Самый большой десантный корабль на воздушной подушке

47
Самый большой десантный корабль на воздушной подушке


В небольшом уютном музее Балтийского флота, расположенном в здании еще немецкой постройки в Балтийске (Калининградская область) экскурсовод демонстрирует исторические реликвии — сначала петровских времен (пушки, якоря и флаги со шведских кораблей), потом времен Первой и Второй мировых войн. И вот, наконец, переходит к современным экспонатам, с особой гордостью демонстрируя установленный на стенде пульт управления десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», большинство из которых базировались именно в Балтийске: «Вряд ли где-то еще увидите подобное!» «Ну почему же? — осторожно замечаю я. — Вот только вчера видел, как управляют «Зубром»»! Гид с возросшим уважением усмехается: «И как, не оглохли?»

Десантный корабль «Мордовия», стоящий на бетонной пристани военной гавани Балтийска, немного похож на кита, выброшенного на берег. Только от него совсем не веет беспомощностью — разинутая пасть опущенной «губы» гибкого резинового ограждения и передняя аппарель скорее напоминают хищную улыбку. Перед кораблем выстроились несколько БМП, и один из офицеров жестами помогает механикам-водителям заехать задним ходом внутрь. После того как последний БМП занимает свое место в десантном отсеке, офицер тщательно проверяет расстановку машин. Ему что-то не нравится, по его команде несколько БМП сдвигаются вперед — буквально на несколько сантиметров. Наконец результаты проверки удовлетворяют офицера, и машины закрепляют цепями. Командир корабля, капитан 3-го ранга Сергей Конов объясняет смысл этих манипуляций: «Точная центровка груза очень важна для корабля на воздушной подушке. Если дифферент на корму превысит 2°, носовая часть поднимается над водой слишком высоко, кормовая — опускается, и давление набегающего потока воздуха может превысить давление воздуха, создаваемого подушкой. Возникнет опасность подлома гибкого резинового ограждения на ходу, что по эффекту примерно эквивалентно столкновению со стеной».

В водяной шубе

Забившись в уголок ходовой рубки (чтобы никому не мешать), я наблюдаю за подготовкой к выходу в море. Посты докладывают о готовности, и вот, наконец, отдается команда на запуск двигателей, освобождая табун в 50 000 лошадей. В бронированной ходовой рубке рев двигателей изрядно приглушен, и я могу лишь догадываться, как этот невероятный звук воспринимается снаружи. Заодно я понимаю, что прокатиться с ветерком не получится: во время движения выход на палубу запрещен, поскольку при работе двигателей человека может просто сдуть.

«Подъем!» — командир корабля, лично сидящий за штурвалом, перекидывает один из тумблеров на пульте. По каждому борту установлено два нагнетающих агрегата, воздухозаборники которых закрыты сверху поворотными лопатками. Щелчок тумблера поворачивает лопатки, и нагнетатели начинают подавать воздух в подушку. Вокруг «Мордовии» взлетает пыль, корабль, сотрясаемый крупной дрожью, поднимается над поверхностью. Поворачивая штурвал из стороны в сторону, Сергей Конов раскачивает тяжелонагруженный «Зубр», медленно сползающий по бетонному уклону в воду. Когда корабль полностью оказывается на воде, из рубки открывается удивительное зрелище — вокруг, куда ни посмотри, сверкает множество радуг — это свет преломляется на облаке водяной пыли, поднятой воздушной подушкой. На полном ходу (а это 60 узлов!) корабль почти не видно — из облака водяной пыли высовывается лишь носовая часть и остекление рубки. Что, по словам офицеров, служит еще и маскирующим фактором: водяная пыль создает помехи сигналам радаров противника, затрудняя обнаружение и целеуказание. Корпус из алюминиево-магниевого сплава немагнитный, а с учетом высоты его полета (около полуметра) «Зубру» не страшны ни магнитные, ни контактные мины.


Самое грозное оружие «Зубра» — это две пусковые установки для 140-миллиметровых неуправляемых ракетных снарядов.
Применяются такие установки для огневой поддержки десанта. Но в ходовом положении корабля вы их не увидите.


Командир и рулевой

Корабли на воздушной подушке — единственные, где командир не просто отдает приказ рулевому, а лично находится за штурвалом. Водоизмещающие суда и корабли, глубоко сидящие в воде, значительно более инерционные и предсказуемые. «Зубр» же парит над водой, не касаясь ее, и реагирует буквально на порывы ветра: «Основная проблема, затрудняющая управление кораблем на воздушной подушке — это его парусность, — объясняет Сергей Конов. — Площадь боковой проекции — больше 500 м², поэтому даже умеренный ветер вносит свои поправки, не говоря уже о порывах, которые сбивают корабль с курса. Поэтому в управлении «Зубром” больше от авиации, чем от судовождения, мгновенные реакции и поправка на ветер».

Внедорожный клиренс

Наконец «Зубр» подходит к точке назначения — одному из пляжей Балтийского побережья. Два матроса с помощью визиров осматривают участок высадки и докладывают, что все чисто. Корабль замедляет ход и, поднимая тучи песка и пыли, вываливается на берег. «Посадка!» — командир щелкает тумблером, переводя нагнетающие агрегаты в посадочный режим: лопатки верхних воздухозаборников закрыты, воздух циркулирует внутри подушки, охлаждая двигатели. «Зубр» оседает на песок, опускает носовую часть и сходню, по которой один за другим съезжают на пляж пять БМП десанта. Сходня убирается, а затем вновь подъем на подушку — и в море. Вся операция занимает пару минут.


Корабль с легкостью выходит на песчаный пляж, практически не замечая границы между водой и твердью.


Выход на берег легко дается «Зубру» практически на любой скорости. Спуск на воду для него куда сложнее, хотя заметно это только изнутри, из ходовой рубки.

Технически корабль может не просто выйти на берег, но и зайти по суше или по болоту намного дальше. Гибкое резиновое ограждение состоит из двух частей — ресивер и навесные легкосменные элементы («косынки»). Толстая армированная резина достаточно устойчива к различным повреждениям, и небольшие дырочки не влияют на ходовые качества. Корабль может преодолевать препятствия высотой до 1,6−2 м, а те, что меньше метра, и вовсе не замечает. Был случай, когда при демонстрации ночной высадки десанта один из экспортных образцов, предназначенных для Греции, просто «раскатал» ГАЗ-66, который должен был подсветить место выхода на берег. К счастью, никто из людей не пострадал, а вот автомобиль, конечно, пришлось списать. Не без основания производитель утверждает, что «Зубру» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    5 июля 2014 07:07
    Не только самый большой но и самый боеспособный, по спектру выполняемых задач.
    1. +7
      5 июля 2014 09:24
      Корабль отличный, но исчисляется парой единиц. Теперь видимо у Китая в серию пойдет
      1. Kir
        +5
        5 июля 2014 15:43
        Интересно, а Вас не смущает другой факт что документация сколько помню в Китай попала из незалежной, а теперь там известно кто хозяйничает, так что ситуация много хуже- документация в руках "заклятых друзей", а те если и не с копирастят, так по любому воспользуются сведениями во вред Нам, вот это реальный повод к беспокойству!!!
        А автору статьи спасибо. а ещё большее Спасибо Конструкторам и всем сопричастным к сему творению!!!
        1. +1
          7 июля 2014 19:14
          Цитата: Kir
          Вас не смущает другой факт что документация сколько помню в Китай попала из незалежной

          Контракт косые с нами заключить не смогли а поцев развели как .. :).
          По контракту было 2 корабля и доки , на монтаже корпуса первого сломался кран, повредили корпус корабля и контракт закрыли разумеется с неустойкой , что дали то забрали, а доки уже умелые поцы косым откинули торопливо.
          Итог: производство стало повреждены мощности заказов собственно то-же, доки уплыли и теперь верфь "Заря" кажется так называлась вообще никого не интересует кроме кредиторов.
          Вот гениальный план как получить что-то бесплатно.
          Само так получилось или не само это уже другая история
          Как-то так.
  2. +9
    5 июля 2014 08:03
    Прошлый год. Десантный корабль на воздушной подушке "Зубр" высадил морпехов на пляже в Калининграде soldier
    .
    1. +1
      5 июля 2014 09:58
      Это видео ещё в американских новостях показывали. И вроде бы его Рэй обозревал.
  3. +1
    5 июля 2014 09:19
    сколько их то у нас осталось на флотах?новые хоть строить будут или дачи и особняки нужнее?
    1. +2
      5 июля 2014 14:04
      два, оба на БФ. корабль спецефичный, применение ограничено о постройке новых для России нет данных, китайцы проявляли интерес.
      1. Bолхов
        0
        7 июля 2014 01:33
        Для польских болот подходит - натовцы их сверху просматривают, а этот и приплыть может. Вольфшанце рядом с Калининградом.
        На фото 2 натовца - нижний разведчик, верхний прикрытие с включённой плазмой, поэтому кажется цветным. Боятся кого - то.
        Российские на Камчатке тоже группой летают - Ил-38 и Миг-31, может ещё Ан-26 с парашютистами быть.
        http://topwar.ru/53389-v-nebe-kamchatki.html
  4. malikszh
    +2
    5 июля 2014 11:08
    их два Евгений Кочешков и Мордовия, но сейчас в России завод в Крыму который выпускает этих зубров
    1. +1
      5 июля 2014 18:52
      Феодосийский завод "Море", вроде сохранил потенциал, несмотря на старания свидомых...
  5. Кус Имак
    0
    5 июля 2014 11:10
    Классная машина, жалко Израиль не уделяет им внимание.
    1. +3
      5 июля 2014 12:11
      Цитата: Кус Имак
      Классная машина, жалко Израиль не уделяет им внимание.

      Для чего? В Бейруте высаживаться или в Газе? Вообще корабли с динамическими принципами поддержания плавучести оставляют желать лучшего в смысле живучести. Повреждение юбки на судах на воздушной подушке или подводных крыльев на соответствующих судах в лучшем случае сделает их превосходной мишенью. Это вам не пробоину задраить...
      Про расход соляры вообще молчу.
      1. Кус Имак
        +2
        5 июля 2014 12:44
        Цитата: профессор
        Цитата: Кус Имак
        Классная машина, жалко Израиль не уделяет им внимание.

        Для чего? В Бейруте высаживаться или в Газе? Вообще корабли с динамическими принципами поддержания плавучести оставляют желать лучшего в смысле живучести. Повреждение юбки на судах на воздушной подушке или подводных крыльев на соответствующих судах в лучшем случае сделает их превосходной мишенью. Это вам не пробоину задраить...
        Про расход соляры вообще молчу.


        Именно для высадки в Ливане. У каждого типа судна есть плюсы и минусы. Живучесть судна на воздушной подушке возможно меньше чем обыкновенного сходного с ним по рамерам обыкновеного судна, но оно позволяет производить десант в совершенно любом месте, когда как при использовании обычнух суднов противник может создать сильную оборону в бухтах удобных для десантирования. Понятно, что предварительно при десантировании с судна на возд. подушке разведке необходимо выяснить , что отсутствует укрепленная береговая оборона.
        Как правило десант не осуществляется исключительно силами судов на возд. подушке,а идет вместе с подразделением обычных морских кораблей, защищающих суда на возд. подушке во время движения и поддерживающих десант с моря.

        Если речь идет о большой десантной операции ( В израиле такие, насколько я знаю таковые не осуществлялись), то десантирование с обычных судов осуществляется в 2 стадии: сначала войска подвозят на морском судне на траверс места десанта,а потом маломерными судами осуществляется переброска на берег. Имено эта вторая стадия является критической и большая часть потерь придется на нее. Причем в условиях моря практически не возможна перегрузка на маломерные суда бронетехники. Нужно или использовать плавающую бронетехнику( которая плавает очень медленно и является прекрасной мишенью) или не использовать бронетехнику вообще.
        Кстати плавающая бронетехника как правило оставляет желать лучшего в смысле бронирования.
        Судно на воздушной подушке позволяет решить задачу доставки бронетехники на берег наиболее быстрым способом. Насколько я знаю, Израиль на сегодняшний момент практически не имеет возмозности вместе с морским десантов использовать бронемашины, а судно на возд. подушке решает этот пробел. Использование же систем аналогичных танковому "меиль руах"-ветровке, намного повышает живучесть судна.
        1. 0
          5 июля 2014 13:10
          Вы мыслите мерками советских военначальков 1950-х годов: захват плацдарма, деснат, морпехи и пр. Реальность однако такова, что последний раз воздушный десант высаживался в боевой обстановке в 1955-м году, сегодня с этим отлично справляются вертолеты. Даже Россия обладающая способностями десантирования бронетехники гнала её через тоннель колонной длинной в десятки километров, а на побережье послала полупартизанские подразделения имея на вооружении подобные средства десантирования.

          Для высадки десанта в Ливане и любой другой страны не надо таких судов.


          Единственное преимущество это челночные перевозки с десантных кораблей типа Мистраль. А здесь как известно Израиль отдыхает.


          1. +3
            5 июля 2014 15:16
            да признайтесь профессор просто не получается. такой корабль может заходить в дельты рек и глубоко проходить в тыл врага и высадить десант там где не ждали. не зря же китай его у окраины с тех. документацией купил для юго восточной азии самое то
            1. -3
              5 июля 2014 16:03
              Цитата: bmv04636
              да признайтесь профессор просто не получается.

              У кого не получается?

              Цитата: bmv04636
              такой корабль может заходить в дельты рек и глубоко проходить в тыл врага и высадить десант там где не ждали

              Не смешите меня. Сколько он бойцов и вооружения в тыл врага перекинет? 3 танка и 140 бойцов? Те же американские Ларки с шельфа перебросят больше причем с авиаподдержкой. Этот корабль экзотика и не зря их так мало построили.

              Цитата: bmv04636
              не зря же китай его у окраины с тех. документацией купил для юго восточной азии самое то

              Во-первых Украина, и с заглавной буквы. Во-вторых, если "самое то" то как они без него до сих пор обходились бедненькие? wink

              PS
              Вы сами в каком полку служили?
              1. +3
                5 июля 2014 16:11
                УССР с большой а то что сейчас то это укропия или украина так же как бедненький Сингапур обходился без меркав. а корабли Китаю нужны так ка светлые эльфы заявили свои претензии на юго-восточную азию.
                А кто сказал что у Китая он будет один или Вы сомневаетесь в способностях Китая к клонированию
                1. 0
                  5 июля 2014 16:22
                  Цитата: bmv04636
                  УССР с большой а то что сейчас то это укропия или украина так же как бедненький Сингапур обходился без меркав.

                  Ваше жалание приплести Меркаву (тоже с заглавной буквы) не меняет факта существования государства Украина. Кстати в бедненьком Сингапуре доход на душу населения составляет $ 62,400 по сравнению $ 18,100 богатой России (в три раза!!!), а продолжительность жизни 84.38 года по сравнению 70.16 всё той же богатой России, 14!!! лет разница.

                  Цитата: bmv04636
                  а корабли Китаю нужны так ка светлые эльфы заявили свои претензии на юго-восточную азию. А кто сказал что у Китая он будет один или Вы сомневаетесь в способностях Китая к клонированию

                  Купили побаловаться. Посмотрим сколько они их наштампуют и тогда будет видно на сколько они им нужны.

                  PS
                  Вы сами в каком полку служили? wink
                  1. +2
                    5 июля 2014 16:34
                    профессор Вы неправы украины как государства после военного переворота нет и сравните уж тогда доход и продолжительность жизни Сингапура и окраины если уж сравнивать.
                    Можно Вас поздравит с первой продажей теперь и посмотрим на что годна хваленая Меркава 4М или будут стоять как памятники.
                    1. Kir
                      +2
                      5 июля 2014 16:49
                      Прошу прощения что вмешиваюсь в беседу но украина чисто искусственное и не имеющее Исторического обоснования, скажем так злокачественное новообразование, вопрос скорее в другом сколь ещё сие просуществует даже при активной поддержки из вне?
                      Да и усср скажем то-же от Союза имела больше чем отдавало!!!, да и отдача по большей части за счёт присовокуплённых земель, предприятий и Народа!!!
                      как вывод всегда по уму с подстрочной!!!
                    2. -1
                      5 июля 2014 17:02
                      Цитата: bmv04636
                      профессор Вы неправы украины как государства после военного переворота нет и сравните уж тогда доход и продолжительность жизни Сингапура и окраины если уж сравнивать.

                      Про бедный Сингапур и богатую Россию уяснили? Обращайтесь ещё, проведу ликбез.
                      Либо будете писать название стран (я же Сирия пишу с заглавной буквы пишу) либо будете общаться у уряками вроде Вас.

                      Цитата: bmv04636
                      Можно Вас поздравит с первой продажей теперь и посмотрим на что годна хваленая Меркава 4М или будут стоять как памятники

                      Вы тролль? Где здесь в статье хоть слово о Меркаве? request
                  2. 0
                    5 июля 2014 16:43
                    Палестинский подросток, тело которого было обнаружено на этой неделе в Восточном Иерусалиме, скончался от ожогов, передает BBC News. Согласно данным медицинской экспертизы, которая была проведена израильскими врачами, 16-летний Мохаммад Абу Хдаир получил ожоги 90% поверхности тела. Палестинский генпрокурор заявил, что молодой человек был сожжен заживо. Однако израильские власти заявляют, что обстоятельства гибели Абу Хдаира пока не ясны. Тело 16-летнего палестинца обнаружили в среду, 2 июля, в Восточном Иерусалиме. Это произошло через несколько дней посте того как близ Хеврона на Западном берегу нашли мертвыми трех израильских школьников, пропавших в 12 июня. Власти Израиля считают, что их похитили боевики ХАМАС. Однако в самой группировке заявляют, что не имеют к этому происшествию никакого отношения.
                    1. +6
                      5 июля 2014 17:03
                      Цитата: bmv04636
                      Тело 16-летнего палестинца обнаружили в среду, 2 июля, в Восточном Иерусалиме.

                      Какое отношение сей подросток имеет к обсуждаемой статье?
                      1. -1
                        5 июля 2014 17:15
                        где где служил про нас прикол ходил и ходит -Хочу взлететь, да яйца мешают. так не шибко интересно было
                        а подросток имеет такое же значение как ввп на душу населения в укропии Сингапуре и РФ а так же продолжительность жизни
                      2. -2
                        5 июля 2014 17:25
                        Цитата: bmv04636
                        где где служил про нас прикол ходил и ходит -Хочу взлететь, да яйца мешают.

                        Так я и думал, диванный боец. soldier

                        Цитата: bmv04636
                        а подросток имеет такое же значение как ввп на душу населения в укропии Сингапуре и РФ а так же продолжительность жизни

                        Цитата: bmv04636
                        УССР с большой а то что сейчас то это укропия или украина так же как бедненький Сингапур обходился без меркав.

                        Сингапур Вы сюда приплели, да ещё с эпитетом "бедненький". Урок усвоили?

                        А про подростка этого к вашему сведению, в его ауле ходили слухи, что он гомосексуалист. Так что скорее всего его же родня и грохнула. "Квод мишпаха" - честь семьи.

                        Готовьтесь, скоро кормить Вас перестану.
                      3. +1
                        5 июля 2014 18:31
                        не профессор обижаете посмотрите эмблему авто войск РФ а служил рядом со страной вечнозеленых помидор или как более поэтично называют родниковым краем год после академии.
                        А Сингапуром не до понимание вышло бедный не в силу отсутствия денег а бедненький как же он до сих пор обходился без מרכבה‎- колесницы.
                      4. +1
                        6 июля 2014 18:25
                        поторопились профессор как всегда черте че наговорили не проревев и как всегда не правы оказались
                        Израильская полиция арестовала подозреваемых в убийстве палестинского подростка из лагеря беженцев Шуафат в Восточном Иерусалиме. Как указал представитель израильских правоохранительных органов, мотивы преступления — националистические, а подозреваются в его совершении ультраправые еврейские активисты. Он отказался предоставить прессе больше деталей, мотивировав это тем, что расследование этого дела еще не завершено.
                  3. +2
                    5 июля 2014 16:47
                    пять зубров за два захода перебросят полк
                  4. +1
                    6 июля 2014 00:16
                    GDP per capita PPP (приведенные цифры)- это не доход. Доход это household income per capita. Хотя, стоит отметить, что они неплохо коррелируют.
                    1. 0
                      6 июля 2014 08:02
                      Цитата: Bersaglieri
                      GDP per capita PPP (приведенные цифры)- это не доход. Доход это household income per capita. Хотя, стоит отметить, что они неплохо коррелируют.

                      Если настаиваете на точности формулировки то GDP (gross domestic product) - per capita (PPP) это валовой внутренний продукт на душу населения. Сути это не меняет, а обывателю так понятнее. hi
            2. Кус Имак
              0
              5 июля 2014 20:02
              Цитата: bmv04636
              да признайтесь профессор просто не получается. такой корабль может заходить в дельты рек и глубоко проходить в тыл врага и высадить десант там где не ждали. не зря же китай его у окраины с тех. документацией купил для юго восточной азии самое то


              Для того, что бы не получалось, нужно хотя бы попробывать. Не думаю, что у нас кто либо озадачивался этой проблемой. Думаю, если будет такая необходимость, не будут вкладывать миллиарды долларов ради десятка кораблей. Их просто купят или у США или у другого производителя.
          2. Кус Имак
            0
            5 июля 2014 19:03
            Цитата: профессор
            Вы мыслите мерками советских военначальков 1950-х годов: захват плацдарма, деснат, морпехи и пр.

            В военном деле как и в физике существуют определенные законы, которые не объедешь на хромой кобыле. Морской десант и захват плацдармов придумали не сов. военачальники. Морские пехотинцы широко используются и в США и в других странах. То, что тема морской пехоты не развита в Израиле, так это просто потому, что она не развита в нашей маленькой стране, а не потому, что морская пехота не нужна в совремнной армии.


            Цитата: профессор

            Для высадки десанта в Ливане и любой другой страны не надо таких судов.


            Это вы сказали. В 1982 (или в 1983) году США для высадки в Ливане использовали именно морских пехотинцев.



            Цитата: профессор

            Единственное преимущество это челночные перевозки с десантных кораблей типа Мистраль. А здесь как известно Израиль отдыхает.

            Вот именно, что Израиль отдыхает в теме развития морской пехоты. Впрочем Мистрали Израилю действительно не нужны. Нужны небольшие быстроходные корабли, и на возд. подушке в том числе.
            1. +2
              5 июля 2014 19:45
              Цитата: Кус Имак
              То, что тема морской пехоты не развита в Израиле, так это просто потому, что она не развита, в нашей маленькой стране, а не потому, что морская пехота не нужна в совремнной армии.

              Америку не трогайте, там морпехи во всю даже в морской стране Афганистане воюют.
              А вот как в кино на неподготовленное побережье уже очень давно не высаживалась.

              Цитата: Кус Имак
              Нужны небольшие быстроходные корабли, и на возд. подушке в том числе.

              Что с ними делать? На Кипр мататься? Они без корабля дока смысла не имеют.

              Цитата: Кус Имак
              Есть существенная разница между задачами воздушной и морской пехоты.

              На бумаге, а на практике между ними и пехотой разницы уже нет. Боевое парашютирование в последний раз осуществляли 60 лет назад. Живучесть судов на воздушной подушке не идет ни в кое сравнение с конвенциональными судами.

              Цитата: Кус Имак
              Ее почти не было у десанта, потому, что ее не начем было привезти.

              Есть на чем. Хоть дивизию с моря в Газе высадить. Смысла нет.

              Перед высадкой в Сидоне.



              1. Кус Имак
                0
                6 июля 2014 00:25
                Цитата: профессор

                Америку не трогайте, там морпехи во всю даже в морской стране Афганистане воюют.


                То, что США использовали маринз вместо горной пехоты не означает, что морская пехота не нужна.

                Цитата: профессор

                А вот как в кино на неподготовленное побережье уже очень давно не высаживалась.

                Что значит подготовленное побережье? Оборудованное лежаками и грибками от солнца что ли? В Газе высаживалисЬ на подготовленное побережье?


                Цитата: профессор

                Что с ними делать? На Кипр мататься? Они без корабля дока смысла не имеют.

                У нас и авианосцев нет, так что ж теперь от авиации отказаться? У России на Касп. море есть бригада десантных кораблей на возд. подушке, а вот включает ли флотилия корабль док я не знаю. Противостоит им ВМФ Ирана, где так же есть катера на возд. подушке, а вот упоминания о корабле-доке я не нашел?


                Цитата: профессор

                На бумаге, а на практике между ними и пехотой разницы уже нет.

                Весьма-весьма-весьма спорное заявление, что между возд. пехотой, морской пехотой и стрелковыми частями нет никакой разницы. Это заявление достойно отдельного обсуждения, не хочу сейчас перескакивать с одной темы на другую.

                Цитата: профессор

                Боевое парашютирование в последний раз осуществляли 60 лет назад. Живучесть судов на воздушной подушке не идет ни в кое сравнение с конвенциональными судами.

                Опять таки весьма спорное заявление, поскольку в отличии от обыкновенного корабля, судну на возд. подушке не угрожают торпеды ( мелочь правда?). На самом деле корректнее сравнивать судно на возд. подушке не столько с морскими судами,а с воздушными ( в первую очередь с вертолетом), поскольку судно на возд. подушке дефакто является воздушным видом транспорта передвигающимся на нулевой высоте. Так же как и вертолету ему не мужна подготовленая площадка для высадки десанта. Скорость его вполне сравнима с вертолетной и не намного ей уступает. Судну на возд. подушке в отличии от вертолета не угрожает ПВО противника ( правда естественно угрожает береговая охрана и ВМФ). Можно долго сравнивать. Однако основная моя мысль, что судна. на возд. подушке это еще один, дополнительный полезный инструмент для построения операции, который дает возможность более гибкого планирования военных операций.
                Наверняка есть ситуации, в которых использование именно судна на возд. подушке предпочтительнее других средств доставки десант
                Хорошо когда есть вертолет и ракетно-десантный катер, а еще лучше когда в дополнее к ним есть еще и судно на возд. подушке.
                1. 0
                  6 июля 2014 08:42
                  То, что США использовали маринз вместо горной пехоты не означает, что морская пехота не нужна.

                  Это означает, что название осталось, а суть изменилась. Это как кавалерийские дивизии в той же Америке, название есть, а лошадей нет.

                  Что значит подготовленное побережье? Оборудованное лежаками и грибками от солнца что ли?

                  Вот что значит подготовленное:

                  или так



                  У нас и авианосцев нет, так что ж теперь от авиации отказаться?

                  Не вижу связи с кораблями на воздушной подушке.

                  У России на Касп. море есть бригада десантных кораблей на возд. подушке, а вот включает ли флотилия корабль док я не знаю. Противостоит им ВМФ Ирана, где так же есть катера на возд. подушке, а вот упоминания о корабле-доке я не нашел?

                  Ну да, на Каспии их по инерции осталось всего несколько единиц "Джейран" и "Кальмар", про то сколько "Зубров" уже сказано. Думаю то сколько их осталось и сколько строится куда более красноречиво говорит об их необходимости и эффективности.

                  Кораблей доков нет. Будет Мистраль, будут пару челноков на воздушной подушке.
            2. 0
              6 июля 2014 23:39
              "Впрочем Мистрали Израилю действительно не нужны. Нужны небольшие быстроходные корабли, и на возд. подушке в том числе."////

              Я согласен с Вами. Скоростные катера на воздушной подушке здорово пригодились бы
              и для охраны побережья, и для высадки групп спецназа на берег.
              Те катера, что есть , в смысле быстроходности - не подарок.
              1. MACCABI TLV
                -1
                7 июля 2014 11:20
                Цитата: voyaka uh
                Скоростные катера на воздушной подушке здорово пригодились бы
                и для охраны побережья, и для высадки групп спецназа на берег.
                Те катера, что есть , в смысле быстроходности - не подарок.

                и Супер дворы и шальдага хватает за глаза
          3. Кус Имак
            0
            5 июля 2014 19:04
            Цитата: профессор

            Реальность однако такова, что последний раз воздушный десант высаживался в боевой обстановке в 1955-м году, сегодня с этим отлично справляются вертолеты.

            Есть существенная разница между задачами воздушной и морской пехоты. При всем при этом опять таки, воздушная пехота при высадке с вертолетов не имеет возможности использовать бронетехнику, для перевозки Хамеров нужен Карнаф. А его ( карнаф) нужно сажать на взлетную полосу или на очень хорошо укатанное поле. Это совсем другой уровень. Используя же судна на возд. подушке можно перевезти более тяжелую бронетехнику. Я не проверял, но мне кажется, что существуют виды судов, смогущих осилить даже Ахзарит. Сами подумайте, как десанту удобнее штурмовать? Когда тебя прикрывает достаточное число тяжелой бронетехники или пара-тройка легкобронированных автомобилей, боящихся лишний раз подставить борт под РПГ?
            И это все при том, чти уязвимость вертолетов намного выше, нежели судов на возд. подушке, а выживаемость людей после подбития вертолета и судна на возд. подушке лучше вообще не обсуждать. Понятно, что если судно на возд. подушке подобьют, то люди могут вполне 15-20 минут продержатся в воде пока их подберут другие суда. После крушения вертолета подбирать уже как правило некого.



            Цитата: профессор

            Даже Россия обладающая способностями десантирования бронетехники гнала её через тоннель колонной длинной в десятки километров, а на побережье послала полупартизанские подразделения имея на вооружении подобные средства десантирования.


            Ну и что? А я знаю, что в последней войне с Хамасом Израиль высаживал морской десант на побережье Газы и поддерживал его потом с моря. Так чем плохо, если б этот десант могла поддержать еще и бронетехника? Ее почти не было у десанта, потому, что ее не начем было привезти.
            1. 0
              6 июля 2014 08:43
              Опять таки весьма спорное заявление, поскольку в отличии от обыкновенного корабля, судну на возд. подушке не угрожают торпеды ( мелочь правда?).

              Конечно мелочь. Простенькая ПКР с морского или воздушного или берегового носителя (типа хизбалонской ракеты) не повредит такое судно, уничтожит его вместе с техникой и экипажем. Запаса плавучести там практически ноль, да и скорость в 120 км/ч не способствует живучести. Это судно кошмар для тех кто собирается бороться за его живучесть.

              На самом деле корректнее сравнивать судно на возд. подушке не столько с морскими судами,а с воздушными ( в первую очередь с вертолетом), поскольку судно на возд. подушке дефакто является воздушным видом транспорта передвигающимся на нулевой высоте.

              Давайте сову и глобус оставим вне обсуждения. Судно на воздушной подушке это дефакто судно хоть и с динамичским принципом поддержания плавучести и сравнивать его надо только с судами. А вот здесь сравнение не в его пользу. Из явных плюсов это скорость (за что приходится дорого платить), способность проийти по льду и болотам. Сказки про не чувствительность к волнению оставьте для сухопутных. Недостатки, грузоподьемность (Даже монстр Зубр несет всего 3 танка и 140 бойцов. Сколько надо таких для передброски бригады?), дороговизна постройки и эксплуатации, сложность обслуживания и управления (догадайтесь почему именно капитан выступает в роли рулевого?). Я писал статью о американских челноках на воздушной подушке, там много интересных деталей.

              Однако основная моя мысль, что судна. на возд. подушке это еще один, дополнительный полезный инструмент для построения операции, который дает возможность более гибкого планирования военных операций.

              Если только для спецназа типа Саерет Маткаль, но и здесь я бы выбрал гидросамолет или экраноплан. В качестве белого слона пойдет и судно. на возд. подушке, авось пригодится. Неужели американцы не подарили бы Израилю пару LCAC если бы Цахал попросил? wink
              1. 0
                6 июля 2014 10:50
                профессор помните как на песочке барахтались славные морские пехотинцы USA вроде это было на пляжах Одессы. Береговая линия особенно с песчаными пляжами может быть очень опасна и доблестный Меркава может утонуть под самую макушку, а Зубр имеет прекрасную возможность доставить взвод под прикрытием трех танков на твердую землю.
            2. MACCABI TLV
              -1
              7 июля 2014 11:30
              Цитата: Кус Имак
              Есть существенная разница между задачами воздушной и морской пехоты.

              а пехотная подготовка одна и таже. smile
              Не оправдано дорого содержать М.пехоту такой стране как наша.
              Цитата: Кус Имак
              А я знаю, что в последней войне с Хамасом Израиль высаживал морской десант на побережье Газы и поддерживал его потом с моря.

              это были ребята из Гивати(в прошлом аналог М.П),или бойцы ш-13?
      2. +1
        5 июля 2014 17:16
        а сколько профессор полк Меркав горючки кушает
  6. Самсон
    +2
    5 июля 2014 15:29
    Хорошо бы по пять штук на каждый флот,пять штук бат морской пехоты перебросит в два счета.
  7. +1
    5 июля 2014 18:30
    Завод Море(принадлежащий украинскому бизнесмену) находиться счас в Крыму.
    Я не слышал о заказах для МО РФ "Бизонов"...делаем вывод что сам завод-выполняет китайский заказ...и снова будет пытаться выжить...
    Смысл раздувать и пытаться развести профессора на срач?
    Или это такой интернет подход?
    1. 0
      5 июля 2014 18:51
      ну как обещали что все заводы будут заняты для укрепления нашего непотопляемого многоцелевого авианосца Крым (кому нравится могут назвать его Таврида)поживем увидим, а профессора не хотели обидеть кто еще толково все разъяснит по полочкам своим разложит.
  8. +1
    6 июля 2014 12:37
    корабль красавец здесь даже спору нет америкосы его даже в последнем фантастическом фильме сняли "Грань будущего" да и России еще десяток нужно прикупить
  9. -1
    7 июля 2014 01:28
    Я на похожем катался ( в его гражданском варианте ) между греческими островами.
    Их Родоса на Кос, кажется.
    Этот российский завод их продал Греции несколько штук. Мне понравилось -
    скорость бешеная, волны он держит хорошо, по-настоящему с ветерком!
  10. 0
    9 июля 2014 08:54
    Отличный десантный корабль. Странно, почему у нас их так мало и строить не собираются.
    1. Shkolnik
      0
      17 июля 2014 14:55
      Товарищ Профессор доходчиво объяснил все основные недостатки этого уникального корабля... Сам тоже просветился.
  11. Цветочник
    0
    30 июля 2014 17:06
    Видел их живьем) Эффектное зрелище!