Sea Power 2 Grade

17 June in St. Petersburg signed a contract, as a result of which the Russian Navy will be replenished in a few years with four Mistral-type amphibious assault ships. Two of them will be built in France, the rest - in Russian shipyards. This event gave me some thoughts.

True, the author is not going to enter into polemics with those who support the concluded agreement or reject it. I want to talk about something else.


Visual indicator

At the beginning of this year, domestic media spread the message that the State Armaments Program does not provide for the construction of aircraft carriers, at least until the end of this decade. This message did not cause a wide resonance in our country. Yes, of course, both experts, political scientists, current and retired military (first of all, of course, sailors), military-industrial complex workers, argued, continue to argue, whether Russia needs “floating airfields”, whether there are opportunities for their design and development. . But the “narrow circle” of these people in the 140-million Russian Federation, therefore, was not, and there is not even a semblance of a national discussion. What must be said directly is very symptomatic. To a certain extent, this fact testifies to the degree of unity of interests of various strata of our modern society.

However, let's look at the explanatory note to the Law on the Imperial Russian Fleet, adopted exactly one hundred years ago. This, in particular, said: “The development of the fleet is primarily a matter of peace, because the formidable development of the naval forces of our political neighbors not only raises doubts about the results in the case of a direct clash with them, but also the very possibility of neutrality, dignity and honor during the struggle between the two other powers.

All attempts to replace free sea power based on technical means of struggle have so far been unsuccessful - all states of the whole world have realized this, despite the diversity of interests, international and geographical position, creating for the purposes of fighting at sea combat linear fleets, about which time can only be talked about as a weapon. Only a strong line fleet capable of reaching the open sea, finding the enemy and giving it a successful battle, will be able to meet the requirements of the state’s immunity both in terms of its political interests and in terms of territorial security ...

Sea Power 2 Grade


Any other defense will be reduced to creating more or less easily overcome obstacles for the strongest adversary, which can never be decisive, until they are in contact with the line fleet and rely on its support. ”

The ideas set forth in just a few paragraphs of this document are by no means outdated in the 21st century. Just replace the words: instead of "strong linear" put "strong aircraft carrier."

The question of the need for the revival of the Russian fleet, pretty dilapidated in the "dashing 90-e" and at the beginning of the 2000-s, has not yet been removed from the agenda. For now (and, incidentally, before) the Russian Navy has two main tasks - protecting the long coastal borders of the state and creating the so-called free sea power, designed to defend Russia's interests in any part of the world. That is, our fleet must have the ability to project power to the most remote corners of the globe. The second task (and by and large the first one) cannot be solved if aircraft carriers do not appear in the Russian Navy. Without them, the squadron and detachments of warships on the expanses of the oceans will be very easy prey for any potential enemy.

Thus, the absence of a first-class aircraft carrier fleet is vital for the Russian Federation, and not a far-fetched problem. But does our country have at its disposal all the things without which “floating airfields” will fail to acquire?

After all, if we somewhat rephrase the expression of the epoch of “dreadnought race” of the beginning of the 20th century, taking into account modern realities, then, it seems, today it may sound as follows: aircraft carriers measure not only the sea power of the state, they are a kind of indicator of its power in general. The carrier has become a new political currency. Diplomats build their combinations and enter into negotiations, focusing only on the number of squadrons, batteries and divisions. To a much greater extent taken into account the presence of aircraft carriers. These Leviathans are the personification of the power of the state, its prestige, weight in the international arena, financial well-being, economic prosperity, the highest level of science, technology and industry.

Among other things, the question of the accelerated development of our fleet in a number of other types of the Armed Forces of the Russian Federation against the background of the significant recent enhancement of Moscow’s foreign policy and the growth of Russia's GDP projected in the historically foreseeable period becomes of paramount importance.

I didn’t get it ...


Meanwhile, the creation of an aircraft carrier fleet includes a whole complex of major components, each of which requires the application of truly tremendous efforts. As a kind of "marginal system weaponsThe nuclear attack aircraft carrier has long become a kind of super-manifestation, highly dependent on many political, financial, economic, technical, tactical, as well as a huge number of other conditions and causes. Only a rich and progressive country in all respects can afford the luxury of having expensive giants.



If we turn to the historical retrospective, the 1917 disaster of the year put an end to plans developed more recently (by the way, more than real ones) to make Russia one of the leading maritime powers. That was not the first attempt. For example, in the reign of Alexander III, the Russian fleet included 114 new ships, including 17 battleships, and he took the 3 place in the world after English and French in terms of total displacement (300 thousand tons).

The leadership of the Soviet Union in the middle of the 30-s also set itself the goal of turning the country into one of the "masters of the seas", in addition - with one jerk, in 10 years. At the same time, the initiative did not come from the command of the RKKF, but exclusively from Stalin himself.

The decisions to build numerous battleships and heavy cruisers were due not so much to the needs of the country's defense against potential aggressors, but to considerations of a general political nature. “The mighty Soviet state should have a sea and ocean fleet worthy of our great cause,” said Vyacheslav Molotov, chairman of the USSR SNK, at the XVIII Congress of the CPSU (B.).

The possession of a strong linear fleet at that time, historians of the Russian Navy emphasize, was considered as an indispensable attribute for a state striving to be in the first roles in the international arena, like nuclear weapons after World War II. It is not surprising that Stalin gave the battleships the highest priority in prewar shipbuilding, demanding that designers and sailors create the strongest ships of this class on the planet. Designed in the shortest possible time and hastily established in the 1938 – 1940 years, the Soviet Union type battleships practically corresponded to the dreams of the leader. And in 1939-m pre-sketch projects were developed by domestic aircraft carriers - 71 and 71. Of these, the specialists were of the greatest interest, the first being well balanced and even, by some estimates, anticipating the American Independence. However, the German attack on the USSR prevented the implementation of the plans.

In the spring of 1945, the 10-year program for the development of the Soviet fleet was prepared. It was supposed to build 15 aircraft carriers. However, they were later excluded from the final version of the document. First of all, it was supposed to acquire large artillery ships - heavy and light. Only in 1953-m again began pre-sketch aircraft carrier design (project 85).

But Stalin died, and Nikita Khrushchev was very negative about “floating airfields”. In later times, the principled opponent of aircraft carriers was a very influential member of the Politburo of the Central Committee of the CPSU, Dmitry Ustinov. The Soviet party elite in general believed that they were "a means of imperialist aggression." Supporters of aircraft carriers (in their classic form) were Marshal Andrei Grechko and Minister of the shipbuilding industry Boris Butoma. In the end, the domestic shipbuilder handed over the so-called heavy aircraft carrying cruisers to the Navy of the USSR and the Russian Federation - Kiev, Minsk, Novorossiysk, Baku (later Admiral of the Fleet of the Soviet Union Gorshkov) and Admiral of the Fleet of the Soviet Union Kuznetsov. In the system today, only the last of them. "Varyag" was in China. "Ulyanovsk" is cut into metal in 1992 year.

In fact, none of these ships (even the Kuznetsov) can be classified as full-fledged aircraft carriers. Why? Yes, if only because there were no DRLO and U, EW and PLO aircraft in the TAVKR air groups. And, as far as we know, the Russian aircraft industry does not have similar machines in projects either. And without them, the aircraft carrier can not be considered a successful combat unit.

Then we will not catch up

There is one (and at first sight convincing) reason for these historical failures in the construction of the ocean carrier fleet. For our country, with its vast expanses of land, which, in the event of a major military conflict, became the arena of the primary application of all forces, the pursuit of the general idea of ​​the steady creation of first-class Navy as a whole was not justified by a nationwide super task. This was inherent, for example, in England or the USA, but not in Russia. However, it should not be ruled out that the outcome of a hypothetical global armed confrontation in the 21st century can be determined in the vast expanses of the ocean.

Nevertheless, the verdict was passed - in the coming years we will not start building aircraft carriers. Whom the last word is left behind is unknown (and it is not clear if it will ever be revealed). It is quite probable that in making this decision truly fateful for the Russian Navy, the decision was based on the following: now it is not yet within our power, but after 2020 ... At this point, let's take a shock, with a twinkle, rolling up our sleeves!

However, for 9 – 10 years, our potential competitors on the seas and oceans are able to go into such a scientific and technical gap that even with the strongest political will, they will not be able to catch up under any - even the most favorable - circumstances. It means that it is possible that the refusal to create aircraft carriers for the Russian Navy is final and irrevocable - there will never be any of them in the Russian fleet's combat force, which will finally drive it into a kind of naval deadlock ...

In conclusion, I note that the construction of the Stalinist battleships (especially the purely technical essence of the work on super dreadnoughts), despite incompleteness, left a deep imprint on domestic military shipbuilding, was a very instructive and useful stage, served as a powerful impetus for the development of the potential not only of the shipbuilding industry , but also supporting industries, the fruits of which were reaped in the post-war period. The original golden decade of our shipbuilding in the 70s is, to a certain extent, the result of previous efforts.

In addition, the attempt to give the Navy battleships and heavy cruisers not only seriously expanded the scientific and technical reserve of the shipbuilding industry, served as a solid foundation for it, but also turned into an excellent school for training experienced personnel of scientists, designers, production workers and managers. It is no coincidence that many participants in the creation of these ships occupied various prominent posts in our shipbuilding industry in the postwar years.

That is why it is impossible not to assume that the decision to postpone the design and construction of aircraft carriers “for later” is a strategic mistake with very, very far-reaching, disastrous consequences for the country's defense capability.

And finally, the main thing is that the unified will of the ruling class and the support of such activities by the masses are absolutely necessary for the implementation of the costly and intensive program of naval construction. Today in modern Russia it is not entirely clear who is the ruling class (and even more so what is its will). The popular masses, according to a unanimous assessment of political scientists, are in a state of complete apathy. In such conditions, unfortunately, the implementation of large naval programs (including the construction of atomic strike aircraft carriers) is hardly possible.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Морская держава 2-го сорта

17 июня в Санкт-Петербурге был подписан контракт, в результате выполнения которого ВМФ РФ через несколько лет пополнится четырьмя универсальными десантными кораблями типа «Мистраль». Два из них будут построены во Франции, остальные – на российских верфях. Это событие натолкнуло меня на кое-какие размышления.

Правда, автор не собирается вступать в полемику с теми, кто поддерживает заключенное соглашение или его отвергает. Хочу поговорить о другом.

Наглядный показатель


В начале нынешнего года отечественные СМИ распространили сообщение о том, что Государственной программой вооружения не предусматривается строительство авианосцев, по крайней мере до конца текущего десятилетия. Эта весть не вызвала широкого резонанса у нас в стране. Да, конечно, как спорили, так и продолжают спорить эксперты, политологи, действующие и отставные военные (в первую очередь, разумеется, моряки), работники ОПК, выясняя, нужны ли России «плавающие аэродромы», есть ли возможности для их проектирования и создания. Но «узок круг» этих людей в 140-миллионной Российской Федерации, потому и не было, и нет даже подобия общенациональной дискуссии. Что, надо прямо сказать, весьма симптоматично. До определенной степени данный факт свидетельствует о степени единства интересов различных слоев нашего современного общества.

Однако давайте заглянем в объяснительную записку к Закону об Императорском российском флоте, принятому ровно сто лет назад. Вот что в ней, в частности, говорилось: «Развитие флота есть вопрос прежде всего мира, т. к. грозное развитие морских вооруженных сил наших политических соседей не только вызывает сомнения за результаты в случае непосредственного столкновения с ними, но и за самую возможность сохранения нейтралитета, достоинства и чести во время борьбы между двумя другими державами.

Все попытки заменить свободную морскую силу, основанные на технических средствах борьбы, до сего дня являются безуспешными – это осознали все государства всего мира, несмотря на разность интересов, международного и географического положения, создавая для целей борьбы на море боевые линейные флоты, о которых в настоящее время только и можно говорить как об оружии. Только сильный линейный флот, способный выйти в открытое море, отыскать противника и дать ему успешное сражение, сможет удовлетворить требованиям неприкосновенности государства как в отношении его политических интересов, так и в смысле территориальной безопасности...

Морская держава 2-го сорта


Всякая другая защита сведется к созданию для сильнейшего противника более или менее легкопреодолимых препятствий, которые никогда не могут иметь решающего значения, пока не будут находиться в связи с линейным флотом и опираться на его поддержку».

Идеи, изложенные всего лишь в нескольких абзацах этого документа, отнюдь не устарели и в XXI веке. Только замените слова: вместо «сильный линейный» поставьте «сильный авианосный».

Вопрос о необходимости возрождения российского флота, изрядно обветшавшего в «лихие 90-е» и в начале 2000-х, пока никто не снимал с повестки дня. Ибо ныне (как, впрочем, и ранее) перед отечественным ВМФ стоят две основные задачи – защита протяженных прибрежных рубежей государства и создание так называемой свободной морской силы, предназначенной для отстаивания интересов России в любом районе мира. То есть наш флот должен располагать возможностью проекции мощи на самые отдаленные уголки земного шара. Вторую задачу (да и по большому счету первую) не удастся решить, если в составе российского ВМФ не появятся авианосцы. Без них эскадры и отряды боевых кораблей на просторах Мирового океана окажутся весьма легкой добычей для любого потенциального неприятеля.

Таким образом, отсутствие первоклассного авианосного флота – для РФ насущная, а отнюдь не надуманная проблема. Но располагает ли наша страна всем тем, без чего «плавающими аэродромами» не получится обзавестись?

Ведь если несколько перефразировать выражение эпохи «дредноутной гонки» начала XX столетия с учетом современных реалий, то оно, думается, сегодня может звучать следующим образом: авианосцами измеряется не только морская мощь государства, они являются своеобразным показателем его мощи вообще. Авианосец стал новой политической валютой. Дипломаты строят свои комбинации и выходят на переговоры, ориентируясь лишь на количество эскадрилий, батарей и дивизий. В гораздо большей мере принимается в расчет наличие авианосцев. Эти левиафаны – олицетворение могущества державы, ее престижа, веса на международной арене, финансового благополучия, экономического расцвета, высочайшего уровня науки, техники и промышленности.

Помимо всего прочего, вопрос ускоренного развития нашего флота в ряду других видов Вооруженных Сил РФ на фоне значительной за последнее время активизации внешней политики Москвы и прогнозируемого в исторически обозримый срок роста ВВП России приобретает поистине первостепенное значение.

Так и не обзавелись…

Между тем создание авианосного флота включает в себя целый комплекс важнейших составляющих, каждая из которых требует приложения поистине огромных усилий. Как некая «предельная система оружия» ударный атомный авианосец давно превратился в своего рода сверхъявление, весьма зависимое от множества политических, финансовых, экономических, технических, тактических, а также огромного числа прочих условий и причин. Позволить себе роскошь иметь дорогостоящие гиганты может только богатая и передовая во всех отношениях страна.

Морская держава 2-го сорта


Если обратиться к исторической ретроспективе, то катастрофа 1917 года поставила крест на разработанных незадолго до Первой мировой войны планах (кстати, более чем реальных) вывести Россию в число ведущих морских держав. То была не первая попытка. Например, в царствование Александра III в состав русского флота вошло 114 новых кораблей, включая 17 броненосцев, и он занял 3-е место в мире после английского и французского по суммарному водоизмещению (300 тысяч тонн).

Руководство Советского Союза в середине 30-х годов также задалось целью превратить страну в одну из «владычиц морей», вдобавок – одним рывком, за 10 лет. При этом инициатива исходила не от командования РККФ, а исключительно от самого Сталина.

Решения о строительстве многочисленных линкоров и тяжелых крейсеров были обусловлены не столько потребностями обороны страны от потенциальных агрессоров, сколько соображениями общеполитического характера. «У могучей советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела морской и океанский флот», – провозгласил председатель СНК СССР Вячеслав Молотов на XVIII съезде ВКП(б).

Обладание сильным линейным флотом в ту пору, подчеркивают историки отечественного ВМФ, считалось столь же обязательным атрибутом для государства, стремящегося быть на первых ролях на международной арене, как ядерное оружие после Второй мировой войны. Неудивительно, что Сталин отдавал линкорам высший приоритет в предвоенном кораблестроении, требуя от конструкторов и моряков создать сильнейшие на планете корабли этого класса. Спроектированные в кратчайшие сроки и спешно заложенные в 1938–1940 годах линкоры типа «Советский Союз» практически соответствовали мечтам вождя. А в 1939-м были разработаны предэскизные проекты отечественных авианосцев – 71а и 71б. Из них наибольший интерес представлял, по мнению специалистов, первый – хорошо сбалансированный и даже, по некоторым оценкам, предвосхитивший американский «Индепенденс». Однако нападение Германии на СССР помешало реализации намеченных планов.

Весной 1945 года была подготовлена 10-летняя программа развития советского флота. В ней предполагалось строительство 15 авианосцев. Однако позже их исключили из окончательного варианта документа. Прежде всего предполагалось обзавестись крупными артиллерийскими кораблями – тяжелыми и легкими. Только в 1953-м вновь началось предэскизное проектирование авианосца (проект 85).

Но Сталин умер, а Никита Хрущев к «плавающим аэродромам» относился резко отрицательно. В более же поздние времена принципиальным противником авианесущих кораблей являлся весьма влиятельный член Политбюро ЦК КПСС Дмитрий Устинов. Советская партийная элита вообще полагала, что они «средство империалистической агрессии». Сторонниками авианосцев (в их классическом виде) были маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома. В конечном итоге отечественный судпром передал ВМФ СССР и РФ так называемые тяжелые авианесущие крейсера – «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку» (потом «Адмирал Флота Советского Союза Горшков») и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В строю сегодня только последний из них. «Варяг» оказался в Китае. «Ульяновск» разделан на металл еще в 1992 году.

По сути ни один из этих кораблей (даже «Кузнецов») нельзя отнести к полноценным авианосцам. Почему? Да хотя бы потому, что в авиагруппах ТАВКР не было самолетов ДРЛО и У, РЭБ и ПЛО. Причем, насколько известно, подобных машин у российского авиапрома нет и в проектах. А без них авианосец не может считаться успешной боевой единицей.

Потом не догоним

Есть одна (и на первый взгляд убедительная) причина этих исторических неудач в строительстве океанского авианосного флота. Для нашей страны с ее огромными пространствами суши, которые в случае крупного военного конфликта становились ареной первостепенного приложения всех сил, следование генеральной идее на неуклонное создание первоклассных ВМС в целом не оправдывалось общенациональной сверхзадачей. Это было присуще, например, Англии или США, но не России. Однако не следует исключать, что исход гипотетического глобального вооруженного противоборства в XXI веке может определиться на океанских просторах.

Тем не менее вердикт вынесен – строить авианосцы мы в ближайшие годы не начнем. За кем осталось последнее слово, неизвестно (и неясно, выяснится ли это когда-либо). Вполне вероятно, что при принятии сего воистину судьбоносного для отечественного ВМФ решения исходили из следующего: сейчас нам это пока не по силам, зато после 2020-го… Тут уж возьмемся ударно, с огоньком, засучив рукава!

Однако за 9–10 лет наши потенциальные конкуренты на морях и океанах способны уйти в такой научно-технический отрыв, что даже при наличии самой сильной политической воли их не удастся догнать ни при каких – пусть самых благоприятных – обстоятельствах. Значит, не исключено, что отказ от создания авианосцев для ВМФ РФ является окончательным и бесповоротным – в боевом составе российского флота их не будет никогда, что окончательно загонит его в своеобразный военно-морской тупик...

В заключение отмечу: строительство сталинских линейных кораблей (в особенности это касается чисто технического существа работ по супердредноутам), несмотря на незавершенность, оставило глубокий след в отечественном военном кораблестроении, явилось весьма поучительным и полезным его этапом, послужило мощным импульсом для развития потенциала не только судпрома, но и обеспечивающих его отраслей промышленности, плоды которого пожинались уже в послевоенный период. Своеобразное золотое десятилетие нашего кораблестроения в 70-х годах – до определенной степени результат предпринятых ранее усилий.

Кроме того, попытка дать ВМФ линкоры и тяжелые крейсера не только серьезно расширила научно-технический задел судпрома, послужила для него прочным фундаментом, но и превратилась в прекрасную школу подготовки опытных кадров ученых, конструкторов, производственников и управленцев. Не случайно многие участники создания этих кораблей заняли в послевоенные годы различные видные посты в нашем судостроении.

Вот почему нельзя не предполагать, что решение об откладывании «на потом» проектирования и строительства авианосцев – стратегическая ошибка с весьма и весьма далеко идущими гибельными последствиями для обороноспособности страны.

И наконец, главное – для проведения в жизнь дорогостоящей и интенсивной программы военно-морского строительства абсолютно необходимы единая воля господствующего класса и поддержка подобных мероприятий со стороны народных масс. Сегодня в современной России не совсем понятно, кто является господствующим классом (и тем более в чем заключается его воля). Народные же массы пребывают, по единодушной оценке политологов, в состоянии полной апатии. В подобных условиях, к большому сожалению, реализация крупных военно-морских программ (в том числе строительство атомных ударных авианосцев) вряд ли возможна.
Автор: Михаил Ходаренок
Первоисточник: http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Свой 30 июня 2011 12:24
    Мы кого надо того посуши достанем. У нас все враги около нас живут. сша без своего дружеского окружения на самом деле пустое место
    1. nnz226 1 июля 2011 15:19
      Японцев из-за Курил придётся, таки, через море воспитывать...
  2. Esso 30 июня 2011 19:18
    Нам бы остатки советского флота перевооружить,какие авианосцы.Это очень неустойчивая платформа.Лодки класса антей перещелкают американские авианосцы.
    Esso
  3. ефрейтор РККА 1 июля 2011 18:20
    Здравствуйте уважаемые соотечественники,я новенький на сайте, но позволю себе некоторые высказывания: насколько я знаю после Перл-Харбора американцы остались без тихоокеанского флота(большей его части) и в качестве компромиссного решения начали программу строительства эскортных авианосцев ,переоборудуя под строительство оных все что могло держаться на плаву. Ударные у них появились позже. Не люблю Англо-Саксов но они сильный народ и поучиться у них есть чему.
    ефрейтор РККА

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня