Катастрофа в Петрозаводске Ту-134 - катастрофа не только самолета, но и для всей авиации?



20 июня 2011 года неподалеку от Петрозаводска на расстоянии одного километра от взлетно-посадочной полосы аэропорта Бесовец разбился самолет Ту-134. На борту находились 52 пассажира и членов экипажа, эта катастрофа унесла жизни 47 человек, на сегодняшний день пятеро выживших остаются в больницах. Эта катастрофа вызвала широкий резонанс в СМИ, учитывая заявление президента России о предписании вывести из эксплуатации все самолеты Ту-134. Скорее всего, на это решение повлияло множество факторов, но наиболее широкое обсуждение в массах получили следующие моменты: в этот же день в Париже прошел очередной демонстрационный полет нового лайнера Suhoi Super Jet 100. Причем прошел с большим успехом, придав уверенность в появлении в российской авиации новых гражданских самолетов на замену устаревшим.


В этом плане трудно поспорить, что новости об авиакатастрофах нередко упоминаются со словосочетанием “очередная авиакатастрофа”. И действительно, даже не смотря на то, что авиатранспорт является намного более безопасным и надежным, чем, например, автомобильный, даже с учетом катастроф авиалайнеров, самолеты отечественного производства действительно терпят катастрофы, и неудивительно, что это рождает недоверие и даже страх перед полетами на “тушках”. На эту ситуацию, конечно, оказывают влияние заявления руководства страны и авиапроизводителей, но все зависит от того, как любая информация преподносится в прессе. Не секрет, что авиакатастрофам, учитывая состояние авиапромышленности в России, наши СМИ уделяют особое внимание в случае любых происшествий и “забывают” об этих событиях спустя короткий промежуток времени. Поэтому большинство наших граждан, даже если и не пользуются авиатранспортом, знают, что в авиапромышленности “беда”, самолеты терпят катастрофы одна за другой и новый Super Jet 100 блистает на авиасалоне во Франции. Такая статистика приводится ни в коем случае не в укор новому самолету SSJ 100, а скорее как претензия к недальновидности заявлений и освещения информации, откровенно говоря, непрофессионалами в этой сфере.

Что касается предписания о выводе из эксплуатации “тушек”, то это решение осудят или поддержат еще многие, но вряд ли кто-то задумается в целесообразности этого решения именно после этой катастрофы. Техническое состояние самолета не вызвало нареканий у специалистов, и установленной причиной катастрофы является версия человеческого фактора, т.е. ошибки пилотов. Значит если и выводить из эксплуатации самолёты Ту, причем по понятным и разумным причинам, то делать это необходимо было намного раньше, ведь опытные образцы самолета были созданы еще в 1960-х годах, а последний был выпущен аж в 1987 году. Либо становится непонятным, почему это решение было принято в таком срочном порядке. Объяснением этого факта действительно могут оказаться успехи SSJ - замена парка авиалайнеров может существенно наполнить заказами заводы именно отечественной промышленности, что даст большой толчок российской авиации. Т.е. получается такое решение: “пристрелить загнанного коня”, чтобы новый жеребец занял свое место в стойлах. На самом деле цинизма в таком гипотетическом решении нет, ведь действительно никто не поспорит с ветхостью парка самолетов, да и другого нового отечественного лайнера у нас сейчас нет, поэтому тут политику не стоит обвинять в избирательном лоббировании бизнеса, поскольку такое решение пойдет на пользу всей стране.



Но вернемся к причине катастрофы. Разбившийся под Петрозаводском Ту-134 стал далеко не первым самолётом, потерпевшим крушение по причине ошибки пилотов. На этом фоне обвинения в катастрофичности состояния авиатехники кажутся немного обманчивыми, ведь самолеты летали и сорок, и пятьдесят лет назад, и что же изменилось к сегодняшнему дню, воздух? Нет, изменилось отношение и законодательство к нормам обслуживания авиатехники и перелетов. Даже если вспомнить о причинах нашумевших авиакатастроф, то в памяти всплывают такие причины, как ошибки диспетчеров, некачественное и разбавленное водой топливо, а также непроведенное предполётное техническое обслуживание. Таким образом, получается, что самолеты-то летают стабильно, несмотря на возраст, но если лишить их соответствующих эксплуатационных мероприятий, то катастроф не избежать. Тут немного пугает судьба самолётов SSJ 100, ведь даже новый и, что не одно и то же, современный самолет не застрахован от катастрофы по причине банального разгильдяйства сотрудников авиакомпаний, аэропортов и другого персонала. Что касается ошибок пилотов, то это проблемы, вызванные не только человеческими качествами, но и проблемы в российской летной школе - когда нет новых самолетов, чтобы летать, то неудивительно, что нет и новых самолётов, чтобы на них учиться летать. Не стоит забывать, что современные самолеты - это не только множество высокотехнологичных механизмов и приспособлений, но и сложнейшая электроника. Даже самолеты, выпущенные в советский период, проходили всевозможные модернизации и переоснащение, и касалось это в основном электронной начинки. Другое дело, что тренажеры и учебные самолеты почему-то переоснащались в последнюю очередь, точнее причиной этому стал, скорее всего, тот факт, что самолеты переоснащались коммерческими авиакомпаниями с целью попадания под современные нормы полетов, а летные училища остаются государственными учебными учреждениями и, видимо, не обладают достаточным финансированием.



Подводя итоги, стоит отметить, что катастрофа под Петрозаводском может стать одним из поворотных событий в российской авиации, учитывая принятые решения. К сожалению, катастрофы и человеческие жертвы всегда будут использоваться, чтобы вызывать общественный резонанс и на этой основе принимать пусть и правильные, но запоздалые решения. Печально осознавать, что даже если уже завтра в отечественной авиации все станет налаживаться, то толчком к перемене ситуации в головах многих обывателей станет не успех SSJ 100, а катастрофа с гибелью людей. Другое дело, что говорить о неразрешимых проблемах в российской авиации можно долго, но пока российские самолеты находятся в эксплуатации, авиакомпании перевозят пассажиров, конструкторские бюро и авиационные заводы производят и модернизируют новые самолеты, а государство поддерживает и финансирует эту деятельность, надежда о возрождении величия российской гражданской авиации остается.
Автор:
Сергей Вознесенский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти