Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS

18 апреля 2014 года США запретили инспекционный пролёт российского самолёта авиационного наблюдения над своей территорией. Такие полёты выполняются регулярно в рамках многостороннего международного договора, подписанного в 1992 году в Хельсинки (ДОН) — программа «Открытое небо». Как заявил представитель МИД России Александр Лукашевич, США занимают «крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения».

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


Журнал «The Free Beacon», ссылаясь на неназванного сотрудника госдепа США поясняет: сотрудники разведслужб США и конгрессмены хотят, чтобы администрация Барака Обамы отказалась сертифицировать «новые российские самолеты-наблюдатели с цифровыми сенсорами, в том числе новейшими радарами, которые позволяют самолету „видеть“ сквозь здания» (формулировки журнала).


Такое развитие событий не могло пройти мимо начинающего эксперта в сфере военной авиаразведки — армейского репортёра Александра Рошки. Он отправился на завод, где строятся самые современные самолёты авиационного наблюдения России, разработанные в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214 — Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова, который входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


Формально эта поездка была приурочена к одному важному событию — передача второго самолёта линейки Ту-214ОН на вооружение ВВС России. Впрочем, начну всё по порядку.

Сразу скажу, что ограничений по времени у нас не было. На знакомство с самолётом «шпионом» — Ту-214ОН и изучением процесса модернизации сверхзвуковых ракетоносецев-бомбардировщиков Ту-22М3 пресс-служба завода выделила два дня.

Первым в программе был заявлен Ultra сложный для американцев TU-214OS. Почему его так боятся американцы, я попытался выяснить с помощью трёх специалистов. Заместителя технического директора Казанского авиационного завода Сергея Шмарова, Представителя ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместителя главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимира Медведева и Старшего инженера-инспектора ВВС России — подполковника Олега Луцива.

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


До сегодняшнего дня в составе ВВС России по программе «Открытое небо» работали 7 самолётов: пять — Ан-30Б, один — Ту-154МЛК, один — Ту-214ОН. Теперь в строю будут служить два современных Ту-214ОН.

О предназначении и некоторых технических характеристиках этого самолета говорил Сергей Шмаров:

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


Слева направо: Заместитель технического директора Казанского авиационного завода Сергей Шмаров, Представитель ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместитель главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимир Медведев

«Ту-214 это модернизация Ту-204 «двести». Во время сертификации было принято решение присвоить наименование самолёту — Ту-214. В чем его отличия от «двухсотчетвертого»? Внедрена механизированная контейнерная погрузка в БГО (багажно-грузовой отсек), модернизированы и усилены шасси, установлена вторая дополнительная дверь (возле двигателя). Внесены изменения в компоновку самолета — размещение стеллажного оборудования. В средствах механизации применены композитные материалы (руль высоты, руль направления, предкрылки, закрылки, зализы крыла, створки шасси). Эти и многие другие дополнительные новшества позволили облегчить вес самолёта и повысить его взлетную массу до 110,7 тонн. Кроме того дальность полёта была увеличена до 7200 км.

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


Что касается изменений для «Открытого неба», то это ноу-хау по внедрению дополнительной системы энергоснабжения. Система позволяет отдельно питать специальные бортовые комплексы при помощи дополнительных генераторов. С помощью этой системы мы увеличили полет самолёта в аварийной ситуации до 120 минут, что соответствует требованиям ETOPS. Оба самолёта (бортовые номера 64519 и 64525) по этой программе близнецы-братья. Единственное не свершившееся отличие — на первый самолет планировали установку плёночных фотоаппаратов, но затем установили цифровые.

По контракту поставка предусматривает только две машины этой модификации. Этот тип самолета в 2005 году выбрало Минобороны (начальник вооружения ВВС принял такое решение). Предусматривалась плановая замена Ту-154 самолетом такого же класса, но с более экономичными характеристиками.

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


Очень осторожно, но рассматривается вопрос о закупки Ту-214ОН иностранцами для программы «Открытое небо». Во время проведения двух МАКСов представители десятка стран интересовались этим самолётом (в том числе арендой).

Об авиационной системе наблюдения, установленной на Ту-214ОН, информацией делился Владимир Медведев:

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


«В реализации программы «Открытое небо» принимают участие 34 страны (Европейские страны, США и Канада). Договор позволяет создавать самолёты наблюдения и летать над странами, подписавшими договор. Каждая страна имеет право, но не всегда делает это. Этот самолет, по мнению многих специалистов, является лучшим среди действующих самолётов наблюдения. Все иностранцы завидуют нам с этим самолётом. Теперь дело осталось за освидетельствованием аппаратуры этого самолета — очень трудный и емкий процесс работы. Этим будут заниматься специалисты Минобороны. Если они нас привлекут — то мы им поможем. Первый самолёт пока за границей не летает и базируется в Чкаловском. В конце прошлого года его передали в эксплуатацию. За это время лётчики и бортовые операторы прошли специальный курс обучения.

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


«Открытое небо» предусматривает несколько видов средств наблюдения, согласованных всеми странами участницами. Особенностью этих средств является разрешающая способность аппаратуры — качество аппаратуры, которое не должно быть лучше, чем прописано в договоре. Для оптических средств это фотоаппаратура с разрешающей способностью не лучше, чем 30 см. На локаторе бокового обзора разрешающая способность 3 метра. На инфракрасной аппаратуре — 50 см.

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


За границей такие самолёты могут летать только в мирное время. Самолёт сделан сугубо для контроля военной инфраструктуры других стран — легальная разведка. Квота России — 42 полёта над странами (над Европой пока летает Ан-30Б, над США и Канадой Ту-154). Фотоаппараты немного не дотягивают по зонам захвата по требованию наших потребителей, но три фотоаппарата (один центральный и два боковых) в сумме обеспечивают нужную зону покрытия.

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


У всех самолётов зарубежных стран в основном стоят простые плёночные фотоаппараты. Если говорить о самолётах, то у «турок» и «шведов» достаточно неплохие борта. Самолеты этого назначения имеют право летать везде по ранее согласованному маршруту. Если нет опасных явлений, никто не имеет право отказать в полёте. Высота полета должна быть такая, чтобы разрешающая способность была не лучше чем указана в договоре. Например для плёночного фотоаппарата разрешающая способность в 30 см. достигается на высоте 3 км. (ниже он не имеет право включать эту аппаратуру). Если эта конфигурация Ту-214ОН будет полностью освидетельствована иностранцами, то самолет будет допущен для полетов за границей».

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


Об управлении самолётом и программе «Открытое небо» коротко отозвался подполковник Олег Луцив:

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS


«В мои обязанности входит обучение экипажа на этих типах самолетов. В этой конфигурации Ту-214ОН экипаж пять человек — к пилотам добавились штурман и бортовой радист. По сравнению с „тушками“, „илами“ и „анушками“ прошлых лет могу сказать только одно — стало меньше гидромеханики и больше электроники. Так и хочется иногда педаль вдавить в пол. Американцы до сих пор почему-то летают на Боингах 707. Что касается самой программы „Открытое небо“, то я летал во многих странах и мне кажется, что это надо только нам и американцам. Это некая альтернатива спутниковому слежению!».

Ultra сложный самолет-шпион ОАК — Tupolev 214OS

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. Дюк 14 июля 2014 09:48
    Это некая альтернатива спутниковому слежению!».

    Скорее дополнение к спутниковой разведке.
    1. Ignatiuss 5 августа 2014 19:10
      Третьей фотке сверху - плюс!
      Ignatiuss
  2. rugor 14 июля 2014 10:05
    боятся полосатые!
  3. плечо 14 июля 2014 10:56
    Искренне радует. Правда хотелось бы как в сказке, сразу чтоб штук 15 таких машин. Но, мечтать не вредно... И то слава богу. Процесс идет вперед, а не назад.
  4. zeleznijdorojnik 14 июля 2014 11:30
    А что за дурная мода пошла ставить двигатели как у аэробусов - под крылом. В тех же 134 и 154 они в хвосте - причем на солидной высоте от земли - на таком ероплане о посадке на малоподготовленную площадку, не говорю про грунт можно забыть. (На видео ИЛ-62, но в сети гуляяет и видео посадки 154-го) :
    1. Zerstorer 14 июля 2014 12:05
      Цитата: zeleznijdorojnik
      А что за дурная мода пошла ставить двигатели как у аэробусов - под крылом.

      Это не дурная мода, а желание разгрузить крыло. + Обслуживание и осмотр становятся значительно проще. Что касается посадки на грунтовую полосу - Ту-204 для этого не предназначен.
    2. Комментарий был удален.
    3. scorpiosys 14 июля 2014 12:26
      Заднедвигательные сильно шумят в задней части салона, развесовка не лучшая, обслуживание страдает (высоко). Зато при отказе двигателя, управляемость - лучше, правда с учётом современной автоматизациии планера и двигателей последнее не так существенно.
      1. zeleznijdorojnik 14 июля 2014 18:00
        Помните аварийную посадку якутского ТУ-154 пару лет назад - на заброшенный аэродром и лес - этот самолет так бы не смог. Тогда спаслось около сотни человек, а посадка ТУ-124 на Неву в советские времена? Ради таких случаев могли бы подумать...
        Это не дурная мода, а желание разгрузить крыло
        - как? Путем установки двигателя на крыло????
  5. Trom 14 июля 2014 11:36
    Журнал «The Free Beacon», ссылаясь на неназванного сотрудника госдепа США поясняет: сотрудники разведслужб США и конгрессмены хотят, чтобы администрация Барака Обамы отказалась сертифицировать «новые российские самолеты-наблюдатели с цифровыми сенсорами, в том числе новейшими радарами, которые позволяют самолету „видеть“ сквозь здания» (формулировки журнала).

    Может быть дело в том, что снисходительный взгляд на Россию, они меняют на взгляд "снизу вверх",но не желают это открыто признавать? ..ну как тут признать... типа, "гегемоны из-залужья"!
  6. abc_alex 14 июля 2014 13:37
    Цитата: zeleznijdorojnik
    А что за дурная мода пошла ставить двигатели как у аэробусов - под крылом. В тех же 134 и 154 они в хвосте


    У такой конфигурации есть солидный минус. На определенных углах атаки крыло "затеняет" двигатели от набегающего потока воздуха, возникает "провал мощности". Для обычных полетов это не принципиально. А в экстренных ситуациях может привести к катастрофе. Пилот начинает экстренный подъем, задирает нос, а двигатели "проваливаются" и... одна из версий "смоленской катастрофы".
  7. gregor6549 14 июля 2014 15:33
    Народ, не нужно ииллюзий. Данный самолет предназначен исключительно для проверки выполнения соглашений между Россией и странами НАТО в части ограничения стратегических наступательных вооружений и военной активности в мирное время. Поэтому никаких "сюрпризов", которых следует боятся американцам на нем нет и быть не может. И вообще разговоры о том что американцев жутко пугает все российское уже напрягают. Я внимательно слежу не только за российскими но и за забугорными источниками открытой информации на аннгл. языке и пока не нашел ни одного подтверждения о жутком страхе американцев. Да некоторые российские разработки привлекают их внимания и они рассуждают о том насколько в принципе опасны данные разработки для них в случае того или иного конфликта и что этим потенциальным угрозам нужно бы противопоставить. Но мнения рассуждающих самые разные и говорить о неком единстве в оценках экспертов не приходится. Кто то из них весьма неплохо кормится из рук забугорных компаний только за то что может "поднять волну" стимулировать тот же Конгресс США на выделение очередных миллиардов требуемых для принятия превентивных мер. Например создания очередной АПЛ или баллистической ракеты или системы ПРО. Т.е. бизнес в чистом виде и никакого особого страха. Напугать можно только обывателя который ни бум бумв военной технике. Профессионалы оперируют совсем другими категориями
  8. staryivoin 14 июля 2014 17:55
    Народ иллюзий и не испытывает. Но добрая весть она согревает. Раз появляется новая перспективная техника, и к ней интерес у зарубежных "друзей" это уже плюс. Понятно что машинка для мирного времени, но авиационная разведка даже в мирное время решат достаточно большие задачи. Уверен, что нашпигована она будет по полной. Возможно это нашим заокеанским "друзьям" и не нравится. А то. что они гонят вверх военные расходы в условиях недостатка средств так это их проблемы. Вон уже и до немецкого золотишка добрались!!! Вот такая вот экономика, как у "Муммий тролля" - Завтра мы пойдем тратить все твои деньги вместе!!! soldier
  9. КИРОН 16 июля 2014 11:41
    США занимают «крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой На каком нам полетать?
    КИРОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня