Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Сейчас напишу ужасную банальщину: как же быстро летит время. Больше десяти лет прошло с тех пор, когда крайний раз я была в Звездном городке. В сентябре 2003 года я сдавала инструкторский экзамен PADI (англ. Professional Association of Diving Instructors) — профессиональная ассоциация инструкторов по дайвингу) и все две недели мы жили прямо на территории, в жуткой офицерской общаге. Если стоять спиной к главному КПП, то чтобы попасть в жилой городок на первом перекрестке нужно повернуть налево, но на сей раз мы повернули направо. Там, за воротами еще одного контрольно-пропускного пункта, расположены корпуса святая святых нашего космоса – Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина". Или просто ЦПК.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

«Кто такой космонавт? Это абсолютно универсальный солдат. Человек, который должен уметь абсолютно все: от починки туалета до управления космическим кораблем, от оказания медицинской помощи до проведения научных экспериментов. Там на орбите, случись что, он не вызовет ни сантехника, ни врача. Поэтому независимо от профессии, с которой он приходит в ЦПК, на выходе все умеют все. Правда, с поступлением в отряд личная жизнь заканчивается: учеба-тренировки-командировки, учеба-тренировки-командировки, и так бесконечно, неважно, полетит он когда-нибудь в космос, или нет. Причем это не та учеба, к которой мы привыкли в наших вузах. Им звезды за одни только тренировки можно давать»

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)


Это говорит Валерий Несмеянов – инструктор ЦПК, а еще водолазный специалист МЧС РФ, старший инструктор-водолаз ВМФ РФ, заслуженный испытатель космической техники, летчик-истребитель МиГ-29 и Су-27 с 13-летним стажем и просто MSDT PADI. Я и дальше буду брать его прямую речь в кавычки, потому что лучше сказать вряд ли сумею, а приписывать себе такие гениальные мысли позволить не могу.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Учитывая столь разностороннюю подготовку, весь ЦПК делится на несколько Управлений. Первое – это теоретический модуль: железо, астронавигация и прочие прикладные науки. Четвертое – медицинское, пятое – научное: с этими все понятно.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Шестое занимается летной подготовкой. Рядом с ЦПК расположен Чкаловский аэроузел, где космонавтов учат летать на легком реактивном самолете Л-39. Кроме того, в авиапарке Центра есть Ту-134 и Ту-154, оборудованные для визуальных наблюдений и Ил-76 МДК, в котором летают на невесомость. Самолет выполняет так называемую "параболу Кеплера": сначала летит горизонтально на высоте шесть тысяч метров. Затем с ускорением начинает набирать высоту под углом 45 градусов. В криволинейном полете на всех присутствующих на борту действуют перегрузки величиной до 2g. Это ощущение тяжести длится недолго – примерно 15 секунд, пока самолет выбирается на подъем. На высоте девять тысяч метров пилот почти полностью убирает тягу двигателей, и самолет продолжает полет по инерции. Как только сила инерции, противоположная по направлению силе тяготения, становится равна ей по величине, то сила тяжести внутри салона самолета-лаборатории становится равна нулю. В зависимости от условий полета невесомость может длиться 22-28 секунд.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

А вот про 2-е и 3-е управления сейчас будет отдельный и традиционно длинный рассказ. Итак, второе – это управление тренажеров космической техники.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Тренажер пилотируемого корабля «Союз ТМА». Тот самый корабль, на котором стартуют с Байконура, пристыковываются к МКС, а через полгода на нем же возвращаются обратно.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Космический корабль состоит из трех частей, но на данном тренажере представлены только две. В третьей расположен приборно-агрегатный отсек и системы жизнеобеспечения. Она должна быть снизу – там, где ступеньки, - но на данном тренажере ее нет, поскольку для тренировок нужны только обитаемые отсеки.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Самое интересное – второй отсек, он же спускаемый аппарат. Называется «спускаемым» потому, что из всего корабля на землю возвращается только он. Приборно-агрегатный отсек, который снизу, и бытовой отсек, который сверху, перед входом в плотные слои атмосферы отстреливаются и сгорают до молекулярного уровня, так как не имеют тепловой защиты. Меня, кстати, вопрос, куда деваются все эти отваливающиеся детали космических кораблей, всю жизнь мучил.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Зацените жизненное пространство для экипажа из трех человек.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

"Все эти красивые звездолеты с просторными галереями – просто фантастика. Мало того, уверен, что и в будущем такого не будет, потому что обеспечить такой объем воздушного пространства невозможно. При проектировании обитаемых аппаратов исходят из ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРЕНОСИМОСТИ ТРЕНИРОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ замкнутого пространства в течение отрезка времени. Увеличение жизненного пространства даже на 1 куб. см повлечет геометрический рост всего остального железа. А чтобы оторваться от земли – это вообще самое сложное – требуется неимоверное количество энергии, и именно это является основным ограничением. Я думаю, что когда в будущем космические корабли начнут строить непосредственно на орбитальной станции, чтобы эту чудовищную массу не вывозить с земли, все равно они вряд ли будут большими, потому что кислород есть кислород. Тренируйся – не тренируйся, а 21% вынь да положь"
Для наглядности: фотография с официального сайта ЦПК http://www.gctc.ru. На снимке экипаж в составе Г.Т. Добровольского, В.И. Пацаева и В.Н. Волкова. 6 июня 1970 г. они открыли новую веху в истории пилотируемой космонавтики, на корабле Союз-11 отправившись в экспедицию на первую долговременную орбитальную станцию "Салют". Уже 30 июня, возвращаясь на землю, экипаж погиб из-за разгерметизации корабля.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Еще раз: трое взрослых людей в этом объеме должны спать, есть, ходить в туалет и вообще существовать.
"В случае нештатной ситуации они должны провести две недели в этом яйце Фаберже. А у нас и женщины летают. Правда, в основном импортные. У нас в отряде всего одна девушка – Елена Серова и первый раз она полетит в космос в сентябре".
Это будет первый полет российской женщины-космонавта за более чем 15 лет. Фотография пресс-службы ЦПК.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Два года назад в отряд взяли еще одну девушку – Анну Кикину. Буквально неделю назад она прекрасно сдала все экзамены, но в космонавты ее, к сожалению, не взяли. Зарубили психологи.
«Психологическая служба в ЦПК имеет решающее слово, потому что полеты в космос – это сплошная психология. Причем психология совершенно иная, нежели на земле, когда люди месяцами находятся в одной маленькой бочке. В истории нашей космонавтики был случай, когда экипаж был спущен на землю. Официально звучала такая мягкая формулировочка «повышенная эмоциональность в экипаже», а на самом деле они на орбите уже чуть ли друг друга не били. Их пришлось спускать, представляете какие это деньги, плюс срыв программы и т.д. и т.д. Словом, психологи у нас – это все. Они сопровождают все тренировки и пишут-пишут-пишут. Но никому ничего не показывают, только потом выдают вердикт» Картинка тоже с официального сайта ЦПК.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Кресло «Казбек». В таком сидят (точнее лежат) космонавты внутри спускаемого аппарата.
«На данный момент все, что связано с понятием пилотируемая космонавтика – это понятие «неудобно». Неудобно, неудобно, неудобно. Терпеть, терпеть, терпеть. Не железо для человека, а человек для железа. Этакий биотрансформер, который должен в это железо вжиться. В этом и есть, наверное, героичность этой профессии»

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Каркас алюминиевый, внутри – специальный ложемент, изготавливаемый НПО «Звезда».
«В новостях обычно говорят «космонавты совершили мягкую посадку». Так вот, никакой мягкой посадки не существует, это штамп. На самом деле это очень серьезный удар о землю – примерно как спиной с метровой высоты уронить человека на пол плашмя. Чтобы избежать травм ложемент отливается по фигуре космонавта и полностью повторяет очертания его тела в скафандре. Для этого он садятся в специальную ванночку и его заливают гипсом. Есть еще несколько мер: например, пиропатрон, который взводится перед посадкой, чтобы самортизировать удар, поэтому особых травм на посадке у нас не было. Так – ушибы, ссадины. Главное зубы сжать, чтобы язык при ударе не откусить».

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Конкретно это кресло – командирское. Отличить его можно по наличию джойстиков ручного управления.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

«Космический корабль имеет три режима посадки. В автоматическом спускаемый аппарат плотные слои атмосферы проходит по относительно пологой траектории. Там перегрузки небольшие. При отказе автоматики используется ручной режим, он более резкий. Но как показала практика, перейти на ручное управление практически невозможно – из-за перегрузок слишком маленький запас времени. Поэтому сразу после автоматического происходит срыв в баллистический режим. Это когда спускаемый аппарат камнем падает вниз. Он ничем не управляем, и в этот момент перегрузки достигают 25 единиц. Умножьте свой вес на 25, чтобы представить. Фактически при этом даже дышать невозможно, а им приходится продолжать работу, следить за приборами. Баллистические спуски не такая уж редкость. Был период, когда они у нас шли один за одним. Вообще, то что было в 2007-2008 году, невозможно даже описать»
В кресле я. Действительно жутко неудобное.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

УВНК-64 - универсальное вращающееся наклоняющееся кресло. Использовалось для вестибулярных тренировок с 1964 аж по 2000 год. Надпись на бумажке гласит, что на нем тренировались А.Леонов, Г.Шонин, Г.Гречко, В.Кубасов и многие другие
«Опасность космических полетов никуда не ушла. Сначала это была неизвестность, потом испытания новой техники, а сейчас у нас совершенно другие траблы. Постоянно происходят отказы, что ракеты падают – и так все слышали. Участившиеся аварии наших ракет-носителей – это то, о чем мы постоянно говорили в девяностые-нулевые. Ребята, о рабочем классе надо заботиться! В настоящий момент ПОЛНОСТЬЮ потерян высококвалифицированный рабочий класс в космической отрасли. Нет людей, которые умеют крутить гайку так, как ее надо крутить применительно к стандартам космоса. Все аварии последних лет – недокрутили, недопаяли, не туда поставили, куда надо было поставить и прочая-прочая».

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

«Пилотируемая космонавтика – это глянец. Камеры снимают, все улыбаются, все красиво. Но и там все то же самое, сплошные отказы. А что не происходит каких-то серьезных вещей – исключительно заслуга наших космонавтов, которые там бьются не на жизнь, а на смерть. Я до утра могу рассказывать истории только последних трех лет. Голливуд отдыхает перед мужеством наших ребят».

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Всего здесь 4 тренажера корабля «СОЮЗ-ТМА». Каждый для тренировки какой-то конкретной задачи. Но на снимках – тренажер именно того корабля, который в начале 70-х должен был полететь на Луну. Лунная программа для Советского союза не имела никакой практической цели. Ни о каких работах на поверхности спутника тогда и речи не шло, исключительно вопрос престижа. И раз американцы нас опередили, она потеряла всякое значение и была свернута.
Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Алексей Архипович Леонов до сих пор ругается, так как именно он должен был лететь. И мог лететь, и все было готово. Я лично был первым, кто ходил в лунном скафандре. Прямо здесь, в лаборатории была сымитирована лунная поверхность и 1/6 тяжести. Когда я в нем пошел, сразу понял, что американцы действительно там были. [Дело в том, что в некий период времени были сильные сомнения, что Армстронг и правда гулял по Луне, а кадры кинохроники – умелый монтаж]. Ходить в нем прямо совершенно невозможно, и если бы они там не были, додуматься до этого никогда бы не смогли. Американцы прокололись на том, что они любят красивую картинку. Поэтому многие фотографии и съемки были сделаны в студии – тогда и технических средств-то таких не было, чтобы получить настолько красивую картинку из космоса. Но кинохроника первого полета на Луну настоящая».

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Третье управление – всех видов экстремальной подготовки. Всех – это значит всех. Попробую их хотя бы перечислить.
Специальная парашютная подготовка. Приставка «специальная» подразумевает, что там не просто «строят какие-нибудь формации», а решают задачи в свободном падении. Впрыгнул, лег на поток, снял с руки задачник (до прыжка его трогать нельзя), прочитал задание, решил, через встроенный в шлем микрофон наговорил ответ, стабилизировался, открылся.
Отдел по выживанию во всех климатах и географических точках. Повторюсь, всех – это всех. Все знают, что Леонов был первым человеком, который вышел в открытый космос, но не все знают, что посадка его экипажа была аварийной. Отказали все системы, они упали в Сибири, а дело было зимой. Обнаружили их только через сутки, а эвакуировали через двое. После этого стало понятно, что экипажи должны уметь выживать ВЕЗДЕ – от полярного круга до центра Сахары. Поэтому никакой рулетки, как на школьном экзамене, где можно вытащить «счастливый» билетик. КАЖДЫЙ экипаж проходит выживание в КАЖДОЙ климатической зоне. Забрасывают их в скафандрах, а с собой только то, что прилетело бы из космоса. После этого испытательная бригада уходит на 2,5 суток, и наблюдает через бинокли. Единственное основание для снятия экипажа с тренировки – температура ниже 55 градусов и сила ветра более 21 м/с. Если же на улице всего-навсего минус 50 и дует со скоростью 15 м/с – а это, на минуточку, штормовой ветер – «давай братва, выживай». Всего один малюсенький пример: запас воды – 6 л на человека.
«Остальное – что добудешь. Это цена полета».

Наконец, на кафедре экстремальной подготовки находится уникальный, единственный в мире агрегат – центрифуга. Распишусь еще раз в своем невежестве: до недавнего времени я думала, что она выглядит так.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Этот сувенирчик стоит возле одного из мониторов. А на самом деле центрифуга – это вот:

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Точнее, это не вся центрифуга, а только ее вращающаяся часть. Под землей находится еще целый «авианосец», который обеспечивает ее работу. Уникальная она тем, что единственная в мире позволяет резко менять направление движения и, соответственно, вектор перегрузок. Из-за этого сюда недавно приезжал гонщик "Формулы-1" Мика Хаккинен. Ему была запрограммирована трасса в Монако. Дело в том, что у пилотов Ф1 во время гонки в момент прохождения крутых поворотов происходит то же самое. Говорят, финн остался доволен. В принципе, испытать себя при отсутствии медицинских противопоказаний может каждый. Цена вопроса – 45 тыс. рублей за 3 минуты.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Кроме космического кресла еще кресло летчиков-истребителей, потому как они проходят экспертизу здесь же. МиГ-29 и Су-27 - это первые истребители, у которых ограничения перегрузки не по железу, а по человеку. Правда, сравнивать перегрузки летчиков и космонавтов некорректно. Они разные. У летчиков основной вектор голова-таз, а у космонавтов грудь-спина, так как они падают лежа. Второе переносится легче, с другой стороны космонавты падают дольше.
Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Во время старта-посадки перегрузки достигают 4-5 единиц в течение примерно 5 минут. В принципе, это не много - нормально тренированный человек такое спокойно переносит. Но это в штатном режиме, а еще бывают нештатные. Выше писала, что во время баллистического спуска перегрузки достигают 25G. Летчиков выводят на семерку.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

А вообще максимальное значение перегрузок, которое может обеспечить конструкция – 30.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Еще немножко цифр. Масса только вращающихся деталей – 315 тонн. Кабина – 15 тонн.
«Скорость вращения – 270 км/ч. То есть эта булава с 15-тонным наконечником носится здесь как вентилятор. Представляете, какая балансировка нужна? Сотни тонн железа работают как швейцарские часы. Сам до сих пор удивляюсь».

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Создавался тренажер в конце 70-х. У Советского Союза тогда были технологии постройки атомных подлодок, были космические корабли, а технологий создания такой штуковины не было. Поэтому по техническому заданию СССР ее построили в Швеции. Сейчас шведы к обслуживанию не имеют никакого отношения, но до сих пор заезжают с дружескими визитами, потому как сильно гордятся таким пунктиком в своем резюме.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Это самая большая и самая мощная центрифуга в мире. Благодаря поворотному механизму кабины, может даже имитировать кратковременную невесомость. Стартовая мощность электрического двигателя – 27 МЕГАВАТТ. Для сравнения, самый мощный электропоезд – это 3 мегаватт. Я лично с трудом могу осознать, что это такое, но кабель к ней идет отдельный. Иначе при запуске каждый раз вырубало бы всю округу. Откуда именно он идет, вроде как держится в секрете, но все предполагают, что напрямую из Шатуры.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

«Вы спросите зачем такая дорогая техника? Нельзя ли что-нибудь подешевле использовать для тренировок? Как летчик-истребитель скажу: нельзя. Научиться переносить перегрузки можно только одним способом – переносить перегрузки. Как-то по-другому натренировать организм нельзя. Тем более, задача стоит не просто их переносить, но и выполнять в этот момент операторскую деятельность – управлять самолетом, космическим кораблем и т.д. Тело должно превратиться в коробку-автомат, которая не думает, как ей дышать, как вообще выживать, а сосредоточена исключительно на решении задачи».

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Ну и наконец еще одно направление экстремальных тренировок – это водолазная деятельность как основа для подготовки к выходу в открытый космос. Проходит в Гидролаборатории, про которую будет отдельный пост, если хотите. Потому как это… это Космос!

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)

Обыкновенный такой, прекрасный космос, побывать в котором может каждый и за весьма умеренную... по космическим меркам... плату. А пока завидуйте...

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (фотоотчет)
Автор: Елена Леликова
Первоисточник: http://umm-adam.livejournal.com/114880.html

Использованы фотографии: Елена Леликова

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Венир 10 июля 2014 09:44
    Обыкновенный такой, прекрасный космос, побывать в котором может каждый и за весьма умеренную... по космическим меркам... плату.
    Конечно каждый!,каждый олигарх или магнат.С их весьма умеренным по космическим меркам состоянием.lol
  2. внук Перуна 10 июля 2014 12:47
    Прямо здесь, в лаборатории была сымитирована лунная поверхность и 1/6 тяжести. Когда я в нем пошел, сразу понял, что американцы действительно там были. [Дело в том, что в некий период времени были сильные сомнения, что Армстронг и правда гулял по Луне, а кадры кинохроники – умелый монтаж]. Ходить в нем прямо совершенно невозможно, и если бы они там не были, додуматься до этого никогда бы не смогли.

    Не факт! Янки лунную поверхность и взлет-посадку с помощью крана тоже имитировали, легко могли сымитировать и 1/6 тяжести.
    1. шизофреник 10 июля 2014 14:06
      Только удалось имитировать на наклонной поверхности, со стропами для поддержки человека.В инете есть данные по имитации лунного притяжения, можно имитировать и марсианское, только не всё так просто.
      1. шизофреник 10 июля 2014 22:42
        Лет примерно через 15 будет известно точно, привычки нету торопиться, меня интересует как американцы уголковые отражатели установили, наши автоматами,а у американцев автоматы на луну не летали в то время.
  3. Комментарий был удален.
  4. Паутина 11 июля 2014 00:15
    Меня дочь недавно удивила, сказала, что хочет стать космонавтом. Теперь и мне пришлось интересоваться, надо ж как-то отвечать на вопросы))
  5. Zomanus 11 июля 2014 06:24
    Статья просто супер. Про рабочий класс конечно огорчило. Да и хотелось бы почитать про экстрим последних лет. Жизнину, так сказать. Потому как у нас это действительно в понимании как на карусели прокатиться.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня