Switzerland in the plans of the Third Reich


Switzerland for the citizens of our country is a neutral state, a “bank” state. For others - this is a ski resort. Someone will remember the Vatican Swiss Guard. But few people ask themselves the question - why did the mighty Third Reich, who crushed more than one state, left Switzerland as neutral? After all, it was possible to move the victorious Wehrmacht and seize huge financial resources, gold.

Wehrmacht theorists were very versatile, and along with the embodied plans to seize Poland, France and other countries, there were operational developments to seize a number of countries, including Switzerland (for example, Operation Tannenbaum (Yel)), which were not implemented. Several variants of the occupation of Switzerland were developed, for example, in the autumn of 1940, one of the plans was proposed at the headquarters of the “C” group of troops, then located at the northwestern borders of the neutral state.


In addition to the military plans, plans of the Anschluss (German: Anschluss - accession) of Switzerland were developed; they were prepared by the Imperial Security Directorate General (PCHA) and Reich Commissar of Austria A. Zeiss-Inkvart. Switzerland was considered the territory of the German language and was subject to inclusion in the "Great Reich". Zeiss-Inquart, the former in 1938 — 1940. Imperial Commissioner "Ostmarka" (the so-called occupied Austria was called), outlined the plan of the Anschluss of Switzerland in several "Memoirs" addressed to A. Hitler, it was proposed to join the state in stages, during the 3-s years.

Switzerland in the plans of the Third Reich

Arthur Seyss-Inquart.

Why did Germany need Switzerland?

- Germanoschwigers constituted and make up a large part of the population, this gave grounds for Hitler and his associates to see this territory as part of “Greater Germany”.

- Pretty good industrial potential of the state, which could strengthen the power of the German Empire. Plus its financial resources.

“The most important strategic routes connecting Switzerland with its main ally, Italy, went through Switzerland. So, from the 4's alpine mountain passes, which connected Germany and Italy by railways and highways, three - St. Gotthard, Lötschberg and Simplon - are located in Switzerland, and only one - Brenner - in Austria. Switzerland was not against trade and passenger transit between the “axis” countries, but military transit was closed.

Switzerland's war plans

The Swiss armed forces had a so-called. the militia recruitment system: in fact, the entire adult male population of the state was regularly called for short-term military training, and in the event of a military threat, it could be fully mobilized within 2 days. This was helped by the relatively small size of the state, small weapon kept by the Swiss at home, and not in the arsenals.

From 2 to 4, September 1937 was mobilized, the army was brought to 430 000 people. Only three army corps (then brought to 5-ti), one separate division - just 10 infantry divisions and several other units. In the field of tank units and air forces, the Wehrmacht had a complete superiority: the Swiss army had about 3 and dozens of tanks and 3 air regiments (more than 300 fighters and fighter-bombers - Bf.109D, Bf.109E, Morane-Saulnier MS.406, Dewoiting D -27, EKW C-35). Air defense troops: 8 battalions had 44 units of automatic cannons and anti-aircraft guns, until the end of the year their number increased to approximately 150 units.

The command understood that it was impossible to withstand the strike of the Wehrmacht by such forces, therefore the “National Redoubt” (“Redut”) plan was developed, and the author is the commander of the Swiss army Henri Guizant. According to it, the line of defense was transferred in advance from the plains from the borders to the mountains, where natural obstacles were strengthened by fortifications, tunnels and mountain roads were mined. So, from 1940 to the end of the war, more than 20 thousand bunkers were built. Units received orders to be ready for autonomous and semi-autonomous actions, their slogans became: “Resistance at any cost” and “No defeatist sentiments”. The army occupied defenses on the approaches to the passes of Saint-Gothard, Lötschberg, and Simplon, minimizing its superiority in tanks and air force, which could not be effectively used in high-altitude conditions.


Henri Guizan, Fr. Henri Guisan (21 in October 1874, Mezieres, Vaud - 7 in April 1960) - Swiss commander in chief, commander-in-chief of the Swiss army during the Second World War.


