Предшественники танков

Русские «Остины» и «Гарфорды» отличались надежностью в эксплуатации и эффективностью в бою

Российская империя была одним из пионеров создания бронированных боевых машин. Еще в 1908 году на вооружение армии приняты броневики типа «Накашидзе – Шаррон». Однако успехом постройки первых экземпляров новой техники на русских заводах в военном министерстве особо не обольщались. С началом Первой мировой войны стало понятно: мощности единственного в России завода, производящего автомобили, – Русско-Балтийского вагонного не хватает для покрытия нужд армии в транспортных машинах, что уж там говорить о броневых. Пришлось обращаться к союзникам по Антанте.

В августе 1914 года была образована специальная комиссия во главе с командиром запасной автомобильной роты полковником Секретевым. Совместно с офицерами Главного военно-технического управления (ГВТУ) Генерального штаба армии разработали тактико-технические требования к новому виду боевой техники. По мнению русских военных, они должны были иметь горизонтальное бронирование (то есть крышу) и вооружение минимум из двух пулеметов, установленных в двух вращающихся независимо друг от друга башнях. Очевидно, что подобные взгляды были в то время самыми передовыми в мире. Однако в Англии, куда комиссия прибыла для закупки техники, офицеры были неприятно разочарованы: осенью 1914 года там бронировали все подряд без какой-либо системы, примитивно и совсем не так, как хотелось бы. Первый полноценный британский броневик – «Роллс-Ройс» выпустили только в декабре. При этом у него была лишь одна башня с единственным пулеметом.


Разработать проект бронеавтомобиля, соответствующего тактико-техническим требованиям русских, в сжатые сроки взялись инженеры фирмы Austin Motor Co. Ltd. В итоге 29 сентября 1914 года эта фирма получила заказ на 48 машин.

Предшественники танков

Перебронировка «Остинов» в цехе Ижорского завода. В центре – броневик «Храбрый» 6-го пулеметного автомобильного взвода. Английские колеса с «пупырчатыми» покрышками демонтированы, вместо них установлены русские


Базой для «Остина» послужило легковое шасси этой же фирмы так называемого колониального типа с двигателем мощностью 30 лошадиных сил. На моторе устанавливались карбюратор «Клейдиль» и магнето «Бош». Передача на задний мост осуществлялась с помощью карданного вала, система сцепления представляла собой кожаный конус. Коробка передач имела четыре ступени вперед и одну назад. Колеса изготавливались из дерева, размер шин – 895x135. Машина чистой массой 166 пудов (2656 кг) была защищена броней толщиной 3,5–4 миллиметра, изготовленной на заводе Vickers. Экипаж состоял из командира – младшего офицера, водителя – ефрейтора и двух пулеметчиков – младшего унтер-офицера и ефрейтора. Каждый броневик обошелся имперской казне в 1150 фунтов стерлингов.

С 21 декабря 1914 года в русской армии приступили к формированию пулеметных автомобильных взводов. Первоначально они создавались по штату № 19 и имели три бронеавтомобиля типа «Остин», четыре легковых автомобиля, три мотоцикла без коляски и один с коляской, грузовой автомобиль, автомастерскую и автоцистерну. Личный состав состоял из четырех офицеров и 45–46 нижних чинов. По этому штату сформировали восемь взводов – с 5-го по 12-й.

Предшественники танков

Бронеавтомобиль «Гарфорд» и его экипаж. 1916 год


Существенным недостатком «Остинов» была тонкая броня, поэтому по прибытии в Россию ее частично заменили на 7-мм. В таком виде броневики пошли в бой. Однако первые же столкновения с противником выявили недостаточность этой меры.

«22 февраля в 7 часов утра автомобили 8-го взвода подошли к противнику на 900 шагов и открыли огонь. Противник немедленно открыл пулеметный огонь, которым броня автомобилей была сильно пробита в нескольких местах. На «Сильном» был убит поручик Рубец и ранен шофер, после чего автомобиль ушел. На «Славном» двумя пулями ранен шофер, убит подпоручик Иогансен и ранен штабс-капитан Цорн».

Начиная с машин 13-го взвода все «Остины» первой серии поступали на Ижорский завод и подвергались полной перебронировке. Только после этого их сдавали взводам. Броневики, уже отправленные на фронт, постепенно отзывались в Петроград. Разумеется, увеличение толщины брони повлекло рост массы боевых машин. Это отрицательно сказалось на и без того невысоких динамических характеристиках. На отдельных броневиках отмечался прогиб швеллеров рамы. К существенным недостаткам можно отнести форму крыши водительской кабины, которая ограничивала сектор обстрела пулеметов вперед. Тем не менее «Остины» пришлись ко двору отчасти из-за того, что ничего лучшего все равно не было, отчасти потому, что и на этих весьма несовершенных по современным понятиям машинах можно было воевать.

Уже первые бои с участием вновь сформированных автомобильных пулеметных взводов выявили потребность в пушечном броневике для их усиления. И такой вскоре появился. Им стал «Гарфорд».

Начиная с 13-го взвода бронечасти русской армии формировались по штату № 20. Число пулеметных машин сокращалось до двух, но во взвод вводилось пушечное отделение: бронеавтомобиль «Гарфорд», легковой автомобиль, мотоцикл и грузовик. По этому штату были сформированы 22 взвода (№№13–24, 26–28, 30–36). Первые восемь тоже получили «Гарфорды», при этом лишние «Остины» из них изымались.

Предшественники танков

Бронеавтомобиль «Чудовище», 26-й автомобильный пулеметный взвод. Зима 1916 года


Проект бронировки «Гарфорда» разработал начальник офицерской стрелковой школы генерал-майор Николай Филатов. Первый автомобиль был готов к отправке на фронт уже 3 мая 1915 года, а к октябрю закончились работы на всех 30 запланированных к бронировке шасси.

Базой для боевой машины послужил двухосный неполноприводной (4x2) четырехтонный грузовик американской фирмы Garford Motor Truck Со. Двигатель мощностью 30 лошадиных сил позволял с полной нагрузкой развивать максимальную скорость 17 верст в час, а на заднем ходу – три версты в час. Чтобы двигаться на позиции с полной скоростью как вперед, так и назад, устанавливалась специальная переводная муфта, управляемая рычагом с места водителя. С ее помощью все четыре передние скорости становились задними, а задняя скорость – передней. Для управления при движении задним ходом служило зеркало, установленное справа от кабины в специальном броневом кожухе. «Гарфорд» оборудовался системой пневматического запуска двигателя с места шофера, что было немаловажно в боевой обстановке.

Корпус с толщиной броневых листов 6,5 миллиметра устанавливался на специальную стальную конструкцию, приклепанную к раме шасси. Функционально он делился на три части. В передней, над двигателем, находилась водительская кабина, где располагались все органы управления. Бензобак размещался под сиденьями шофера и его помощника. Среднюю часть занимало пулеметное отделение, в котором кроме двух максимов, установленных в спонсонах левого и правого бортов, имелся зарядный ящик на 32 пушечных патрона и хранилось другое оружейное имущество. Пулеметное отделение могло отгораживаться от шоферского парусиновой шторой, а в случае необходимости и подвесными щитами.

Всю заднюю часть занимала вращающаяся броневая башня с установленной внутри на тумбе 76-мм противоштурмовой пушкой образца 1910 года (качающаяся часть заимствована у горной пушки образца 1909 года). На передней стенке головной части нижнего станка имелся плоский прямоугольный фланец, к которому на болтах крепилась броневая башня, перемещавшаяся по круговому погону на трех роликах. По-походному она фиксировалась двумя особыми штырями, расположенными у задних колес. Кроме пушки, в башне был установлен еще один пулемет и располагались патронташи для 12 пушечных патронов.

Предшественники танков

Бронеавтомобиль «Остин» из состава 8-го пулеметно-автомобильного взвода


В стенках бронекорпуса имелись круглые амбразурки для обзора местности, закрывавшиеся заслонками. Пулеметные амбразуры и окно пушечного прицела также закрывались заслонками. Изнутри бронекорпус обшивался войлоком и холстом.

Полная масса бронеавтомобиля с экипажем из восьми-девяти человек, 44 пушечными патронами, 20 пулеметными лентами (5 тысяч патронов), запасами бензина в шесть пудов (98 кг), керосина, тавота, масла, комплектом пушечных и автомобильных принадлежностей, домкратами, цепями и т. д. составляла 525 пудов (8600 кг).

В результате шасси оказалось несколько перегруженным, вследствие чего динамические характеристики машины были довольно скромными, а наличие только одного ведущего моста и сплошных шин резко ограничивало проходимость.

Главным же достоинством «Гарфорда», за которое ему прощали все недостатки, считалась мощная 76-мм пушка. Вот как отзывались о бронемашине командиры пулеметных автомобильных взводов в августе 1916 года: «1. 3-дм пушка отличная. 2. Граната и шрапнель отличные. 3. Необходимо облегчить систему (до 400 пудов). 4. Необходимо иметь сильный мотор (более 40 л. с.). 5. Необходимо дать скорость до 40 верст. 6. Необходимо мотор сделать легкодоступным для исправления и осмотра. В боях необходимы граната и шрапнель, так как в каждом бою бывает комбинированная стрельба. Участвовавшие в боях «Гарфорды» все изранены (попадания пуль, разрывных пуль и осколков), но пробоин нет. Бывали случаи в боях, что «Гарфорды» подъезжали на 200 и менее шагов. Пулеметный огонь с «Гарфорда» бывает в каждый его выезд».

В целом эти машины отличались добротностью изготовления, надежностью в эксплуатации и эффективностью в бою, о чем позволяют судить отзывы.

«Громобою» пришлось пройти около 70 верст, причем он шел молодцом, беря крутые подъемы шутя, например у д. Подгорица. Этот подъем раза в два сильнее Пулковского. Командир пушечного отделения 20-го взвода поручик Краснопольский».

«С занятием д. Теофиполки прибыл на западную окраину ее автомобиль «Пушкарь» под командой штабс-капитана Шульца и поручика Плешкова. «Пушкарь» обстрелял наблюдательный артиллерийский пункт противника у д. Викторовка, после чего огонь вражеской артиллерии прекратился. Заметив колонну конницы с конной батареей, двигающуюся на юг, «Пушкарь» открыл по ней огонь, после чего колонна свернула назад и на карьере ушла... Следующим огнем «Пушкаря» был разогнан окапывающийся противник на гребне северо-восточнее Викторовки» (из рапорта командира 19-го взвода штабс-капитана Шульца).

Итог этим двум отзывам подводит командир 13-го взвода капитан Цветковский: «Пушка в броневых частях необходима. Существующая 3-дм пушка по своим баллистическим качествам незаменима. Несмотря на большую обузу, которую представляет «Гарфорд»… приходится, отдавая предпочтение тактической стороне вопроса, прийти к заключению о необходимости продолжать выдавать во взводы бронеавтомобили «Гарфорд» при непременном условии постановки заднего рулевого управления».

К слову сказать, потребность в последнем выявилась довольно быстро. Управление машиной при движении задним ходом с переднего шоферского места с помощью зеркала на деле оказалось почти невозможным. Поэтому уже осенью 1915 года в четырех взводах по инициативе их командиров «Гарфорды» оборудовались кормовыми постами управления.

Вскоре распоряжением комиссии по броневым автомобилям при ГВТУ Путиловскому заводу поручили разработать и изготовить заднее рулевое управление для «Гарфорда». К концу января 1916-го первый экземпляр был готов и осмотрен комиссией, составившей соответствующий акт: «Задний шофер сидит у руля боком, прижимая глаз к щели в задней стенке броневого корпуса автомобиля, таким образом при малой щели получается хороший обзор местности. Руль сделан съемным, для шофера должно быть устроено особое кресло, которое пока заводом не выполнено. Для передачи команд, изменения скорости, действия на конус (сцепление), тормоз и акселератор от заднего шофера к переднему имеется переговорная трубка с рупором. Автомобиль прошел задним ходом вокруг палисадника Михайловской площади».

Комиссия признала приспособление для заднего управления бронеавтомобиля «Гарфорд» отвечающим своему назначению и постановила: «Рассмотреть вопрос о заказе 30 задних рулевых управлений для всех автомобилей, имеющихся в действующей армии, несмотря на то, что у четырех автомобилей системы «Гарфорд» уже устроены задние управления самими взводами. Задние рулевые управления по изготовлению Путиловским заводом будут посланы в действующую армию вместе с инструкторами запасной бронероты, которые установят их на месте и обучат личный состав».

Формированием первых пулеметных взводов занималась Офицерская стрелковая школа, начальник которой генерал-майор Филатов проявил большой интерес к броневому делу. Весной 1915 года для формирования и обслуживания бронечастей в Петрограде была сформирована запасная броневая рота (командир – капитан Халецкий). Кроме того, для разработки проектов новых броневиков при военной автомобильной школе создали броневой отдел.
Автор: Михаил Барятинский
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/20966


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Kars 9 июля 2014 09:19
    Странно что нет новости что китайские танкобиатлонисты пересекли границу Российской федерации с 4 боевыми машинами.
    1. inkass_98 9 июля 2014 10:29
      Цитата: Kars
      китайские танкобиатлонисты пересекли границу Российской федерации

      Показывали довольных танкистов, которые прибыли в Россию в теплушках, а далее поехали в купейном вагоне. Удивительно, что китайцы не создали для своих военных нормальных условий для поездки. Хотя возможно, что у них такое же отношение к солдатам, как и у нас - крыша есть у вагона и ладно. С другой стороны - престиж ведь должен быть...
  2. IS-80 9 июля 2014 10:43
    Цитата: inkass_98
    Показывали довольных танкистов, которые прибыли в Россию в теплушках, а далее поехали в купейном вагоне. Удивительно, что китайцы не создали для своих военных нормальных условий для поездки. Хотя возможно, что у них такое же отношение к солдатам, как и у нас - крыша есть у вагона и ладно. С другой стороны - престиж ведь должен быть...


    "..стойко переносить все тяготы и лишения военной службы, не щадить своей крови и самой жизни при выполнении воинского долга.."
  3. Венд 9 июля 2014 12:35
    Хорошая и интересная статья. История Первой мировой войны многогранна и далеко не так драматична. как принято считать в советской истории. Там очень много ярких и героических не только страниц, но целых глав.
  4. voyaka uh 9 июля 2014 12:51
    Трудно назвать их предшественниками танков. Скорее: ровесниками танков.
    Танк изобретен в 1915. Первая массированная английская танковая атака была в 1916, В 1917 появился первый танк классической компоновки Renault FT,
    первый бой танк-против танка был в 1918.
  5. voyaka uh 9 июля 2014 12:58
    Первые танки в бою:

    [media=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d2/Tanks_of_WWI.ogg
    /220px--Tanks_of_WWI.ogg.jpg]
  6. pinecone 9 июля 2014 13:37
    Первый в мире бронеавтомобиль, изготовленный британской фирмой Виккерс в 1902г. Предназначался для использования в англо-бурской войне 1899-1902г.г.
    См.http://en.wikipedia.org/wiki/Frederick_Richard_Simmsм
    pinecone
  7. genadevich169 23 августа 2014 13:49
    Ильич на таких выступал
    genadevich169

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня