День основания морской авиации России

17 июля считается днем основания морской авиации ВМФ России. Именно в этот день в далеком 1916 году над Балтийским морем русские летчики одержали свою первую боевую победу. В бою приняли участие 4 гидросамолета М-9, взлетевшие с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота. В небе им противостояли 4 немецких самолета. Победа в этом воздушном бою Первой мировой войны положила начало истории отечественной морской авиации.

В России морская авиация начала развиваться с 1911 года с гидросамолетов, при этом первые машины приобретались за границей. Однако скоро отечественные конструкторы создали несколько типов летающих лодок, которые приняли участие в Первой мировой войне. Российские гидросамолеты использовались для обстрела и бомбардировки с воздуха портов и военно-морских баз, кораблей в море, а также для уничтожения самолетов противника в воздухе.

В июле 1917 года в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе флота впервые появились две отдельные воздушные дивизии — одна на Черном море, другая на Балтике. После 1917 года на Балтийском флоте начала формирование отдельная воздушная бригада особого назначения. Позднее отдельные отряды гидросамолетов появились и в составе Каспийской, Волжской и других флотилий. Всего же на всех фронтах гражданской войны использовалось 19 авиационных морских отрядов.


В 1930-е годы, когда вся страна «болела» Арктикой и следила за судьбой челюскинцев, именно морские летчики приняли активное участие в спасении полярной экспедиции. За спасение полярников Золотая звезда Героя Советского Союза была вручена Анатолию Васильевичу Ляпидевскому, который являлся воспитанником именно морской авиации.


Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов авиация советского флота стала первой, кому удалось нанести удар по Берлину. Она стала главной угрозой для немецко-фашистских захватчиков в войне на море. В годы Великой Отечественной войны морские летчики выполнили более 35 тысяч боевых вылетов на различные задания. В воздушных боях с противником и на аэродромах они уничтожили более 5,5 тысячи самолетов врага. От ударов летчиков морской авиации Германия и ее союзники потеряли на море 407 боевых кораблей, а также 371 транспорт с войсками и грузами. Это составляет 2/3 общих потерь противника от воздействия советского Военно-морского флота. С тех пор роль морской авиации ВМФ России только увеличивалась.

Уже в послевоенные годы морская авиация продолжила совершенствоваться, оттачивая свое боевое мастерство и осваивая новую поступающую на вооружение технику. Именно летчик-североморец в 1961 году первым проложил путь человечества к звездам. В это же время в стране появились новые рода морской авиации — морская противолодочная и ракетоносная, шло совершенствование морской разведывательной авиации. Принципиально новым направлением для флота стало появление в его составе самолетов корабельного базирования вертикального взлета и посадки, а также постройка первых авианесущих крейсеров «Минск», «Киев» и «Новороссийск». В дальнейшем появление палубной истребительной авиации, главным предназначением которой является прикрытие группировок флота в море, стало эпохальным событием в развитии отечественной морской авиации.

В настоящее время ВМФ России располагает в своем составе боеспособными пилотами истребительной авиации, а также экипажами вертолетов корабельного базирования. Традиции прославленных морских летчиков-ветеранов бережно хранит и преумножает сегодняшнее поколение морских авиаторов, которые продолжают нести службу и самоотверженно трудиться над укреплением боеготовности отечественного морского флота.


Сегодня на вооружении морской авиации России находятся современные реактивные самолеты и различные вертолеты. Собственной авиацией располагают все 4 флота нашей страны: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский. При этом морская авиация продолжает оставаться одним из наиболее маневренных родов войск в составе российского военно-морского флота, который может действовать как во взаимодействии с другими родами войск, так и полностью самостоятельно.

Морская авиация — это отдельный род сил ВМФ России. Она предназначена для поиска и последующего уничтожения десантных отрядов противника, его боевых сил флота, морских конвоев и одиночных судов как в море, так и в морских базах. Помимо этого, морская авиация обеспечивает прикрытие объектов флота и группировок кораблей от вражеских воздушных ударов, занимается уничтожением воздушных целей: самолетов, вертолетов и крылатых ракет противника. Также морская авиация осуществляет ведение воздушной разведки, наведения на корабли противника собственных ударных сил и выдачу им необходимых целеуказаний. Морская авиация может быть привлечена для постановки минных заграждений, осуществления противоминных действий, воздушной перевозки и десантирования войск и грузов, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), осуществления поисково-спасательных работ на море. Основу ее сегодня составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

Функционально морская авиация России подразделяется на рода авиации: истребительную, морскую ракетоносную, противолодочную, разведывательного и вспомогательного назначения (РЭБ, дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, обеспечения управления и связи, противоминную, транспортную, поисково-спасательную, санитарную, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе). Морская авиация может базироваться на авианесущих кораблях и аэродромах. По месту базирования ее подразделяют на авиацию берегового базирования и палубную авиацию.

День основания морской авиации России

Подавляющая часть российской морской авиации имеет береговое базирование. В настоящее время в состав российского флота входит лишь один авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». По состоянию на 2014 год российская корабельная авиация представлена четырьмя типами самолетов: истребителями Су-33 и МиГ-29К, а также учебно-тренировочными машинами Су-25УТГ и учебно-боевыми самолетами МиГ-29КУБ. Все они во время походов могут базироваться на палубе российского авианосца вместе с вертолетами Ка-27 и Ка-29.

В настоящее время российская морская авиация пополняется новинками, к которым можно отнести и самолеты МиГ-29К, которые должны полностью сменить самолеты Су-33 на борту «Кузнецова». Помимо этого, 15 июля 2014 года ВМФ России был передан первый серийный самолет Ил-38Н, который является модернизацией патрульного и противолодочного самолета еще советского производства. Модернизированный Ил-38Н был оснащен новым прицельно-навигационным комплексом «Новелла-П-38». Ил-38Н был построен в рамках первого контракта, который был заключен между Минобороны РФ и ОАК. Всего по контракту российские военные должны получить 5 таких самолетов. Первый серийный самолет данного типа был передан центру боевой подготовки и переучивания летного состава морской авиации, расположенному в Ейске. В настоящее время здесь уже идет подготовка бортовых операторов и летчиков для Ил-38Н.

В отличие от оригинальной машины, обновленный Ил-38Н оснащен современной цифровой аппаратурой, которая существенно расширяет возможности данного самолета. Машина может использоваться для слежения за надводными и подводными кораблями противника, патрулирования российской экономической зоны, проведения поисково-спасательных операций на море. Аппаратура модернизированного самолета обладает открытой архитектурой, что позволяет в любое время дополнить ее разного рода оборудованием в зависимости от стоящих перед самолетом задач. Во время модернизации Ил-38Н прошел также капремонт, что позволило продлить срок службы самолета еще на 20-25 лет. В общей сложности на вооружении ВМФ России сегодня находится около 40 самолетов данного типа, 28 из них планируется модернизировать до 2020 года.

По материалам открытых источников.
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. cerbuk6155 17 июля 2014 09:44
    Всех настоящих патриотов РОССИИ с праздником! soldier
    1. Гигант мысли 17 июля 2014 09:49
      С праздником вас, уважаемые морские авиаторы! Желаем вам удачных полётов и надёжной защиты наших морских границ.
      1. Дюк 17 июля 2014 09:58
        17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года была одержана первая победа российских морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем.
        В этот день четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота провели воздушный бой над морем для защиты от ударов германских самолетов русской военно‑морской базы на острове Сааремаа. Во время боя два кайзеровских самолета были сбиты, а два других обратились в бегство. Русские летчики вернулись без потерь. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно‑морского флота.
        Однако события, связанные с зарождением морской авиации России, происходили задолго до этой даты. С появлением первых боевых самолетов морским специалистам стало понятно значение авиации в вооруженной борьбе на море. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года ‑ первый полет на самолете‑амфибии "Канар". Первый в России поплавковый самолет в феврале 1911 года построил инженер Яков Гаккель.
        Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.
        В 1913 году производство аэропланов, в том числе гидросамолетов, было поставлено на промышленную основу во Франции, Германии, России, Италии и Англии. В России было создано пять авиационных заводов, и в том же 1913 году было построено уже 270 самолетов.
        В 1913-1914 годах в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота. В тот же период проведены первые полеты русского гидросамолета С-10 Игоря Сикорского.
        Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки. Это объясняется дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.
        К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.
        1. avt 17 июля 2014 10:18
          Цитата: Дюк
          17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года была одержана первая победа российских морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем.

          А еще перед войной морской летчик Мациевич предложил идею палубной авиации и даже получил под это дело старый броненосец типа ,,адмирал Спиридов" .НО погиб в авиакатастрофе и дело заглохло . О так бы еще раньше американца ,что на ,,Кертисе" взлетел с импровизированной платформы на башне ,был бы первый полет в России!
          Цитата: Молот 75
          С ПРАЗДНИКОМ!!!

          drinks
          avt
          1. cosmos111 17 июля 2014 11:47
            С праздником морские летуны!!!!

            вы покорители ,двух сред моря и воздушного пространства!!!!

            выпьем ,за ВАС drinks ,пусть число вылетов ,всегда будет ,равняться,числу посадок!!!
            клик


            а где самолёты request ????(шутка)))
            1. SSeT 17 июля 2014 19:47
              Шикарный кадр! good
    2. Комментарий был удален.
    3. dizelniy 17 июля 2014 12:12
      Т.А. Апакидзе вспомните, модераторы, прости вас Господи.
      dizelniy
    4. Самаритянин 18 июля 2014 00:26
      С праздником и Мирного неба!
  2. Молот 75 17 июля 2014 09:48
    С ПРАЗДНИКОМ!!!
    1. ya.seliwerstov2013 17 июля 2014 09:52
      Воздух и море стихия твоя,
      Поздравить, дружище, спешу тебя я,
      С днем авиации славной морской!
      Профессией славной, и точно мужской
      Прекрасно владеешь. Так будь же силен,
      В работу свою непременно влюблен!
      Везет пусть всегда тебе, милый мой друг,
      Друзья пусть надежные будут вокруг!
  3. Тот же ЛЕХА 17 июля 2014 09:48
    МОИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ МОРСКИМ ЛЕТУНАМ!!!!!

    Почаще летайте у границ наших заклятых друзей и хе хе ...партнеров,пущай памперсы они почаще меняют.
  4. mig31 17 июля 2014 09:50
    Приходилось баражировать над гладью морей и океанов,так что всех Россиян с праздником защитников неба с моря!!!
  5. Vik.Tor 17 июля 2014 09:52
    Хотелось бы, чтоб востановление морской авиации шло ударными темпами,особливо с возвращением Крыма.Ну и конечно с праздником Мужики!!!
    Vik.Tor
  6. Полланг 17 июля 2014 09:52
    Можно было бы и художественный фильм снять или даже серию картин про авиацию флота. А в заключительной серии был бы сюжет про наш авианосец и как два КБ проводили на нм испытания. Типа Государственной границы, вот такой сериал.
    1. 0255 17 июля 2014 18:24
      Боюсь что наши режиссеры как снимут такой фильм, то получится второй "Сталинград". Сейчас у нас модно ругать свою историю(((
  7. Про100Игорь 17 июля 2014 10:03
    Всех коллег по нашей родной Морской авиации- с праздником, друзья. Пусть количество взлетов всегда совпадает с количеством посадок. Летного долго летия и всех благ, земных и неземных. Это наш праздник! drinks
  8. P-38 17 июля 2014 10:08
    Летайте красиво и счастливо
    P-38
  9. Nayhas 17 июля 2014 10:10
    К сожалению морская авиация никогда не была в фаворитах у руководства ВС СССР и уж тем более РФ... Сейчас можно сказать что она находится в плачевном состоянии, противолодочная авиация вообще вымирает как класс, Ил-38 проблем не решает, а только продляет агонию... При том что угроз с моря не меньше чем с суши. Я всегда считал, что летчики морской авиации классом выше сухопутных ибо в тех условиях что они летают быть недопрофессионалом невозможно, никто с земли не подскажет, никто не скорректирует курс, никто не спасет в случае чего...
    Люди героической профессии! Поздравляю!
  10. Роман 1977 17 июля 2014 11:00
    С праздником Вас, морские летуны drinks и чтобы количество Ваших взлетов, всегда равнялось количеству посадок!!! good soldier


  11. Прапор Афоня 17 июля 2014 11:05
    С праздником крылатые моряки!
  12. Баракуда 17 июля 2014 11:48
    У моего друга отец на таком небо бороздил
  13. Kulneff2009 17 июля 2014 13:11
    С праздником!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  14. Shkolnik 17 июля 2014 13:43
    С праздником, товарищи!
    А также развития и процветания МА России!!
    Shkolnik
  15. marder4 17 июля 2014 13:45
    с праздником, мореманы-летуны!!! drinks
  16. klaus16 17 июля 2014 14:48
    От майора в запасе авиация ТОФ (Ка-27) - с праздником, летуны!!!!
  17. Maksud 17 июля 2014 14:49
    Су-33 (Су-27К) - многоцелевой корабельный истребитель палубного базирования, горизонтального взлета и посадки, со складыванием крыла и горизонтального оперения для ангарного...
    Самолет был создан для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника и оборудован системой дозаправки и передачи топлива в полете.
    С 1989 года на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А.Гагарина началось производство установочной партии Су-27К. Облет первого серийного самолета состоялся в феврале 1990 года. Государственные испытания Су-27К проводились в 1991-1994 гг.В апреле 1993 года с КнААПО авиации Северного флота была передана первая партия корабельных истребителей. 31 августа 1998 года указом президента РФ Су-27К был принят на вооружение под обозначением Су-33.
    Семнадцатого июля под Псковом в ходе показательных выступлений, посвященных 85-летию Военно-морской авиации, разбился истребитель Су-33, пилотируемый заместителем командующего военно-морской авиацией генерал-майором Тимуром Апакидзе. В 2013 г. на КнААзе (бывш. КнААПО) был открыт памятник Су-33, посвященный Т. Апакидзе.

    Тает под крылом морская гладь
    От воды туманы отрывая.
    И прибив на мне седую прядь
    От меня корабль укрывает.

    Знаю, где-то в море полоса,
    У нее стальные есть троса,
    У нее крутой и резкий нрав,
    Там решится прав ты или не прав.

    Работа, как у снайпера, моя,
    Задача, как его - не промахнуться.
    Моя мишень - на теле корабля
    И к ней я должен гаком прикоснуться.

    Как магнитом манит полоса,
    Там на ней натянуты троса.
    РВП молчит - хороший знак,
    Значит, куда надо, ляжет гак.

    От напряженья - мокрая спина,
    Как ювелир точу свою глиссаду.
    Корабль с нетерпеньем ждет меня,
    Hе торопите - непременно сяду !

    Как магнитом манит полоса,
    Словно нервы подняты троса.
    Ветер слева - будет мне уроком,
    Я на срез выскакиваю боком.

    Корабль металлом рухнул на меня,
    Посадку подтверждая с упоеньем.
    Hо лишь зацеп - венец всему и вся,
    В душе моей родит успокоенье.

    Подо мной играет полоса,
    Позади остались все троса.
    Лишь один за мною увязался,
    Только б он теперь не оборвался.

    И вот уже посадка позади,
    Я в должном месте палубы коснулся.
    А тех моих, что будут впереди,
    Мне пожелайте - чтоб не промахнулся !

    Как и прежде манит полоса,
    Поперек натянуты троса.
    РВП молчит - хороший знак,
    Значит, куда надо, ляжет гак.

    Как и прежде манит полоса,
    Поперек натянуты троса.
    РВП молчит - хороший знак,
    Значит, куда надо, ляжет гак...
    слова Т. Апакидзе.
  18. Maksud 17 июля 2014 14:55
    Самолёт с бортовым номером 64 напоминает нам об Апакидзе, чьё фото помещено на борт (см. выше).
    1. Maksud 18 июля 2014 13:17
      Ребята! Ошибся. Бортовой номер на памятнике -70. Сегодня лично проверил.
  19. Волхoв 17 июля 2014 15:31
    А вдруг на праздник Китай подарит авианосец с 4 эсминцами... типа вернёт на родину в обмен на газ?
    Ведь зачем-то Су-33 отдали в ремонт и Миг-29К в ЛИИ некрашеные летают...
    Волхoв
  20. КИРОН 17 июля 2014 17:46
    С Праздником,парни!Завидую.
    КИРОН
  21. Сергей-72 17 июля 2014 18:41
    Ребята с праздником. Как говорится: "...поменьше ранних подъемов, ночных тревог и боевых потерь". Счастья и благополучия в Ваших домах.
  22. andrei332809 17 июля 2014 20:24
    С Праздником!если б вы ещё,гады,не грохотали в 7 утра,когда мне 20 лет,и не перрутиоравали до ''посадки'' хвоста промеж пятиэтажек,я б вам...даже шила плеснул бы
  23. chunga-changa 17 июля 2014 21:27
    Як-38, ночные полёты по грохоту напоминали запуск ракеты с Байконура.
  24. митридат 17 июля 2014 22:21
    с праздником!
  25. Inok10 17 июля 2014 22:44
    ... С Праздником ! .. Мужики, еще одна полоса для вас "оживет" в ближайшем будущем, 2 км. ВПП и спуски для гидросамолетов .. :)..
  26. 9lvariag 18 июля 2014 01:27
    Всех авиаторов ВВС ВМФ, с праздником. Удачи, мирного неба чистого и голубого. Поздравляем всех служащих Морской авиации с праздником. Примите поздравления от крымчан.
  27. Челдон 18 июля 2014 08:08
    С праздником! Только жаль, что палубных летчиков у нас меньше космонавтов.
    Челдон
  28. Про100Игорь 23 июля 2014 17:15
    Вот это повадка летчика В М Ф.
Картина дня