Туламашзавод: от «Максима» до «Дуэта»

В основе стабильности и успеха – профессионализм, грамотный менеджмент, четкая система управления

В первой декаде июля свой 75-летний юбилей отмечает Тульский машиностроительный завод, одно из крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России. Что такое семь с половиной десятков лет для завода? Наверное, это немного. Но ведь возраст измеряется не только числом прожитых лет, но и количеством полезных дел на благо Отечества. Это одинаково верно как для человека, так и для предприятия.

К 1939 году знаменитый Тульский оружейный завод превратился в предприятие со сложным многоплановым производством, разбросанным на двух значительных по площади территориях, оторванных друг от друга. В частности, выпуск первых отечественных пулеметов «Максим», начатый в 1904 году на территории Оружейного (Старого) завода, был организован в специально построенных в 1914-м корпусах на территории так называемого Нового завода, который по объему выпускаемой продукции в пять раз превзошел своего старшего собрата.


Туламашзавод: от «Максима» до «Дуэта»8 июля 1939 года подписан приказ народного комиссара вооружения Бориса Львовича Ванникова о создании Тульского станкостроительного завода. Руководство наркомата ориентировало новое предприятие исключительно на выпуск гражданской продукции, чтобы сделать завод одним из ведущих поставщиков современных металлорежущих станков для промышленных отраслей. Однако жизнь распорядилась иначе: заставила советское правительство в кратчайшие сроки решать вопросы укрепления оборонной мощи государства. В преддверии войны на заводе выпускалась высокотехнологичная продукция, именно поэтому Новому заводу доверили выпуск наиболее сложного в изготовлении оружия – авиационных пулеметов и пушек. Эта специализация фактически предрешила будущее нового предприятия, которое вот уже на протяжении многих лет остается одним из ведущих производителей вооружения для Сухопутных войск и Военно-морского флота.

Главное испытание

Всего два года мирной созидательной жизни было отпущено молодому предприятию до трагического дня – 22 июня 1941-го. Начавшаяся Великая Отечественная война еще больше ужесточила рабочий режим завода. Многие инженеры и рабочие перешли на казарменное положение: работали в две смены по 11-часовому графику. Сотни рабочих, ИТР и служащих завода пополнили ряды Красной армии.

В октябре 1941 года объявили об эвакуации основных производств на восток страны. Директор завода Борис Михайлович Пастухов лично руководил погрузкой оборудования на железнодорожные платформы. Это было сделано в рекордно короткий срок – всего две недели! Вместе с рабочими в города на Урале и на Волге выехали семьи заводчан. А оставшиеся в Туле станкостроители в дни осады города немецко-фашистскими захватчиками изготавливали для выполнения оборонительных работ шанцевый инструмент, ремонтировали поступающее из войсковых частей, оборонявших Тулу, стрелковое вооружение.

За короткое послевоенное время завод возродился. Был налажен выпуск широкой гаммы мирной продукции: оборудование для нефтяной, угольной, лесной промышленности, металлообработки. С течением времени номенклатура изделий, выпускаемых Тульским станкостроительным заводом, постоянно расширялась. К 1955 году на машзаводе было прекращено производство ряда трудоемких изделий оборонного назначения. Образовался своеобразный вакуум, чреватый возможностью потерять ряд высококвалифицированных работников. Руководство Министерства оборонной промышленности СССР во главе с Дмитрием Устиновым предприняло меры по организации нового производства. И вскоре группа молодых заводских конструкторов создала первый отечественный мотороллер, получивший индекс Т-200. Еще долгое время знаменитые в СССР и за пределами страны мотороллеры «Тулица», «Турист» и грузовой «Муравей» оставались самой популярной мирной продукцией.

Дело жизни

Но основным родом деятельности завода был и остается все же выпуск вооружения: от малокалиберных арткомплексов и автоматических пушек до высокоточных противотанковых снарядов и систем ПВО. Пушки производства ОАО «АК «Туламашзавод» устанавливаются на БМП, БТР и БМД, на зенитных самоходных установках «Тунгуска» и «Панцирь», а также многих моделях современных вертолетов.

«Панцирь-С1», быстро получивший широкое признание, позволяет организовать систему ПВО по двухуровневому принципу на базе универсального комплекса ближнего рубежа и комплексов дальнего радиуса действия. В ходе освоения серийного производства башенной установки «Панцирь-С1» на заводе впервые в отечественной практике была создана, оснащена разработанным и модернизированным оборудованием и внедрена в производство технология механической, термической обработки и сборки крупногабаритных тонкостенных кольцевых деталей.

На протяжении тридцати лет Туламашзавод выпускает высокоточные противотанковые снаряды серии ЗУБК10М, управляемые по лучу лазера и запускаемые из ствола орудия. Недавно освоено серийное производство современных ПТУР «Аркан», предназначенных для вооружения боевой машины десанта БМД-4. «Аркан» при любых курсовых углах обстрела поражает танки, составляющие основу парка наиболее развитых стран, а также воздушные цели типа «зависший вертолет».

Одно из самых известных изделий – зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Каштан». Для производства подобного оружия машиностроительному заводу пришлось осваивать принципиально новые технологии, требующие высочайшей точности в обработке материалов. К настоящему времени производство стало современным, высокоавтоматизированным, работающим по принципу гибких технологий. Развитием данного ЗРАК является серийный стрельбовой модуль зенитно-артиллерийского комплекса «Пальма». Уже целый ряд новых современных кораблей ВМФ имеет в оснащении эти комплексы.

Военное направление по-прежнему остается перспективным. Пример тому – образец морской артустановки «Дуэт», который разрабатывался в АК «Туламашзавод». В «Дуэте», который имеет сниженную в несколько раз радиозаметность, воплотились новейшие достижения военного производства, такие как технология «Стелс» и система цифрового электропривода. Ведение огня двумя автоматами АО-18 с общим темпом стрельбы до 10 тысяч выстрелов в минуту или одним автоматом и темпом стрельбы до 5000 выстрелов в минуту соответственно позволяет повысить его функциональные возможности. Боекомплект «Дуэта» – четыре тысячи выстрелов, что в два раза выше, чем у аналога – артустановки АК-630М (также производимой Тульским машиностроительным заводом). Благодаря новейшим технологиям, заложенным в конструкцию, возросли скорость наведения и ее точность, более чем в два раза увеличилась боевая эффективность. Работы по созданию «Дуэта» финансировались исключительно из средств самого предприятия.

Задел на будущее

На Туламашзаводе оптимальным соотношением продукции военного и гражданского назначения считается пятьдесят на пятьдесят. Предприятие давно трудилось в соответствии с концепцией двойных технологий. Сейчас накопленный в ОПК опыт и интеллектуальный потенциал используются и для инновационного развития гражданских отраслей.

Помимо основных традиционных производств большие надежды возлагаются на производство новинок. И прежде всего это мини-дизель, а также традиционное и новое оборудование на его основе. Еще 20 лет назад на Тульском машиностроительном заводе собрали первый малогабаритный универсальный дизельный двигатель. Это событие по сути стало началом производства целой гаммы изделий различного назначения. Изделие тульских машиностроителей начало свое шествие по регионам России, странам ближнего и дальнего зарубежья. Сфера применения дизельных двигателей весьма широка. Они могут использоваться как приводы для коммунальной и дорожно-строительной техники, компрессоров, насосных агрегатов, пожарных помп и отливных мотопомп, предназначенных для откачки воды на судах ВМФ и гражданского флота. Дизельный двигатель оказался настолько эффективным, что им заинтересовались и военные, и теперь ТМЗ-450Д принят на снабжение ВС. Вот уже несколько лет дизель-генераторные установки несут службу как источники электроэнергии переменного и постоянного тока, в том числе и бортовой сети танков и другой бронетехники при неработающем основном двигателе. Неприхотливые, надежные и выносливые тульские дизельные двигатели постоянно расширяют географию своего применения.

Сегодня завод успешно преодолел сложные этапы реорганизации экономики и достойно выполняет госзаказ, направленный на укрепление обороноспособности России.
Автор: Олег Фаличев
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/20964


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Maksud 12 июля 2014 08:04
    Хочешь мира- готовься к войне, говорили древние римляне.
    С такими предприятиями, как Тулмашзавод, я думаю, мы в силах обеспечить адекватный ответ, если только политики не будут стелиться под противника.
  2. ДМБ-88 12 июля 2014 09:52
    Поздравляю заводчан и всех Туляков с 75 -летием завода!!!
    ДМБ-88
  3. АнпеЛ 12 июля 2014 09:59
    Такому заводу роста и процветания. А нам всем пореже бы использовать такую продукцию в деле. Но видимо без етого все равно никак. "Друзья" зарубежные не позволят
  4. Серый 43 12 июля 2014 10:20
    Тула всегда была одним из оружейных центров России.
  5. ДМБ-88 12 июля 2014 10:59
    Небольшая справка: за 25 лет Тула-как кузница оружия практически исчезла.
    Перестали существовать такие заводы как "Штамп! имени Ванникова, о котором
    упоминается в статье( на 1990-ый год почти 20тыс.рабочих ,служащих и ИТР, выпускал боеприпасы к СРСЗО " Град",выстрелы для корабельных пушек больших калибров и т.д.), завод "Октава"-радилакационная защита и разведка,"Тульский Патронный завод" перешёл в частные руки(разумеется с большим сокращением штата), "Тульский Оружейный Завод" гордость русского оружия с петровских времён, отмечали 300-летие, практически закрыт и т.д.
    Закрыто "господином " Сердюковым Тульское Артелерийское Училище, в Тульском политехническом институте закрыты и упразднены многие факультеты и специальности оборонного направления.
    на 90-ый год в области 40% трудоспособного населения работало в "оборонке" около 180 тыс.человек, сейчас около 15 тысяч сотрудников.
    В результате конверсии и структурной перестройки экономики страны государственный оборонный заказ, составлявший основную часть объема производства оборонных предприятий области, резко уменьшился и составил 2%. За 90-е годы отрасль потеряла около 120 тыс.высоко квалифицированных рабочих и инженеров,которые были выброшены на улицу практически без средств к существованию (в Туле к концу 80-х годов около 40% занятых работали в ВПК). Общий объем производства к 1997 г. сократился до 10% от уровня 1990 г.
    В Туле теперь практически нет инженеров,технологов, токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и други рабочих специальностей,преемственность и обучающая база ликвидированы,практически исчезли традиции оружейного дела.В городе и области практически нет опытных руководителей. Массовый наплыв гастарбайтеров не улучшает ситуации (они не обучаемы высокотехнологичному произвоству)
    Сохранились около 3-4 конструкторских бюро,которые у всех на слуху, исключительно за счёт интузиазма сотрудников,но они не обладают мощной производственной базой для высокосерийного выпуска продукции.
    Теперь Тула дотационно-депрессивный регион России.
    Без продуманной,образовательной экономической политики Тула просто исчезнет за 25 лет население города сократилось с 740 тысяч до 470тысяч человек(по последней натянутой переписи, включая эмигрантов из Закавказья и Средней Азии).
    Вот такая вот "весёлая картина маслом".

    Коренной туляк,бывший инженер-конструктор, бывшего орденоносного завода "Штамп" им. Ванникова Тульев.В.А.
    ДМБ-88
    1. alekc73 12 июля 2014 11:27
      Неужели все так мрачно.Разве оборонке не дали глоток воздуха.Хот конечно кислород еще перекрыт всей промышленности России.
      1. ДМБ-88 12 июля 2014 12:01
        Цитата: alekc73
        Неужели все так мрачно.Разве оборонке не дали глоток воздуха.Хот конечно кислород еще перекрыт всей промышленности России.

        Если честно, то разрушаются последние крохи ,которые остались!
        В цехах оборонных предприятий теперь кОмерсы торгуют, склады, небольшие производства всякой хрени и т.д.
        ДМБ-88
      2. Колесо 12 июля 2014 13:58
        Цитата: alekc73
        Неужели все так мрачно.Разве оборонке не дали глоток воздуха.Хот конечно кислород еще перекрыт всей промышленности России.

        Не то слово...
        Практически по всем предприятиям ВПК бывшего Союза такая картина, окромя тех, что на слуху (типа уралвагонзавода), да и на них положение довольно удручающее.
        А уж сколько канули в лету - не сосчитать.
    2. тундряк 12 июля 2014 16:08
      Цитата: ДМБ-88
      В Туле теперь практически нет инженеров,технологов, токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и други рабочих специальностей,преемственность и обучающая база ликвидированы,практически исчезли традиции оружейного дела.В городе и области практически нет опытных руководителей

      Если бы только В Туле. Тех же станочников сколько лет надо обучать про инженеров конструкторов я молчу.Все эти разговоры о нерентабельности, от лукавого. Какой такой рентабельностью, можно измерить, мозги и золотые руки.ТЦ ДА МАГАЗИНЧИКИ ВСЁ СЕЙЧАС СТРОЯТ.
  6. ДМБ-88 12 июля 2014 12:10
    Вся мощная производственная база , созданная при СССР практически полностью разрушена или обветшала,практически все образцы производимых вооружений были разработаны ещё в СССР или имеют идейно-конструкторскую базу того времени.
    Выпускаемые специалисты ВУЗов :юристы, бухгалтера, менеджеры всех направлений, другими словами, специалисты непроизводственной сферы...
    ДМБ-88
    1. Колесо 12 июля 2014 14:03
      Цитата: ДМБ-88
      Выпускаемые специалисты ВУЗов :юристы, бухгалтера, менеджеры всех направлений, другими словами, специалисты непроизводственной сферы...

      Добавлю, что специалисты производственной сферы, которые ещё выпускаются нашими ВУЗами, ныне заточены не на творческую мысль, а на безукоснительное выполнение инструкции.

      Грустно это всё, некому передать свой опыт, причём передать так, чтоб он послужил трамплином для настоящих и будущих свершений.
  7. русский узбек 12 июля 2014 13:01
    о да! "Муравей" зверь-машина!
    1. bistrov. 12 июля 2014 13:11
      Цитата: русский узбек
      о да! "Муравей" зверь-машина!

      Да помню я этот "муравей"."испражнение" было порядочное.Модератор заблокировал нужное слово.
  8. GHOST29RUS 12 июля 2014 13:32
    Цитата: русский узбек
    о да! "Муравей" зверь-машина!

    Муравей-вещь конечно хорошая ,но не зверь-машина
  9. wei 12 июля 2014 13:59
    Дизельный двигатель оказался настолько эффективным, что им заинтересовались и военные, и теперь ТМЗ-450Д ...

    цена от самолета
    Дизельные двигатели ТМЗ-450Д/520Д, цена 53 000 руб. - 64 000 руб.
    wei
  10. Million 12 июля 2014 14:43
    зарплата у рабочих мизерная.
  11. ViRUS-007 12 июля 2014 19:43
    Да мужики вас послушаешь и думаешь все худо.... Но то что многое развалили, это понятно... Пока верхушка хапала и разворовывала страну, всё шло коту под хвост, ведь почти никто ничем не занимался...

    Но то что Тула так сдала... это печально! Но завод же работает, развивается и выпускает высококлассное вооружение. А если так, то и будущее у него и города будет! А про нужде в специалистах и инженерах так это везде проблемы...
    Одно время работал в Германии на производстве высокоскоростных поездов, так и там проблемы с кадрами (многое по знакомству...) короче весь мир бардак...
    1. ДМБ-88 13 июля 2014 02:20
      это не Тула сдала.., а Тулу сдали!!!
      ДМБ-88
  12. Alexx40in 13 июля 2014 01:04
    Больше десятка лет уже директор машзавода - Дронов, основная концепция ведения дел которого описывается следующей, почти дословной цитатой: "А зачем вы мне (работники) нужны? Мне и с аренды неплохо капает". Концепция успешно претворяется в жизнь - работников почти не осталось, в аренду сдаются все новые и новые цеха.
    1. ДМБ-88 13 июля 2014 02:21
      Цитата: Alexx40in
      Больше десятка лет уже директор машзавода - Дронов, основная концепция ведения дел которого описывается следующей, почти дословной цитатой: "А зачем вы мне (работники) нужны? Мне и с аренды неплохо капает". Концепция успешно претворяется в жизнь - работников почти не осталось, в аренду сдаются все новые и новые цеха.

      Привет,Зёма!!!
      ДМБ-88
  13. Серж56 13 июля 2014 13:47
    антикварное.\Кто нибудь работал с "панцирем", прежде чем здесь гавкать??
    Серж56

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня