BVP-M2 SKCZ Šakal: боевая машина пехоты с неоднозначным будущим

17
В начале семидесятых годов Чехословакия получила лицензию на производство боевых машин пехоты БМП-1. В восьмидесятых чешские специалисты освоили производство другой советской разработки, БМП-2. Копии советских машин до сих пор составляют основу парка бронетехники пехоты Чехии и Словакии. При этом обе страны срочно нуждаются в замене имеющихся БМП ввиду их физического и морального устаревания. Техника с выработанным ресурсом должна быть списана в течение нескольких следующих лет, однако армии двух стран пока не имеют четкого плана ее замены. Словакия, по некоторым данным, намерена отказаться от гусеничных БМП и закупить за рубежом колесную технику аналогичного назначения, а Чехия, в свою очередь, создает новые проекты на основе хорошо освоенных в производстве.

BVP-M2 SKCZ Šakal: боевая машина пехоты с неоднозначным будущим


Весной прошлого года на выставке IDET-2013 в г. Брно был впервые показан прототип боевой машины пехоты BVP-M2 SKCZ Šakal («Шакал»). Проект, разработанный чешской компанией Excalibur Army в сотрудничестве со словацкими фирмами EVPU и VOP Trenin, предлагает ряд мер, направленных на повышение характеристик устаревшей техники. Согласно различным источникам, по проекту BVP-M2 SKCZ могут строиться новые бронемашины, а также возможен ремонт и переоборудование старой техники. Утверждается, что примененные в проекте идеи позволяют значительно повысить возможности боевых машин пехоты.

Хотя БМП BVP-M2 SKCZ и была разработана на основе советских боевых машин, разработчики утверждают, что она сохранила минимальное количество узлов и агрегатов базовой техники. По заверениям авторов проекта, перспективная БМП «Шакал» переняла у БМП-1 и БМП-2 только некоторые элементы ходовой части и 30-мм автоматическую пушку. Все прочие агрегаты машины либо являются совершенно новыми разработками, либо представляют собой сильно переработанные элементы базовой техники. При этом утверждается, что при модернизации и переделке БМП-1 или БМП-2 в BVP-M2 SKCZ сохраняется до 50-60% узлов и агрегатов.

Доработки базовой бронемашины привели к заметному изменению габаритов и веса. Общая длина BVP-M2 SKCZ достигает 7 метров, ширина равна 3,2 м, высота – 2,9 м. Для сравнения следует привести аналогичные параметры БМП-1: длина 6,73 м, ширина 2,94 м и высота около 2 м. Увеличение габаритов и многочисленные изменения конструкции сказались на боевой массе машины. БМП BVP-M2 SKCZ весит около 18 тонн.

При разработке нового проекта на основе старых наибольшим изменениям подвергся бронированный корпус машины. Для более удобного размещения экипажа и десанта чешские конструкторы увеличили общую высоту корпуса на 270 мм. Это сказалось на общих габаритах БМП, однако позволило улучшить условия размещения бойцов в десантном отделении. Из-за такой доработки корпуса пришлось изменить форму и размеры верхней лобовой детали корпуса. Она, как и на советских бронемашинах, расположена под большим углом к вертикали, но имеет большую длину и доходит до крыши десантного отделения.



Помимо изменения формы корпус получает дополнительные листы бронирования, повышающие уровень защиты от стрелкового оружия и взрывных устройств. По данным разработчиков, корпус БМП BVP-M2 SKCZ в базовом варианте соответствует уровню 3 стандарта НАТО STANAG 4569 и способен выдержать попадание 7,62-мм бронебойной пули винтовочного патрона. Баллистическая защита машины может быть усилена при помощи дополнительных модулей, обеспечивающих 4-й уровень защиты. В таком случае экипаж и агрегаты машины защищены от пуль патрона 14,5х114 мм. По желанию заказчика машина может оснащаться противокумулятивными решетками.

Усиленное днище корпуса позволяет защитить экипаж от подрыва 6 кг тротила под гусеницей или 300 г под днищем. Во избежание травм и для уменьшения воздействия ударной волны на экипаж модернизированная БМП оснащается специальными креслами, поглощающими часть энергии взрыва.

Общая компоновка внутренних объемов корпуса обновленной боевой машины пехоты осталась прежней, но изменилось расположение некоторых агрегатов. Кроме того, часть оборудования, имевшегося на базовых машинах, в силу разных причин была удалена. Моторно-трансмиссионное отделение по-прежнему занимает переднюю часть корпуса со сдвигом к правому борту.

В качестве силовой установки в новом проекте используется дизельный двигатель Caterpillar C9.3 мощностью 300 кВт (около 405 л.с.). Для сравнения, машины БМП-2 оснащались двигателями УТД-20С1 мощностью 300 л.с. или 221 кВт. Двигатель большей мощности предлагается использовать для компенсации выросшей массы машины. Удельная мощность модернизированной БМП превысила 22 л.с. на тонну, что позволило сохранить приемлемые ходовые характеристики. Максимальная скорость машины на шоссе достигает 70 км/ч, запас хода – 550 км.



БМП BVP-M2 SKCZ сохранила конструкцию ходовой части, использовавшуюся на базовой технике советской разработки. Она имеет по шесть опорных катков на каждом борту. Подвеска катков независимая торсионная. Первый, второй и шестой катки на каждом борту, по-видимому, сохранили гидравлические амортизаторы. Следует отметить, новая чешская БМП, в отличие от базовых машин, не имеет гидродинамических решеток в корме корпуса. Вероятно, из-за относительно большой боевой массы «Шакал» не имеет возможности пересекать водные преграды вплавь.

Слева от двигателя и трансмиссии находится сравнительно узкое отделение управления с рабочим местом механика-водителя. За его сиденьем находится рабочее место командира машины. Средняя и кормовая часть обитаемого объема выделена под размещение десанта с оружием. В десантном отделении предусмотрены шесть сидений для бойцов и одно для оператора вооружений.

Рабочее место механика-водителя оснащено собственным люком в крыше и перископическими наблюдательными приборами для вождения в боевой обстановке. На имеющихся фотографиях видно, что пост управления БМП Šakal выполнен «по моде» последних лет. Приборная доска оборудована двумя стрелочными индикаторами и многофункциональным цветным дисплеем. Боковая панель имеет цветные индикаторы. Управление машиной осуществляется при помощи компактного руля.



Места командира и наводчика-оператора размещены под боевым модулем и поэтому не оснащены перископическими наблюдательными приборами или люками. Для наблюдения за обстановкой командир и наводчик должны использовать видеосистемы, установленные на башне. Рабочие места командира и наводчика в целом похожи. Они оснащены жидкокристаллическими дисплеями и пультами управления вооружением и бортовыми системами. В качестве одного из органов управления системами на пультах используются джойстики. Рабочее место командира оснащено одной такой ручкой управления, наводчика – двумя. По-видимому, одна из них отвечает за приборы наблюдения, а другая используется для управления вооружением.

В десантном отделении имеется шесть кресел для десанта, закрепленных на бортах корпуса. Бойцы размещаются по трое у каждого борта, лицом друг к другу. Для удобства посадки и покидания машины сиденья кресел выполнены складывающимися. Безопасность десанта обеспечивается четырехточечными ремнями.

Чешские и словацкие инженеры решили не только изменить компоновку десантного отделения, но и использовать новую кормовую дверь. Вместо двух распашных дверей со встроенными топливными баками, использовавшихся на БМП советской разработки, чешско-словацкая машина BVP-M2 SKCZ имеет один крупный люк, закрывающийся опускаемой аппарелью с гидравлическим приводом. В середине аппарели предусмотрена дверь, которую можно использовать в случае отказа гидравлики. При необходимости десант может использовать два крупных люка в крыше корпуса.

Демонстрационный образец БМП BVP-M2 SKCZ был оснащен дистанционно управляемым боевым модулем со ствольным вооружением Turra-30, разработанным словацкими специалистами. Использование боевого модуля с дистанционным управлением, как утверждается, позволяет повысить уровень защиты экипажа, «спрятав» его внутри бронированного корпуса, а также обеспечить приемлемые характеристики комплекса вооружения. Кроме того, отсутствие подбашенных агрегатов позволило сэкономить место внутри десантного отделения.



Башня Turra-30 имеет характерную форму, образованную состыкованными бронелистами. В средней части башни находится качающаяся установка с креплениями для орудия и спаренного пулемета. Справа от орудия и в корме предусмотрено место для неких агрегатов, вероятно, для ящиков с боеприпасами. В характерной выемке с левой стороны башни располагается качающийся блок прицельной аппаратуры. Судя по его виду, для наведения оружия экипаж может использовать телекамеру, тепловизор и лазерный дальномер. Для наблюдения за обстановкой используется подобное оборудование, размещенное в шарообразном кожухе на крыше боевого модуля. В нижней лобовой части башни имеются восемь дымовых гранатометов.

Основным оружием БМП BVP-M2 SKCZ является автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм, ранее устанавливавшаяся на машины БМП-2. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Ствольное вооружение боевого модуля использует ленточное питание. Боекомплект неизвестен. На бортах башни Turra-30 предлагается устанавливать два транспортно-пусковых контейнера с противотанковыми ракетами 9М113 «Конкурс» советского/российского производства или с израильскими Spike. В зависимости от пожеланий заказчика бронемашина комплектуется соответствующей аппаратурой управления.

Утверждается, что по желанию заказчика боевой модуль Turra-30 может нести не только пушку 2А42, но и другое оружие аналогичного класса, такое как орудие Mk44 Bushmaster II калибра 30 мм. Кроме того, возможно использование крупнокалиберных пулеметов различных моделей. Вместо словацкой башни Turra-30 БМП BVP-M2 SKCZ может нести иные боевые модули с соответствующим оборудованием и вооружением.

Вскоре после первой демонстрации новая боевая машина пехоты BVP-M2 SKCZ Šakal отправилась на испытания. Примечательно, что еще до начала испытаний некоторые чешские и словацкие военные и эксперты выразили недоверие к новой машине. Они апеллировали к тому, что «Шакал» является глубокой, но все же модернизацией устаревшей БМП-2 или ее чехословацкой версии BVP-2. Таким образом, новейший проект не позволит вооружить армии двух стран современной техникой, способной оставаться в строю в течение нескольких следующих десятилетий.

Испытания опытного образца перспективной машины показали ее преимущества, а также позволили выявить недостатки. Чешская пресса сообщает, что военные остались недовольны новой разработкой. Их не устроил состав вооружения, не в полной мере соответствующий современным требованиям, а также слабая противоминная защита. В связи с этим без дополнительных доработок БМП Šakal не может быть принята на вооружение. Интересен тот факт, что отечественные издания перепечатали новость о процессах вокруг новой чешской БМП с ошибкой. Машина BVP-M2 SKCZ по какой-то причине была названа BVP-M2 SRCZ. Тем не менее, на правдивости новостей такая ошибка не сказалась.



По имеющимся данным, основным заказчиком БМП BVP-M2 SKCZ считается Чехия. Словацкие военные в настоящее время всерьез рассматривают возможность полного списания имеющихся боевых машин пехоты советской разработки и замены их на современную колесную бронетехнику зарубежного производства.

Министерство обороны Чехии, в свою очередь, намерено и в будущем продолжать эксплуатацию колесных БМП. Ранее сообщалось, что чешские военные готовы приобрести не менее сотни новых БМП общей стоимостью около 6,5 миллиардов крон (более 300 млн долларов США). Результаты испытаний новой БМП сказались на мнении чешских военачальников. В ряде источников утверждается, что Минобороны Чехии почти полностью потеряло интерес к отечественным проектам модернизации бронетехники и теперь присматривается к шведским БМП CV90.

Судя по последним сообщениям, дальнейшая судьба проекта BVP-M2 SKCZ полностью зависит от его создателей. Потенциальный заказчик в лице чешского Минобороны имеет ряд претензий к предлагаемой бронемашине. Если они будут исправлены в ближайшее время, то новая БМП сможет попасть в войска. В противном случае военные перестанут поддерживать проект, из-за чего в будущем парк боевых машин пехоты будет обновляться при помощи зарубежной бронетехники.





По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://armadninoviny.cz/
http://andrei-bt.livejournal.com/
http://alternathistory.org.ua/
http://vpk-news.ru/
http://i-mash.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    9 июля 2014 09:25
    Вчера была уже статья на эту тему.
    1. +2
      9 июля 2014 10:13
      Цитата: ...
      Словацкие военные в настоящее время всерьез рассматривают возможность полного списания имеющихся боевых машин пехоты советской разработки и замены их на современную колесную бронетехнику зарубежного производства.


      Причем колесную. Подешевле.

      А вообще что за дэбил дал машине название Шакал?
    2. +3
      9 июля 2014 11:57
      Цитата: vespe_rawr
      Вчера была уже статья на эту тему.

      Ну это типо "контрольный в голову".
      По событиям в окраине по 10 статаей в день пишут и ни чего, ни кто не кашляет.
      Кирил малось оплошал, на фотографиях 2 разных обьекта или один с последующей модернизацией. Это хотелось бы уточнить.
      А так всё нормуль. drinks
  2. +3
    9 июля 2014 09:56
    Американская мода - резино-металические гусеницы. По асфальту хорошо, по глине плохо.
    1. +3
      9 июля 2014 10:24
      Цитата: igordok
      резино-металические гусеницы. По асфальту хорошо, по глине плохо.


      Они так и называются асфальтоходы
  3. +1
    9 июля 2014 11:23
    Не думал что тут когда нибудь напишу это заветное слово, но всё когда нибудь случается. - Баян!
  4. padonok.71
    0
    9 июля 2014 12:01
    А по мне, так и не плохая машинка. Нужна, конечно доработка, но в общих чертах неплохо. Единственно, что наверное не получится решить, без перекройки корпуса - противоминная защита. А модули, двигло, ходовку, электронику, можно "порешать" и в рамках уже существующего прототипа.
  5. 0
    9 июля 2014 12:25
    машина довольно-таки удачная не считая двух проблем-излишней высоты и названия
    1. Сильвио
      0
      9 июля 2014 13:04
      Надо словари посмотреть, вдруг в переводе с чешского шакал вовсе не известное всем млекопитающее, в нечто другое. Одинаково произносимые в двух языках слова худшие подсказчики для переводчика. Например nevestka по чешски это не то, что у нас, а девушка легкого поведения.
  6. 0
    9 июля 2014 14:28
    "чешские военные готовы приобрести не менее сотни новых БМП общей стоимостью около 6,5 миллиардов крон (более 300 млн долларов США)"

    Цена вопроса? Модернизация одной единицы БМП на сколько будет дешевле, закупки новой?
  7. Vvlad23
    -1
    9 июля 2014 15:14
    Во чума-а! Хочу такую. без башни. Чем не машина, вместо гусянки ленту транпортерную натяну и по городу. А по существу- ни очем. Они бы еще туда подушки безопасности с курсовой устойчивостью воткнули, блин. Это не техника. Отец мне рассказывал, в афгане они горели за милую душу. А что изменится теперь. На пас.отсеке пассивная защита брони( даже не активная?!), на сколько ее хватит?
  8. 0
    9 июля 2014 16:30
    Запас хода-550 км. И куда же они топливные баки запендюрили? Ну прямь про "польскую хрень" баян.
    1. 0
      9 июля 2014 17:00
      Да, с топливными баками непонятки. В днище? winked
      1. 0
        10 июля 2014 04:38
        Цитата: Дублер
        Да, с топливными баками непонятки. В днище?

        В днище низзя, его тады усиливать заипёшься, может откидывающаяся аппарель? Как вариант. Наши в двери по 400 литров соляры заливали. На том двигле, шо было на БМП-1, запас хода составлял 600 км, ежели мне память не отшибло (такие требования были ко всей военной технике в СА - запас хода 600 км.) drinks
  9. 0
    9 июля 2014 16:31
    Машина - хочу быть "Брэдли", туда-же, по тем-же граблям.
  10. 0
    9 июля 2014 18:01
    Масса выросла с 14 до 18 тонн, а защита Level 2 STANAG 4569, т.е. от 7,62x39. Был гроб неудобный и старый, стал гроб удобный и стильный.
  11. 0
    9 июля 2014 21:00
    с названием полный швах не думаю что это достойное название боевой машине
  12. +1
    9 июля 2014 22:18
    Если чешскую БМП обшить русской фанерой то получится польский танк.
    1. jaan
      0
      8 августа 2014 00:10
      Немного уважения чехов. К 1914 году Чехия были главными сооружения герб Австро - Венгрии
    2. jaan
      0
      8 августа 2014 00:14
      Дизайн Польский танк прямой поддержки PL-01, который будет построен в сотрудничестве OBRUM компаний BAE Systems.
      Прототип машины должна быть завершена в 2016 году и массовое производство планируется начать в 2018 году. Может быть.
    3. jaan
      0
      8 августа 2014 00:36
      Андерс - Польский многоцелевая платформа для битвы
  13. 0
    10 июля 2014 03:31
    На данный момент все бывшие страны в овд пытаются делать свою технику на основе советских образцов.Пока получается только дешёвые насмешки.Всем ясно что техника в СССР делалась отличная но стандарты НАТО явно не под неё заточены....
  14. 0
    10 июля 2014 04:49
    Dimon-chik-79 Очень неплохой вариант модернизации заслуженной машины, что называется дёшево и сердито, современно. Нам бы то же подумать о подобном варианте и для себя и на продажу.

    Насчёт дёшево и сердито, это вряд ли. Европейские руки, европейские цены. А по делу, для городского боя, как ни модернизируй, пример - Грозный. Там и танки полегли. Европейский ТВД, если против нас, тоже не ахти. Остаются папуасы. Да, там возможно. Но... Как всегда у туземцев нет денег. Кстати, понравилось увеличение высоты на пол метра. Сколько защиты не вешай, малая проекция - есть безопасность. Ну, хотя бы кажущаяся. А тут...
  15. 0
    10 июля 2014 07:22
    Ну ... консервная банка ....
  16. 0
    12 июля 2014 12:20
    Цитата: Realist1989
    . Был гроб неудобный и старый, стал гроб удобный и стильный.


    А еще он увеличился в размерах. Видимо чтобы было проще в него попасть.
  17. Комментарий был удален.
  18. 0
    23 января 2020 20:06
    Основное улучшение только одно, улучшение обитаемости десанта.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»