Проект тяжёлого военно-транспортного вертолёта Як-60

12
За все время существования ОКБ Яковлева им было создано более 200 различных типов и модификаций летательных аппаратов, среди которых было более 100 серийных машин. Самолеты данного КБ находились в производстве непрерывно, начиная с 1932 года, за 70 лет было выпущено более 70 000 самолетов «Як», но самолеты были не единственным продуктом конструкторов. ОБК Яковлева успело попробовать свои силы и в вертолетостроении. Наличие вертолетной тематики в авиационном КБ кому-то может показаться необычным, но факт остается фактом. Грузовой вертолет Як-24, созданный конструкторами КБ, получил широкую известность, а разработанный в эпоху реактивной гонки грузовой планер Як-14 смотрелся достаточно оригинально. Обе эти машины выпускались серийно, в отличие от проекта грузового вертолета Як-60, который затмевал их своими размерами, сообщает в своей статье "Гигантский "летающий вагон" Як-60" Юрий Дорошенко.

Вертолет Як-24 получил запоминающееся название «Летающий вагон», которое хорошо соответствовало его внешнему облику. Данный вертолет оснащался двумя двигателями АШ-82В мощностью по 1430 л.с. В период с 1953 по 1957 годы он являлся самым большим вертолетом во всем мире. Максимальная его грузоподъемность достигала 4 тонн. Что было отличным показателем для тех лет. Грузовой планер Як-14 также был достаточно удачной разработкой. Он был предназначен для транспортировки по воздуху крупногабаритных грузов массой до 3,5 тонны, к примеру, он мог перевозить грузовые автомобили, всего было построено 408 планеров.

Як-24

Для ОКБ, которое с момента создания специализировалось на проектировании самолетов, транспортный вертолет Як-24 был спроектирован за достаточно короткий срок. От момента начала эскизного проектирования (работы начаты в 1951 году) до первого полета (июль 1952 года) прошло всего 9 месяцев. Для примера: проектирование вертолета «Пясецкий Н-16», который был сопоставим с советским по грузоподъемности, началось еще в 1946 году. При этом вертолет впервые поднялся в воздух в 1953 году. Правда, именно вертолеты американского конструктора Пясецкого стали катализатором создания в СССР транспортного вертолета, построенного с использованием продольной схемы.

Конструктивно в вертолете Як-24 была применена вся несущая система (главные редукторы, лопасти), а также силовая установка с вертолета Ми-4. Производство транспортного вертолета было развернуто уже в апреле 1955 года, всего было изготовлено не менее 40 вертолетов с большим фюзеляжем. Як-24 вмещал в себя экипаж из 3-х человек и до 30 солдат в полной боевой экипировке или до 3 тонн различных грузов. Вертолет, как уже говорилось, был построен по продольной двухвинтовой схеме. В качестве силовой установки использовались 2 поршневых двигателя АШ-82В. В конце 1955 года данный вертолет стал автором двух мировых рекордов, связанных с поднятием грузов. Так, сначала машина подняла груз массой в 4 тонны на высоту 2902 метра, а затем груз массой 2 тонны на высоту 5082 метра.


В 1955 и 1956 годах 4 вертолета Як-24 принимали участие в знаменитых тушинских авиапарадах. В 1959 году вертолеты использовались во время армейских маневров на территории ГДР, а также в районе украинской столицы. Як-24 успешно выполнил перелеты по маршрутам Москва — Берлин и Москва — Киев. За все время его эксплуатации не было зафиксировано ни одной катастрофы с человеческими жертвами.

Успех вертолета Як-24 не остался незамеченным. И в конструкторском бюро задумались над созданием проекта еще более крупного вертолета, выполненного по этой же продольной схеме. Так появился на свет проект тяжелого военно-транспортного вертолет Як-60, который по грузоподъемности мог бы посоперничать со многими военно-транспортными самолетами. Данная машина являлась дальнейшим развитием во многом удачного Як-24. Новый вертолет, получивший обозначение Як-60, должен был стать аналогом самого грузоподъемного в мире вертолета, который был спроектирован КБ Миля, речь идет о вертолете В-12. Взлетная масса Як-60 должна была составить около 100 тонн. Роторы были заимствованы от вертолета Ми-6, каждый из них вращался двумя двигателями Д-25ВФ. Согласно проекту вертолет мог поднимать вес массой до 42 тонн, такая грузоподъемность позволяла использовать вертолет для перевозки на внешней подвеске танков, например, Т-64. Однако, в отличие от вертолета Миля, Як-60 навсегда остался проектной машиной, которая не поднялась в небо. Было изготовлено лишь некоторое количество макетов данного вертолета.


Работами по проектированию Як-60 занимался Ленинградский филиал ОКБ-115 на заводе МАП №272 под непосредственным руководством главного конструктора Игоря Александровича Эрлиха. При его проектировании учитывался опыт разработки и эксплуатации предшественника — Як-24. Проект нового тяжелого вертолета продольной схемы, имеющего 4 двигателя, начали разрабатывать на основании постановления Совета Министров СССР от февраля 1958 года. На вертолете должны были использоваться сразу 4 мощных газотурбинных двигателя Д-25ВФ, развивавшие по 6497 л.с. каждый. Габариты гигантского вертолета от ОКБ Яковлева были следующими: длина — 44,6 м, ширина — 8,6 м, высота — 11,6 м.

Такие размеры и грузоподъемность на уровне 40 тонн открывали перед вертолетом большие возможности. Назначением вертолета-гиганта, который превосходил «Летающий вагон» Як-24, была переброска по воздуху: танков, САУ, бронетранспортеров, баллистических ракет, наземных РЛС, мостовых ферм, понтонных блоков, буровых вышек, мачт электропередачи, речных судов, боеприпасов и другого вооружения, а также различных крупногабаритных грузов хозяйственного назначения.


Помимо просторной грузовой кабины, Як-60 мог перевозить грузы и на внешней подвеске. Вертолет мог взять на борт до 228 солдат-десантников в полной боевой экипировке или 176 раненых в сопровождении 8 медицинских работников. Однако работы по данному вертолету так и не вышли за рамки проекта и технического предложения. Причиной стал отказ ОКБ-115 от вертолетной тематики, а также закрытие его Ленинградского филиала с последовавшей затем переориентацией завода № 272. Однако подобный гигант в СССР все же был создан. Речь идет о вертолете В-12 КБ Миля (иногда его называют Ми-12, хотя такое переименование никогда не производилось). На В-12 были использованы те же двигатели Д-25ВФ. Эта совершившая свой первый полет в 1968 году машина до сих пор остается самым большим и грузоподъемным вертолетом в мире.

Источники информации:
http://doroshenko-us.livejournal.com/13827.html
http://www.airwar.ru/enc/ch/yak24.html
http://www.yak.ru
http://ru.wikipedia.org
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    3 июля 2014 09:31
    Вот это я понимаю - чудо техника! Жаль, что работы по данному вертолету так и не вышли за рамки проекта и технического предложения.
    1. +7
      3 июля 2014 10:10
      Цитата: LaGlobal
      Жаль, что работы по данному вертолету так и не вышли за рамки проекта и технического предложения.

      Уважаемый коллега Ярослав, было много проектов, которые так и не были построены в металле. Проект Як-60 один из них. Причих много, и одна из них кроется в продольной схеме. Увы, от врождённых недостатков этой схемы Як-24 так и не избавился, а потому и был выпущен всего в количестве нескольких десятков машин (и это при том, что в работе над машиной помогали специалисты ОКБ Миля и Камова).
      А статья полезная.
      1. +4
        3 июля 2014 12:06
        Цитата: Гамдлислям
        Проект Як-60 один из них. Причих много, и одна из них кроется в продольной схеме. Увы, от врождённых недостатков этой схемы Як-24 так и не избавился, а потому и был выпущен всего в количестве нескольких десятков машин (и это при том, что в работе над машиной помогали специалисты ОКБ Миля и Камова).


        А как же живет уже скоро 50 лет и выпускается в нескольких странах Чинук?
      2. +1
        3 июля 2014 16:31
        Доводилось слышать и про субъективный фактор.А конкретно -что Эрлих ушел из КБ
        1. 0
          3 июля 2014 17:39
          Цитата: sivuch
          Доводилось слышать и про субъективный фактор.А конкретно -что Эрлих ушел из КБ

          Эрлих Игорь Александрович - неординарная личность, замечательный конструктор, изобретатель, организатор, но очень амбициозный и неуживчивый. Начал простым конструктором по вертолётной тематике у Яковлева, а в дальнейшим стал главным конструктором по вертолетам и руководителем Ленинградского филиала этого КБ. Ушёл из ОКБ Яковлева, после закрытия вертолётной тематики в КБ. Работал в ОКБ Камова. Но через несколько лет от Камова тоже ушёл. Сменил несколько КБ и направлений деятельности.
  2. +3
    3 июля 2014 09:53
    Отличная статья! Автору - плюс. За этот вертолёт ни разу не слышал. Думается, ежели был бы построен в своё время - до сих пор был бы лучшим и не превзойдённым. hi
  3. +2
    3 июля 2014 10:10
    Статья отличная,немного читал о нём в какой то книге,но даже и представить не мог как он выглядит на самом деле
  4. +6
    3 июля 2014 10:22
    Вертолет Як-24 действительно был построен в короткий сроки и многие из использованных в ней технических решений были уникальными. Опыта вертолетостроения в стране тогда не существовало, трофейные образцы отсутствовали. Опытным путем удалось установить зависимость между уровнем вибраций вертолета и диаметром несущих лопастей винтов, влияния на управляемость машины размеров и площади хвостового оперения и многое другое. Вертолет успешно эксплуатировался в войсках и гражданской авиации, но построено их было немного.
    Судьба машины была бы иной, если бы в тот период конструкторам удалось создать более надежную трансмиссию и мощный газотурбинный двигатель взамен Аш-82,устанавливавшегося в войну на Ла-5, а в послевоенные годы на Ил-14. Не было автопилота, отсутствовала автоматическая система управления полетной устойчивостью машины и многое другое, из того, что появилось в тот период в США на вертолетах Сикорского и Пясецкого.
    Як-60 должен был стать дальнейшим развитием Як-24, боле мощным и крупным, но принципиальной новизны проект не содержал. К тому же доставка тяжелой и крупногабаритной техники на внешней подвеске выглядела скорее экзотикой, чем насущной потребностью и не была востребована воздушно-десантными войсками. Созданные несколько позднее Ми-6 и Ми-10 были значительно совершеннее.
    Вообще, в стране КБ Яковлева, своего рода пионер в освоении новых образцов авиационной техники, будь то учебные, связные и спортивные машины, фронтовые истребители и истребители-перехватчики, самолеты ВВП, реактивные пассажирские самолеты малого и среднего класса, противолодочные самолеты и самолеты ДРЛО. На основе опыта их эксплуатации другие КБ переходили к новым более совершенным технически и конструктивно образцам.
  5. +7
    3 июля 2014 10:39
    Не большая поправка:
    Первый полет В-12 состоялся 27 июня 1967г. Пилотировал его летчик-испытатель В. П. Колошенко. Осенью вертолет был передан в Летно-исследовательский институт для государственных испытаний,

    Эх! Кто в детстве не хотел стать лётчиком! hi
    1. svyach74
      0
      5 июля 2014 13:35
      Ага! В поликлинику, для опытов!
  6. +3
    3 июля 2014 12:13
    что мешает возобновить данный проект, идея остается насущной, следует ее развивать и доработать ТТХ проекта, согласно современным требованиям, уверен в армии и в народном хозяйстве данная вертушка будет весьма востребованной... hi
    1. +4
      3 июля 2014 15:25
      Как раз цена изделия и сомнительная востребованность в перевозке моногрузов такой массы и есть тормоз самой идеи аппарата. Машины данного типа не могут быть массовыми и , соответственно, приемлемыми по цене.Иногда и впрямь проще построить дирижабль на современном уровне для решения подобных задач, скорости и зависимость от метеоусловий сопоставимы, а экономичность и цена разительны! laughing
    2. svyach74
      0
      5 июля 2014 13:39
      Волька, по моему, Ми-26, вполне справляется! Просто, продольная схема, слишком сложна, а всё сложное, малонадёжно!
    3. +1
      5 июля 2014 18:53
      Для него нет задач. Изначально его планировали использовать для переброски ракет, но или ракеты изменились, или задачу решили другим способом (сейчас уже не помню). Поэтому не стали доводить до серии. А просто возить 40 тонн вертолетом - очень дорого.
      Это я о В-12