М114 или бардак по-американски

30


В начале 50-х годов правительства многих стран озаботились созданием бронированных средств передвижения для собственной разведки. Не исключением в этом вопросе стали и США. Имеющиеся на тот момент М3 и М8 «Greyhound» явно не подходили для этой роли. Были слишком тяжелы для авиадесантирования, не умели плавать, да и вообще, морально устарели и повсеместно выводились из состава войск и передавались силам нацгвардии или в резерв.

К 1954 году, наконец, окончательно определились с требованиями к технике, которую по доброй армейской традиции назвали аббривеатурой – ACRC (Armored Cavalry Reconnaissance Vehicle – Бронекавалерийская разведывательная машина). Максимальный вес ограничили 3,6 тоннами, экипаж должен был составлять 4 человека, а максимальная скорость достигать – 70 км/ч. Фактически военные хотели получить некий аналог бронированного джипа, который можно было бы переоборудовать в медэвак или в противотанковое средство. Кстати, основной парк разведки в 1951-м и состоял из джипов, но вскоре ситуацию предстояло исправить. Общий объем заказа запланировали в 3 тысячи единиц.

М114 или бардак по-американски
Бронированный джип разведки 82-й аэромобильной


Только к 1960-му на конкурс было представлено несколько моделей от конкурирующих производителей, причем все по весу сильно потяжелее требуемого. Армия начала масштабную программу госиспытаний. В это же время в Советском союзе уже 3 года как производили БРДМ-1 и готовились испытывать БРДМ-2. В вооруженных силах США в январе того же года запустили в серию БТР М113, машин удачных и состоящих на вооружении по сей день. Изготавливал те БТРы – «Ford Motor Company».

На суд потребителя разведброни фордовцы представили М113 C&R – с заниженным для меньшей заметности силуэтом, а General Motors – прототип Т114. Задание было не очень сложным, прототипы похожи. Кого же стоило выбрать? Казалось, решение очевидно – наличие в войсках унифицированного БТРа и БРДМа на единой платформе, самый низкий силуэт, самая высокая надежность и самая низкая цена изделия марки Ford. М113 C&R выиграл испытания, но… госприемку не прошел. Между Фордом и ДжиЭмом всегда шла масштабная экономическая битва, особого накала она достигла как раз в послевоенные годы. Так как «распил и откат всех победят» даже в Америке, у GMа в тот раз откат оказался больше, а лобби сильнее. Итак, новым ACRC армии США предстояло стать Т114 от подразделения Chrysler. Официальной политической причиной такого решения стало создание новых рабочих мест. И вот что у этих новых рабочих получилось…


M113 C&R

Опытные модели Т114 появились еще в 1958 году. И первым казусом стал двигатель – военная версия гражданского Chevy Small Block 283 V8 с заявленной мощностью в 160 л.с. Для тех, кто не в теме подскажу, что это – один из самых «дохлых» моторов тех годов с простеньким однокамерным карбюратором. Эти движки ставили на среднеразмерные авто, а для грузовиков и топовых моделей существовали Big block, для которых в 58-м году 250 л.с были самой нижней планкой мощности. Здесь, опять же, поработала жадность, биг блоки рядовые американцы раскупали как пирожки, производственных мощностей не хватало, чтобы обеспечить «гражданку», вот и поставили на семитонную боевую машину то, что оставалось. Достойным выходом из положения могла стать установка на базовый атмосферник двух- или четырехкамерного карбюратора, что позволило бы увеличить тягу до 180-200 лошадок при незначительном удорожании, но и этого не сделали. Трансмиссию применили автоматическую, доработанный Hydramatic с режимом пониженной передачи для движения по воде. И если сам по себе Гидраматик был технологическим прорывом того времени, то допилили явно на скорую руку, впрочем, об этом позже.


Прототип М114

Первоначальные компоновочные решения предусматривали установку пулемета М85 калибра 0.50 в командирской башенке, смещенной в корму корпуса, крыша была выполнена по сложному эргономичному профилю, экипаж состоял из 3-х человек (мехвод, командир и наблюдатель), а в плотной компоновке нашли место для откидного сидения, чтобы брать пассажира. Двигатель разместили впереди, рядом с водителем, там же и топливный бак, чтобы веселее было подрываться на минах. Еще был большой квадратный люк сзади, и машина умела плавать, используя для движения по воде гусеницы.



Он же с других ракурсов

Были даже попытки установить 106 мм автоматическую безоткатку

Т114 был официально переименован в М114 с датой начала производства в 1962 году. Для того чтобы оправдать надежды армии и политиков изначальный прототип пришлось существенно переработать. В основном, с целью удешевления производства. Профиль крыши максимально упростили, долгие споры вызвала башня и ее необходимость. В конце концов, остановились на этаком варианте неподвижной полубашенки с восемью наблюдательными приборами и пулеметом, установленным снаружи БЕЗ возможности вести стрельбу изнутри. Пулемет М85 заменили на М2 Browning, а наблюдатель получил в свое распоряжение пулемет калибра 0.30 и стал наблюдателем-пулеметчиком. Кормовой квадратный люк упростили, теперь он стал меньше и круглым. Фактически уже прошедшую госприемку программу пришлось перечерчивать заново.


Производственная модель

Как только новые, измененные чертежи попали в Вашингтон, первые 2,7 миллиона долларов отправились в Кливленд , для установки нового производственного оборудования. Уже в августе 1962 года завод заработал на полную мощность, привлекая к работе 7200 дополнительных рабочих рук. Всего к 1965 году произведи 3710 машин, при изначальном заказе в 3 тысячи.

Опьяненные ожидаемым успехом машины военные тут же начали поставку техники в части и тут же на поверхность начали выходить первые проблемы.

Самой первой проблемой стал пулемет. Для того чтобы пострелять и командир и наблюдатель были вынуждены по пояс выглядывать из своего уютного отделения. Щитка даже не было. О защите от ОМП в этом случае история умалчивала. Первые 600 машин сошли с конвейера как есть, потом баг пофиксили и танкетка с дистанционным управлением основного вооружения получила обозначение М114А1.



М114А1

Пока с одним разбирались, созрело другое. В чью-то светлую голову пришла идея установить вместо пулемета 20-мм автоматическую пушку Hispano-Suiza. По показаниям очевидцев легкую машину при стрельбе изрядно покачивало отдачей, и цель пытался поразить только первый снаряд, остальные просто пугали. Не помогали даже короткие очереди. К тому же в прицел было очень плохо видно, и наилучшие результаты давала наводка по-стволу. Вообще, у этой неплохой авиационной пушки сложилась крайне неудачная сухопутная судьба. Закупив лицензию на производство, американское военное руководство трепетно пыталось ее хоть куда-то пристроить. Ни М551 Шеридан ни MBT-70 не избежали примерки, но только М114 получил этот «довесок» на серийных машинах. Хотя в низкой точности и была виновата платформа, но практика применения в частях выявила и другой недостаток. Разработанное для работы в воздухе орудие изрядно загрязнялось где-то на 200-м выстреле вместо паспортных 550, и если после 150-200 снарядов разогретой Хиспане давали остыть, то дальше стрелять уже не получалось. Солдатики, правда, на стрельбах радовались, говорят, что лупит здоровски, вот только в настоящий бой с ней никто ехать не хотел. Совместные стрельбы с М163 «Вулкан» подсказывали решение. Для повышения устойчивости достаточно было установить на машину опорные платформы, но, и без того перетяжеленная, М114 просто не позволяла этого сделать. Достоверно неизвестно сколько экземпляров переделали и была ли это заводская или полевая модернизация. Если донором для переделки выступал М114, новое название – М114Е2, если это был М114А1, то маркировку принимали М114А1Е1, отсюда некоторая путаница в индексах.


М114А1Е1

Проблема номер два – ходовая. Опорные катки достойно выдерживали все нагрузки, но гусеница стала лебединой песней конструкторского гения. Применение сплошной (!) резино-металлической ленты при разрыве позволяла экипажу расслабиться и просто ждать рембригаду. Срастить без спецоборудования было невозможно. Если этого мало, то добавлю, что в ходу у неумелого или просто непривыкшего мехвода гусянка имела свойство непредсказуемо терять натяжение. При этом М114 либо закручивался волчком, либо уезжал в ближайший кювет.


Слетевшую гусеницу меняют только на сертифицированных СТО

Кусочек

Про двигатель уже упоминал, но добавлю. Изначально разведмашина предназначена для авангардной разведки, то есть должна находиться или двигаться впереди основных сил, которыми были, в том числе и БТР М113. Слабенький Small Block с большим трудом вытягивал в этом деле. Особенно когда появились дизельные 113-е. В воспоминаниях ветеранов часто упоминается фраза, что вот, мол, хороший был 114-й, туда бы двигатель дизельный, как у «бэтэра». Да нельзя было! Тот дизель, был почти в 1,5 раза тяжелее предшественника, и если Фордовская машинка потянула, то GM ни по компоновке, ни по развесовке этого сделать не позволяла.

Трансмиссия, обещал добавить про трансмиссию. Доработка вместо переделки добавила хорошему автоматическому Гидраматику свойство спонтанно включать пониженную (которую использовали для движения по воде). А если машина при этом двигалась на скорости километров 50 в час? Эффект был, как будто в стенку врезались. Почему она при этом не «капотировала»? Так была у нее одна хитрость – свес. Передний свес танкетки выступал за габариты гусеницы. И вполне естественно, что он утыкался в любой преодолеваемый овраг или ров. Особой пикантности ситуации добавляет все тот же слабый двигатель, который не мог вытянуть машинку обратно. Экипажу не оставалось ничего другого, кроме как ждать буксир. Не способствовал повышению проходимости и клиренс, у М114 он был всего 36 сантиметров, в противовес 56см у М113. Служившие жалуются, что ACRC не могла двигаться по колеям, проложенным остальной армейской техникой, и вынуждена была двигаться в стороне от них, любая попытка прокатиться по накатанной дорожке неминуемо приводила к посадке на брюхо и долгому откапыванию.


И все, надо идти в деревню за трактором

Бронирование в угоду меньшей массе тоже было меньшим по сравнению с БТР. Только лобовое хоть как то сопоставимо и то, за счет больших углов наклона. Во время вьетнамской войны туда отправили пробную партию из 40 М114, которые очень быстро показали свою полную несостоятельность в условиях джунглей. Тонкое бронирование и низкий клиренс способствовали высокой уязвимости к подрыву на минах или попаданиям РПГ, а слабая силовая установка ограничивала применение техники в условиях сильно пересеченной месности. Стесненное боевое отделение сильно понижало шансы выжить при подрыве на мине и не позволяло брать в разведку дополнительное оборудование. Боевое применение выявило и проблемы логистики. Из-за отсутствия унификации разведвзводы испытывали страшный дефицит запчастей. По результатам опыта от применения М114 в джунглях Вьетнама отказались мотивируя это тем, что те же задачи с большей эффективностью может решать менее проблемный М551 «Шеридан». Зная о том, сколько головной боли армии доставил этот танк, сложно даже представить всю полноту ужасности нового американского БРДМ-а.


Наконец, в 1973 году начштаба Крейтон Абрамс официально признал проект М114 провальным и в приказном порядке потребовал выведения техники из эксплуатации повсеместно. Процесс продолжался аж до 1979-го и эти шесть лет были еще более мучительны для экипажей и обслуживающего персонала, поскольку снабжение запчастями прекратилось вовсе. Танкетки еще до снятия с вооружения из-за поломок вставали в частях на мертвый прикол. За все время службы ни одна единица так и не была переделана ни в медицинскую, ни в противотанковую версию. Тем временем не прошедший госприемку М113 C&R вполне успешно завоевывал экспортный рынок и прослужил в трех разных странах около 35 лет, в противовес всего десяти у конкурента.


Оригинальная подпись: Oops!

Отдельного интереса заслуживает судьба почти четырех тысяч списанных М114. Американцы на форумах в недоумении. Некоторая часть осела в коллекциях, часть передали полиции и нацгвардии, но вот куда делись остальные непонятно. В резерве, говорят, тоже нету. Наверное, по-тихому переплавили на что-то более полезное. Вот такой вот он – бардак по-американски.

Зато красиво смотрится


Использованы источники:
http://www.eaglehorse.org/3_home_station/m114/m114.htm
http://blacktailfa.deviantart.com/art/Failed-Tanks-3-The-M114-ACRC-156099920?offset=0#comments
http://xbradtc.com/2011/02/14/armored-recon-wrong-turn-with-the-acrc/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Мэт
    +9
    24 июля 2014 09:12
    Похоже во всех армиях мира проблемы одинаковы-лобби,откаты и продажные высокие чины из штабов
    1. +4
      24 июля 2014 18:16
      Люди везде одинаковы. Просто там об этом предпочитают не говорить, а у нас в чужом глазу из бревно называют соринкой, а в своём соринку раздувают до размеров подводы с лесом.
      1. +1
        25 июля 2014 14:35
        История Бредли не намного лучше.
        Фильм Pentagon's war хорошо об этом рассказывает. Фильм кстати - комедия по книге непосредственного участника процесса разработки Бредли.
        Дело не только в откатах, они всего-лишь следствие, а не причина.
  2. +2
    24 июля 2014 09:20
    Статья поучительная. Хорошие фотографии. Про клип...По асфальту она ездит. А зачем танку асфальт?
    1. +1
      24 июля 2014 13:10
      Да она и по асфальту под горочку внатяг едет)
  3. +4
    24 июля 2014 09:59
    Применение сплошной (!) резино-металлической ленты при разрыве позволяла экипажу расслабиться и просто ждать рембригаду.

    Американский шедевр.
    1. +3
      24 июля 2014 10:09
      Цитата: Дюк
      Применение сплошной (!) резино-металлической ленты при разрыве позволяла экипажу расслабиться и просто ждать рембригаду.

      Или похоронную команду в условиях войны.
      1. +1
        24 июля 2014 12:44
        Цитата: inkass_98
        Или похоронную команду в условиях войны.

        На крайняк молитву почитать.
        1. rmt63
          +2
          24 июля 2014 18:25
          Бросать и валить. По стоячей,но целой внешне броне, долбить будут из ВСЕГО. Нас так учили.
    2. 0
      25 июля 2014 14:36
      А вот M113 C&R хорошо смотрится. Да и унифицирована с основным БТР могла бы быть
  4. +5
    24 июля 2014 11:15
    Компоновка вполне нормальная. Такая же как у БМП-1.
    Только БМП-1 получилась отличная, а Дженерал Моторс
    опозорилась.
    Первый раз только с Брэдли американцы сделали что-то приличное.
    1. +10
      24 июля 2014 11:46
      про бредли сразу фильм вспомнился как его создовали
      1. +1
        24 июля 2014 13:41
        Смешной фильм smile . Как говаривал В.С. Черномырдин: "Хотели как лучше, а получилось...", не то что хотели, добавлю от себя laughing
      2. 0
        24 июля 2014 16:05
        Отличный фильм!!!
      3. 0
        24 июля 2014 16:10
        Тоже вспомнил этот фильм )
    2. 0
      25 июля 2014 00:51
      Цитата: voyaka uh
      Первый раз только с Брэдли американцы сделали что-то приличное.

      Хотелось бы почитать сравнение Брэдли и БМП-2.
  5. +2
    24 июля 2014 13:08
    Интересно как бойцы от туда выбрались. Или так и сидели пока их обратно не перевернули? Мдауж фигово вышло.
    1. 0
      24 июля 2014 23:11
      Этож по моему танк М551? Или нет? Задней дверцы то тю-тю ....
    2. +1
      25 июля 2014 11:46
      не хотел бы я в ЭТОМ оказатся am
  6. +2
    24 июля 2014 15:06
    интересная особенность американцев , им не нравятся дизели. грузовики у них конечно дизельные. но вот легковушки, джипы и тяжеленные джипы, сплошь зажигалки. тот же тяжеленный хамер, начинал выпускатся с бензиновым движком. Колонке такая бандурина подьезжает , обязательно движок глушат, иначе полный бак не зальешь, колонка не справляется с апетитом движка. и только последнее время начали появлятся дизельные легковушки.
    1. +1
      25 июля 2014 00:55
      Цитата: Вольный ветер
      Колонке такая бандурина подьезжает , обязательно движок глушат

      Там правила запрещают заправляться с работающим двигателем, а солярка дороже базового (92) бензина.
  7. 0
    24 июля 2014 16:19
    Цитата: Вольный ветер
    интересная особенность американцев , им не нравятся дизели.

    Это процесс исторический. Так просто и не расскажешь почему. Американский автопром шел по несколько иному пути чем европейский. В 50-60-х годах объем бензинового двигателя 5-6 литров был нормой. В Европе о таком и помыслить не могли. Автомобиль размером с Волгу в США считался среднеразмерником (компактом), а дальше шли senior compacts, personal luxury car ну и флагманы линеек. У них были попытки внедрить дизеля, но рынок диктовал свои условия и те просто "не пошли". Та же история и с автоматическими коробками. Примерно до 50-х покупатели предпочитали механику, потому что альтернативой был говенный двухступенчатый автомат. Затем появляются надежнейшие трехступки-матики и у тех и у этих и все, рядовой потребитель сделал выбор и предрешил развитие рынка.
    Традиции штука навязчивая.
    1. +1
      24 июля 2014 23:13
      Это же не Европа -каждый литр на счету! Это Америка - все на прожор!

      К сожалению автора цитаты не помню .
  8. padonok.71
    -4
    24 июля 2014 21:31
    Америкашки всегда умели делать авто (а мы у них украдать).
  9. +2
    25 июля 2014 00:17
    Цитата: padonok.71
    Америкашки всегда умели делать авто (а мы у них украдать).

    Ну во-первых промышленный шпионаж, а не воровство. Во-вторых покупка лицензий, а не воровство, В-третьих грамотная осмысленная переработка конструкции, а не просто копирование. Не все там так просто как кажется.
    Возьмите хотя-бы Ford Falcon 62-го года который считают прародителем 24-й Волги и сравните обе модели.
    Ииии... Да, обратите внимание на регресс 70-80-х американского автопрома. Всю их прелесть просто задавили законами. Поскольку опять же, распил и откат. Вкратце история такова: Сначала экологи запрещают использование высокооктанового топлива, степени сжатия понижаются, объемы двигателей растут, потом новые требования к безопасности и массы машин тоже растут, а затем тут же - топливное эмбарго и кризис.
    Ищите кому выгодно)
    1. oledoyle
      0
      26 июля 2014 08:09
      Gremlin, а КОМУ выгодно?
      1. 0
        26 июля 2014 11:29
        Думая что уши растут от самих автопроизводителей. Дорогой бензин заставил потребителя отказаться от прожорливого монстра в своем гараже и побежать за новой бибикой поменьше. Продажи некоторых обновленный моделей выросли более чем в два раза. Кому война мать, а кому кризис батька.
    2. RUSLAT
      0
      27 июля 2014 17:20
      Вы забыли сказать про ГАЗ-20 и ГАЗ-21, которы до сих пор запрещено ввозить в США. Так на момент своего появления они ,,уделывали" штатовский автопром по полной..... И кто у кого копировал это еще вопрос....
  10. +1
    25 июля 2014 11:43
    Статья + за фотки ещё ++++
  11. oledoyle
    +1
    26 июля 2014 08:10
    Статья зашибись. Здоровый стеб прибавляет лет жизни!!
  12. RUSLAT
    0
    27 июля 2014 17:15
    Это точно, БАРДАК, и насколько знаю это далеко не единичный случай в США. Когда в основе государства стоит коррупция то так и будет. А солдаты за это будут платить жизнями....
  13. +1
    28 июля 2014 09:51
    Проблема американцев в том, что они разработку военной техники доверяют компаниям, выпускающим гражданскую продукцию, а там во главе стоят не военные, а "эффективные менеджеры", которым плевать, как на этом будут ездить. Главное - чтобы продавалась хорошо. У нас же военную технику разрабатывают КБ, только потом, может быть, её отдают на гражданский завод для серийного выпуска.
  14. 0
    29 июля 2014 17:20
    Хорошая статья, объективная, читается легко. Не думал, что распилы и откаты есть в США в сфере ВПК(!!!).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»