Продайте оружие!

Продайте оружие!


Впервые за всю историю Россия вместе с Европой намеревается начать полное военно-техническое сотрудничество. Для начала РФ собирается закупить французский вертолетоносец Mistral. С помощью такого сотрудничества Россия сможет провести модернизацию собственных вооруженных сил. Необходимо отметить, что эта сделка имеет немало противников как со стороны России, так и со стороны Европы.

Вооруженная дружба


После войны на Кавказе в 2008 году российские политики впервые задумались о возможности закупок иностранной военной техники для своих вооруженных сил. Операции, проведенные против Грузии, показали, что российское техническое оснащение очень сильно отстает от мирового уровня, в особенности по системам связи и беспилотной авиации. Но большинство экспертов отказались в это верить и не восприняли всерьез эту информацию. Это произошло из-за того, что Россия, подражая Советскому Союзу, многие годы пыталась делать вид, что она полностью самодостаточная страна в сфере выпуска вооружения.

Но уже в 2009-м министерством обороны России был подписан первый достаточно крупный контракт с иностранными производителями о покупке военной техники. Россия закупила 12 беспилотных самолетов у компании из Израиля Israel Aerospace Industries. Аппараты были закуплены трех типов: мини-БПЛА Bird-Eye 400, тактические БПЛА I-View MK150 и аппараты, относящиеся к среднетяжелому классу Searcher MkII. Поставка беспилотников по контракту стоимостью $53 млн. должна была начаться уже в 2011 году. Далее уже ФСБ вступила в переговоры с израильской компанией Aeronautics Defense Systems, для того чтобы приобрести пять БПЛА Orbite. После этих действий стало понятно то, что российское правительство решило идти по новому курсу перевооружения своих войск. Суть этого курса была прекрасно сформулирована замглавой Минобороны по вооружению генералом Владимиром Поповкиным, который сказал, что если иностранная промышленность производит что-то лучше, нежели отечественный ОПК, то необходимо это лучшее приобретать у нее".

Некоторое время спустя Минобороны проявило новые инициативы в этой сфере. Но теперь уже были выбраны не израильские партнеры, хотя Тель-Авив является лидером в производстве беспилотных аппаратов. Россия выбрала европейских партнеров, а именно Францию, которая почему-то стала особенно популярна среди российских силовых ведомств. Поэтому в августе 2009-го власти начали вести переговоры, для того чтобы купить новейшую французскую экипировку «пехотинца будущего» Felin. Целью приобретения экипировки было сравнение французских комплектов с российскими. Закуплено было восемь пробных образцов. В прошлом году российское правительство также подписало договор с французской компанией Thales. Суть договора заключалась в передаче лицензии на выпуск тепловизионных камер Catherine для танков Т-90 Волгодонскому оптико-механическому заводу. Завод уже в этом году начал выпуск лицензионных тепловизоров в количестве 20-30 единиц в месяц. Еще один русско-французский договор собирается заключить МВД, чтобы купить у французской фирмы Panhard General Defense легкие броневые автомобили VBL для использования их в милицейских операциях, проходящих в городских условиях.

Евросоюз, по большинству факторов, является самым перспективным партнером для закупки военной техники. Так считает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, ведь Россия с Европой объединены глубокими политическими и экономическими отношениями. А самым благоприятным партнером является Париж, ведь именно с ним в середине 1990-х Россия создала учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, а через время французские Thales и Sagem предоставляли свое снаряжение для истребителей Су-30МКМ и Су-30МКИ, которые использовались в индийских, малайзийских, а также алжирских ВВС. После того как Алжир отказался от покупки истребителей МиГ-29СМТ, их получили российские ВВС. Именно в этих самолетах размещены французские навигационные системы. Также, по мнению Константина Макиенко, в роли поставщика военной техники в Россию могут выступать Италия и Германия.

Курс на Mistral

Сейчас Франция является безоговорочным лидером в сфере ВТС с Россией. Ведь Россия и Париж готовятся к заключению самой крупной военной сделки за всю новейшую историю Российской Федерации. Россия хочет заказать у Франции универсальный десантный корабль Mistral. Стоимость этого аппарата составляет свыше 400 миллионов евро. Главком российского флота адмирал Владимир Высоцкий впервые упомянул об этой покупке еще в октябре 2009. С его слов, Россию интересует не только проведение совместных разработок, но и прямые приобретения некоторых видов французского оборудования.

Особый интерес был проявлен главкомом ВМФ к вертолетоносцу типа L-90 Mistral. Этот вертолетоносец был представлен французской госкомпанией DCNS на своем стенде. Еще в августе прошлого года во французской газете La Tribune сообщалось, что Франция и Россия проводят переговоры о заключении контракта. Позже, в сентябре, Николай Макаров рассказал, что Россия намеревается приобрести один из кораблей типа Mistral, а также получить лицензию для организации совместного производства еще 4-х кораблей такого типа, но уже на российской территории. Через некоторое время этот факт был подтвержден также и официальным представителем Минобороны Франции Лораном Тессеиром. Сделку на высшем уровне обсудили в марте. Тогда президент России Дмитрий Медведев побывал во Франции с официальным с визитом.

Таких кораблей как Mistral действительно никогда не было в России. Судно имеет множество предназначений: перевозка грузов и войск, высадка десанта, также может быть штабным кораблем. 16,5 тыс. тонн - стандартное водоизмещение корабля, 21,3 тыс. тонн - полное водоизмещение и 32,2 тыс. тонн - водоизмещение при заполненном доке. Один лишь тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» обходит новый флагман по водоизмещению в российском флоте. Длина Mistral 199 метров, ширина 32, а осадка 6,2 метра. Дальность плавания вертолетоносца составляет 19,8 тысяч миль, а скорость полного хода 18,8 узла. На взлетной палубе имеется шесть посадочных мест, на корабле могут разместиться 16 вертолетов, которые составляют стандартную авиагруппу: восемь десантных и восемь штурмовых аппаратов. Также в док-камере возможно размещение четырех десантных катеров или же двух катеров на воздушной подушке LCAC. На грузовой палубе можно перевозить 1100 тонн груза. Корабль вооружен: двумя пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса Simbad, двумя 30-мм артустановкам Breda-Mauser и четырьмя 12,7-мм пулеметами. На корабле есть радиолокаторы, различные системы связи и боевого управления. Корабль оснащен госпиталем на 69 коек. Сам вертолетоносец рассчитан на 150 человек штатного персонала и 160 человек экипажа, 20 из которых офицеры. Корабль Mistral сможет войти в ряды российской армии уже в следующем году, так как документы для подписания договора о покупке вертолетоносца будут готовы к сентябрю. Но, к сожалению, между Москвой и Парижем существуют разногласия. Париж собирается продать два корабля, а два построить на территории РФ. Россия же хочет приобрести всего один вертолетоносец, а три построить на своей земле.

Морские бои

Покупка вооружения за границей была очень распространена в России в течение нескольких столетий. Особое распространение она нашла в российском флоте. Одним из первых подобных заказов на вооружение было строительство фрегатов с 44-мя пушками и галеры. Этот заказ был сделан Петром І в 1693 году Николаю Витсену из Амстердама. Николай Витсен был бургомистром верфи. До 1917 года Россия произвела нескольких сот подобных заказов, которые были сделаны в основном в Англии, Голландии и США. William Cramp&Sons изготовил для российского флота крейсер «Варяг». После революции также осуществлялись подобные переговоры и заказы. На протяжении 1937-1939 годов Италия приняла заказ СССР на строительство эскадренного миноносца «Ташкент». Этот миноносец являлся одним из лучших примеров кораблестроения в те времена. В 1940 году СССР произвел покупку недостроенного тяжелого немецкого крейсера Lutzow . Его успели перевезти в Ленинград и дать название «Таллин», однако он не был достроен к началу войны, поэтому использовался как плавучая батарея в военных действиях. По ленд-лизу СССР получил около 600 кораблей от Великобритании и Соединенных Штатов. В числе этих кораблей был Royal Sovereign, который позже был переименован в «Архангельск», и Milwaukee, переименованный в «Мурманск».

Поэтому Россия всего лишь вспомнит закупку вооружений за рубежом как хорошо забытое старое. Ведь ни одна страна в мире не вооружается своими собственными силами: США, Соединенное Королевство, Германия, Израиль и Франция тоже покупают некоторую войсковую технику за пределами своих государств. Хотя эти страны являются лидерами мирового рынка и имеют колоссальные научные и производственные ресурсы.

Но закупка корабля Mistral была не понята основной массой чиновников и экспертов. Ведь подобные машины есть на территории РФ, в отличие от беспилотных летающих аппаратов или экипировки Felin, подобных образцов которым нет или же они очень сильно отстают от западных вариантов. Чиновники были удивлены полным отсутствием тендера на такое большое приобретение. Тогда же глава МВФ Владимир Высоцкий рассказал о том, что, возможно, тендер будет проводиться в конце августа 2009, хотя на тот момент российское правительство уже вело переговоры с французами. Ведь выбор вертолетоносца Mistral совсем неидеален. Это объяснил Константин Макиенко, сказав, что испанская компания Navantia, а также голландская Damen Scelde, которые являются конкурентами французской DCNS, много раз обходили по качеству Францию. В 2008 году французская DCNS и голландская Schelde соревновались, чтобы получить заказ на корветы от марокканцев. Хотя французская сторона всегда имела сильные позиции в государствах Магриба, контракт выиграла Голландия. Год спустя Австралия объявила тендер о покупке универсального десантного корабля. В нем участвовал Rey Juan Carlos I, проект испанской Navantia, и Mistral. Австралия предпочла Rey Juan Carlos I. Но, возможно, Россия выбрала Францию не из-за коммерческих причин, а из-за политических или более личных, ведь многие люди, наблюдавшие за куплей Mistral, вспоминали тесную дружбу российского правительства и Николя Саркози.

Очень серьезным аргументом, который негативно влияет на покупку Mistral, являлось то, что у России не было шансов получить прорывные технологии. Член совета директоров ЗАО "Западный центр судостроения" Олег Шуляковский сообщил, что во французском корабле не имеется никаких секретных технологий. Хотя есть французские публикации, которые заявляют, что некоторые технологии, которые использовались при строительстве, всё же являются секретными, но Франция не собирается передавать их России. Есть вероятность, что французская пресса имела в виду информационно-управляющую систему SENIT9, которая содержит программное обеспечение, благодаря которому появляется возможность управления силами стран НАТО.

По мнению многих чиновником, покупка Mistral будет бесполезна для развития отечественного кораблестроения, поэтому нет никакого смысла тратить огромные деньги на этот корабль, если эффект развития будет минимальным. В особенности это подкрепляется тем фактором, что цена корабля в два раза больше, чем весь бюджет России для закупки надводных кораблей. Поэтому, вместо бесполезного растрачивания денег, они предлагают вложить их в разработки подобного корабля российскими конструкторами. Эту идею предложил Игорь Сечин, который заявил, что еще в прошлом году ОСК предлагало построить подобный корабль, если Минобороны закажет его. Поэтому, скорее всего, Mistral в составе российского флота станет ни чем иным как белой вороной, имеющей сомнительную боевую ценность.

Также много вопросов вызывает и то, что приобретается корабль именно такого типа. Ведь такие десантные вертолетоносцы были разработаны для океанских экспедиций дальнего плаванья. А военно-морские интересы России в основном сосредоточены на постсоветском пространстве, где такие корабли негде использовать. Недавно Минобороны, в лице замминистра Владимира Поповкина, провело попытку объяснения покупки корабля. Он сказал, что в России на Дальнем Востоке, с точки зрения Японии, имеется нерешенный вопрос с островами. Также есть Калининградский особый район, с которым нет прямой связи. Кроме того, он заметил, что если они не добавят такую военную технику, то на Курильских островах и в Калининградской области придется разворачивать базы и содержать там тысячи солдат, офицеров, вооружение и технику.

Чужие среди своих

После того как Россия активизировала свое военно-техническое сотрудничество с европейскими странами, многие члены ЕС, в особенности бывшие страны СССР, были очень недовольны таким решением. Больше всего неодобрения вызвала покупка корабля Mistral. В особенности были обеспокоены страны Балтики. "Современное сотрудничество между РФ и НАТО достойно позитивной оценки, но вместе с тем не может быть реализовано в ущерб безопасности стран Балтийского региона", - заявил латвийский министр обороны Имант Лиегис. Его поддержал эстонский командующий силами обороны Антс Ланеотс. После этого в Париже была проведена активная разъяснительная работа. В феврале госсекретарь Франции Пьер Лелуш убедил Далю Грибаускайте, президента Литвы, что её стране ничего не угрожает.

Вскоре и Вашингтон заинтересовался будущим ВТС России и Европы. Резолюция, которая призвала страны-члены ЕС и НАТО не продавать РФ "крупные системы вооружений", была представлена в Конгрессе США. А к февралю, как выяснилось, министр обороны Америки Роберт Гейтс посетил Париж, успев сообщить властям Франции, что Вашингтон думает о продаже Москве вертолетоносца Mistral. Министр Э.Морен заверил Гейтса, что сделка не приведёт к изменениям в военно-политической расстановке сил в Европе. А власти Парижа уверены, что такого рода сотрудничество усилит и утвердит доверие между Россией и Евросоюзом.

Как страны ЕС покупали российское оружие

У Европейского союза не так уж и мало Советского оружия:7 из 27 стран союза до этого являлись членами Организации Варшавского договора. Тем не менее закупать оружие у России решались немногие европейские государства.

Как сообщают СМИ, активным покупателем продукции российского ВПК являлась Греция. На 2001 год на вооружении страны находилось примерно тридцать зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) средней дальности "Тор-М1", двадцать ЗРК малой дальности "Оса", противотанковые ракетные комплексы "Корнет-Э", три десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр" и два транспортно-десантных вертолета Ми-26. В декабре 2007-го Афины сделали заявление о намерениях приобрести 415 единиц БМП-3. Окончательное согласование условий контракта приходилось на 2010 год, но процесс был приостановлен греческой стороной. Кроме того, на территории Греции располагаются 2 дивизиона ЗРК С-300 ПМУ-1. Контракт на их поставку был заключен Кипром в 1997-м году,но сопровождался активным протестом Турции. Эти С-300 были размещены Грецией на Крите в марте 99-го года, взамен на что на Кипре были установлены "Тор-М1".

Недавно стало известно, что Кипр собирается приобрести у России 41 танк Т-80У. По информации СМИ, сумма контракта составляет 115 млн.евро, часть которых уже оплачена.

Так же, согласно данным Регистра ООН обычных вооружений, в 1992 году Великобритания приобрела у России танк Т-80. Цена сделки оценивается в 5 миллионов долларов. Позже, в 2005, Британия приобрела еще два ПЗРК «Игла» с 19-ю ракетами. Эта покупка оценивается в 2,8 миллиона фунтов. Потом, в 2007-м, Британия, для того чтобы бороться с наркотрафиком в горном районе Пакистана, заказала у России два вертолета Ми-17. Цена этой сделки составляет приблизительно четырнадцать миллионов долларов.

Чтобы погасить госдолг СССР, в 1996 Россия была вынуждена передать финскому правительству три дивизиона зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) "Бук-М1". Это обошлось России в двести миллионов долларов. ЗРК изначально предназначались для обороны Хельсинки, но Минобороны Финляндии в 2008 году объявило о своих намерениях снять ракеты с дежурства.

Чтобы погасить свой долг перед Чехией, в 2005-2006 гг. Россия передала этой стране двадцать шесть транспортно-боевых вертолетов (10 - Ми-35 и 16 - Ми-171Ш). Ми-35 сейчас используется полицией Чехии. Эта сделка стоила сто восемьдесят четыре миллиона долларов.

В том же 2007-м году Португалия приобрела у Российской Федерации шесть многоцелевых вертолетов Ка-32А11ВС за тридцать шесть миллионов долларов.
Первоисточник: http://www.kommersant.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. spirit 7 июля 2011 13:39
    Купили голубятню! Главное чтоб это корыто где не будь на дно не село.
  2. Ordnung 7 июля 2011 16:19
    Да в общем ничего страшного в этом нет, при условии, что основной акцент будет делаться на покупку новейших технологий.
  3. mitrich 7 июля 2011 16:25
    Я тоже считаю статью хорошо и правильно написанной.
    ОРДНУНГ(что значит порядок),
    видя Ваш аватар...В общем, мне он очень нравится, особенно если это автопортет, не меняйте его.
    mitrich
  4. datur 7 июля 2011 18:09
    спасибо, что открыли глаза--- мистрали вместо баз. это по современному, огромный плавучий гробик курсирующий вдоль вражеских берегов. Все вражины забоялись и будут готовы сдаться на милость победителя- ТАБУРЕТКИНА ВЕЛИКОЛЕПНОГО, ну конечно под чутким присмотром наноайподмена. а мы тут все спорим --одно слово серости.
  5. Свой 7 июля 2011 20:45
    Я категорически против. У нас уже есть приличное отставание в связи с двадцатилетним "отпуском" по вооружениям. Сейчас нужно усилить финансовые патоки в собственное ВПК, менять материальную базу, востанавливать конструктурские школы и т..п. Иначи кранты
  6. Рустам 8 июля 2011 01:54
    вот интервью из независимой газеты цитита-Но на практике, продолжает Сердюков, все выглядит иначе. Производитель приходит в ФСТ, согласовывает все, приходит к нам и говорит: вот цена. Согласовано – значит, надо покупать. И происходит очень интересная вещь. У нас некоторые модели уже дороже импортных аналогов, которые намного превышают их по техническим характеристикам и по гарантийному периоду. Но не потому, что ФСТ неправильно оценило изделие, а потому, что производитель начинает загонять в свою цену все свои издержки, в том числе и социальный сектор.

    Если одна лодка на «Севмаше» производится девять лет, говорит он, то все издержки, в том числе и свиноферма, детский и пионерский лагерь, дом отдыха, поликлиника, – все это ложится на одну бедную несчастную лодку. Даже те контракты, которые они срывали, к примеру, строительство платформы для «Газпрома» (деньги куда-то ушли, а ее достраивать нужно), – они тоже сваливают на эту лодку. «Горшков» опять же там торчит. Ну сколько эта лодка будет стоить?!

    Раньше эта лодка стоила 47 млрд. руб. А теперь, сказал министр, они предлагают новую лодку заложить за 112 млрд.(нормально да)
    ДА ЛУЧШЕ ЗАКАЗЫВАТЬ ЗА РУБЕЖОМ
  7. Рустам 8 июля 2011 02:01
    ПРОДОЛЖЕНИЕ-Я вчера пошел смотреть представленные нам образцы, – сказал министр, – и спрашиваю у конструкторов: вы были на выставке, видели что-нибудь. Он отвечает: нет(а зачем?нас и здесь неплохо кормят). Ни на одной международной выставке они не были. И спрашивается, как же вы тогда производите свою технику, если не знаете, что делают ваши конкуренты, какие есть сегодня тенденции в ее развитии? Нет, на местных выставках они бывают. Есть две компании, которые производят бронежилеты, они и соревнуются друг с другом. А то, что производят в мире, не знают, понятия не имеют, что есть уже гибкие, легче в несколько раз, более защищенные. Специальные воротники делаются, каски те же самые – ну просто не хотят знать и видеть.

    Я дал поручение своим подчиненным, чтобы они брали этих ребят(ИЗ ВПК) с собой(НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ) и показывали то конкретное, что нас интересует. Или хотя бы понимали, какие направления здесь существуют, иначе будут в собственном соку вариться. И все время модернизировать то, что было придумано несколько десятков лет назад.
    ________________________________________________________________
    вот и все сами жирные ребята из впк не хотят развиваться-ведь до Сердюкова до 2008 все было нормально конкуренции нет и можно впихивать старье моральное за большое бабло ка разницу класть себе в карман Зачем ездить на выставки смотреть что у конкурентов и так купят
    нет уж !!!!! Наша оборонная продукция стоит таких денег и такого качества, что проще покупать аналоги за рубежом.

  8. huginn 8 июля 2011 12:13
    Какая то древняя статья.Ну и зачем размещать такое старье?
  9. Draz 9 июля 2011 09:46
    Если рассматривать закупки за рубежом как мотивацию нашего ВПК на развитие, то все правильно, конкурирующих фирм в своих отраслях раз два и всё.
    Подумать только вот, если бы не IVECO (итальянские бронеавтомобили), то не было бы Волка (русский бронеавтомобиль), это результат так сказать на лицо.
    Потом если вспомнить тот же Felin, то у нас аналог весил до 100кг, и каким надо быть кабаном, чтобы таскать его на себе, а ведь ещё нужно нести оружие+боеприпасы, бегать, прыгать, а если это связист? ему нужно ещё радиостанцию тащить на себе, дело это не легкое, даже без бронежилета и оружия.
    Вот один Мистраль купят у франции и можно сразу тренировать экипажи корабля и авиаполков, и далее посылать на дежурство на курилы, остальные же будут строиться у нас и это будет развитием нашего ОПК, я уверен, что наши сегодняшние станки не потянут такой заказ и придется их менять, потом на этих же станках новые корабли будут строиться. А то пока у нас разработают, испытают, утвердят, заплатят, начнут строить, они уже устареют и не нужны будут. Таковы реалии, как не печально. Если кстати посмотреть, то ведь самолеты у нас не покупают за рубежом боевые, потому-что они соответствуют МИРОВЫМ стандартам и конкурируют на МИРОВОМ рынке.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня