лизан
Первоисточник:
http://www.odnako.org/blogs/kultura-20-chast-2-ot-mollov-k-dvorcam-kulturi-ili-o-gryadushchem-kulturnom-oblike-rossii/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти