Корабли широкого профиля

Российский Военно-морской флот нуждается в быстром пополнении – прежде всего фрегатами и корветами, способными выполнять широкий круг задач. Затруднения, возникшие при строительстве современных кораблей, вынуждают обращаться к проверенным решениям. Таким, например, как фрегат проекта 11356.

«Рабочих лошадок» мало

Сегодня перед командованием ВМФ России со всей остротой стоит проблема срочной замены в корабельном составе своих оперативно-стратегических объединений выслуживших свой срок «ветеранов» советской постройки. К сожалению, капитальный ремонт с модернизацией для многих из них крайне затруднен по конструкционным особенностям. Ведь в морских КБ не предполагали, что спроектированным ими детищам придется оставаться в строю больше 25–30 лет.


В результате наш ВМФ оказался перед безрадостной перспективой: если экстренно не увеличить количество вновь построенных боевых единиц, к концу текущего – началу следующего десятилетия произойдет обвальное сокращение корабельного состава. В наибольшей степени за счет «рабочих лошадок» – БПК проекта 1155, еще сохраняющихся сторожевиков проекта 1135 и эсминцев проекта 956.

При этом следует понимать, что имеющихся на флотах 25 СКР, ЭМ и БПК («советское трио») уже сейчас не хватает для выполнения всех возлагаемых на ВМФ задач. К тому же реально находятся в строю не более 15–16 из них, остальные либо законсервированы, либо в затянувшемся ремонте. К 2025 году шансами продолжить службу обладают не более трех-четырех сторожевиков, эсминцев и БПК, «рожденных» в СССР. Таким образом, в течение 15 лет российскому ВМФ необходимо получить не менее 20 современных фрегатов, способных возместить отсутствие кораблей трех названных выше классов.

Особняком стоит проблема ракетных крейсеров. Здесь ведется проработка вопроса о восстановлении трех ТАРКР проекта 1144, а также модернизации «Петра Великого». Обсуждается и возможность капитального ремонта трех кораблей проекта 1164. Дополнить либо заменить советские крейсера должен эсминец нового поколения, насколько можно судить по имеющейся информации, соответствующий им по боевым возможностям и практически не уступающий по размерам (более 10 тысяч тонн водоизмещения, боекомплект универсального корабельного стрельбового комплекса – более 100 ракет различных типов). Однако осуществление проекта пока не началось.

Корабли широкого профиля


Компенсировать списание «советского трио» изначально должен был фрегат проекта 22350 – боевой корабль нового поколения, разработанный Северным ПКБ. При относительно скромном водоизмещении (до 4500 тонн) он обладает внушительной огневой мощью: типовое снаряжение его пусковых установок – 16 сверхзвуковых ПКР «Оникс» и 32 ЗУР средней дальности. Это примерно соответствует огневой мощи эсминцев проекта 956ЭМ, которые имеют 8 ПКР и 48 зенитных ракет, при этом пуск последних осуществляется с помощью устаревших станковых ПУ.

Помимо перечисленного, фрегат проекта 22350 располагает внушительным арсеналом ПВО ближнего боя, противолодочным вооружением, вертолетом, оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Словом, речь идет о достойной замене боевых единиц советской постройки.

К сожалению, здесь отрицательную роль сыграл фактор времени. «Адмирал Горшков» был заложен в 2006-м, спущен на воду осенью 2010-го и уже в нынешнем году должен выйти в море на испытания. Его собрата – «Адмирала Касатонова» заложили на стапеле тремя годами позже и, как ожидается, введут в строй в 2012–2013 годах. Всего при ритмичном финансировании в текущем десятилетии могут быть построены примерно 8–10 кораблей этого проекта, а до 2025 года – 12–14. Беда в том, что такого количества явно недостаточно. Естественным решением представляется увеличение объема строительства. Однако в нынешних условиях это не так легко сделать, и трудности связаны не только и не столько с деньгами.

Проверенный вариант

Постройка фрегатов проекта 11356 для индийских ВМС – одна из самых успешных экспортных работ российского ОПК. В начале 2000-х Индии передали три корабля, изготовленных на питерских верфях, а ныне на заводе «Янтарь» в Калининграде завершаются работы еще на трех фрегатах. Освоенный промышленностью, имеющий прочные и хорошо знакомые флоту «корни» в виде СКР проекта 1135, именно этот корабль был выбран в качестве «резервного варианта» пополнения ВМФ России и «Янтарь» получил заказ от Минобороны РФ.

Сперва речь шла о трех боевых единицах для Черноморского флота, и головной «Адмирал Григорович» был заложен осенью 2010 года. Почти одновременно началось строительство «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова». С учетом уже освоенного процесса постройки фрегатов к осени 2014 года все три «Адмирала» должны вступить в строй. Вместе с тем с самого начала было ясно, что этим дело не ограничится – в срочном пополнении нуждается не только Черноморский флот, да и тому нужно как минимум пять новых кораблей. В результате сейчас говорится уже о шести «триста пятьдесят шестых», и это явно не последнее увеличение заказа.

Проект, созданный на основе отработанной еще в советское время базовой платформы 1135, становится настоящим спасением. Освоенный промышленностью, с полным циклом строительства меньше трех лет и отличными ходовыми характеристиками корабль – чем не решение проблемы. Предстояло только модернизировать «начинку». Системы, которыми оснащаются индийские фрегаты, не полностью соответствуют требованиям ВМФ России. В частности, речь идет о ЗРК «Ураган» с одноканальной палубной пусковой установкой, которая не позволяет реализовать все возможности современного оборудования и ракет, о ряде элементов радиоэлектронной аппаратуры, о боевой информационно-управляющей системе и т. д.

Для того чтобы улучшить характеристики корабля, проект доработали с использованием ряда элементов оснащения, позаимствованных у проекта 22350, в частности универсальных корабельных стрельбовых комплексов, БИУС «Сигма» и т. д.

Обновленный фрегат уступает своему перспективному собрату по водоизмещению (4000 тонн против 4500), количеству пусковых установок УКСК (8 вместо 16), мощи артиллерийского вооружения (100-мм универсальная артустановка, а не 130-мм) и скрытности – в конструкцию фрегата проекта 22350 внедрено значительно больше элементов, снижающих радиолокационную заметность, по сравнению с 11356. Однако значительно меньшая цена и высокая скорость постройки компенсируют различия.

От успешной реализации программы зависит очень многое. Если «Янтарь» успешно справится с задачей, в дальнейшем к строительству фрегатов подключатся и другие предприятия. Вероятность успеха при этом весьма высока – индийский заказ продемонстрировал способность специалистов калининградского завода трудиться быстро и качественно, вопрос лишь в регулярном финансировании.

Исчезновение и возрождение

Классификация – один из самых интересных вопросов современного флота. Здесь наблюдается значительный разнобой. Одни и те же боевые единицы могут в разных странах называться сторожевыми, патрульными, эскортными кораблями, корветами, фрегатами. Одна и та же боевая единица во второй половине XX века за время своей жизни считалась эсминцем и крейсером, эсминцем и фрегатом, фрегатом и крейсером и т. д. в зависимости от «политического курса». К концу минувшего столетия отчетливо возобладала тенденция «понижения уровня» – корабли, вполне соответствующие по возможностям и задачам классическим крейсерам (советские ЭМ проекта 956, американские «Орли Берк»), причислили к эсминцам.

Сегодня, помимо прочего, ВМФ России отходит от принятой ранее классификации кораблей младших рангов – малых противолодочных и ракетных кораблей, сторожевиков – в пользу западной схемы «корвет/фрегат». Какое содержание сегодня несут возрожденные понятия, существующие еще с давних парусных времен?

200 лет назад все моряки знали: и корвет, и фрегат – трехмачтовые суда с прямым (корабельным) парусным вооружением. При этом последний (этимология слова «фрегат» и поныне представляет собой загадку, но используется оно практически во всех европейских языках), как и сейчас, был классом выше корвета. Наиболее мощные фрегаты сражались в линии баталии наряду с линкорами. Фрегат имел как минимум одну закрытую орудийную палубу (а иногда две – открытую и закрытую) и нес 30–50 пушек (5–6-й ранг), в том числе тяжелых.

Уступая линкорам по основным размерениям, огневой мощи и прочности корпуса, фрегаты были быстрее, маневреннее и выполняли роль «прислуги за все» – от генерального боя до разведки и от сопровождения конвоев до кругосветных экспедиций.

Корветы (франц. corvette – легкий военный корабль, малый фрегат, голланд. corver – корабль-охотник) очень тесно пересекались с так называемыми малыми фрегатами (менее 30 пушек), находившимися, как и корветы, уже «вне рангов». Отличались корветы от малых фрегатов главным образом отсутствием закрытой батареи и также были многоцелевыми кораблями. Они выполняли разведывательные, посыльные и эскортные задачи, а в отдаленных морях могли быть и флагманами местных сил, пугая туземцев огнем карронад, прикрывая действия парусных баркасов с легкими пушками и десантом.

Такое разделение продолжалось до наступления эпохи пара в 50-х годах XIX века, когда фрегаты и корветы в течение буквально трех десятков лет сошли со сцены. Практически всю нишу этих классов заняли сменившие их крейсера. К ним затем присоединились миноносцы и эсминцы, которые постепенно, с ростом ТТХ все увереннее осваивались в роли эскортных кораблей.

Корветы и фрегаты как класс вернула к жизни Вторая мировая война, когда оказалось, что эсминцев, а тем более крейсеров не хватает для выполнения важнейшей задачи – сопровождения конвоев, ставших воистину кровеносными сосудами Объединенных Наций. Кроме того, эсминцы, не говоря уже о крейсерах, являются слишком дорогими и избыточно мощными для подобных целей.

Так забытые было два класса возродились вновь. Корветы с водоизмещением в пределах тысячи тонн вооружались артиллерией калибра до 76–100 миллиметров, 20–40-миллиметровыми зенитными автоматами (или пулеметами), бомбосбрасывателями и реактивными бомбометами. У них было довольно солидное радиоэлектронное вооружение, что называется «джентльменский набор»: РЛС (один из наиболее распространенных радаров военных времен – знаменитый британский «тип 271» сантиметрового диапазона), ГАС (например тип 127DV) и высокоточный пеленгатор «хаф-даф». Под это описание, скажем, подходят широко известные британские корветы «цветочной серии» (Flower), размноженные в 267 экземплярах и ставшие для туманного Альбиона примерно таким же символом, как для нас танк Т-34. Оснащенные паровыми машинами мощностью 2750 лошадиных сил, они со своими 16 узлами деловито сновали вперед-назад вдоль строя неторопливо ползущих конвоев. Австралийские рудовозы из Фритауна в Великобританию, «Либерти» и танкеры из США в Великобританию, те же «Либерти» и советские транспорты из Галифакса и Хваль-Фьорда в Мурманск и Архангельск... Они всюду находили себе место. Но дальность их плавания (3,5 тысячи миль) не всегда позволяла сопровождать конвои на всем протяжении маршрута, а дозаправка на ходу не всегда была возможна.

Эту проблему как раз решали фрегаты, например британский тип River. Солидные корабли, 1370 «длинных тонн» водоизмещения в стандарте, 1830 полного водоизмещения, силовая установка мощностью от 5000 до 6500 лошадиных сил (паротурбинная либо паромашинная) и скорость более 20 узлов. В отличие от корветов они уже могли сопровождать конвои на всей протяженности маршрута. И вооружение имели более солидное, чем собратья: пара 102-мм (или 114-мм) пушек, до десятка зенитных «Эрликонов», а также РБУ и бомбосбрасыватели с солидным запасом глубинных бомб (до полутора сотен), достаточным для серьезного противодействия подлодкам по пути следования конвоя.

Современный облик корветы и фрегаты приобрели уже в 60–70-х годах благодаря ракетному вооружению. Именно тогда начался резкий рост числа кораблей УРО (управляемого ракетного вооружения) во всех более или менее серьезных флотах, прежде всего именно за счет относительно дешевых единиц двух этих классов. К 70-м годам корветы и фрегаты выросли в размерах (до 1,5–2 тысяч тонн корветы, до 4–5 тысяч тонн фрегаты) и начали из чисто эскортных кораблей превращаться в многоцелевые боевые единицы, которыми были их парусные предки. «Многозадачность» определялась возможностями вооружения. Противолодочный потенциал оставался основным. Мощные гидроакустические комплексы (ГАК), объединяющие несколько станций (ГАС), в сочетании с управляемыми торпедами и/или ПЛРК (противолодочными ракетными комплексами) и наличием (для фрегатов) палубного вертолета по-прежнему сохраняли за этими кораблями реноме «охотников за ПЛ».

Потенциал ПВО возрос благодаря появлению компактных ЗРК малой дальности и ближнего боя, а компактные ПКР (наиболее известные и широко распространенные и по сию пору – «Гарпун» и «Экзосет») завершили превращение корветов и фрегатов в многоцелевые боевые единицы, способные выполнять большую часть задач надводного флота.

Возвращение к истокам?

Сегодня развитие корветов и фрегатов, равно как и кораблей «старших классов» – эсминцев и крейсеров, вышло на новый виток благодаря универсальным пусковым установкам, позволившим резко расширить номенклатуру вооружения. В шахтах современных УВП можно разместить все что угодно – от стратегической крылатой ракеты до «пакета» легких ЗУР ближнего боя.

В результате традиционная классификация утрачивает смысл. Разница между крупными боевыми кораблями УРО нивелируется, сводясь в целом к разнице в объеме боезапаса, дальности плавания и мореходности. Современные корветы выполняют традиционные задачи эсминцев, фрегаты и эсминцы в свою очередь по задачам соответствуют классическим легким и тяжелым крейсерам, а возможности и функционал крейсера вполне позволяют назвать его кораблем современной «линии баталии». Это, в частности, подтверждается классификацией, которая на Западе присвоена советским крейсерам проекта 1144 – в НАТО они обозначаются как Battle Cruiser, линейные крейсера.

Вполне возможно, что имеет смысл возвращение к старинной ранговой классификации, когда ракетные корабли будут делиться на ранги в зависимости от количества пусковых «гнезд» своих УВП подобно тому, как линкоры парусных времен делились на ранги по числу пушек.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Рустам 29 июня 2011 10:57
    я всегда поражался умом наших нынешних флотоводцев и товарищей из минобороны!!!
    строительство фрегатов и корветов растягивается на долгие годы
    1-адмирал горшков строится с 2006
    2-корветы 22380 по 7-8лет и все северная верфь

    на янтаре заложили первый 11356 (для черноморского флота)
    но в 2014 прибудет первый mistral(21000 т)-сравните темпы строителства у них 3 года и у нас в 4500т тонн за 8 лет,так вот придет mistral а кораблей сопроводения для него нет
    Хотя без дела простаивает балтийский завод(который с успехом освоил производство фрегатов 11356)

    я не удивлюсь что через пару лет мы будем заказывать фрегаты во франции или голландии,А КУДА ДЕВАТЬСЯ
    1. Свой 29 июня 2011 13:44
      По-этому и хотят за рубежом все строить
  2. Свой 29 июня 2011 13:49
    Надо сказать что натовские кораблики тоже не первой свежести в общей своей массе. Но их численно больше, они поддерживаются в боевом состоянии, меняется вооружение - ихнее на списанное в сша, улучшают электронику, связь. Почему бы нам не модернизировать старые корабли
  3. юнга 1 июля 2011 03:22
    Рустам, Свой ну не смыслите ничего в вопросе, так зачем глупости писать, себя позорить. Флотоводцы и товарищи из минобороны корабли не строят. Строят СУДОСТРОИТЕЛИ, они и говорят, что такой-то корабль построим за такой-то срок и то если минфин не будет забывать финансировать, а флотоводцам остаётся уныло соглашаться с их сроками. Да вот последнее время фишку новую придумали, пугать тем, что в забугряндии закажем, где строить корабли всегда, почему-то, умели и быстрее и дешевле. Модернизацией то же занимаемся, только в статье же написано, наши корабли рассчитывались на 25-30 лет, соответственно и толщина металла корпусов рассчитывалась. Есть такая штука коррозия. В забугряндии изначально срок службы корпуса рассчитывается на 50 лет, потому и больше возможности модернизировать корабли.
    юнга
    1. Рустам 1 июля 2011 23:10
      ДА нет уж ЮНГА друзья из мин обороны к строительству кораблей и финансовым потокам имеют прямое отношение.Минфин выделяет средства минобороны в рамках бюджета,а друзья из минобороны уже направляют их по своему усмотрению, и друзья из ВПК(директора заводов менеджеры и т д) с успехом пилят деньги налогоплательщиков,вот и корабли выходят с завода и строятся по 8 лет,а простые рабочие получают копейки!!!! и цены естественно растут не по дням ,а по часам ВОТ И ВСЯ НАУКА И ВОТ ПОЧЕМУ СКОРО ВЫГОДНЕЙ ЗАКАЗЫВАТЬ КОРАБЛИ БУДЕТ ЗА РУБЕЖОМ!!! ,быстро и качественно

      пример цен
      танк т-90а в 2007 году стоил 42 миллиона рублей,ба бах за 5 лет уже 103 миллиона,конкуренции нет у уралвагонзавода вот он и диктует свои цены,ведь ОМСКИЙ ТАНКОВЫЙ ПОХОРОНИЛИ и можно диктовать свои условия

      вот почему я за закупку отличных образцов за рубежом что корабли что бтр что сапоги
      1. saturn.mmm 18 февраля 2012 23:20
        а когда нефть кончится
  4. Рустам 2 июля 2011 00:00
    добавлю -мы даже обслуживать корабли то толком не научились ПОЛОВИНА ЭСМИНЦЕВ 956 ПРОЕКТА БЫЛА СПИСАНА ТОЕСТЬ ЗАГУБЛЕНА ИЗ-ЗА НЕПРАВИЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И НЕ СВОЕВРЕМЕННОГО РЕМОНТА

    первейшая задача вмф как мне видится ДО 2016
    -довести до ума подлодки борей с многостродальной булавой-ЭТО ТОЛЬКО У НАС ДОВЕРИЛИ РАЗРАБАТЫВАТЬ РАКЕТУ МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ ИНСТИТУТУ КОТОРЫЙ ВСЮ ЖИЗНЬ ДЕЛАЛ СУХОПУТНЫЕ ТОПОЛЯ
    -ДО 2014 года построить инфраструктуру для базирования мистралей
    -срочно заказать и сделать корабли сопровождения для мистралей(фрегат)
    -повысить производительность работ по постройке новых кораблей,но ЗДЕСЬ УЖ НАДО ЧИСТИТЬ ДРУЗЕЙ ИЗ МИОБОРОНЫ И ИЗ ВПК
    1. Свой 2 июля 2011 00:04
      Нужно и станки менять, не лобзиком стучать а компьтером
  5. komTMG 22 декабря 2011 23:09
    1135 отличный корабль. Отличная ГЭУ М7К. Дизеля говно правда, но на 11356 эту проблему решили. Много нового поставили.Если в плане БЧ5 поставят тоже самое что и на индийские корабли то служить на них будет просто в удовольствие.Проверено мною.)))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня