ВМФ получил первый серийный Ил-38Н

33
14 июля ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» объявило о завершении ремонта и модернизации противолодочного самолета Ил-38Н. В ходе последних работ специалисты организации провели ремонт строевого самолета Ил-38, а также модернизировали его, значительно обновив состав бортовой радиоэлектронной аппаратуры. Обновленный Ил-38Н стал первым самолетом в серии техники, модернизируемой по заказу министерства обороны. В соответствии с существующим контрактом в ближайшем будущем ремонт и модернизацию пройдут еще четыре противолодочных самолета авиации ВМФ.



На следующий день после публикации сообщения о завершении работ на аэродроме KBB им. М.М. Громова в Жуковском состоялась торжественная церемония передачи самолета, в которой приняли участие руководители фирмы «Ильюшин» и представители 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (г. Ейск). После завершения церемонии самолет отправился к месту базирования, в Ейск.

Модернизированный самолет Ил-38Н с бортовым номером «19 желтый» по согласованию с командованием морской авиации ВМФ был назван в честь Радия Петровича Папковского. Этот конструктор фирмы «Ильюшин» внес большой вклад в создание противолодочных самолетов Ил-38, а также стоял у истоков проекта Ил-38Н.

Целью нового проекта Ил-38Н является проведение ремонта и установка нового оборудования на имеющиеся в войсках противолодочные самолеты. В ходе переоснащения строевые самолеты Ил-38 должны проходить ремонт с продлением ресурса, а также получать новое радиоэлектронное оборудование. Главным элементом нового комплекса аппаратуры является поисково-прицельная система «Новелла-П-38», разработанная в ОАО «Ленинец».

По имеющимся данным, новая система «Новелла-П-38» значительно расширяет возможности противолодочных самолетов. Самолет Ил-38Н, несущий подобное оборудование, способен находить воздушные цели на дальностях до 90 км и следить за надводными объектами в радиусе 320 км. Автоматика способна отслеживать до 32 целей вне зависимости от их положения. Работой системы управляют два оператора и командир. Рабочие места расчета системы оснащены современным оборудованием, в том числе жидкокристаллическими мониторами.

Помимо поисково-прицельной системы «Новелла-П-38» в состав радиоэлектронного оборудования модернизированного самолета входит ряд другого оборудования. Все элементы комплекса электроники связаны при помощи специальных шин, позволяющих изменять состав оборудования в соответствии с требованиями заказчика. По мнению генерального директора ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Юрия Юдина, был создан полноценный аналог современного американского противолодочного самолета P-8 Poseidon, эксплуатация которого началась в конце прошлого года.

Характеристики самого самолета Ил-38Н и установленной на нем аппаратуры позволяют вести продолжительное патрулирование в заданном районе, производить поиск целей и передавать информацию о них другим самолетам или кораблям. Кроме того, самолет способен самостоятельно атаковать подлодки противника, для чего может нести до 9 тонн вооружения, от торпед до ориентирных морских авиабомб, предназначенных для целеуказания другим самолетам. Также следует отметить, что самолеты Ил-38SD (Sea Dragon – «Морской дракон»), в прошлом десятилетии переоборудованные по схожему проекту и поставленные ВМС Индии, способны применять противокорабельные ракеты Х-35 или Sea Eagle. Вероятно, российские самолеты в будущем тоже получат такую возможность.

Проект Ил-38Н разрабатывался с конца девяностых годов. В начале двухтысячных стартовали испытания, затянувшиеся на несколько лет. Одновременно с разработкой и испытаниями самолетов для ВМФ России компания «Ильюшин» занималась созданием аналогичного проекта для нужд военно-морских сил Индии. В рамках проекта Ил-38SD российские специалисты модернизировали шесть индийских самолетов базовой модели, установив на них новое оборудование. Последний из переоборудованных самолетов был передан заказчику в 2010 году. В настоящее время в строю остаются только четыре Ил-38SD.

Испытания самолета-прототипа (б/н «19 красный»), оборудованного по проекту модернизации для ВМФ России, стартовали в 2001 году. Через несколько лет к испытаниям был привлечен еще один прототип, б/н «15 желтый». По завершении испытаний, в 2012 году, этот самолет был официально передан Северному флоту, однако сведения о его эксплуатации отсутствуют.

Самолет Ил-38Н, переданный на днях морской авиации ВМФ, стал первым бортом, отремонтированным и модернизированным в соответствии с контрактом от 2012 года. В мае 2012-го Минобороны заказало фирме «Ильюшин» ремонт и обновление пяти строевых самолетов Ил-38. За выполнение контракта авиастроители получат 3,45 миллиарда рублей. В программе работ задействованы несколько предприятий. Так, ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» осуществляет общую координацию работ, ремонт самолетов проводит 20-й авиаремонтный завод (г. Пушкин), а установкой нового оборудования занимается московский ЭМЗ им. В.М. Мясищева.

Выбранный путь модернизации существующей техники, по мнению специалистов, полностью оправдывает себя. Издание «Взгляд» цитирует начальника 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации генерал-майора Алексея Сердюка, по словам которого после модернизации поисковая производительность самолета увеличилась в четыре раза по сравнению с базовой моделью. Это означает, что один Ил-38Н может контролировать такую же территорию, что и четыре Ил-38. Подобное увеличение характеристик позволяет значительно повысить возможности морской авиации без больших затрат на строительство новых самолетов с нуля.

В настоящее время в морской авиации ВМФ России имеется более полусотни самолетов Ил-38. Три самолета (в том числе два прототипа, один из которых с 2012 года приписан к Северному флоту) уже переоборудованы в новую модификацию. В марте этого года генеральный директор фирмы «Ильюшин» Виктор Ливанов рассказал, что до 2020 года предполагается отремонтировать и модернизировать 28 самолетов Ил-38. При этом Ливанов отказался раскрыть какие-либо подробности проекта модернизации, сославшись на его секретность. Вполне возможно, что после Ил-38Н был создан новый проект обновления противолодочных самолетов. Пока же авиастроители занимаются выполнением контракта 2012 года. Второй переоборудованный Ил-38Н может быть передан заказчику в течение нескольких следующих месяцев.






















По материалам сайтов:
http://ilyushin.org/
http://vz.ru/
http://airwar.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 июля 2014
    Даа уж !!!
    Архитектура шестидесятых годов.
    Ладно уж и такая техника тоже нужна в отсутствии альтернативы.
    главное чтобы дело-делала и работу-работала.
    1. +20
      18 июля 2014
      Цитата: Figvam
      Даа уж !!!
      Архитектура шестидесятых годов.

      Отец родной! Для задач, выполняемых этим самолетом, другого и не надо. Планер вполне себе приличный, движки тоже еще приемлемые. "Что еще надо, чтобы встретить старость?" (С).
      Если Вы не в курсе, то в свое время гражданские авиаотряды практически силком заставляли снимать с эксплуатации Ил-18, чтобы они могли получить Ту-154. Зачем это делалось, думаю, понятно. А вот вояки на это не повелись, у них свое лобби было. И в армии и на флоте эти самолеты вполне себя оправдывали еще долгие годы. Машина добротная и надежная.
      1. +12
        18 июля 2014
        "... другого и не надо." Надо, "сынок", надо. Конечно, признать, что заменть к сожалению нечем, и так сойдёт - наверно "патриотичнее". Однако "Ориону" (неплохая в своём классе машина наших "заклятых друзей") всётаки на смену пришёл(продолжает идти) Р-8 "Посейдон" с более прогрессивными характеристиками. Сравним лётные характеристики не вдаваясь в остальные подробности?
        Лётные характеристики ИЛ-38
        Максимальная скорость: 650 км/ч на 6000 м
        Боевой радиус: 2200 км
        Техническая дальность: 9500 км
        Практический потолок: 8000 м (с полётной массой 66000 кг)
        Длина разбега: 1700 м
        Длина пробега: 1070 м

        Лётные характеристики Р-8:
        Максимальная скорость: 907 км/ч
        Крейсерская скорость: 815 км/ч
        Скорость патрулирования/поиска: 333 км/ч на высоте 60 м
        Боевой радиус: 3 700 км
        Практический потолок: 12 500м.

        Во и думайте: нужен новый противолодочный самолёт, или нет.
        Можно конечно не переставая радоваться модернизации и того, что уже давно имеем. Но, скорее всего занимаемся этим совсем не потому, что именно этого хотим, получается так.
        1. 0
          20 июля 2014
          Должен ли патрульный самолет быть реактивным? Должен ли он уметь летать высоко? А вот максимально возможную дальность полета он иметь обязан, обязан без сбоев отлетать положенные часы. Все остальное должна делать электроника.
        2. +1
          21 июля 2014
          И ещё, некоьорые размыщления по теме:"Обновление затронет также и противолодочную авиацию, круг задач которой значительно расширится. В большинстве развитых стран по мере развития бортового радиоэлектронного оборудования противолодочные самолеты в ходе модернизаций начали превращаться в многоцелевые морские патрульные машины. Яркий пример представляют собой модернизированные P-3 Orion ВМС США, ровесники и одноклассники российских Ил-38.
          В ходе эволюции за последние 30 лет «Орионы» научились атаковать надводные корабли с помощью противокорабельных ракет, работать в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления, патрулировать исключительную экономическую зону и территориальные воды, ведя поиск контрабандистов и браконьеров.
          Подобная модернизация уже идет и на российских противолодочных машинах – первый Ил-38Н передан флоту 15 июля 2014 года. Но для всего спектра задач, которые ставит перед Россией ее самая протяженная в мире морская граница в сочетании с устойчивым таянием полярных льдов, 28 Ил-38, которые планируется модернизировать, явно недостаточно – например, США располагают 130 машинами этого класса. При этом данное число многие американские специалисты также полагают недостаточным.
          Проект гидросамолета A-42PE
          Соревноваться с США, догоняя их по численности морской авиации, Россия не может, но возможности для существенного усиления морской авиации закупками новых машин есть.
          Прежде всего речь идет о гидросамолете А-42, который создан на основе разработанного в 80-х годах прошлого века А-40 «Альбатрос». Эти машины, способные садиться на воду, помимо всех прочих задач морских патрульных самолетов, могут использоваться в спасательных операциях". http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4087#top
          1. +1
            21 июля 2014
            И ещё:"Еще один вариант, который позволил бы полностью заменить парк старых самолетов в приемлемые сроки, – это закупка самолетов Ту-214П. Эта машина, созданная на основе лайнера Ту-204/214, по идеологии примерно соответствует новейшему американскому патрульному самолету P-8 Poseidon, созданному на основе лайнера B-737.
            Развертывание серийного производства подобных машин по заказу ВМФ – более реальная задача, чем запуск в крупную серию А-42, и, помимо прочего, это позволит поддержать производство самолетов Ту-204, на которые сегодня практически отсутствуют коммерческие заказы. Производство 50-60 таких машин за десять лет в сочетании с малой серией А-42, ориентированных прежде всего на спасательные задачи, могло бы в целом снять остроту проблемы и заложить основу для дальнейшего развития авиации ВМФ. Наконец, поддержать авиационную группировку в ближней зоне можно заказом самолетов Ил-114 в патрульной модификации. Такие машины могут вполне эффективно обеспечить патрулирование на закрытых морских театрах, высвободив модернизированные Ил-38Н и, в случае их заказа, Ту-214П, для океанских ТВД".
        3. +1
          31 января 2017
          +1, согласен.
          можно также глубоко модернизировать Т-34-85, а не делать Армату.
      2. itr
        -1
        19 июля 2014
        инкас ))))) ездить тебе всю жизнь на шестерке с краской металлик ) надо же такое написать
      3. Комментарий был удален.
      4. heccrbq05
        -1
        20 июля 2014
        Да коонешнаа ,папаша,какие еще могут быть аргументы для древнего гамна у страны с 1 местом по добычи газа и нефти?Канешна акуенный планер и движки!!!И старость в радость. laughing
        1. +2
          20 июля 2014
          Отошлю к своему комменту чуть выше. Однако ж, у страны есть Офигетительные самолеты типа СУ-37. Задачи у самолетов разные, ресурс, цена в конце концов. Разумную достаточность никто еще не отменял... Кому нужна скорость за 300 км/ч на российских среднестатистических дорогах?
  2. +3
    18 июля 2014
    Ну хоть так. С 3-ри десятка таких-подобных надо. Будем надеяться.
    1. 0
      20 июля 2014
      31 к 20-му году будет ;-) если верить статье.
  3. +2
    18 июля 2014
    МОЛОДЦЫ ЗАВОДЧАНЕ!!! НУЖНЫЕ БОРТЫ Т.К. американцы НА СЕВЕРЕ БОРЗЕЮТ.ПАРУ РАЗ ШУГАНУТЬ С ПОМОЩЬЮ ИЛ-38 !!!!!
  4. +15
    18 июля 2014
    Баракуда (1) UA Сегодня, 09:20
    Ну хоть так. С 3-ри десятка таких-подобных надо. Будем надеяться.
    , как старый механик считаю - лучшей "архитектуры" и не надо. Ничего лишнего, 4 движка (способность на одном дотянуть и спланировать на посадку). Очевидно с истребителями соревнований в скорости не требуется. А вот, "старичок ИЛюшка" из прошлого, по надежности аналогов себе не имел!
    Я флотский, но такую историческое восхищение (...ИЛ-18,...)помню!
  5. +10
    18 июля 2014
    В свое время пришлось лететь на ИЛ-18. Это было в конце 60 годов.Надежнейшая техника.
    1. 0
      21 июля 2014
      Я всё детство на Ил-18 отлетал (основной маршрут Красноярск-Водгоград). Я его ненавидел тогда. У нас в авиакассе, где родители покупали билеты, продавались места в районе турбин. Это был . Но как пришло время летать к бабушкам на Ту - заскучал. Что-то есть богатырское и при том изящное в Ил-18. А "архитектура", так она из 50-х, а не 60-х. Авиаторы тех лет рассказывали, что двигатели НК-4 были не хуже, а в чем-то превосходили Аи-20. Но Хрущев сильно любил Украинскую ССР, и АИ-20 стали делать даже в Перми.
      Интересно, а что с моторами для Ил-38 в свете последних событий.
  6. ufa1000
    +4
    18 июля 2014
    Хороший самолет, еще бы ему ракет на борт побольше да РЛС помощнее
  7. +1
    18 июля 2014
    кто знает, что завешано полотном на фезюляже ?? оборудование секретное??
    1. vitos8854
      0
      19 июля 2014
      Название) на других кадрах открытие торжественное типа)
  8. +1
    18 июля 2014
    Фуражки что-то подозрительные.
    1. +3
      18 июля 2014
      Видеоматериал в тему. good

  9. +3
    18 июля 2014
    Цитата: sub307
    Р-8 "Посейдон"

    А баражировать на высоте 200-500м от тоже будетна скорости 815Км/час?

    В нем более комфортно чем в Иле, но Ил скомплексирован лучше
    1. 0
      20 июля 2014
      Там выше есть коммент, что на скорости +/- 333 км/ч (про По-Сей-Дон)
  10. +2
    18 июля 2014
    Не знаю, как по остальным параметрам, но по надежности с Ил-18 трудно кому сравниться. Любил я на нем летать в качестве "балласта"... fellow
    1. 0
      20 июля 2014
      + исключительно за "балласт". Часто сбрасывали? :-)
  11. +2
    18 июля 2014
    Мда... Кокпит прямо "привет из 60-ых".
  12. +1
    18 июля 2014
    Как говорят в таких случаях :" Слишком мало, и слишком поздно!". Но порадоваться стоит- всё таки прогресс есть, и носитель надёжный и неприхотливый, и оборудование свежее. Но новый самолёт ПЛО нужен "как воздух, как хлеб!".
  13. +1
    18 июля 2014
    Данная серия самолётов ещё послужит, лучше поздно - чем никогда!
  14. +1
    18 июля 2014
    На скорости 900 км/ч от истребителя не убежать. Ему безопасно работать во внутренней зоне ПВО.
  15. +2
    18 июля 2014
    Лично рад. Такая техника . Самолет еще Ильющин делал. Раритет конструкции, но новые внесения. Отличный самолет. Летал, Шумноват,но..... надежен как пробка. Удачи ребятам в поиске всех нехристей. Да поможет Вам Бог.
  16. dchanc112
    0
    18 июля 2014
    А что вместо РГБ-1,2 , заряжать будут!
  17. dchanc112
    0
    18 июля 2014
    А что вместо РГБ-1,2 , заряжать будут!
  18. 0
    19 июля 2014
    Авионику нельзя было тоже модернизировать?!
    1. 0
      20 июля 2014
      Что именно? Датчики высоты скорости и угла наклона? Аналоговые 60-х справятся лучше, а прочую электронику там и так переделали всю. Не забывайте, что у штурмана отдельное кресло.
  19. +1
    19 июля 2014
    Цитата: Mayer1980
    кто знает, что завешано полотном на фезюляже ?? оборудование секретное??

    Нет, имя самолета Радий Папковский - советский авиаконструктор.
  20. 0
    20 июля 2014
    Ни х..на не понимаю.Когда америкосы модернизируют своё старьё,это приветствуется.Когда наши спецы модернизировали отличнейший ИЛ 38,тут же нарисовываются обсиратели.Прям можно вычислить поимённо.
    1. +1
      20 июля 2014
      А что тут непонятного. Желающие в Еврогейский союз. Там ведь даже воздух еврогейский, не то что самолеты. Для них и M-16 лучше "калаша". Особенно в "Контрстрайке". :-)
  21. jj74
    0
    21 июля 2014
    Вопрос к специалистам, правда ли что подводным лодкам легче засекать поршневые самолеты чем реактивные? (Инфа дискавери, так что не факт)))
  22. 0
    30 июля 2014
    Самолет мирного времени. Индийские проблемы решили....

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»