Американские эксперты определили возможности китайского палубного истребителя J-15 и не исключили появление двухдвигательного палубного J-10

Американские эксперты определили возможности китайского палубного истребителя J-15 и не исключили появление двухдвигательного палубного J-10


Адьюнкт-профессор Военно-морского колледжа США Эндрю Эриксон (Andrew Erickson) и специалист в области безопасности Гейб Коллинз (Gabe Collins) опубликовали статью, где анализируют возможности китайского палубного истребителя J-15 Flying Shark, первые официальные фотографии которого появились 24 апреля этого года. Самолет был сфотографирован на аэродроме завода №112 Шеньянской авиастроительной корпорации (перевод дается с сокращениями).

J-15 создан на базе российского палубного боевого самолета Су-33, но обладает более совершенной авионикой, уменьшенным по высоте вертикальным оперением, посадочным гаком и более мощным шасси. Отсутствие второй кабины на самолете может означать, что бортовое оборудование самолета достаточно современно, интегрировано и автоматизировано (электроника может быть в значительной степени аналогичной установленной на J-11B, который в свою очередь является компиляцией Су-27СК). Кроме того, вторая кабина может вызывать большое аэродинамическое сопротивление при взлете с трамплина. Первый прототип был собран в 2008 году, первый полет - 31 августа 2009 года, первый взлет с наземного трамплина датируется 6 мая 2010 года (авиабаза Яньлянь, провинция Шэньси).


Американские эксперты определили возможности китайского палубного истребителя J-15 и не исключили появление двухдвигательного палубного J-10


Боевые возможности самолета будут ограничиваться трамплинным взлетом и отсутствием самолетов-заправщиков палубного базирования. Для повышения боевого радиуса эти самолеты будут зависеть от воздушных танкеров наземного базирования. Нормальный взлетный вес самолета может быть сопоставим с таким же параметром истребителя F-14 Tomcat, снятого с вооружения ВМС США. Возможности J-15 существенно увеличатся, если он будет оснащен радаром с активной ФАР, что позволит ему вести более скрытный полет, бороться с низколетящими крылатыми ракетами и иметь большой потенциал ведения РЭБ.


Планер самолета вмещает большое количество топлива. Даже при трамплинном взлете самолет может иметь боевой радиус 700 км, а оснащение ракетами воздушного боя PL-12 может увеличить дальность его ударов еще на 100 км. В ближнем бою истребитель также может быть весьма опасным противником, учитывая малую удельную нагрузку на крыло и высокую тяговооруженность.

Американские эксперты определили возможности китайского палубного истребителя J-15 и не исключили появление двухдвигательного палубного J-10


Но все равно трамплинный взлет будет существенно ограничивать его возможности. Взлет с трамплина вносит существенные ограничения по наращиванию максимальной взлетной массы. Кроме того, трамплин не дает возможности использовать самолеты ДРЛО, ограничиваясь вертолетами такого назначения, которые имеют значительно меньший потенциал. Как указывалось выше, также отсутствуют самолеты-заправщики. Если даже Китай примет на вооружение три авианосца с трамплинным стартом самолетов, авиагруппы авианосцев будут существенно зависеть от взаимодействия с ВВС наземного базирования – самолетами ДРЛО и воздушными танкерами. По этим причинам первое поколение китайских авианосцев не может представить серьезную угрозу ВМС США.

Вопросы и проблемы

1) Разработать катапультную систему старта самолетов. Трамплин требует снижения массы топлива и боевой нагрузки. Китай сталкивается с нехваткой воздушных танкеров, особенно если учесть, какие проблемы возникают при закупке самолетов-танкеров Ил-78 российского производства, которые используются для дозаправки самолетов семейства Су, на базе которого создан J-15.

2) Усилить шасси самолета, которое должно компенсировать нагрузки при жесткой посадке, в противном случае это может привести к большим разрушениям на палубе авианосца. Чем тяжелее машина, тем больше нагрузка на планер.

3) Необходимо создание палубного самолета ДРЛО, подобного Е-2 Hawkeye, используемого на американских и французском авианосцах.

4) Китай нуждается в создании перспективных КР воздушного базирования и УР класса «воздух-воздух» большей дальности для компенсации ограниченного радиуса палубных самолетов, взлетающих с трамплина. Например, создать ракеты с дальностью 300 км – УР классов К-100 Новатор или Р-37 Вымпел, сверхзвуковые КР Bramos.

5) Если Китай не желает зависеть от России в производстве палубных истребителей, он должен развернуть серийное производство собственного двигателя WS-10, а для этого необходимо решить проблемы с безопасностью работы ТРДДФ. Многие аналитики считают, что прототип J-15 оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф. Китай создал потенциал для их модернизации и капитального ремонта.

6) Вполне реально ожидать создания модификации двигателя с управляемым вектором тяги. Возможно, будут проведены работы по уменьшению ЭПР самолета путем изменения конструкции воздухозаборников и других систем. Вероятнее всего, в течение ближайших пяти лет БРЭО самолета будет модернизироваться.

7) Сколько J-15 ВМС НОАК имеют планы приобрести? Считается, что на первых порах на китайском авианосце будут базироваться только вертолеты.

8) Интересно будет посмотреть, если Chengdu Aircraft Industry Group создаст палубную версию истребителя J-10 как дополнение к J-15. Слухи о создании палубного варианта самолета циркулируют в китайском интернете несколько лет, но пока нет конкретных доказательств этих работ. Самолеты с дельтавидным крылом могут эксплуатироваться с палубы авианосцев, но требуют существенного усиления конструкции. Возможно, когда Китай создаст катапультную систему старта, такой самолет будет создан. Положительным примером является французский истребитель Rafale С, имеющий как наземный, так и палубный варианты. Может быть создан двухдвигательный палубный вариант J-10, оснащенный российскими двигателями РД-33 или китайскими WS-13. Эти двигатели устанавливаются на экспортный истребитель FC-1/JF-17. Аэродинамические характеристики такого самолета, скорее всего, будут близки к параметрам Rafale.

Таким образом, создание J-15 нужно рассматривать не как направленное на решение конкретных целей, а скорее как часть долгосрочного плана развития ВМС Китая, преследующего создание более надежных возможностей в долгосрочной перспективе.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Советский 29 июня 2011 08:27
    Сотрудничали бы по честному.....давно бы свой современный двигатель имели бы...а то всё время воруют да воруют..
    Советский
    1. Krilion 2 ноября 2011 04:06
      как можно честно сотрудничать с одним из наиболее вероятных противников?
      1. plotnikov561956 19 февраля 2012 10:04
        На Дальнем Востоке и в Восточной Сибири наблюдается миграционная экспансия ,при этом коренное население выезжает в западные районы
        Колониальная политика в отношении этих районов в корне не изменилась со времен Советской власти .Надо отдать должное сдвиги есть ,но это капля в море Надо чтобы мощь России прирастала Сибирью.а не мощь Китая ...
  2. Stavr 29 июня 2011 14:37
    Мы вот пытаемся с Америкой сотрудничать по-честному и они нам все свои новейшие технологии прямо-таки в наш карман за даром готовы положить. Уже столько "наложили", что "освоить не успеваем"! Не укради мы в свое время секреты создания атомной бомбы, что бы со всеми нами сейчас стало? Опоздали бы на десяток лет с ее созданием и получили радиоактивную пустыню, вместо лесов, полей и рек.
    В военных технологиях честного сотрудничества не бывает! Сблизить в этом вопросе могут только обоюдные политические интересы. А мы, благодаря нашим "умным" правителям, остались в мире одиноки, покинув и предав всех друзей, что были у Советского Союза. Более того, теперь и критикуем его за то, что он и рухнул из-за слишком непомерной поддержки своих "друзей".
    Stavr
    1. Свой 29 июня 2011 14:51
      Согласен
  3. Советский 29 июня 2011 17:53
    СССР создал атомную бомбу самостоятельно....и это факт , а то что украли у американцев особой пользы не было
    Советский
    1. Инсургент 18 октября 2011 23:08
      О чем ты говоришм, если бы нестырили то ещё пару лет бы пришлось разрабатыватьбомбу в такое непростое время
      Инсургент
  4. orth 29 июня 2011 19:48
    >>> Не укради мы в свое время секреты создания атомной бомбы... <<<

    Как принципиально делать бомбу знали уже давно, работы велись чуть ли не с начала 20-х годов, не хватало лишь экспериментальных данных - мы реально воевали, в отличии от них, - поэтому "украли" подробности необходимых экспериментов, на проведение которых не хватало времени. Задержка на один- два года могла быть смертельна. Так что бомбу мы создали самостоятельно, необходимый потенциал к концу войны уже был подготовлен.
    orth
    1. Свой 29 июня 2011 19:49
      Согласен. Но спутник и человека в космос мы реально первые запустили
  5. Kilmore 30 июня 2011 07:36
    А планер-то практически один к одному с Су-27 слизан... и движки наши стоят. Китайцы, конечно, во многом молодцы, но с уникальными разработками у них проблемы.
    Kilmore
  6. L. Konstantin 20 октября 2011 02:54
    поправлю с су -33 слизан.
    L. Konstantin
  7. plotnikov561956 19 февраля 2012 09:45
    Можно долго полемизировать по поводу дружбы с Китаем,однозначно одно количество друзей и врагов России находится в прямой зависимости от ее военной и экономической мощи .Мы Все прекрасно знаем ,что в связи с географическим положением наличием природных ресурсов ,мы никогда не будем страдать отсутствием врагов .Надо в полной мере использовать тот положительный потенциал выраженный в менталитете всех народов России
    Россия действительно не завоевала ,а отстояла право быть Великой державой,
    Визг и вой различных гиен,мосек.шакалов лишний раз подтверждают в правильности нынешнего курса.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня