Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки

Вчера френд Слава soullaway, работающий на 33-м судоремонтном заводе в Балтийске, сравнивал условия заводского труда с работой за рубежом. Тогда же же он попросил меня написать что-нибудь про скандинавское судостроение.

А зачем далеко ходить? - подумал я. У Балтийска в Швеции есть город-побратим Карлскруна - тот самый, где обитает деревянный боцман Русенбум. Точно так же как Балтийск, Карлскруна является военно-морской базой, частично, правда, демилитаризованной после окончания "холодной войны". Шведы, кстати, до сих пор вспоминают как однажды в местных шхерах всплыла самая настоящая советская подлодка.

Карлскруна - очень интересный город, я там неоднократно бывал и всем рекомендую его к посещению, благо что местный Морской музей (Marinmuseum) недавно получил новую экспозицию, центром которой стала настоящая шведская подлодка времён "холодной войны" - HMS Neptun. Подозреваю, что русские (те самые, которые ryssarna kommer!) там также упоминаются.


Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Нет, это не судоверфь, а всего-навсего Морской музей, куда прибыла шведская подлодка "Нептун". Фото: marinmuseum.se

Есть в Карлскруне и свой судостроительный завод - верфь компании Kockums, приобретение которой недавно оружейной компанией SAAB (не путать с обанкроченным производителем автомобилей!) широко обсуждалась в узких кругах отечественных военных экспертов. Здесь строят и ремонтируют в основном военные суда.

Вот на эту верфь мы сегодня и совершим виртуальный тур с одной-единственной целью - посмотреть как выглядят заводские мощности изнутри. Поможет нам в этом сайт компании (пока что привязан к предыдущему владельцу - германской ThyssenKrupp) и другие шведские интернет-источники.

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Карлскрунская верфь (Karlskronavarvet) вообще-то ведёт свою историю аж с 1679 года - именно тогда шведский монарх Карл XI (помните Бронзового из книги про Нильса?) основал военный порт Карлскруна. И только в 1989 году, как сообщает шведская "Википедия", верфь перешла под управление Kockums AB. Старинные постройки (вот они - на снимке), между прочим, являются неотъемлемой частью объекта культурного наследния ЮНЕСКО, имя которому - военно-морской порт Карлскруна.

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Верфь Карлскруны. Ну ка, кто без "Гугла" назовёт тип корвета, который пришвартован по центру? Фото: sv.wikipedia.org

К сожалению фото-банк сайта верфи никак нельзя назвать обишрным. Выкладываю почти все снимки, которые там есть.

Во-первых, это разведывательное судно "Орион", запечатленное, насколько я понимаю, во время очередного планового осмотра.

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Следующий запечатлённый официальным фотографами процесс - это работы с конструкцией корпуса неизвестного судна. Здесь мы можем полюбоваться на местных работников, часть которых, если верить снимку, временами любит заниматься ничегонеделаньем.

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Третья фотография посвящена водоструйной обработке корпуса корвета типа "Висбю". Слава, в белых касках - это инженеры?

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


На сайте также можно полюбоваться на верфь с высоты птичьего полёта (не в очень хорошем разрешении).

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Фотографией большого ангара где строят суда делится щедрая "Википедия".

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Возможность увидеть то, что происходит внутри ангара нам с вами предоставила газета "Свенска Дагбладет", на сайте которой я нашёл фоторепортаж, подготовленный три месяца назад.

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Итак, давайте посмотрим на верфь глазами фотокорреспондента газеты.

Вот здесь мы видим подводную лодку "Эстергёталанд" (Östergötland), которая проходит модернизацию: она уже была удлинена и теперь дожидается установки "тихих" двигателей Стирлинга, благодаря которым подлодка будет менее заметна для наблюдателей. Интерьер большого ангара, в котором подлодка ремонтируется, кстати, очень напоминает 33-й СРЗ.

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Следующий снимок также вызывает ассоциацию с российским заводом. Я бы не сказал что здесь царят идеальный порядок и сверхсовременные технологии. Подпись к фотографии сообщает, что на верфи готовы начать производство новой подлодки проекта A26, но среди сотрудников царит тревога относительно того, что строительство никогда так и не начнётся.

Возможно теперь, после приобретения верфи SAAB AB, к судостроителям всё-таки вернулась уверенность?

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


То же самое место, но с иного ракурса. В кадр попал погрузчик Hyundai. Слава, у вас на заводе такая техника используется?

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Минный тральщик (или всё-таки судно разминирования?) "Костер" (HMS Koster) был построен на этой самой верфи и используется шведским военным флотом с 1986 года. "Даже несмотря на его длину - почти что 50 метров - судну хватило места в большом ангаре" - пишет "Свенска Дагбладет".

В кадр также попал балочный кран и некто в белой каске.

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


"Свенска Дагбладет" предлагает читателям также заглянуть в один из многочисленных доков.

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Журналист "Свенска Дагбладет" отмечает, тот факт, что верфь находится буквально под боком военно-морской базы Карлскруна. "Для военно-морских сил близость сервиса и техобслуживания является большим преимуществом".

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки


Ну вот и всё на сегодня. Никаких выводов я делать не буду, дождусь комментариев от Славы. А напоследок предлагаю заглянуть в спальный отсек шведской подлодки "Готланд". Я думаю, можно согласиться с замечанием шведских журналистов о том, что здесь "немного теснее чем на пароме, следующем в Финляндию, но, во всяком случае, не смертельно".

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки
Первоисточник: http://norrsida.livejournal.com/105145.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. jjj 18 июля 2014 10:08
    Спасибо за картинки и повествование. Было интересно познакомиться. Вся эта шведская верфь вполне уместится в 55-м цехе Севмаша. Еще и место останется. Правильно говорится про Европу: "Королевство маловато, разгуляться негде"
    jjj
    1. агатовец 18 июля 2014 17:30
      Даже в 50 цехе. Хотя наши цеха используют площади более эффективно . Свободного места у них больше.
      агатовец
  2. Мак 18 июля 2014 10:17
    был в Карскруне, действительно очень красивый город и морской музей отличный
  3. saag 18 июля 2014 10:21
    вот бы еще показали как они Стирлинг-моторы для Готланда делают:-)
  4. askold 18 июля 2014 13:09
    А что случилось со стенами дока?Их с 1679 никто не ремонтировал? request
  5. 52гим 18 июля 2014 17:47
    Отличный фоторепортаж! Автору-несомненный "+".
  6. Нда как все аккуратно и со вкусом нам до таково...
    Алексей Приказчиков
  7. sub307 18 июля 2014 19:08
    Спасибо за материал, весьма любопытно. Сам служил на 641-Б, так, что про подводные лодки "изнутри" особо интересто.
  8. Штази 18 июля 2014 22:45
    Интересно чем отличаются шведские корабельные технологии от наших.
    Штази
  9. Takashi 19 июля 2014 19:43
    был на наших судостроительных. Один в Комсомольске, другой - в Нижнем. С точки зрения интерьера - у нас всё более грязнее, прямо в цехе свалены материалы, провода об которые спотыкаешься, страшно ходить по леревянным досточкам.
  10. Солярис 19 июля 2014 21:40
    знаешь-значит вооружен.и не надо думать что там друзья,их(друзей)никогда там не было.
    Солярис
  11. весенний дождь 19 20 июля 2014 14:15
    Цитата: askold
    А что случилось со стенами дока?Их с 1679 никто не ремонтировал? request

    Этот факт подчеркивает, что капитальный ремонт доков и смену производственного оборудования там не производили очень давно. Это типичная ситуация в производственном секторе Европы. Такая же ситуация на верфях Англии. Особое внимание в модернизации сегодня уделяется только айфонам и смартфонам.
    весенний дождь 19

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня