Проект бронекатера «Гюрза»

Проект бронекатера «Гюрза»


Российские и украинские верфи имеют многолетний опыт проектных работ, строительства и модернизации речных боевых кораблей различных классов и размеров. С начала двадцатого века на них построено несколько сотен таких кораблей - в том числе канонерские лодки, артиллерийские бронекатера, тральщики и другие. Адаптировали их к боевым действиям на великих русских реках, каналах, внутренних больших озерах и мелководных районах моря, как, например, Финский залив - акватория усеяна тысячами мелких островов и скал. Все эти корабли успешно сдали экзамен в реальных боевых действиях в ходе первой мировой, гражданской войнах, локальных конфликтах на Дальнем Востоке и во второй мировой войне. Компактный и универсальный дизайн в сочетании с мощным вооружением чрезвычайно эффективны при развертывании собственной армии, в частности, на основных направлениях атак, таких как во время маньчжурской операции в августе 1945 года.

Богатые традиции


В послевоенный период на территории Украины многие суда были построены на двух верфях – в Николаеве и Керчи. После 1967 года обе верфи сделали несколько серий, в общей сложности 120 бронированных катеров проекта 1204 «Шмель». Изначально эти катера были вооружены одной 76-мм короткой танковой пушкой, установленной в башне от танка ПТ-76, и двумя 14,5-мм пулеметами 2M6, расположенными внутри одной башни. Все катера проекта «Шмель» составили костяк пограничных войск КГБ СССР в 70-80-х годах и использовались на Дунае, Амударье, Амуре, Уссури и других реках. В настоящее время небольшое количество этих катеров составляют парк российских и украинских пограничников. Распад СССР и роспуск Варшавского договора в начале 90-х годов вызвали приостановку всех серьезных концептуальных работ на современных речных судах во главе с морским конструкторским бюро в Санкт-Петербурге.

После провозглашения независимости Украины все бывшие советские верфи и компании оборонно-промышленного комплекса были переданы новому правительству в Киеве. Крупнейший научно-исследовательский и проектный центр расположен в Николаеве. В настоящее время он известен под названием SRDSC (State Research&Design Shipbuilding Centre, Казенное предприятие «Исследовательско-проектный центр кораблестроения») и работает на многих верфях, в частности, в Николаеве, Киеве, Очакове, Севастополе, Феодосии и Керчи. С 1992 года SRDSC подготовлено много проектов высокотехнологичных военных кораблей, включая эсминцы, фрегаты, корветы, катера пограничных войск и т.д. Большинство этих проектов так и остались проектами из-за хронической нехватки средств в Украине. Предприятием было построено только относительно небольшое количество очень мелких суден для отечественной и зарубежной береговой охраны.

Несколько проектов SRDSC были представлены на выставке оборонной промышленности в 1997 году в городе Кельце.

Позже SRDSC представил два проекта мелких катеров, первый модернизированный, а второй совершенно новый.

Первый проект, названный "Кайман 50", представлял собой усовершенствованный вариант проекта 1204M. Данный катер приводится в движение двумя новыми дизельными двигателями, вооружен двумя бронированными башнями БМП: на носу машины - БМП-3, а в кормовой части - БМП-2.

Проект бронекатера «Гюрза»


Второй проект имеет название "Гюрза" (Desert Viper). Это катер нового поколения, он оснащен современными элементами технологии стелс. Основу его вооружения также составляют башни: от БМП-2 на носу и на корме от БТР-70/80.

По имеющимся данным, наибольший интерес к покупке катеров этих двух проектов проявляет правительство Узбекистана, которое стремится к укреплению охраны государственных границ. Первоначально предусматривалась закупка узбекским МО в первую очередь до 10-15 катеров Кайман проекта 50, в целях укрепления сил, действующих на реках Амударья и Сырдарья, а также в акватории Аральского моря в глубине страны. Нехватка бюджетных ресурсов в Узбекистане привела к значительному сдвигу сроков начала реализации этой амбициозной программы.

Только после событий 11 сентября 2001 года военно-политическая ситуация изменилась коренным образом. Узбекистан стал членом серьезной антитеррористической коалиции в центрально-азиатском регионе. Правительство в Ташкенте в 2001-2002 годах получило от США финансовую поддержку на общую сумму $ 215 миллионов. Какая-то часть этой суммы была потрачена на приобретение современных речных катеров, в данном случае двух бронированных артиллерийских катеров проекта Гюрза, которые были предназначены для защиты узбекско-афганской границы.

Проект бронекатера «Гюрза»


Контракт между правительством Узбекистана и верфью ОАО «Ленинская кузня» (г.Киев) был подписан 29 июня 2003 года. В конце октября 2004 года первые 2 катера на борту транспортного самолета Ан-124 Руслан были отправлены в Узбекистан.

Проект бронекатера «Гюрза»


В конце ноября 2004 года оба катера были испытаны и введены в эксплуатацию узбекской пограничной флотилии, с номерами 01 и 02. В настоящее время оба катера находятся в термезском речном порту на Амударье и выполняют задачи по противодействию незаконной миграции, контрабанде и пр.

Катер "Гюрза" имеет весьма пологую современную наружную архитектуру, с использованием элементов технологии стелс, таких как сильный наклон надстройки и стен с обеих сторон, в поперечном сечении корпуса катер имеет форму плоского шестиугольника. Это дает значительное снижение радиолокационной отражательной способности. В целях уменьшения фонового тепла выхлопные газы двигателя выводятся ниже ватерлинии. Весь корпус был разделен на шесть водонепроницаемых отсеков.

Внутри надстройки в виде усеченной восьмиугольной пирамиды расположена большая рубка с 13 иллюминаторами, изготовленными из пуленепробиваемого стекла, и оборудованная всеми необходимыми средствами навигации и связи. Конструкция катера выполнена из нескольких основных материалов, в том числе:
• судовая сталь: днище катера, транец, переборки и частично оба борта,
• многослойные, композиционные стали и алюминиевая броня, которые охватывают все стены надстройки и по бортам на высоте боевого и машинного отделений (она защищает только от 7,62 х 54R мм),
• стальные бронированные башни,
• легкий алюминиевый сплав, из которого изготовлены мачты и мелкие предметы оборудования на борту.

Катер "Гюрза" имеет высокую степень автоматизации основных систем корпуса. Эти системы включают мониторинг водонепроницаемости переборок и наличие забортной воды в каждом отсеке, автономную систему противопожарной защиты и внутреннюю сеть телевидения (CCTV). Также важную роль играет фильтрующая система вентиляции, которая позволяет производить операции в районах, зараженных химическим оружием. Внутри носовой части корпуса находятся каюты для всего экипажа, в том числе отдельная каюта для командира.

Катер работает от двух судовых дизельных двигателей украинского производства модели 459K (это морская версия двигателя танка 6ТД, используемого на Т-80УД), развивающих мощность 735 кВт каждый. Оба двигателя 459K являются дистанционно управляемыми непосредственно из рулевой рубки.

Максимальная скорость катера достигает 28 узлов (52 км/ч), но его мгновенная скорость может быть достигать 30 узлов (55 км/ч) в спокойной воде.

Внутренние топливные баки вмещают около 5 000 кг дизельного топлива, позволяющего катеру ходить на расстоянии до 540 миль (1 000 км) на экономичной скорости в 11 узлов (20 км/ч). Автономное плавание катера составляет 5-7 дней в зависимости от топливной нагрузки, наличия воды, пищи и т.д.

Вооружение

Вооружение «Гюрзы» типично для всех российских речных катеров – стандартный набор оружия, в том числе башни от БМП, разработанные в 1970-1980 годы. Это делает возможным полную совместимость с сухопутными войсками, в первую очередь с точки зрения поставок боеприпасов, запасных частей и ремонтных услуг. На баке немного перестроенная башня БМП-2, оснащенная тремя стандартными моделями оружия. Она имеет только одного члена экипажа – наводчика, а вместо сиденья командира дополнительное пространство для блока управления огнем. Главное оружие катера - автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм (Д 95), стабилизированная в двух плоскостях, стреляющая двумя типами боеприпасов: BT и осколочно-фугасными. Максимально эффективная горизонтальная дальность обоих типов выстрелов составляет 2 000 и 4 000 м. Огонь из пушки 2А42 может вестись также по различным целям дозвуковых летательных аппаратов, в связи с большим углом подъема ствола - до 74 градусов, а также высоким темпом стрельбы - до 550 выс./мин.

Проект бронекатера «Гюрза»


Кроме того, на башне катера установлены 120-мм противотанковые управляемые ракеты Фагот, предназначенные для поражения сильно бронированных машин - в основном танков, или бетонных укреплений. А также спаренный с пушкой 2А42 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Управление вооружением осуществляется электроприводами. Боекомплект составляет 600 выстрелов калибра 30 мм для 2А42, четыре тысячи патронов калибра 7,62 мм для ПКТ и не менее четырех противотанковых управляемых ракет.

На кормовой части палубы, прямо на транце, изолированное место для небольшой башни, которая обычно устанавливается на корпус колесных БТР-70. Это одноместная электроуправляемая башня, оснащенная двумя пулеметами типа КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ калибра 7,62 мм. Боекомплект составляет 1 000 выстрелов калибра 14,5 мм и 4 000 патронов калибра 7,62 мм.

Каждый член экипажа, как правило, вооружен легким личным оружием, в основном автоматом Калашникова АК-74 калибра 5,45 мм. Кроме того, на катерах возможно использование и других моделей стрелкового оружия, таких как противотанковых гранатометов РПГ-7, средств ПВО Стрела 2/Игла, автоматических гранатометов АГС 17 и т.д.

Катер оборудован очень современным набором электроники, предназначенным для обнаружения, подавления и уничтожения бронетехники, самолетов и катеров. Пассивная система WRE состоит из нескольких дымовых гранатометов и лазерных детекторов. Установленная на крыше надстройки современная оптико-электронная головка оснащена типичными для катеров датчиками, включая дневную ТВ камеру, инфракрасную камеру и лазерный дальномер. Экипаж отдельного также располагает богатым набором устройств внешней связи, которые полностью совместимы с аналогичными устройствами армий стран СНГ. Этот набор включает в себя четыре общих радиостанции, работающие в полосе HF (3 - 30 МГц) и UHF (300 - 3 000 МГц). Они используются для постоянной двусторонней связи с наземными центрами операций или тактической военной группой разного уровня - от батальона, полка и т.д.

В связи с очень небольшой осадкой - всего 90 см – катера «Гюрза» могут швартоваться непосредственно на берегу реки, где они легко могут быть замаскированы с помощью нескольких портативных материалов, таких как ветки деревьев, листьев, камыша и т. д.

Одна легко можно заметить ошибки в строительстве этих судов. Это, конечно, слишком маленькая высота и основные линии огня двух основных калибров 30 и 14,5 мм, что может привести к поражению своими пулями бортового оборудования передней и задней части корпуса.

Основные характеристики проекта артиллерийского бронекатера «Гюрза»
Стандартное водоизмещение - 30 000 кг
Нормальное водоизмещение -34 000 кг
Полное водоизмещение - 38 000 кг
Общая длина - 20,7 м
Длина по ватерлинии -19,30 м
Общая ширина - 4,85 м
Осадка стандартная - 0,84 м
Осадка полная - 0,88 м
Высота (до верхней части мачты) - 6,02 м
Главный двигатель - 2 6-цилиндровых дизельных двигателя 459K, общей мощностью 1470 кВт
Двигатель вспомогательный - дизель-генератор мощностью 17,4 кВт
Максимальная мгновенная скорость 30 узлов (55 км/ч)
Максимальная скорость - 28 узлов (52 км/ч)
Экономическая скорость - 11 узлов (20 км/ч)
Дальность плавания 216 миль на скорости 28 узлов (400 км)
400 миль при 11 узлах (740 км)
Дизельное топливо (нормальный запас) 4 000 кг
Броневая защита – обе башни 7-33 мм стальная броня, 5-10 мм сталь-алюминиевые композитные материалы (надстройка и частично борта)
Экипаж - один офицер и пять матросов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. rumpeljschtizhe 1 июля 2011 10:09
    А что унас там не самый новый и удачный бронекатер "шмель"..штук 5 осталось
    rumpeljschtizhe
  2. SuperDuck 1 июля 2011 12:45
    Если на эту хреновину посадить украинский же модуль типа Шквал, Гром или аналоги (что идут сейчас на БТР-3Е, БТР-4) которые без переделок на посадочные места БТР-70 и БМП становятся то вполне себе получится ничё вооружение. Там и 30мм автоматический гранатомёт "Пламя" и ПТУР "Комбат" и пушечка 30 мм стабилизированная, которая вертолётик может покоцать если надо ну и СУО современная. Бо для борьбы с пехотой этому катерку как раз или 76мм пушки или гранатомёта и не хватает.
    SuperDuck
  3. rumpeljschtizhe 1 июля 2011 13:08
    согласен меня тоже смущают устаревшие башни...Тем более что у хохлов они есть
    да насчет орудия тоже согласен
    Амерканцы во вьетнаме на аналогичный катер вообще ставили 105-мм гаубицу и спарку 20 мм пушек
    rumpeljschtizhe
    1. SuperDuck 1 июля 2011 13:21
      Американцы на Миконге на бронекатерах, вот на этом же сайте недавно читал, чисто автоматическими гранатомётами вьетконговцев хорошо косили. Ну думаю что учитывая совместимость по посадке этих модулей против стандартных башен то думаю это чисто вопрос комплектации и цены а не техническая проблема. Тут ещё проблема с тем что стрельба на реках идёт зачастую по прибрежным камышам/болотам, там пушечный боеприпас может и не сдетонировать в болотной жиже, а если и 30мм и сдетонирует в болоте то и лягушек не напугает, заряд слишком мал, у гранатамёта при том же калибре заряд куда больше. Если чисто браконьерские шхуны гонять под берегом то можно и пушкой обойтись, там стрельба на расстояние уже нужна, пара километров минимум.
      SuperDuck
    2. mga04 25 января 2012 12:38
      что заказали то и поставили.
      mga04
      1. Banderlos 25 января 2012 12:52
        Совершенно верно, можно поставить любой украинский боевой модуль, Катран-Штиль например.


        Поставить любой не проблема.
        Banderlos
  4. rumpeljschtizhe 1 июля 2011 14:08
    так по этому америкосы и ставили мощную гаубицу накрывать объекты на берегу самое то
    Если продолжать фантазировать то и безпилотник не помешал бы
    rumpeljschtizhe
    1. SuperDuck 1 июля 2011 15:00
      А он там есть, только он тоже незаметный wink
      SuperDuck
  5. rumpeljschtizhe 1 июля 2011 14:15
    и вместо технологии стелс лучше решоток навешать на рубку от РПГ
    rumpeljschtizhe
  6. Сергей М. 1 июля 2011 20:30
    Да, очнитесь!
    Нахрен на реках и в их устье и в море на удалении до 5 км технологии "стелс"
    Уж с берега тогда рубить врага.
    Кому-то это надо.

    "бронекатер" - с 5-10 мм композитной "брони" рубки и штатной броней - противопульной от БМП-2.

    А кто спросил, какая у него - этого катера мореходность и вообще - Ж ИВУЧЕСТЬ?

    Всю эту тему пора грохнуть. Время его убито. От РПГ или подствольника к АКМ его ничто не спасет.

    Есть скоростные катера ЦМКБ " Алмаз", Нижегородского - ЗПКБ и многих по стране.
    Хорош трындеть
    Сергей М.
    1. slan 1 июля 2011 21:21
      Тоже не очень понял зачем это. Воевать на нем- потопят на счет два, патрулировать- разве что резиновую лодку догонишь. Технологии стелс.. я конечно не специалист, но конструкторы и авторы статьи явно что то злоупотребили..
      slan
  7. rumpeljschtizhe 2 июля 2011 12:02
    ...а мне кажется что бронекатера нужны в этом регионе я не считаю что это основная ударная дела. (а техология стелс на нем это отлукавого)
    Но в случае конфликта в этом регионе там не будет большой плотности войск (за каждым кустом вдоль берега не будет сидеть гранатометчик или танк)
    Вертолеты использоваться будут не самым современным вооружением и системой наведения и вполне может оказаться бронекатера пригодятся
    rumpeljschtizhe
    1. Hans Grohman 31 января 2012 20:50
      Цитата: rumpeljschtizhe
      а мне кажется что бронекатера нужны в этом регионе

      Солидарен с Вами в этом вопросе, скажу больше - нужны не только в этом регионе но и во многих других. Вообще, считаю бронекатера незаслуженно забытым и списанным со счетов видом вооружений. Вот только то, что описано в этой статье, бронекатером можно назвать с большой натяжкой, я бы сказал, что это "бронеяхта" wink тому есть причины:
      - Откровенно слабое бронирование;
      - Слабое вооружение (впрочем, для ПВ, наверное, сгодится);
      - Большая осадка (как для такой защиты);
      - Недостаточная экономичность.

      Неизвестна мореходность, стоимость и отсутствие/наличие десантного отсека.

      Впрочем, к достоинствам, я бы отнес танковые двигатели, приемлемая дальность, малочисленный экипаж.

      Как-то так.
      Hans Grohman
  8. nnz226 21 октября 2011 18:13
    Вооружать "узбекистон" бронекатерами - это что-то!!! Была "подводная лодка в степях украины", мало стало, появился "бронекатер в пустыне Каракум!" и с кем оне воевать будут, особенно в высыхающем Арале???
  9. казак волгский 6 мая 2015 21:38
    симпатичный кораблик.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня