Немецкие подводные лодки XXI серии

Немецкие подводные лодки XXI серии

Германские подводные лодки XXI серии, без преувеличения, являются лучшими в мире кораблями этого класса той эпохи. Во всех ведущих военно-морских державах они стали образцом для подражания. Что же в них было революционного? Создание подлодок XXI серии началось в 1943 г. Тогда тактика «волчьих стай», основанная на групповых ночных атаках подлодок, которые действовали из надводного положения, перестала приносить результаты. Лодки, преследующие конвои в надводном положении, обнаруживались с помощью радаров и подвергались упреждающим контратакам. Подводные лодки, вынужденные действовать из надводного положения, так как в подводном они уступали конвоям в скорости хода и имели ограниченный запас энергоресурсов, обрекались на проигрыш.

Немецкие подводные лодки XXI серии
Устройство подводной лодки XXI серии:
а - продольный разрез; б - расположение гребных электродвигателей; в - план палубы.

1 - вертикальный руль; 2 - обтекатель гидроакустической станции (ГАС) «Sp-Anlage»; 3 - контейнеры спасательных плотов; 4 - электродвигатель подкрадывания; 5 - устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»); 6 - дизель; 7 - жилые помещения; 8 - шахта подачи воздуха для дизелей; 9 - кранцы первых выстрелов; 10 - 20-мм артиллерийская установка; 11 - газовыхлопная шахта; 12 - выдвижная мачта радиоантенны; 13 - антенна радиолокационной станции; 14,15 - командирский и навигационный перископы; 16 - обтекатель ГАС «S-Basis»; 17 - торпедопогрузочный люк; 18 - запасная торпеда; 19 - торпедный аппарат; 20 - обтекатель ГАС «GHG-Anlage»; 21 - аккумуляторные ямы; 22 - редуктор гребного вала; 23 - гребной электродвигатель; 24 - рубка гидроакустики; 25 - радиорубка; 26 - центральный пост; 27 - стабилизатор; 28 - кормовые горизонтальные рули


Решение проблемы лежало в кардинальном улучшении качества подводной лодки, причем именно качества подводного корабля. А это можно было обеспечить только созданием мощной энергетической установки и источников энергии большой емкости, не требующих атмосферного воздуха. Однако работы над новыми газотурбинными двигателями шли медленно, и тогда приняли компромиссное решение — создать дизель-электрическую подводную лодку, но все усилия сосредоточив прежде всего на достижении наилучших показателей элементов подводного плавания.

Особенностью новой лодки стало применение мощных электродвигателей (в 5 раз больше, чем у предшествующих больших подлодок IX серии, имевших такое же водоизмещение) и аккумуляторных батарей с увеличенным втрое количеством групп элементов. Предполагалось, что сочетание этих отработанных решений и совершенной гидродинамики обеспечит подлодке необходимые подводные качества.

Подлодка изначально оснащалась усовершенствованным устройством для работы дизеля под водой «шнорхель». Это позволяло лодке, находясь под перископом и резко сократив свою радиолокационную заметность, заряжать аккумуляторную батарею, совершая переходы под дизелями. Приближение ведущих поиск противолодочных кораблей обнаруживалось подводной лодкой с помощью установленной на «шнорхеле» антенны приемника сигналов работающих радиолокационных станций. Комбинация этих двух устройств на одной выдвижной мачте позволяла своевременно предупреждать подводников о появлении противника и уклоняться от него погружением на глубину.

Общая масса аккумуляторной установки составила 225 т, а ее доля в водоизмещении достигла 14 %. Кроме того, емкость элементов, ранее созданных для подлодок IX серии, была повышена за счет применения более тонких пластин на 24 % в режиме двухчасового разряда или на 18 % двадцатичасового разряда. Однако при этом срок службы аккумуляторов сократился вдвое — с 2—2,5 до 1—1,5 года, что примерно соответствовало среднестатистической «продолжительности жизни» участвующих в боевых действиях подводных лодок. В этомотношении лодки XXI серии рассматривались проектантами как корабли военного времени, в качестве своеобразного «расходного оружия» с относительно коротким жизненным циклом, такое же как танк или самолет. Они не имели избыточных ресурсов, характерных для кораблей мирного времени, находящихся в строю 25—30 лет.

Размещение столь мощной аккумуляторной батареи стало возможно только благодаря оригинальной форме прочного корпуса с поперечными сечениями в виде «восьмерки». На лодках XXI серии аккумуляторные ямы занимали около трети длины прочного корпуса и располагались в два яруса — в нижнем сегменте «восьмерки» и над ним, с центральным проходом между аккумуляторами.

Прочный корпус подводной лодки XXI серии делился на 7 отсеков. Но, в отличие от предшествующих лодок VII и IX серий, в ней отказались от выделения сферическими переборками повышенной прочности отсеков-убежищ, которыми, как правило, являлись концевые отсеки и отсек центрального поста. Опыт войны показал, что в условиях боевых действий концепция спасения подводников из отсеков-убежищ практически нереализуема, особенно для лодок океанской зоны. Отказ от отсеков-убежищ позволил избежать технологических и компоновочных издержек, связанных со сферическими переборками.

Принятые для достижения высоких скоростных качеств обводы кормовой оконечности не позволяли разместить кормовые аппараты. Но это никак не влияло на способы применения новых подлодок. Предполагалось, что, обнаружив конвой, она должна занять позицию впереди него, а затем, сближаясь в подводном положении на максимально возможной скорости, прорвать охранение и занять место под судами внутри ордера (взаимного расположения кораблей на переходе морем и во время боя). Затем, двигаясь вместе с судами конвоя на глубине 30—45м и прикрываясь ими от противолодочных кораблей, лодка, не всплывая, выполняла атаки самонаводящимися торпедами. Расстреляв боезапас, она уходила на большую глубину и малошумным ходом уклонялась в корму от конвоя.

Артиллерийское вооружение предназначалось только для противовоздушной самообороны. Две спаренные 20-мм артустановки располагались в башенках, органично вписанных в обводы ограждения рубки. В отличие от предшествующих кораблей подлодки XXI серии впервые оборудовались устройством быстрого заряжания, позволявшим перезарядить все торпедные аппараты за 4—5 минут. Таким образом, технически стало возможно выполнить стрельбу полным боекомплектом (4 залпа) менее чем за полчаса. Это становилось особенно ценным при атаках конвоев, требующих большого расхода боезапаса. Глубину торпедной стрельбы довели до 30—45м, что диктовалось требованиями обеспечения безопасности от таранных ударов и столкновений при нахождении лодки в центре ордера, а также соответствовало оптимальным условиям работы средств наблюдения и целеуказания при выполнении бесперископных атак.

Основу гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция, антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась под каплеобразным обтекателем в килевой части носовой оконечности, и гидролокационная станция с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось на шумопеленгаторной станции, а точное — целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-подводы по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.

Для обнаружения наиболее опасных противников — противолодочных самолетов — лодка вооружалась радиолокационной станцией (РЛС), которая использовалась только в надводном положении. Впоследствии на лодках, намечавшихся к сдаче флоту летом 1945 г., планировалось устанавливать новую РЛС с антенной на выдвижной мачте, поднимавшейся в перископном положении.

Большое внимание было уделено гидродинамическим качествам. Форма корпуса обеспечивала малое сопротивление в подводном положении, но в то же время позволяла сохранить и хорошие надводные мореходные качества. Выступающие части сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге, по сравнению с предыдущими большими подлодками серии IXD/42, адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более чем в 3 раза (156 против 49).

Рост скорости подводного хода потребовал увеличения устойчивости подлодки в вертикальной плоскости. Для этого в состав кормового оперения ввели горизонтальные стабилизаторы. Примененная схема кормового оперения оказалась весьма удачной. В послевоенный период она получила широкое распространение и была применена на ряде дизельных, а затем и атомных подлодок первого поколения.

Гидродинамическое совершенство благоприятно сказалось на подводной шумности корабля. Как показали послевоенные испытания, проведенные ВМС США, шумность лодок XXI серии при движении под главными электродвигателями со скоростью 15 узлов была эквивалентна шумности американских подлодок, идущих со скоростью 8 узлов. При движении со скоростью 5,5 узла под электродвигателями подкрадывания шумность германской подлодки была сопоставима с шумностью американских лодок на самом малом ходу (около 2 узлов). На малошумном режиме движения лодки XXI серии в несколько раз превосходили в дальности взаимного гидроакустического обнаружения эсминцы, охранявшие конвои.

Предусматривались специальные меры по существенному улучшению обитаемости новых подводных лодок. Понимая, что в условиях длительного крейсерства боеспособность подлодки во многом зависит от физического состояния и самочувствия экипажа, конструкторы применили на них такие новинки, как кондиционирование воздуха и водоопреснительную установку. Ликвидировалась система «теплых» коек, и каждый подводник получал свое индивидуальное спальное место. Были созданы благоприятные условия для несения службы и отдыха экипажа.

Традиционно большое внимание германские конструкторы уделяли эргономическим факторам — удобству работы экипажа, наиболее эффективному боевому использованию им технических средств. Степень продуманности этих «деталей» характеризует такой пример. Маховики на клапанах корабельных систем в зависимости от назначения имели свою, отличную от других, форму (например, маховики клапанов на магистралях, выходящих за борт, имели рукояти с шаровой наделкой). Такая, казалось бы, мелочь позволяла подводникам в аварийной ситуации даже в полной темноте действовать безошибочно, на ощупь управляя клапанами и перекрывая или пуская в действие необходимые системы.

До завершения Второй мировой войны германская промышленность за 1944— 1945 гг. передала флоту 121 подлодку XXI серии. Однако только одна из них 30 апреля 1945 г. вышла в свой первый боевой поход. Это объясняется тем, что после выхода подлодки из завода предусматривалась 3-месячные испытания, а затем еще 6-месячный курс боевой подготовки. Даже агония последних месяцев войны не смогла нарушить это правило.

Немецкие подводные лодки XXI серии

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. seregatara1969 14 июля 2014 10:17
    немец-справный солдат
  2. DevilDog85 14 июля 2014 10:46
    Сразу вспомнился т72 Б3 с его "эргономикой и удобством" - беда что конструкторам плевать на интересы солдат...
  3. askold 14 июля 2014 11:32
    О как,-понастроить то понастроили,а воспользоваться не успели.Как говорят русские:"Дорога ложка к обеду..."Опасный был бы противник.
    1. pilot8878 14 июля 2014 12:25
      Не просто опасный - эти лодки и вправду произвели революцию. Они изменили саму концепцию применения ПЛ. Но на ход войны, слава Богу, оказать влияние они уже не могли, оставшись без баз, снабжения, ремонта.
      1. Nayhas 14 июля 2014 23:12
        Цитата: pilot8878
        Не просто опасный - эти лодки и вправду произвели революцию.

        Да ладно вам, так уж и революцию... Революцию произвела ДЭПЛ USS Albacore, а XXI просто вершина совершенства ПЛ того периода...
        1. pilot8878 18 октября 2014 02:28
          Дело в том, что американцы первыми смогли ТЕХНИЧЕСКИ исполнить то, что немцы закладывали при проектировании электроботов. Революционна сама идея: подводная лодка впервые создана именно для использования ПОД водой. В условиях господства союзников в воздухе, широкого применения радаров, чтобы выжить лодка должна находиться под водой. Поэтому ещё на стадии проектирования была предусмотрена установка шнорхеля, нанесение звукоизолирующего покрытия, форма корпуса была более обтекаемой (из-за чего, опять же, впервые скорость подводного хода была выше, чем надводного), весь запас торпед был помещен внутрь прочного корпуса. Было много чего ещё. В принципе, часть новшеств встречалась и ранее, но в едином комплексе - нет. Именно это и сделало данную лодку революционной. Как с Т-34: НИ ЕДИНОГО абсолютно нового решения, но в комплексе - лучший танк той войны, кто бы что ни говорил.
          Да, кстати, Albacore и строился американцами как развитие идей и под впечатлением XXI, испытанной ими после войны. Трофей их очень впечатлил.
  4. григорьевич 14 июля 2014 13:28
    Хороши были немецкие инженеры-конструкторы,да и исполнение:поставить на поток и изготовить такое количество подлодок за время войны.И это при дефиците ресурсов и бомбардировках.
  5. Bongo 14 июля 2014 15:12
    Немецкие разработки в области ПЛ были использованы нашими конструкторами при создании отечественных послевоенных пр.611 и пр.613.
    1. gregor6549 14 июля 2014 17:11
      Вот в этом и была особая ценность немецкого проекта!
    2. sub307 14 июля 2014 22:54
      Именно так: на базе этого немецкого проекта была "сделана" самая массовая серия ПЛПЛ 613пр.(средняя ПЛ) во всевозможных вариантах(модификациях). 611 проект - юольшая океанская поводная лодка.
    3. Комментарий был удален.
  6. c3r 15 июля 2014 00:25
    Статья хорошая, безусловный+. Немцы много чего прорывного в ту войну придумали:оперативно-тактическое применение мобильных танковых подразделений, клиньями рассекающих оборону противника, хорошие самолеты и ракеты среднего радиуса действия,серьезные танки,инновационные подводные лодки, даже ядерное оружие по слухам чуть было не произвели.Умные-да;Работящие-да;с хорошей организацией-опять да. НУ И ПОМОГЛО ИМ ЭТО?
    c3r
  7. xomaNN 15 июля 2014 15:40
    С интересом статью прочитал. Действительно опыт немецкого подводного судостроения во многом определи путь и американского и советского судпрома.
  8. Bene valete 15 июля 2014 17:03
    Цитата: xomaNN
    С интересом статью прочитал. Действительно опыт немецкого подводного судостроения во многом определи путь и американского и советского судпрома.

    Не только определили, но использовали на пр.611 и 613. И по сути немецкие наработки служили России вплоть до 70-х годов в качестве прототипов.
  9. mina 15 июля 2014 19:42
    Цитата: sub307
    на базе этого немецкого проекта была "сделана" самая массовая серия ПЛПЛ 613пр.(средняя ПЛ) во всевозможных вариантах(модификациях). 611 проект - юольшая океанская поводная лодка.

    никакой "базы" не было, опыт использовался, ряд элементов - дизеля, дизель-компрессоры - копировались, но проекты совершенно разные
  10. Горный стрелок 16 июля 2014 17:38
    Усли бы вся эта армада вывалилась в океан, союзникам было бы весело. Но как и реактивный мессершмидт 262, они опоздали к раздаче. Что не умаляет достоинства инженеров.
  11. bk0010 17 июля 2014 00:18
    Цитата: Горный стрелок
    Усли бы вся эта армада вывалилась в океан, союзникам было бы весело. Но как и реактивный мессершмидт 262, они опоздали к раздаче. Что не умаляет достоинства инженеров.

    Не опоздали: их экипажи уничтожил Маринеско на С-13.
  12. ЯМЗ-238 28 июля 2015 17:50
    Революционные подлодки!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня