Jigdalay

JigdalayUsually, the calm and prudent commander of the 15 th special brigade of the special forces, Colonel Yury Starov, did not spare any epithets to our address this time. Shifting from one foot to the other, we, the officers of the 1 and 2 companies of the 154 14th special detachment, stood with heads down. We did not feel any particular personal guilt for not fulfilling the combat mission, since the final decision to stop the operation was made by the deputy commander of the detachment, for which he had a good reason - the moon setting behind dense clouds ...

In the mountains of Afghanistan, very poorly electrified, at night only the starry sky and the moon allowed a little bit to see the surrounding area, but when they hid in clouds, darkness fell, which even night vision devices could not penetrate. Such a haze caught our reconnaissance detachment at a hundred meters from the rebel ammunition depot in the Black Mountains (Torgar) in the west of Nangarhar province at the Jigdalai pass. To the warehouse, after landing the detachment from helicopters in 7 km from it, with the onset of night, a high-ranking field commander of the Mujahideen, who decided to settle with personal enemies from the neighboring front, brought us ... Our task was to seize a warehouse of ammunition of the armed opposition, located in the gorge of one of the spurs of the Torgar mountain range, two kilometers east of the village of Sari-Dzhigdalik. At this warehouse and brought us pokazchik, but at this time it was dark. We even heard the conversation of the guard, but to approach the warehouse in complete darkness was too risky. The detachment commander decided to return to the evacuation site, which we did with all the precautions, going out to it only in the morning.


- Today, get ready to fly ... With the landing of helicopters! - as the brigade commander cut off.

Raid? Well, raid, so raid. That's just a long time the detachment did not commit it. After the network of the tragic events of March 1986, when during two 154 raids ooSpN lost 13 people killed, three of them officers, all spring-summer period, the main focus of the detachment’s combat activities was on ambush. And here again in the raid - the most productive of all the methods of special forces in Afghanistan. In preparation for it, the scouts collected all the information about the object, carefully specified the issues of interaction with aviation and artillery, conducted classes and training, practicing methods and techniques for landing, advancing to the object, defeating it, capture and withdrawal. All this time we did not have today ...

- Get on that slide! - I shout over the noise of helicopter engines, indicating to the crew where to land my group.

- Got it! - the commander of the helicopter nodded his head in the helmet.

I had not yet had time to remove the hand, which I pointed to the landing area of ​​my RGSpN No. 113, as a huge sultan of fire, smoke and dust soared into the air. This processed landing area attack aircraft. Either we were in a hurry, or they were late, but the missile attack was made at 300 – 400 m from the helicopter, which was very risky.

The commander of the helicopter turned the car aside and asked for radio "Rooks". Making sure that the bombing attack was completed, the crew directed the helicopter to the landing, sweeping away the still not accumulated dust from the air flow. This technique saved us greatly, as the group landed under the cover of dust.

Once on the site, we immediately launched a large-caliber machine gun NSVS-12,7, which was loaded into a helicopter already installed on the machine. Usually the body of the machine gun, the barrel and the machine were transported separately. I forbade the fighters to make any movement on the court, and the group literally dissolved among the rocks on the top of the mountain. To the right, approximately 500, 1000 and 1500 were distant, 3 groups also landed: one from our 1 company with 30-mm AGS-17 (provisioning group) and two groups of 2 company (capture and support). The secrecy of actions for my group was critical, as we occupied the left flank in the battle formation of the reconnaissance detachment adjacent to the Djigdalai Zelenka, the kishlak zone along the Black Mountains. From the information from the indicator, we learned that in Zelenka, the Mujahideen, in addition to the usual large-caliber machine guns, recoilless guns and mortars, had an 12-barreled rocket launcher system, as well as man-portable air defense systems (MANPADS). The gang used a rocket launcher to attack the outposts guarding the Surubi HPP and the Kabul-Jalalabad road. "Spirits" cost nothing to wipe our group from the high-rise with a RS volley.

Our task is to cover up the actions of the capture group, suppress the firing points of the Mujahideen with fire and prevent the enemy reserves from approaching.

As soon as the seizure group began to descend into the gorge in the direction of the ammunition depot, the enemy pressed it to the ground with machine gun fire.

Apart from a shot-through radio station, the capture group managed to losslessly and rather quickly force the guard to retreat, destroying two Mujahideen.

- Comrade Lieutenant, "spirits"! - I hear a loud whisper of my observer.
"Where?"
- Below, two people!
- Do not shoot! - I give a general command for the "forgetful", as I strictly warned the fighters - not to open fire without my order.


Up to two mojaheds at the bottom of the warehouse guard were about 600 m. I give them to leave the gorge on the plateau, making amendments to the machine gun sight. I put the SPP optical sight with variable multiplicity x3 and x6 on the six (maximum magnification), and the firing range regulator in the “6” position (600 m). I clearly see in the hands of one "spirit" a PC machine gun, and the other has a carbine "Lee Enfield". The tape of my machine gun is filled with cartridges of MDZ (instant action incendiary), which have the effect of bursting. Paws machine gun firmly secured stones. Short sighting line. I take lead in one figure and the value of the machine gunner Mojahedin. The second "spirit" immediately jumps over the stone, but its shelter is almost 30 degrees below my position and therefore unreliable. I give a few single shots and a short turn on a boulder. "Spirit" does not stand up and jumps out from behind a stone. He, crouching down, runs to the meter scour at the bottom of the gorge - the only reliable shelter. Two short bursts make him "sit down." 12,7-mm bullet MDZ, hitting the "spirit" in the lower back, literally broke it in half.

My group is silent - there was no order to shoot. Only here I noticed a company commander, Major Alexander Kukhtin, who was pulling me on the shoulder next to him: "Let me shoot a machine gun ...". In the heat of battle, sending the company commander away, I pull away from the sight and, shrugging my shoulders with an innocent smile, I apologize:
- Next time, Nikolayevich. Sorry

I communicate by radio with the commander of the seizure group, Lieutenant Viktor Tymoschuk, and warn him that at the exit from the gorge there are two “bearded” ones. A few minutes later our scouts appeared. At this moment we noticed another “spirit” that flashed on the slope of the ridge covering the entrance to the gorge. "Dukh" was in the rear of the seizure group and could calmly shoot scouts from his position and then go beyond the ridge with impunity ... with impunity?

Yes, if not for our busy slide. I am again at the sight of the machine gun. A short line - and the "spirit", noticeably dragging the leg, hides behind the nearest large stone. I give a couple more bursts of cover and I hear a scream on the air:
- Cease fire on your own!
- What is your own? ..

With an optical sight at a distance of 450 – 500, it is impossible to make a mistake. A short skirmish on the radio puts everything in its place. Soon, three fighters from the capture group "drew themselves" on the ridge. When they approached the wounded "spirit", he was already unconscious - he really had his leg broken. The 12,7-mm MDZ bullet has an explosive property and causes a painful shock. We used such ammunition in the "Cliff" because they made it possible to correct the fire against outbreaks of bullet breaks, without unmasking our position, as in the case of fire with tracer. One "but" - it is impossible to pierce the MDZ bullets with machine-gun constructions made of stones in the form of a semicircular wall (SPS), or clay walls of a double shaft. Therefore, we have always included cartridges with B-12,7 armor-piercing and incendiary bullets or BZT-32 tracer-incendiary tracer in the ammunition load of the NSVS-44 "Rock" machine gun.

Having destroyed, together with the capture group, the protection of the warehouse, we focused all attention on Djigdalai Zelenka. While the scouts of the capture group were busy at the warehouse, preparing its contents for loading into the helicopter and exploding, the “spirits” did not waste time. It took about half an hour to break the first missiles. The Mujahideen began to fire at the helipad on the top of the ridge, where the capture and support teams landed and forced the support team to retreat and hide behind the ridge. "Spirits" beat approximately from a distance of 4 – 5 kilometers. We were from the firing position of the MLRS only three kilometers away. In this situation, it was reassuring that the enemy had not yet found our group.

Now the capture group was covered by our group, the group on the right flank and the group of Senior Lieutenant Nikolai Zherelin. He noticed a detachment of 30 – 40 Mujahideen advancing from the village of Myarasulbaba to the warehouse. He stopped them with fire from the artillery assigned to us by the outpost No. 17, located on the Kabul – Jalalabad road.

It took too long to find the ammunition cache. The indicator knew only the place of residence of the warehouse guard (shed), and the warehouse itself had to be searched for indirectly (the ammunition was hidden in the ground). Twilight set in. The squad commander decided to send valuable trophies and our heavy weapons by helicopters. The detachment was supposed to prepare the seized ammunition for blasting and, under the cover of darkness, enter the evacuation site. There was less than an hour before darkness, and the Mujahideen could hardly have organized a serious opposition. However, we were not insured from firing rockets. As soon as our "Rock" flew away by helicopter, the group became more mobile, we changed the place, as it was unmasked by the landing of the helicopter. The company officer, who had just arrived from the Union a couple of weeks ago, categorically objected, arguing that he was at this height by the convenience of the position and ... the point of the combat order.

I explain that the following missiles will explode here in 5 – 7 minutes. Does not believe. Taking advantage of the lack of a personal radio station from a company commander, I request permission from the squad leader for a change of position. I receive good. I inform the company that the detachment commander ordered me to advance.

We secretly leave our positions, go down the slope opposite from green stuff. Behind at one hundred meters the explosion of the RS was shooting. The company company looks at me in surprise.
“This is a sighting,” I calmly comment on the gap. - After a minute, the rest of the 11 eras will begin to level the slide.

Immediately the top of the mountain was covered with sultans of 107-mm rocket rockets, with a howl and a roar piercing the ground.

- One, two, three ... ten, eleven. - I get up from the ground and give the team a group for the nomination.
All the 11 rockets left in the 12 barrel-mounted launcher, were put on the top of the mountain where our 2 group was located a few minutes ago ...

- You were right. Wheels, Shurik, - said the company commander who caught up with me. Since then, the phrase "Wheels, Shurik" has become winged. I and my comrades often used it until the 1993 year, when our service roads diverged from Alexander Kukhtin.

We climbed the ridge to the main forces of the detachment at dusk, and at night we went up the ridge to the evacuation site. The time remaining until dawn was passed by the group, making every effort not to freeze. We were dressed lightly, we did not count on spending the night in the mountains, and we planned to carry out the raid in 2 hours. Alas, in subsequent years of service, this rake had to be attacked more than once ... We met the helicopters with the first rays of the sun, which is not known for something more than rejoicing - solar heat or evacuation.

The result of the raid was the captured two Chinese Hunyin-5 MANPADS (analogous to Strela-2, USSR), PKM machine gun, 4 RPG, 2 machine gun and 2 carabiner, about two tons of anti-tank mines, 107-mm missiles, shots to the RPM and mortar min. Ammunition we destroyed undermining.

It was the last raid carried out by 154 ooSpN scouts using helicopters. Soon a ban was imposed on such a method of withdrawing special forces intelligence units to the area of ​​the raid. The reason for this was the large number of Afghan opposition from Stinger MANPADS and other anti-aircraft systems weapons.

It was the "Stingers" who forced our command to make a decision to conduct the described raid. According to the available information, it was the American MANPADS that were supposed to be in stock, the capture of which then for the entire Limited contingent of Soviet troops in Afghanistan was the task No. 1.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Джигдалай

ДжигдалайОбычно спокойный и рассудительный командир 15-й отдельной бригады спецназа полковник Юрий Старов на этот раз эпитетов в наш адрес не жалел. Переминаясь с ноги на ногу, мы, офицеры 1-й и 2-й роты 154-го отдельного отряда специального назначения, стояли понурив головы. Особой личной вины за невыполнение боевой задачи мы не чувствовали, так как конечное решение на прекращение операции принимал заместитель командира отряда, на что у него была веская причина — заход луны за плотные облака…

В горах Афганистана, весьма скудно электрифицированного, в ночное время только звездное небо да луна позволяли мало-мальски разглядеть окружающую местность, но когда они скрывались облаками, наступала темень, пробить которую не могли даже приборы ночного видения. Такая мгла и застигла наш разведывательный отряд в какой-то сотне метров от склада боеприпасов мятежников в Черных горах (Торгар) на западе провинции Нангархар у перевала Джигдалай. К складу, после десантирования отряда из вертолетов в 7 км от него, с наступлением ночи нас вывел высокопоставленный полевой командир моджахедов, решивший таким образом рассчитаться с личными врагами из соседнего фронта… Наша задача заключалась в захвате склада боеприпасов вооруженной оппозиции, размещенного в ущелье одного из отрогов горного массива Торгар, в двух километрах восточнее кишлака Сари-Джигдалик. На этот склад и вывел нас показчик, но в это время наступила темень. Мы даже слышали разговор охраны, но приближаться к складу в полной темноте было слишком рискованно. Командир отряда принял решение возвращаться на площадку эвакуации, что мы со всеми предосторожностями и сделали, выйдя к ней только под утро.

— Сегодня же готовьтесь к налету… С десантированием из вертолетов! — как отрезал командир бригады.


Налет? Ну что ж, налет, так налет. Вот только давненько отряд его не совершал. После сети трагических событий марта 1986 года, когда в ходе двух налетов 154 ооСпН потерял 13 человек убитыми, из них троих офицеров, весь весенне-летний период основной упор в боевой деятельности отряда был сделан на засадные действия. И вот опять в налет — самый результативный из всех способов действий спецназа в Афганистане. При подготовке к нему разведчики собирали всю информацию об объекте, тщательно оговаривали вопросы взаимодействия с авиацией и артиллерией, проводили занятия и тренировки, отрабатывая способы и приемы действий при десантировании, выдвижении к объекту, нанесении ему поражения, захвате и отходе. На все это времени у нас сегодня не было…

— Вон на ту горку! — перекрикиваю я шум вертолетных двигателей, указывая экипажу, куда десантировать мою группу.

— Понял! — кивнул головой в шлеме командир вертолета.

ДжигдалайЯ еще не успел убрать руку, которой показывал на посадочную площадку моей РГСпН № 113, как там взмыл в воздух огромный султан огня, дыма и пыли. Это обработали площадку десантирования штурмовики. То ли мы торопились, то ли они запаздывали, но ракетный удар был произведен в 300–400 м от вертолета, что было очень рискованно.

Командир вертолета отвернул машину в сторону и запросил по радио «Грачей». Убедившись, что бомбоштурмовой удар завершен, экипаж направил вертолет на площадку, сметая потоком воздуха еще не осевшую пыль разрыва. Этот прием нас здорово спас, так как десантирование группы произошло под прикрытием пыли.

Оказавшись на площадке, мы с ходу развернули крупнокалиберный пулемет НСВС-12,7, который загрузили в вертолет уже установленным на станке. Обычно тело пулемета, ствол и станок транспортировались раздельно. Я запретил бойцам какие-либо передвижения на площадке, и группа буквально растворилась среди камней на вершине горы. Правее меня приблизительно на расстоянии в 500, 1000 и 1500 м десантировалось еще 3 группы: одна с нашей 1-й роты с расчетом 30-мм АГС-17 (группа обеспечения) и две группы 2-й роты (захвата и обеспечения). Скрытность действий для моей группы была критичной, так как мы занимали левый фланг в боевом порядке разведотряда, примыкающего к Джигдалайской зеленке — кишлачной зоне вдоль Черных гор. Из информации от показчика нам стало известно, что в зеленке у моджахедов кроме обычных крупнокалиберных пулеметов, безоткатных орудий и минометов имелись и 12-ствольная реактивная система залпового огня, а также переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК). Бандгруппа использовала реактивную установку для обстрела сторожевых застав, охраняющих ГЭС «Суруби» и автодорогу Кабул — Джелалабад. «Духам» ничего не стоило смести нашу группу с высотки залпом РС.

Наша задача — прикрыть действия группы захвата, подавить огнем огневые точки моджахедов и не допустить подхода резервов противника.

Едва группа захвата начала спуск в ущелье в направлении склада с боеприпасами, как противник прижал ее к земле огнем пулемета.

Если не считать простреленной радиостанции, группе захвата удалось без потерь и довольно быстро вынудить охрану к отступлению, уничтожив двух моджахедов.

— Товарищ лейтенант, «духи»! — слышу громкий шепот своего наблюдателя.
— Где?
— Внизу, два человека!
— Не стрелять! — даю общую команду для «забывчивых», так как строго предупредил бойцов — без моего приказа огонь не открывать.

До двух бегущих внизу моджахедов из охраны склада было около 600 м. Даю им выйти из ущелья на плато, внося поправки в прицел пулемета. Оптический прицел СПП с изменяемой кратностью х3 и х6 ставлю на шестерку (максимальное увеличение), а регулятор дальности стрельбы в положение «6» (600 м). Отчетливо вижу в руках у одного «духа» пулемет ПК, а у другого — карабин «Ли Энфилд». Лента моего пулемета снаряжена патронами МДЗ (мгновенного действия зажигательные), которые имеют эффект разрывных. Лапы станка пулемета надежно закреплены камнями. Короткая пристрелочная очередь. Беру упреждение в одну фигуру и валю пулеметчика моджахедов. Второй «дух» тут же прыгает за камень, но его укрытие почти на 30 градусов ниже моей позиции и потому ненадежно. Даю несколько одиночных выстрелов и короткую очередь по валуну. «Дух» не выдерживает и выскакивает из-за камня. Он, пригнувшись, бежит к метровой промоине на дне ущелья — единственному надежному укрытию. Двумя короткими очередями заставляю его «присесть». 12,7-мм пуля МДЗ, попав «духу» в поясницу, буквально переломила его пополам.

ДжигдалайМоя группа молчит — приказа стрелять не было. Только тут заметил рядом с собой командира роты майора Александра Кухтина, теребившего меня за плечо: «Дай стрельнуть из пулемета…». В горячке боя послав подальше командира роты, отстраняюсь от прицела и, пожимая плечами с невинной улыбкой, извиняюсь:
— В следующий раз, Николаевич. Извини

Связываюсь по радио с командиром группы захвата лейтенантом Виктором Тимощуком и предупреждаю его, что на выходе из ущелья лежат два «бородатых». Через несколько минут там появились наши разведчики. В этот момент мы и заметили еще одного «духа», мелькнувшего на склоне хребта, прикрывающего вход в ущелье. «Дух» оказался в тылу группы захвата и мог спокойно со своей позиции расстрелять разведчиков, а затем безнаказанно уйти за хребет… Безнаказанно?

Да, если бы не занятая нами горка. Я снова у прицела пулемета. Короткая очередь – и «дух», заметно волоча ногу, скрывается за ближайшим крупным камнем. Даю по укрытию еще пару очередей и слышу вопль в эфире:
— Прекратить огонь по своим!
— Каким своим?..

С оптическим прицелом на дальности 450–500 м ошибиться невозможно. Короткая перепалка в радиоэфире расставляет все по своим местам. Вскоре на хребте «нарисовались» три бойца из группы захвата. Когда они подошли к раненому «духу», он был уже без сознания — ему действительно перебило ногу. 12,7-мм пуля МДЗ обладает разрывным свойством и вызывает болевой шок. Мы использовали в «Утесе» такие боеприпасы потому, что они позволяли корректировать огонь по вспышкам разрывов пуль, не демаскируя свою позицию, как при огне трассерами. Одно «но» — пулями МДЗ невозможно пробить пулеметные сооружения, сложенные из камней в виде полукруглой стенки (СПС), или глиняные стены дувала. Поэтому в боекомплект пулемета НСВС-12,7 «Утес» нами обязательно включались патроны с бронебойно-зажигательными пулями Б-32 или бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ-44.

ДжигдалайУничтожив совместно с группой захвата охрану склада, мы все внимание сосредоточили на Джигдалайской зеленке. Пока разведчики группы захвата возились у склада, готовя его содержимое для погрузки в вертолет и подрыва, «духи» время зря не теряли. Прошло около получаса до разрыва первых реактивных снарядов. Моджахеды стали обстреливать вертолетную площадку на вершине хребта, где десантировались группы захвата и обеспечения и вынудили группу обеспечения отойти и укрыться за хребтом. «Духи» били примерно с расстояния 4–5 километров. Мы же находились от огневой позиции РСЗО всего в трех километрах. В этой ситуации успокаивало то обстоятельство, что противник нашу группу пока не обнаружил.

Теперь группу захвата прикрывали наша группа, группа на правом фланге и группа старшего лейтенанта Николая Жерелина. Он и заметил, как из кишлака Мярасульбаба к складу выдвигается отряд численностью 30–40 моджахедов. Он остановил их огнем приданной нам артиллерии сторожевой заставы № 17, расположенной на дороге Кабул–Джелалабад.

На поиск тайника с боеприпасами ушло слишком много времени. Показчик знал только место проживания охраны склада (сарай), а сам склад пришлось искать по косвенным признакам (боеприпасы были спрятаны в земле). Наступали сумерки. Командир отряда принял решение отправить ценные трофеи и наше тяжелое вооружение вертолетами. Отряд должен был подготовить к подрыву захваченные боеприпасы и под прикрытием темноты выйти на площадку эвакуации. До темноты оставалось меньше часа, и моджахеды вряд ли уже могли организовать серьезное противодействие. Однако от обстрела реактивными снарядами мы застрахованы не были. Как только наш «Утес» улетел на вертолете, группа стала более мобильной, мы сменили место, так как оно было демаскировано посадкой вертолета. Ротный, лишь пару недель назад прибывший из Союза, категорически возразил, аргументируя пребывание на указанной высоте удобством позиции и… пунктом боевого приказа.

Объясняю, что следующие реактивные снаряды разорвутся здесь через 5–7 минут. Не верит. Пользуясь отсутствием личной радиостанции у командира роты, запрашиваю у командира отряда разрешение на смену позиции. Получаю добро. Ротному сообщаю, что командир отряда приказал выдвигаться к нему.

Скрытно покидаем свои позиции, спускаемся вниз по противоположному от зеленки склону. Сзади в ста метрах гремит взрыв пристрелочного РС. Ротный удивленно смотрит на меня.
— Это пристрелочный, — спокойно комментирую разрыв. — Через минуту горку начнут ровнять остальные 11 эрэсов.

Тут же вершина горы покрылась султанами разрывов 107-мм реактивных снарядов, с воем и грохотом вонзающихся в землю.

— Один, два, три… десять, одиннадцать. — Поднимаюсь с земли и даю команду группе на выдвижение.
Все 11 реактивных снарядов, оставшихся в пристрелянной 12-ствольной пусковой установке, «духи» положили на вершину горы, на которой находилась наша группа 2 минуты назад…

Джигдалай— Ты был прав. Рули, Шурик, — сказал догнавший меня командир роты. С тех пор фраза «Рули, Шурик» стала крылатой. Я и мои товарищи часто употребляли ее вплоть до 1993 года, когда наши служебные дороги с Александром Кухтиным разошлись.

На хребет к основным силам отряда мы поднялись с наступлением сумерек, а ночью ушли вверх по хребту на площадку эвакуации. Оставшееся до рассвета время группа коротала, прилагая все усилия, чтобы не замерзнуть. Одеты мы были легко, на ночевку в горах не рассчитывали, а налет планировали провести за 2 часа. Увы, в последующие годы службы на эти грабли приходилось наступать еще не раз… Вертолеты мы встретили с первыми лучами солнца, неизвестно чему радуясь больше — солнечному теплу или эвакуации.

Итогом налета стали захваченные два китайских ПЗРК «Хуньинь-5» (аналог «Стрела-2», СССР), пулемет ПКМ, 4 РПГ, 2 автомата и 2 карабина, около двух тонн противотанковых мин, 107-мм реактивных снарядов, выстрелов к РПГ и минометных мин. Боеприпасы мы уничтожили подрывом.

Это был последний налет, проводимый разведчиками 154 ооСпН с применением вертолетов. Вскоре на такой способ вывода разведорганов спецназа в район проведения налета был наложен запрет. Причиной тому стало большое количество у афганской оппозиции ПЗРК «Стингер» и других зенитных систем оружия.

Именно «Стингеры» вынудили наше командование принять решение на проведение описанного налета. По имеющейся информации, на складе должны были находиться именно американские ПЗРК, захват которых тогда для всего Ограниченного контингента советских войск в Афганистане был задачей № 1.
Автор: Александр Мусиенко
Первоисточник: http://www.bratishka.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня