Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


В 1930-е годы руководство ВВС многих стран придерживалось концепции создания универсального многоцелевого биплана, пригодного для разведки, бомбометания, а также использования в качестве штурмовика ( в СССР таким самолётом стал Р-5, созданный в ОКБ Поликарпова).

В начале 30-х в Великобритании на фирме «Фэйри Эвиэйшн Компании» под руководством инженера Марселя Лобелля начались работы по созданию аналогичного самолёта, который был первоначально ориентирован на экспортные заказы. После выдачи британским министерством авиации спецификации на разведчик-корректировщик палубного базирования проект был доработан.


Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Помимо разведки и бомбометания, одной из основных задач проектируемого биплана должна была стать способность к нанесению торпедных ударов и возможность авианосного базирования, что нашло отражение в проектном обозначении: TSR II (Torpedo, Strike, Reconnaisanse — торпедоносец, ударный, разведывательный).

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Самолет представлял собой биплан с металлическим силовым каркасом, обтянутым полотняной обшивкой, за исключением некоторых панелей из легких сплавов в передней части фюзеляжа. Самолет имел неубирающиеся колёсное шасси с хвостовым колесом (которое могло заменяться поплавками), традиционное подкосно-раскачалочное хвостовое оперение и силовую установку в виде 9-цилиндрового звездообразного двигателя Бристоль Пегас (Bristol Pegasus) IIIM мощностью 690 л.с., впоследствии она была повышена до 750 л.с.

Максимальная скорость самолёта составила 222 км/ч.
Крейсерская скорость: 207 км/ч.
Практическая дальность: 1700 км.
Практический потолок: 3260 м.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Экипаж располагался в двух открытых кабинах: пилот в передней и ещё два члена экипажа — в задней. Для экономии места при базировании на авианосце крылья складывались. Броневая защита экипажа и кислородное оборудование отсутствовали. В хвостовой части фюзеляжа монтировалась коротковолновая радиостанция и (в колесном варианте) откидной крюк аэрофинишера.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Испытания самолёта на заводском аэродроме начались в апреле 1934 года. В 1935 году TSRII испытывался на опытной базе ВМФ в Госпорте с установленным стрелковым и торпедным оружием.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Самолёт мог нести на узлах подвески боевую нагрузку общей массой до 730 кг. На главном подфюзеляжном узле кренилась авиаторпеда калибра 457 мм, морская мина массой 680 кг или подвесной бензобак емкостью 318 литров. Подкрыльевые узлы допускали применение различных видов вооружения: фугасных бомб массой 250 и 500 фунтов, глубинных, осветительных и зажигательных бомб, а на модификациях Mk.II и Mk.III — реактивных снарядов. Стрелковое вооружение состояло из курсового синхронного пулемета винтовочного калибра "Виккерс К" с ленточным питанием, установленного по правому борту фюзеляжа, и такого же пулемета, но с дисковым магазином, на турели у стрелка-радиста.

Как и все английские самолеты морской авиации, "Суордфиш" оснащался надувным спасательным плотом с запасом средств выживания. Плот был размещен в специальном контейнере в корневой части левой верхней консоли. При падении самолета в воду контейнер раскрывался автоматически.

Самолет приняли на вооружение военно-морской авиации — FAA (Fleet Air Arm). Ему было присвоено имя "Суордфиш" (англ. Swordfish — «рыба-меч»). Первые серийные "Суордфиши" начали поступать в строевые части весной 1936 года.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Обтянутый перкалем биплан с неубирающимся шасси и открытой кабиной принципиально ничем не отличался от более ранних палубных летательных аппаратов аналогичного назначения. Острые на язык морские летчики дали машине ироничное прозвище "Стринбэг" — "авоська".

По большому счёту самолёт уже устарел к моменту запуска его в серийное производство, но он являлся единственным палубным торпедоносцем на вооружении ВМС Великобритании к моменту начала Второй мировой войны. До начала боевых действий было построено 692 самолета. 12 эскадрилий "Суордфишей" базировалось на авианосцах "Арк Ройял", "Корэйджес", "Игл", "Глориес" и "Фьюрис". Поплавковые самолеты ещё одной были приписаны к линкорам и крейсерам.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Уже 5 апреля 1940 года "Суордфиши" с авианосца "Фьюрис" предприняли первую во второй мировой войне торпедную атаку на немецкие эсминцы в Тронхеймской бухте в Норвегии. Одна торпеда попала в цель, но не взорвалась. Вскоре отличился экипаж поплавкового «Суордфиша» с линкора «Уорспайт» — 13 апреля 1940 года у Нарвика он потопил подлодку U-64 — первую германскую субмарину, уничтоженную флотской авиацией. Во время боев в Норвегии "Суордфиши" использовались и над сушей в качестве легких бомбардировщиков против наступающих немецких моторизованных колонн, где они оказались весьма уязвимы от немецких малокалиберных зенитных автоматов. Две эскадрильи "Суордфишей" были потеряны вместе с авианосцем "Глориес", который потопили линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" при эвакуации Нарвикского плацдарма.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

Авианосец "Глориес" — бывший «британский лёгкий линейный крейсер» перестроенный после Первой мировой войны.


После вступления на стороне Германии в войну Италии на остров Мальта ставший главной опорной базой британцев в Средиземноморье туда было переброшено 24 торпедоносца. В течение девяти месяцев они устроили настоящий террор для итальянских конвоев, топя до 15 судов и барж ежемесячно. "Суордфиши" так же бомбили объекты на Сицилии, привлекались к сопровождению конвоев. В этом же районе действовали самолёты с авианосцев "Арк Ройял" и "Игл". После капитуляции Франции «Суордфиши» с «Арк Ройяла» 4 июля 1940 года нанесли удар по Мерс-эль-Кебир, причинив тяжелые повреждения французскому линкору «Дюнкерк», а с «Гермеса» — 7 июля повредили линкор «Ришелье» в Дакаре.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


22 августа 1940 года в гавани Сиди-Баррани звену под командой капитана Пэтча удалось тремя торпедами уничтожить четыре судна. Были подорваны две подводные лодки и транспорт, груженый боеприпасами. Взрыв на его борту разнес вдребезги не только сам корабль, но и пришвартованный к нему эсминец.

В августе 1940 года к английским средиземноморским силам присоединился новый авианосец "Илластрис" с 36 "Суордфишами" на палубе. 11 ноября экипажи этих машин нанесли удар по главным силам итальянского флота, сосредоточенным в бухте порта Таранто. Там было сосредоточено 5 линкоров, 5 тяжелых крейсеров и 4 эскадренных миноносца. Для предотвращения торпедных атак бухта была перекрыта противоторпедными сетями. Итальянцы не учли, что в конструкцию британских торпед были внесены изменения, позволяющие им погружаться на глубину до 10,5 метра и проходить под противоторпедными заграждениями.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

Авианосец "Илластрис"


Операция была тщательно спланирована, каждый пилот заранее знал свою цель. Всего с палубы "Илластриса" поднялось 24 "Суордфиша". Часть машин несла осветительные и обычные бомбы. Сначала над акваторией порта были подвешены «люстры», после чего два самолёта нанесли бомбовый удар по топливохранилищу. При свете пожара и осветительных бомб в атаку устремились торпедоносцы. Торпедами были поражены три линкора, два крейсера и два эсминца. Успеху операции способствовало то, что зенитная артиллерия открыла огонь с большим опозданием, и вёлся он бестолково, англичане потеряли всего два торпедоносца. После этой ночи Италия утратила превосходство в крупных боевых кораблях на Средиземном море.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Зимой 1940-1941 годов началась "Битва за Атлантику", в ходе которой Германия с помощью действий «волчьих стай» подводных лодок и надводных рейдеров пыталась задушить Британию в блокаде.

18 мая 1941 года в свой первый поход на перехват английских конвоев совместно с тяжелым крейсером “Принц Ойген” вышел линкор "Бисмарк", самый мощный военный корабль, когда-либо плававший до этого под германским флагом. Уже 24 мая «Бисмарком» был потоплен британский тяжелый крейсер "Худ". Но и сам линкор получил повреждения в артиллерийской дуэли с британцами.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

Линкор "Бисмарк"


Англичане собрали все наличные силы, чтобы перехватить «Бисмарк» на севере Атлантики, не допустив к многочисленным конвоям, пересекающим океан. Следом за немецким рейдером шли британские крейсера “Норфолк” и “Суффолк” и линкор “Принц оф Уэлс”. С северо-востока двигалась эскадра в составе линкора “Кинг Джордж V”, линейного крейсера “Рипалс” и авианосца “Викториеc”. С востока щли линкор “Родней”, крейсера “Лондон”, “Эдинбург”, “Дорсетшир” и несколько флотилий миноносцев. С запада выдвигались линкоры “Рэммилес” и “Ривенд”. С юга двигалась эскадра в составе авианосца “Арк Роял”, линейного крейсера “Ринаун” и крейсера “Шеффилд”.

Оставив без охраны все свои конвои и маршруты транспортов, англичане стянули свои корабли в огромное кольцо в северо-восточной Атлантике, надеясь на огромное превосходство в силах. После того как 26 мая 1941 года немецкий линкор был обнаружен с борта летающей лодки-разведчика «Каталина», решающую роль в его уничтожении сыграли торпедоносцы с борта авианосца “Арк Роял”, находящегося в 130 километрах от линкора “Бисмарк”.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Днём 26 мая «Суордфиши» поднимаются в воздух в тяжелейших погодных условиях, идёт непрерывный дождь, крупные волны захлестывают взлетную палубу, килевая качка авианосца достигает 30 градусов. Видимость не превышает сотен метров. В такой обстановке десять самолетов все таки взлетают и берут курс на врага. Но первым на их боевом курсе оказывается английский крейсер “Шеффилд”, принятый в условиях отвратительной видимости за линкор “Бисмарк”. К счастью для британцев, ни одна торпеда не попадает в цель.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

Торпедоносцы «Суордфиш» в полете над авианосцем «Арк Ройял»


Несмотря на ещё более ухудшающуюся погоду, британское командование решает повторить налёт вечером, 15 экипажей взлетают с качающейся палубы авианосца и берут курс на “Бисмарк”. Часть из них заблудилась в дожде и низких тучах, но остальные сумели выйти на цель.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Зенитная артиллерия линкора “Бисмарк” встречает тихоходные бипланы мощным огнем. Воздух над кораблем окружен плотным кольцом разрывов. Прорываясь сквозь него, англичане атакуют на разных курсах и на разной высоте. Их настойчивость приносит успех. Одна торпеда попала в центральную часть корпуса и не причинила "Бисмарку" большого вреда, но другая оказалась роковой. Взрывом были повреждены винты и заклинен руль, после чего гигантский корабль потерял управление и был обречён.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

Члены экипажей «Суордфишей», принимавшие участие в атаке на «Бисмарк»


Немцы и итальянцы сделали определённые выводы из произошедшего, отказавшись от рискованных рейдов в открытом море и стали уделять больше внимания противовоздушной обороне прибрежных вод с привлечением истребителей. Против "мессершмиттов" "Суордфиш" был абсолютно беззащитен.

Утром 12 февраля 1942 года 6 «Суордфишей» 825-й эскадрильи пытались атаковать немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в проливе Ла-Манш в ходе операции «Цербер». Целью операции было передислокация кораблей «брестской группы» в порты Германии.

В ходе самоубийственной атаки все 6 самолетов под командованием лейтенант-коммандера Юджина Эсмонда были сбиты немецкими истребителями прикрытия, не сумев прорваться к германским линкорам. Это был последний значительный эпизод использования «Суордфишей» в качестве торпедоносца. После этого они были заменены на палубах авианосцев более скоростными и лучше вооруженными Фэйри Барракуда.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

Британский палубный торпедоносец и пикировщик Фэйри Барракуда


Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что "Суордфиш" пережил на палубах авианосцев созданный для его замены торпедоносец-биплан Фэйри Альбакор.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

Британский палубный торпедоносец Фэйри Альбакор


Чтобы остаться в строю, ему пришлось сменить специализацию, этот, казалось бы, безнадёжно устаревший биплан оказался идеален в роли охотника за подводными лодками. К началу "Битвы за Атлантику" выяснилось, что наиболее эффективным средством борьбы с немецкими подводными лодками является авиация. Для защиты английских конвоев в их состав стали включать так называемые "эскортные авианосцы" — небольшие авианесущие корабли, как правило, переоборудованные из транспортных судов, танкеров или лёгких крейсеров, с несколькими противолодочными самолетами на палубе. Для такого самолета была не важна высокая скорость и сильное защитное вооружение.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

Британский эскортный авианосец «Чейсер»


Первые противолодочные "Суордфиши" вооружались фугасными и глубинными бомбами. Позднее, летом 1942 года, на них стали монтировать пусковые установки для 5-дюймовых (127-мм) реактивных снарядов, по 4-5 штук под каждым нижним крылом. При этом часть полотняной обшивки на крыле заменялась металлическими панелями. Так появилась противолодочная модификация Mk.II.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

"Суордфиши" Mk.II.


Специально для поражения корпуса неглубоко погруженных вражеских субмарин была разработана модификация 127-мм реактивного снаряда "25-lb AP rocket Mk.II". В качестве боевой части на ракете использовалась стальная болванка бронебойная, не содержащая взрывчатого вещества. С их помощью можно было уверенно поражать подводные лодки противника, находящиеся на глубине до 10 метров, т.е. идущие под шнорхелем или находящиеся на перископной глубине. Хотя попадание одиночной ракеты в корпус лодки, как правило, не приводило к её уничтожению, но, получив повреждения, субмарина лишалась возможности погружаться и была обречена. 23 мая 1943 года в северной Атлантике залпом бронебойных ракет с биплана "Суордфиш" была потоплена первая немецкая подводная лодка U-752.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


В начале 1943 года был запущен в серию новый вариант машины — Mk.III с универсальными ракетно-бомбовым вооружением и бортовым радиолокатором. Эти самолеты применялись в основном для поиска и уничтожения подлодок, всплывающих ночью на поверхность для подзарядки аккумуляторов. Пластмассовый радиопрозрачный обтекатель антенны радара размещался на Mk.III между основными стойками шасси, а сама РЛС — в кабине, вместо третьего члена экипажа.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»

"Суордфиш" Mk.III


Боевые вылеты "Суордфиши" часто совершали парами: Mk.II нёс вооружение, а Mk.III с радаром наводил его на цель, разделяя таким образом обязанности. "Суордфишами" Mk.II и Mk.III было оснащено большинство эскортных авианосцев, сопровождавших англо-американские конвои, в том числе и те, что шли с грузами военной помощи в СССР. Эти малоскоростные бипланы оказались очень эффективным противолодочным средством. Так, в составе конвоя PQ-18 находился авианосец "Эвенджер" с 12 "Си Харрикейнами" и 3 "Суордфишами" на борту. Один из них 14 августа 1942 года совместно с миноносцем "Онслоу" потопил подводную лодку U-589. "Суордфиши" , охранявшие по пути в Мурманск конвой RA-57, уничтожили германские субмарины U-366, U-973 и U-472. Таких примеров было немало.

Во многом это происходило благодаря отличным взлётно-посадочным качествам, которые позволяли взлетать «Сордфишам» с небольших полетных палуб без разворачивания корабля навстречу ветру. В случае благоприятного ветра «Сордфиши» могли взлетать даже с корабля, стоявшего на якоре. Эти бипланы с открытыми кабинами могли действовать в тяжелых погодных условиях, когда полёты других более современных самолётов были невозможны.

После открытия Второго фронта противолодочные патрульные "Суордфиши" стали действовать с аэродромов на территории Бельгии и Норвегии. Некоторые из них применялись для минирования с воздуха немецких морских путей и портов.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Эскортную службу «Суордфиши» несли практически до последних дней войны — последний контакт с вражеской подлодкой был зафиксирован 20 апреля 1945 года. Всего подразделениями, вооруженными «Сордфишами», было уничтожено 14 субмарин. Стоит отметить высокое мужество экипажей, летавших на этих устаревших одномоторных бипланах. Повреждение или отказ двигателя над студёными водами северной Атлантики, как правило, приводило к быстрой гибели от переохлаждения. Несмотря на это, британские лётчики с честью выполняли свой долг.

Британский палубный торпедоносец Фэйри «Суордфиш»


Самолёт производился с 1936 по 1944 гг., всего было построено около 2400 единиц. До наших дней сохранились несколько экземпляров машин, занимающих почетные места в авиационных музеях Англии, Канады и Новой Зеландии. Часть из них находится в лётном состоянии.

Источники информации:
http://www.tmaec.ru/avia/32/5139/
http://www.spitcrazy.com/faireyswordfish.htm
http://ww2today.com
http://airspot.ru/catalogue/item/fairey-swordfish
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. Nayhas 22 июля 2014 09:09
    На сколько обидно было немцам потерять великолепный линкор из-за "перкалевой этажерки"...
    1. Bongo 22 июля 2014 09:58
      Цитата: Nayhas
      На сколько обидно было немцам потерять великолепный линкор из-за "перкалевой этажерки"...

      Уверен, немцам на Восточном фронте и американцам в Корее попавшим под бомбы По-2 было обидно не меньше...
      1. inkass_98 22 июля 2014 11:13
        Цитата: Bongo
        попавшим под бомбы По-2 было обидно не меньше...

        "Рус фанер" свое слово сказала.
        Цитата: Nayhas
        На сколько обидно было немцам потерять великолепный линкор из-за "перкалевой этажерки"...

        Так, пардонте, ПВО надо было организовывать лучше. А, вообще-то, по барабану от чего на дно идти - от этажерки или Ил-4 или Ю-87/88. Эффект конечный один.
        1. Bongo 22 июля 2014 13:20
          Цитата: inkass_98
          Так, пардонте, ПВО надо было организовывать лучше.

          Вы считаете, что у немцев и американцев была плохая ПВО? what
          По-2 сам по себе ночью был трудной мишенью, тихий маломощный двигатель, возможность низковысотного, малоскоростного полёта очень затрудняли его обнаружение и перехват. Неоднократно фиксировались случаи когда ночные перехватчики бились, либо срываясь в штопор при попытке уровнять с ним скорость, чтобы успеть открыть огонь, либо врезались в "поликарпова" из-за слишком большой разницы в скорости.
    2. Vadivak 22 июля 2014 11:00
      Цитата: Nayhas
      На сколько обидно было немцам потерять великолепный линкор из-за "перкалевой этажерки"...


      На столько же сколько нашим потерять Марат от "лаптежника". Еще одно доказательство умелого и главное грамотного применения казалось бы устаревшего оружия.

      Цитата: ...
      Часть из них находится в лётном состоянии.


      А вот этому надо у них учиться.
    3. SWEET_SIXTEEN 23 июля 2014 08:39
      Цитата: Nayhas
      На сколько обидно было немцам потерять великолепный линкор из-за "перкалевой этажерки"...

      Не настолько уж бездарной была потеря. Потопление Бисмарка вошло в историю

      чтобы потопить "обреченный линкор" британцам потребовалось сделать 2500 выстрелов главным средним и универсальным калибром а затем всадить в монстра 8 торпед
      непрерывно рискуя, что шальной снаряд с Бисмарка залетит в артпогреб линкора или ТКР, что участвовали в погоне за немецким вундерваффе

      За время боя «Родней» выпустил 380 406-мм и 716 152-мм снарядов, «Кинг Джордж V» — 339 356-мм и 660 133-мм, тяжелые крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» — соответственно 254 и 527 203-мм снарядов

      вот такая перкалевая этажерка)))))
      Успеху операции способствовало то, что зенитная артиллерия открыла огонь с большим опозданием

      Успеху операции (Таранто) способствовало отсутствие в базе противоторпедных сетей
      Макаронники были полные лолы


      для сравнения - потопление Тирпица обошлось в 700 боевых вылетов гораздо более совершенных самолетов

      Потеряв за месяц 12 самолетов из 107, участвовавших в налетах, но так ничего и не добившись, Бомбардировочное командование в течение долгих 2,5 лет не предпринимало попыток атаковать «Тирпиц».

      Кстати, успех торпедного удара Суордфишей по Бисмарку - тоже большое везение
      Вот, например, чем закончилась похожая атака на Тирпиц:

      Однажды, в марте 1942 года во время неудачного перехвата конвоя PQ-12, "Тирпиц" остался в одиночестве (на эсм. закончилось топливо, они ушли на базу. дозапрвить их в море не смог из-за скверной погоды). Один против всей британской эскадры. Его попытались атаковать торпедоносцы с ЕМНИП "Викториеса" - хитрый немец врубил 29 узлов против ветра и просто от них убежал (попутно сбил двоих)
  2. pinecone 22 июля 2014 11:02
    Две эскадрильи "Суордфишей" были потеряны вместе с авианосцем "Глориес", который потопили линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" при эвакуации Нарвикского плацдарма.

    По данным источника http://www.fleetairarmarchive.net/ships/glorious.html
    вместе с авианосцем "Глориес" было потеряно 6 приписанных к нему торпедоносцев "Свордфиш" и 10 палубных истребителей "Морской гладиатор". Кроме того, в день своей гибели 8 июня 1940г. корабль принял на борт две истребительные эскадрильи из состава ВВС для их транспортировки из Норвегии в Британию, что привело к дополнительным потерям в количестве 10 "Харрикейнов" и 10 "Гладиаторов" наземного базирования.
    pinecone
    1. Vadivak 22 июля 2014 11:23
      Цитата: pinecone
      10 палубных истребителей "Морской гладиатор".


      Глостер Гладиатор (на фото) с виду похож на Суордфиш может отсюда и ошибка
      1. Альф 23 июля 2014 19:46
        Цитата: Vadivak
        Цитата: pinecone
        10 палубных истребителей "Морской гладиатор".

        Глостер Гладиатор (на фото) с виду похож на Суордфиш может отсюда и ошибка

        Нет, не ошибка. К тому времени на вооружении FAA из истребителей состояли только Глостер Си Гладиатор и Фейри Фульмер. Но Фульмер-одномоторный моноплан и спутать его с Свордфишем невозможно. Авиагруппа Глориеса состояла именно из Свордфишей и Си гладиаторов.
    2. Алекс 26 июля 2014 22:29
      Цитата: pinecone
      Кроме того, в день своей гибели 8 июня 1940г. корабль принял на борт две истребительные эскадрильи из состава ВВС для их транспортировки из Норвегии в Британию, что привело к дополнительным потерям в количестве 10 "Харрикейнов" и 10 "Гладиаторов" наземного базирования.

      Есть мнение, что именно перезагруженность полетной палубы не дала возможности поднять авиацию. Хотя не знаю, успели бы это сделать в более разгруженном состоянии и дало бы это что-либо. Атака была достаточно скоротечной.
      1. Альф 27 июля 2014 15:52
        Цитата: Алекс
        Есть мнение, что именно перезагруженность полетной палубы не дала возможности поднять авиацию. Хотя не знаю, успели бы это сделать в более разгруженном состоянии и дало бы это что-либо. Атака была достаточно скоротечной.

        Погода была нелетная, поэтому немец успел выйти на дистанцию стрельбы. В авианосец вообще достаточно одного попадания крупного калибра, чтобы авианосец не смог развить ход, достаточный для взлетных операций или одного попадания в взлетную палубу.Да и взлетев, чтобы смогли сделать десяток Свордфишей против ПВО карманного линкора ?
        1. Bongo 27 июля 2014 15:57
          Цитата: Альф
          Погода была нелетная

          Погода была даже лучше чем в день атаки на Бисмарк.
          Цитата: Альф
          Да и взлетев, чтобы смогли сделать десяток Свордфишей против ПВО карманного линкора ?

          Ну почему? Шансы у них были, основные потери Свордфиши несли не от зениток, а от истребителей.
          1. Альф 27 июля 2014 22:06
            Во время перехода авиационная группа авианосца не вела воздушного патрулирования, хотя при заблаговременном обнаружении противника «Глориес», не уступавший по быстроходности немецким линкорам, мог бы уклониться от боя, сообщив о противнике другим британским кораблям. Однако самолеты «Глориеса» находились в ангарах, ни один из них не был в готовности к старту. Отказ от воздушной разведки объяснялся тем, что из-за северо-западного ветра для запуска и посадки самолетов авианосцу пришлось бы ложиться на обратный курс. Всего на авианосце в тот момент находилось 35 самолетов, из которых только пять были торпедоносцы «Суордфиш», а остальные — истребители «Гладиатор» и «Харрикейн»[3].
            Авианосец шел на 17 узлах, выполняя противолодочный зигзаг. Для экономии топлива под парами находилось всего 12 из 18 котлов, что не позволяло в случае необходимости быстро развить максимальной скорости. Несмотря на установившуюся ясную погоду, визуальное наблюдение с мачт и надстроек не велось. В результате, неизвестные корабли в западной части горизонта на «Глориесе» заметили только в 17.00. Кэптен Орли-Хьюз дал приказ поднять из ангара и приготовить к взлету «Суордфиши». Эсминец «Ардент» был послан для опознания неизвестных кораблей. После того, как они не ответили на запрос с эсминца прожектором, в 17.20 на «Глориесе» был дан сигнал боевой тревоги. В 17.27 «Гнейзенау» открыл огонь средним калибром по приблизившемуся на 14,5 км «Арденту», а в 17.32 «Шарнхорст» сделал первый залп главным калибром по «Глориесу», находившемуся от него в тот момент на расстоянии в 25 км.

            5 (ПЯТЬ !) Свордфишей против 2(ДВУХ !)тяжелых крейсеров-это даже не смешно.
  3. voyaka uh 22 июля 2014 13:22
    Великолепная статья и фотки!

    Любопытно, что самый результативный английский ас 2-ой Мировой
    летал с базы на Мальте на такой же этажерке (не торпедоносце).
    Сбил кучу итальянцев и несколько немцев.
  4. григорьевич 22 июля 2014 13:49
    "Бисмарк"красавец,а способствовала его гибели этажерка.В героизме летчикам летавших на этих самолетах не откажешь.
  5. Горный стрелок 22 июля 2014 14:59
    Это еще раз говорит о том, что превосходное оружие не залог победы. Оно безусловно нужно, и действующее, но умелый воин важнее.
  6. gregor6549 23 июля 2014 18:45
    Судя по тому сколько летчиков дальней авиации положила Великобритания,заставляя их бомбить хорошо прикрытые ПВО города Германии в дневное время, английских отцов комнадиров в начале Второй Мировой не сильно беспокоило то, на чем летают их летчики
    И только когда потери стали превышать все допустимые пределы, в Великобритании взялись за создание самолетов способных не только взлетать и долетать до цели, но и возвращаться. Да и Черчилль, став премьер министром сумел заставить англичан относиться к войне серьезно Т.е. все как у всех. Пока гром не грянет, английский денди от гольфа не оторвется.
    1. Альф 23 июля 2014 19:59
      Цитата: gregor6549
      Судя по тому сколько летчиков дальней авиации положила Великобритания,заставляя их бомбить хорошо прикрытые ПВО города Германии в дневное время, английских отцов комнадиров в начале Второй Мировой не сильно беспокоило то, на чем летают их летчики
      И только когда потери стали превышать все допустимые пределы, в Великобритании взялись за создание самолетов способных не только взлетать и долетать до цели, но и возвращаться.

      Если не затруднит, перечислите модели самолетов-бомбардировщиков, принятые на вооружение КВВС после начала войны. Мне на память приходит только Москито, но он не стратег, а тяжелый истребитель. Бомбардировочное командование КВВС начало войну с следующими тяжелыми бомбардировщиками :1.Ланкастер. 2.Веллингтон. 3.Уитли. 4.Стирлинг. 5.Галифакс. С этими же самолетами война и была закончена. Исключение составляет Уитли, переданный в Береговое командование в 1942 году.
      Когда потери стали превышать все допустимые пределы
      то КВВС Британии перешло на ночные рейды. К тому же, к началу войны ни у кого не было тактики применения тяжелобомбардировочных соединений. Так что, тезис о абсолютном безразличии командования КВВС к потерям личного состава в данном случае не прокатывает.
  7. Odin3489 11 августа 2014 13:33
    Этому самолету всегда не хватало скорости.
    Odin3489

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня