Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Рифы подводного кораблестроения

Рифы подводного кораблестроенияОбострившиеся в связи с кризисом на Украине отношения России с Евросоюзом, НАТО и США еще раз подтверждают правильность принятых военно-политическим руководством (ВПР) страны решений, направленных на модернизацию ВС РФ и их перевооружение на современные образцы вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ). В частности, недавно была утверждена программа военного кораблестроения до 2050 года, готовится новая госпрограмма вооружений (ГПВ). Впрочем, как известно, все предыдущие ГПВ стабильно не выполнялись по самым разным причинам. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть проблемные вопросы отечественного подводного кораблестроения.

ПРИЧИНЫ ДОЛГОСТРОЯ

Одной из главных причин срыва сроков выполнения ГПВ в части строительства новых подводных лодок (ПЛ) является продолжительный стапельный цикл строительства, связанный с длительностью сроков изготовления и поставки комплектующего оборудования, в особенности для головных кораблей. Если сроки технологических циклов изготовления достаточно сложно, но возможно сократить, то из-за отсутствия реальной ответственности за срыв сроков для поставщиков комплектующего оборудования наладить дисциплину сроковых поставок в кооперации поставщиков с различными формами собственности и структурно-ведомственной подчиненности весьма затруднительно либо невозможно.


Рыночные отношения, сложившиеся в нашей экономике, весьма далеки от существующих в «старых капиталистических государствах» и больше напоминают базар, где торгуют тем, что упало с дерева, без всяких затрат на создание дикорастущего продукта. Именно в этом таятся корни истинных причин срывов сроков, а не в ошибках планирования или графиков финансирования. Вот почему создание четкой исполнительской дисциплины всей кооперации, участвующей в создании корабля, подкрепленной персональной ответственностью вне независимости от формы собственности участников кооперации, должно стать первостепенной задачей для соответственных федеральных ведомств.

Значительную долю в задержке сроков строительства вызывает стремление заказчика поставлять на головной корабль несерийное новое комплектующее оборудование и вооружение, находящееся в различных стадиях ОКР. А в последующем находится масса обоснований необходимости повторять подобное и в отношении серийных кораблей. При наличии в составе строящегося корабля нескольких десятков ОКР с разными исполнителями можно только разводить руками при каждом случае незавершения ОКР в установленные сроки. Для сокращения общих сроков строительства корабля немаловажное значение имеет сокращение сроков испытаний сдающегося корабля. Целесообразно изменить подход к формированию ТТЗ на новый корабль путем исключения использования в составе корабельного оборудования и систем вооружения образцов, создаваемых по новым ОКР и не принятых на вооружение. С учетом такой ситуации Главкомат ВМФ считает необходимым сократить долю новых создаваемых в рамках ОКР образцов ВВСТ на головных кораблях до 30–40% и размещать на строящихся кораблях только ВВСТ, разработанные заблаговременно, в рамках отдельных ОКР. Насколько удастся Главкомату ВМФ, лишенному функций заказчика, отстоять свою позицию, покажет ближайшее время.

Другой не менее важной причиной длительности сроков строительства серийных кораблей можно считать досадную закономерность в «зимних» отстоях плавающих кораблей и перерывы в их испытаниях на зиму. Это касается в основном бассейна Белого моря. В бытность ВМФ СССР почти все судостроительные заводы, создающие военные корабли, имели сдаточные (достроечные) базы, максимально приближенные к пунктам базирования ВМФ. Даже судостроительные заводы Николаева имели свои сдаточные базы в Севастополе, что позволяло оперативно выполнять программы заводских ходовых и государственных испытаний, не тратя времени на переходы из полигонов испытаний в акватории заводов. На Белом море сохранилась ВМБ, но ее возможности по обеспечению испытаний строящихся и ремонтирующихся кораблей сегодня значительно сократились и недостаточны для решения задачи обеспечения испытаний кораблей в зимнее время (практически с декабря по май). В итоге стремление судостроителей завершить испытания до ледостава выглядит в глазах общественности как следование традиции «сдать к дате» (в данном случае к Новому году).

Корабли же, не завершившие программу испытаний до ледостава, на полгода становятся к заводским причалам, что, естественно, увеличивает продолжительность строительства и сроки оборачиваемости вложенных средств. На первый взгляд судостроительным предприятиям это и выгодно, если не влезать глубоко в экономику, но государству выгоднее сокращение сроков строительства кораблей и ввода их в боевой состав. Заказчик – Минобороны – также заинтересован в этом и может оказать всемерное содействие в предоставлении причалов, жилья и видов обеспечения испытаний в полигонах боевой подготовки незамерзающих морей в зимнее время.

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

Создание такого сложного комплексного образца вооружения, как корабль (подводная лодка), начинается обычно с определения оперативно-тактической модели его использования (применения), в соответствии с которой определяются необходимые оперативно-тактические требования (ОТТ) к создаваемому образцу вооружения с целью выработки тактико-технического задания (ТТЗ) с необходимыми тактико-техническими данными (ТТД) создаваемого корабля.

Оперативно-тактическая модель применения корабля разрабатывается применительно к задачам, которые он должен решать исходя из условий форм и способов ведения вооруженной борьбы на море при применении сил флота или разнородных сил видов ВС, определяемых требованиями военной доктрины государства.

Какие условия ведения боевых действий прогнозируются для вновь создаваемых ПЛ? Предусматривается ли им возможность пополнять запасы оружия и продовольствия в существующих базах в условиях современной бесконтактной войны с первоочередным уничтожением военной и административно-промышленной инфраструктуры? Понадобятся ли им базы – укрытия либо снабжения в удаленных районах Мирового океана – или мы считаем их разовым (безвозвратным) видом вооружения по принципу «использовал – выбросил»?

Исходя из этих условий должно быть понятно – определяя облик того или иного корабля следует избегать предъявления необоснованных требований как к кораблю в целом, так и к тем образцам вооружения и оборудования, которые планируется размещать на корабле.

Отсюда возникает вопрос о том, кто и как должен участвовать в определении необходимых требований. Несомненно, приоритет принадлежит действующим специалистам органов военного управления (ВУ) и научно-исследовательских учреждений (НИУ) ВМФ и МО РФ, в чьем ведении находятся вопросы разработки ОТТ, ТТЗ, вопросов применения сил и средств в войне и т.д. Но здесь следует не только учитывать последствия «Сердюковской реформы» в части реорганизации органов ВУ и НИУ с практическим разгромом этих генерирующих развитие военной мысли и военно-научного сопровождения НИОКР структур, но и на практике компенсировать ущерб военно-научному потенциалу от этого разгрома. В частности, повысить роль и качество экспертного сообщества, привлекаемого к участию в оценках, предлагаемых к включению в ГПВ и кораблестроительную программу кораблей, корабельного оборудования и комплексов морского вооружения. Из многочисленного отряда офицеров и адмиралов запаса и в отставке можно отобрать достаточное количество высокопрофессиональных специалистов в качестве внештатных экспертов всех уровней.

Примеров несуразностей в подходах к составлению ТТЗ на создание новых подводных лодок предостаточно, но с учетом определенной закрытости этой тематики ограничимся только некоторыми замечаниями, хотя специалистам давно понятно, что именно чрезмерная закрытость тематики подводного кораблестроения ведет к недоброкачественным, а возможно, и недобросовестным разработкам в этой сфере.

Отсюда и чрезмерность, избыточность вооружения и габаритов современных АПЛ. Заведомо проще вместо разработки качественной торпеды компенсировать ее неэффективность количеством торпед или ракет в залпе, то есть количеством торпедных аппаратов (ТА) или пусковых установок (ПУ) до десятка и более. Увеличение числа торпед в залпе, стрельба веером, сектором и т.д. Это способы, которыми подводники в годы Второй мировой войны пытались компенсировать недостаточную эффективность тогдашнего торпедного оружия. С тех пор прошли десятилетия. Американцы сделали правильные выводы и создали единый образец торпеды МК-48, непрерывно модифицируемый, с учетом современных требований (выстрелил и забыл), а у нас – многообразие различных образцов для различных вариантов целей и способов стрельбы, требующих наличия на ПЛ до десятка ТА и ПУ, от чего напрямую зависит стоимость, водоизмещение и сроки строительства корабля-носителя.

ВПРЯЧЬ КОНЯ И ТРЕПЕТНУЮ ЛАНЬ

Организовать весь процесс, связанный с созданием боевого корабля, должен генеральный конструктор КБ-проектанта. На него возлагается ответственность за организацию и четкую работу межотраслевой кооперации, состоящую из нескольких сот поставщиков, проектантов и изготовителей комплектующего оборудования, и завода-строителя. Впрочем, ответственность-то возложена, а вот с правами – незадача. Нет у него рычагов воздействия на недобросовестных и неисполнительных членов кооперации, кроме возможности жаловаться в вышестоящие инстанции (если таковые имеются). Это касается поставщиков и исполнителей в смежных отраслях с другой формой собственности. А тем временем упряжка стоит либо движется в другую сторону.

Времена Советского Союза и тогдашние производственно-экономические отношения, когда за спиной генерального конструктора стояли могущественные министерства, Госплан, ЦК и Политбюро, не вернуть. Поэтому необходимо создание реально действующего в нынешних социально-экономических условиях и «вроде бы рыночных» производственных отношениях нового Положения о генеральном конструкторе. Очень желательно, чтобы оно не было просто гибридом директора проекта – распорядителя и директора-конструктора, а сразу же было подкреплено комплексом реально действующих властно-экономических полномочий.

Где же взять такого генконструктора? Методического руководства по их выращиванию не существует. Генеральный конструктор – штучный товар. Это творец и организатор, который выкристаллизовывается в огне творческой, производственной и научной деятельности. Его выбирает судьба и жизнь. Но это не означает, что он появится сам, из ничего. Необходимо создавать условия для его зарождения, возможности творчества и способствовать его росту, как растят ребенка! Ибо конструктор в течение многих лет созидания корабля, работы над проектом, выпуском РКД с бесконечными увязками, согласованиями, оформлениями решений, вникая в РКМы и контрактную работу с поставщиками и соисполнителями, непосредственно работая в цехах, на стапеле и т.д., и т.д., должен не утратить блеска в глазах, сохранить стремление увидеть на воде свое творение, венец совместной работы ученых, конструкторов и кораблестроителей – построенный боевой корабль.

Рифы подводного кораблестроения

Многоцелевые АПЛ типа «Северодвинск» призваны стать ядром подводных сил российского ВМФ. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ


Необходимо окончательно прекратить практику назначения директоров предприятий из числа коммерческих директоров либо замов по экономике, из менеджеров – специалистов по финансово-экономической работе либо успешных бизнесменов в области биржевой и финансовой деятельности с последующим автоматическим зачислением в генконструкторы. Сегодня стало отчетливо видно, что подобная практика, весьма способствовавшая определенным провалам в развитии ОПК, привела к ситуации, когда до сих пор отсутствуют производства – конкуренты в изготовлении какой-либо технологичной продукции. Это практически превратило в фарс всю систему антикоррупционных конкурсов на поставки комплектующего оборудования. Ибо в существующих рыночных отношениях в отраслях ОПК не наблюдается очередей собственников технологичных предприятий за контрактами на создание новых образцов мелкосерийной продукции. Временные положения по определению списков единственных поставщиков-исполнителей постоянно видоизменяются и не решают проблему.

УНИФИКАЦИЯ, МОДУЛЬНОСТЬ И ПЛАТФОРМА

Следует остановиться и на таком вопросе, как необходимость понимания различия между унификацией и универсализацией.

Морская компонента СЯС в данном материале не рассматривается, а необходимость АПЛ с достаточным боекомплектом дальнобойных крылатых ракет – несомненна, поскольку даже человеку, далекому от военных дел, должно быть понятно: гораздо выгоднее и безопаснее не сбивать ракеты и самолеты противника над своей головой, а уничтожать их носители далеко в океане, то есть до того как ракеты будут выпущены из пусковых установок, а самолеты взлетят с палуб авианосцев. Состояние ПВО и ПРО не позволяет прикрыть все административно-промышленные объекты страны, находящиеся в радиусе досягаемости КР типа «Томагавк» или палубной штурмовой авиации, от ударов с морских и океанских направлений.

Само желание руководства ВМФ унифицировать проекты ПЛ вполне оправдано интересами эксплуатационной надежности, снижения эксплуатационных и сервисных расходов, и необходимостью обучения экипажей по единым эксплуатационным и технологическим документам, инструкциям и методикам. Унификация в первую очередь подразумевает сокращение количества типов агрегатов и механизмов на ПЛ с целью единства процессов обучения, сервисного обслуживания. Перспективен и подход к созданию новых кораблей на базе унифицированных платформ, с насыщением их до потребных боевых качеств необходимыми комплектующими системами и оборудованием модульного типа. Более осторожно необходимо относиться к желанию создать универсальные корабли, в особенности ПЛ.

Различные оперативно-тактические модели использования ПЛ с баллистическими или крылатыми ракетами требуют различных ТТД кораблей и специфических характеристик, включая и допустимые нормы шумности на различных скоростях. Кроме того, АПЛ с главной задачей обеспечения боевой устойчивости РПЛСН, видимо, должна отличаться от унифицированной ПЛ с универсальными ПУ именно в смысле их избыточности, то есть ненужности для борьбы с противолодочными подводными лодками, ведущими поиск РПЛСН.

Стремление к тотальной унификации проектов ПЛ для нашего ВМФ, на мой взгляд, не совсем верно, ибо оно не учитывает различие наших морских театров как по гидрофизическим, так и гидрологическим и другим специфическим характеристикам, в том числе пространственным размерам, глубинам, рельефу дна и береговой черты, солености и плотности воды и т.д. Отсюда появляется избыточность некоторых характеристик (свойств) подводных лодок и, как следствие – неоправданная стоимость затрат на создание. К примеру, предельная глубина погружения для мелководных морей (театров), одинаковая для ПЛ, используемых на океанских театрах. Эти вопросы не схоластичны по своей сути, просто в экономических условиях Советского Союза им не придавалось такое значение, которое необходимо учитывать в экономических условиях России. Вероятно, целесообразно создавать проекты кораблей малых серий для более или менее сходных по условиям ТВД.

Избыточным является и запас плавучести, превышающий 20%. Как известно из опыта аварий и катастроф с ПЛ отечественного ВМФ, чрезмерный (по сравнению с иностранными ПЛ) запас плавучести не пригодился ни одной из потерянных ПЛ. Запас плавучести напрямую связан с водоизмещением корабля, то есть с его металлоемкостью (потребным для корпуса корабля количеством дорогостоящей стали), а значит и со стоимостью корабля. Отсюда значительный потребный запас воздуха высокого давления (ВВД) и соответственно баллонов и трубопроводов ВВД, что также вносит значительный вклад в вес корабля и его стоимость.

Относительно избыточности некоторых функций подводных лодок наши соперники по атомному подводному флоту уже сделали некоторые выводы из безудержного роста стоимости и водоизмещения перспективных атомных ПЛ, связанных с желанием объять необъятное и буквально засунуть в корпус ПЛ как можно больше оружия и функций.

Так, «Северная Дакота» (SSN-784) – 11-я по счету АПЛ типа «Вирджиния» и первая из подлодок третьей подсерии – стала компромиссом между стоимостью и боевыми возможностям. Ради экономии средств пришлось отказаться от развития второстепенных качеств, сосредоточившись на главном: скрытности, надежности и информационном обеспечении (в том числе систем освещения обстановки) субмарины. В качестве элемента концепции ВМС «флот против берега» эта АПЛ вполне соответствует своей роли: средство для тайной разведки у побережья противника, возможность проведения диверсий и нанесения мощных ударов КР. Она отличается от остальных «Вирджиний» новым гидроакустическим комплексом на основе значительной по размерам «подковообразной» антенны Large Apperture Bow (LAB), а также особым расположением пусковых шахт для КР, сгруппированных в два отдельных шестизарядных модуля. В остальном лодка сохранила основные черты предшественниц: скромные размеры и водоизмещение (7800 т), четыре бортовых ТА, шлюзовая камера для выхода боевых пловцов, необитаемые подводные аппараты для обследования дна и проделывания проходов в минных полях, телескопическая мачта с телекамерами и тепловизорами вместо привычного перископа, водометный движитель, ядерный реактор S9G с долговременной активной зоной и естественной циркуляцией теплоносителя (расчетный период работы без перезарядки – 33 года – соответствует сроку службы корабля). В то же время стоимость «Вирджиний» оказалась чрезвычайно высока – 3 млрд долл. за единицу. Сравнительно малая глубина погружения – 240 м – почти в два раза меньше отечественных ПЛ. Однако главная особенность «Вирджиний» – в их многочисленности и модернизационных возможностях для непрерывного совершенствования.

ШУМНОСТЬ, ГИДРОАКУСТИКА И ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

При определении облика перспективных ПЛ следует, как представляется, учесть необходимость изменения традиционного подхода к вопросам снижения шумности современных ПЛ. Существующие способы снижения собственных шумов ПЛ, как в целом, так и практически по каждому прибору, агрегату и механизму, размещенным внутри ПЛ и на ее корпусе, исчерпали все известные возможности и ведут к дальнейшему удорожанию корабля без видимого реального эффекта. Видимо, есть смысл осмотреться и задуматься: а какую шумность и в каких диапазонах частот мы пытаемся преодолеть? И по каким полям или признакам должно производиться обнаружение современных ПЛ? Мы продолжаем измерять шумность своих ПЛ в звуковом частотном диапазоне акустических колебаний, на котором уже давно не работают средства обнаружения иностранных систем и комплексов ПЛО. Достаточно интересным вопросом является вопрос сравнения уровня собственных шумов наших и иностранных ПЛ. Каким образом мы получаем данные акустических полей субмарин типа «Вирджиния» и «Огайо», других современных и перспективных иностранных ПЛ? Не боремся ли мы здесь с фантомными явлениями и ветряными мельницами? Насколько достоверны данные иностранной печати, которые предлагаются нашим проектантам и разработчикам? Не забываем ли мы пример СОИ («звездные войны»)?

Гидроакустические комплексы ПЛ четвертого поколения пока не проверены длительной эксплуатацией, и достаточно трудно предъявить к ним обоснованные практикой претензии, но думаю, что и в этом направлении мы не все делаем правильно. Я имею в виду доминирующие принципы наращивания акустической вооруженности ПЛ за счет увеличения размеров акустических антенн, энергетической мощности ГАК, и соответственно стоимости, не беря в расчет известный любому подводнику факт: акустические колебания даже от незначительного по мощности источника излучения за счет наличия различных зон акустической освещенности способны почти без затухания обогнуть практически весь земной шар или океан. Надо только суметь обнаружить этот сигнал, выявить его в целом комплексе акустических колебаний и излучений. Именно цифровая обработка принятых сигналов весьма способствует этому.

С разработкой комплексов неакустических средств обнаружения ПЛ, которые способствовали значительному повышению поискового потенциала наших субмарин и в принципе уравняли их противолодочные возможности с иностранными, заказчики, НИУ и разработчики РЭВ, видимо, самоуспокоились и прекратили поиск новых прорывных и нетрадиционных способов обнаружения подводных целей. В том числе и хорошо забытых старых.

Практически с 80-х годов стыдливо замалчивается необходимость решения важнейшей задачи – модернизации гидроакустических средств ПЛ с целью значительного увеличения дальности обнаружения под водой и достижения превосходства в этом параметре над подводными лодками США и других государств. И до сего дня сохранились возможности решения этой задачи в кратчайшие сроки. Применение специальной аппаратуры, разработанной на основе цифровой техники с уникальным математическим обеспечением, является малозатратным путем создания и модернизации гидроакустических средств и систем. Решением этой проблемы много лет занимаются только энтузиасты группы Виктора Курышева и профессора Арона Агизима, разработавшие теорию принципиально нового метода обнаружения малошумных подводных объектов и на ее базе написавшие математику. Они разработали и изготовили своими руками принципиально новый цифровой гидроакустический приставочный комплекс, на порядок улучшающий работу штатного аналогового гидроакустического оборудования для ПЛ. Это было настолько революционное решение, что многие ученые просто не понимали, как это у них так получается. Группа Курышева смогла найти и талантливо соединить то, что уже было создано в стране, и, продвигаясь вперед, вопреки мнению достаточно широких научных кругов, отдающих приоритет превалированию значимости гидроакустики над значимостью цифровой обработки информации для поиска малошумных подводных объектов, сумела выработать и практически подтвердить в СССР совершенно иной взгляд на проблему обнаружения малошумных подводных лодок.

Тогдашний директор Акустического института имени академика А.Н. Андреева Федор Кряжев подтвердил, что принципы, заложенные в приставку, абсолютно правильные. Спустя некоторое время был подписан протокол испытаний приставки «РИЦА», в котором подтверждено, что она «слышит» на 500% дальше, чем штатные комплексы. Протоколом зафиксированы следующие дистанции обнаружения: дизельной ПЛ – 28 км, атомной ПЛ – 60 км, а по случайно обнаруженной американской АПЛ, ведущей разведку в наших полигонах, – 60 км. Другое, не менее перспективное направление было предложено академиком Юрием Нестерихиным, директором института метрологии Новосибирского отделения АН СССР.

Таким образом, с использованием имеющегося в стране научно-технического задела было создано новое направление в гидроакустике. Создав приставку, мы стали первыми в разработке новейших технологий в военном приборостроении, которое теперь широко распространилось во всем мире, на всех флотах, во всех вооруженных силах и называется COTS технологией – от Commercial Off The Shelf, то есть готовая к использованию в военных целях аппаратура коммерческого применения.

Примером подобной технологии является использование в военных разработках так называемых открытых платформ. Это вычислительная техника двойного назначения, когда с разработкой и появлением нового более мощного микропроцессора в компьютере заменяется лишь только одно плата с менее мощным процессором, а все остальное остается без изменения, в том числе и математика. Или наоборот – меняется математика, а «железо» остается без изменения, нужно только лишь перетранслировать математическое обеспечение. И в целом комплекс этих замен не «почувствует», ему это безразлично.

Спущенная на тормозах в штормовых волнах перестройки и «конверсии» директива первого заместителя ГК ВМФ СССР адмирала флота Николая Смирнова от 7 февраля 1986 года «О внедрении 100 комплектов приставок» тем не менее определила массовый характер внедрения COTS-технологии на советские ПЛ и обозначила наш приоритет в этой области.

В этом вопросе мы опережали американцев более чем на десять лет. В 1996 году американцы, обеспокоенные скрытым проходом АПЛ «Тигр» (проект 971) к берегам Америки, создали специальную комиссию КНШ, по результатам работы которой была принята программа SBIR–ARCI и проведена модернизация на базе приставочной аппаратуры с использованием COTS-технологий всех подлодок ВМС США.

Давно требует применения более современной, иной математики задача определения координат и параметров движения обнаруженных в пассивном режиме целей без дополнительного и достаточно сложного маневрирования со стороны корабля, производящего поиск цели. Возможно по подобию системы REPLOC для американских АПЛ. Упрощенно эта система выглядит так: с каждого борта АПЛ размещалось по три специальные антенны, с помощью которых в пассивном режиме определялись координаты цели. В системах, подобных REPLOC, гидроакустика как наука занимает не более 5%, все остальное – почти два десятка дисциплин – занимают совершенно другие науки.

Хотелось бы обратить внимание здесь и на чрезмерный оптимизм заявлений о возможности уже через год-полтора перевести корабли ВМФ на «электродвижение» с использованием электроагрегатов со сверхпроводимостью. Острейший вопрос создания нового электрооборудования, в том числе и кабельной продукции, для перехода на перспективные «киловольтные» параметры электрообеспечения ПЛ и НК без переоснащения определенной части предприятий промышленности не позволит обеспечить серийное производство необходимого комплектующего оборудования.

Видимо, с такой же долей скептицизма и осторожности следует отнестись и к неявно выраженному стремлению «попилить» бюджет за счет открытия новых ОКР по разработке новых реакторных и паротурбинных установок для перспективных ПЛ. Для постановки новых работ необходимо понимать, какие новые качества мы хотим получить и чем нас не устраивают существующие образцы (кроме слов, что они устарели). Для ПЛ четвертого поколения созданы новые ППУ и ПТУ, которые только завершили госиспытания на АПЛ «Северодвинск» и для которых еще не существует накопленного опыта их эксплуатации в повседневных условиях на БП и в условиях дальних походов. Соответственно нет анализа выявленных недостатков, а те ссылки, появляющиеся в одном еженедельнике на анонимных офицеров ВМФ, заявляющих о ненадежности работы новейшей энергетической установки нового корабля, можно расценивать как заказ и попытки бросить тень на компетентность госкомиссии или преднамеренный вброс дезинформации.

Такова, на мой взгляд, некоторая часть основных острых вопросов, требующая незамедлительного принятия решений. И если ранее принятые на высшем уровне решения и программные документы не являются следствием политических приливов-отливов, то есть надежда в обозримом временном промежутке заполучить для России полноценного надежного союзника – боеспособный военный флот.
Автор: Виктор Патрушев
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2014-07-11/1_underwater.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. KAPITANUS 12 июля 2014 14:04
    Подводный флот России самый мощный в МИРЕ !!! Топи баржи США !!!
    1. gfs84 12 июля 2014 14:14
      Подводный флот России самый мощный в МИРЕ !!! Топи баржи США !!!


      Сильны Вы за 3 минуты (публикация 14:01, коментарий 14:04) статью прочитать...

      Есть что по теме пишите, задолбали уже лозунги и речёвки!
      1. gridasov 12 июля 2014 14:46
        Мы очень часто говорим о комплексности решений и при этом ничего не делаем в этом направлении. Кстати, эта проблема тянется шлейфом во всем . Значит, это прежде всего задача математическая. Фактически для ее решения нужно очень точно и четко сформулировать критические параметры функциональности каждого модуля в структуре всей системы корабля и др. И только затем последовательно улучшать функциональные параметры исполнения задач этим модулем.
        Исчерпывающе ключевым вопросом для подводного корабля есть его способность перемещаться под водой без шумно и с высокой эффективностью управления скоростью и направлением движения. И!!! это значит , что принцип организации гидро динамического потока на винте, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И такое новое устройство есть , которое принципиально отличается от винта , качеством того , что называется организующим процессом гидро динамического потока. Проще сказать "винт" без кавитационных эффектов на его лопастях. Это позволяет устройству, функция которого определена как движителя , не только уменьшить его масштабные габариты при росте производительности прокачиваемого потока воды, Но и при отсутствии кавитационного эффекта на лопастях спрятать в общем контуре корабля. Более того расположить движитель в любой части тела корабля и значит обеспечить ему максимально высокое ускорение и торможение , а так же изменение направления движения . Более того метод и способ такой организации гидро газо динамического потока на поверхностях устройства позволяет создать воздухо независимые генераторы эл. магнитной энергии с наивысшей плотностью "энергии ". Поэтому из сказанного делайте выводы сами.
      2. Гигант мысли 12 июля 2014 17:08
        Судостроение очень сложное производство, где не решение одной проблемы, тянет за собой массу других. Навести порядок по выполнению заказов при строительстве боевых кораблей можно лишь при жёсткой политике государства в этом вопросе, напрашивается аналогия дисциплины сталинских времён.
      3. Комментарий был удален.
      4. Комментарий был удален.
      5. ABV 12 июля 2014 23:13
        Действительно, эти "собиратели рейтингов" уже задолбали!!! Форум для обмена мнениями, не для пустых лозунгов. За последний год очень ухудшилось качество форума....сплошные лозунги, непотребные фотокартинки, комменты "старых аксакалов" редки и практически пропали...
        ABV
    2. atalef 12 июля 2014 14:20
      Цитата: KAPITANUS
      Подводный флот России самый мощный в МИРЕ !!! Топи баржи США !!!

      Ура-ура-ура!!!
      Поймали два молдаванина Золотую рыбку
      -Отпустите меня ,пожалуйста, любое Ваше желание выполню...
      -Нас двое. Отпустим, если два желания выполнишь...
      -Ну хорошо - загадывайте...
      -Хотим чтобы вот здесь стоял двенадцатиэтажный шести подъездный дом из кирпича.
      Рыбка глаза закрыла - открыла - стоит дом...
      -Ну давайте второе свое желание....
      -Хотим чтобы весь дом штукатурили только мы вдвоем...
      1. кокосов тима 12 июля 2014 14:31
        Колесо обозрения в Кишинёве за один оборот делает 5 замесов бетона !
        1. avg 12 июля 2014 15:10
          Да, проблема исполнительской дисциплины и ответственности в новых квазирыночных условиях, это проблема не только "мореманов", а всего нашего хозяйственного комплекса.
          Да и вторая, поднятая в статье проблема, - честной не ангажированной экспертизы, так же касается всех. yes
          avg
      2. Stypor23 12 июля 2014 14:57
        Цитата: atalef
        Ура-ура-ура!!!

        Еврей поймал золотую рыбку, она ему:
        - Отпусти, три желания исполню.
        Он ей:
        - Значит так, 200 миллиардов евро на счёт.
        - Исполнено!
        - Парк ролсройсов с многоэтажными гаражами.
        - Сделано!
        - Гарем красавиц-жен...
        - Готово!
        - Теперь второе...
        Stypor23
        1. atalef 12 июля 2014 15:01
          Цитата: Stypor23
          Цитата: atalef
          Ура-ура-ура!!!

          Еврей поймал золотую рыбку, она ему:
          - Отпусти, три желания исполню.
          Он ей:
          - Значит так, 200 миллиардов евро на счёт.
          - Исполнено!
          - Парк ролсройсов с многоэтажными гаражами.
          - Сделано!
          - Гарем красавиц-жен...
          - Готово!
          - Теперь второе...


          Цитата: atalef
          отим чтобы вот здесь стоял двенадцатиэтажный шести подъездный дом из кирпича.
          Рыбка глаза закрыла - открыла - стоит дом...
          -Ну давайте второе свое желание....
          -Хотим чтобы весь дом штукатурили только мы вдвое

          Почувствуйте разницу laughing
          1. Stypor23 12 июля 2014 15:06
            Цитата: atalef
            Почувствуйте разницу

            Ну что же поделаешь,если молдаване более трудолюбивые,чем евреи. yes
            Stypor23
            1. atalef 12 июля 2014 15:39
              Цитата: Stypor23
              Цитата: atalef
              Почувствуйте разницу

              Ну что же поделаешь,если молдаване более трудолюбивые,чем евреи. yes

              Странный вывод ? Ты бы то же молдавский вариант выбрал ?
              1. Stypor23 12 июля 2014 15:58
                Цитата: atalef
                Странный вывод ?

                Отнюдь. Молды это загадили, потому что сами захотели всё сделать,ради получения большой суммы денег.А еврей(нет это не еврей ), всё на шару захотел,так ещё и дикая алчность заставила больше требовать.
                Цитата: atalef
                Ты бы то же молдавский вариант выбрал ?

                Оба варианта мне не подходят. Я за равноправный рынок разделения труда в первую очередь для граждан РФ, а гастеры пускай для начала в сторонке попасутся.Чем больше благ,тем больше найдется халявщиков и завистников,которые ещё замочить тебя захотят,что бы добро твоё хапнуть. У меня и так работа есть,которая полностью меня устраивает.
                Stypor23
                1. atalef 12 июля 2014 16:22
                  Цитата: Stypor23

                  Оба варианта мне не подходят. .

                  Странно, я вообще имел ввиду Золотую рыбку -- ты то , что выбрал?
                  уж явно не штукатурить в гареме laughing
                  1. Stypor23 12 июля 2014 16:33
                    Цитата: atalef
                    я вообще имел ввиду Золотую рыбку -- ты то , что выбрал?

                    Трудно сразу сказать. Это у вас в Израиле их полно,а мне кроме карасей никто не попадался.
                    Stypor23
                    1. atalef 12 июля 2014 16:37
                      Цитата: Stypor23
                      Трудно сразу сказать. Это у вас в Израиле их полно,а мне кроме карасей никто не попадался.

                      Ну , кто на что учился. request
                      1. Stypor23 12 июля 2014 16:43
                        Цитата: atalef
                        Ну , кто на что учился

                        Если этому учат ,тогда точно надо в страну съездить, в которой менора стоит возле главного аэропорта.
                        Stypor23
                      2. zennon 12 июля 2014 20:16
                        Да ладно Вам!Тут новодворская подохла!УРА!!!
                      3. Stypor23 12 июля 2014 20:20
                        Я знаю,никак не могу нарадоваться drinks
                        Stypor23
                      4. Codename49 13 июля 2014 09:52
                        Акваланг надо и нырят поглужбе! laughing
                        Codename49
                  2. Codename49 13 июля 2014 09:51
                    Еврею не нужна золотая рыбка ему лишь достаточно еврейской жены:

                    Абрам ты где деньги берешь?
                    В тумбочке.
                    А в тумбочку кто деньги кладет?
                    Моя жена.
                    А жене кто деньги дает?
                    Я даю.
                    А ты где деньги берешь?
                    В тумбочке.
                    Codename49
              2. shuhartred 13 июля 2014 21:50
                Цитата: atalef

                Странный вывод ? Ты бы то же молдавский вариант выбрал ?

                Есть третий вариант. Положить золотую рыбку на сковородку и число желаний резко увеличивается до пятидесяти. good
                1. atalef 13 июля 2014 21:55
                  Цитата: shuhartred
                  Цитата: atalef

                  Странный вывод ? Ты бы то же молдавский вариант выбрал ?

                  Есть третий вариант. Положить золотую рыбку на сковородку и число желаний резко увеличивается до пятидесяти. good

                  Поймал еврей золотую рыбку , рыбка посмотрела и говорит
                  -Лучше сразу зажарь :laughing
                  :
                2. atalef 13 июля 2014 21:56
                  Цитата: shuhartred
                  Цитата: atalef

                  Странный вывод ? Ты бы то же молдавский вариант выбрал ?

                  Есть третий вариант. Положить золотую рыбку на сковородку и число желаний резко увеличивается до пятидесяти. good

                  Поймал еврей золотую рыбку , рыбка посмотрела и говорит
                  -Лучше сразу зажарь :laughing
                  :
    3. андрей юрьевич 12 июля 2014 15:18
      Цитата: KAPITANUS
      Подводный флот России самый мощный в МИРЕ !!! Топи баржи США !!!

      всяко лучше молдавского...
      1. леликас 12 июля 2014 18:01
        Цитата: андрей юрьевич
        всяко лучше молдавского...

        Но если булки расслабим - белорусский нас обгонит !
  2. andrei332809 12 июля 2014 14:10
    из-за отсутствия реальной ответственности за срыв сроков

    вот и вся проблема. восстановить смертную казнь и конфискацию-проблема проживёт очень недолго
    1. леликас 12 июля 2014 15:00
      Цитата: andrei332809
      вот и вся проблема. восстановить смертную казнь и конфискацию-проблема проживёт очень недолго

      Зачем казнь - не справился с заказом как талантливый менеджер - меняй место работы на такое , где будешь справляться .

      Автор многое интересно расписал , но некоторые теории мы уже проходили - типа под каждую задачу свою лодку (про разные глубины вообще песня) - единственно что он не учел - под разные лодки потребуется еще куча всяких разностей , которая вылетит в такую копеечку , что по цене превысит целую флотилию .
      С модульностью тот еще вопрос , не получается тут просто вынуть одно и вставить другое .
      Конечно-же трубопроводы и баллоны - самое дорогое на корабле :) . Хоть , как он пишет запас плавучести и не помог , тем не менее некоторые лодки , имея однокорпусную конструкцию вообще не смогли бы всплыть , после полученных повреждений. Хотя переход на нее все равно неизбежен - выгода тут на лицо .
      Самый большой недостаток - у нас от идеи , до ее реализации ,уходит очень много времени , а его почти не остается .
      Янкесы сильно в свое врем сэкономили , улучшая характеристики ракет , оставляя их в прежних габаритах - у нас все только росло и росло в размерах и приходилось создавать каждый раз практически новый пароход .
      Тем не менее должны прорваться ;) .

      з.ы. - матрас на первой фотке тут вообще зачем ?
      1. andrei332809 12 июля 2014 17:43
        Цитата: леликас
        з.ы. - матрас на первой фотке тут вообще зачем ?

        а хрен его знает.
        а так...разные калибры серийны-под них делают носитель. так что ничего нового под луной не произошло. просто многие "детали" носителя можно,так сказать,сделать более компактными(в свете развитиия науки),и этим расширить пространство ещё для чего-нибудь,так как сам корпус носителя затачивается именно под то изделие,для которого его задумывали.во,сам запутался...короче,габариты и водоизмещение носителя не изменить,так как сперва придумывают то,что он будет носить. во,высказался... belay
    2. Silkway0026 12 июля 2014 22:26
      "У всякой проблемы есть фамилия, имя и отчество." И.В. Сталин.
  3. Комментарий был удален.
  4. Evgesh91 12 июля 2014 14:12
    Цитата: KAPITANUS
    Подводный флот России самый мощный в МИРЕ !!! Топи баржи США !!!

    о как! не горячись)))
    1. KAPITANUS 12 июля 2014 14:15
      Негр не сдерживается..
  5. mig31 12 июля 2014 14:20
    Не числом, а умением славен Русский флот,да и все рода войск России,опираясь на ракетно- ядерный щит мы дадим отпор любому агрессору...
  6. gfs84 12 июля 2014 14:28
    Стремление к тотальной унификации проектов ПЛ для нашего ВМФ, на мой взгляд, не совсем верно, ибо оно не учитывает различие наших морских театров как по гидрофизическим, так и гидрологическим и другим специфическим характеристикам, в том числе пространственным размерам, глубинам, рельефу дна и береговой черты, солености и плотности воды и т.д. Отсюда появляется избыточность некоторых характеристик (свойств) подводных лодок и, как следствие – неоправданная стоимость затрат на создание. К примеру, предельная глубина погружения для мелководных морей (театров), одинаковая для ПЛ, используемых на океанских театрах. Эти вопросы не схоластичны по своей сути, просто в экономических условиях Советского Союза им не придавалось такое значение, которое необходимо учитывать в экономических условиях России. Вероятно, целесообразно создавать проекты кораблей малых серий для более или менее сходных по условиям ТВД.


    На мой скромный взгляд- это бред...
    Создавая для каждого флота свой уникальный тип ПЛ, мало того что не о какой экономии не идёт и речи, но также флот лешается оперативной возможности переброски ПЛ к местам где они наиболее необходимы, тем самым раздувая флот и имеем субмарины пригодные к действиям в строго ограниченых координатах...
  7. atalef 12 июля 2014 14:29
    Вообще статья за какой год ?Речь идёт о *Рица * --
    директор Акустического института имени академика А.Н. Андреева Федор Кряжев подтвердил, что принципы, заложенные в приставку, абсолютно правильные. Спустя некоторое время был подписан протокол испытаний приставки «РИЦА», в котором подтверждено, что она «слышит» на 500% дальше, чем штатные комплексы. Протоколом зафиксированы следующие дистанции обнаружения: дизельной ПЛ – 28 км, атомной ПЛ – 60 км, а по случайно обнаруженной американской АПЛ, ведущей разведку в наших полигонах, – 60 км.

    речь идёт о приставке 30( тридцати !!!!!) летней давности
    В начале 80-х годов прошлого века инженерам-подводникам 4 эскадры дизельных подводных лодок Северного флота были очевидны причины слабости отечественных ГАК по малошумным ПЛ НАТО. Старшие лейтенанты эскадры Курышев В.Е и Буковский Ю.В. в 1981 г. задумали, а в 1985 г. испытали цифровую приставку(Рица ) к гидроакустическому комплексу «Рубикон»
    1. gfs84 12 июля 2014 14:39
      Вообще статья за какой год ?Речь идёт о *Рица * --


      Ну судя по упоминанию "Северной Докоты", то статья достаточно свежая:

      «Северная Дакота» (SSN-784) – 11-я по счету АПЛ типа «Вирджиния» и первая из подлодок третьей подсерии – стала компромиссом между стоимостью и боевыми возможностям. Ради экономии средств пришлось отказаться от развития второстепенных качеств, сосредоточившись на главном: скрытности, надежности и информационном обеспечении (в том числе систем освещения обстановки) субмарины. В качестве элемента концепции ВМС «флот против берега» эта АПЛ вполне соответствует своей роли: средство для тайной разведки у побережья противника, возможность проведения диверсий и нанесения мощных ударов КР. Она отличается от остальных «Вирджиний» новым гидроакустическим комплексом на основе значительной по размерам «подковообразной» антенны Large Apperture Bow (LAB), а также особым расположением пусковых шахт для КР, сгруппированных в два отдельных шестизарядных модуля. В остальном лодка сохранила основные черты предшественниц: скромные размеры и водоизмещение (7800 т), четыре бортовых ТА, шлюзовая камера для выхода боевых пловцов, необитаемые подводные аппараты для обследования дна и проделывания проходов в минных полях, телескопическая мачта с телекамерами и тепловизорами вместо привычного перископа, водометный движитель, ядерный реактор S9G с долговременной активной зоной и естественной циркуляцией теплоносителя (расчетный период работы без перезарядки – 33 года – соответствует сроку службы корабля). В то же время стоимость «Вирджиний» оказалась чрезвычайно высока – 3 млрд долл. за единицу. Сравнительно малая глубина погружения – 240 м – почти в два раза меньше отечественных ПЛ. Однако главная особенность «Вирджиний» – в их многочисленности и модернизационных возможностях для непрерывного совершенствования.


      А вообще статья оставляет впечатления, кучи набросанных фактов без ихз систематизации и анализа...
      Да и Автору очень обидно что не уделили должного внимания "Рица" в своё время, в связи с этим "вирджинии"-однозначно хорошо, а все российское однозначно плохо...
  8. тол100в 12 июля 2014 14:34
    Статья серьезная и относится к ней необходимо еще серьезнее, поскольку в ней подняты разнопрофильные вопросы. И на каждый из них нужно искать ответы, и чем скорее, тем лучше.
  9. undusk 12 июля 2014 15:33
    Согласен с каждым словом! Хорошо бы еще услышать предложения по устранению замечаний. Кстати, 80% вопросов можно решить организационными мероприятиями, а вот остальные 20% ... зная неповоротливость наших структур, как военных так и гражданских, дело неподъемное.
  10. sv68 12 июля 2014 15:42
    вообще-то проблем вагон и малая тележка не только в подводном кораблестроении.а обычные суда что-строят быстро и без проблем?это очень важная для обороноспособности страны беда-долгострой.причины известны перечислять их бессмысленно-если государству нужен флот как боевая сила то значит государство должно не боротся с чиновниками а так изменить всю систему-от проэкта коробля до его спуска на воду-что чиновник отвечал сам за всё и полностью нёс ответственность за результат
  11. Skif83 12 июля 2014 16:10
    Если сроки ... возможно сократить, то из-за отсутствия реальной ответственности за срыв сроков для поставщиков комплектующего оборудования наладить дисциплину сроковых поставок в кооперации поставщиков с различными формами собственности и структурно-ведомственной подчиненности весьма затруднительно либо невозможно.


    Тов. Сталин умел организовывать процесс. Многие не зря в лагерях отбывали!
  12. KBPC50 12 июля 2014 18:09
    Цитата: Stypor23
    Цитата: atalef
    Ура-ура-ура!!!

    Еврей поймал золотую рыбку, она ему:
    - Отпусти, три желания исполню.
    Он ей:
    - Значит так, 200 миллиардов евро на счёт.
    - Исполнено!
    - Парк ролсройсов с многоэтажными гаражами.
    - Сделано!
    - Гарем красавиц-жен...
    - Готово!
    - Теперь второе...
    Почти по Бене! Русских из Крыма выгнать, татар выгнать , украинцев выгнать , Севастополь разоружить, во всём Крыму построить МНЕ одну большууую гостиницу , второе пусть все туристы едут ко мне в Крым
    1. Stypor23 12 июля 2014 18:35
      Цитата: KBPC50
      во всём Крыму построить МНЕ одну большууую гостиницу , второе пусть все туристы едут ко мне в Крым

      Привоз для туристов тоже не помешает.
      Stypor23
  13. Mexanik k-407 12 июля 2014 19:27
    Эти проблемы надо было решать на службе, с твердой жизненной позицией :-)
    Убей не помню крейсера с системой выхода боевых пловцов, и прочие интересности в проектах не встречал :-), да и крейсера из Северодвинска после сдачи приносили прибыль не только сдающей стороне, но и принимающей... Воплей не было у начальников, а экипаж и не слушали ...
    Mexanik k-407
  14. Monster_Fat 13 июля 2014 05:59
    Когда я слышу слово "модульность" "мне так и хочется схватить пистолет"-невольно перефразирую слова известной "темной" личности. Сейчас любят "играть" всякими новомодными словами типа "модульность", "унификация" и пр. Понятно, что это звучит очень заманчиво типа создать какую-то универсальную "платформу" и на ее основе что-то там развивать, "клепать" и пр. Как же заманчиво "унифицировать" все и вся типа, самое главное- ДЕНЬГИ СЭКОНОМИМ. Ага. Не кажется вам, что уже у нас была подобная "унификация" перед войной и все знают к чему она привела. Сейчас ситуация еще больше усугубилась развитием технологий. Дело в том, что развитие технологий идет ускоренными темпами и оружие успевает, иногда, устареть уже во время его проектирования и опытного производства. Замыкаться на какую-то "платформу", как бы удобной она не выглядела бы в перспективе на сегодняшний день-глупо, так как "платформа" эта очень быстро устареет и-за развития новых технологий, открытия и развития новых направлений и пр. Кроме того выбор "платформы" может оказаться ошибочным, так как критерии по которым выбирается то или вооружение сейчас меняются очень быстро.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня