«То, что Казахстан делает в сфере военного образования, - революционно»
- Г-н Дейтон, расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Центра Маршалла с Национальным университетом обороны. Оно, насколько я понимаю, является частью пятилетнего плана сотрудничества между Министерствами обороны Казахстана и США?
Д.: Прежде всего, хотелось бы рассказать, кто я и что представляю. Я – американский генерал в отставке. Когда я вышел в отставку, я стал директором Европейского Центра исследований по изучению вопросов безопасности в Германии. Я, возможно, принадлежу к пятилетнему плану, но это – соглашение между Вашингтоном и Астаной. Я же занимаюсь тем, что приглашаю людей из Казахстана в наш институт, где они могут обучаться друг у друга, у представителей других стран.
Мы считаем, что Казахстан представляет собой очень позитивную модель, на которую следует обратить внимание другим странам, и понять, применима ли она к ним. Вы можете этого не осознавать, но то, что Казахстан делает в этой сфере – революционно. Вы взяли что-то от других, адаптировали это к собственным нуждам и истории, и получилось нечто особенное. Я хотел бы, чтобы другие страны приехали в Казахстан и увидели, как это работает. Большинство стран на бывшем советском пространстве не делают ничего подобного. Вы достигли того момента, когда вы – самостоятельны, составляете свою собственную программу обучения, собственные курсы, ни у кого не заимствованные. С одним исключением. Но и в этом вы отличились. Дело в том, что НАТО, работая с нами и другими организациями, разработало программу профессионального военного образования для унтер-офицеров. Я лично презентовал эту программу в штаб-квартире НАТО в прошлом году. Все страны-члены НАТО и их партнеры сказали: это замечательная идея. Только одна страна вышла вперед и сказала: а мы эту программу внедрим, потому что мы считаем, что это – хорошая идея. Угадайте, что это была за страна? Ваша страна. Глядя на историю Казахстана за последние 25 лет, я могу сказать, что ваш президент – это человек, который действительно думает о будущем. Его видение Национального университета обороны не подразумевало просто перенятие чужих идей. Нет, он сказал: давайте послушаем других и сделаем сами. В 21 веке это – редкость, чтобы страна взяла на себя такую ответственность, и была ей верна. Я думаю, открытие в пятницу это демонстрирует.
Я – часть пятилетнего плана в том, что касается обучения талантливых казахстанских госслужащих, обычно между 25 и 40. Они могут работать в Министерстве обороны, Министерстве внутренних дел, МИДе, это могут быть пограничники. Они приезжают в Германию, проводят там несколько недель, и, как мы надеемся, возвращаются домой с замечательными идеями. Они учатся не только от нас. Например, казахстанский студент, участвующий в одной из наших 4-5 недельных программ, может сидеть рядом с кем-то из Южной Африки, Сербии, Объединенного Королевства, США. Затем на семинарах, которые проходят после лекций, на типичном курсе представлено 40 разных стран. То есть у казахстанского госслужащего есть возможность поработать рядом с представителями 39 разных стран. Я вижу многих из них перед отъездом, и они говорят, что обучение стало для них преобразующим опытом. И они возвращаются со множеством новых идей.
- То есть только госслужащие проходят обучение?
Д.: Да, но это могут быть и военные. Кого отправить, решаем не мы, а казахстанская сторона. Это могут быть представители разных министерств. Например, если мы имеем дело с противодействием наркоторговле и международной преступностью, то здесь большую роль играет Министерство внутренних дел. Мы хотим привлечь в наше сообщество таких молодых чиновников. Главная цель в этом случае – построить сеть молодых госслужащих, которые могут общаться между собой, обладают опытом обучения вместе, но, что самое важное, опытом взаимодействия с госслужащими из других стран.
Вот уже 20 лет наша программа пользуется всесторонней поддержкой со стороны вашего правительства и президента Назарбаева. Центр Маршалла – это американо-германский институт. Мы – правительственная организация, которая относится к Министерству обороны США. Однако в то же время мы – зарубежная организация, приглашающая людей для обучения в таких сферах, как противостояние терроризму, незаконному обороту наркотиков, кибербезопасность, региональные исследования. Я получаю указания и от американского, и от немецкого правительств. Мы приглашаем слушателей со всего мира, однако обучение сконцентрировано на Европе и Евразии, куда входит и Казахстан. Таким образом, когда казахстанский студент прибывает в Центр Маршалла – а наши программы прошло более 260 казахстанцев, начиная с 1993 года – он становится частью нашей ассоциации выпускников. Что касается других программ, я не могу с уверенностью о них говорить. В Казахстан я прибыл на церемонию открытия Национального университета обороны. Я здесь, чтобы отпраздновать его перенесение в Астану, а также успех Казахстана в развитии собственного университета профессионального военного образования. У вас было много рекомендаций, но не только от Соединенных Штатов, но и от президента и его администрации. В результате получилась такая региональная модель. Вот что привело меня сюда.
Моя организация возглавляет Консорциум «Партнерство для мира». Это – группа военно-учебных заведений и институтов проблем безопасности в Европе и Евразии. Одна из наших программ – так называемая Программа по усовершенствованию военного образования (Defense Education Enhancement Program), также известная как DEEP. По приглашению вашего президента мы запустили эту программу в Казахстане в 2008 году. Мы работаем над этим с Министерством обороны уже почти семь лет. Это – наиболее успешная из реализуемых нами программ. Ее многие копируют. Насколько мне известно, 26 стран собираются запустить программы, схожие с той, что мы запустили здесь, в Казахстане. Вы были первыми.
- Что входит в программу обучения?
Д.: У нас есть программа Foundation, которая длится 6 недель. В нее входят курсы по экономике, развитию внешней политики, организации работы ведомств. Грег, не хотели бы вы добавить?
Г.: У нас много курсов. Они предназначены именно для потребностей наших партнеров, в том числе и Казахстана. Эти курсы не являются традиционными академическими курсами в том смысле, что академические курсы обычно организованы по семестрам. Наши курсы приспособлены к определенным целям участников, они могут длиться два, три месяца, или меньше. Например, у нас есть курс для высшего руководящего состава, государственных чиновников достаточно высокого ранга, так называемых командующих, на уровне генерала. Этот курс – очень короткий, он обычно длится неделю. Такие курсы обычно сконцентрированы на специфической теме, интересной странам-партнерам и нам. Также у нас есть Foundation - Программа углубленного изучения вопросов безопасности, или прикладного изучения вопросов безопасности, потому что она сосредоточена на практической стороне международных отношений, а не теории. Мы не являемся академическим институтом в традиционном смысле, таким, который публикует книги и статьи. Мы выпускаем журналы, и о некоторых аспектах нашей работы пишут книги, но это для нас – не главное. Главное – это взаимодействие между практиками, специалистами, и порой госслужащими высшего эшелона. У нас также есть отдельный курс, посвященный незаконному обороту. В основном это касается наркотиков, деятельности по вмешательству и предотвращению наркоторговли, но и других вещей тоже, например, иногда при транспортировке сигарет нарушается налоговое законодательство. Также серьезное беспокойство представляет незаконная торговля людьми. Имеется курс о кибербезопасности. Это – новая сфера, ведь только недавно, после цифровой революции стало ясно, как информационные технологии важны для всех аспектов безопасности. Это – основные курсы.
Д.: В настоящий момент, например, в Центре Маршалла проходит пятинедельный курс, посвященный противодействию терроризму. Там есть участники и из Казахстана. За последние 10 лет работы этот курс прошли около 60 казахстанцев, и это – профессионалы, работающие в сфере противодействия терроризму. Это – очный курс, в нем участвуют 65 человек, представлены 39 стран. Это – замечательный опыт для молодого человека из Казахстана. Он может не только учиться у других, но и делиться с другими опытом Казахстана. Обучение происходит в ходе семинаров, где у них у всех есть возможность рассказать о том, чем они занимаются, что работает хорошо, что не очень хорошо, и как нужно продолжать это делать. Они – уже немного другие люди, когда уезжают. У нас также есть курс по более высокому уровню в секторе безопасности, мы называем это наращиванием возможностей. Как структурировать министерство? Как заставить его эффективно функционировать? Эти курсы не направлены на какую-то одну страну, а на лучшие практики в сфере безопасности. Казахстанский студент, который там обучается, получает образование от американо-германского института. Однако мы не присваиваем степеней. Мы – учебное заведение по разработке стратегии.
- Расскажите о преподавателях курсов. Каковы требования при приеме на работу в Центре?
Д.: Наши профессора очень разные. Большинство преподавателей – американцы, есть и немцы. На самом деле, мы принимаем профессоров из любой страны, готовой их предоставить. То же самое касается и Казахстана. Единственное требование – чтобы они владели английским. Обычно они обладают степенью PhD, но это необязательно. Некоторые из наших наиболее интересных профессоров – это люди, у которых было много опыта, но нет докторской степени. Например, один из них 30 лет работал в НАТО. И сейчас он преподает дисциплину, посвященную НАТО. У нас есть один профессор из Литвы, один из Албании, один из Италии, Австрии, Канады, Франции, Швейцарии. В данный момент мы ведем переговоры с Румынией, которая хотела бы предоставить профессора.
- Профессор Глисон, вы – координатор Центрально-Азиатской программы. Расскажите, пожалуйста, что в нее входит?
Г.: Внутри Центра – много подразделений и программ. Это конкретное подразделение посвящено работе со странами Центральной Азии. Это в нашем восприятии пять стран бывшего Советского Союза. Те курсы, о которых мы говорили, являются очными. В них обычно участвуют представители Министерства иностранных дел и Министерства обороны, но и из других ведомств тоже. В то же время у нас есть программа по разъяснительной работе. В рамках этой программы мы привозим профессоров сюда, как мы поступали в течение нескольких лет в Казахстане. У нас проходят консультации, лекции и семинары с Министерством обороны. Обычно они очень краткосрочны. Вот в чем смысл Центрально-Азиатской программы.
- Почему США заинтересованы в проведении таких программ обучения?
Д.: Нас, прежде всего, интересует профессионализация. У многих стран есть военные, но они – не профессионалы. Для профессиональных военных сил, таких как наши, очень трудно работать с такими людьми и получать конструктивные результаты. Одно из усилий, предпринимаемых нами – мы приветствуем профессионализацию через образование. Это не направлено на кого-то определенно, это направлено на философию ведения дел. Как профессионализировать вооруженные силы? Как выработать профессиональный, осведомленный подход к политике? Вот чему мы обучаем. У нас нет вооружения, мы не обучаем военному искусству. Мы пытаемся помочь студентам думать более организованно. Это не значит думать плохо или хорошо о каких-то отдельных частях света, а, скорее, думать о том, каков лучший путь организации нашей деятельности, то есть продвижение к профессионализму. Казахстан в этом плане – один из лидеров. В Средней Азии – определенно.
- Можно ли сказать, что люди, проходящие обучение в центре, приобщаются к американским военным ценностям?
Д.: Скорее к американским ценностям, чем к американским военным ценностям. Мой преподавательский состав почти полностью состоит из гражданских. Доктор Глисон, например - из университета Нью-Мексико. Ценности – это верное слово. Идеи целостности, верности, чести и достоинства. Мы это затрагиваем. Однако это делается не прямо. Это – непрямой результат простого пребывания там, изучения экономики, социальной политики и так далее. То же самое и с немцами. У нас есть несколько немецких военных, но их к нам прислали не потому, что они военные, а потому, что они – ученые в своей области. Наш центр – это не национальный университет обороны. Мы с ними сотрудничаем, но не занимаемся обучением военных.
- Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны американской системы военного образования?
Д.: Американское военное образование во многом посвящено индивидуальным ценностям человека, опять же – целостности, чести, верности, а также способности мыслить независимо. Именно на этом мы делаем акцент. Центр Маршалла, тем не менее, на этом не фокусируется. Что касается слабостей, то мне нужно подумать, потому что я обычно о таких вещах не думаю. Мы гордимся тем, как мы это делаем. Возможно, более организованное мышление – это то, над чем нам нужно немного больше поработать, потому что американцы бывают очень независимыми и свободными. Но иногда в армии есть необходимость организовать свое мышление для достижения общей цели. Больше мне ничего в голову не приходит.
- Вы хотите сказать, что у американской системы больше нет слабостей?
Д.: Я уверен, что они есть. Просто я не думаю о ней в данном аспекте.
- Вы упомянули о программе по противодействию терроризму. Насколько эффективны, по-вашему, меры, предпринимаемые США по противодействию терроризму?
Д.: Я думаю, мой президент сказал бы, что в течение его срока эти меры были довольно эффективными. За это время не было совершено какой-либо крупной атаки на территорию Соединенных Штатов за последние пять лет. То, что происходит в мире – нам приходится с этим справляться. Повторюсь, на наших курсах мы не обучаем студентов американскому опыту, мы больше времени посвящаем изучению групп. Что это за группа, которая в данный момент движется в Ирак, и выходит из Сирии? Мы говорим о том, как действуют террористы, чтобы отдельные страны могли получать не специфические уроки, применимые в одном месте и в одно время. Мы считаем эту программу очень эффективной, и мы получаем хорошие отзывы от стран, обучавшихся у нас. Что касается мира в США, я согласен с президентом: это работает. Американской публике наши процедуры порой кажутся сложными и навязчивыми, но они предотвратили крупные атаки на американской территории и против американцев за рубежом за последние пять лет.
- О каких процедурах идет речь?
Д.: О широко известных. Например, процедуры в аэропортах. Процедуры, проводимые, когда люди мигрируют в Соединенные Штаты, сканирования. У Министерства внутренней безопасности – множество мер по защите американской публики. О многих из них никто не знает. Тем не менее, доказательство их эффективности – в результатах. И результаты пока, и, надеюсь через пять лет – очень позитивны в этом плане.
- Г-н Дейтон, я знаю, что вы были директором Группы по изучению Ирака для операции «Иракская свобода». Недавно в этой стране снова разгорелся конфликт, и Соединенные Штаты направили в Ирак 300 военных консультантов. Как вы считаете, целесообразно ли вмешательство США на данной стадии?
Д.: Вот каково мое личное мнение. У меня есть опыт деятельности в Ираке. Я думаю, что Иракское правительство попросило о помощи. Мы не заставляли их ее принимать. Мы разместили некоторых людей для безопасности в аэропорту, посольстве США, что является предусмотрительным шагом со стороны любого правительства. Однако иракское правительство попросило о консультантах. Президент Обама ответил на эту просьбу. Он не заставлял их принять помощь. Приемлемо ли это? Я думаю, если одна суверенная страна просит другую о помощи, чтобы справиться со своей очень серьезной внутренней проблемой, решение откликнуться – приемлемо. Заметьте, что мы не вводили большое количество войск. И я не думаю, что это случится. Лично я думаю, что Ирак не попросит ввести больше войск. Если даже попросит, то президенту придется думать о многих других вещах тоже. В данный момент, я считаю, президент поступает очень осторожно, и, как мне кажется, очень умно.
- Как вы думаете, насколько затянется этот конфликт?
Д.: Я как-то выступал с речью в Институте ближневосточной политики Вашингтона. В конце той речи меня спросили: сколько времени пройдет, прежде чем в Палестине будут обеспечены закон и порядок? Это было в 2008 или 2009 году. И я сказал: не знаю, но, может быть, два года. С тех пор я понял, что то, что происходит, никогда нельзя ставить во временные рамки, потому что я был абсолютно неправ. Я думаю, конфликт в Ираке продлится достаточно долго. Я недавно говорил на эту тему в Германии, и я сказал: этот конфликт – у нас в Америке в рекламе есть такая фраза – это подарок, который не иссякает (gift that keeps on giving). Я думаю, этот процесс продлится еще долго. В основном потому, что в этом регионе так много трудностей, с которыми люди, по всей видимости, не могут справиться. Я не знаю точного ответа, но думаю, что это не закончится на следующей неделе.
Кто такой Кит Дейтон
Кит Дейтон – директор Европейского центра по изучению вопросов безопасности им. Джорджа Маршалла. Он отвечает за организацию очных курсов, программ по распространению опыта и знаний, а также за международную межведомственную сеть, состоящую из более чем 8 000 государственных служащих, в сферу деятельности которых входят изучение вопросов международной безопасности, оборона и международные отношения в странах Европы, Евразии, Центральной Азии и Юго-Восточной Европы. Центр им. Маршалла является американо-германским партнерством, цель которого – продвижение реформы сектора безопасности, создание потенциала и согласование взглядов по общим проблемам безопасности.
Он вышел в отставку с действительной военной службы 1 декабря 2010 г. в звании генерал-лейтенанта, прослужив в вооруженных силах более 40 лет. Его последним назначением на действительной службе была должность Координатора США по вопросам безопасности между Израилем и властями Палестинской автономии в Иерусалиме.
Кроме того, генерал Дейтон работал директором по оперативным вопросам и директором по агентурной разведке Разведывательного управления министерства обороны в Вашингтоне (округ Колумбия), в том числе являлся директором Группы по изучению Ирака для операции «Иракская свобода» в Ираке; затем возглавлял Управление стратегии, планирования и политики министерства СВ, прежде чем получил назначение в Иерусалим в декабре 2005 г.
Помимо опыта в военно-политической области, за время своей службы генерал Дейтон занимал четыре командные должности в качестве офицера-артиллериста, он также был офицером по оперативным вопросам и начальником штаба. Он учился в Гарвардском университете по стипендиальной программе Колледжа для высшего состава и был старшим научным сотрудником СВ в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке.
- Динара БЕКМАГАМБЕТОВА
- http://www.kursiv.kz/news/details/obshestvo/to_chto_kazakhstan_delaet_v_sfere_voennogo_obrazovaniya_revolyutsionno/
Информация