Ships of wide profile

The Russian Navy needs to be replenished quickly — primarily with frigates and corvettes capable of performing a wide range of tasks. Difficulties encountered in the construction of modern ships, are forced to turn to proven solutions. Such, for example, as a frigate project 11356.

"Working horses" is not enough


Today, the command of the Russian Navy with all the urgency is the problem of urgent replacement in the ship composition of its operational-strategic associations of “veterans” of Soviet construction who served their time. Unfortunately, overhaul with modernization for many of them is extremely difficult for the construction features. Indeed, in the marine design bureaus, they did not assume that the offspring designed by them would have to remain in the ranks for more than 25 – 30 years.

As a result, our Navy faced a bleak prospect: if it is not urgent to increase the number of newly built combat units, by the end of the current - the beginning of the next decade there will be a drastic reduction in the number of ships. To the greatest extent at the expense of the “workhorses” - the BOD of the 1155 project, the still remaining guard of the 1135 project and the destroyers of the 956 project.

It should be understood that the 25 TFR, EM and BOD (“Soviet Trio”) available in the fleets are already not enough to fulfill all the tasks assigned to the Navy. In addition, there are really no more than 15 – 16 of them in the ranks, the rest are either preserved or in a prolonged repair. By 2025, no more than three or four guardians, destroyers and BODs, “born” in the USSR, have a chance to continue their service. Thus, during the 15 years, the Russian Navy needs to receive at least 20 modern frigates that can compensate for the absence of ships of the three classes mentioned above.

The problem of missile cruisers stands apart. Here is the study of the restoration of the three TARKR project 1144, as well as the modernization of Peter the Great. The possibility of a major overhaul of three ships of the 1164 project is also being discussed. The destroyer of the new generation should be supplemented or replaced by a new generation, as far as can be judged by the available information, corresponding to their combat capabilities and practically not inferior in size (more than 10 thousand tonnes of displacement, more than 100 missiles of various types of missiles). However, the project has not yet begun.

Ships of wide profile


To compensate for the cancellation of the "Soviet trio" was originally supposed to be a frigate of the 22350 project - a warship of a new generation, developed by the Northern PKB. With a relatively modest displacement (up to 4500 tons), it has impressive firepower: typical equipment for its launchers are 16 supersonic Onyx anti-ship missiles and medium-range 32 missiles. This roughly corresponds to the firepower of the 956EM project destroyers, which have the 8 anti-ship missiles and the 48 anti-aircraft missiles, while the latter are launched using obsolete machine guns.

In addition to the above, the frigate of the 22350 project has an impressive arsenal of close-range air defense, anti-submarine armament, a helicopter, and is equipped with modern radio-electronic equipment. In short, we are talking about a worthy replacement of combat units of Soviet construction.

Unfortunately, the time factor played a negative role here. "Admiral Gorshkov" was laid in 2006-m, launched in the fall of 2010-th and already this year should go to sea for testing. His colleague, Admiral Kasatonov, was laid on the stocks three years later and is expected to be commissioned in 2012 – 2013. In total, with rhythmic funding in the current decade, approximately 8 – 10 ships of this project can be built, and before the 2025 of the year, 12 – 14 can be built. The trouble is that such an amount is not enough. A natural solution seems to be an increase in construction. However, under present conditions it is not so easy to do, and the difficulties are not only and not so much with money.

Tested option

The construction of the 11356 frigates for the Indian Navy is one of the most successful export operations of the Russian military-industrial complex. At the beginning of the 2000-s of India, three ships were delivered from St. Petersburg shipyards, and now at the Yantar plant in Kaliningrad, work is being completed on three more frigates. Mastered by industry, having strong and well-known “roots” for the fleet in the form of the 1135 project TFR, this particular ship was chosen as the “reserve option” for replenishing the Russian Navy and Yantar received an order from the Russian Ministry of Defense.

First, it was about three combat units for the Black Sea Fleet, and the head Admiral Grigorovich was laid in the autumn of 2010. Almost simultaneously, construction began on Admiral Essen and Admiral Makarov. Given the already mastered the process of building frigates by the fall of 2014, all three "Admiral" should be operational. At the same time, from the very beginning it was clear that this would not stop there - not only the Black Sea Fleet needs urgent replenishment, but it also needs at least five new ships. As a result, six “three hundred and fifty sixths” are being said now, and this is clearly not the last increase in order.

The project, created on the basis of the basic 1135 platform developed in Soviet times, becomes a real salvation. Mastered by industry, with a full construction cycle of less than three years and excellent running characteristics of the ship - than not a solution. It was necessary only to modernize the "stuffing". The systems with which Indian frigates are equipped do not fully comply with the requirements of the Russian Navy. In particular, we are talking about the Uragan air defense missile system with a single-channel deck launcher, which does not allow to realize all the capabilities of modern equipment and missiles, a number of elements of radio-electronic equipment, a combat information and control system, etc.


In order to improve the characteristics of the ship, the project was finalized using a number of equipment elements borrowed from the 22350 project, in particular, the universal ship-firing systems, the Sigma ICS, etc.

The updated frigate is inferior to its prospective counterpart in displacement (4000 tons versus 4500), the number of VKSK launchers (8 instead of 16), the power of artillery weapons (100-mm universal artillery unit, not 130-mm) and concealment in the design of the 22350 frigate design units significantly more elements that reduce radar visibility, compared with 11356. However, a significantly lower price and high construction speed compensate for the differences.

Much depends on the successful implementation of the program. If Yantar successfully accomplishes the task, in the future other enterprises will also join the construction of frigates. The likelihood of success is very high - the Indian order has demonstrated the ability of Kaliningrad plant specialists to work quickly and efficiently, the only question is regular financing.

Disappearance and Revival

Classification is one of the most interesting questions of the modern fleet. There is considerable inconsistency. The same combat units in different countries can be called patrol, patrol, escort ships, corvettes, frigates. In the second half of the 20th century, the same combat unit was considered a destroyer and a cruiser, a destroyer and a frigate, a frigate and a cruiser, etc., depending on the “political course”. By the end of the last century, the tendency to “lowering the level” clearly prevailed - ships that fully corresponded to the capabilities and tasks of classic cruisers (the Soviet EM of the 956 project, the American Orly Burk) were ranked as destroyers.

Today, among other things, the Russian Navy is moving away from the previously adopted classification of ships of lower ranks - small anti-submarine and rocket ships, patrol ships - in favor of the western “corvette / frigate” scheme. What content today are born concepts that have existed since ancient times of sailing?

200 years ago, all the sailors knew: both the corvette and the frigate were three-masted ships with direct (ship) armament. At the same time, the latter (the etymology of the word “frigate” still remains a riddle, but it is used in almost all European languages), as now, was a class above the corvette. The most powerful frigates fought in the battle line along with the battleships. The frigate had at least one closed gun deck (and sometimes two - open and closed) and carried 30 – 50 guns (5 – 6 rank), including heavy ones.

Yielding the battleships in terms of basic dimensions, firepower and hull strength, the frigates were faster, more maneuverable and served as "servants for everything" - from general combat to reconnaissance and from escorting convoys to round-the-world expeditions.

Corvettes (French Corvette - light military ship, small frigate, Holland. Corver - ship-hunter) very closely intersected with the so-called small frigates (less than 30 cannons), which were, like the corvettes, already “out of ranks”. Corvettes differed from small frigates mainly by the absence of a closed battery and were also multi-purpose ships. They carried out reconnaissance, messenger and escort tasks, and in the remote seas they could also be the flagships of local forces, frightening the natives with carronades, covering the actions of sailing longboats with light cannons and paratroopers.

This separation continued until the advent of the steam era in the 50-ies of the XIX century, when frigates and corvettes for literally three decades have gone from the scene. Almost the entire niche of these classes was occupied by cruisers that replaced them. Then they were joined by destroyers and destroyers, who gradually, with the growth of the performance characteristics, more confidently mastered the role of escort ships.

Corvettes and frigates as a class returned to life the Second World War, when it turned out that destroyers, and even more so cruisers, were not enough to fulfill the most important task - escorting convoys that had become truly blood vessels of the United Nations. In addition, destroyers, not to mention cruisers, are too expensive and excessively powerful for such purposes.

So forgotten were two classes reborn again. The corvettes with a displacement of up to a thousand tons were armed with artillery of caliber up to 76 – 100 millimeters, 20 – 40-millimeter anti-aircraft guns (or machine guns), bomb emitters and rocket bombers. They had quite solid electronic armament, which is called the “gentleman's set”: radar (one of the most common radar of military times - the famous British “271 type” of the centimeter range), GUS (for example, 127DV type) and high-precision direction finder “Daf”. Under this description, say, well-known British corvettes of the “flower series” (Flower), replicated in 267 specimens and which became approximately the same symbol for foggy Albion as the T-34 tank for us, are suitable. Equipped with horsepower 2750 steam engines, they and their 16 units busily scurried back and forth along the line of leisurely crawling convoys. Australian ore carriers from Freetown to the UK, Liberty and tankers from the USA to the UK, the same Liberties and Soviet transports from Halifax and Khval Fjord to Murmansk and Arkhangelsk ... They found a place for themselves everywhere. But the range of their voyages (3,5 thousands of miles) did not always allow accompanying convoys throughout the route, and refueling on the move was not always possible.

This problem was just solved by frigates, for example, the British type River. Solid ships, 1370 "long tons" of displacement in the standard, 1830 full displacement, power plant capacity from 5000 to 6500 horsepower (steam turbine or steam machine) and the speed of more than 20 nodes. Unlike corvettes, they could already accompany convoys along the entire length of the route. And the weapons were more solid than the brethren: a pair of 102-mm (or 114-mm) guns, up to a dozen anti-aircraft "Oerlikon", as well as RBU and bomb-throwers with a solid stock of depth charges (up to one hundred and fifty) sufficient for serious counteraction to submarines the route of the convoy.

The modern look of corvettes and frigates acquired already in the 60 – 70-ies due to rocket armament. It was then that a sharp increase in the number of URO (guided missile weapon) ships in all more or less serious fleets began, primarily due to the relatively cheap units of these two classes. By the 70 years, corvettes and frigates grew in size (to 1,5 – 2 thousand tons of corvettes, to 4 – 5 thousand tons frigates) and began to turn from purely escort ships into multi-purpose fighting units, which were their sailing ancestors. "Multitasking" was determined by the capabilities of weapons. Anti-submarine potential remained major. Powerful sonar complexes (GAK), combining several stations (GUS), in combination with guided torpedoes and / or PLRK (anti-submarine missile systems) and the presence (for frigates) of the deck helicopter, continued to retain the reputation of the submarine hunters.

The air defense potential has increased due to the appearance of compact short-range and close-range air defense missile systems, and compact anti-ship missiles (the most well-known and widely used still, the Harpoon and the Exochet) completed the conversion of corvettes and frigates into multipurpose combat units capable of performing most of the tasks surface fleet.

Back to the roots?

Today, the development of corvettes and frigates, as well as ships of the “upper classes” - destroyers and cruisers, has reached a new stage thanks to universal launchers, which made it possible to dramatically expand the range of weapons. In the mines of modern UVP, you can place anything from a strategic cruise missile to a “pack” of light melee missiles.

As a result, the traditional classification loses its meaning. The difference between large URO combat ships is leveled, generally reducing to a difference in the volume of ammunition, navigation range and seaworthiness. Modern corvettes perform the traditional tasks of destroyers, frigates and destroyers, in turn, correspond to the tasks of classic light and heavy cruisers, and the capabilities and functionality of the cruiser quite allow us to call it a ship of the modern "battle line". This, in particular, is confirmed by the classification, which in the West is assigned to the Soviet cruisers of the 1144 project - in NATO they are designated as Battle Cruiser, battle cruisers.

It is quite possible that it makes sense to return to the old rank classification, when rocket ships will be divided into ranks depending on the number of launch "nests" of their CWR, just as the sailors times battleships were divided into ranks by the number of guns.
Author:
Ilya Kramnik
Originator:
http://vpk-news.ru
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Корабли широкого профиля

Российский Военно-морской флот нуждается в быстром пополнении – прежде всего фрегатами и корветами, способными выполнять широкий круг задач. Затруднения, возникшие при строительстве современных кораблей, вынуждают обращаться к проверенным решениям. Таким, например, как фрегат проекта 11356.

«Рабочих лошадок» мало


Сегодня перед командованием ВМФ России со всей остротой стоит проблема срочной замены в корабельном составе своих оперативно-стратегических объединений выслуживших свой срок «ветеранов» советской постройки. К сожалению, капитальный ремонт с модернизацией для многих из них крайне затруднен по конструкционным особенностям. Ведь в морских КБ не предполагали, что спроектированным ими детищам придется оставаться в строю больше 25–30 лет.

В результате наш ВМФ оказался перед безрадостной перспективой: если экстренно не увеличить количество вновь построенных боевых единиц, к концу текущего – началу следующего десятилетия произойдет обвальное сокращение корабельного состава. В наибольшей степени за счет «рабочих лошадок» – БПК проекта 1155, еще сохраняющихся сторожевиков проекта 1135 и эсминцев проекта 956.

При этом следует понимать, что имеющихся на флотах 25 СКР, ЭМ и БПК («советское трио») уже сейчас не хватает для выполнения всех возлагаемых на ВМФ задач. К тому же реально находятся в строю не более 15–16 из них, остальные либо законсервированы, либо в затянувшемся ремонте. К 2025 году шансами продолжить службу обладают не более трех-четырех сторожевиков, эсминцев и БПК, «рожденных» в СССР. Таким образом, в течение 15 лет российскому ВМФ необходимо получить не менее 20 современных фрегатов, способных возместить отсутствие кораблей трех названных выше классов.

Особняком стоит проблема ракетных крейсеров. Здесь ведется проработка вопроса о восстановлении трех ТАРКР проекта 1144, а также модернизации «Петра Великого». Обсуждается и возможность капитального ремонта трех кораблей проекта 1164. Дополнить либо заменить советские крейсера должен эсминец нового поколения, насколько можно судить по имеющейся информации, соответствующий им по боевым возможностям и практически не уступающий по размерам (более 10 тысяч тонн водоизмещения, боекомплект универсального корабельного стрельбового комплекса – более 100 ракет различных типов). Однако осуществление проекта пока не началось.

Корабли широкого профиля


Компенсировать списание «советского трио» изначально должен был фрегат проекта 22350 – боевой корабль нового поколения, разработанный Северным ПКБ. При относительно скромном водоизмещении (до 4500 тонн) он обладает внушительной огневой мощью: типовое снаряжение его пусковых установок – 16 сверхзвуковых ПКР «Оникс» и 32 ЗУР средней дальности. Это примерно соответствует огневой мощи эсминцев проекта 956ЭМ, которые имеют 8 ПКР и 48 зенитных ракет, при этом пуск последних осуществляется с помощью устаревших станковых ПУ.

Помимо перечисленного, фрегат проекта 22350 располагает внушительным арсеналом ПВО ближнего боя, противолодочным вооружением, вертолетом, оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Словом, речь идет о достойной замене боевых единиц советской постройки.

К сожалению, здесь отрицательную роль сыграл фактор времени. «Адмирал Горшков» был заложен в 2006-м, спущен на воду осенью 2010-го и уже в нынешнем году должен выйти в море на испытания. Его собрата – «Адмирала Касатонова» заложили на стапеле тремя годами позже и, как ожидается, введут в строй в 2012–2013 годах. Всего при ритмичном финансировании в текущем десятилетии могут быть построены примерно 8–10 кораблей этого проекта, а до 2025 года – 12–14. Беда в том, что такого количества явно недостаточно. Естественным решением представляется увеличение объема строительства. Однако в нынешних условиях это не так легко сделать, и трудности связаны не только и не столько с деньгами.

Проверенный вариант

Постройка фрегатов проекта 11356 для индийских ВМС – одна из самых успешных экспортных работ российского ОПК. В начале 2000-х Индии передали три корабля, изготовленных на питерских верфях, а ныне на заводе «Янтарь» в Калининграде завершаются работы еще на трех фрегатах. Освоенный промышленностью, имеющий прочные и хорошо знакомые флоту «корни» в виде СКР проекта 1135, именно этот корабль был выбран в качестве «резервного варианта» пополнения ВМФ России и «Янтарь» получил заказ от Минобороны РФ.

Сперва речь шла о трех боевых единицах для Черноморского флота, и головной «Адмирал Григорович» был заложен осенью 2010 года. Почти одновременно началось строительство «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова». С учетом уже освоенного процесса постройки фрегатов к осени 2014 года все три «Адмирала» должны вступить в строй. Вместе с тем с самого начала было ясно, что этим дело не ограничится – в срочном пополнении нуждается не только Черноморский флот, да и тому нужно как минимум пять новых кораблей. В результате сейчас говорится уже о шести «триста пятьдесят шестых», и это явно не последнее увеличение заказа.

Проект, созданный на основе отработанной еще в советское время базовой платформы 1135, становится настоящим спасением. Освоенный промышленностью, с полным циклом строительства меньше трех лет и отличными ходовыми характеристиками корабль – чем не решение проблемы. Предстояло только модернизировать «начинку». Системы, которыми оснащаются индийские фрегаты, не полностью соответствуют требованиям ВМФ России. В частности, речь идет о ЗРК «Ураган» с одноканальной палубной пусковой установкой, которая не позволяет реализовать все возможности современного оборудования и ракет, о ряде элементов радиоэлектронной аппаратуры, о боевой информационно-управляющей системе и т. д.

Для того чтобы улучшить характеристики корабля, проект доработали с использованием ряда элементов оснащения, позаимствованных у проекта 22350, в частности универсальных корабельных стрельбовых комплексов, БИУС «Сигма» и т. д.

Обновленный фрегат уступает своему перспективному собрату по водоизмещению (4000 тонн против 4500), количеству пусковых установок УКСК (8 вместо 16), мощи артиллерийского вооружения (100-мм универсальная артустановка, а не 130-мм) и скрытности – в конструкцию фрегата проекта 22350 внедрено значительно больше элементов, снижающих радиолокационную заметность, по сравнению с 11356. Однако значительно меньшая цена и высокая скорость постройки компенсируют различия.

От успешной реализации программы зависит очень многое. Если «Янтарь» успешно справится с задачей, в дальнейшем к строительству фрегатов подключатся и другие предприятия. Вероятность успеха при этом весьма высока – индийский заказ продемонстрировал способность специалистов калининградского завода трудиться быстро и качественно, вопрос лишь в регулярном финансировании.

Исчезновение и возрождение

Классификация – один из самых интересных вопросов современного флота. Здесь наблюдается значительный разнобой. Одни и те же боевые единицы могут в разных странах называться сторожевыми, патрульными, эскортными кораблями, корветами, фрегатами. Одна и та же боевая единица во второй половине XX века за время своей жизни считалась эсминцем и крейсером, эсминцем и фрегатом, фрегатом и крейсером и т. д. в зависимости от «политического курса». К концу минувшего столетия отчетливо возобладала тенденция «понижения уровня» – корабли, вполне соответствующие по возможностям и задачам классическим крейсерам (советские ЭМ проекта 956, американские «Орли Берк»), причислили к эсминцам.

Сегодня, помимо прочего, ВМФ России отходит от принятой ранее классификации кораблей младших рангов – малых противолодочных и ракетных кораблей, сторожевиков – в пользу западной схемы «корвет/фрегат». Какое содержание сегодня несут возрожденные понятия, существующие еще с давних парусных времен?

200 лет назад все моряки знали: и корвет, и фрегат – трехмачтовые суда с прямым (корабельным) парусным вооружением. При этом последний (этимология слова «фрегат» и поныне представляет собой загадку, но используется оно практически во всех европейских языках), как и сейчас, был классом выше корвета. Наиболее мощные фрегаты сражались в линии баталии наряду с линкорами. Фрегат имел как минимум одну закрытую орудийную палубу (а иногда две – открытую и закрытую) и нес 30–50 пушек (5–6-й ранг), в том числе тяжелых.

Уступая линкорам по основным размерениям, огневой мощи и прочности корпуса, фрегаты были быстрее, маневреннее и выполняли роль «прислуги за все» – от генерального боя до разведки и от сопровождения конвоев до кругосветных экспедиций.

Корветы (франц. corvette – легкий военный корабль, малый фрегат, голланд. corver – корабль-охотник) очень тесно пересекались с так называемыми малыми фрегатами (менее 30 пушек), находившимися, как и корветы, уже «вне рангов». Отличались корветы от малых фрегатов главным образом отсутствием закрытой батареи и также были многоцелевыми кораблями. Они выполняли разведывательные, посыльные и эскортные задачи, а в отдаленных морях могли быть и флагманами местных сил, пугая туземцев огнем карронад, прикрывая действия парусных баркасов с легкими пушками и десантом.

Такое разделение продолжалось до наступления эпохи пара в 50-х годах XIX века, когда фрегаты и корветы в течение буквально трех десятков лет сошли со сцены. Практически всю нишу этих классов заняли сменившие их крейсера. К ним затем присоединились миноносцы и эсминцы, которые постепенно, с ростом ТТХ все увереннее осваивались в роли эскортных кораблей.

Корветы и фрегаты как класс вернула к жизни Вторая мировая война, когда оказалось, что эсминцев, а тем более крейсеров не хватает для выполнения важнейшей задачи – сопровождения конвоев, ставших воистину кровеносными сосудами Объединенных Наций. Кроме того, эсминцы, не говоря уже о крейсерах, являются слишком дорогими и избыточно мощными для подобных целей.

Так забытые было два класса возродились вновь. Корветы с водоизмещением в пределах тысячи тонн вооружались артиллерией калибра до 76–100 миллиметров, 20–40-миллиметровыми зенитными автоматами (или пулеметами), бомбосбрасывателями и реактивными бомбометами. У них было довольно солидное радиоэлектронное вооружение, что называется «джентльменский набор»: РЛС (один из наиболее распространенных радаров военных времен – знаменитый британский «тип 271» сантиметрового диапазона), ГАС (например тип 127DV) и высокоточный пеленгатор «хаф-даф». Под это описание, скажем, подходят широко известные британские корветы «цветочной серии» (Flower), размноженные в 267 экземплярах и ставшие для туманного Альбиона примерно таким же символом, как для нас танк Т-34. Оснащенные паровыми машинами мощностью 2750 лошадиных сил, они со своими 16 узлами деловито сновали вперед-назад вдоль строя неторопливо ползущих конвоев. Австралийские рудовозы из Фритауна в Великобританию, «Либерти» и танкеры из США в Великобританию, те же «Либерти» и советские транспорты из Галифакса и Хваль-Фьорда в Мурманск и Архангельск... Они всюду находили себе место. Но дальность их плавания (3,5 тысячи миль) не всегда позволяла сопровождать конвои на всем протяжении маршрута, а дозаправка на ходу не всегда была возможна.

Эту проблему как раз решали фрегаты, например британский тип River. Солидные корабли, 1370 «длинных тонн» водоизмещения в стандарте, 1830 полного водоизмещения, силовая установка мощностью от 5000 до 6500 лошадиных сил (паротурбинная либо паромашинная) и скорость более 20 узлов. В отличие от корветов они уже могли сопровождать конвои на всей протяженности маршрута. И вооружение имели более солидное, чем собратья: пара 102-мм (или 114-мм) пушек, до десятка зенитных «Эрликонов», а также РБУ и бомбосбрасыватели с солидным запасом глубинных бомб (до полутора сотен), достаточным для серьезного противодействия подлодкам по пути следования конвоя.

Современный облик корветы и фрегаты приобрели уже в 60–70-х годах благодаря ракетному вооружению. Именно тогда начался резкий рост числа кораблей УРО (управляемого ракетного вооружения) во всех более или менее серьезных флотах, прежде всего именно за счет относительно дешевых единиц двух этих классов. К 70-м годам корветы и фрегаты выросли в размерах (до 1,5–2 тысяч тонн корветы, до 4–5 тысяч тонн фрегаты) и начали из чисто эскортных кораблей превращаться в многоцелевые боевые единицы, которыми были их парусные предки. «Многозадачность» определялась возможностями вооружения. Противолодочный потенциал оставался основным. Мощные гидроакустические комплексы (ГАК), объединяющие несколько станций (ГАС), в сочетании с управляемыми торпедами и/или ПЛРК (противолодочными ракетными комплексами) и наличием (для фрегатов) палубного вертолета по-прежнему сохраняли за этими кораблями реноме «охотников за ПЛ».

Потенциал ПВО возрос благодаря появлению компактных ЗРК малой дальности и ближнего боя, а компактные ПКР (наиболее известные и широко распространенные и по сию пору – «Гарпун» и «Экзосет») завершили превращение корветов и фрегатов в многоцелевые боевые единицы, способные выполнять большую часть задач надводного флота.

Возвращение к истокам?

Сегодня развитие корветов и фрегатов, равно как и кораблей «старших классов» – эсминцев и крейсеров, вышло на новый виток благодаря универсальным пусковым установкам, позволившим резко расширить номенклатуру вооружения. В шахтах современных УВП можно разместить все что угодно – от стратегической крылатой ракеты до «пакета» легких ЗУР ближнего боя.

В результате традиционная классификация утрачивает смысл. Разница между крупными боевыми кораблями УРО нивелируется, сводясь в целом к разнице в объеме боезапаса, дальности плавания и мореходности. Современные корветы выполняют традиционные задачи эсминцев, фрегаты и эсминцы в свою очередь по задачам соответствуют классическим легким и тяжелым крейсерам, а возможности и функционал крейсера вполне позволяют назвать его кораблем современной «линии баталии». Это, в частности, подтверждается классификацией, которая на Западе присвоена советским крейсерам проекта 1144 – в НАТО они обозначаются как Battle Cruiser, линейные крейсера.

Вполне возможно, что имеет смысл возвращение к старинной ранговой классификации, когда ракетные корабли будут делиться на ранги в зависимости от количества пусковых «гнезд» своих УВП подобно тому, как линкоры парусных времен делились на ранги по числу пушек.
Автор:
Илья Крамник
Первоисточник:
http://vpk-news.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

9 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти