За шаг до победы на море

Век назад русский флот сыграл ключевую роль в войне с Германией и Турцией

Осень 1914 года в Крыму. Бархатный сезон в разгаре, как никогда, долго цветут магнолии. На набережной Ялты под звуки военного оркестра гуляют очаровательные дамы с собачками и без. Их сопровождают галантные кавалеры. Словно и нет войны, не лежат в болотах Восточной Пруссии тысячи не преданных земле погибших русских солдат. Ведь это так далеко отсюда. Каждый день с полуострова в Питер уходит паровоз с одним вагоном. Он везет цветы ко двору императрицы. Лишь военные не разделяют благостного настроения.

Командующий Черноморским флотом адмирал Андрей Эбергард регулярно получает по радио донесения из Константинополя. В начале сентября в тамошнюю бухту Золотой Рог вошли два немецких крейсера: «Гебен» и «Бреслау». Военные корабли нечерноморских стран не могли заходить туда, кроме как с официальным визитом на срок не более суток. Это условие Россия выбила из западных партнеров, памятуя о горьких уроках Крымской войны. Но нейтральная в тот момент Турция пропускает немецкий отряд кораблей. В секретной переписке русских эти крейсеры отныне именуются «дядя» и «племянник».


«Летучий немец»

Линейный крейсер «Гебен» моряки прозвали «Летучим немцем» за его феноменальную по тем временам скорость 28 узлов. 280-мм орудия главного калибра и по совпадению броня такой же толщины делали его почти неуязвимым для русских пушек.

«Дядя» с «племянником» стали на боевое дежурство в Средиземном море в 1912 году. Уже тогда было ясно, что война неизбежна. Немцы как огня боялись смуглых зуавов из французской Северной Африки. Их смелость, столь же безграничную, сколь и беспощадную, они запомнили еще с Франко-прусской войны 1870 года. Крейсеры должны были воспрепятствовать переброске колониальных войск из Алжира во Францию. Но «Гебен» сам внушал адмиралам Антанты такой ужас, что против всего двух германских кораблей контр-адмирала Вильгельма Сушона британский флот держал в Средиземном море десять крейсеров и восемь эсминцев. Впрочем, даже при таком соотношении сил англичане умудрились прозевать момент, когда Сушон стремительным броском вышел к побережью Алжира. Здесь немцы, нарушив все обычаи войны, подняли российский флаг, беспрепятственно подошли к портам Филипвилю и Бону и разрушили причалы, от которых должны были уходить суда с зуавами.

После вероломной атаки Сушон привел свои корабли на Сицилию. Англичане в бинокли рассматривали стоящие на рейде крейсеры, не решаясь потревожить покой нейтральных итальянцев. Вскоре германский гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц отдал приказ идти к Константинополю. Неспроста коварный Сушон затеял провокацию с российским флагом. Черное море и его российские порты – вот главная цель немцев. На кону была крупная ставка: прорваться к турецким берегам и своим присутствием склонить султана к вступлению в войну с Россией.

Англичане преследовали «Гебен» и «Бреслау» как в игре в кошки-мышки. Преимущество в скорости и дальнобойности орудий позволяло немцам держать неприятеля на дистанции. Чтобы дать залп, британцам требовалось подставить борта под огонь главного калибра «Гебена», к чему были не готовы. Через два месяца вступить в схватку с «Летучим немцем» осмелятся русские. А пока два снаряда на палубу «Бреслау» – все, чего добился флот Его Величества.

Но гонка по Средиземному морю дорого далась немецким крейсерам: котлы «Гебена» работали на пределе. Гвидо Кнопп, будущий известный военный историк, а тогда радист, вспоминал, что четыре кочегара погибли, обваренные паром. Кораблям не хватало угля, они метались по морю в поисках угольщика, не гнушаясь отнимать топливо у встречных торговых судов. 10 августа они бросили якорь в Дарданеллах с абсолютно пустыми угольными ямами.

За шаг до победы на мореВ тот момент разваливающаяся Блистательная Порта колебалась. С одной стороны, она еще великая держава, контролирует стратегические территории, а с другой, по выражению Николая I, это «больной человек Европы». Султан пытался лавировать между гигантами, но 2 августа Лондон реквизировал линкоры «Решадие» и «Султан Осман Первый», которые строились на британских верфях по заказу Турции.

Османская империя осталась без современного флота и бросилась в железные объятия кайзера Вильгельма, который получил плацдарм для нанесения удара по России с юга. 27 сентября турки объявили о закрытии пролива Дарданеллы, минируя его. Черноморский флот оказался отрезанным от союзников. А ведь именно этот театр был главным для империи, так как значительных геополитических интересов на западных границах не имелось. Но сотни тысяч жизней были отданы в оплату союзнического долга именно в Восточной Пруссии и Галиции.

80 процентов русского экспорта шло из портов Черного и Азовского морей. Одряхлевшая Турция из последних сил цеплялась за контроль над Босфором и Дарданеллами – единственное, что еще заставляло великие державы считаться с ней. Тысячу лет Россия билась за проливы, но Запад не собирался вручать ей ключи от них. Кто знает, не была ли реквизиция турецких дредноутов и пассивность в погоне за «Гебеном» обусловлена подлинной целью англичан – направить немцев на восток, связать руки российской армии и флоту.

Дальнейшему развитию событий позавидовал бы сам Ходжа Насреддин. Турция объявила о покупке «Гебена» и «Бреслау». Разумеется, сделка фиктивна, в казне султана денег на такую роскошь нет в помине. Тем не менее на мачтах подняли красные флаги со звездой и полумесяцем, на бортах спешно вывели новые названия – «Явуз Султан Селим» и «Мидилли». Экипажи на 90 процентов остались германскими, а для приличия господ офицеров деликатно попросили сменить белые фуражки на красные фески. Из Германии срочно прибыли два адмирала и десять старших офицеров, которые составили штаб адмирала Сушона – нового командующего флотом Османской империи.

Как вспоминает Генри Моргентау, тогдашний американский посол в Турции, не вся турецкая элита была в восторге. «А нужна ли нам эта война?» – спросил придворных престарелый султан Мехмед V. Его подвели к окну и показали караулы немецких матросов по периметру дворца. Тут же подоспело сообщение о займе 100 миллионов франков золотом. Обычно сдержанным и корректным немцам изменило чувство меры. «Гебен» стал на якорь напротив особняка посольства России. Личный состав высыпал на палубу, демонстративно снял фески, надел родные головные уборы и целый час распевал немецкие походные песни. Начало боевых действий на Черном море было вопросом нескольких дней.

Первая кровь

28 октября торговый пароход «Королева Ольга» радировал в Севастополь, что видел выходящий из Босфора отряд кораблей, среди них «Гебен». Но командование ЧФ хранило спокойствие. Остается загадкой, почему при входе в важнейший Одесский порт не установили минное заграждение. Как всегда, война началась для России неожиданно, хотя в Германии особо не скрывали стратегическую цель создания оси Берлин – Константинополь – Багдад. Блок позволил бы контролировать неспокойные Балканы, Восточное Средиземноморье, нефтеносный Ближний Восток, обеспечить выход к Индийскому океану.

Ночью два турецких миноносца – «Муавинет» и «Гайрет» беспрепятственно вошли в гавань Одессы и по-хозяйски выпустили весь запас торпед и артиллерийских снарядов. Была потоплена канонерская лодка «Донец», выведены из строя канонерка «Кубанец» и минный заградитель «Бештау», разрушены несколько причалов, повреждена знаменитая Потемкинская лестница. С рассветом турки безнаказанно ушли в море, их набег унес жизни 25 российских моряков. Нетрудно представить, что произошло бы, появись в Одессе «Гебен» и «Бреслау».

Но «дядя» и «племянник» искали добычу покрупнее. Несколькими часами позже «Гебен» обстрелял Севастополь. Вновь в силу необъяснимой халатности не сработала система электрической минной защиты гавани. Она была попросту отключена, поскольку ждали минного заградителя «Прут». Почему-то стоящие на рейде броненосцы так и не получили приказа выйти в море и принять бой. Говорят, у русских моряков был силен «цусимский синдром». К счастью, нанести существенный урон главной базе ЧФ немцы не смогли, береговые батареи не дали им вести прицельный огонь.

На выходе из Севастополя «Гебен» перехватил возвращавшийся на базу «Прут». После обстрела минзаг загорелся. Чтобы корабль не достался врагу, русские моряки взорвали мину, закрепленную на днище. «Прут» ушел под воду, погибли 23 моряка, остальные на шлюпках добрались до берега. По воспоминаниям Кноппа, лишь корабельный священник не захотел покидать «Прут» и погиб с Библией в руках. Это произвело на немецких моряков большое впечатление. Так же, как отчаянная атака трех миноносцев, случайно столкнувшихся с «Гебеном». Они бросились на выручку «Пруту», не имея никаких шансов на успех. Германский крейсер сильно повредил миноносец «Лейтенант Пущин», но командир крейсера, капитан «цур зее» Аккерман предпочел выйти из боя и отвернуть в сторону Босфора.

На следующий день турецкий крейсер «Гамидие» обстрелял Феодосию и потопил российское торговое судно. Чуть позже «Бреслау» пытался высадить десант у Батуми. Поскольку Турция формально не вступила войну, а на немецких кораблях развевались турецкие флаги, российское командование отдало приказ без крайней необходимости в бои не вступать. Но такая необходимость возникнет очень скоро. Немцы и турки хозяйничали на Черном море, обстреливали порты, безнаказанно потопили два боевых корабля России. Было очевидно, что долго так продолжаться не может.

Утром 18 ноября отряд из восьми русских кораблей во главе с линкором «Евстафий» обнаружил «Гебен» и «Бреслау». Немцы пытались уйти, используя преимущество в скорости, но русские преградили противнику путь и оттеснили к мысу Сарыч между Севастополем и Ялтой. «Бреслау» отстал и оказался в стороне от места действия, так что бой вел только его «дядя». Первые залпы прозвучали в 12.24. Густой туман мешал вести прицельный огонь, к тому же немцы поставили дымовую завесу и преимущество в количестве кораблей не играло особой роли. Тихоходные русские крейсеры могли лишь помешать друг другу, и адмирал Эбергард направил в сражение только «Евстафия». Его скорость – всего 16 узлов, зато главный калибр – 305 миллиметров.

Артиллерийская дуэль длилась всего 14 минут. Главный калибр каждого противоборствующего корабля выпускал по 20 снарядов в минуту или по шесть тонн металла. Командир линкора капитан 1-го ранга Василий Галанин, понимая, что у него мало времени, немец в любой момент может передумать драться и убежать, пошел на максимальное сближение с врагом. Первый залп «Евстафия» накрыл «Гебен», 12 моряков погибли мгновенно. Следующим попаданием накрыли погреба 152-мм снарядов, начался пожар и серьезные разрушения, а русские продолжили избиение неприятеля. Этот краткий бой унес жизни 115 матросов и офицеров кайзера против 33 убитых на «Евстафии». По воспоминаниям Кноппа, казематы «Гебена» представляли собой ужасную картину: «Смерть собрала свою жатву, храбрецы лежат искромсанные и разорванные на куски, другие сидят, внешне невредимые, облокотившись о переборки. С желтыми лицами – результат воздействия адского пламени».

«Дядя» и «племянник» спешно ушли в Константинополь зализывать раны. Русская эскадра тем временем отправила на дно три турецких сухогруза. Маскарад был окончен, и султан Мехмед своим фирманом объявил войну Российской империи.

Вскоре русские заманили «Гебен» в ловушку минного поля. Две пробоины в корпусе снова заставили крейсер стать на ремонт. Русские миноносцы сумели на входе в Босфор установить 240 мин. В той войне им не было равных в мире. Минные заградители «Ксения» и «Константин» трудились не покладая рук. На их минах подорвались турецкий крейсер «Берк-и-Сатвет», минный заградитель «Нилуфер», канонерская лодка «Невсехир», а чуть позже и «Бреслау». У самого Босфора «племянник» налетел на мину и выбыл из строя на семь месяцев.

Весной 1915 года Черноморский флот предпринял шесть рейдов к Босфору. Были серьезно повреждены батареи и береговые укрепления. Форт Рива уничтожен в результате прямого попадания в арсенал. Оборона турецкой столицы оказалась не столь неприступной, как считалось ранее. Был извлечен из архивов план высадки десанта на Босфоре, составленный еще тридцатью годами ранее великим Степаном Макаровым. Штурм Константинополя предполагался, когда войдет в строй дредноут «Императрица Мария», но обстоятельства скорректировали все планы.

На рубеж огня обычно выходили два броненосца, остальные охраняли район операции на случай появления злого «дяди». Авиатранспорт «Николай I» с пятью гидросамолетами также составлял группу атаки. Самолеты впервые были использованы русским флотом для ведения разведки и бомбометания. На тот момент наше преимущество в воздухе было абсолютным. Самолет-разведчик вовремя обнаружил несущийся на всех парах «Гебен». После непродолжительной артиллерийской дуэли два попадания 305-миллиметровых снарядов с «Евстафия» заставили немца убраться восвояси. Стало ясно, что его техническое превосходство не играет решающей роли.

В 1915 году кроме морской авиации важным фактором стали подводные лодки. С их помощью Черноморскому флоту удалось блокировать доставку угля из порта Зунгулдак к Босфору, где базировались основные силы неприятеля. Только за один рейд субмарины потопили четыре угольщика. Германо-турецкая эскадра все чаще и чаще оставалась на рейде из-за нехватки топлива.

Но и враг не сидел сложа руки. Немецкие подлодки уничтожили пять российских торговых судов. «Гебену» удалось несколько раз подойти к крымскому и кавказскому побережьям и обстрелять Новороссийск, Батум и Ялту. В декабре турецкие полководцы высадили в Бессарабии десант из 24 кавалеристов, одетых вопреки законам и обычаям войны в русскую форму. Они должны были взорвать железную дорогу и героически погибнуть, ведь даже теоретических шансов вернуться у них не было. Удалась только вторая часть вероломного плана. Десант был обнаружен и обезврежен тотчас после высадки. Не получилась и новая атака Одессы. Она была задумана турками как месть за бомбардировки Босфора. Отряд из двух крейсеров и четырех миноносцев вышел в набег, но флагман – крейсер «Меджедие» подорвался на мине при подходе к русскому порту. Туркам пришлось уйти, а русские вскоре подняли затонувший крейсер и ввели его в строй под именем «Прут» в память погибшего минного заградителя.

Вспомнить все

Судя по карте боевых действий, казалось, что по Германии и Турции должен быть нанесен сокрушительный удар со стороны Средиземного моря, флоты союзников по Антанте соединятся и кампания скоро закончится. 18 марта 1915 года англо-французская армада из 16 линейных кораблей и броненосцев союзников подошла к Дарданеллам. Правительство в Константинополе приготовилось к эвакуации. Перед этим четыре дня шел непрерывный артобстрел турецких укреплений на полуострове Галлиполи, прикрывающем вход в Дарданеллы. Но береговые батареи выстояли.

После кровопролитных боев союзники все же сумели высадить десант, состоящий в основном из австралийских и новозеландских солдат. Турецкие части, которыми командовал Кемаль Ататюрк, будущий лидер нации, полгода сдерживали натиск союзников. Потеряв 265 тысяч солдат и офицеров в кровавой мясорубке, в ноябре 1915 года англо-французское командование эвакуировало остатки экспедиционного корпуса с Галлиполи.

Не намного удачнее действовал флот союзников. В течение только одного дня 18 марта на минах подорвались три броненосца. Вскоре еще три погибли от торпед, пущенных с немецких субмарин и турецкого эсминца «Муавенет», того самого, который атаковал Одессу осенью 1914-го. Англичане смогли занести в актив лишь два потопленных в Мраморном море турецких броненосца. Вкупе с поражением на Галлиполи это было фиаско Парижа и Лондона.

Союзники ушли в Средиземное море, а русским пришлось противостоять германо-турецкой эскадре в одиночестве. Но успехи нашей армии и флота заставили наконец западных партнеров повернуться лицом к интересам России. В том же 1915 году было подписано секретное соглашение между Лондоном и Петроградом, по которому после победы Россия получала бы полный контроль над Босфором и Дарданеллами, гарантированное влияние во владениях Оттоманской империи в Европе. В свою очередь сфера влияния Великобритании распространялась на турецкие территории в Азии. Так могла бы выглядеть важнейшая часть мирного договора в Версале. В этом случае огромные жертвы, которые понесла Россия в Первой мировой войне, были бы не напрасны. Страна могла значительно укрепить свои позиции в мире, но революция вывела ее из войны и состава держав-победительниц.

В январе 1916 года в стане противников России царило оживление. Началось движение пассажирских поездов по маршруту Берлин – Константинополь. Но несколькими днями позже вступило в строй куда более серьезное транспортное средство: в Черное море вышел дредноут «Императрица Мария».

8 января русские эсминцы в южной части этого моря уничтожили турецкий транспорт, находившийся неподалеку «Гебен» пустился за ними в погоню и лоб в лоб натолкнулся на могучую «Императрицу». Главный калибр русских начал работать с дистанции 110 кабельтовых, то есть 20 километров. Недавний хозяин моря ответил всего пятью залпами. Аккерман быстро сообразил, что дуэль с орудиями нового линкора станет последней в его жизни, и счел за благо ретироваться. С этой минуты стало ясно, кто теперь в море хозяин. 12 орудий «Марии» калибром 305 миллиметров не оставляли «Гебену» шансов. Тем более что российские миноносцы и подводные лодки при поддержке морской авиации регулярно топили транспорты с углем. «Дядя» с «племянником» отваживались лишь на короткие вылазки и рейды.

Российские корабли доминировали по всему бассейну. Их безопасность обеспечивали «Императрица Мария» и однотипный дредноут «Императрица Екатерина Великая». Канонерские лодки и эсминцы обстреливали скопления войск в восточной части турецкого побережья. Здесь в разгаре шла сухопутная операция царской армии. Огневая мощь кораблей подавляла и деморализовала сопротивление турок. 5 марта в устье реки Буюк-дере высадился десант, несколькими часами позже у городка Мепаври – второй. В середине апреля десант захватил стратегически важный порт Трапезунд и плацдарм в радиусе пятидесяти километров вокруг. Это позволило российским сухопутным войскам развить наступление в тылу турецкой армии.

Немцы пытались контратаковать. В июле «Гебен» и «Бреслау» совершили дерзкий рейд к берегам Кавказа. Обстреляли Новороссийск и Туапсе, потопили три судна, поставили сотни мин. Адмирал Эбергард вновь проявил поразительную нерешительность, не выслав эскадру для уничтожения неприятеля. Ведь преимущество русских кораблей в огневой мощи было подавляющим. Адмиралу припомнили его пассивность 1914-го при атаках «Гебена» на Одессу и Севастополь и отправили служить царю в качестве члена Государственного совета. Его место занял 42-летний вице-адмирал Александр Колчак.

И все же 1916-й был годом удач для русской армии и флота, реванша за провалы в начале войны. Брусиловский прорыв на суше, победы армии в Закавказье, успехи в морских делах давали надежду на благоприятный исход войны. Моряки ждали команды бомбардировать и штурмовать Константинополь. Мины, поставленные русскими, заперли флот неприятеля на базах, русские десанты, высаженные на побережье Турции, внесли перелом в кампании на этом участке фронта. Расчет немцев на прекрасные боевые качества «Гебена» не оправдался. Им не удалось нанести серьезных повреждений нашим береговым базам, обеспечить десантирование своих войск, парализовать движение торгового флота. До победы на Черном море России оставался один шаг.

Но в дело вмешались иные силы. Не все в войнах решается талантом адмиралов и мужеством матросов. 6 октября при до сих пор не выясненных обстоятельствах взорвался и затонул линкор «Императрица Мария». Это была печальная точка в успехах царского флота на южном театре военных действий. С февраля 1917-го начался постепенный развал страны и ее вооруженных сил. Моряки воюющих сторон оказались втянутыми в кровавый круг. Черноморский флот погибал от рук большевиков, украинских националистов и оккупантов. Восстание на кайзеровском флоте в 1918 году послужило началом революции в Германии и самых тягостных страниц в истории этой страны. А подвиги русских моряков у берегов Крыма и Турции оказались незаслуженно забытыми в советский период. На Западе предпочитают говорить только о своих победах, а у нас на войне с ярлыком «империалистическая» почти век было табу…
Автор: Михаил Барабанов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. Сегодня день кошмарный открытий. Сперва вот это http://topwar.ru/54780-cel-nomer-odin.html#
    А теперь еще совершенно кошмарные "открытия" на тему Черного моря в первой мировой...
    Разбирать детально нет никакого смысла - в каждом предложении по три ошибки. Но вот это
    Почему-то стоящие на рейде броненосцы так и не получили приказа выйти в море и принять бой. Говорят, у русских моряков был силен «цусимский синдром»

    Автор видимо не в курсе, сколько времени нужно броненосцу с паровой машиной на то, чтобы развести пары и быть готовым к выходу в море. Нападение, если что, случилось внезапно, а Гебен стрелял по порту 17 минут, после чего героически удрал.
    Утром 18 ноября отряд из восьми русских кораблей во главе с линкором «Евстафий» обнаружил «Гебен» и «Бреслау». Немцы пытались уйти, используя преимущество в скорости, но русские преградили противнику путь и оттеснили к мысу Сарыч между Севастополем и Ялтой.

    Фантазии автора. Разумеется, ничего подобного и близко не было. Крейсер "Алмаз" обнаружил вражеские корабли неподалеку от основных сил, Эбергард начал разворот на 90 град, чтобы иметь возможность своим броненосцам ударить всем бортом по неприятелю. К сожалению, он не успел - расстояние было слишком мало (плохая видимость, поздно обнаружили врага) так что бой свелся к дуэли Гебена и Евстафия.
    Артиллерийская дуэль длилась всего 14 минут. Главный калибр каждого противоборствующего корабля выпускал по 20 снарядов в минуту или по шесть тонн металла.

    Ложь. За 14 минут боя Евстафий выпустил или 12 или 16 снарядов главного калибра (разночтение в источниках). Гебен - 19.
    Командир линкора капитан 1-го ранга Василий Галанин, понимая, что у него мало времени, немец в любой момент может передумать драться и убежать, пошел на максимальное сближение с врагом.

    Во первых, никакого сближения не было - курс Евстафия после поворота не менялся. Во вторых, на Евстафии находился адмирал, в его присутствии никакой каперанг не смог бы командовать изменение курса.
    1. Первый залп «Евстафия» накрыл «Гебен», 12 моряков погибли мгновенно. Следующим попаданием накрыли погреба 152-мм снарядов, начался пожар и серьезные разрушения, а русские продолжили избиение неприятеля. Этот краткий бой унес жизни 115 матросов и офицеров кайзера против 33 убитых на «Евстафии». По воспоминаниям Кноппа, казематы «Гебена» представляли собой ужасную картину: «Смерть собрала свою жатву, храбрецы лежат искромсанные и разорванные на куски, другие сидят, внешне невредимые, облокотившись о переборки. С желтыми лицами – результат воздействия адского пламени»

      Альтернативная история. Во первых - в природе не существует никаких "воспоминаний Кноппа", а есть Kopp, G. Das Teufelsschiff und seine kleine Schwester, Erlebnisse des «Goeben» — Leipzig: V. Hase & Koehler, 1930.
      Во вторых - согласно воспоминаниям Коппа (а также боевому дневнику Гебена, фрагмент из которого печатался в книге известного исследователя и историка Gary Staff «BATTLE ON THE SEVEN SEAS. German Cruiser Battles 1914-1918») в течении боя у мыса Сарыч, в "Гебен" попал 1 (ОДИН) снаряд. И, разумеется, никаких "115 матросов и офицеров кайзера".
      имеются также и записи адмирала Сушона, в которых он пишет
      С первым выстрелом мы получили попадание 30,5 см. снаряда, в результате пробоина по левому борту в броне третьего 15 см. каземата. При этом потеряли мгновенно погибшими двенадцать человек, тела которых были страшно изувечены.

      Если иные попадания и были, в немецких источниках сведений об этом нет.
  2. Крэнг 23 июля 2014 11:26
    Автор вы немного не правы. Главный калибр "Императрицы Марии" при угле возвышения 305мм орудий в +25 градусов и 471-кг снарядах предельно бил на 23,5км (125 кабельтовых). Главный калибр предшествующих русских линкоров подкласса "эскадренный броненосец" ("Ефстафий", "Пантелеймон" и т.п.) при угле возвышения 305мм орудий +35 градусов и 332-кг снарядах обр.1907г и позднее предельно бил на 25км (135 кабельтовых). 283мм орудия "Гебена" стреляли на 25,5км (138 кабельтовых). По возможностям СУО эффективная дальность стрельбы всех этих кораблей была ограничена примерно 100-110 кабельтовами.
    Крэнг
  3. Добрый кот 23 июля 2014 11:34
    Материал интересный, пусть даже и с ошибками, которые во множестве нашел Андрей из Челябинска
    1. Да обидно просто, когда такую благодатную тему, как действия Черноморского флота в ПМВ выдают вот так вот...
      Что интересно - воевал русский черноморский флот без пяти минут образцово. Имея в своем составе только старые броненосцы, проводили операции невзирая на "гебена", и если первое столкновение с ним (у мыса Сарыч) прошло, в общем, без особого результата ("по очкам", т.е. по количеству попаданий все же лидировал "Гебен" но толку-то с этого, если ему пришлось бежать от русских кораблей без глядки? Впрочем, справедливости ради заметим, что Эбергард тоже не горел желанием продолжать бой), то второе боестолкновение осталось строго за нашими моряками - немцы пишут о двух попаданиях в Гебен, причем ему опять пришлось срррочно отступать:))) Хотя воевал он фактически только против двух наших броненосцев, к которым позднее прибавился "Пантелеймон". Сам же Гебен не попал ни разу. А после появления дредноутов дело стало совсем кислым...
      Но кроме этого в активе русского флота:
      1)Систематические боевые действия по перерезанию турецких морских коммуникаций, нанесшие туркам огромный ущерб
      2) Не менее систематическая поддержка приморского фланга армий, снабжение собственных войск, непосредственная поддержка.
      3) ЕМНИП, впервые в истории паровых флотов - координированные с армией десанты, т.е. СОВМЕСТНЫЕ усилия армии и флота для достижения результата. Ничего подобного ни английский, ни французский ни германские флоты не продемонстрировали.
      О таких "мелочах" как успешное использование первого в мире подводного минного заградителя "Краб" или об "отвратительно бронированных" русских дредноутах, от которых "Гебен" удирал без оглядки, не рискуя даже пытаться состязаться один на один в артдуэли я и вовсе молчу.
      Кроме того, русский черноморский флот продвинул военно-морскую науку как минимум в двух вопросах. И английский и германский флоты отстаивались в базах, очень изредко выходя в море и проводя, по сути, разовые акции - в то же время русский черноморский в части ликвидации турецких коммуникаций и поддержки армии перешел к систематической боевой работе, когда неуклонно, ежедневно...:))))) А во вторых, во всех флотах мира тогда было принято следующее - командование осуществлялось соединениями однотипных кораблей. Т.е. дивизион эсминцев - свое командование, бригада крейсеров - свое, бригада линкоров - свое. И если нужно было создать соединение из крейсеров/линкоров/эсминцев, то несколько таких соединений (или отдельных кораблей из них) объединялись под командованием назначенного адмирала.
      А на ЧМ перешли к боевым группам, когда несколько кораблей разных классов (линкор, крейсера, эсминцы) объединялись в одно соединение. Польза от такого решения с точки зрения слаженности, сплаванности, боевой подготовки, да и просто удобства снабжения - очевидна. Американцы к той же системе пришли только во вторую мировую (знаменитые TaskForse)
      В общем, в отличие от Балтики, на ЧМ нам действительно есть чем гордиться, а кое в чем мы и вовсе оказались впереди планеты всей:)
      1. Nayhas 23 июля 2014 14:37
        Цитата: Андрей из Челябинска
        В общем, в отличие от Балтики, на ЧМ нам действительно есть чем гордиться, а кое в чем мы и вовсе оказались впереди планеты всей:)

        Браво Андрей!
        1. Спасибо! drinks
          P.S. Вот о чем я сильно сожалею - так это о том, что черноморским линкорам "уронили" проектную скорость с 23 до 21 узла. Если бы "Императриц" строили по балтийскому (можно - улучшенному, но двадцатитрехузловому) проекту - раскатали бы "Гебен" в тонкий блинчик. Или...притащили бы "Гебен" в Севастополь на буксире:)))
          1. Крэнг 23 июля 2014 14:59
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Вот о чем я сильно сожалею - так это о том, что черноморским линкорам "уронили" проектную скорость с 23 до 21 узла. Если бы "Императриц" строили по балтийскому (можно - улучшенному, но двадцатитрехузловому) проекту - раскатали бы "Гебен" в тонкий блинчик.

            21уз это стандарт для линкоров того периода. А было бы 23... Во первых за счет чего? Вторые "Севастополи" нам не нужны. И во вторых "Гебена" не догнать было бы все равно. А так черноморские дредноуты в отличии от балтийских представляли собой довольно сбалансированные линкоры у которых не только вооружение было мощным, но и защищенность была хорошей и мореходность на нормальном уровне и все остальное.
            Крэнг
            1. Цитата: Крэнг
              21уз это стандарт для линкоров того периода. А было бы 23... Во первых за счет чего?

              да хотя бы просто за счет повторения балтийского проекта.
              Цитата: Крэнг
              Вторые "Севастополи" нам не нужны

              Я бы с этим поспорил.
              Цитата: Крэнг
              И во вторых "Гебена" не догнать было бы все равно.

              Скорее всего - догнали бы. Гебен имел некоторое преимущество перед русским линкором (на 3 узла вроде как) но при этом был в зоне досягаемости его орудий примерно полчаса. Если бы преимущество было в 1 узел, потребовалось бы все полтора, а за это время могло бы произойти многое.
              К тому же у меня некоторые сомнения в том, что Гебен имел более чем 24-узловую скорость.
              1. Крэнг 23 июля 2014 15:40
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Я бы с этим поспорил.

                Вы хотите сказать что балтийские дредноуты типа "Севастополь" совершеннее чем черноморские типа "Александр-III"??? А это новость честно говоря. Я думал как то, что уже все всегда знали, что черноморские линкоры получились вполне удачными (для 1912-14-х годов куда они несколько опоздали), а вот балтийские представляли собой не слишком удачный гибрид линкора и линейного крейсера ,причем с такими фатальными недостатками, что их боялись выпускать в море.
                Крэнг
                1. Цитата: Крэнг
                  Вы хотите сказать что балтийские дредноуты типа "Севастополь" совершеннее чем черноморские типа "Александр-III"??? А это новость честно говоря

                  Не в этом дело:))) В целом и общем черноморцы получились существенно лучше защищенными, насчет мореходности - сказать сложно, уж сильно велик дифферент на нос был, но наверно все же лучше балтийцев. Но дело в том, что зная их судьбу, мы понимаем - эти преимущества, увы, оказались невостребованными. Доведись этим линкорам воевать с "Фридрих дер Гроссе" - тогда оно конечно, куда лучше было бы это делать на "Марии" чем на "Севастополе". Но черноморским дредноутам не пришлось воевать против равного неприятеля, они не получали ударов артиллерии ГК других линкоров. Единственная имевшаяся у них возможность громко проявить себя - это как раз таки бой с "Гебеном". А в тех конкретных условиях (дуэль на больших дистанциях + легкий 280-м немецкий снаряд) относительно слабое бронирование балтийцев не было бы таким уж страшным недостатком. Т.е. "Севастополь", окажись он на месте "Екатерины" в той конкретной ситуации, по моему мнению таки смог бы надрать Сушону афедрон.
                  Цитата: Крэнг
                  а вот балтийские представляли собой не слишком удачный гибрид линкора и линейного крейсера ,причем с такими фатальными недостатками, что их боялись выпускать в море

                  Полагаю, там причина не в "фатальных недостатках" была, а просто в боязни использовать линкоры против превосходящих сил немцев. Кстати будь сказано, 2 линкора было разрешено использовать без согласования Ставки.
                  1. Крэнг 23 июля 2014 16:03
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    насчет мореходности - сказать сложно, уж сильно велик дифферент на нос был, но наверно все же лучше балтийцев.

                    Во первых дифферент на нос - это и к "Севастополям" относится. Во вторых "Севастополи" были гладкопалубными. И высота борта в носу у них была такая же как в корме - примерно два межпалубных пространста что очень мало. А вот черноморцы имели внушительный полубак и их нос был не ниже чем у серии "Бородино" или "Ослябя". Да и в общем дело касается не только защищенности. Черноморцы имели более мощный средний/противоминный калибр и не имели такого недостатка балтийских как очень малый запас хода (намного меньше чем даже у "Петра Великого").
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    легкий 280-м немецкий снаряд)

                    Ну как легкий... 302кг если мне не изменяет память. Причем 283мм орудия "Гебена" сообщали им очень большую начальную скорость. А на больших дистанциях там еще и защита палубы играет роль. В общем я бы и против "Гебена" лучше на "Александре-III" пошел, а не на "Гангуте".
                    Крэнг
                    1. Цитата: Крэнг
                      Во первых дифферент на нос - это и к "Севастополям" относится

                      Да, но им хотя бы не пришлось облегчать боекомплект носовой башни - и даже несмотря на это дифферент черноморцев виден невооруженным глазом.
                      Цитата: Крэнг
                      Во вторых "Севастополи" были гладкопалубными. И высота борта в носу у них была такая же как в корме - примерно два межпалубных пространста что очень мало. А вот черноморцы имели внушительный полубак

                      Да Господь с Вами! :))) Вот фото "Императрицы Марии", как только найдете на нем "внушительный полубак" - сразу сообщите мне:))

                      Цитата: Крэнг
                      Черноморцы имели более мощный средний/противоминный калибр и не имели такого недостатка балтийских как очень малый запас хода (намного меньше чем даже у "Петра Великого").

                      Верно, но в условиях махонького черного моря дальность хода не была критичной, а 120-мм ПМК севастополей, с учетом отсутствия у Турции современных эсминцев предпочтительнее, чем 130-мм "императриц". Дело в том, что кантовать 130-мм снаряды куда как тяжелее, так что 120-мм дадут более плотный огонь. 130-мм берут большим могуществом снаряда, но повторяю, раз у турок нет больших миноносцев, так этого и не требуется.
                      Цитата: Крэнг
                      Ну как легкий... 302кг если мне не изменяет память

                      Не изменяет. Но это не 471 кг 12" русский снаряд и не 405-кг 12" немецкий.
                      Немецкая двенадцатидюймовка едва ли не на 30% превосходит 280-мм гебена по энергетике снаряда (если считать через Е=мс в квадрате) при том что легкий снаряд намного быстрее тяжелого теряет бронепробиваемость.
                      Цитата: Крэнг
                      Причем 283мм орудия "Гебена" сообщали им очень большую начальную скорость.

                      880 м/сек против 855 м/сек германского 12" орудия.
                      Цитата: Крэнг
                      А на больших дистанциях там еще и защита палубы играет роль

                      Конечно, но тут, как ни смешно, сочетания палубы и 75-мм барбетов севастополей вполне могло хватить.
                      Цитата: Крэнг
                      В общем я бы и против "Гебена" лучше на "Александре-III" пошел, а не на "Гангуте".

                      Екатерина была немногим хуже, но просто не смогла догнать:)))
                      1. И кстати будь сказано - я сильно сомневаюсь, что "Петр Великий" смог бы пройти 1625 миль на 13 узлах
                      2. Крэнг 23 июля 2014 17:56
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Да Господь с Вами! :))) Вот фото "Императрицы Марии", как только найдете на нем "внушительный полубак" - сразу сообщите мне:))

                        Вот:
                        Крэнг
                      3. Это не настоящее фото, а альтернативноисторический фейк:))) Я и сам такими иногда балуюсь:))) Вы не видите разве, что башни - двухорудийные?:))) Вот оригинал (его кто-то вывернул шиворот-навыворот:)))
                      4. Крэнг 23 июля 2014 18:37
                        МДааа.... Херня какая то.
                        Крэнг
                      5. А Вы зайдите или на http://alternathistory.org.ua/ или на цусиму, в раздел альтернативных фото http://tsushima.org.ru/steve/steve-index/ - там и не такое найти можно:)))
                        Вот, к примеру, дредноут-катамаран:))
                      6. А как Вам вот такой красавец?:)

                        Или даже вот так?

                        О, кстати, а Ваш Александр III как раз с Цусимы, только сейчас внимание обратил
            2. Комментарий был удален.
            3. Per se. 24 июля 2014 13:37
              Цитата: Крэнг
              Во первых за счет чего? Вторые "Севастополи" нам не нужны.
              Приходилось читать, что балтийские дредноуты были не лучшим решением в качестве линкоров, но поддержать Андрея можно в том, что на базе этих готовых проектов могли ускоренно создать для Черного моря линейные крейсера, за счет сокращения числа башен главного калибра, с четырёх до трёх, и некоторым удлинением корпуса (как, возможно, и с увеличением мощности силовой установки). Возможно, для Черного моря такие линейные крейсера были бы предпочтительнее улучшенного проекта линкора, во всяком случае, могли быть быстрее построены к дальнейшему строительству более совершенных линейных кораблей. Линейный крейсер с ходом в 25-26 узлов и 9 305 мм орудиями мог бы погонять "Гебен", тем более, будь таких крейсеров пара.
      2. Алекс 25 июля 2014 21:02
        Цитата: Андрей из Челябинска
        воевал русский черноморский флот без пяти минут образцово.

        Согласен, ЧФ действовал блестяще, на фоне всего остального так и вообще гордость России. Автор, конечно, слегка увлекся, но стиль и расстановка материала - просто сказка, возьму в копилку педагогического опыта. Разумеется, с Вашими правками.

        Спасибо всем, кто разрабатывает тематику, которую я называю "Слава русского оружия".
  4. Cristall 23 июля 2014 12:02
    Смотрю, по описанию Одессу вообще в войнах то обороняли? Ну хорошо Щеголеву повезло, а тут вообще главный торговый порт--вообще без охраны... Николаевские верфи---если бы туда? Хотя разгром верфей долгое дело-но все же, там Императорская серия строиться...тоже вариант...
    В общем "внезапное" нападение врагов--а империя обычно раскочегаривается позже...
    Хотя автор прав--на момент введение Марии--преимущество стало подавляющим. РЧМ был готов нанести удар по Стамбулу а возможно и реанимировать план захвата. Турции как обычно ничего не светило в войне с РИ...неудачная для них статистика..
    1. yehat 23 июля 2014 13:43
      Цитата: Cristall

      Хотя автор прав--на момент введение Марии--преимущество стало подавляющим.

      на момент введения Марии мало, что изменилось.
      Корабль должен получить опытную команду, чтобы стать эффективным.
      Я бы выразился иначе - с момента введения Марии стало преимущество стало нарастать до подавляющего.
  5. Cristall 24 июля 2014 01:02
    Лучше иметь подавляющее преимущество(и конечно его реализовывать в деле) чем рисковать.Истину этим я ж не открою.
    Кстати помимо мин еще и гидропланы широко использовали(как и Орлицу на БМ)
    Несмотря на Гебен и Бреслау--в Крыму все равно было время торжеств и гулянок(даже несмотря на обстрелы)
    Аналогично в Одессе. Да и в Киеве. До революции даже во время 1МВ--жизнь в РИ на юге была интересной.
  6. 89067359490 24 июля 2014 12:41
    Между тем наступило 10 часов утра,тут наблюдательные посты прямо на севере замечают что-то, что примерно могло соответствовать паруснику.«Гебен» сразу же разворачивается в этом направлении.В следующий момент наступает всеобщее изумление. Едва мы произвели разворот, тут на далеком, идущем без дыма неопределенном предмете что-то зловеще вспыхивает. Блестящие, искрящиеся солнечные блики, танцующие на воде, немного мешают видимости. Линия горизонта, чёткая, ясная линия, кажется перекошенной, даль затуманена. Мгновение после странной вспышки над водой глухо прокатывается гром. Черт подери! Он стреляет, в чём собственно дело?
    Резко звучат колокола громкого боя над палубой «Гебена». Все бегут на свои боевые посты. Затем каждый на посту ожидает дальнейшего развития событий. Между тем после вспышки проходят 20, 30, 40 секунд, 50, 60 секунд — тут, разом на расстоянии приблизительно 500 метров от «Гебена» что-то ударяет с колоссальной силой в воду! Мощные фонтаны встают моментально, словно поднятые таинственной рукой, и затем снова опускаются.
    Вот и разгадка!Там военный корабль!В искрящемся солнечном свете он показался парусником. Теперь всё ясно! Уже вновь на нем вспыхнуло — и теперь ясно виден новейший линкор, сверхдредноут «Императрица Мария»!Проклятье!Около 24 км отделяют нас от этого колосса,а он уже стреляет!Полностью безоружные,мы стоим напротив современнейшего корабля русского Черноморского флота.
    Злой сюрприз для нас! Мы ведь не предполагали, что чудовище уже готово и снует по Черному морю, Конечно, мы должны были на это рассчитывать, но до сих пор «Императрица Мария» не показывалась. Теперь, когда линкор готов, мы сейчас безнадежно отданы на произвол его дальнобойным орудиям. Ситуация становится все более угрожающей.Императрица Мария стреляет чертовски быстро.Второй залп гигантского корабля падает с шумом на расстояний 200 метров от нас.
    Выйдем ли мы вовремя из зоны его огня, прежде чем тяжелые снаряды нас настигнут? Это единственный вопрос, который нас волнует.На таком гигантском расстоянии мы с нашими орудиями беспомощны. Вновь там вспыхивает!Напряженно мы смотрим на далекий силуэт русского линейного корабля.
    Вновь проходят напряженные секунды, они тянутся, словно часы.Теперь должны последовать и удары! А вот уже и они! Совсем рядом, не достигая и 50 м от нас, в воду ударяют тяжелые «чемоданы». Теперь прочь из зоны досягаемости его огня! Не очень хорошие маневренные качества «Гебена» тем не менее приходятся и на этот раз кстати. Быстрым ходом, зигзагами, мы ретируемся.
    Полные волнения, все на мостике смотрят на грозный колосс, из чьих труб теперь вырываются густые облака дыма. Кажется, он хочет нас атаковать! Полным ходом он идет за нами. Ситуация действительно достаточно угрожающая. Мы знаем, что сверхдредноут имеет скорость 25 узлов, так что он может нас догнать. Конечно, русские также прибавляют ход и следуют на максимальном ходу за нами. Через бинокль ясно видны мощные носовые волны, которые раздвигает колосс.Что теперь?
    Правда, «Гебен» мог бы благодаря своей скорости отважится на внезапную атаку, чтобы подойти к опасному противнику на расстояние выстрела. Мы хотим удержать захваченное господство в Черном море. Но для выполнения нашего плана нам нужен самолет-бомбардировщик, который мы теперь вызываем по радиосвязи из Босфора. Самолеты над военным кораблем всегда означают тревогу. Пока «Императрица Мария» должна будет подумать о своей обороне, мы сможем обрушиться на противника и подойти на достаточное для открытие огня расстояние. Таков наш план. Сперва, так как мы одни, не остается ничего иного, как держаться на безопасной от противника дистанции.
    Дикая охота продолжается. Уже три часа сверхдредноут сидит у нас на хвосте и не отстает. Несмотря на это, мы с удовлетворением отмечаем, что расстояние между нами хоть и медленно, но мало-помалу увеличивается.
    На линейном крейсере «Гебен»Георг Копп
  7. pinecone 24 июля 2014 16:41
    Статья пустозвонкая, особенно по стилю изложения, вроде тех, которые пишутся для журнала "Вокруг Света". Про ежедневный ж.д. состав с одним вагоном крымских цветов для императрицы брехня полная, перепев измышлений либеральной прессы того времени.
    Спасибо за комментарии специалистов, участников форума ВО.
    pinecone
  8. Заур 1 ноября 2016 19:25
    Фото № 513. Гебен у Батума.
    Из книги "Батум во времена Османской империи" http://zaurmargiev.sitecity.ru/stext_0111161506.p
    html
    http://zaurmargiev.livejournal.com/2598.html

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня