Основные боевые танки (часть 8) – Арджун, Индия

2
В 1972 году командование сухопутных войск Индии определилось с требованиями к новому основному боевому танку, который планировалось принять на вооружение армии. К этому времени индийская промышленность уже имела опыт лицензионной сборки английского танка «Виккерс» Мк1 («Виджаянта») и советского танка Т-72М. Окончательное решение о создании танка было принято в 1974 году. Предполагалось, что танк будет разработан силами индийских конструкторов и на 100% будет состоять из агрегатов, комплектующих и узлов, произведенных на территории Индии. Проект танка получил название МВТ-80 (Main Battle Tank of the 80-ies – основной боевой танк 80-х годов). Так началась история создания первого индийского танка, растянувшаяся на долгие десятилетия.

На создание своего первого ОБТ Индия затратила огромное количество времени и средств. Лишь в 1984 году было объявлено о создании первого прототипа танка, в 1985 году был осуществлен первый показ готового образца. В 1988 изготовили небольшую опытную партию машин для проведения всесторонних испытаний. При этом решение о начале производства танков правительством страны было принято лишь в 1996 году, в том же году танк получил свое имя «Арджун». Наладить производство танков планировалось на танкостроительном заводе в Авади. Первую промышленную партию планировали выпустить в течение 5 лет и в ходе эксплуатации выявить все недостатки, требующие дальнейшего устранения.

Видимо данные войсковые испытания ничем хорошим для машины не обернулись, так как серийное производство было начато лишь в 2006 году, а первые танки на вооружение индийской армии поступили в 2007. От первоначальных своих планов о постройке 2000 танков Арджун в Индии уже успели отказаться, оставив без изменений лишь первоначальный заказ на 124 танка. Не в последнюю очередь здесь сыграли свою роль закупки у России танков Т-90С, которые по цене и надежности превосходят современный индийский танк. Так цена Арджуна с планируемых 1,6 млн. долларов в 1980-е годы уже успела вырасти вдвое и сегодня цена 1 танка находится на уровне в 3,3 млн. долларов, что почти вдвое дороже, чем стоимость экспортного Т-90.
Основные боевые танки (часть 8) – Арджун, Индия

Стоит отметить, что само по себе создание основного боевого танка – это большой прорыв для индийской танковой промышленности, но цели, поставленные перед ней, выполнены не были. Так в частности локализация танка в настоящее время составляет около 60%. Танк, по всей видимости, так и не станет ОБТ Индии, судьба его остается туманной. При этом уже начаты разработки модели Арджун Мк2, первые испытания которого запланированы на 2011 год, а массовое производство машины планируется начать в 2014. Основные работы сводятся к тому, чтобы довести локализацию танка с 60 до 90% В первую очередь за счет использования двигателя и трансмиссии местного производства, а также усиления огневой мощи танка, за счет использования современных наукоемких разработок. Танк должен будет получить усовершенствованную СУО, а также возможность запуска противотанковых ракет через ствол орудия.

Компоновка и бронирование

Танк Арджун обладает классической компоновкой. Отделение управления находится в передней части танка, место механика-водителя смещено вправо. За отделением управления расположено боевое отделение, в котором располагаются 3 оставшихся члена экипажа (экипаж танка 4 человека, в танке отсутствует автомат заряжания). Командир танка и наводчик размещаются в башне справа от орудия, заряжающий располагается слева. В корме танка находится моторно-трансмиссионный отсек. По своему внешнему дизайну танк напоминает немецкий «Леопард-2» и японский танк Тип-90.

Бронезащита носовой части корпуса комбинированная, с достаточно большим углом наклона верхней лобовой детали. Борта корпуса танка защищены противокумулятивными экранами, передняя их часть выполнена из броневого материала, остальная часть бортов танка прикрыта резиновыми экранами. Лоб башни танка наклонен по отношению к ее корме, борта башни вертикальные. На корме башни монтируются блоки дымовых гранатометов. Танк оборудован быстродействующей системой пожаротушения и защитой от оружия массового поражения. Система обнаружения пожара руководствуется информацией, получаемой от инфракрасных датчиков – время ее срабатывания составляет 200 мс. в отсеке экипажа и 15 с. в моторном отсеке.

Башня и корпус танка имеют сварную конструкцию с применением созданной в Индии брони «канхан», которая представляет собой, по всей видимости, один из вариантов брони «чобхэм», использующейся на западных танках. При проектировании танка индийские инженеры принимали во внимание антропометрические данные индийских солдат, что позволило им наиболее оптимальным образом разместить различное приборное оборудование и органы управления танком.

СУО и вооружение

Основным вооружением танка является 120-мм нарезное орудие, стабилизированное в двух плоскостях. Орудие оснащено теплоизоляционным кожухом и эжектором. Стрельба из орудия ведется выстрелами раздельного заряжания с кумулятивными, бронебойными подкалиберными, бронебойно-фугасными и осколочно-фугасными снарядами. Для осуществления наведения орудия и поворота танковой башни используются электрогидравлические приводы, позволяющие добиться высокой скорости и точности наводки. Заряжание орудия осуществляется вручную, что частично объясняет довольно низкую скорострельность – до 6 выстрелов в мин. Танковое орудие имеет максимальные углы возвышения и склонения в диапазоне от +20 до -9 градусов.

С орудием спарен 7,62-мм пулемет, еще один пулемет 12,7-мм монтируется на крыше башни, у люка заряжающего, и используется в качестве зенитного. Танк оснащен автоматизированной объединенной СУО, основной элемент которой составляет бортовой компьютер производства испанской компании «ENOSA». Данный компьютер автоматически учитывает значение таких показателей как скорость и направление ветра, температура и давление воздуха, температуру заряда и вносить необходимые поправки при стрельбе.

В распоряжении наводчика танка имеется стабилизированный во всех плоскостях прицел с лазерным дальномером и тепловизор (общий с командиром машины). Командир наблюдает за полем боя с помощью стабилизированного панорамного прицела. Сообщается, что СУО Арджуна способна обеспечить достаточно высокую точность стрельбы из орудия при движении с показателем прямых попаданий на уровне 90%. Возможность контроля огня в движении и в ночное время крупный шаг вперед для индийских разработчиков.

Двигатель и трансмиссия

По первоначальным замыслам на танк планировалось установить газотурбинный двигатель мощностью в 1500 л.с., однако впоследствии было решено остановиться на 12 цилиндровом двигателе воздушного охлаждения той же мощности. В итоге индийскими инженерами был разработан ряд двигателей с мощностью в диапазоне от 1200 до 1500 л.с., однако все они не удовлетворяли военных и требовали конструкторских доработок. В результате Арджун получил немецкий десятицилиндровый V-образный дизель 838 КА 501 производства компании «MTU», имеющий жидкостное охлаждение и систему турбонаддува. При 2500 об/м данный двигатель развивает мощность в 1400 л.с., что обеспечивает почти 60-тонной машине достаточно приличную тяговооруженность – около 24 л.с. на тонну. 59-тонный Арджун способен развить по шоссе скорость до 70 км/ч, а по пересеченной местности до 40 км/ч.

С двигателем соединена гидромеханическая трансмиссия, включающая планетарную коробку передач производства немецкой фирмы «Ренк» и гидротрансформатор. Коробка передач с механическим переключением имеет 4 передачи переднего хода и 2 передачи заднего хода. Подвеска танка гидропневматическая. С каждой стороны корпуса расположено по 7 опорных и по 4 поддерживающих катка. Ведущие колеса – задние. Двускатные опорные катки имеют наружную амортизацию. Гусеница танка стальная, оборудована резинометаллическими шарнирами, и резиновыми накладками на траки. Корпус танка и его гидропневматическая подвеска уплотнены для предотвращения попадания в них пыли и просачивания воды (при движении танка вброд или действиях в болотистой местности).

Благодаря сравнительно небольшому давлению на грунт (0,84 кг/см2) и достаточной мощности немецкого двигателя ОБТ отличается хорошей проходимостью и маневренностью. Танк способен преодолеть ров шириной до 2,43 м. и без дополнительной подготовки форсировать водное препятствие глубиной до 1,4 м. Используемая на танке гидропневматическая подвеска обеспечивает машине хорошую плавность при движении по пересеченной местности.

Использованы источники:
www.army-guide.com/rus/product1391.html
www.pro-tank.ru/brone-world/india/310-tank-arjun
www.zelezki.ru/catalog/india/arjun.html
www.warinform.ru/News-view-180.html
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 июля 2011 16:44
    Боюсь что скоро мы также позорно скатимся к уровню ВПК Индии
  2. +1
    28 сентября 2011 03:29
    "При проектировании танка индийские инженеры принимали во внимание антропометрические данные индийских солдат"-а это как,чем они от пакистанских или непальских отличны,башенки в броне под тюрбан?