The main ideas of the plan "Spruce"

According to the plan presented by the Chief of Operations of the OKH (Wehrmacht Land Forces Command) Colonel Adolf Heusinger (Lieutenant-General from 1943, Lieutenant-General, from 1950, military adviser to the German Chancellor Konrad Adenauer, from 1955, after the creation of the Bundeswehr, returned to the military German Chancellor Konrad Adenauer, from 25, after the creation of the Bundeswehr, he returned to the military, Chancellor of the Federal Republic of Germany Konrad Adenauer, from 1940, after the creation of the Bundeswehr, he returned to the military, Chancellor of the Federal Republic of Germany Konrad Adenauer; - Colonel Franz Halder XNUMX June XNUMX, Switzerland was planned to occupy with a sudden strike by the Wehrmacht from Germany and occupied France, Italian troops were to strike from the south. First of all it was planned to seize the important rail and highway junctions in order to prevent their destruction; to seize the military-industrial region of Solothurn - Zurich - Oerlikon, preferably without destruction to take Bern, the capital of Switzerland. Impact units must be reinforced by tank, motorized and artillery units; mountain divisions strengthen all-terrain vehicles and mountain cannons.

12 August 1940, the Operations Division of the General Staff of the OKH, made its own adjustments to this plan. In particular, the Wehrmacht had to dismember and surround the Swiss divisions, not allowing them to retreat to the mountainous areas. 26 August 1940, Halder gave order No. 470 / 40, in which the command of Army Group C was asked to develop its detailed design for Operation Spruce. Von Leeb, the commander of the group of forces, transmitted this order to Von List, who was the commander of the 12 Army. The headquarters of the 12 Army presented its plan - 7 of September was signed by von Liszt, transferring to the headquarters of Army Group C, 7 of October of 1940, after revision, von Leeb signed it and submitted to OKH.


Wilhelm List

In this regard, the operation was given half the time, the day 2-3, Zurich, Bern and Geneva were planning to take on the first day. The strike should be sudden, for this purpose they planned to conduct a number of distracting operations: imitate the “aggravation” of relations with France, Vichy; for this, additional Wehrmacht divisions were concentrated along the western borders of Switzerland, where the border between the occupied and relatively free parts of France was located. The German press stopped attacks on Switzerland, maintained a friendly tone, Berlin would make economic concessions.

But the plan was not fully approved, Halder and Colonel Heusinger believed that the command of Army Group "C" asks too much force - the 21 division - and they need to be reduced to 11, since the Swiss side's defense capabilities are exaggerated. In addition, Halder believed that there was no need for a blow from Austria with the help of the auxiliary group “E”, moreover, its concentration could not be hidden. October 17 Halder's considerations - "Halder's plan" - were set out in a memo. For the operation it was planned to allocate 11 divisions: 5 reinforced infantry and 6 motorized, this plan became final.


Adolf Heusinger (German Adolf Heusinger; August 4 1897 - November 30 1982) - German commander, lieutenant general (with 1943). During World War II, he was Chief of Operations of the General Staff of the Land Forces of Germany, after the war he was Inspector General of the Bundeswehr, then Chairman of the NATO Military Committee.

Why was the plan “Operation El” so detailed in the Wehrmacht’s headquarters not implemented?

- Swiss historians, including G. R. Kurtz, believe that the main reason is the bad weather conditions in October - March of 1940-1941. In addition, they believe that the Wehrmacht was heavily occupied with other operations: preparations for the invasion of England and the USSR, consolidating their positions in the captured states of Norway, Denmark, Belgium, Holland, France. The operation to capture Gibraltar was being prepared.

- In the summer and autumn of 1940, the Third Reich was strenuously preparing for war with the USSR, Hitler did not want to disperse forces, even for minor operations like “Eli” or seizing Gibraltar.

- The Swiss authorities in every way conceded to Berlin, compromised, so, in August 1940 of the year between Switzerland and Germany an agreement was concluded. According to him, Bern provided the most favorable regime for the transit of German goods, including the military; provided the Third Reich with a long-term loan of 150 million Swiss francs; Bern undertook to sell gold and other treasures to Germany for the Reichsmarks. During the war years, there was an active trade; for example, from 1939 to 1942, 45% of all Switzerland’s exported goods were exported to Italy and Germany. Only after the defeats of Germany, in 1944, did Bern stop the military transit of Germany and Italy.

- Historical conspiracy theorists believe that the Nazis were financed through Switzerland before they came to power, secret financial operations and the years of the Second World War continued, including the laundering of “Jewish gold” and looted valuables from the territory of the USSR. Therefore, Hitler and his associates believed that they needed Switzerland for financial transactions so far, moreover, the Swiss authorities actually provided economic assistance to the Reich to prepare a strike against the USSR. And after the start of the war in the USSR, it was no longer up to Switzerland, all the main forces bogged down in fierce battles.

Revival Plan

In 1943, the plan was remembered, the situation was difficult: the rout at Stalingrad, the troops in North Africa were crowded, in the near future the possibility of landing Anglo-American forces in Sicily, Italy. The problem of military transport communications between Italy and Germany has again become aggravated: the Austrian Alpine Passage Brenner from time to time disabled allied aviation bomb strikes, other paths were needed - Swiss passes.

19 — 20 March, March 1943, the Swiss intelligence received a message that a special strike group of mining and paratroop divisions of the SS troops was concentrated near Munich, Colonel-General Edouard Dietl should command them. Dietl commanded from May 1938 to April 1940, the 3 Mountain Division, then commanded the Narvik military group in the Norwegian campaign. Participated in battles in the Soviet Arctic. He was specifically recalled from the Eastern Font, where he commanded the 20 of the Mining Army.

But a week later, at the end of March in Bern, they learned that Adolf Hitler unexpectedly canceled the prepared invasion of Switzerland. According to Swiss historians, a major concession from Bern influenced him - the Swiss trade delegation in Berlin expressed its readiness to provide a long-term loan to the Reich in the amount of 850 million Swiss francs. The head of the intelligence department of the Imperial Security Directorate General (RSHA) of Germany, the SS Gruppenführer Walter Schellenberg, attributed the merit of the non-aggression of the Wehrmacht to Switzerland, he allegedly persuaded Hitler not to attack her. 3 March 1943, he even met near Bern with the commander of the Swiss army Gizan. Gizan solemnly promised not to allow the use of the territory of Switzerland by the Anglo-American troops, signed a corresponding agreement.

Moreover, in March a fierce battle took place on the Eastern front - near Kharkov, and then preparations began for the decisive operation "Citadel"; Germany simply could not allocate significant forces to Switzerland.


Edouard Dietl

Plan of the "European Fortress"

Two more plans for the capture of Switzerland were born in the SS. After the defeat on the Kursk Bulge and a number of other defeats on the Eastern Front, part of the German elite began to think about the plan to create a “European fortress”. According to this plan, they wanted to create a huge fortified area on the basis of the Alps and its spurs — Southern Germany, the mountainous part of Austria, Slovenia, the alpine part of Northern Italy and Switzerland were to be included in it.

Thus, the front line was reduced, the enemy's advantage in the number of troops, tanks, aircraft decreased. Based on the natural fortifications and fortifications created, the Wehrmacht had to hold on until the mass production of “secret miracle weapons” was established in the piedmont factories. And for this it was necessary to capture Switzerland.

This is the “Memorandum on the martial law of Switzerland and considerations for future German armed intervention,” or the Böhme project. She was commissioned by the Chief Military Directorate of the SS troops F. Böhme, who was formerly the head of the Austrian military intelligence, Major General of the General Staff of Austria, in Germany became a general of mountain rifle troops. His project he presented 20 December 1943 of the year. He proposed to use the factor of the complete encirclement of Switzerland: Vichy France was occupied in November 1942 of the year, Italy in September of 1943. He added an interesting detail to his project - the capture of passes by an airborne assault force to prevent their destruction. But by the summer of 1944, when the plan was proposed to be implemented, 11-ti free divisions and even 3-x tank for this operation, Berlin was not. The Red Army, having carried out an operation to liberate Belarus, defeated the troops of Army Group Center and reached the borders of Germany.


Franz Böhme (German: Franz Böhme; 15 April 1885, Zeltweg, Austria-Hungary, - 29 May 1947, Nuremberg, Germany) - Austro-German officer, general of mountain infantry troops.

Another version of the operation was developed by the RSHA - "Action C". It was basically a political version of the Anschluss. The SS was preparing a coup with the help of Swiss Nazis, the German-Swiss assault troops wanted to form from the Swiss, serving in the Wehrmacht, in the SS troops living in the Reich. Their performance was supposed to support the Wehrmacht, after which they would create a puppet government. But this plan remained on paper.


Walter Friedrich Schellenberg

Sources of:
Schellenberg V. Memoirs. Minsk, 1998.
http://bbloger.ru/switzerland.htm
http://newsreaders.ru/showthread.php?t=593
http://ru.wikipedia.org/wiki/Швейцария_в_годы_Второй_мировой_войны
http://www.nashagazeta.ch/node/8759
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Швейцария в планах Третьего рейха

Швейцария в планах Третьего рейха

Швейцария для граждан нашей страны – это нейтральное государство, государство-«банк». Для других – это горнолыжный курорт. Кто-то вспомнит про швейцарскую гвардию Ватикана. Но мало кто задаёт себе вопрос - а почему могучий Третий рейх, сокрушивший не одно государство, оставил нейтральной Швейцарию? Ведь можно было двинуть победоносный вермахт и захватить огромные финансовые ресурсы, золото.

Теоретики вермахта были весьма разносторонни, и наряду с воплощёнными планами по захвату Польши, Франции и других стран существовали оперативные разработки по захвату ряда стран, включая Швейцарию (например, операция «Танненбаум» («Ель»)), которые не были воплощены в жизнь. Было разработано несколько вариантов оккупации Швейцарии, так, осенью 1940 года один из планов был предложен в штабе группы войск «Ц», расположенной тогда у северо-западных границ нейтрального государства.

Кроме военных планов были разработаны еще планы аншлюса (нем. Anschluss — присоединение) Швейцарии, их подготовили главное управление имперской безопасности (РСХА) и рейхскомиссар Австрии А.Зейсс-Инкварт. Швейцария считалась территорией немецкого языка и подлежала включению в «Великий рейх». Зейсс-Инкварт, бывший в 1938—1940 гг. имперским комиссаром «Остмарка» (так называли оккупированную Австрию), изложил план аншлюса Швейцарии в нескольких «Памятных записках» на имя А.Гитлера, там предлагалось присоединять государство поэтапно, в течение 3-х лет.


Швейцария в планах Третьего рейха

Артур Зейсс-Инкварт.

Зачем Германии была нужна Швейцария?
Швейцария в планах Третьего рейха
- Германошвейцарцы составляли и составляют большую часть населения, это давало основания Гитлеру и его соратникам видеть эту территорию в составе «Великой Германии».

- Довольно неплохой промышленный потенциал государства, который мог усилить мощь Германской империи. Плюс её финансовые ресурсы.

- Через Швейцарию шли важнейшие стратегические пути, связывавшие Германию с её главным союзником – Италией. Так, из 4-х альпийских горных проходов, связывавших железными и шоссейными дорогами Германию и Италию, три - Сен-Готард, Лёчберг и Симплон - расположены в Швейцарии, и только один - Бреннер - в Австрии. Швейцария была не против торгового и пассажирского транзита между странами «оси», но военный транзит был закрыт.

Военные планы Швейцарии

Вооруженные силы Швейцарии имели т. н. милиционную систему комплектования: фактически всё взрослое мужское население государства регулярно призывалось на краткосрочные военные сборы, а в случае военной угрозы могло быть в течение 2-х суток полностью отмобилизовано. Этому помогали сравнительно небольшие размеры государства, стрелковое оружие хранилось у швейцарцев дома, а не в арсеналах.

Со 2-го по 4-е сентября 1937 была проведена мобилизация, армия доведена до 430 000 человек. Всего три армейских корпуса (затем довели до 5-ти), одна отдельная дивизия – всего 10 пехотных дивизий и несколько других подразделений. В области танковых частей и ВВС вермахт имел полное превосходство: у армии Швейцарии было около 3-х десятков танков и 3 авиаполка (более 300 истребителей и истребителей-бомбардировщиков - Bf.109D, Bf.109E, Morane-Saulnier MS.406, Dewoiting D-27, EKW C-35). Войска ПВО: 8 батальонов имели 44 единицы автоматических пушек и зенитных орудий, до конца года их число увеличили примерно до 150 единиц.

Командование понимало, что сдержать удар вермахта такими силами невозможно, поэтому был разработан план «Национальный Редут» («Редут»), его автором считается командующий швейцарской армией Анри Гизан. По нему линия обороны заранее переносилась с равнин от границ в горы, там естественные препятствия укреплялись фортификационными сооружениями, тоннели и горные дороги минировались. Так, с 1940 года до конца войны было построено более 20 тыс. бункеров. Подразделения получали приказ быть готовыми к автономным и полуавтономным действиям, их лозунгами стали: «Сопротивление любой ценой» и «Нет пораженческим настроениям». Армия занимала оборону па подступах к перевалам Сен-Готард, Лёчберг и Симплон, сводя к минимуму его превосходство в танках и ВВС, которые нельзя было эффективно использовать в высокогорных условиях.

Швейцария в планах Третьего рейха

Анри Гизан, фр. Henri Guisan (21 октября 1874, Мезьер, Во — 7 апреля 1960) — швейцарский военачальник, главнокомандующий швейцарской армией в годы Второй мировой войны.

Основные идеи плана «Ель»

Согласно плану, представленному начальником оперативного отдела ОКХ (главнокомандование сухопутных сил вермахта) полковником Адольфом Хойзингером (с 1943 года генерал-лейтенант, с 1950 года военный советник канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, с 1955 года, после создания бундесвера вернулся к военной службе ) главе генштаба генерал-полковнику Францу Гальдеру 25 июня 1940 года, Швейцарию планировали оккупировать внезапным ударом вермахта из Германии и оккупированной Франции, с юга должны были ударить итальянские войска. В первую очередь планировалось захватить важные узлы железных и шоссейных дорог, чтобы предотвратить их разрушение; захватить военно-промышленный район Золотурн — Цюрих — Эрликон, желательно без разрушений взять Берн, столицу Швейцарии. Ударные части должны быть усилены танковыми, моторизованными и артиллерийскими подразделениями; горноегерские дивизии усилить вездеходами и горными пушками.

12 августа 1940 года оперативный отдел генштаба ОКХ внёс свои коррективы в этот план. В частности, вермахт был должен расчленить и окружить швейцарские дивизии, не дав им отступить в горные районы. 26 августа 1940 года Гальдер дал распоряжение № 470/40, в нем командованию группы армий «Ц» предлагалось разработать свой детальный проект операции «Ель». Фон Лееб, командующий группой войск передал это распоряжение фон Листу, который был командующим 12-й армией. Штаб 12-й армии представил свой план – 7 сентября его подписал фон Лист, передав в штаб группы армий «Ц», 7 октября 1940 года после доработки фон Лееб подписал его и представил в ОКХ.

Швейцария в планах Третьего рейха

Вильгельм Лист

В этом плане на операцию отводилось вдвое меньше времени, 2-3 дня, Цюрих, Берн и Женеву планировали взять в первый же день. Удар должен быть внезапным, для этого планировали провести ряд отвлекающих операций: имитировать «обострение» отношений с Францией Виши, для этого концентрировались дополнительные дивизии вермахта у западных границ Швейцарии, где был стык границы между оккупированной и относительно свободной частями Франции. Германская пресса прекращала нападки на Швейцарию, сохраняла дружественный тон, Берлин пошёл бы на экономические уступки.

Но план не был целиком одобрен, Гальдер и полковник Хойзингер считали, что командование группы армий «Ц» просит слишком много сил - 21 дивизию - и их надо сократить до 11-ти, т. к. способности швейцарской стороны к обороне преувеличены. Кроме того, Гальдер считал, что нет необходимости в ударе со стороны Австрии с помощью вспомогательной группы «Е», к тому же её сосредоточение невозможно будет скрыть. 17 октября соображения Гальдера - «план Гальдера» - были изложены в служебной записке. Для операции планировалось выделить 11 дивизий: 5 усиленных пехотных и 6 моторизованных, этот план стал окончательным.

Швейцария в планах Третьего рейха

Адольф Хойзингер (нем. Adolf Heusinger; 4 августа 1897 — 30 ноября 1982) — немецкий военачальник, генерал-лейтенант (с 1943). Во время Второй мировой войны — начальник оперативного отдела генерального штаба сухопутных сил Германии, после войны — генеральный инспектор бундесвера, затем председатель военного комитета НАТО.

Почему же столь детально разработанный в штабах вермахта план операции «Ель» так и не был осуществлен?

- Швейцарские историки, в том числе Г.Р.Курц, считают, что основная причина – это плохие погодные условия в октябре - марте 1940-1941 годов. К тому же считают, что вермахт был сильно занят другими операциями: подготовкой к вторжению в Англию и СССР, закреплением своих позиций уже в захваченных государствах – Норвегии, Дании, Бельгии, Голландии, Франции. Готовилась операция по захвату Гибралтара.

- Летом и осенью 1940 года Третий рейх усиленно готовился к войне с СССР, распылять силы, даже на второстепенные операции типа «Ели» или захвата Гибралтара, Гитлер не хотел.

- Швейцарские власти всячески уступали Берлину, шли на компромисс, так, в августе 1940 года между Швейцарией и Германией было заключено соглашение. По нему Берн предоставил режим наибольшего благоприятствия для транзита германских грузов, включая военные; предоставил Третьему рейху долгосрочный кредит в размере 150 млн. швейцарских франков; Берн обязался продавать Германии золото и другие драгоценности за рейхсмарки. В годы войны шла активная торговля, так, с 1939 года по 1942 год 45% всех экспортируемых товаров Швейцарии было вывезено в Италию и Германию. Только после поражений Германии, в 1944 году Берн прекратил военный транзит Германии и Италии.

- Историки-конспирологи считают, что через Швейцарию велось финансирование нацистов до их прихода к власти, продолжались тайные финансовые операции и годы Второй мировой войны, в том числе отмывание «еврейского золота», награбленных ценностей с территории СССР. Поэтому Гитлер и его соратники считали, что Швейцария им пока нужна для финансовых операций, к тому же швейцарские власти фактически оказывали экономическую помощь Рейху для подготовки удара по СССР. А после начала войны в СССР уже было не до Швейцарии, все основные силы увязли в жестоких боях.

Возрождение плана

В 1943 году о плане вспомнили, ситуация была тяжёлой: разгром под Сталинградом, войска в Северной Африке теснили, в ближайшей перспективе появилась возможность высадки англо-американских сил в Сицилии, Италии. Проблема военно-транспортных коммуникаций между Италией и Германией вновь обострилась: австрийский альпийский проход Бреннер время от времени выводили из строя бомбовые удары союзной авиации, необходимы были другие пути – швейцарские перевалы.

19—20 марта 1943 года разведка Швейцарии получила сообщение о том, что под Мюнхеном идёт сосредоточение особой ударной группы горноегерских и парашютно-десантных дивизий войск СС, ими должен был командовать генерал-полковник Эдуард Дитль. Дитль командовал с мая 1938 года по апрель 1940 года 3-й горной дивизией, затем командовал группой войск «Нарвик» в Норвежской кампании. Участвовал в боях в советском Заполярье. Его специально отозвали с Восточного фонта, где он командовал 20-й горноегерской армией.

Но уже через неделю, в конце марта в Берне узнали, что Адольф Гитлер неожиданно отменил подготовленное вторжение в Швейцарию. По мнению швейцарских историков, на него повлияла крупная уступка Берна - швейцарская торговая делегация в Берлине выразила готовность предоставить долгосрочный кредит Рейху в размере 850 млн. швейцарских франков. Глава разведотдела главного управления имперской безопасности (РСХА) Германии группенфюрер СС Вальтер Шелленберг приписал заслугу ненападения вермахта на Швейцарию себе, он якобы уговорил А.Гитлера не нападать на неё. 3 марта 1943 года он даже встречался под Берном с командующим швейцарской армией Гизаном. Гизан клятвенно обещал не допустить использование территории Швейцарии англо-американскими войсками, подписал соответствующее соглашение.

К тому же в марте шло ожесточённое сражение на Восточной фронте – под Харьковом, а затем началась подготовка к решающей операции «Цитадель», Германия уже просто не могла выделить на Швейцарию значительных сил.

Швейцария в планах Третьего рейха

Эдуард Дитль

План «Европейской крепости»

Ещё два плана захвата Швейцарии были рождены в СС. После поражения на Курской дуге и ряда других поражений на Восточном фронте, часть германской элиты стала думать о плане создания «Европейской крепости». По этому плану хотели создать огромный укрепленный район на основе Альп и её отрогов – в него были должны войти Южная Германия, горная часть Австрии, Словения, альпийская часть Северной Италии и Швейцария.

Таким образом, линия фронта сокращалась, преимущество противника в численности войск, танков, самолётов уменьшалось. Опираясь на естественные укрепления и созданные фортификационные сооружения, вермахт должен был держаться до тех пор пока в подгорных заводах не наладят массовый выпуск «тайного чудо-оружия». А для этого надо было захватить Швейцарию.

Это «Памятная записка о военном положении Швейцарии и соображения по поводу будущей германской вооруженной интервенции», или проект Бёме. Её составил по заданию главного военного управления войск СС Ф.Бёме, бывший ранее начальником австрийской военной разведки, генерал-майором Генерального штаба Австрии, в германии стал генералом горнострелковых войск. Свой проект он представил 20 декабря 1943 года. Он предлагал использовать фактор полного окружения Швейцарии: Францию Виши оккупировали в ноябре 1942 года, Италию в сентябре 1943 года. В свой проект он добавил интересную деталь – захват перевалов воздушным десантом, чтобы не допустить их уничтожения. Но к лету 1944 года, когда план предлагалось воплотить в жизнь, 11-ти свободных дивизий да ещё 3-х танковых для этой операции у Берлина не было. Красная Армия, проведя операцию по освобождению Белоруссии, разгромила войска группы армий «Центр» и вышла к границам Германии.

Швейцария в планах Третьего рейха

Франц Бёме (нем. Franz Böhme; 15 апреля 1885, Цельтвег, Австро-Венгрия, — 29 мая 1947, Нюрнберг, Германия) — австро-немецкий офицер, генерал горнострелковых войск.

Ещё один вариант операции разработало РСХА - «Акция С». Это был в основном политический вариант аншлюса. СС готовили путч с помощью швейцарских нацистов, германо-швейцарские штурмовые отряды хотели сформировать из швейцарцев, служащих в вермахте, в войсках СС, живущих в Рейхе. Их выступление должен был поддержать вермахт, после этого создали бы марионеточное правительство. Но и этот план остался на бумаге.

Швейцария в планах Третьего рейха

Вальтер Фридрих Шелленберг

Источники:
Шелленберг В. Мемуары. Минск, 1998.
http://bbloger.ru/switzerland.htm
http://newsreaders.ru/showthread.php?t=593
http://ru.wikipedia.org/wiki/Швейцария_в_годы_Второй_мировой_войны
http://www.nashagazeta.ch/node/8759
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня