Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира с закрытым эфесом, инкрустированным серебром. Клинок сделан в Золингене около 1610 г. Рукоятка в Милане — около 1610-1615 г.г.

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Длина (общая): 127 см. Длина клинка: 110 см. Ширина (у рикассо): 2,8 см. Вес: 1,43 кг. Точка баланса: 12,3 см. вниз от гарды.

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)


Чем ближе баланс к гарде, тем более меч (в широком смысле слова) управляем. Его легче вернуть в исходное положение после удара, а также быстро нанести удар снова. Это более "фехтовальный" вариант меча. Если же баланс смещен к центру меча, то удары становятся сильнее. Главное для такого меча — постоянное движение. Наносить им удары труднее, и остановить тоже.

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

С внутренней стороны от экюссона и нижнего кольца к защитной дужке отходят четыре защитных прутка, выше сходящихся вместе, образуя противозащиту.

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

От передней части крестовины отходит защитная дужка, закрывающая пальцы и соединяющаяся впритык с навершием рукоятки.

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Внутренние поверхности украшены повсюду тонкими образцами завивающейся листвы, слегка украшенной насечкой из серебра и немного золота.

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Пластина в нижнем кольце украшена миниатюрой с зайцем, преследуемым двумя собаками.

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Эфес завершается навершием с утоньшением и пуговкой.

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Клинок характерной тонкой конической формы, шестиугольной секции, сглаженной к основе, со сглаженным прямоугольным рикассо и серией небольших декоративных отметок на обеих сторонах. На внешней стороне клинка выбита надпись ANTONIO, на внутренней — PICININO.

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира как идентифицируемый тип клинкового оружия была продуктом все более и более развивающихся и совершенствующихся методов боя холодным оружием. Рапира появилась в период Ренессанса, в первой половине XVI в., в Италии и Испании.

В 1536 г. некто Achille Marozzo Bolognese, самозванный “maestro generale de l’arte de l’armi“, издал иллюстрированную книгу, предоставлявшую благородным и аристократическим читателям возможность изучить новейшие приемы боя холодным оружием.

После этого в течение XVI в. последовала целая серия учебных пособий, изданных итальянскими и испанскими мастерами фехтования все более набиравшими популярность рапирами, по большей части хорошо иллюстрированных и в мельчайших подробностях описывающих разнообразные приемы.

Таким образом, книги, описывающие искусство боя с рапирой, быстро распространились по всем королевским дворам Северной Европы, а оттуда и среди более широкого круга дворянства.

Создание полностью развитой рукоятки рапиры не только предоставило оптимальное средство защиты руки от ударов противника, возможность более тонкой регулировки баланса оружия благодаря дополнительному весу защитных дужек и колец на эфесе, но также обеспечило увеличение поверхностей на эфесе, доступных для богатого художественного оформления.

Тонкая элегантность лезвия рапиры ни в коем случае не противоречит ее прекрасному балансу, высоким характеристикам и смертоносности ее клинка.

Несмотря на стиль декоративной отделки и рукоятку миланского производства, это, однако, рапира германского происхождения.

Клинок, несомненно, был сделан в Золингене (герцогство Юлих-Клеве-Берг в пределах Священной Римской империи), знаменитом на всю Западную Европу наряду с Толедо (Испания) как центр производства лучших клинков уже на протяжении шести веков.

Присутствие же имени итальянского мастера на немецком клинке нисколько не необычно для той исторической эпохи.

Имя знаменитого итальянского мастера-оружейника придавало оружию дополнительную цену. Это истинная мера высокого уважения, в которой творения североитальянских мастеров (и не только оружия и доспехов) считались по всей остальной Европе со времени начала Возрождения, и небезосновательно, верхом совершенства и изящества. Слава таких городов, как Милан, Флоренция, Сиена и Венеция уже со второй половины XV в. гремела по всей Европе.

Антонио Пикинино был знаменитым мастером известной миланской семьи оружейников. Годы его жизни: 1509-1589.

Популярность этого итальянского мастера не была ограничена Германией. О том, насколько это имя было известно, иллюстрирует английская рапира приблизительно 1600 г., которая хранится в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum), Лондон. На клинке этой английской рапиры также выбито имя Антонио Пикинино.

Некоторые другие рапиры той эпохи, сохранившиеся до наших дней:

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира. Италия. Длина (общая) 122,2 см. Длина клинка 105,4 см. Ширина 2,9 см. Вес 1,36 кг. Точка баланса 9,5 см вниз от гарды. Около 1600-1610 г.г.


Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)


Рапира. Мастер Андрэа Ферара. Италия. Длина клинка 109,3 см. Ширина 2,5 см. Вес 1,26 кг. Около 1610 г.


Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира. Италия. Длина клинка 113,8 см. Ширина 2,4 см. Вес 1,39 кг. Около 1610-1620 г.г.


Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира. Мастер Гонзало Симон. Толедо. Длина (общая) 120,4 см. Ширина 2 см. Вес 1,15 кг. Точка баланса 10 см вниз от гарды. Около 1590 г.


Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира. Мастер Йоханес Хопп. Рукоятка Северная Европа. Клинок Золинген. Длина клинка 92 см. Ширина 2,8 см. Вес 1,41 кг. Около 1630 г.

Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира. Мастер Хейнрих Патзер. Золинген. Длина (общая) 118,9 см. Ширина 3,1 см. Вес 1,2 кг. Около 1610-1620 г.г.


Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира. Милан и Северная Европа. Длина клинка 113,5 см. Ширина 2,2 см. Вес 1,355 кг. Около 1600-1620 г.г.


Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира. Рукоятка Италия. Клинок Германия. Длина (общая) 138,7 см. Длина клинка 123,6 см. Ширина 3 см. Вес 1,23 кг. Около 1620-1630 г.г.


Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира. Рукоятка Италия. Клинок Толедо. Длина клинка 121,5 см. Ширина 2,6 см. Вес 1,55 кг. Около 1610 г.


Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)

Рапира. Рукоятка Милан. Клинок Северная Италия. Длина клинка 114,1 см. Ширина 2,6 см. Вес 1,23 кг. Около 1610 г.
Автор: fimusito


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 32
  1. Вольный ветер 24 июля 2014 09:02
    Интересные фотографии, красивого оружия. Спасибо за подборку.
  2. padonok.71 24 июля 2014 09:19
    Все таки наверно больше шпага, чем рапира. Удивительные по красоте клинки. Автору просто огромный "плюсище".
    Хотя и терзают смутные сомнения, что статья "передрана" с какого то европейского сайта.
    padonok.71
    1. Mister X 24 июля 2014 11:57
      Цитата: padonok.71
      Хотя и терзают смутные сомнения, что статья "передрана" с какого то европейского сайта.

      Статья уникальная.
      Зачем на человека напраслину возводите, раз статья понравилась?
      Прежде чем оговаривать автора просто скопировали фразу из статьи и поискали бы совпадения в Гугле.
      1. padonok.71 24 июля 2014 16:20
        Любезнейший, ну научитесь читать наконец.
        Разве я обвинил автора в плагиате? Я высказал свое личное мнение, что где то это видел. И я был прав - фото висят на одном аукционном сайте (французком, их не много, найдете, если захотите). И опять же, может автор взял не оттуда, я не знаю.
        P.S.: первый плюс статье - мой был.
        padonok.71
        1. Mister X 25 июля 2014 23:08
          Я дико извиняюсь, но где в выражении
          Цитата: padonok.71
          статья "передрана" с какого то европейского сайта.

          написано что Вы видели фото рапир из этой статьи на французском онлайн-аукционе?

          Цитата: padonok.71
          P.S.: первый плюс статье - мой был.

          Кто раньше встал - тот и молодец wink
  3. goland72 24 июля 2014 10:21
    Класс! Изящные инструменты. Всегда мечтал жить в те времена. Если видишь перед собой мерзавца - вызываешь на поединок. Далее либо торжествует справедливость, либо сам перестаёшь мучиться от созерцания непотребства. И никаких ООН, ПАСЭ, ОБСЕ и прочей болтологии.
    1. Marssik 24 июля 2014 22:59
      Ну про времена чуть более поздние можете прочитать (В.Пикуль "Пером и Шпагой")
      ООН, ПАСЭ, ОБСЕ и прочей болтологии
      От этого никуда не денешься
  4. bazilio 24 июля 2014 10:29
    Шикарное оружие. Это дейтсвиетльно произведение искусства. Какой мужик не соблазнится, увидав такую красоту.....
  5. kyznets 24 июля 2014 11:03
    Спасибо большое! Очень порадовал автор!!! Можно рассмотреть хорошо детали, конструкцию и понять технологию и инструмент изготовлителя. В принципе, достаточно было бы одних говорящих за себя снимков. Добавить только можно, что по качественным показателям стали, из которых изготавливались качественные клинки, большинство по составу были близки нынешней стали (российской классификации) инструментальной У8 и выше. Секретами мастеров были способы улучшения качества стали (науглероживание и легирование), а также закалка. Во второй половине XIX века всех западных мастеров стали обошёл П.П.Аносов. В Златоусте он работал над ПРОМЫШЛЕННЫМ производством легированных и высокоуглеродистых сталей, а также их закалкой. Он раскрыл секреты качественных английских сталей, и воссановил технологию производства высококачественного ЛИТОГО булата (дамаск, табан и кара-табан), над секретами которого бились мастера западной Европы со времён средневековья. В его вариантах дамаска, содержание углерода было количественно на уровне чугунов (по диаграмме железо-углерод), при сохранении пластичности и упругости сталей. Последний образец Аносовского дамаска был отлит уже после его смерти в 1918 году.
    1. cast iron 9 января 2015 15:17
      Чугун он от стали и отличается определенным содержанием в % углерода. Поэтому стали с содержанием углерода на уровне чугунов в природе быть не может.
  6. chelovektapok 24 июля 2014 11:26
    Позитивно. Такого рода изделия, как старинные стихи или музыка в металле. Прочитал на клинке "A.N.T.O.N.I.O" аналогия возникла со "Страдивари". С уникальыми скрипками.
  7. ХУ-ВАШИЦУ 24 июля 2014 11:58
    Цитата: padonok.71
    Все таки наверно больше шпага, чем рапира.

    Я тоже думаю, что это шпага. Насколько мне известно, рапира - тренировочное оружие, шпага - боевое. ИМХО
    1. Владимирец 24 июля 2014 12:39
      Цитата: ХУ-ВАШИЦУ
      Насколько мне известно, рапира - тренировочное оружие, шпага - боевое.

      Рапира изначально облегченная шпага, имеющая меньший вес, поэтому меньше приспособленная для рубящих ударов и носившаяся как атрибут гражданского костюма.
      1. padonok.71 24 июля 2014 16:22
        Не обязательно, есть рапиры (дыроколы) которые гораздо тяжелей шпаги.
        padonok.71
    2. Альджавад 30 июля 2014 02:53
      Насколько мне известно, рапира - тренировочное оружие, шпага - боевое.

      Вас обманули. Чёткая классификация сложилась только в 19-м веке в Германии (студенческие дуели и т.п.) а потом перекочевала в спорт.
      Ранее (в "мушкетёрские" времена) клинки часто именовали просто "меч", а шпага или рапира - не заморачивались, ведь техника боя была одинаковой.
  8. padonok.71 24 июля 2014 13:30
    Вообще то, грань между легкой шпагой/рапирой, очень иллюзорна и деление это обусловленно в первую очередь техникой фехтования. Конечно речь не идет о "придворном" или дуэльном оружии т.к. оно более "ритуально" и для реальной войны не приспособленно. Вот из этих "штучек" и появилось современное спортивное фехтование.
    padonok.71
  9. PKsh 24 июля 2014 13:59
    +100000000000000 красота, слов нет! вот бы подержать в живую good
  10. Лес 24 июля 2014 14:29
    Вот времена были -оскорбление ,перчатка ,рапира.А сейчас подлость, обвинение ,уничтожение с расстояния .
    1. padonok.71 24 июля 2014 16:11
      Да, если ты благородный. А так, конем затопчут и не заметят. Такая психология была, кто не знатен, тот животное.
      И опять же, не медицины, не связи, не транспорта, неее...., щас лучьше.
      padonok.71
      1. Альджавад 30 июля 2014 03:00
        если ты благородный.

        Дык все же себя прынцами мнят! Или прынцессами... И забывают, что на каждого "сэра" или "пэра" приходилось тьма народу без прав и без фамилии.
        ни медицины, ни связи, ни транспорта
        и даже ни мыла, ни просто бани(ванны).
  11. Вольный ветер 24 июля 2014 17:18
    Шпага. это меч модернезированный. очень тонкий меч. а рапира это остро заточенный стальной прут. назывались они одинаково. но потом в процессе эволюции названия стали разные. Рапира стала оружием дуэлянтов. По одной простой причине, рапира не наносит ужасных внешних увечий. маленькая дырочка и все. а шпагой , рубящим ударом, обезобразишь всю морду. А за своим внешним видом, всякие там маркизы д,пида,разы. следили очень тщательно.
  12. Оранг 24 июля 2014 21:15
    Рапира- колющее, достаточно тяжёлое и длинное оружие, часто более метра. Владение рапирой требовало изрядного атлетизма и ловкости. Техника владения рапирой подразумевала маневр телом, глубокие выпады. Это и видно в различных фехтбуках. В этом плане владение облегчённой шпагой было проще. маневрировали в основном оружием, т.е. больше отбивали своим оружием оружие противника, в то время время как в поединке на рапирах уворачивались, часто почти распластываясь по земле.
  13. kyznets 25 июля 2014 10:14
    Вы посмотрите на углы заточки. В сечении эти клинки если не квадраты, то ромбы. И сомневаюсь, что таким лезвием можно порезать. Возможно разрубить, нанеся рубящий удар, но не режущий точно! Я всётаки склоняюсь к тому, что это колющая рапира. Фотографии хорошего качества и можно рассмотреть угол заточки лезвия и пропорции длина/ширина, сужение. Кто то представляет, какая должна быть твёрдость клинка, и его упругость, чтобы обеспечить на такой длине клинка отношение ширины лезвия к толщине и режущий угол заточки лезвия до кончика, хотя бы в 20-15 градусов? Поэтому режущие клинки не так резко сужаются, а более-менее сохраняют ширину до конца (как мечи).
    1. Альджавад 30 июля 2014 03:06
      сомневаюсь, что таким лезвием можно порезать.

      резать и не предполагалось: колоть или же рубить(скорее - сечь). Резать - это про саблю и шашку. Или катана.
  14. padonok.71 25 июля 2014 13:42
    Причем здесь режущее оружие. Шпага не подразумевает режущего "с протяжкой" удара, это прерогатива шашек, сабель, клычей. Только рубяще-колющие удары. И потом вы берете общее сечение клинка, забывая о режущей фаске (3-5 мм.). А она у данных клинков как раз и составляет 20-25 град. Внимательно посмотрите на зазубрины лезвия.
    По поводу сужения клинка. Техника боя на классических мечах (каролингах) - это прежде всего "рубка" без сложных финтов. У т.н. романских мечей, сужение уже намечается очень явно. Ну и как апофеоз меча европейский бастард. Следуя вашей логике, оружие только укола?
    padonok.71
    1. kyznets 26 июля 2014 12:09
      Отношение ширины клинка у меча к его толщине (широкое и не толстое лезвие) по всей длине именно позволяет сделать режущую фаску и соблюсти углы заточки. Тем более, что заточка должна быть клиновая, а не в коем случае не бритвенная (для рубящих именно ударов). А вот если те же пропорции клинка (ширина/толщина) перенести на шпагу, то шпага или будет гнуться, при недостаточной твёрдости или ломаться при достаточной твёрдости. У реально - представленной на фото шпаги углы кромок 40-60 градусов. Какие 3-5 мм. режущей фаски? Это ещё большие углы заточки, чем углы клинка? Режущая 3-5 мм. фаска возможна только при бритвенной заточке. Я согласен, что нанести рубящий удар можно и 60-ти градусной кромкой. Как это и было в реальности. Для защиты тела от таких рубящих ударов достаточно было плотной одежды, толстой кожанной, либо, как делали Бюсси и д'Артаньян у Дюма, наматывали на руку плащ. Вообще я это говорю, чтобы объяснить, что шпага естественно вышла из меча, но это в основном колющее оружие, с возможностью рубящих ударов ПО СЛАБО ЗАЩИЩЁННЫМ ИЛИ ОТКРЫТЫМ УЧАСТКАМ ТЕЛА. Представлены же по длине/ширине/толщине/сужению больше колющие образцы - и менее рубящие.
      1. padonok.71 26 июля 2014 21:50
        Так я про это и говорю, что "на нет" сводилась только 3-5 мм фаска. Грубо говоря как у колуна. Большего не надо - это не скальпель.
        Рапиры же, вообще делались без режущих кромок - как 4, 6, 8 гранный штык.
        padonok.71
  15. kyznets 26 июля 2014 12:24
    Кстати меч-бастард - это как раз облегченный вариант меча, в котором изменён и центр тяжести. Это уже один из переходных вариантов к шпаге, в котором, если мы понимаем, именно появилось больше возможности для сложных вариантов фехтования, финтов, и в том числе больше возможностей для укола. А если рубиться бастардом с каролингом, то в чистой рубке бастард явно проиграет, по прочностным характеристикам. Я видел, как крутой, американский охотничий нож с качественной заточкой, из легированной стали, красавец, тупо сломали, ударив лезвие о лезвие остриями обычным рыбацким, грубо заточенным ножом, плоским и широким, сделанным на наждаке из полотна пилы по металлу.
    1. padonok.71 26 июля 2014 21:59
      Тяжело каролингу встретится с бастардом было бы, между ними 5 веков.
      А если серьезно, то я не уверен что бастард "слил бы", каролинги всетаки из гораздо худшей стали (технология не стоит на месте). И одной конструкционной прочности каролингу не хватило бы.
      padonok.71
      1. Альджавад 30 июля 2014 03:13
        Тяжело каролингу встретится с бастардом

        На периферии оружие было консервативнее. В прибалтике могли встретиться. Каролинги находят в довольно поздних захоронениях на СЗ РФ
  16. Klim2011 26 июля 2014 17:58
    Автору спасибо за оч зрелищный обзор!
    А так всегда поражала разница в прошлом и настоящем Испанской школы изготовления хол. оружия . Видимо лучшая в мире техника владения хол. оружием , прекрасные изделия, а сейчас наваху в руки берешь ( новодел) и понимаешь что китайцы делают более качественно.
  17. golova74 20 сентября 2014 17:42
    Магия клинка! Избитая фраза но единственно верная фото класс

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня