Великая подводная стена

Великая подводная стена
Прошлое, настоящее и будущее китайских атомных субмарин

В 2009 году военно-морской флот КНР отметил две знаменательные даты - 55-летие образования национальных подводных сил и 35-летие ввода в строй первой китайской атомной подводной лодки (АПЛ).ПЛАРК проекта 885 («Северодвинск»).

К сожалению, эти события не нашли должного освещения в российской прессе, а ведь речь идет о соседней великой державе, являющейся ныне полноправным членом мирового атомного подводного клуба. В него, напомним, кроме США («отца-основателя»), России и Китая входят также Великобритания, Франция и Индия, уже имеющая опыт эксплуатации сдававшейся ей в аренду в 1988-1991 годах советской многоцелевой ракетной АПЛ проекта 670 и строящая собственную атомную субмарину-ракетоносец «Арихант».


Великая подводная стена


ПОРТ-АРТУРСКОЕ НАЧАЛО

Год нынешний тоже является в этом плане юбилейным - в декабре исполнится 20 лет с момента завершения постройки первой в истории Китая серии АПЛ, появление которых внесло серьезные коррективы в геополитический баланс морской силы на Тихом океане вообще и в водах, омывающих Восточную и Юго-Восточную Азию, в частности.

А начиналось все 24 июня 1954 года, когда в Люйшуне (Порт-Артуре) были подняты национальные флаги на двух первых подводных лодках военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) - «Новый Китай-11» и «Новый Китай-12» (по другим данным - «Оборона»). Такие названия получили переданные КНР советские дизельные субмарины С-52 и С-53 серии IX-бис, построенные в 1943 году. Это событие столь растрогало мэра Шанхая маршала Чэнь И, что при посещении «Нового Китая-11» он внес в ее вахтенный журнал поэтическую запись, которая в русском переводе звучит примерно так:

Летят самолеты, плывут корабли, Субмарины освоить нам надо. Нырнем в океан мы на тысячу ли, Врагу не будет пощады!

Великая подводная стена


С глубиной погружения товарищ Чэнь И, конечно, несколько переборщил, так как китайская мера длины «ли» соответствует 576 метрам, но эмоциональный порыв маршала вполне объясним: освоение (с помощью советских инструкторов) даже старых подлодок стало серьезным заделом на будущее.

Первыми двумя «Новыми Китаями» дело не ограничилось, и вскоре ВМС НОАК получили из состава Тихоокеанского флота СССР еще несколько субмарин типов С и М. Но этапным моментом в развитии подводных сил коммунистического Китая явилась передача ему в 1954 году чертежей и технологии постройки советских средних дизельных ПЛ проекта 613, а еще через пять лет - проектно-технической документации на средние дизельные субмарины проекта 633.

Великая подводная стена


С конца 50-х - начала 60-х годов Китай построил более сотни подводных лодок этих проектов, что позволило ему в следующем десятилетии выйти на третье место в мире по общему количеству субмарин после СССР и США. А главное - китайцы приобрели опыт подводного кораблестроения.

Однако ограничиваться дизель-электрическими ПЛ (а их китайцы впоследствии научились проектировать самостоятельно) Пекин вовсе не собирался. Зная об успехах американцев в создании атомного подводного флота и будучи уверенными, что Советский Союз тоже не сидит сложа руки (возможно, руководители Поднебесной располагали какой-то информацией о строительстве первых советских АПЛ в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре), лидеры КНР в 1958 году попросили Кремль предоставить Китаю техническую документацию на атомные субмарины, но получили отказ, хотя, наверное, и не слишком категоричный. Москва все же рассматривала возможность передачи Пекину атомных подводных лодок проекта 659 - носителей крылатых ракет П-5 в ядерном (!) снаряжении, предназначенных для поражения площадных наземных целей.

Учитывая, что применение ракет П-5 в обычном снаряжении не имело смысла из-за низкой точности их стрельбы (даже в усовершенствованной модификации П-5Д круговое вероятное отклонение - КВО - составляло 4-6 км), уместно предположить, что СССР действительно имел намерения оснастить НОАК ракетно-ядерным оружием. Но, похоже, ядерные боевые части Поднебесная получила бы лишь в случае возникновения реальной опасности войны с США и их союзниками. Причем китайские моряки уже должны были иметь (и уметь применять) ракеты - носители ЯБЧ. Этим, видимо, объясняется, почему, например, во второй половине 50-х годов Пекин снабдили документацией на стратегическую баллистическую ракету средней дальности Р-5М, а несколько ранее - боевыми образцами оперативно-тактических баллистических ракет Р-2 (освоенных в производстве как «Дунфын-1») и Р-11 (по китайской номенклатуре - «тип 1060»). На основе Р-5 в конечном итоге был создан и принят на вооружение НОАК в 1966 году первый собственно китайский образец ракетно-ядерного оружия - ракета «Дунфын-2», получившая ядерную боевую часть собственной разработки.

В пользу такого предположения говорит и то, что СССР поставил Китаю две дизельные подводные лодки проекта 629 - носители баллистических ракет (одну субмарину, отбуксированную из Комсомольска-на-Амуре, достроили в КНР на плаву в 1960 году, а вторую собрали из полученных ранее советских узлов и секций в 1964-м). Вместе с ними отправили шесть боевых баллистических ракет надводного старта Р-11ФМ - по три на лодку (плюс еще одну учебную ракету).

Великая подводная стена


Баллистическая ракета Р-11ФМ, принятая у нас на вооружение в 1959 году, стала первым в мире оружием такого класса для подводных лодок. Ее применение в ВМФ СССР предусматривалось только в ядерном снаряжении (мощность заряда - 10 кт при дальности стрельбы 150 км и КВО 8 км). Фактически речь шла о передаче Поднебесной новейшего, хотя и не слишком совершенного отечественного морского оружия, предназначенного для поражения наземных целей, то есть де-факто стратегического! Не оказались в то время в руках у китайцев лишь ядерные боевые части.

А СВАДЬБА ПОДОЖДЕТ!


Однако начавшееся охлаждение советско-китайских отношений, вскоре перешедшее в фазу конфронтации, воспрепятствовало осуществлению этих планов. Поскольку курс на противодействие «советским ревизионистам», взятый после ХХ съезда КПСС, Мао Цзэдун менять не собирался, сомнений по поводу скорого свертывания военно-технического сотрудничества с Москвой у руководства КНР тоже не было.

Поэтому еще в июле 1958 года Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая постановило: стране надо самостоятельно создать атомную подвод-ную лодку и баллистические ракеты морского базирования. Очевидно, что на фоне американской баллистической ракеты подводного старта «Поларис», испытания которой в то время успешно завершались, появившаяся вскоре у китайцев советская Р-11ФМ выглядела более чем скромно, уступая ей в дальности стрельбы в 14,4 раза и абсолютно - в скрытности применения.

Решение высшего партруководства КНР председатель Мао прокомментировал в свойственной ему высокопарно-патетической манере: «Мы должны строить атомные подводные лодки, если даже у нас уйдет на это 10 тысяч лет!». Некоторые источники утверждают, что «великий кормчий» поставил такую задачу еще в 1956 году, то есть до того, как Китай приступил к постройке дизельных субмарин.

История создания атомного подводного флота КНР полна драматизма. Данная программа имела для Поднебесной характер национального приоритета особой важности, сравнимого с созданием собственного ядерного оружия (1964) и выводом на околоземную орбиту первого китайского спутника «Дунфаньхон-1» (1970).

Осуществление этой программы сразу же столкнулось с трудностями как внутреннего, так и внешнего порядка. Последние объясняются разрывом с СССР, помощь которого, вероятно, позволила бы НОАК обзавестись атомными субмаринами советского дизайна уже в первой половине 60-х годов. С другой стороны, благодаря поддержке Москвы, оказанной в предыдущее десятилетие, в Китае появились национальные кадры судостроителей, моряков-подводников, ученых-ядерщиков и оружейников, а также была развернута собственная промышленная база по строительству подводных лодок, что имело ключевое значение для реализации задуманного.

Сформированная в 1958 году группа специалистов, привлеченных к осуществлению «проекта 09» (такое наименование получила атомная подвод-ная программа КНР), состояла из молодых физиков, кораблестроителей, энергетиков-атомщиков и ракетчиков. Возглавил группу только-только окончивший Московский энергетический институт Пен Шилу, впоследствии - академик, один из ведущих ученых Китая в области ядерной науки и техники.

Талантливая молодежь с большим энтузиазмом взялась за порученное дело. О рабочем настрое, царившем в группе, свидетельствует забавный эпизод. На дружеской вечеринке один из разработчиков проекта вдруг бесцеремонно оставил партнершу прямо во время танца с возгласом: «Не женюсь, пока наша лодка не войдет в строй!». И сдержал слово, расписавшись с ней через 16 лет - только после того, как произошло это долгожданное событие.

Но самым главным препятствием оказались проблемы внутреннего характера.

Во-первых, на осуществлении программы сказывалась нехватка квалифицированных кадров и средств, так как наивысший приоритет был все-таки отдан созданию ядерного оружия, форсированному развертыванию баллистических ракетно-ядерных систем наземного базирования и космической программе. Часть специалистов была «изъята» из «проекта 09» и направлена на решение именно этих задач.

Во-вторых, разразившаяся в конце 60-х Культурная революция, нанесшая огромный ущерб китайскому обществу и экономике, привела к диким эксцессам в отношении военно-морских специалистов и научно-технической интеллигенции. Так, репрессии обрушились примерно на 3800 опытных командиров ВМС, в том числе на 11 бывших адмиралов (в 1965 году воинские звания в Китае были отменены, их восстановили в 1988-м).

Училище подводного плавания в Циндао с 1969 по 1973 год и вовсе оказалось закрытым. А один из руководителей «проекта 09» Хуан Сюхуа подвергся жесточайшему преследованию со стороны хунвейбинов, которые устраивали ему форсированные допросы, заставляя признаться в принадлежности к иностранной агентуре. И только личное вмешательство премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая спасло Хуана Сюхуа от отправки на свиноферму - такой «исправительный» приговор вынесли ему истязатели. (Как тут, кстати, не вспомнить, что и конструктор первой советской атомной субмарины проекта 627 «Ленинский комсомол» Владимир Перегудов тоже прошел в свое время через репрессии, угодив в «ежовые рукавицы» НКВД по абсурдному подозрению в шпионаже...)

ПО-КИТАЙСКИ С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ

Сам факт выдвижения против разработчиков «проекта 09» обвинений в шпионаже, очевидно, можно объяснить тем, что разрыв научно-технических связей с СССР заставил китайцев обратиться за инженерной поддержкой в создании атомной подводной лодки к западным фирмам, в первую очередь французским.

Переработанному с участием французов проекту присвоили номер 091, а головную атомную подводную лодку «Чанчжэн-1» заложили на верфи в Хулудао в 1967 году. «Чанчжэн» переводится как «Великий поход» (в честь исторического похода китайской Красной армии в 1934-1935 годах) - всем АПЛ Китая дается именно такое наименование с соответствующим порядковым номером. В США и НАТО субмарины проекта 091 назвали «Хань».

Постройка «Чанчжэн-1» затянулась из-за причин технико-экономического характера на долгие семь лет - в состав ВМС НОАК она была принята только 1 августа 1974 года, да и то с существенными дефектами, в том числе связанными с первым контуром ядерной энергоустановки. Устранение их и доводка прочих систем заняли еще шесть лет, так что на боевое патрулирование лодка вышла только в 1980 году. Последующие четыре корабля передали морякам в 1980-1990 годах, причем накопленный опыт позволил сократить продолжительность постройки (последняя в серии «Чанчжэн-5» строилась около четырех лет).

Великая подводная стена


По своей архитектуре первые китайские лодки проекта 091 весьма напоминают как бы увеличенные в размерах французские АПЛ типа «Рубис», строившиеся в 1976-1993 годах (всего шесть единиц). Впрочем, возможно, следует говорить наоборот - очень похоже на то, что для французов строительство «Чанчжэн-1» стало полигоном для отработки оптимальных решений, воплощенных в собственных кораблях. Ведь первая их попытка постройки атомной подводной лодки Q-244, относящаяся к концу 50-х, окончилась неудачей. Ее пришлось достраивать в качестве опытовой ракетной субмарины «Жимнот» с дизель-электрической энергоустановкой.

На китайских АПЛ проекта 091 и на французских лодках типа «Рубис» отсутствует главный турбозубчатый агрегат, поскольку гребной винт приводится в движение главным гребным электродвигателем, питаемым постоянным током, в который преобразуется переменный ток турбогенераторов. На субмаринах установлен один водо-водяной реактор тепловой мощностью 48 МВт.

Казалось бы, выбранная схема электродвижения и умеренная мощность реакторной установки должны были обеспечить относительную малошумность лодки, однако на деле она оказалась в 2,68 раза более шумной, чем мощнейшая американская атомная субмарина типа «Лос-Анджелес» с турбозубчатым агрегатом. Это, в частности, обусловило невысокий противолодочный потенциал первых китайских АПЛ.

Лодки проекта 091 создавались как «чисто» торпедные, но последние три из них вдобавок к торпедным аппаратам получили противокорабельные ракеты YJ-8, запускаемые из расположенных за рубкой пусковых установок в надводном положении, что неизбежно демаскирует корабль.

Великая подводная стена


Тем не менее атомные субмарины проекта 091 превратились в предмет национальной гордости КНР, несмотря на серьезные «детские болезни» (впрочем, некоторые со временем удалось «вылечить», например связанные с надежностью реакторной установки). Они нашли широкое применение для демонстрации мощи ВМС Поднебесной, прежде всего в омывающих ее побережье морях. Отмечены случаи нескрываемого (даже невзирая на обнаружение) преследования первыми китайскими атомными подлодками американских авианосных групп.

КОНТУРЫ ОКЕАНСКОГО ЗАВТРА

Сегодня «Чанчжэн-1» выведена из боевого состава ВМС НОАК. На смену ей уже поступают новые многоцелевые АПЛ проекта 093 (на Западе они отнесены к классу «Шань»), строительство которых началось в конце 90-х. По крайней мере одна лодка проекта 093 к 2005 году уже отправлялась на ходовые испытания, а к 2010-му ожидалось, что в составе китайского флота будут находиться четыре атомные подводные субмарины этого типа (к 2015-му их должно быть шесть).

Великая подводная стена


Предполагается, что по своим тактико-техническим элементам новые китайские лодки близки зарубежным АПЛ 70-80-х - советским проекта 671РТМ или даже американским типа «Лос-Анджелес» первой и второй серий, а в составе их вооружения могут появиться перспективные маневрирующие крылатые ракеты для точного поражения наземных объектов.

Единственная построенная по проекту 092 китайская атомная ракетная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Чанчжэн-6» (на Западе для нее принята условная категория класс «Ся») вступила в строй в 1987 году после длительной доводки, последовавшей за спуском на воду в 1981-м (заложили субмарину в 1978-м). Основой для проекта 092 послужил проект 091 - в принципе это такая же субмарина, но с врезанным в корпус ракетным отсеком.

На лодке класса «Ся» используются практически такие же ядерная энергетическая установка и комплексы торпедного и радиоэлектронного вооружения. Большие трудности у китайских специалистов вызвала доводка комплекса из 12 твердотопливных баллистических ракет подводного старта «Цзюйлан-1»: первый старт БР с борта субмарины в 1985 году оказался неудачным, а успешный ракетный пуск «Чанчжэн-6» произвела только в 1988-м.

По своим характеристикам моноблочная «Цзюйлан-1» близка к американской ракете «Поларис» А-1, но уступает ей в дальности стрельбы (всего 1700 км).

Понятно, что одна-единственная «Чанчжэн-6», техническая надежность которой к тому же оставляла желать много лучшего, никак не могла считаться основой китайских морских стратегических ядерных сил: для обеспечения постоянного боевого патрулирования необходимо наличие в составе ВМС не менее трех таких лодок. Эта проблема решается развертыванием новых ПЛАРБ типа «Дацынгуй» (проект 094), которые разработаны с использованием российских технологий и представляют собой значительный шаг вперед по сравнению с лодкой проекта 092.

ПЛАРБ проекта 094 (на Западе ее условно относят к классу «Цзин») отличается от предшественницы более надежной ядерной энергетической установкой, меньшей шумностью, усовершенствованными гидроакустическими и радиоэлектронными системами и может рассматриваться как аналогичная по своим характеристикам российским ПЛАРБ проекта 667БДРМ, правда, с меньшим боекомплектом.

Ракетное вооружение «Дацынгуй» представлено 12 твердотопливными МБР подводного старта «Цзюйлан-2» (дальность стрельбы - не менее 8000 км). В отличие от первой китайской баллистической ракеты с подводным стартом «Цзюйлан-1», устаревшей уже к моменту своего поступления на вооружение, «Цзюйлан-2» - ракета межконтинентальной дальности, несущая разделяющуюся головную часть индивидуального наведения.

По своим характеристикам ракета «Цзюйлан-2» сравнима с американской БРПЛ «Трайдент» С-4 образца 1979 года. При патрулировании северо-восточнее Курильских островов ракетные удары с борта «Дацынгуй» могут быть нанесены по целям, расположенным на 75% континентальной территории США. По информации источников, близких к американской разведке, первая лодка этого проекта начала проходить ходовые испытания в 2004 году и в настоящее время предположительно ВМС НОАК располагают двумя субмаринами типа «Дацынгуй». Всего серия включает четыре или даже пять ПЛАРБ, которые должны быть полностью развернуты в 2015-2020 годах.

Великая подводная стена


Таким образом, КНР в настоящее время реализует ограниченную программу строительства атомного подводного флота, чьи количественные параметры сопоставимы с английским и французским. Это соответствует общей задаче нынешнего этапа развития национальных ВМС, которые к 2020 году должны контролировать обширную океанскую зону от Курильских до Марианских и Каролинских островов, Новой Гвинеи и Малайского архипелага. В более отдаленной перспективе, к 2050 году предполагается иметь полноценный флот, способный действовать в любых районах Мирового океана.

Говоря об этой перспективе, эксперты уже сейчас упоминают будущие китайские атомные подводные лодки - проекта 095, предназначенные в том числе для обеспечения боевой устойчивости предполагаемых китайских авианосных групп, и ПЛАРБ проекта 096, аналогичные американским субмаринам типа «Огайо». О мощи такого флота можно только догадываться, но нет оснований сомневаться, что у динамично развивающегося Китая есть все предпосылки для его создания.
Автор: Константин ЧУПРИН
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. фигвам 11 июля 2011 13:00
    Да,Китай думает о своём суверенитете,о своей армии,о своём будущем.
    1. Иван35 11 июля 2011 20:07
      хорошо бы если с пиндосами и бодались бы - а мы бы пока в сторонке восстановились
      Иван35
  2. Marat 11 июля 2011 21:58
    Мир с китаем важен - и он достижим если мы будем сильны - если не будем выглядеть готовой жертвой
    Marat
  3. Буратино 12 июля 2011 07:41
    Китай, в отличии от России, через два, максимум три десятилетия, станет мощнейшей державой, способой решать вставшие перед страной не только экономические, но и геополитические задачи. Брошенные богатые территории Сибири и Дальнего Востока России, где с каждым годом всё меньше проживает людей, достаточный повод для реализации плана пекинского "Барбаросса". У Китая мало друзей, зато много китайцев.На восстановление потерянного потенциала как в научных, так и в людских ресурсах России потребуется много времени. Можем не успеть.......
    Буратино
    1. Иван35 12 июля 2011 17:18
      К сожалению так и есть - мы сами провоцируем китайцев прийти и взять пустые и брошенные земли + Казахстан
      И что обидно все наши проблемы в наших головах - люди дезориентированы - оболванены демократической и националистической пропагандой наших противников
      Если бы все поняли что сила в единстве народов союза - то ни китайцы ни пиндосы нам не страшны
      Иван35
      1. Marat 12 июля 2011 23:00
        Казахстан же тоже фактические "брошенная" республика. Причем еще можно понять если отделились от прибалтов и тд - но здесь же половина населения славяне! Были 100% русский язык и культура. Да и местный народ - казахи абсолютно "советский" - относится к русским гораздо лучше чем многие территориально российские народы. И нефти здесь на 70 лет еще, а потом уран и уголь и т д. Беловежские преступники сделали это.

        Я рад что интеграция 3 республик набирает обороты - если бы и Украина вернулась обратно, то можно было бы не бояться ни китайцев ни пиндосов (ни тем более южных проблем)
        Marat
  4. PSih2097 17 июля 2011 00:49
    найди 10 отличий
    1. desava 17 июля 2011 01:11
      Ты, действительно, псих:-) Подводные лодки по фото не сравнивают. Это я тебе, как "доктор" говорю.
      1. PSih2097 19 июля 2011 02:15
        Хочешь сравнить по ТТХ?

        Обозначение проекта 667БДРМ «Дельфин»
        Классификация НАТО Delta-IV
        Скорость (надводная) 14 узлов
        Скорость (подводная) 24 узла
        Рабочая глубина погружения 320 … 400 м
        Предельная глубина погружения 550 … 650 м
        Автономность плавания 80 … 90 суток
        Экипаж 135 … 140 человек
        Размеры
        Водоизмещение надводное 11 740 т
        Водоизмещение подводное 18 200 т
        Длина наибольшая (по КВЛ) 167,4 м
        Ширина корпуса наиб. 11,7 м
        Средняя осадка (по КВЛ) 8,8 м
        Силовая установка
        * 2 реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 МВт,
        * 2 ППУ ОК-700А,
        * 2 ГТЗА-635,
        * 2 паровых турбины суммарной мощностью 60 000 л.с. (44 100 кВт),
        * 2 турбогенератора ТГ-3000 по 3 000 кВт,
        * 2 дизельгенератора ДГ-460 по 460 кВт,
        * 2 ЭД экономического хода по 225 л.с.,
        * 2 гребных вала,
        * 2 пятилопастных гребных винта
        Вооружение
        Торпедно-
        минное вооружение 4 носовых ТА калибра 533 мм
        Боекомплект (торпед): 12
        533-мм торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion»)
        до 24 мин вместо части торпед.
        Ракетное вооружение 16 баллистических ракет Р-29РМ или Р-29РМУ2 (класс. NATO — SS-N23-"Skiff")
        ПВО 4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»

        ПЛАРБ проекта 092 «Ся»
        Type 092 Xia-Class
        Спуск на воду 30 апреля 1981
        Современный статус в боевом составе
        Основные характеристики
        Тип корабля ПЛАРБ
        Классификация НАТО 092
        Скорость (подводная) 22 узла
        Рабочая глубина погружения 300 м.
        Экипаж: 140 человек
        Размеры:
        Водоизмещение подводное 6500 тонн
        Длина наибольшая (по КВЛ) 120 м.
        Ширина корпуса наиб. 10 м. (наибольшая)
        Средняя осадка (по КВЛ) 8 м.
        Силовая установка
        ЯЭУ 90 МВт.
        Вооружение
        Торпедно-минное вооружение 6 533-мм. ТА (торпеды Yu-3)
        Ракетное вооружение 12БРПЛ «Цзюйлан-1» (JL-1)

  5. desava 19 июля 2011 19:30
    Это именно то, что я имел ввиду. Кстати, предупреждаю сразу - насчет китайского РПКСН ничего не знаю. Я хорошо знаком с нашими подводными крейсерами. Первое, на что хочу обратить внимание - корбли совершенно разные. Исходя из приведенных ТТХ могу предположить, что "китаец" одно- максимум полуторакорпусный корабль. По обитаемости он хуже, чем американские "лоси" ( 688 Los-Andgeles и 688(i)), в которых экипажу не хватает койко-мест (правда за это они, в отличие от нас получают хороший оклад). Оборудование настолько плотно стоит, что его затруднительно, если вообще возможно обслуживать. Следующий момент - "китаец" одновальный в отличие от нашего крейсера. Конечно, самое главное почему надо сравнивать так это по уровню скрытности. На фото и вТТХ "невооруженным" глазом этот компонент оценить невозможно. Попробую приблизительно, повторюсь приблизительно, сравнить эти два корабля. Однокорпусные ПЛ хорошо освоены США, их подход к увеличению скрытности отличается от нашего. Они делают очень дорогие детали с высокой точностью изготовления из специальных дорогих материалов. Таким образом, редуктор, турбина (ГТЗА в общем), главные циркуляционные насосы и пр. механизмы становятся менее шумными. Такой подход, между нами говоря, себя оправдывает так, как не надо зря увеличивать водоизмещение. У нас же пошли по другому пути. Все механизмы обладают двух- и трехкаскадной амортизацией, что приводит как раз к этому очень нежелательному увеличению водоизмещения. А оно играет весьма важную роль в области скрытности ПЛ. Да там еще много-много чего, о чем стоит упомянуть. Сомневаюсь, что Китай распологает технологиями как США. А судя по габаритам корабль повторюсь однокорпусный. Такой амортизации, как на 667БДРМ проекте нет. В итоге китаец - очередная "мычащая корова". Корабли совершенно разные. Роднит "горб" за ограждением рубки. Но это у многих есть все потому, что ракеты в прочный корпус полностью не влазят. А рубочные рули глубины очень хорошо держат крейсер на заданной глубине во время медленного передвижения при стрельбе БР.
  6. ПАТРОН 12 августа 2011 17:38
    Сравним сколько тогда у них уходило времени на разработки и сколько сейчас,и это отнюдь не из-за того что они освоили технологии,просто сейчас что нельзя украсть,то можно купить!А эти "поделки"на основе собственных технологий в серию у них почему-то не идут!
    ПАТРОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня